О спектакле Отзывы (13)
Экзистенциальная драма Леонида Андреева о террористах в пересказе Миндаугаса Карбаускиса
Продолжительность1 час, 40 минут, без антракта
Специальные предложения
Рецензия «Афиши» на спектакль
Люди со счастливым визгом катятся с ледяной горы на животе. Люди вваливаются с мороза в сени. Сбрасывают пальто и шапки, растирают окоченевшие уши, гомонят, развешивая пальто на крючки. Людям весело — и публика посмеивается, недоумевая поначалу, куда она попала: «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева ничего веселого не сулит. Да и режиссер Миндаугас Карбаускис тоже прежде не числился в списке веселых режиссеров.
После спектакля «Дядя Ваня» Карбаускис был зачислен в традиционалисты, что звучало бы для молодого режиссера приговором, не будь тот самый «Дядя Ваня» спектаклем большой сцены и мхатовского размаха, которую мало кто из тридцатилетних режиссеров вообще способен освоить. Безусловно, этот режиссер работает в традиции — в традиции того театра, который подразумевает способность внятно рассказать историю и не погрешить при этом ни против правды того времени, когда вещь была написана, ни против своей школы, ни против современности. В этом смысле Карбаускис, в отличие от всех прочих молодых театральных ньюсмейкеров, оставляет в своих спектаклях жирный след и своего образования (он ученик Петра Фоменко), и литовского театра, которому он принадлежит органически. Более того: он не просто следует традиции — он с ней играет. И что по-настоящему важно, его театр — не будучи ни остросовременным, ни новаторским — имеет собственное мужественное лицо. А когда в последний раз вы видели традиционный театр с особым выражением лица?
Тут следует оговориться, что отчетливей всего мимика театра Карбаускиса видна с небольшого расстояния, в камерных пространствах. Он развивал ее там сначала на пьесе Уайлдера, придумавшего на заре американского театра раскладывать по ролям эпическое повествование, затем на чистокровной прозе (Фолкнер, Гоголь). «Рассказ о семи повешенных» — проза Леонида Андреева, которую раскладывает по ролям, переведя в прямую речь повествование, тоже сам Карбаускис, и опять под самым носом у публики.
Что же касается ролей, то здесь еще один фокус. Пятеро террористов, готовивших покушение на министра, их безутешные родители, сам министр, его челядь, двое других приговоренных к смертной казни (эстонский крестьянин, убивший хозяина, и жизнелюбивый Цыганок), их тюремщики и разные полицейские чины — всю эту рать играют восемь актеров. Заключенные и тюремщики меняются ролями не сходя с места. Младшая из террористок звонким голоском призывает товарищей не унывать, а минуту спустя доводит публику до спазмов в горле, играя мать террориста на последнем свидании с сыном. Вообще-то, подобная театрализация — когда артисты не вживаются раз на все три часа в свою роль, а, напротив, пройдясь за министром шестеркой слуг с подносами в руках, переодеваются в террористов и вскоре отправляются на виселицу, а там, глядишь, снова весело вываливают на сцену, — эта театрализация к месту, казалось бы, в комедии. А здесь-то речь о смерти. Но в том-то и дело, что не о смерти, а о страхе ее. И он, этот страх, изживается здесь в тотальной игре, и публика не реже прыскает в кулак, чем хватается за сердце, и буквально вешают только пальто на вешалке в сенях, а живые, смертью смерть поправ, продолжают вести игру. И только министр, наблюдавший за этой игрой с улыбкой на губах, с этой улыбкой на губах и замирает, до смерти испугавшись одной только мысли о смерти. В финале этого блестяще отточенного спектакля, разложенного на ноты иронично-печального литовского вальса, окоченевшего министра накрывают тряпочкой. А люди по новой входят с мороза в сени, гомонят, скидывая пальто, растирают замерзшие уши. То есть заканчивается дело тем же (не тот это случай, когда неуместно рассказывать финал, весь смысл в центре), с чего начинается театр, — не виселицей, а вешалкой, раз уж зашла речь о традиции.
9
На самом деле, нестройную прозу Леонида Андрееве непросто даже читать, ну а чтобы ставить «Рассказ» в театре, нужно либо не чувствовать землю под ногами в принципе (другими словами, шагать по облакам), либо быть скромным гением, кем, собственно, и оказался Миндаугас Карбаускис. Если вы не обрыдаетесь на этом спектакле, значит вы сделаны из армированного железобетона.
9
Глубоко….проникновенно….взрывая душу…и навзрыд
Так играют актеры, так хотел ставил это режиссер, так все вместе работали на общую цель.
Цепляет.
Несмотря на гениально написанное произведение Леонида Андреева, не побоюсь сказать, что спектакль не уступает.
