Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
СОШ»
МКОУ «Александровская
МКОУ «Александровская СОШ»
Презентация
Презентация
«СЁСТРЫ
«СЁСТРЫ
в РОССИИ»
в РОССИИ»
МИЛОСЕРДИЯ
МИЛОСЕРДИЯ
МКОУ «Александровская СОШ»
МКОУ «Александровская СОШ»
ученица 4 класса
ученица 4 класса
Кинжигалиева Надия
Кинжигалиева Надия
2014 год
2014 год
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Сёстры милосердия…
Сёстры милосердия…
Белые голубки…
Белые голубки…
О ком это сказано? Так называли женщин,
О ком это сказано? Так называли женщин,
которые посвящали себя очень тяжелому,
которые посвящали себя очень тяжелому,
но прекрасному делу. Служению людям в
но прекрасному делу. Служению людям в
те минуты, когда к человеку приходит беда
те минуты, когда к человеку приходит беда
– болезнь.
– болезнь.
Люди, принимающие чужую боль как свою,
Люди, принимающие чужую боль как свою,
способны вынести тяжкие испытания и не
способны вынести тяжкие испытания и не
потерять человечности и доброты.
потерять человечности и доброты.
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Сёстры милосердия
Сёстры милосердия
В ноябре 1854 года была создана Крестовоздвиженская
община сестер милосердия. В это время шла война в Крыму. Всего в
Крымской войне приняли участие более 200 сестер милосердия.
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Сёстры милосердия
Сёстры милосердия
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
В годы Великой Отечественной более 1 миллиона
советских женщинвоеннослужащих сражались
против немецкофашистских захватчиков.
И если говорить о женщинах на войне – вспоминаются
в первую очередь, санитарки.
Правда, в прежние времена их называли весьма
возвышенно «сестрами милосердия». И через все
времена солдат Отечества пронес заветное слово
«сестричка».
солдат
К «сестричке», санитарке Советской Армии среди
было особое отношение их чтили, любили, уважали.
Они наравне с бойцами принимали участие в атаках,
бесстрашно отправлялись в самые горячие точки,
спасая раненых. Санитаркам Великой Отечественной
посвящено немало картин, стихов и песен.
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Мария вспоминала: «это
было под Вислой…
В пороховом дыму, под
пулями,
между воронками и
рвущимися снарядами,
закинув санитарную сумку
за спину, я без
усталости переползала от
одного раненого
к другому, делая им
перевязки,
оттаскивая в воронки и
другие укрытия,
сохраняя полностью их
оружие, а затем
переносила раненых к
берегу.
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
санбат.
тобою
и брат.
жизнь
славы,
В тот pаз, товарищ мой
Hа всю оставшуюся
Hам хватит подвигов и
Сестра, ты помнишь,
как из боя
Меня ты вынесла в
Остались живы мы с
Победы над вpагом
кpовавым
Hа всю оставшуюся
жизнь. ..
Сестpа и бpат… Взаимной
веpой
Мы были сильными
вдвойне
Мы шли к любви и
милосеpдью
В немилосеpдной той
войне.
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Сёстры милосердия в
Сёстры милосердия в
России
России
Презентация «Сёстры милосердия» ( 4 класс, предмет ОРКСЭ)
Подписи к слайдам:
МКОУ «Александровская СОШ»
Презентация
«СЁСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ
в РОССИИ»
- МКОУ «Александровская СОШ»
- ученица 4 класса
- Тугаева Дарина
- 2014 год
Сёстры милосердия… Белые голубки…
- О ком это сказано? Так называли женщин,
- которые посвящали себя очень тяжелому,
- но прекрасному делу. Служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь.
- Люди, принимающие чужую боль как свою, способны вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты.
Сёстры милосердия
- В ноябре 1854 года была создана Крестовоздвиженская
- община сестер милосердия. В это время шла война в Крыму. Всего в Крымской войне приняли участие более 200 сестер милосердия.
Сёстры милосердия
- В годы Великой Отечественной более 1 миллиона
- советских женщин-военнослужащих сражались
- против немецко-фашистских захватчиков.
- И если говорить о женщинах на войне – вспоминаются
- в первую очередь, санитарки.
