Рассказ о счастливой москве спектакль отзывы

О спектакле Отзывы (25)

Рецензия «Афиши» на спектакль

7

Каждый сезон Театр Табакова выходит на «Маску» со спектаклями режиссера Миндаугаса Карбаускиса, и каждый раз это беспроигрышный вариант. «Рассказ о счастливой Москве» родился из романа Андрея Платонова. В густом концентрате идей, эмоций и метафор этой прозы Карбаускис отыскал свой сюжет, а художник Мария Митрофанова нашла для него лаконичный и емкий образ. В гардеробе комсомольского клуба — между рядами вешалок, подписанных годами кровавого века, — мечутся шестеро персонажей в поисках своей судьбы. Молодые актеры «Табакерки» играют особую породу людей — людей первых лет Советской республики, строгих юношей и девушек без адреса. Но играют из нашего времени, остраняясь, смеясь и зная, что это история про все времена. Так же неистово ищет комсомолка Москва (Ирина Пегова) мирового приложения своей способности любить, и так же влюбленный в нее механик Сарториус (Александр Яценко) тоскует о том времени, когда человек научится главному — мужеству беспрерывного счастья.

Лучшие отзывы о спектакле «Рассказ о счастливой Москве»

    • 7

      Молодые жители Советского Союза новой формации в течение двух часов обрушивают на зрителей поток бредовых мыслей-мечтаний о смысле жизни и роли каждого из них в обретении конкретным индивидуумом вселенского счастья. Один конструирует весы для народного хозяйства, признавая это первым делом своей жизни. Другой вечерами строчит письма «отдаленным друзьям», описывая прелести жизни в стране Советов и призывая каждого приехать и убедиться. Главная героиня — Москва Честнова, тоже мечтает осчастливить всех и каждого, только путь для этого ей неведом. Судьбы героев расходятся и вновь пересекаются без всякой логики, но за стремлением воплотить свои идеи-утопии в жизнь забывают о простом человеческом счастье, привязанности, любви. Хотя… даже не забывают, скорее не понимают смысла происходящего с ними, обуревающая каждого идея (осчастливить всех) не дает им и шанса заглянуть внутрь себя. Жизнь в конечном итоге расставит все на свои места, колесом метрополитеновской вагонетки прокатившись по судьбе каждого.
      Спектакль смотрится тяжело. Для меня это было предсказуемо, поскольку и читать Платонова мне тоже никогда не доставляло удовольствия. Тексты его произведений, вызывали скорее мучения, чем наслаждение от прочтения. Извилистые обороты речи, преувеличенно гротесковые образы (не люблю). Хотя режиссеру можно поставить в заслугу, то что как и в «Рассказе о семи повешенных» атмосферу произведения удалось воплотить на 100%.
      Игра актеров очень понравилась, не могу выделить никого конкретного, каждый был на высоте. Помимо Ирины Пеговой, считаю, каждый из актеров достоин Маски за безусловно достоверный образ, созданный на сцене.
      Сценография, если честно мне оказалась не понятна. Все действие в гардеробе…в семи повешенных тоже постоянно маячили вешалки, но там они казались логичными в канве действия, здесь же мне оказались не понятными. Гардеробные стойки напомнили мне кладбищенские кресты с датами жизни, но замысел их места в спектакле не догнала:) Вот цветовое решение спектакля — очень понравилось. Художнику по костюмам тоже Маску бы дала:))
      Наверное, человеку, который посещает театр ради выхода в свет, для развлечения, я бы не посоветовала идти, слишком муторно. А вот ради получения новых театральных впечатлений — да! Идти однозначно!

    • 9

      Идеальное произведение Платонова, идеальная постановка, идеально совпавшие с персонажами актеры.

      Я шла на спектакль, зная только, что это о чем-то про революцию и советский строй… И какой же огромный пласт нашей истории я вынесла для себя после просмотра спектакля, а потом и после прочтения оригинала «Рассказ о счастливой Москве»!
      Да, после спектакля первой же мыслью было кинуться к интернету, найти и прочитать рассказ… Спектакль шикарный, сильный, доходчивый, но захотелось до последней капельки прочитать все произведение, чтоб ничего не упустить – а вдруг чего-то в спектакле не было? Оказалось – все было – практически дословно передана проза Платонова и очень грамотно опущены некоторые фразы, которые, на мой взгляд со сцены коробили бы слух зрителя.

      Для меня рассказ Платонова оказался открытием… открытием не то что фактов нашей истории, а ощущений духовного (а точнее бездуховного) состояния тогдашнего человека. Ничего подобного я еще не читала… Было у нас и про патриотизм, и про страдания, и про мужество и про много чего еще… но вот про НЕПОНЯТНОСТЬ своего существования, про терзания «несуществующей» души человека раннесоветского периода, описанных именно в таком ключе, я еще не встречала…

      Как же прекрасна в своей естественности и «счастливо несчастна» Москва Ивановна Честнова! Она – истинное дитя революции, воспитанная только партией, которая с детства обещала ей СЧАСТЬЕ! – счастье жить в Советском союзе, счастье работать на благо партии и народа, счастье двигать прогресс и т.д. И она верит, что счастлива, но с каждым годом жизни все менее реально это чувствует… Она хочет любить весь мир, объять его, помочь ему, но не умеет… Она не умеет любить, так как в детстве ее этому не учили и не показывали примера…

      Не находят себя и мечутся другие персонажи рассказа – Сарториус, Божко, Лиза. Божко стыдится, что родился при капитализме и «не смотрит на себя», не берет свои мысли в расчет из-за этого…

      Советский союз совершил грандиозную подмену ценностей, но взамен предложил фальшивую и несоразмерную бездуховную действительность.

      Не буду пересказывать рассказ), хотя буквально каждая фраза заслуживает внимания! Просто очень советую: сходите сначала на спектакль, а потом почитайте рассказ. Потом очень приятно и точно представлять Пегову в роли Москвы Ивановны, и других актеров в роли прочих персонажей.

      Простите уж, что я все про рассказ, да про рассказ… а где же тут отзыв о спектакле?)) — Просто настолько органичны и неотделимы стали для меня актеры спектакля и сама постановка от персонажей и произведения Платонова, что не могу говорить о них в отдельности. А это как раз значит, что режиссеру удалось! Да еще как удалось! Спасибо огромное создателям спектакля за то, что нашли этот редкий во всех смыслах (и по мастерству, и по известности – рассказ был опубликован в начале 90-х гг., а написан в 30-ее гг.) рассказ Платонова и так великолепно воплотили его на сцене)

    • 9

      Для ценителей образов Андрея Платонова — подходящий спектакль. Москва, оказывается, имя девушки, про которую рассказ. Дело, естественно, происходит в советском союзе и в Москве. Декорации и костюмы выполнены в строгой цветовой гамме (честно говоря, после Волков и овец уже некоторый дежа вю, но для этого спектакля, пожалуй, ничего уместнее серо-красно-чёрного представить невозможно). Открыла для себя Дмитрия Куличкова в роли хирурга Самбикина. А обаятельная Яна Сексте сыграла сразу несколько ролей. Понравилось. Рекомендую.

    • 1

      Спектакль неоднозначный, сюжет сложный для восприятия как, видимо, все творчество Платонова.

