Рассказ о семьях кирсановых и базаровых

Главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.) Евгений Базаров не признавал ценности старого мира «отцов». Он поставил себя выше тех патриархальных ценностей, которые царили в его родной семье, и тех интересов, которые были присущи членам семьи его друга Аркадия Кирсанова. Сравнительная характеристика семей Базаровых и Кирсановых поможет определиться со своим мнением о героях романа и лучше понять замысел автора.

Социальное положение членов семей Базаровых и Кирсановых.

Родители Евгения Базарова и родители, а также дядя Аркадия Кирсанова — дворяне. Но если Кирсановы — потомственные дворяне, то отец Евгения Василий Иванович заслужил дворянство отличной службой в должности полкового лекаря (причём служил он в дивизии деда Аркадия, боевого генерала 1812 года). Сейчас старший Базаров находится в отставке.

Мать Евгения, Арина Власьевна, была из столбовых дворян, то есть древнего потомственного дворянского рода. По линии матери дворянство не передавалось, а по линии отца Евгений мог бы быть дворянином (если только тот получил дворянство не личное, а потомственное и ходатайствовал о дворянстве и для сына). Но, вероятно, Евгений был разночинцем, он и говорит о дворянах так, будто к ним не имеет никакого отношения.

Все члены семьи Кирсановых — братья Николай Петрович и Павел Петрович и сын Николая Петровича Аркадий — являются потомственными дворянами.

Образ жизни

Образ жизни семьи Базаровых

Родители Базарова после того, как Василий Иванович вышел в отставку, стали жить в имении Арины Власьевны, где было 22 крепостных крестьянина. Арина Власьевна предоставила управление своим имением мужу. В домашнем хозяйстве, варенье и сушенье она была сведуща, хотя сама ничего не делала, а только указывала, что делать своим дворовым людям.

Когда Аркадий приехал вместе с Евгением к родителям Базарова, Василий Иванович предупредил гостя, что у них «здесь всё по простоте, на военную ногу». «…Мы живём здесь, так сказать, на бивуаках…» — говорит он Аркадию (глава XX).

«Отставной штаб-лекарь… теперь вот в агрономы попал», — сообщает Василий Иванович о себе. Он «посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу» (глава XX). Василий Иванович — человек деятельный, энергичный, добрый, занимается садоводством, от медицинской практики он отказался, но когда к нему приходят больные за советом, им не отказывает.

Евгений Базаров такой же деятельный и трудолюбивый человек, как отец. Даже на отдыхе после учёбы он занимается делом: изучает природу, делает физические и химические опыты, помогает отцу лечить крепостных.

Образ жизни семьи Кирсановых

В Марьино, имении Кирсановых, хозяйственными делами занимается отец Аркадия Николай Петрович. Имение хорошее, крепостных — 200 душ. Николай Петрович «размежевался с крестьянами и завёл „ферму“ — в две тысячи десятин земли». Он старается постигнуть сельскохозяйственную науку, но это ему не очень удаётся, поэтому имение приносит очень небольшой доход. На досуге Николай Петрович читает, играет на виолончели.

Его брат, Павел Петрович, поселившийся в Марьино после того, как Николай Петрович овдовел, устроил свою жизнь на английский лад, с соседями почти не общался, выезжал в город только на местные выборы. В хозяйственные дела брата он не вникал, но когда тот нуждался в деньгах, всегда выручал его.

Аркадий, приехав в родное имение после окончания учёбы в университете, наслаждался отдыхом, сибаритствовал. В конце романа он показан как помещик, умело распоряжающийся имением, которое стало приносить хороший доход.

Отношения в семьях Базаровых и Кирсановых

Арина Власьевна вышла замуж за Василия Ивановича Базарова по желанию родителей, но против своей воли. Много лет она странствовала с мужем, служащим лекарем в полку. Относилась к нему Арина Власьевна хорошо, «а сына своего она любила и боялась несказанно» (глава XX).

Василий Иванович с женой живёт в согласии, относится к ней хорошо, а сына боготворит и гордится его умом и способностями.

Евгений же к родителям относится снисходительно. «Презабавный старикашка и добрейший. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает», — говорит Евгений Аркадию о своём отце. А о матери он сообщает: «…она у меня без хитростей. Обед нам, посмотри, какой задаст» (глава XX).

В семье Кирсановых между братьями царит взаимопонимание, они любят и уважают друг друга. Любят они и Аркадия, но огорчены, что приехав после учёбы домой, он стал, под влиянием Базарова, нелестно отзываться о том, что им дорого: о принципах, искусстве и многом другом.

Аркадий любит и отца, и дядю, он совсем не хочет их огорчать тем, что считает их идеалы отжившими, но всё же по-мальчишески гордится, что у него передовые, смелые суждения.