- Правда, в прежние времена их называли весьма возвышенно- «сестрами милосердия». И через все времена солдат Отечества пронес заветное слово «сестричка».
- К «сестричке», санитарке Советской Армии среди солдат
- было особое отношение — их чтили, любили, уважали.
- Они наравне с бойцами принимали участие в атаках,
- бесстрашно отправлялись в самые горячие точки,
- спасая раненых. Санитаркам Великой Отечественной
- посвящено немало картин, стихов и песен.
- Мария вспоминала: «это было под Вислой…
- В пороховом дыму, под пулями,
- между воронками и рвущимися снарядами,
- закинув санитарную сумку за спину, я без
- усталости переползала от одного раненого
- к другому, делая им перевязки,
- оттаскивая в воронки и другие укрытия,
- сохраняя полностью их оружие, а затем
- переносила раненых к берегу.
- Главный бой Марии Шкарлетовой
- Сестра, ты помнишь, как из боя
Меня ты вынесла в санбат.
Остались живы мы с тобою
В тот pаз, товарищ мой и брат. - Hа всю оставшуюся жизнь
Hам хватит подвигов и славы,
Победы над вpагом кpовавым
Hа всю оставшуюся жизнь. ..
- Сестpа и бpат… Взаимной веpой
- Мы были сильными вдвойне
- Мы шли к любви и милосеpдью
- В немилосеpдной той войне.
Сёстры милосердия в России
- Спасибо
- за
- внимание!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ
Слайд 2
Описание слайда:
Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли ‘бабы-сидельницы’.
Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли ‘бабы-сидельницы’.
Слайд 3
Описание слайда:
До конца 18 века специальных сестёр для ухода за больными в светских
больницах, видимо, не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.
Слайд 4
Описание слайда:
Жeнское патриотическое общество
В 1812 году в Петербурге образовалось благотворительное Санкт-Петербургское женское Патриотическое общество
Слайд 5
Описание слайда:
В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов
При больницах стали
организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается
специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по
учебнику Х.Оппеля. Это было первое руководство на Русском языке для специальной
подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г.
Слайд 6
Описание слайда:
Это заведение-первая
в России община сестёр милосердия, получившая название <Свято-Троицкая>.
В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение.
В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10
женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства
благотворительных организаций.
Слайд 7
Описание слайда:
В Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных
пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра
императора Николая-1) на свои средства учредила и организовала
крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и
больных на войнах.
Слайд 8
Описание слайда:
Великая княгиня Елизавета Федоровна, в иночестве Марфа. После 1909 г.
Вел. кн. Елизавета Федоровна (1864–1918), сестра последней русской императрицы, посвятила свою жизнь заботе о больных и бедных. В 1907 она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, в 1910 приняла пострижение. Обитель содержала больницу, амбулаторию, приют для девочек, дом для чахоточных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, бесплатную столовую и воскресную школу.
Слайд 9
Описание слайда:
Н.И.Пирогов
принял предложение великой княгини.
Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову
организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. В октябре 1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов
для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины разработал подробную
инструкцию деятельности.
Слайд 10
Описание слайда:
Женщин для оказания медицинской помощи непосредственно в местах боевых действий не привлекали…
Они работали только в мирное время в больницах-госпиталях. Это был первый опыт в мире по привлечению подготовленных сестер милосердия к работе в военно-полевых условиях. Опыт оказался очень успешным благодаря их удачному подбору и исключительно талантливым старшим сестрам: А.П. Стахович, Меркуловой, Е.М. Бакуниной, Е.П. Карцевой, Е.А. Хитрово.
Слайд 11
Описание слайда:
Н.И. Пирогов среди сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, 1855 г.
(из книги А.В. Воропай. Н.И. Пирогов и краснокрестное движение. М., 1985)
Слайд 12
Описание слайда:
Даша Севастопольская- первая сестра милосердия
Возможно, сегодня она смогла бы занять место Матери Терезы… Правда, «матерью» бойцы Крымской войны ее не могли называть: Даше было тогда 18 лет. Кто-то кликал ее «дочкой», а чаще — «сестренкой» или — «сестрой». Истекающие кровью солдаты верили в чудотворную силу этих девичьих рук, по наитию врачующих их раны. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая милосердием
Слайд 13
Описание слайда:
…В начале сентября 1854 года девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но повозка двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны — Альминское.