      Второй спектакль в «Табакерке» по этому автору (первым был «Епифанские шлюзы») и второй раз ничего не понятно, не близка энергетика, сюжет, хотя я люблю и актеров Табакерки, и исторический период начала XX века, не понятен и не тронул душу.

      Никак…

    • 9

      Нараспашку, полный советской дурной веры в служение коммунизму, но искренний до рези в глазах. Очень мощный спектакль. Смех сквозь слезы.
      Отличное сценическое решение — все действие происходит в гардеробе. По мере развития сюжета расставляются цветовые акценты в костюмах героев.
      Один из редких спектаклей, на которые очень хочется сходить еще.

    • 7

      Не могу назвать пьесу светлой, но и унынием от нее не веет. Она другая, особенная, каких мне еще не доводилось видеть.

      Это история о серости советской действительности, о восторженных обывателях, окрыленных мечтой о торжестве коммунизма, о легкомысленной и не вписывающейся ни в какие стандарты Москве, которая и сама со временем посерела, но все также, как и в бытность наивной ярко-красной молодости, готова пригреть под своим крылом убогих, опустившихся на самое дно и одиноких, а также тех, кто потерял веру в это самое светлое будущее. Москва такая, какая есть и судить ее не надо.

      Чтобы до конца понять этот спектакль, надо посмотреть его не один раз. Возможно, даже двух просмотров будет недостаточно. К слову, свободных мест в зале не было.

    • 9

      Пронзительный, глубокий, динамичный, злой спектакль о расставании с грезами и надеждами… must see… Платонов великий автор ХХ века, отличное прочтение и раскрытие в этой работе.

    • 7

      Оценка 4 — — Сложно быть объективным зрителем, когда приходится воспринимать искусство в душном, жарком зале Театрального центра на Страстном (во всяком случае в этот вечер там было именно так, раньше в этом зале такого не замечала). Постановка интересная, декорации, актеры играют хорошо, здорово решена цветовая гамма костюмов — черно-серая с яркими, алыми пятнами. Но, видимо, сам материал непростой (Платонов) — в общем, не получилось как-то сделать спектакль сочным, на мой взгляд. Хотя попытка почти удалась. Много разных сообщений, стройной концепции как-то не получилось

    • 7

      Действительно НЕПЛОХОЙ спектакль, но эмоций наверное ожидала получить более сильных. Очень понравился ход с цветовой гаммой спектакля — все в серых тонах, а акцент в разных сценах на главное событие или людей сделан с помощью одежды или других декораций красного цвета. Очень яркое зрелище. Ну и , конечно, хочется отметить прекрасную игру Ирины Пеговой (чувствуется школа Фоменко, а я его театр ОЧЕНЬ люблю).

    • 9

      Если ты такой умный, почему ты такой несчастный?

      Умение быть счастливым – главный урок, который преподаёт нам жизнь. А «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса по одноимённому произведению Андрея Платонова, напротив, – пособие о том, как делать не надо.

      Постановка на сцене подвальной Табакерки бедна на декорации, но это, с лихвой, перекрывается её замысловатостью. Театр Карбаускиса начинается с вешалки, так как основное действо разворачивается в гардеробе. Здесь одни герои сдают одежду, другие, забирают её, третьи звонко стучат номерками о стойку, пока в конечном счёте не останутся погребёнными под горкой чужих шинелей, каждая из которых – отдельная история жизни.

      Герои постановки – молодые люди, научившиеся жить по заданной идеологической траектории в столь же молодом государстве — СССР. Для них ориентирами познания служат точные науки, они знают, как сделать весы для измерения крошек хлеба, но не знают, как измерить собственные чувства.

      Оттого так сложно им понять и чужие горести. «Дорогой отдалённый друг. Соболезную, что у тебя умерла жена. Но не отчаивайся. Приезжай к нам в Советский Союз, чтобы жить счастливо и строить социализм…» Карикатурное изображение целого поколения, выросшего на заветах Ленина, Сталина и других идеологов времени, показывает насколько люди, строившие мировой социализм, не могли построить свою личную жизнь.

      В центре постановки девушка по имени Москва. Сирота народная без всякого жизненного опыта начинает свой самостоятельный путь с открытым забралом. Она не должна принадлежать никому. В череде отношений, вполне подразумевающих, что в Советском Союзе секс еще есть, она, как мотылёк прыгает из койки в койку, от одной влюблённости к другой. Где-то ей мешает отсутствие смелости, где-то затуманенные идеологией амбиции, где-то собственно сиротское восприятие жизни: брать, но не давать.

      Персонаж Ирины Пеговой, в конечном счёте, теряет былой задор. Момент, когда происходит перелом, режиссёр не показывает. Она снова появляется перед зрителями из горки шинелей, с деревянной ногой, растрёпанная, с хрипящим голосом, в доме вневойсковика Комягина, которого изначально осуждала за антисоциальный образ жизни. Однако всё это лишь внешние атрибуты глубокого внутреннего слома. Она больше не та увлечённая, лёгко идущая по жизни девочка. Она – потерянная душа, которую тщетно ищут в пустом кишечнике мёртвой женщины хирург Самбикин и механик Сарториус. Следующий этап её развития – кал. К слову, комичные рассуждения о природе и месте души человеческой отражают не столько туманные представления об устройстве человека, сколько дуальность восприятия духовно-материального мира.

      Монолог Москвы «Я хочу быть счастливой» — это крик души человека, который потерял себя, свою любовь и надежду на лучшее. Это символ утраченного времени и возможностей. Безысходность.

      Однако режиссёр не ставит точку на минорной ноте. В противовес главной героине показаны искания механика Сарториуса (Иван Шибанов), который решает начать всё сначала. Он покупает новый паспорт, меняет профессию и переезжает. Его попытка построить новую ячейку общества с женщиной, которую бросил муж, — это шанс на искупление главного греха в жизни человека – неумения стать счастливым. И пусть открытый финал показывает, что судьба бывшего механика Сарториуса простой не будет, главный урок он всё-таки выучил, взяв на себя ответственность за себя и других.

    • 5

      Рецензии не будет. Сегодня прямо во время спектакля, а точнее в его самом начале, за кулисами, Яна Сексте сильно повредила ногу и спектакль был отменен. Как следствие, видимо не будет и ближайшего спектакля 22 ноября.