Молодые актеры мгновенно перевоплощаются: только что смертельно бледные ребята, находившиеся в камере за день до смерти, тут же становятся их родителями, пришедшими проститься с детьми в последний раз.
9
Бытует мнение,что проза Андреева очень тяжеловесна для театра. Карбаускис опровергает своим спектаклем подобные мнения. Почти два часа без антракта пролетают на одном дыхании.Глубокая,вдумчивая работа режиссёра с текстом,правильно расставленные акценты и получается потрясающий по драматизму и эмоциональности спектакль.Некоторые сцены,в буквальном смысле,рвут душу. Градус напряжения к финальным сценам зашкаливает. И уже начинаешь сочувствовать не только приговорённым,но и Министру(замечательнная работа Павла Ильина!!!).Вообще,блестящая и проникновенная игра актёров в этом спектакле-отдельная тема.Перевоплощение героев из узников в родителей,охранников,челяди-завораживает.Отдельно спасибо Яне Сексте за мужество.Сегодня актриса играла с травмой ноги,было,наверняка,очень трудно и больно,но как же великолепна она была.Особенно в роли матери.Браво!!!!! Настоятельно рекомендую посмотреть этот спектакль.Браво,Карбаускис!!!!! Браво,Табакерка!!!!
9
Я прозу Андреева очень люблю, забравшись в какой нибудь укромный уголок квартиры, ночью, чтобы никто не достал садишься с книгой и… если и можно после какой книги встрепенуться, обернуться, подумать о смысле жизни, оставить на время безумную суету сует дня сегодняшнего, так это после Андреева. Оптимизма в нем нет кажется не капли, он будит внутри неосознанные страхи, помогает разобрать их по крупинке, понять что-то новое, что проходило рядом. Мурашки бегают… От спектакля Карбаускиса у меня тоже понеслись мурашки, весь ужас человека перед порогом в неизвестность, все краски остающейся за виселицей прекрасной жизни переданы 100% достоверно и четко. Меня родные спрашивали после спектакля, ну как? Что на это ответишь… мрачно и ужасно… не в том смысле, что спектакль плох, а в том, что чувтство мрака и ужаса испытываешь на протяжении всего действия.
Актерская игра была великолепна, мгновенные перевоплощения из одного героя в другого прямо на сцене ничуть не разрушили целостность действия (чего я немного опасалась до начала), скорее они даже привнесли какую то изюминку в спектакль. Яна Сексте за минуту превращающаяся из юной девицы в древнюю старушку, сошедшую с ума от горя — потрясла.
Однозначно посоветовать идти на сп. не могу, кому то ляжет на душу, а кто-то просто ней поймет смысла. Но, если нравится проза Леонида Андреева, смотреть обязательно!
9
Этот рассказ был прочтен мною еще в школе. До сих пор не решаюсь его перечитать. Спасает театр!
Смотрела спектакль несколько раз, каждый раз со слезами. Это очень серьезная драматическая работа. Трогает до глубины души. Вне времени, т.е. на все времена. Советую!
Все отзывы
05.02.23
Воскресенье. 19:30
Драма
Информация
о спектакле
- РежиссерИван Комаров
- АвторыЛеонид Андреев
-
Сцена
Другая сцена - Длительность1 час 30 минут
- Дата премьеры14 декабря 2021
О чем
спектакль
Тема
смерти, безусловно, является одной из ключевых в мировом искусстве и русская
литература – не исключение. Данный спектакль создан по мотивам повести Леонида
Андреева «Рассказ о семи повешенных». Автор повести детально воспроизводит всё
то, что происходит в человеческих душах, которые соприкасаются со смертью.
Он
позволяет нам как бы заглянуть за эту завесу и лучше понять, каково это, когда
между тобой и смертью не остаётся ничего, что отделяло бы вас друг от друга. Внутренний
мир такого человека является главным действующим лицом данной постановки.
Посетив спектакль «Рассказ о семи», который вы можете увидеть на сцене театра «Современник»,
вы лучше поймёте, как устроена душа каждого из нас.
Мы решили поместить нашу историю в прозрачный куб, сквозь как будто несуществующие стены которого зритель сможет наблюдать за происходящими в жизни и в душе героев метаморфозами.
Иван Комаров
Режиссер спектакля
Актеры
Клавдия Коршунова
Елена Козина
Евгений Павлов
Полина Пахомова
Пресса о спектакле
Спектакль Ивана Комарова отправляет зрителей в путешествие по потаённым уголкам душ людей, которым уже не нужно бороться за существование, стремиться к жизненным вершинам, быть преданным идеалам или просто влачить своё жалкое существование. У них осталось лишь ожидание часа X, когда всё на земле для них закончится. Семь героев – это семь уникальных моделей поведения, но ни у одного из них нет раскаяния или сожаления.