…В начале сентября 1854 года девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но повозка двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны — Альминское.
Слайд 14
Описание слайда:
Даша, как светлый ангел, как последняя надежда.
Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша — первой медсестрой милосердия. Не хватало врачей, не было транспортных средств для доставки раненых в госпитали, и они часто лежали на голой земле без всякой помощи. К ним-то и являлась Даша, как светлый ангел, как последняя надежда.
Слайд 15
Описание слайда:
Гражданским подвигом дочери матроса был потрясен сам император Николай I, который пожаловал ей золотую медаль с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди.
Гражданским подвигом дочери матроса был потрясен сам император Николай I, который пожаловал ей золотую медаль с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди.
Слайд 16
Описание слайда:
Сестры милосердия
Гуманистический пример Даши воспламенил многие женские души. Вслед за ней ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки — жены, сестры и дочери участников обороны. Как и Даша, золотыми медалями «За усердие» на Владимирской ленте были награждены сестры Крыжановские — Екатерина, Васса и одиннадцатилетняя Александра. Но все они не были медиками, в которых очень нуждался хирург Николай Пирогов. И тогда он призвал «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле» медсестер Крестовоздвиженской общины Петербурга, созданной по инициативе и на средства княгини Елены Павловны Романовой, вдовы младшего брата императора Николая I. Уже в ноябре 1854 года из столицы в Севастополь прибыли три отряда сестер милосердия. И их помощью Пирогов смог за 12 дней навести порядок в госпиталях.
Слайд 17
Описание слайда:
Даша в белом платочке
Убеленные сединой четырнадцать ветеранов защитников Севастополя, среди которых две женщины — Дарья Михайлова (Хворостова) и Елизавета Сержбутовская. Принаряженные старушки с медалями на груди смотрят в объектив, словно благословляя далеких потомков.
Слайд 18
Описание слайда:
Имя Даши Севастопольской носит 3-я городская больница Севастополя, рядом с ней есть памятник героине.
Слайд 19
Описание слайда:
1912 г. была учреждена особая медаль — высшая награда Международного Красного Креста медицинским сёстрам.
«За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества»
Слайд 20
Описание слайда:
Медици́нская сестра́ (медсестра) (сестра милосердия) — лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера.
Слайд 21
Описание слайда:
Сестры милосердия в белых полуапостольниках и фартуках кажутся нам сегодня пережитком прошлого. Однако и сегодня находятся те, кто готов помогать больным людям по велению своего сердца.
Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в обновленной России с начала 1990-х. В условиях катастрофической нехватки сестринского персонала в лечебных стационарах прихожанки право-славных приходов начали объединяться в сестричества, ставившие своей целью христианское служение в медицинских учреждениях. Это стало закономерным шагом на пути осмысления себя в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть…».
Слайд 22
Описание слайда:
Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств распространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы. Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.
Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств распространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы. Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.
Слайд 23
Описание слайда:
«БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ!»
« Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие»
Л.Н.Толстой
Слайд 24
1
Сестры милосердия « Сестры милосердия » Захарова Яна
2
Как вы понимаете значение слова «милосердие»? Милосердие — готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие — готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., С. 354.)
3
О людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Д вижение сестер милосердия К расный крест И мператрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина) М ать Тереза
4
Движению сестер милосердия лет СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто «сестрички»… Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! К его формированию приложили руку крестоносцы-госпитальеры, кардинал Ришелье, Николай Пирогов, знаменитый врач Федор Гааз, многие другие известные люди. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих «Севастопольских рассказах» Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью «За оборону Севастополя «.
5
Российский Красный Крест — неотъемлемая часть международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, которое объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира, в т.ч. — Международный Комитет Красного Креста и Международную Федерацию обществ КК и КП, 181 национальное общество КК и КП, 77 миллионов членов обществ, 20 миллионов добровольцев. Ежегодно 233 миллиона человек становятся получателями помощи Красного Креста. В 1854 г. Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя.