    • 5

      Спектакль — как раз для тех, кто потом впервые соблаговолит заглянуть в платоновский текст, и, найдя его занудным, закроет, не дочитав, довольный, как со скидкой, всего-то меньше чем за два часа, да ещё погоготав, потребил. Да уж, если лень продираться сквозь эту прозу, уникальную, всегда то ли от задавленной самоиронии, то ли от избыточного чистосердечия корявую, страшную, неуютную, — вам сюда, из-под бедненького, нависающего потолка глазеть на действо вперемешку с кашлем от пыли удушливого зальчика и непременными рингтонами — несмотря на вахтёрски-инструкторские «таквыключаемтелефоныподходимпокупаемафишку» от нарядной распорядительницы, что до трети сценического времени будет вводить и переупаковывать припозднившихся помимо и поверх вас.
      Но если признать, что Андрей Платонов — абсолютный уникум, неповторимый художник, которому одному, может быть, удалось в словесности сотворить то же, что в пространстве осуществил диковатый и завораживающий, перетекая в жестокий фанатизм раннего ардеко, конструктивизм, — то все эти выдумки, давно затисканные алые рубахи, навязчиво то вкручиваемые, то выкручиваемые, подчас ещё и с бонусом прикольной пантомимы электрические лампочки, азартный перестук номерков от (какого-то туманно обобществляющего жизнь? — нет, это перебирает на свой страх и риск одинокая зрительская интуиция) гардероба, шинели (которые вовсе не имелось в виду приписать, конечно, например, расстрелянным, хотя можно было бы…), эта совсем вздорная деревяшка пристяжной ноги, тривиальны и жалки по сравнению с исходным материалом. Чтобы уместить события в стереоочках какой-то зощенковской цепочки романчиков, из них решают выкинуть всё, что не клеится к «дому два» про любвеобильную детдомовку, в том числе восхитительный, красноречивый и полисемичный эпизод с воспламенившимся парашютом, без которого, вообще говоря, в сюжете сразу многое непонятно (но и не нужно, если можно поржать, как это в постели сразу наступает коммунизм). Кое-где куски угловатой прозы, где всякое предложение — шедевр вдохновенного языкового искривления, лепятся постыдной скороговоркой. А между этим и тем, колеблясь между отлаженной задушевностью и неуверенным стёбом, актёры по-проторенному разделываются с прозаическим произведением, длинно его зачитывая то так, то эдак. И дело даже в не в том, что у автора нет позиции по перелагаемому в серии довольно-таки стандартных механистичных экзерсисов. Просто, по-моему, ставить так скучно, плоско, бедно авангардную прозу нельзя. Она для этого сама в себе слишком хороша.

    • 6

      Очень понравилась игра Пеговой. Но в целом несколько разочарован. Начали хорошо, но минут через 30 как-то стало скучно. Тяжело два часа без антракта. Смотрел сегодня на сцене Молодежного театра на Фонтанке в Санкт-Петербурге.

    • 7

      Были вчера на Рассказе о счастливой Москве. Энергичный спектакль, довольно неожиданный для Табакерки, в которой я обычно посещала более классические постановки, но от этого, возможно, производящий даже более сильное впечатление.

      Есть в спектакле некая сумасшедшинка. Персонажи совершают поступки смешные и странные. Их судьбы переживают удивительные взлеты, а затем срываются в бесконечную тьму и низость. Первое впечатление — во всем происходящем «виноват» советский строй или трудное детство Москвы, или идеализм. Но выходя из зала, и обдумывая увиденное, начинаешь чувствовать, что тут ни при чем ни то, ни другое, ни третье.

      И какими бы ни казались далекими эти персонажи от нашего времени, у них есть то, что верно для многих и сегодня: неспособность разглядеть собственное счастье в тот момент, когда оно приходит и отсутствие «мужества непрерывного счастья». Ни у кого из персонажей нет чувства счастья здесь и сейчас. Есть ощущение счастья грядущего. Может быть, у кого-то есть ощущение счастья ушедшего. Но в настоящем у всех только неудовлетворенность, жажда чего-то нового, неиспытанного. Это чувство неизменно и не покидает их ни в периоды успеха и достатка, ни в периоды упадка и горя. Они все смотрят куда-то вдаль. В коммунизм, космос, смысл жизни. И совершенно не замечают ценности того, что и кто рядом. Стало ли это менее актуально сегодня?

    • 7

      «Рассказ о счастливой Москве»
      (Табакерка, 16.09)

      Заходишь в зал и попадаешь в гардероб советских времен. Актеры оглушительно стучат номерками, выдавая и принимая стандартные серые шинели. Серый цвет разбавляется красным только с появлением Москвы Ивановны Честновой, когда она распахивает перед залом свою серую робу и открывает душу… и принимает она в эту душу, к этой «большой груди» всех, как Москва впускает и пытается всех пригреть и полюбить…
      … для себя она хочет только «жить обыкновенно со счастьем», приносить какую-то пользу стране (как и Божко, трудящийся на благо социализма, как и механик Сарториус, как и хирург Самбикин, чувствующий ответственность «за всю безумную судьбу вещества», исследующий живое проявляющееся «в момент последнего дыхания»). С помощью Москвы они все становятся счастливее, обретают после нее какую-то свою истину, или «находят в ней что-то утраченное в самом себе», отрывая при этом безвозвратно часть ее, так что в конце ей не осталось ничего кроме как «пропасть где-то в пространстве этого города и человечества».
      Все актеры играют очень хорошо, из них сложно кого то выделить…но роль Москвы как будто создана для Пеговой…кажется даже если бы я читала Платонова, не зная, кто будет играть Москву, я бы все равно рисовала в воображении похожий образ…интонации, блеск в глазах, слезы, детскость, открытость, нескончаемая радость, честность…все в ней есть…
      Декорация на все 2 часа одна, стойка гардероба становится и стойкой бара, и койкой, и операционным столом и тд… Радио с «советскими» мелодиями …
      Игра с лампочками, как будто напрямую взята из платоновского текста: «и потухнуть вовремя лампой над чужим поцелуем, вберя в себя то тепло, которое только что было светом».
      А вообще, я давно не читала Платонова. А тут перед спектаклем начала читать «счастливую Москву» и поняла, что затянет это небольшое «произведеньице» надолго… через предложение – фразы, которые нужно перечитывать, вчитываться в них, смаковать красоту, странность, пытаться запомнить, осознать…и тогда же пришла мысль как его сложно ставить…
      Вот наверное, спектакль Табакерки такой идеальный вариант постановки Платонова.

    • 9«Рассказ о счастливой Москве»

      стал первым спектаклем, открывшим 27-ой театральный сезон в Табакерке. Роман Андрея Платонова инсценировал литовец Миндаугас Карбаускис.

      «Платонов не был индивидуалистом, ровно наоборот: его сознание детерминировано массовостью» — именно так Иосиф Бродский еще в 1973 отзывался о классике. Сегодня, спустя четыре десятилетия, эти слова по-прежнему актуальны. Как, впрочем, и сама постановка, за которую Карбаускис и Пегова – оба ученики Петра Наумовича Фоменко — получили Национальную театральную премию «Золотая маска». А Ирина, вдобавок, стала лауреатом «Хрустальной Турандот».

      В романе «Счастливая Москва» Платонов был скуп на диалоги. Обыграв замысел писателя, актеры сами озвучили авторский текст. Словно отойдя в сторону, рассказали о себе в третьем лице. Это довольно-таки интересное решение режиссера,
      которое позволяет актеру иначе прожить образ и посмотреть на своего героя с разных сторон.

      Наблюдательный зритель может заметить еще одну отличительную особенность постановки. В спектакле используются только 3 цвета: черный, красный и серый. Минимальные декорации, одежда, аксессуары, цветы – всё выполнено именно в этих тонах, напоминающих о контрастах людских характеров и судеб.