Взгляды на жизнь представителей семей Базаровых и Кирсановых

Василий Иванович Базаров считает, что «для человека мыслящего нет захолустья». Он старается «не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века». Василий Иванович следит за науками, занимается самообразованием. «Я тоже психолог по-своему и физиогномист», — говорит он Аркадию (глава XXI).

Василий Иванович не так религиозен, как его жена, но всё же верит в Бога.

Арина Власьевна очень набожна, верит в приметы, сны и прочее, в её взглядах на окружающий мир видна близость дворянской и крестьянской культур. Она «не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами», так как знала, что простой народ должен служить господам. Но со слугами и крестьянами обходилась она ласково, никого не осуждала, хотя иногда и сплетничала.

У старшего поколения семьи Кирсановых не такие патриархальные взгляды, как у Арины Власьевны, они тоже стараются «не отстать от века», как Василий Иванович.

Павел Петрович считает, что либеральные принципы не устарели, что их нужно неизменно придерживаться. Он в своей жизни придерживается аристократизма, считает его за принцип и уверен, что без принципов жить сейчас могут лишь пустые или безнравственные люди.

Николай Петрович, старавшийся читать новейшие сочинения, чтобы не отстать от века и чтобы иметь с сыном общие взгляды на жизнь и общество, сейчас понял, что это ему не удалось. Он не согласен с нигилистическими суждениями сына и его приятеля Базарова, не понимает, как можно отвергать всё, что так дорого ему: искусство, поэзию, красоту природы, любовь. Николай Петрович всё же думает, что будущее за людьми, которые не предаются мечтам, как он, а действуют, и смиряется со своей участью «отставного человека».

Молодые представители семей Базаровых и Кирсановых, Евгений и Аркадий, увлечены новым типом мировоззрения — нигилизмом, при котором человек отрицает сложившиеся общественные порядки, нормы и ценности. Оба молодых человека считают, что идеалы, нормы нравственности канут в лету, так как этого требует современное состояние народа.

Но если Евгений — настоящий бунтарь, противопоставивший себя обществу и отрицающий всё, что не приносит практической, материальной пользы для людей, то Аркадий примкнул к сторонникам нигилизма просто из молодого задора. На самом деле, младший Кирсанов — такой же, как его отец и дядя, ему близки их политические и эстетические взгляды. Евгений понимает, что Аркадий — его временный попутчик, что скоро они окончательно разойдутся в своих взглядах на жизнь.

Сравнительная характеристика семей Базаровых и Кирсановых (таблица)

Параметры сравнения Семья Базаровых Семья Кирсановых
Социальное положение Родители Евгения — дворяне: мать — столбовая дворянка, а отец пожалован в дворяне за служебные заслуги. Евгений — разночинец (так как отец получил дворянство уже после рождения сына, а по материнской линии оно не передавалось). Потомственные дворяне.
Образ жизни Родители Евгения ведут патриархальный образ жизни. Отец управляет имением, а мать умело руководит домашним хозяйством. Отец ведёт деятельный образ жизни, ухаживает за садом, бесплатно лечит бедных людей.

Евгений очень трудолюбив, даже летом после учёбы он не сидит без дела: собирает растения, насекомых, изучает физиологию лягушек, делает химические и физические опыты.

Делами имения Марьино занимается Николай Петрович, хозяйствует он не очень удачно. В свободное время он любит читать, играть на виолончели.

Павел Петрович не вмешивается в дела по управлению имением, но помогает брату деньгами, когда нужно.

Аркадий, закончив университет, пока не нашёл себе занятия, сибаритствует. Но в конце романа он уже успешный помещик.

Отношения членов семей друг с другом Супруги Базаровы относятся друг к другу хорошо, а сына своего очень любят, почти боготворят.

Евгений любит родителей, но относится он к ним снисходительно.

Братья Кирсановы живут дружно, друг друга уважают. Аркадия они любят. Они озабочены тем, что он резко поменял свои взгляды на жизнь под влиянием своего приятеля Базарова.

Аркадий городится своими нигилистическими взглядами, с упоением провозглашает их, хотя и видит, что они не по нраву отцу и дяде, которых он любит.

Взгляды на жизнь Василий Иванович считает, что нужно следить за новостями науки, заниматься самообразованием.

Арина Власьевна, его жена, жила просто, её взгляды на жизнь мало отличались от взглядов крестьянок: те же суеверия, те же гадания и т. п.

Их сын Евгений — убеждённый нигилист, отвергает авторитеты, идеалы, признаёт только практическую пользу.

Либералы братья Кирсановы считают себя умными, передовыми людьми. Павел Петрович считает либеральные принципы 40-х годов 19 века актуальными и сейчас.

Николай Петрович с  братом согласен, но всё же, с приездом сына и Базарова, чувствует, что в их глазах он «отсталый человек» и начинает мысленно соглашаться с этим.