Наталия Олейнова
TEATRTOGO
Леонид Андреев подходит к теме смерти с документальной точностью, в семи уникальных персонажах (а если брать счастливо избежавшего смерти министра, то восьми) он даёт детальное психологическое описание тех процессов, которые происходят в душе человека, для которого приоткрылась завеса смерти. Внутренний мир человека, соприкоснувшегося со смертью, — главный объект художественного осмысления в спектакле «Рассказ о семи».
Екатерина Сивцова
Театрал
Постановка очень мультимедийная, но точно не развлекательная. Наверняка понравится молодежи, любящей спектакли, которые дают почву для серьезных размышлений.
Официальные билеты театра из первичной и вторичной продажи
Гарантия подлинности
Все билеты, заказанные через наш сайт — официальные и проходят тщательную проверку на их подлинность.
Максимальный выбор
Выбор из всех доступных мест в театре. Билеты на спектакли театра Современник можно купить в электронном и в классическом виде на бланке строгой отчетности.
Бесплатная доставка
Доставка билетов доступна по Москве и России, если билеты в бумажном виде (бланк строгой отчётности).
Безопасная оплата
Оплата билетов проходит через сервис банка по защищенным ssl-сертификатам. Отсутствует риск потери средств и утечки данных платежных карт.
Помогаем зрителям
Поможем определиться в выборе спектакля и билетов. Наши консультанты регулярно посещают новые постановки театра.
Площадка:
Москва, Современник
Метро:
м. Чистые пруды
Адрес:
Чистопрудный бул., 19
Затрудняетесь с выбором?
Оставьте ваши контакты, мы проконсультируем по репертуару театра и при необходимости забронируем билеты на спектакль
Выбрать билеты
Столкновение жизни и смерти, будничного и неизвестного, преступления и наказания происходит на Другой сцене «Современника». Здесь премьера спектакля Ивана Комарова «Рассказ о семи» по экзистенциальной повести Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных». Комаров в этой работе выступил как режиссёр, художник-постановщик и художник по костюмам. История последних часов жизни преступников, приговорённых к смертной казни, разворачивается в декорации-кубе, где через стекло обнажаются жажда жизни, отчаяние, страх смерти.
Леонид Андреев написал свою повесть в 1908 году и посвятил её писателю Льву Толстому. Произведение о революционерах, планировавших покушение на министра, но чей заговор был раскрыт, имеет под собой документальную основу, прототипами выступили реальные люди, в том числе революционеры Лев Синегуб и Лидия Стуре. В повести Андреева к пяти приговорённым к смерти революционерам добавлены двое типичных преступников – разбойник, попавшийся на грабеже и убийстве, и наёмный рабочий, убивший своего хозяина.
Спектакль Ивана Комарова отправляет зрителей в путешествие по потаённым уголкам душ людей, которым уже не нужно бороться за существование, стремиться к жизненным вершинам, быть преданным идеалам или просто влачить своё жалкое существование. У них осталось лишь ожидание часа X, когда всё на земле для них закончится. Семь героев – это семь уникальных моделей поведения, но ни у одного из них нет раскаяния или сожаления.
Скорее наоборот, в минуты, когда изменить уже ничего нельзя, они усугубляют и без того плачевную ситуацию: ссорятся с родными вместо того, чтобы признаться в любви; проявляют излишнюю заботу, которая просто раздражает; или всё ещё пытаются из себя что-то изобразить. Тут можно наблюдать за бравым разбойником на грани истерики (Елена Козина) или, например, слепой верой в бессмертие (Полина Пахомова). Но бурным эмоциям противостоят сухие документальные факты, которые записывает педантичный рассказчик (Клавдия Коршунова) на камере-кубе, словно на надгробной доске.
Помимо психологического состояния людей, осуждённых на смерть законом, режиссёр крупным планом раскрывает внутренний мир спасённого министра, которому, казалось бы, теперь жить и жить: человек словно заново родился, но мысли уносят его в пучину размышлений о том, как жизнь могла оборваться, а что бы было, если б всё закончилось. Провал в эмоциональную яму превращает его в живого трупа, которому и мучиться не надо от страха смерти.
Мрачную картину тягостного ожидания и непростых судеб героев дополняют видео и цитаты (видеохудожник – Серёжа Аполлонов), а на протяжении всего спектакля занозой сидит мысль, которую в голову зрителям забрасывает в начале сам режиссёр: «Зачем?». Зачем он ставит это в 2021 году? Зачем умирают люди? Зачем существует смертная казнь? Зачем мы всю жизнь боимся смерти? И можно продолжить дальше… И думать, и думать ещё долго об этом после спектакля.