      Новым оказался не только сезон, но и актерский состав. Роль хирурга Самбикина впервые сыграл Евгений Миллер. В 2007, когда он был принят в труппу, за его плечами остался не только московский Театр им. Н.В. Гоголя, но и новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Там же, кстати, играл и Иван Шибанов, исполнивший роль механика Сарториуса.

      Москвой Ивановной Честновой стала Ирина Пегова. С бешенной энергетикой, горящими глазами, детским задором, харизмой и непосредственностью она, как верно назвал её Платонов, словно выросший ребенок: «Я раз видела одну женщину, она прислонилась лицом к стене и плакала. Она плакала от горя — ей было тридцать четыре года, и она горевала по своему прошлому времени так сильно, что я подумала — она потеряла сто рублей или больше».
      Сама актриса так характеризует свою героиню: «К сожалению, в ней нет открытости к людям, она эгоистка. Спектакль Карбаускиса — о том, что любовь, семейная жизнь, счастье — это труд. Чтоб счастливым быть, надо трудиться душой: прощать, идти на компромисс. А Честнова не хотела тратиться на это. Как только чувствовала, что не так что–то складывается, сразу «линяла». У нее было предчувствие какого–то настоящего наслаждения, настоящей жизни. Всегда. Она ее искала, искала, ничего не нашла и умерла душой. Но она не там искала. Оно в простых вещах, счастье–то. Я играю заблуждение — попусту растраченную жизнь».

      А, может, к таким вот «Честновым» надо относиться более лояльно? Может, для начала стоит принять несовершенство каждого из нас? Ведь даже Платонов в своем незаконченном романе это признавал: «Человек еще не научился мужеству беспрерывного счастья — только учится».

      ОПУБЛИКОВАНО: http://musecube.org/?p=57972

    • 9

      «Рассказ о счастливой Москве» ценители творчества Ирины Пеговой оценят по достоинству. Румяная, полная жизни и оптимизма в самом начале спектакля Москва сыграна ею так, что и сам Платонов бы сказал — «верю»!!! Ирина здесь великолепна — всё внимание приковано на радостной девушке, то заливно смеющейся, то горько переживающей утрату смысла жизни. А смысл жизни-то был в красном пальто, в войне с царским строем, в революции… Но не оправдала революция юношеского максимализма вдохновленной Москвы, и, вместо того, чтобы стать счастливой женой одного из многочисленнейших ухажеров, интеллигентных молодых людей, она уходит к опущенному до ничтожества, ничего не представляющему из себя Комягину. Не потому,что не к кому, а потому,что лишил советский строй всей духовности, забрал все человеческие качества и на их месте оставил пустоту. И от этой пустоты пускается Москва Честнова во «все тяжкие», отсюда страдания и разочарования. Грустно становится,что не на том фундаменте был построен советский союз: не рушить нужно было, а строить и не лишать людей Бога. Совсем не удивительно, что этот рассказ запрещали в советское время — правда глаза режет!
      Спектакль эмоциональный, потрясающая игра с цветом, великолепная игра всех актеров. Вообщем, что хотел показать Платонов, то режиссёрам спектакля сделать и удалось. Сходить всем стоит — эмоций море и подумать есть над чем :-)

    • 9

      Попадая в зал театра на Чаплыгина, ощущаешь легкое недоумение от того, что это самый что ни на есть подвал, от того, насколько низко над тобой потолок и как мало места между рядами. Да и отсутствие сцены как таковой ставит в тупик. Легкие приступы клаустрофобии не исключены от тесноты помещения. Но стоило «рассказу» начаться, как все стало очень гармонично, и страх перед возможной нехваткой воздуха улетучился.
      Актеры играют великолепно. От спектакля действительно получаешь удовольствие. А красный цвет удивительным образом пронизывает все помещение, делая действие ярким и притягательным.
      А потом немного удивляешься наблюдению о том, как смешно звучат мысли людей, произнесенные на сцене, когда в книге ты воспринимаешь их более чем серьезно. И удивляешься, что люди, сидящие в зале, смеются над тем, что у персонажей идет из самого сердца.
      Спектакль очень понравился. Спасибо его создателям и участникам.

    • 9

      Один из лучших спектаклей моего любимого театра. В Афише было сказано, что он уже нигде не идет, надеюсь это ошибка. Уже после спектакля прочитал первоисточник Платонова, так вот, спектакль лучше. Прекрасно передана атмосфера и великолепная игра актеров (Ирина Пегова великолепна как и все остальные актеры).

    • 5

      Неплохой спектакль, но не повезло с местом: если администраторы будут сажать на подушки перед первым рядом, отбивайтесь что есть сил. После часа сидения ноги и спина здорово устают — а откинуться не выходит (мешают ноги зрителей первого ряда).

    • 5

      «Рассказ о счастливой Москве» — это вовсе не про Москву. В смысле, не про нашу столицу. «Рассказ о счастливой Москве» — это рассказ о девушке и её одиночестве. Действие происходит в эпоху коммунизма (в основе спектакля роман Платонова «Счастливая Москва»). Советские времена осмыслены автором (и режиссером) довольно мрачно. Примечательно, что спектакль — лауреат главной театральной премии «Золотая маска» 2014. Возникает вопрос — за что? Может быть, за оригинальное художественное решение? Сценическое пространство в спектакле — это гардероб, с рядами висящей на вешалках верхней одежды. Каждый раз, представляя нового персонажа, рассказчик берет в руки пальто и шляпу — и мы понимаем, кто перед нами. Преобладающий цвет спектакля — серый, и лишь ваза с красными гвоздиками да красное платье и красное пальто героини дают нам понять, кто здесь главный. Москва Ивановна Честнова (Ирина Пегова) — девочка из детдома, названная в честь славного города Москвы, а фамилию получившая от слова «честность», идет по жизни легко, весело, звонко смеясь — и меняя любовников (и гражданских мужей) одного за другим. Механику Сарториусу (Иван Шибанов) она разбивает сердце. Он по-настоящему любит её, хранит её до конца своей жизни в сердце, как драгоценность, а она не может ужиться с ним, не может из двоих сделать одного, она думает, что где-то там мимо нее проходит яркая, чудесная, захватывающая жизнь, в которую ей непременно нужно попасть, а он — всего лишь быт, всего лишь скучная повседневность. Но годы идут, и в старости Москва остается одна, с чужим мужчиной рядом, и она только ждет-не дождется, когда тот умрет. Москве отрезало ногу, когда она работала в метро машинисткой. Теперь она пытается убить своей деревянной ногой случайного сожителя. Жуткая сцена, жуткая, исполненная боли и тоски. Да, так бывает, да, все это не ново, в погоне за счастьем люди часто его упускают. Правда, в рамках советского пространства тема одиночества звучит по-новому трагично. Тогда думали — весь Советский Союз — наш дом, оказалось, дом нужно строить самому. Думаю, Миндаугас Карбаускис получил свою «Золотую маску» всё же не за форму, а за содержание. За то, что смог соединить такие разные эпохи — современную капиталистическую и ушедшую коммунистическую — общими (вечными) темами.