Аркадий увлечён нигилизмом, ему нравится всё отрицать. Но постепенно он понимает, что это просто теория, что отрицать чувства, искусство, красоту природы неправильно.

Вывод Главный герой романа Евгений Базаров не находит единомышленников ни в своей семье, ни в семье своего приятеля Аркадия Кирсанова, да и Аркадий оказался просто его временным попутчиком.

Вывод

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал, что нигилизм и крайний материализм чужд большинству людей середины 19 века. Это видно и из сравнительной характеристики семей Базаровых и Кирсановых, ведь ни у кого из их представителей нет настоящего взаимопонимания с Евгением Базаровым. Даже его отец, гордящийся сыном, не совсем понимает его, тем более Евгений общается с ним мало и неохотно. Автор показал духовное одиночество главного героя не только среди своих никчемных единомышленников (к которым относятся Ситников и Кукшина) и временных попутчиков (как Аркадий), но и среди родных, которые любят его.

В конце романа Тургенев показал, что те, кто безоговорочно отрицает духовные ценности и идеалы отцов, связь поколений, не имеют будущего. Это символически отражено в том, что главный герой умирает в то время, когда жизнь разбила его убеждения.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

В романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев показал два типа дворянских семей. Через отношение к ним ярче проявляется характер главного героя этого произведения, Евгения Базарова. Сравнительная характеристика семей Базаровых и Кирсановых может помочь понять замысел автора романа.

Социальное положение

В отличие от семьи потомственных дворян Кирсановых, глава семьи Базаровых, Василий Иванович по рождению не был дворянином. Отец Евгения Базарова заслужил дворянство за отличие в военной службе — он был полковым лекарем. Сейчас Василий Иванович находится в отставке.

Арина Власьевна, мать Евгения Базарова, была по рождению столбовой дворянкой, но по линии матери дворянство детям не передавалось. Если Василий Иванович получил не личное дворянство, а потомственное и ходатайствовал о дворянстве для сына, то Евгений мог быть дворянином. Но, скорее всего, Евгений Базаров — разночинец, это видно и по его критическому взгляду на дворян.

Образ жизни

Отец Базарова после того, как вышел в отставку, поселился с женой в её имении, которое было очень небогато, крепостных — всего 22 души. Арина Власьевна занималась домашним хозяйством, а управление имением предоставила мужу. Василий Иванович «посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он занимается садоводством, работает в огороде, оказывает помощь больным крестьянам.

Любовь к деятельной жизни от отца перешла к Евгению. Даже находясь на отдыхе после учёбы, он ведёт деятельный образ жизни: помогает отцу лечить крестьян, изучает природу, делает химические и физические опыты.

В имении Кирсановых Марьино 200 крепостных душ. Имением управляет Николай Петрович. Он «размежевался с крестьянами и завёл „ферму“». Доход имение приносит небольшой, поскольку Николаю Петровичу не очень удаётся применять свои познания в сельском хозяйстве на практике. В свободное время этот помещик играет на виолончели, читает.

Павел Петрович, старший брат Николая Петровича, устроил свою жизнь в Марьино на английский лад, так как был англоманом и даже книги читал в основном на английском языке. Он почти не общался с соседями, в город ездил только на выборы.

Сын Николая Петровича Аркадий после окончания университета предавался в Марьино блаженному отдыху. Он сибаритствовал, а Базаров, приехавший с ним в Марьино, работал — занимался опытами, изучал природу.

Взаимоотношения в семьях

Отношение к семье Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова

Евгений любит своих родителей, но относится к ним немного свысока, неохотно с ними общается. Об отце он говорит Аркадию: «презабавный старикашка и добрейший. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает». О своей матери он сообщает другу: «…она у меня без хитростей. Обед нам, посмотри, какой задаст».

Аркадий тоже любит свою семью: и отца, и дядю. Когда Евгений критически о них отзывается, Аркадию это неприятно, а когда Базаров назвал в разговоре с Аркадием его дядю идиотом, они чуть серьёзно не поссорились.

Отношение старшего поколения к младшему

Родители Базарова очень любят своего единственного сына. Отец гордится его умом и считает, что сына ждёт великое будущее. Он боготворит сына и гордится им.

Его жена, Арина Власьевна, Евгения «любила и боялась несказанно», так как он часто был резок. За обедом «она не сводила глаз с сына и всё вздыхала; ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить его она боялась».

Отец и дядя любят Аркадия, они очень рады его приезду. Услышав, что он под влиянием своего старшего приятеля Базарова стал отрицать то, что им дорого (принципы, чувства, искусство и т. д.), его родные были огорчены.

Взгляды на жизнь

Василий Иванович Базаров уверен, что «для человека мыслящего нет захолустья». Он старается «не отстать от века», занимается самообразованием. «Набожен он был не менее своей жены», но сыну старался этого не показывать.