6
Императрица Александра Федоровна Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
7
императрица занималась благотворительной деятельностью. К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестёр милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.1909 года войне с Японией Императорское женское патриотическое общество
8
«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц Татьяна Романова Во время Первой мировой войны ( ) вела активную общественную деятельность, являлась почётной председательницей «Татьянинского комитета» организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой регулярно работала в госпиталях и лазаретах. Занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим. Шеф 8-го уланского Вознесенского полка, одно из прозвищ «Улан». Эта девушка вполне сложившегося характера, она была прямой, честной и чистой натуры, в ней отмечались исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала, за болезнью матери, распорядками в доме. Была умной, развитой, любила хозяйничать, и в частности, вышивать и гладить белье.
9
В гг. в России расходовали на дела милосердные за год: в Санкт-Питербурге рублей; в Москве рублей; в Одессе рубля; в Риге рублей.
10
Для сравнения! 7- 9 рублей стоила корова; рублей — костюм тройка; рублей в месяц — зарплата квалифицированного рабочего. В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
11
С.Есенин для императрицы Александры Федоровны В багровом зареве закат шипуч и пенен, Березки белые горят в своих венцах. Приветствует мой стих младых царевен И кротость юную в их ласковых сердцах. Где тени бледные и горестные муки, Они тому, кто шел страдать за нас, Протягивают царственные руки, Благословляя их в грядущей жизни час. На ложе белом, в ярком блеске света, Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть… И вздрагивают стены лазарета От жалости, что им сжимает грудь. Все ближе тянет их рукой неодолимой Туда, где скорбь кладет печать на лбу. О, помолись, святая Магдалина, За их судьбу.
12
Мать Тереза (Агнес Бояджиу) Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям — в который раз! — благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.
13
ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ» 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей. 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
14
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
15
16
17
«Долгий век»
«Это был грустный, полный драматических событий и гениальный век. Грустный, если думать об уродливости повседневной жизни в нем; драматический, если помнить о череде потрясавших его восстаний и войн; гениальный, если иметь в виду научно-технический и даже социальный прогресс, ознаменовавший данное столетие».
Грусть, драматизм и гениальность — все это черты XIX века. Слова выдающегося французского историка Фернана Броделя прекрасно характеризуют это время — столь далекое и одновременно близкое для нас. Уже не осталось тех, кто бы помнил защитников батареи Раевского, послание Белинского к Гоголю или церемонию закладки Великого Сибирского пути. И все же «долгий век», как еще называют XIX столетие, оставил для своих «потомков» огромное наследие: парламентские республики и национальные идеи, железные дороги и телеграф, гуманитарные науки и новые формы рыночных отношений. Именно XIX век, каким бы странным и удивительным он ни казался, открыл привычные нам понятия и формы познания.
Это было «долгое» время, начавшееся с революционных событий во Франции и закончившееся разрывами бомб на фронтах Первой мировой. Это было время Наполеона Бонапарта, Улисса Гранта и Павла Степановича Нахимова. Это было время Крымской войны, ставшей по-настоящему «глобальным» конфликтом. Конфликтом, открывшим миру институт сестер милосердия.
Как так случилось? Как война могла дать миру тех, кто призван сохранять и беречь жизнь людей? И как именно XIX век стал отправной точкой сестринского дела? Прежде чем ответить на эти вопросы, углубимся чуть дальше в историю.
Рождение сестринского дела
В 1581 г. в одной из деревень на юге Франции родился человек, которому было суждено стать провозвестником сестер милосердия. Винсент (Викентий) де Поль происходил из бедной крестьянской семьи. Последнее, впрочем, не помешало Винсенту пойти по пути служителя Церкви. В то время религиозные основы по-прежнему оставались связующим звеном между разными слоями общества.
Понимая, что значит жить в бедности, Винсент постоянно призывал прихожан к милосердию и помощи страждущим. Поворотным моментом в его жизни стал 1617 г. На проповеди у священника оказались две женщины, которые до этого, что называется, жили в «праздности». Восхитившись словами служителя Церкви, они решили посвятить свою жизнь помощи бедным.