    • 9

      Шли на спектакль «… о счастливой Москве » просто на «Табакерку» и Пегову. Не часто такие гости балуют Симбирск — Ульяновск. Хотелось отдохнуть,а тут : … мрачный гардероб,серая одежда,плакатно-серые монологи. Несколько пар ушли вскоре после начала. Непонятно что удержало от ухода и нас. Непонятно как зацепило , натянуло что-то в душе,заставило задуматься,понять и … оценить. Трагедия рождённых в СССР в гениальной прозе Платонова. Просто! Сильно! Неожиданно! Серое и Красное! Бытие и мечта ! Страстное ,выпирающее из груди(ей),желание ЛЮБВИ и СЧАСТЬЯ все-е-е-м !!! Сквозь крикливо-выспреннюю игру пробивает много вкусных тонкостей в пластике и интонациях актёров. Пегова — браво ! Карбаускис — браво ! P.S. Вспомнилось своё пионерское-искреннее СЧАСТЬЕ жить в СССР , да ещё и на родине ЛЕНИНА !!! Желание спасти-пожалеть несчастных негров Америки

    • 1

      Вчера были на спектакле «Рассказ о счастливой Москве». Мне он категорически не понравился. Зачем? К чему? Почему? Актеры, конечно, играют профессионально, куда деваться, это их работа. Но души эта работа не затронула. Сейчас люди живут другими ценностями, поисками. Героиня Москва просто раздражала, ее ничуть не жаль, не сопереживаешь ее судьбе. А что хотела эта «девушка без адреса»? У нее нет корней, она не знает о традициях, о культуре, человеческих ценностях. Зачем о ней вообще рассказывать? Если режиссер намекал, что мы все такие, это не так. Сейчас сложное время, но люди проходят мимо таких Москв Честновых. Зачем приближаться к восторженной пустоте?
      У Андрея Платонова есть произведения невечного характера. Собственно, как и у других авторов. На тот, платоновский момент, может быть, история Москвы Честновой была актуальной, но сегодня — никак не катит!
      Простите, еще раздражало зажатое пространство сцены, актеры метались за прилавком гардеробной, как марионетки. Понимаю, это режиссерские находки. Но удачные ли?
      После спектакля были жидкие аплодисменты, народ ломанулся за шубами и пальто, в воздухе царило всеобщее недоумение.
      У «Табакерки» есть более удачные спектакли, а «Рассказ о счастливой Москве» продержится недолго. Увы.

    • 9

      Был на спектакле 30.12.2017, рекомендую к просмотру.
      Произведения Платонова, особенно, касающиеся периода 1920-1930 годов наполнены специфичным авторским языком. В этом языке заключается и прелесть, «соль» творчества Платонова, и его сложность, трудность восприятия.
      Для меня Платонов именно такой, неоднозначный автор. «Счастливая Москва» читается достаточно легко, много там характерных фраз, которые, к счастью, неоднократно звучат в спектакле. Спасибо режиссеру за это. Для меня это было важно.
      Сценически все очень интересно решено. Высокий уровень актеров чувствуется вне всякого сомнения. Спасибо. Еще раз рекомендую.

Театр Олега Табакова. Сцена на Чистых прудах

Рассказ о счастливой Москве

Рассказ о счастливой Москве

3.1

36 оценок

Данную постановку я смотрел очень давно,но она у меня оставила не изгладимый след .Да,это и есть Платонов .Это Вам не веселая развлекалочка,это серьезное произведение .Оно бьет на чувства,на эмоции.И многим покажется это скучным .Значит,не доросли еще зрители до самой сути данного спектакля .Главное -настроиться на позитивную волну. Лично мне спектакль понравился .Но рекомендовать могу тем зрителям,кто читал Платонова

Очень понравилась игра Пеговой. Но в целом несколько разочарован. Начали хорошо, но минут через 30 как-то стало скучно. Тяжело два часа без антракта. Смотрел сегодня на сцене Молодежного театра на Фонтанке в Санкт-Петербурге.

Спектакль неоднозначный, сюжет сложный для восприятия как, видимо, все творчество Платонова. Второй спектакль в «Табакерке» по этому автору (первым был «Епифанские шлюзы») и второй раз ничего не понятно, не близка энергетика, сюжет, хотя я люблю и актеров Табакерки, и исторический период начала XX века, не понятен и не тронул душу. Никак…

Никогда не ходите, не тратьте ни время, ни деньги! Скучно, не вразумительно, актеры стараются, Пегова хороша, но … В Москве есть гораздо более интересные перформансы, которые действительно сделают вас счастливыми! И это не «Рассказы о счастливой Москве»!

Валерия

от 20 февраля 2019

Получила массу удовольствия! Очень атмосферно! Спасибо!

Виктория

от 8 февраля 2019

Умный, трогательный спектакль! Отличная игра актеров!

Для любителей Платонова-шикарный спектакль.Очень оригинально и хорошо сыграно.Не понравился сам театр,маленький,неуютный,плохо пахло.Сидела в середине второго ряда.Видимость ужасная,приходилось все время то вправо,то влево выглядывать из-за спины впереди сидящего.Видимо,1 и 2 ряды находятся на одном уровне без подъема.

ALEXANDRA

от 7 марта 2018

Если любите и понимаете Платонова, вы непременно оцените этот спектакль. Я вообще не представляла, как можно это поставить на сцене. Браво режиссеру! Актеры до сих пор честно и здорово играют спектакль, хотя он уже «в возрасте» 10 лет.

Очень понравилось! Все молодцы! Текст супер! Наверное, приду посмотреть еще раз!

Николай Голенкин

от 1 января 2018

Был на спектакле 30.12.2017, рекомендую к просмотру. Произведения Платонова, особенно, касающиеся периода 1920-1930 годов наполнены специфичным авторским языком. В этом языке заключается и прелесть, «соль» творчества Платонова, и его сложность, трудность восприятия. Для меня Платонов именно такой, неоднозначный автор. «Счастливая Москва» читается достаточно легко, много там характерных фраз, которые, к счастью, неоднократно звучат в спектакле. Спасибо режиссеру за это. Для меня это было важно. Сценически все очень интересно решено. Высокий уровень актеров чувствуется вне всякого сомнения. Спасибо. Еще раз рекомендую.

Театры (спектакли)