Его жена Арина Власьевна очень религиозна, верит в сны, приметы и т. п. Она была уверена, что простые люди должны служить господам, поэтому никогда «не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами».

Братья Кирсановы, как и Василий Иванович, стараются не отставать от века. Павел Петрович очень дорожит либеральными принципами, не считает их устаревшими. Главным принципом для него является аристократизм. По его мнению, без принципов живут только безнравственные или пустые люди.

Его брат Николай Петрович всегда старался знакомиться с новыми сочинениями, чтобы не отстать от сына, иметь с ним общие взгляды на жизнь. Узнав, что Аркадий стал придерживаться нигилистических взглядов, отец огорчился, но, подумав, пришёл к выводу, что будущее всё же за людьми, предпочитающими действовать, а не мечтать.

Нигилизмом увлечены представители молодого поколения семей Базаровых и Кирсановых, Евгений и Аркадий. Они уверены, что идеалы и нормы нравственности должны исчезнуть, потому что «современное состояние народа этого требует».

Разница между Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым состоит в том, что первый искренне отрицает всё, что не приносит материальной пользы, а у второго увлечение нигилизмом поверхностное. Аркадий, на самом деле, близок по эстетическим и политическим взглядам к отцу и дяде.

Сравнительная характеристика семей Базаровых и Кирсановых (таблица)

Сравнительные параметры Семья Базаровых Семья Кирсановых
Происхождение Мать Евгения — столбовая дворянка. Отец по происхождению разночинец (дворянство получил за службу). Евгений — разночинец. Потомственные дворяне.
Образ жизни Василий Иванович управляет небольшим имением жены, а Арина Власьевна руководит домашним хозяйством. Василий Иванович занимается садоводством, лечит крестьян.

Евгений ведёт деятельный образ жизни: на каникулах он изучает природу, помогает отцу лечить крестьян.

Управляет имением Николай Петрович, но делает это не очень удачно. На досуге он читает, играет на виолончели.

Павел Петрович читает английские книги и вообще свою жизнь в Марьино устроил на английский лад.

Аркадий отдыхает от учёбы, ничем не занимается. Но в конце романа он показан «рьяным хозяином».

Взаимоотношения в семье Супруги Базаровы живут дружно, сына очень любят. Он их тоже любит, но ему с ними скучно. В семье Кирсановых царит дружеское отношение, уважение, любовь друг к другу.
Взгляды на жизнь Василий Иванович считает, что человек должен постоянно заниматься самообразованием, быть в курсе новостей науки.

Арина Власьевна имела такие взгляды на жизнь, которые мало отличались от крестьянских: те же предрассудки, суеверия и т. д.

Евгений — бунтарь, отвергающий авторитеты и всё, что не приносит практической пользы.

Павел Петрович придерживается либеральных принципов 40-х годов 19 века.

Николай Петрович тоже им следует, но, узнав, что в глазах Базарова и сына он «отставной человек», отставший от передовых взглядов на жизнь, он начал мысленно с этим соглашаться.

Аркадий, под влиянием Базарова, был увлечён нигилизмом, но постепенно понял, что неправильно отрицать искусство и возвышенные чувства.

Вывод

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев на примере сравнения семей Кирсановых и Базаровых показал, что большинству дворян был чужд крайний материализм, который исповедовал главный герой романа Евгений Базаров. Сравнительная характеристика семей Базаровых и Кирсановых показывает, что у их представителей отсутствует настоящее взаимопонимание с главным героем. Даже его отец не совсем понимает его, а его приятель Аркадий Кирсанов оказался лишь временным идейным попутчиком Базарова.

Сравнительная характеристика семей Базаровых и Кирсановых может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Семья Кирсановых

Тургенев
говорил, что в семье Кирсановых показал
лучших из дворян. Не случайно в романе
подробно описана история рода Кирсановых;
мы видим, что значимые даты в истории
этого рода совпадают с этапами истории
России, что личная судьба Кирсановых
переплетена с судьбой страны. Кирсановы
— это представители русской дворянской
интеллигенции, для которой правила
чести и порядочности всегда были превыше
всего, которые не отделяли судьбу своих
«дворянских гнёзд» от судьбы России.

Николай
Петрович
.
Несмотря на то что жизнь не баловала
Николая Петровича (он не поступил на
военную службу, рано потерял любимую
жену), он всё же не отвернулся от людей,
не замкнулся в одиночестве. Более того
– он сумел стать счастливым и дать
счастье другим. Натура Николая Петровича
мягкая, деликатная, любая грубость,
бестактность причиняют ему боль. Николай
Петрович увидел, как изменился Аркадий,
как в нем появилась несвойственная ему
ранее развязность, и «что-то кольнуло»
Николая Петровича в сердце, но он тут
же «обвинил себя» в излишней
требовательности. Именно благодаря
таланту доброты и деликатности, которым
был наделен Николай Петрович, трещина
непонимания между отцом и сыном не
превратилась в пропасть.