Винсент прекрасно понимал, что добрый порыв прихожан нельзя упускать. По инициативе священника было создано «братство милосердия для ухода и духовной помощи бедным больным». Это братство и стало предтечей сестринского дела. Два века спустя в состав разросшейся «организации» Винсента де Поля входили уже 15 тысяч сестер. Их неустанный труд применялся далеко за пределами Франции и Европы: в Америке, Африке, а также на Ближнем Востоке.
Сестринское дело в России
Со временем подобные общины начали появляться и в других странах. Не была исключением и Россия. В начале XIX столетия при Воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга стали создаваться Вдовьи дома. Задачи сердобольных вдов, как называли современники служительниц этих домов, были схожи с сестринским делом: вдовы отправлялись в больницы и частные дома, дабы заботиться о больных.
Вскоре стало понятно: помощь страждущим требовалась на постоянной основе. Следствием этого стало создание в 1844 г. первой общины сестер милосердия. Ее основательницей стала Александра Николаевна — младшая дочь императора Николая I. Доброта великой княгини спасла многих больных, но не уберегла ее саму. В этом же году Александра Николаевна скончалась от «чахотки», ныне известной как туберкулез. Ей было всего 19 лет.
Созданная в Петербурге община позже получила название Свято-Троицкой. В задачи сестер, как и прежде, входили дежурство в квартирах, больницах, а также прием страждущих в самой общине. Однако обычного ухода за больными, привычных знаний лечебных процедур и санитарно-гигиенических условий оказывалось недостаточно. Требовалась совершенно новая подготовка сестер милосердия. И у этой подготовки были свои предпосылки.
Наука и медицина
В XIX столетии христианское милосердие сестер стало постепенно совмещаться с достижениями науки. Последнее было бы невозможным без радикальных изменений в системе образования. Символом этих перемен стало открытие в 1810 г. Берлинского университета под руководством Вильгельма фон Гумбольдта. Отныне университет был не только «хранителем» знания. Его сотрудники и студенты стремились познавать окружающий их мир. Сам же «долгий век» прошел под лозунгами женской эмансипации. Образование постепенно становилось доступным не только мужчинам, но и женщинам.
Следствием научной экспансии стало распространение западной медицины. Новые и, что самое главное, эффективные виды лечения заменяли собой традиционные, а простой уход за больными все чаще требовал профессиональной подготовки. Медицина проникала во все сферы жизни: складывалось новое санитарное законодательство, запрещающее торговлю испорченными продуктами и следившее за чистотой воды и воздуха. Наконец, гигиена утверждалась как самостоятельная область знания, требующая к себе особого внимания.
К середине XIX в. сестринское дело во всем мире перестало быть простой формой милосердия, каковым оно было со времен Винсента де Поля. Знания и навыки сестер могли использоваться в разных случаях: от попечения за бедными до помощи раненым на полях сражений. Последнее и сыграло наиважнейшую роль в появлении нового института. Чтобы вывести сестринское дело на «новый уровень», требовалось событие мирового масштаба.
Крымская война
Таким событием и стала Крымская кампания (1853–1856). Алексис Трубецкой — французский историк, потомок русских эмигрантов — давал такое определение этому событию: «немного найдется войн в человеческой истории, которые могли бы сравниться с Крымской по неясности цели и числу нежелательных последствий». Как видно, даже историки порой вынуждены были разводить руками, говоря о сути этой войны. И все же этот конфликт стал поистине уникальным для своего времени.
Крымская война известна Синопским боем, героической обороной Севастополя и Петропавловска, а также тяжелым для России Парижским договором. Однако это событие примечательно и другими моментами. Кампания в Крыму дала миру военных фотографов и корреспондентов. Именно здесь тесные ряды солдат на поле боя оказались заменены гибкими построениями и окопами. Наконец, в этом конфликте участвовали три самые могущественные империи своего времени — Российская, Британская, Французская.
Эта война унесла жизни почти 500 тысяч человек. Половина из них оказалась на счету русской армии. Еще в самом начале участники конфликта стали осознавать, что исход войны зависел не только от совершенного вооружения и продуманных тактических действий. Важно было и то, смогут ли раненые бойцы получить быструю и качественную медицинскую помощь. Усилий одних врачей было явно недостаточно.