  • ТелеТеатр (1)
  • Московский Дворец Молодежи (10)
  • Арлекиниада (2)
  • Драматические (0)
  • Театр Сатиры (70)
  • МХТ им. А.П. Чехова (156)
  • Московский Губернский театр (157)
  • Московский театр оперетты (33)
  • Гоголь-центр (118)
  • РАМТ (168)
  • Большой театр (256)
  • Театр Современник (99)
  • Театр им. Моссовета (97)
  • Театр на Таганке (145)
  • Театр Et Cetera (53)
  • Театр им. Ермоловой (64)
  • Театр им. Вл.Маяковского (104)
  • Театр Наций (92)
  • Студия театрального искусства (19)
  • Театр им. Е.Вахтангова (249)
  • Театр Ленком (30)
  • МХАТ им. Горького (229)
  • Театр Луны (77)
  • Театр им. Пушкина (116)
  • Малый театр (106)
  • Геликон-опера (183)
  • Театр Ателье (5)
  • Театр.doc (144)
  • Театр кукол им. Образцова (132)
  • Школа драматического искусства (89)
  • Театр Практика (87)
  • Около дома Станиславского (70)
  • Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко (119)
  • Мастерская Петра Фоменко (130)
  • Электротеатр Станиславский (189)
  • Центр им. Мейерхольда (194)
  • Театр им. Наталии Сац (172)
  • МТЮЗ (83)
  • Балет Москва (20)
  • Новая опера (213)
  • Сатирикон (50)
  • Домик Фанни Белл (37)
  • Smile (17)
  • МОСТ (57)
  • Детский театр А-Я (24)
  • Театр на Юго-Западе (110)
  • Театр русской драмы п/р Михаила Щепенко (47)
  • Театр Олега Табакова. Сцена на Чистых прудах (51)
  • Театр Романа Виктюка (86)
  • Содружество актеров Таганки (132)
  • Театр Событие (41)
  • Волшебная лампа (14)
  • Вернадского, 13 (34)
  • Театральный центр На Страстном (485)
  • Театр С.А.Д. (6)
  • Театр ГИТИС. Новая сцена (94)
  • Театр Российской армии (131)
  • Московский театр мюзикла (40)
  • Театр Апарте (85)
  • Детский театр эстрады (24)
  • Театр кукол Альбатрос (8)
  • Театр кукол Жар-птица (31)
  • Театр на набережной (46)
  • Театр Бенефис (22)
  • Театр Модернъ (96)
  • Театральный лофт Компас-центр (22)
  • Историко-этнографический театр (65)
  • Театр п/р Армена Джигарханяна (64)
  • Театр п/р Геннадия Чихачева (74)
  • Театр Сопричастность (45)
  • Школа-студия МХАТ (53)
  • Театральный особняк (69)
  • Новый драматический театр (68)
  • Театр на Покровке (43)
  • Другой театр (5)
  • Школа современной пьесы (131)
  • Театр Русская песня (214)
  • Театр Шалом (22)
  • Театр на Малой Бронной. Дворец на Яузе (91)
  • Московский театр кукол (115)
  • Театр У Никитских ворот (120)
  • Детский музыкальный театр юного актера (37)
  • Арт-партнер XXI (23)
  • Театриум на Серпуховке (314)
  • Театральный центр Вишневый сад (70)
  • Театр на Перовской (28)
  • Уголок дедушки Дурова (15)
  • Театр труда (1)
  • Театр музыки и драмы п/р Стаса Намина (76)
  • Новый балет (8)
  • Театр Сюрприз (1)
  • Московский областной театр кукол (60)
  • Лаборатория современного театра (22)
  • Театр киноактера (26)
  • Постскриптум (21)
  • Театр танца Гжель (17)
  • Театр марионеток (44)
  • Театр им. Симонова (28)
  • Русский балет (17)
  • Кукольный театр АБ (15)
  • Театр Эрмитаж (74)
  • Театр Сфера (42)
  • Театр Домино (0)
  • Рыжий театр (17)
  • Театр Аллы Духовой Todes (18)
  • Квартет И (27)
  • Театр Антона Чехова (10)
  • Центр драматургии и режиссуры на Беговой (58)
  • Глас (40)
  • Цыганский театр Ромэн (42)
  • Центр драматургии и режиссуры на Соколе (34)
  • Современный театр антрепризы (18)
  • Центральный дом актера (97)
  • Театральная компания «Маскарад» (9)
  • Театральная компания «Свободная сцена» (0)
  • Радуга (0)
  • Экспромт (38)
  • Детский театр теней (37)
  • Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой (127)
  • Мел (37)
  • Центр оперного пения Галины Вишневской (26)
  • Буфф (0)
  • Театр кошек Куклачева (24)
  • Театр п/р Владимира Назарова (0)
  • Театр-студия «Откровение» (62)
  • Детский сказочный театр (19)
  • Театр эстрады (0)
  • Театр «Человек» (55)
  • Театр-студия оперы РАМ им. Гнесиных (35)
  • Мастерская Олега Буданкова (0)
  • Русская Антреприза им. Андрея Миронова (0)
  • Театр классического балета Наталии Касаткиной и Вл (13)
  • Кремлевский дворец (145)
  • Тихий омут (0)
  • Театр п/р Вячеслава Спесивцева (59)
  • Эверетт Theater (0)
  • Детский камерный театр кукол (44)
  • Театр народной музыки и песни «Золотое кольцо» (164)
  • Старый Арбат (7)
  • Театр на Басманной (20)
  • Фэст (64)

На сцене — гардероб. Авансцена выгорожена широкой стойкой, а за ней — четыре ряда вешалок. Костюмы становятся героями спектакля наряду с актерами, точнее, костюмы выполняют в этом драматическом спектакле ту же функцию, какую в кукольном играют куклы, иногда для того, чтобы обозначить того или иного внесценического персонажа (Сталина, Ленина или Менделеева), достаточно одного костюма.

Серо-красный колорит постановки строится в основном как раз на костюмах (художник-постановщик — Мария Митрофанова, художник по костюмам Светлана Калинина): серые шинели и пиджаки, красные рубашки, блузки и трусы, а еще рукавички и буденовка 11-летнего мальчика, застрелившегося из соседского оружия после ухода отца от матери — это не просто цветовой контраст, это контраст, на символическом уровне определяющий конфликт «Рассказа…»: «Любовь не может быть коммунизмом». Под коммунизмом и Платонов, а Карбаускис тем более, понимают не столько конкретную идеологию, сколько представление о счастье (ключевая категория «Рассказа…») как о чем-то тотальном, универсальном и всеобщем. Причем «коммунистическое», всеобщее (собственно, этимология здесь важнее, чем идеология) в цвете выглядит как раз серым, а частное, персональное — красным (отсюда и красные подштанники на персонажах-мужчинах). Тот же конфликт реализуется и на ономастическом уровне — Москва как город, собирательный образ, составленный из миллионов людей, и Москва как человек — главная героиня спектакля Москва Ивановна Честнова, получившая свое имя в детском доме. Москва Ивановна счастлива тем, что свои частные интересы, в том числе чисто женские, ставит ниже общественных, производственных — ведь, как она говорит, «любовь не может быть коммунизмом»: вместо того, чтобы летать на самолетах и прыгать с парашютом, о чем она мечтала и чему научилась, пошла работать под землю, в «Метрострой», и в результате аварии потеряла ногу, а вместо того, чтобы выйти замуж за любимого и любящего ее человека, изобретателя Семена Сарториуса, сошлась с пожилым и не задевающим в ней ничего пенсионером Комягиным. Да и сам Семен, будучи изобретателем, первооткрывателем, выбирает работу над усовершенствованием весов, что поначалу кажется важным, а в результате оказывается никому не нужным. Правда, Семен не может так легко отказаться от своей любви к Москве — но из этой любви тоже ничего не получается. А ведь счастье человечества — не абстрактная категория, а совокупность отдельных, самостоятельно (то есть «попарно») счастливых людей. Платонов сам не сразу пришел к такому пониманию, неоконченный роман 30-х годов — ответ автора самому себе на «Родину электричества» и «В прекрасном и яростном мире». Нет счастья отдельного человека без счастья человечества — но и человечество не будет счастливым, пока есть хотя бы один несчастный. Как ни странно, мысли Платонова неожиданно смыкаются с представлениями Достоевского, только Достоевский оперировал религиозной и общефилософской терминологией, а Платонов — марксистской, выворачивая ее наизнанку и добираясь до сокровенного значения политэкономических категорий. В системе персонажей есть те, что воплощают крайнюю степень того и другого подхода. Лиза, брошенная жена и мать 11-летнего мальчика, покончившего с собой после ухода отца к активистке-француженке, и нашедшая замену мужу в Семене, мечтает о том, чтобы Семен принадлежал только ей, до такой степени, что подумывает, как бы во сне изуродовать его наружность, чтобы другим женщинам он стал не нужен и не мог от нее уйти. Это максималистское выражение индивидуального, частного представления о счастье. Есть и противоположное, но столь же радикальное.