Не
замахиваясь на обустройство всей России,
Николай Петрович пытался «возделывать
свой сад»: «размежевался с крестьянами,
построил дом, службы и ферму, выкопал
пруд и два колодца». Целью этих
преобразований было ввести новые, более
прогрессивные и в то же время более
справедливые отношения с крестьянами.
Однако «заведенное на новый лад хозяйство
скрипело, как немазаное колесо», «бедному
Николаю Петровичу приходилось плохо.
Хлопоты по ферме росли с каждым днем –
хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня
с наемными работниками становилась
невыносимою. Посаженные на оброк мужики
не взносили денег в срок, крали лес». В
том, что преобразования не принимаются
крестьянами, что они с нелюбовью прозвали
Марьино «бобылий хутор», не столько
вина Николая Петровича, сколько его
беда, да и не только его: слишком глубокой
к шестидесятым годам стала пропасть
недоверия и непонимания между дворянами
и крестьянами. Николай Петрович чувствует,
что жизнь идет мимо, что он уже многое
в ней не понимает, но у него нет обиды
на жизнь, он пытается мудро принять
неизбежное.

Павел
Петрович.
Павлу
Петровичу было многое дано: ум, красота,
удачливость. Однако он не смог реализовать
в жизни то, что получил от природы и по
воспитанию. Жизнь оказалась растраченной
на бесцельную погоню за навсегда ушедшим
счастьем, проведена в бездействии либо
в Марьино, либо за границей. Павла
Петровича можно уважать за умение
страстно любить, жертвуя во имя любви
всем, но уважение рассеивается, когда
он пытается вымолить любовь у княгини
Р., не находит в себе сил отступить в
сторону, когда его любовь уже не нужна.
Судьба Павла Петровича столь же трагична,
как и судьба Базарова: он тоже умирает,
но умирает духовно: «Его красивая,
исхудалая голова лежала на белой подушке,
как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

Последний
всплеск жизненной энергии Павла Петровича
связан, как это ни парадоксально, с
появлением Базарова, который заинтересовал
Павла Петровича, иначе он вряд ли спорил
бы с этим «лекаришкой» так страстно и
горячо. Возможно, в Базарове Павел
Петрович увидел то, чего не имел или
утратил сам: силу воли и характера,
уверенность в своих возможностях и ту
гордость, без которой не добьёшься
высоких жизненных целей.

Именно
в споре с Базаровым Павел Петрович
получил возможность высказать свои
взгляды, со многими из которых трудно
не согласиться: «человеческая личность
должна быть крепка, как скала, ибо на
ней всё строится», «послушать вас, так
мы находимся вне человечества, вне его
законов», «как же это ломать, не зная
даже почему». С уважением относясь к
авторитетам и традициям, русские дворяне
видели свое назначение в сохранении и
приумножении, а не разрушении.

Последние
дни Павла Петровича – это тяжесть
существования, не освещенного целью,
любовью, ему уже нечем и незачем жить.
Он навсегда уезжает из России, единственное,
что напоминает ему о родине, — пепельница
в виде мужицкого лаптя. «Но жить ему
тяжело, тяжелее, чем он сам подозревает.
Стоит взглянуть на него в русской церкви,
когда, прислоняясь в сторонке к стене,
он задумывается и долго не шевелится,
горько стиснув губы».

Аркадий.
Нигилизм
Аркадия был неглубоким, внешним: его
привлекали сила характера Базарова,
стремление ниспровергать авторитеты,
желание самоутвердиться. Аркадий –
натура художественная, он тонко чувствует
природу, искусство, он не бунтарь, он
просто другой, не похожий на Базарова.
Аркадий старался подавить в себе
чуткость, восприимчивость, но это
постоянно прорывалось помимо его воли.
Именно эти качества позволили Аркадию
понять состояние Базарова после отказа
Одинцовой: «Садясь в тарантас к Базарову,
Аркадий крепко стиснул ему руку и долго
ничего не говорил. Казалось, Базаров
понял и оценил и это пожатие, и это
молчание». Со свойственной ему
деликатностью Аркадий понял, что Базарову
нужны были в эту минуту не слова, а именно
молчание, участливое и понимающее. О
том, что
значил
Аркадий для Базарова, говорят последние
слова, сказанные им Аркадию: «Есть у
меня другие слова для тебя, но только я
их не скажу, потому что это значит
рассиропиться».

Любовь,
доверие друг к другу – вот те основы,
на которых держится Дом Кирсановых. В
конце романа мы узнаем, что «Николай
Петрович успел уже полюбить Катю без
памяти», что всем, «в сущности, очень
хорошо», что дела отца и сына Кирсановых
«начинают поправляться, ферма уже
приносит доход».