Флоренс Найтингейл
В западной традиции начало профессионального сестринского дела принято связывать с англичанкой Флоренс Найтингейл (1820–1910). Свое необычное имя Флоренс получила благодаря Флоренции — городу цветов, в котором и родилась во время заграничной поездки своих родителей. Флоренс происходила из семьи аристократов, получила хорошее образование — знала греческий и латынь, была введена в высший свет, включая двор королевы Виктории.
Автор неизвестен — Duyckinick, Evert A. Portrait Gallery of Eminent Men and Women in Europe and America
Тем удивительнее для родителей Флоренс было желание девушки посвятить свою жизнь уходу за больными. В 1851 г. она отправляется в Кайзерверт (современная Германия), где пастор Теодор Флиднер основал общину сестер милосердия. Именно здесь Флоренс предложила создать целую систему по уходу и лечению больных.
О трудах сестры вскоре стало известно английскому правительству. 15 октября 1854 г. — в самый разгар Крымской кампании — секретарь по вопросам войны Великобритании Сидни Герберт отправил Флоренс письмо. Послание было предельно ясно: английской армии не хватало ухода за ранеными. Однако сестер в распоряжении английской подданной оказалось не так много. Флоренс вынуждена была просить помощи у общины Винсента де Поля.
По прибытии в военный госпиталь, Флоренс сразу же взялась за дело: вооружила сестер метлами и швабрами, снабдила раненых бельем и посудой, наладила приготовление пищи. Смрад и грязь в госпиталях сменились чистотой и уходом за больными. Смертность уменьшилась. Флоренс, обладавшая к тому же прекрасными математическими способностями, собирала статистику ранений и смертей в бою и в госпиталях. Уже после войны эта статистика была положена в основу санитарной реформы, а сама Флоренс стала первой женщиной Британии, получившей орден «За заслуги». В 1912 г. — спустя два года после смерти Флоренс Найтингейл, ее именем была названа медаль — высшая награда для сестер милосердия во всем мире.
Бакунина и Пирогов
Свои герои были и среди русских сестер. В историю вошли имена Дарьи Михайловой (Даша Севастопольская), Марии Меркуровой, Александры Стахович, Екатерины Хитрово. Но более всего примечательна судьба другой сестры милосердия — Екатерины Бакуниной (1810–1894).
Удивительно, насколько история Екатерины Михайловны Бакуниной схожа с историей Флоренс Найтингейл. Как и английская сестра, Екатерина происходила из аристократической семьи. Ее отец состоял на должности петербургского губернатора, а мать происходила из рода Голенищевых-Кутузовых, что делало Екатерину родственницей известного русского полководца — героя войны 1812 г.
Как и Флоренс, Екатерина получила превосходное образование. Росла в атмосфере музыки, поэзии и живописи. В доме Бакуниных гостили выдающиеся русские художники — Карл Брюллов и Александр Иванов. Знакомство с творческими профессиями отразилось на будущем сестер Екатерины: старшая — Евдокия — стала художницей, а младшая — Прасковья — поэтессой.
Тем более неожиданным стало желание Бакуниной, не имевшей до того медицинского опыта, вступить в ряды Крестовоздвиженской общины. Эта община была создана в самый разгар Крымской войны — осенью 1854 г., когда необходимость сестринского дела стала свершившимся фактом. Создателем общины стала великая княгиня Елена Павловна. Вдова Михаила Павловича — младшего брата Николая I, после смерти мужа посвятила свою жизнь помощи страждущим. Руководителем общины стал выдающийся отечественный хирург — Николай Иванович Пирогов (1810–1881).
Жизнь Пирогова была полна знаменательных событий и свершений. Достаточно упомянуть лишь несколько заслуг известного врача: один из открывателей эфирного наркоза, создатель анатомического атласа, основоположник военно-полевой хирургии. Последнее стало свершившимся фактом именно в период Севастопольской обороны.