Среди тем, занимающих Карбаускиса, неизбежно важное место занимает смерть. В «Счастливой Москве» мотивы смерти звучат менее открыто, чем в «Когда я умирала» и в «Рассказе о семи повешенных», но они присутствуют и определяют контекст для размышлений режиссера о жизни, о счастье, о судьбе одного человека и всего человечества. Среди персонажей спектакля присутствует доктор Самбикин, озабоченный исключительно всеобщим благом (его, точнее, «за него», потому что в своей сценической версии Карбаускис справедливо не захотел отказаться от авторского текста и он звучит наряду с репликами персонажей, играет Дмитрий Куличков). Он даже не может и не хочет полюбить какую-то одну женщину — ведь женщин на свете миллиарды, и каждая не хуже прочих, и все равно достойны любви. Доктор проводит эксперименты с трупами, пытаясь выделить из тела умершего человека некий источник энергии. Метафорично и символично Карбаускис решает мизансцену вскрытия трупа: тело (Яны Сексте, которая, кроме того, играет в спектакле и Лизу) лежит на гардеробной стойке, «вскрывая» его, герой сначала расстегивает надетую на тело серую шинель, а затем — красную блузку. Вообще режиссер, не перенасыщая спектакль метафорами, не превращая его в каскад аттракционов и выставку достижений собственной фантазии, очень точно находит символическое воплощение многих мыслей и образов. Замечательный момент: на стойке — стаканы в подстаканниках, в стаканах — кипятильники, вода бурлит, потом перестает; но когда Москва Ивановна, внешне спокойная, но переполняемая эмоциями, напряжением между желанием соединения с любимым человеком и чувством общественного долга, берет электрическую «вилку» кипятильника и прикладывает ее ко рту, вода в стакане снова начинает закипать. А в финале все участники спектакля превращаются в «гардеробщиков», выдающих зрителям Москвы номерки-судьбы.

О серьезнейших вещах Карбаускис размышляет внятно, рационально (порой даже чересчур), иронично, но почти не теряя при этом ни в романтике, ни в лиризме. Ирина Пегова в роли Москвы Ивановны Честновой несколько смущает. Не столько своей игрой (актриса она безусловно очень талантливая), сколько фактурой. Хотя Москва — персонаж и более условно-театральный, чем Соня в «Дяде Ване», и положено платоновским героиням быть полнотелыми «самками», все равно коробит, что бывшая бродяжка, сирота и детдомовка выглядит такой непропорционально росту дородной, несмотря на попытки художника по костюмам задрапировать, насколько возможно, пышные формы Пеговой. Особенно на фоне Семена. Его играет Александр Яценко — наверное, самый интересный и самый необычный актер своего поколения, никогда не повторяющий находки одной роли в другой, всегда непохожий на себя и всегда новый, но одинаково обаятельный и глубокий. Я впервые увидел Яценко на сцене и его театральная работа ни в чем не уступает известным мне киноролям.

2
Кажется, в Москве нет театра с более противоречивым репертуаром, чем «Табакерка». Только выпустили какую-нибудь залихватскую разлюли-малину – и вдруг невесть откуда появляется спектакль сдержанный и глубокий. И дело даже не в том, что он лучше предыдущего, а в том именно, что он другой – будто с другого поля, на других удобрениях выросший, для других целей предназначавшийся.

1

В последние годы такие спектакли появляются тут главным образом благодаря Миндаугасу Карбаускису, который служит в «Табакерке» штатным режиссером, он даже воспитал команду актеров, которые во всех спектаклях работают с ним и знают про театр что-то особенное. Но на главные роли в своей премьере «Рассказ о счастливой Москве» он взял не их, а свою бывшую гитисовскую однокурсницу Ирину Пегову, недавно перешедшую из Мастерской Фоменко в МХТ, и Александра Яценко – новую звезду российского арт-хаусного кино.

43

Героиня спектакля по незаконченному роману Платонова «Счастливая Москва» – выросшая в послереволюционном приюте девушка с выдуманным именем Москва Честнова – не мечтает о любви, она сама и есть любовь, счастье, электричество.

5

Она хочет чего-то большего, главного, что никак не может стать исполнимым, – быть сразу всем и всеми, участвовать во всем и отвечать за все, как мировой коммунизм, разлитый в природе. Так она и живет – стремительно и полно, ненадолго становясь то парашютисткой, то работницей военкомата, то спускаясь в шахту метро. И на этом пути томя своей ликующей молодостью всех строителей коммунизма – тоже очень молодых.

6

Карбаускис выстроил свой спектакль вокруг одного из сюжетов маленького платоновского романа – встречи молодежи в районном клубе комсомола. Художница Мария Митрофанова превратила сцену в старый гардероб с полустертыми цифрами на стойках, деревянным прилавком, по которому громко стучат номерки, и с хриплым радио в углу, распевающим голосом Шульженко песенку про Челиту: «И утром и ночью поёт и хохочет,/ Веселье горит в ней, как пламя…» Длинные ряды серых пальто и головных уборов, уходящие куда-то в глубину, кажутся шеренгами людей – серым советским народом 30-х годов. Говоря о ком-то далеком, актеры вынимают из гардеробных недр и демонстрируют его пальто и шапку: Сталин – фуражка, Ленин – кепка, Менделеев – квадратная профессорская шапочка.

978

Роман не превращается в прямые диалоги, актеры читают его, просто разложив на голоса и иногда говоря о своем персонаже в третьем лице, но от этого ощущение становится только острее. Ведь и герои романа часто смотрят на себя словно со стороны: «Даже будучи сама собой, Москва Честнова могла глядеть на себя как на постороннюю и любоваться своим туловищем во время его мытья». Плотный, распираемый страстью текст Платонова действует почти физически, как удар, заставляющий задохнуться. Такое же впечатление производит и счастливая Москва на знаменитых комсомольцев, собравшихся в клубе, – невзрачного и отрешенного гения-изобретателя Сарториуса (Александр Яценко), вдохновенного хирурга Самбикина (Дмитрий Куличков) и скромного служащего Божко (Андрей Усольцев). «Тут где-то бьется и тут», – с изумлением и неудобством говорит взъерошенный, с галстуком набок Самбикин и показывает на голову, грудь и между ног, словно изумляясь собственному телу и мучаясь от его ненужного зова.

Это понятно: Ирина Пегова кажется точно той женщиной, что описана у Платонова, с сиянием счастья, идущим откуда-то изнутри от избытка сил, и мощным биением сердца: «Это биение происходило настолько ровно, упруго и верно, что если можно было бы соединить с этим сердцем весь мир, то оно могло бы регулировать теченье событий».