Ситников и Кукшина
как мнимые последователи Базарова

Подчеркивая
колоссальность натуры Базарова, его
непохожесть на всех, истинность его
взглядов, Тургенев по принципу антитезы
выводит образы Ситникова и Кукшиной,
нигилизм которых внешний, напускной,
пародийный. Подобные отношения «героя
и пародии» отражены в пьесе Грибоедова
«Горе от ума» в противостоянии Чацкого
и Репетилова: Репетилов считает себя
принадлежащим к прогрессивной дворянской
молодежи, не понимая сути прогрессивных
идей.

Ситников
видит в нигилизме лишь возможность
отрицать авторитеты («Когда при мне
Евгений Васильевич в первый раз сказал,
что не должно признавать авторитетов,
я почувствовал такой восторг, словно
прозрел!»). Личностная малость Ситникова
подчеркивается уже в его первом появлении:
«Выскочил человек небольшого
роста», в деталях его портрета:
«Тревожное и тупое выражение сказывалось
в маленьких, впрочем приятных чертах
его прилизанного лица; небольшие, словно
вдавленные глаза глядели пристально и
беспокойной, и смеялся он беспокойно:
каким-то коротким, деревянным смехом».
Ситников, стыдясь своего недворянского
происхождения (его отец — купец — держит
кабаки), ощущая личностную незначительность,
пытается приукрасить себя прогрессивными
взглядами, однако его суетливость и
тревожность обнаруживают, что он
чувствует себя чужим среди таких, как
Базаров.

Такая же
тревожность, ощущение неустойчивости
чувствуются и в Кукшиной — «передовой
женщине», как ее называет Ситников.
Нигилизм в ее понимании – забыв о
традиционных приличиях, возможность
развязно общаться, появляться в неопрятной
одежде, подчеркивая своё «прогрессивное»
пренебрежение красотой. «В маленькой
и невзрачной фигурке эмансипированной
женщины не было ничего безобразного;
но выражение ее лица неприятно действовало
на зрителя. Невольно хотелось спросить
у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь?
Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней,
как у Ситникова, вечно скребло на душе.
Всё у ней выходило не просто, не
естественно». Нигилизмом Кукшина
прикрывает свою женскую неустроенность
и несчастливость: она разъехалась с
мужем, у нее нет детей и семьи («Слава
богу, я свободна, у меня нет детей… Что
это я сказала: слава богу! Впрочем,
это всё равно»).

Отношение Тургенева
к Базарову

«Я
не знаю, люблю я его или ненавижу
»,
— сказал Тургенев о Базарове – герое,
абсолютно чуждом ему и социально, и
духовно. Писатель обладал чуткостью к
тому, что еще только появлялось в жизни,
еще не сформировалось (Добролюбов
называл это «чутьём настоящей минуты»),
а потому, как ни парадоксально, либерал
по своим убеждениям, аристократ по типу
личности и положению в обществе,
утонченный эстет, Тургенев первым в
русской литературе изобразил
революционера-демократа. Базаров был
настолько интересен своему создателю,
что Тургенев вел дневник от его имени,
где записывал возможные суждения героя
о происходящих событиях.

Отношение
к людям базаровского типа у Тургенева
было сложное. Писатель не мог принять
радикализм взглядов этих людей,
категоричность суждений и оценок,
признание не столько эволюционного,
сколько революционного, а значит, по
мнению Тургенева, разрушительного пути
развития России. Именно это неприятие
стало причиной выхода писателя из
редакции журнала «Современник», хотя
Тургенева связывали с этим изданием и
его редактором Некрасовым многолетние
творческие и дружеские отношения
(появление в редакции Чернышевского и
Добролюбова, статья Добролюбова «Когда
же придет настоящий день?», написанная
по поводу романа Тургенева «Накануне»
и с явной очевидностью показавшая
различные представления либералов и
революционеров-демократов о преобразовании
России, стали причиной разрыва Тургенева
с журналом и очередного отъезда писателя
за границу. Роман «Отцы и дети» печатался
уже не в «Современнике», а в журнале
«Русское слово»).

«Сделать
Базарова волком и всё же оправдать его
– вот это было трудно»,

признается
Тургенев. Базаров начала романа – именно
«волк»: в нем чувствуется внутренняя
сила, убежденность в своих материалистических
взглядах, снисходительное презрение к
тем, кто мыслит иначе.