Личность Пирогова пользовалась огромным авторитетом среди защитников города. Об этом свидетельствует и любопытная история. Однажды на перевязочный пункт солдаты принесли своего товарища. Один доктор, увидев это, замахал руками: «Куда несете? Ведь видите, что он без головы». На замечание последовал ответ: «Ничего, ваше благородие, голову несут за нами; господин Пирогов как-нибудь привяжет, авось еще пригодится наш брат-солдат!».
На войну!
Марат Самсонов. Сестрица. 1954 г.
Николай Иванович Пирогов оказался в Крыму в ноябре 1854 г. Вскоре за своим руководителем последовали и сестры милосердия. В обществе по этому поводу царили критические настроения: насколько гуманно было посылать сестер на поле брани? Все же война — не женское дело.
Первое отделение состояло лишь из 28 сестер во главе с Александрой Стахович. А между тем в одном Севастополе число раненых приближалось уже к десяти тысячам. Небольшая община не могла выдержать столь тяжелый труд. Сил явно не хватало. Однако вскоре на помощь прибыли те, с кого и начинался сестринский труд — сердобольные вдовы Москвы и Санкт-Петербурга.
Еще в Симферополе Пирогов разделил сестер на три разряда: перевязывающих, аптекарей и хозяек. Все занимались своим делом: первые — помогали врачам; вторые — раздавали лекарства; третьи — следили за чистотой в госпиталях и содержанием больных. Разделение по профессиональному признаку быстро дало о себе знать. Сестры эффективно и четко выполняли свои обязанности.
Забота о больных приводила и к весьма комичным ситуациям. Так, один солдат оказался не доволен тем, что ему не давали никаких лекарств. На замечание сестры, что доктор ничего не прописал, раненый боец начал жаловаться Пирогову. Сестре оставалось лишь пойти на хитрость: поить солдата водой с сахаром. «Новая душа в меня вселилась» — отметил боец и начал быстро поправляться.
В Севастополе
Севастополь за свою неприступность был прозван европейской печатью «Русской Троей». Именно здесь, под градом пуль и снарядов, сестры столкнулись с самыми суровыми испытаниями. Под руководством Пирогова им удавалось быстро привыкнуть к госпитальному порядку. По воспоминаниям врача Ульрихсона, сестры «так наметались и пригляделись» к операциям, что при необходимости могли сами проводить ампутации. Женский труд использовался везде: на поле боя, в госпиталях, в Гущином доме. В последнем сестры ухаживали за теми, кому можно было помочь лишь напутственным словом. То было место для смертельно раненых.
Слова Пирогова ярко иллюстрируют один из дней жизни госпиталя: «Двери зала ежеминутно отворялись и затворялись. Вносили и выносили раненых по команде: на стол, на койку. В боковой довольно обширной комнате (операционной), на трех столах, кровь лилась при производстве операций… Матрос Пашкевич, отличавшийся искусством прижимать артерии при ампутациях, едва успевал следовать призыву врачей, переходя от одного стола к другому. Бакунина постоянно присутствовала в этой комнате, готовая следовать на призыв врачей».
Авторитет Пирогова, усердный труд врачей и сестер не всегда могли исправить ситуацию. Крымская война отличалась большим числом потерь и распространением эпидемий. В госпиталях свирепствовал тиф, поражая раненых бойцов. Как итог, многие солдаты по-прежнему предпочитали гибель на поле боя смерти в лазарете. Жертвами болезни становились и сестры милосердия.
Дни и ночи сестры присутствовали на операциях и помогали в перевязках. Однако силы защитников иссякали. После 11 месяцев обороны Севастополь пал. Вместе с бойцами город покидали сестры милосердия. Одной из последних, наблюдая за взрывом Николаевской батареи, оставляла город Екатерина Михайловна Бакунина.
Новый институт
Парижский мир стал вестником новой эпохи. Под началом Александра II Россия вступала в период реформ. За отменой крепостного права, административными и образовательными реформами последовали изменения и в военной сфере. Бои в Крыму предстали в виде поворотной точки, разделив Россию на «до» и «после».
Перемены ждали также институт сестер милосердия. Война лишь ускорила происходившие ранее процессы. Привычные XIX веку общины со временем сменялись образовательными заведениями. Традиционные обязанности сестер уступали место медицинской работе. А «образ жизни», которому следовали представители общин, превратился в профессию – профессию медицинской сестры.