1011

Москва укладывает косы вокруг головы, туго затягивает пояс пальто, будто это шинель, говорит резковатым мальчишеским голосом и смотрит прямо и ясно. От нее идет волна женской притягательности, но ей это не важно: «Любить, наверно, надо, и я буду, это все равно как есть еду, но это одна необходимость, а не главная жизнь». И вот тут оказывается, что «главное» – это не смешно, не глупо и не самообольщение, как мы сейчас воспринимаем все коммунистические разговоры о жизни для всеобщего счастья, а на самом деле. Карбаускис даже делает такой маленький фокус: Москва вслух воображает свое участие в работе всего мира – в работе бурильных копров и молотилок, в движении воды по трубам и огне фонарей, – а в это время на прилавке гардероба в стакане с включенным кипятильником бурлит вода. Девушка выдергивает штепсель из розетки и продолжает мечтать, зажав вилку в кулаке, но вода вдруг снова принимается бешено бурлить.

Это не кажется удивительным: Москва – девушка-электричество, она действительно нужна для всеобщего счастья, и та жизнь, что никак у нее не сбывается, действительно больше, чем любовь к одному человеку.

12

Это забота обо всем мире, о тех серых колоннах, что уходят рядами пальто в глубину сцены, участие в них. И как бы дико и пафосно такие слова ни звучали, вдруг оказывается, что в них есть какая-то большая и важная правда. Хоть ей и не суждено сбыться ни в жизни, ни в романе.

Вторая, совсем короткая часть спектакля и романа – о том, что происходит с жизнью, где нет Москвы и нет счастья. Где впавший в тоску и одиночество Сарториус берет себе другое имя, другую судьбу и находит другую женщину – усталую, ревнивую, с восьмилетним строгим ребенком. В его новой жизни вместо любви – долг и жалость, и бывший знаменитый изобретатель, кротко терпя крики и побои жены, только повторяет: «Так и быть должно». Потому что «человек еще не выучился мужеству беспрерывного счастья». А звучащая на финале легкая утесовская песенка «Затихает Москва, стали синими дали…» слышится совсем по-новому.

Памятник_Утесову_в_ОдессеУтёсов

Затихает Москва стали синими дали

Ярче блещут кремлёвских рубинов лучи

День прошёл скоро ночь, вы наверно устали

Дорогие мои москвичи

Можно песню окончить и простыми словами

Если эти простые слова горячи

Я надеюсь что мы ещё встретимся с вами

Дорогие мои москвичи

Синей дымкой окутали стройные здания

Ярче блещут кремлёвских рубинов лучи

Ждут вас завтра дела скоро ночь до свиданья

Дорогие мои москвичи

Рассказ о счастливой Москве


Театр п/р О.Табакова, Москва

Премии «Золотая Маска» 2008 года – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль». Номинации на Премию «Золотая Маска» – «Лучший спектакль в драме. Малая форма», «Лучшая мужская роль», «Лучшая работа художника»

Постановка: Миндаугас Карбаускис

Художник: Мария Митрофанова

Художник по костюмам: Светлана Калинина

Художник по свету: Сергей Скорнецкий

Артисты: Ирина Пегова, Иван Шибанов, Евгений Миллер, Алексей Усольцев, Александр Воробьев, Яна Сексте

Продолжительность 1 ч. 50 мин.

Фото © Михаил Гутерман, Игорь Захаркин

Главное в «Рассказе о счастливой Москве» – наэлектризованное ожидание космического счастья, общего для всех и безоговорочного, на все времена. В центре романа – девушка-сирота, сознательным детдомовским начальством названная Москвой Ивановной Честновой. В спектакле Москва берет в руку вилку кипятильника – и вода в стакане натурально закипает.

Но назвать «Счастливую Москву» гимном любви язык не повернется. Платонов показывает, как подкашивается великая утопия. Подкашивается буквально: Москве, которая и есть эта утопия во плоти, ампутируют расплющенную вагонеткой ногу. Она прибивается к тому, кто меньше всех о ней мечтал, – пенсионеру, единственная страсть которого – облигации госзайма. А парни, обожженные ее электричеством, строят каждый свою частную жизнь.

Только ленивый не заметит, что у Карбаускиса эта вещь выглядит второй частью дилогии, начатой инсценировкой андреевского «Рассказа о семи повешенных». Декорация рифмуется со сценографией первого спектакля. Там была вешалка, а здесь выстроен целый гардероб – и деревянные переборки, увешанные шинелями и пальто, выглядят шеренгами строителей коммунизма. Но главная связь спектаклей в другом. В предыдущем – о молодых дореволюционных бомбистах – упоение жизнью рождалось в них на самом пороге смерти. Последний спектакль начинается с того, чем закончился первый, – с ощущения счастья и ожидания того, что оно станет еще полней, еще глубже, и приходит к смертной тоске в финале.

Обжигающее счастье всеобъемлющей любви – свойство ли это любой молодости или только советской, свойство ли это утопии, и любой утопии или именно этой, коммунистической, — ни на чем Карбаускис в своем спектакле не настаивает. У него в финале герои мечутся к гардеробной стойке, поднося все новые и новые пальто. Как будто передают эстафету новым и новым мальчикам и девочкам. Но то, что Карбаускис имел в виду не одни только метания молодости, понятно. И кому тут нужно доказывать, как эта утопия прекрасна и как болит после нее ожог.

журнал «Афиша»

«Рассказ о счастливой Москве» – очень легкий спектакль, но, кажется, самый мрачный у Карбаускиса. Ему долго пеняли на завороженность темой смерти, а он ставил все больше о том, что, может статься, смерти никакой и нет. В его предыдущей работе – «Рассказе о семи повешенных», явной рифме к «Счастливой Москве», это сообщалось самым недвусмысленным образом. В инсценировке Платонова режиссер не то чтобы пересматривает свой любимый сюжет, но поворачивает его: та же вешалка, только другим боком.

Персонажи «Рассказа о семи повешенных» тоже оставляли в прихожей свои пальто перед тем, как уйти в жизнь вечную. Но их было семеро, а в гардеробе «Москвы» одинаковых шинелей не счесть, и различие между двумя вешалками, построенными художником Марией Митрофановой, именно в этом: первая имела отношение к христианскому, индивидуальному понятию бессмертия, вторая – к коммунистическому, коллективному. В самом конце все участники спектакля снуют с шинелями туда-обратно и стучат по стойке номерками. На виде гардероба эта лихорадочная активность никак не сказывается – все те же серые ряды, незаменимых у нас нет, один умер, другой родится.

Прихожая, гардероб, чистилище, межеумочное пространство душевной маеты зажило своей обычной жизнью после короткого чуда утопии. В котором расцветали алые пролетарские гвоздики, всеобщее счастье ни в какую не разменивалось на личное и можно было – послушайте! – любить Москву.

газета «Ведомости»

  • Рассказ о сушке 2 класс
  • Рассказ о сухом льде
  • Рассказ о суслике для 4 класса
  • Рассказ о сурском рубеже дошкольникам
  • Рассказ о сурикове для детей 3 класс