Постепенно
отношения «автор-герой» в романе
становятся иными, особенно когда Тургенев
показывает Базарова в любви. Автор
искренне сопереживает своему герою,
способному не только сильно любить, но
и сохранить в горечи неразделенного
чувства достоинство и благородство.
Жизнь оказалась гораздо богаче, сложнее,
противоречивее, чем предполагал Базаров,
не все подчиняется в жизни разуму и
воле, не все можно объяснить
материалистическими идеями. Жизнь не
умещается в готовые схемы и теории –
это всегда знал Тургенев, к этому автор
подводит и своего героя. Тургеневу
удалось создать не карикатуру на
революционера-демократа, а живую
личность, сильную и страстную, столкнувшуюся
с великими тайнами человеческой жизни
и души. «Если
читатель не полюбит Базарова, значит,
я не добился своей цели»,

сказал
Тургенев, которому действительно важно
было, чтобы читатель полюбил его дерзкого,
«неудобного» героя.

Вторая
часть романа открывает еще одну авторскую
задачу, которую Тургенев сформулировал
так: «Я
хотел сделать из Базарова лицо
трагическое». «Мне виделась фигура
сильная, мрачная, наполовину выросшая
из народной почвы и всё же – преждевременная»,

говорил
Тургенев.

Отношение
автора к Базарову можно ощутить и в
финале романа. Примечательно, что роман
не заканчивается описанием смерти
главного героя: есть еще эпилог, в котором
говорится о братьях Кирсановых, об
Аркадии и его счастливой жизни с Катей,
об Одинцовой, родителях Базарова,
горестно и трогательно-печально
приходящих на могилу сына.

Финальный
абзац уподобляется стихотворению в
прозе – и по своему мелодизму, и по
ритмической организации строки, и по
авторскому чувству светлой печали,
отраженному в нем. «Неужели их молитвы,
их слезы бесплодны? Неужели любовь,
святая, преданная любовь не всесильна?
О нет! Какое бы страстное, грешное,
бунтующее сердце ни скрылось в могиле,
цветы, растущие на ней, безмятежно глядят
на нас своими невинными глазами: не об
одном вечном спокойствии говорят нам
они. Они говорят также о вечном примирении
и о жизни бесконечной». «Молитвы»,
«слезы», «любовь», «примирение», «жизнь
бесконечная» — такими становятся ключевые
слова финальных строк романа Тургенева.
В них – глубокое и мудрое авторское
приятие жизни во всех ее трагических и
светлых проявлениях, признание вечных
истин любви, добра и согласия. Базаров
ушел, но остались в мире вечная природа,
вечная любовь, вечное обновление самой
жизни. Все непонимания временны, тогда
как любовь вечна. Таким образом, героем
«несоглашающимся» Тургенев утверждает
согласие.

7

Соседние файлы в папке 4

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Если такой герой, как Базаров, впервые появляется в романе Тургенева, то Кирсановы — герои из привычной для автора дворянской среды. У Аркадия, к примеру, есть множество родственных черт с героем “Аси” и отчасти с Рудиным, а Николай Петрович Кирсанов схож по характеру с Лаврецким из “Дворянского гнезда” и Берсеневым из “Накануне”. Тургенев пишет о Кирсановых с легкой иронией, но они близки ему по духу, он любит их, знает все об их чувствах и мировосприятии. В письмах по поводу “Отцов и детей” Тургенев много раз подчеркивал, что описал в Кирсановых именно лучших дворян. Особенно близок автору лиричный Николай Петрович Кирсанов — утонченный эстет, ценящий Шиллера, Гёте, Пушкина, играющий на виолончели Шуберта и восторгающийся красотой природы. (Не случайно на новом месте, где Николай Петрович решил построить свой дом, из всей растительности при общем запустении прижились и буйно разрослись лишь сирень и акации — самые романтические, “дворянские” растения.) У него мягкий характер и любвеобильное сердце. Даже в сорок с лишним лет его до слез волнует “волшебный мир”, “возникающий из туманных волн прошлого”:

Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило!.. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.

После смерти жены он не мог долго оставаться один и сошелся с дочерью экономки — Фенечкой, переживая, что изменил памяти покойной жены. Но с появлением ребенка у него складывается новая, счастливая семья.

Очень похож на него его сын Аркадий — восторженный и романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства, быстро увлекающийся людьми и легко поддающийся их влиянию. У него не сильный характер, но зато счастливый и гармоничный. Он неглуп, быстро разбирается в людях, но ум его лишен смелости и оригинальности. В нем нет ни базаровской “дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор”. “Дальше благородного смирения или благородного кипения” он не пойдет.

Совсем иной тип представляет дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. Это надменный аристократ, в прошлом “светский лев”, обладающий, в отличие от мягкого брата, твердой и решительной натурой (недаром он с самого начала избрал для себя военную карьеру). “Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…” Аристократизм его проявляется в неуклонном соблюдении раз и навсегда принятых им к исполнению принципов: безвыездно проживая в деревне, он одевается так, что в любую минуту дня мог бы появиться в великосветской гостиной, и разговаривает с любым собеседником с той же изысканной вежливостью, с какой говорил бы с английским лордом. (В этом он прямой антипод Базарову, у которого не меньшая сила характера проявляется как раз в освобождении себя от всевозможных принципов и ограничений.) Павел Петрович безукоризненно честен со всеми и сам с собой. Никогда бы он не уронил своего достоинства связью с женщиной из низшего сословия, так что брат Николай боится даже заикнуться ему о своем браке с Фенечкой. К искусству Павел равнодушен, но уважает в нем освященность традициями и элитарность.