-
Помогите пожалуйста.
Найди информацию о сёстрах милосердия.Подготовь сообщение.-
Предмет:
Экономика
-
Автор:
angelicawilkins889
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык1 минута назад
срочно!
-
Математика1 минута назад
82453+28х82-6919:17-14009
-
Алгебра3 минуты назад
Помоги решить алгебру
-
Русский язык4 минуты назад
Какой тут ответ ?
-
Математика13 минут назад
Помогите с решением задач
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
СЁСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ — лица, добровольно посвятившие себя безвозмездному уходу за больными и ранеными. В 1844 году была учреждена первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия для попечения о больных, заботы о покинутых детях, падших женщинах; при ней были госпиталь, убежище и школа для детей, убежище для женщин. В 1854 году Великая княгиня Елена Павловна учредила Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия для помощи раненым во время войны. В Крым и другие места было отправлено несколько отрядов с 250 сестрами, а также сердобольные вдовы из Петербургского и Московского вдовьих домов и Одесской богадельни. В 1859 году были учреждены Покровская община в Петербурге, приют для иногородних монахинь в Москве и при нем больница и община сестер милосердия; в 1865 году была создана Община сельских сестер милосердия Марии Магдалины. С учреждением Красного Креста он принял на себя подготовку опытного женского санитарного персонала и большая часть общин находилась в его ведении.
Сестры Крестовоздвиженской общины заботы о раненых в Севастополе в 1855 году: Баршевская, Н. Смирнова, Глебова, Савельева, Е. Гординская, Якукина, Домбровская, М. Гординская, Стахович, мать Серафима, Борисова, О. Смирнова
В 1875 году были изданы правила о сестрах милосердия Красного Креста, обучавшихся на курсах, благодаря чему на русско-турецкую войну 1877—1878 годов удалось послать более 1000 сестер милосердия. Санитарные отряды сестер милосердия Красного Креста посылались на места во время эпидемий, голода, стихийных бедствий.
В сестры милосердия принимались девицы и вдовы христианских вероисповеданий от 20 до 40 лет. Жили они при общинах либо при военных госпиталях и больницах, служба была безвозмездной, но от общины сестры милосердия получали одежду и содержание. Престарелым и потерявшим здоровье после 15 лет службы выплачивалась пенсия в 240 руб. в год, для престарелых сестер милосердия были устроены убежища при Общине св. Евгении в Петербурге и при комитете «Христианская помощь» в Москве и др. На 1900 год имелись 81 община с 1600 сестрами милосердия, 60 человек, готовившихся в сестры милосердия, и 860 человек в запасе. В 1897 году Красный Крест учредил в Петербурге также курсы братьев милосердия для ухода за больными и ранеными, а в военное время — для перевязочных пунктов на передовых позициях, куда сестры милосердия не допускались, а также для сопровождения транспортов с ранеными.
Специфика личных судеб сестер милосердия заключалась в том, что в XIX веке выйти замуж они не могли и были обречены на одиночество. Связано это было с предрассудками, бытовавшими в образованном обществе, из которого прежде всего и выходили сестры милосердия: в больницах и госпиталях им приходилось обмывать и перевязывать мужчин, ухаживать за неподвижными мужчинами и, значит, постоянно иметь дело с обнаженным мужским телом, и вследствие этого они уже считались развращенными; по общественным канонам XIX века девица даже не должна была задумываться о том, откуда берутся дети, а не то что знать об этом. В начале XX века, особенно во время Первой мировой войны, воззрения общества отчасти изменились, так что в столичных госпиталях сестрами милосердия работали даже Великие княжны — дочери Императора Николая II. Тем не менее среди пожилых мужчин — носителей прежней морали отношение к сестрам милосердия было однозначным.
Сестры милосердия имели нечто вроде униформы: длинное глухое серое платье с белыми, отдельно привязывавшимися рукавчиками, глухой белый передник и белая косынка, напоминавшая апостольник монахинь, с большим красным крестом на лобной части.
Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 615-616.