Если Николай является носителем дворянской культуры, то Павел, с его интересом к политике и приверженностью к английскому парламентаризму, — носителем европейской цивилизации. Привнесение двух этих завоеваний прогресса с европейской на русскую почву и есть, с точки зрения Тургенева, главная заслуга и историческая миссия русского дворянства, которое было до недавнего времени единственным просвещенным сословием, вершившим пути духовного и общественного развития России. Характерно при этом, что Николай гораздо более приближен к русской почве, чем его брат, что должно, по замыслу автора, указывать на то, что национальная русская культура уже существует, в то время как до цивилизации в русской жизни еще далеко. Показательно, что Николай зачитывается Пушкиным, поэтическое наследие которого символизирует в романе высшие достижения дворянской культуры XIX в. Именно Николай занимается и хозяйством в имении (в основном земледелием), постоянно имея дело с “русским народом”. Но дело у него не идет, что для автора является свидетельством недееспособности дворянства в новых условиях экономического перелома. Павел же, “всю жизнь свою устроивший на английский вкус”, вообще абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйства и, говоря с крестьянами, “морщится и нюхает одеколон”.

Объединяет братьев одно: оба они, безусловно, живут миром чувств. Конечно, объективно они видят смысл своей жизни в служении обществу и следовании непреложным для них нравственным идеалам (это вовсе не завышенный тон: вспомним слова Павла Петровича о том, что он следит за своим туалетом в деревне из чувства общественного долга, “да-с, да-с, долга”, а также его торжественное обращение к брату с призывом “исполнить обязанность честного и благородного человека” — жениться на Фенечке). Однако в реальности одна лишь любовь способна наполнить их существование и дать им настоящее счастье. Страстность, бывшая в характере Павла Петровича, сыграла в его жизни роковую роль: вся его жизнь оказалась разбита несчастной любовью к княгине Р., ради которой он пожертвовал карьерой и положением в свете. После окончательного разрыва а затем и смерти своей возлюбленной он почувствовал себя полностью опустошенным, разбитым и “уже не мог попасть в прежнюю колею”. “Потеряв свое прошедшее, он все потерял” и поселился окончательно в деревне у брата. Автор пишет о жизненной драме Павла Петровича сочувственно, но не скидывает со счетов и мнение Базарова, утверждающего, что Павел Петрович прожил свою жизнь зря: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакий человек — не мужчина, не самец”.

Тургенев особенно полно и ярко раскрыл образ Базарова в столкновении с Кирсановыми. Кирсановы — хорошие дворяне, их отец — боевой генерал, участник Отечественной войны 1812 года. Полуграмотный сам, он дал лучшее по тому времени воспитание детям. И, тем не менее, писатель вывел в романе Кирсановых не для того, чтобы показать их как носителей добродетели, а как представителей уходящего сословия, не имеющего своего исторического будущего.
Дворянство, как аристократическое в образе Павла Петровича Кирсанова, так и поместно-провинциальное в лице его брата Николая Петровича Кирсанова, а также и дворянская молодежь критичеки обрисованы в романе. Тургенев отмечает оскудение, хозяйственную беспомощность дворянства, показывая почти разорившееся поместье Кирсанова. В противоположность «детям» Тургенев изобразил две группы «отцов» — Кирсановых и Базаровых. Эти лица принадлежат к самым лучшим представителям своего поколения. Различаясь между собой во многом, все «отцы» имеют общий недостаток — барство, благодаря которому они стоят ниже детей. Николай Петрович Кирсанов отлично сознавал это. «Мне кажется, — думал он, — что они (дети) дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами … Молодость? Нет, не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?» И, действительно, он не ошибался: барство было причиной того, что братья Кирсановы были неспособны ни к какой работе. Николай Петрович был привлекательнее Павла Петровича своей добротой и стремлением к делу. Он старался не отставать от века и, когда бывал в Петрограде, то целые дни просиживал над чтением новейших сочинений. Он первый допустил у себя вольнонаемный труд, хотя и не отменил оброка. Но все его рвение и трудолюбие не приносили пользы потому, что он не знал, как нужно обращаться с мужиками. Скоту него был плохой, лошади — разбитые, работники-лентяи, и хозяйство поэтому не приносило никакого дохода.

  • Рассказ о семье троекурова
  • Рассказ о семье с фото в детский сад
  • Рассказ о семье ростовых война и мир 1 том
  • Рассказ о семье простаковых из рассказа недоросль
  • Рассказ о семье петра гринева