Рассказ о шапке мономаха

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего…
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. <…> А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей на протяжении нескольких веков. Что она собой представляет? Если  кратко, то по сути она является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, изумрудами и рубинами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Шапка из Орды

Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.История шапки Мономаха. Происхождение и откуда название такое 1

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А шапочку-то не носили толком

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, шапка Мономаха пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована давно — при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.две шапки Мономаха

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

Полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм. Но на самом деле это не так уж много. «Вес» шапки иносказательный.

Время прочтения: 7 минут(ы)

Шапка Мономаха – первый венец или первая корона Царей Всея Руси. Как ни странно, она прекрасно сохранилась и дошла до наших дней в своем первозданном виде. Этой шапкой венчались на царство все Московские цари, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Петром I. Однако происхождение Шапки Мономаха в истории Руси весьма туманно, а само ее название скорее вводит в заблуждение, чем проясняет этот вопрос.

Шапка Мономаха

Кроме того, в те времена царские венцы делались не только исходя из красивости и ценности камней, иначе на всех них просто понатыкали бы алмазов и рубинов, как это начали делать с 18 века, например на знаменитой короне Российской империи, которая выглядит как большая хрустальная ваза.

Большая корона Российской империи. 18 век

Большая корона Российской империи. 18 век

Напротив, на Шапке Мономаха мы видим не только сапфиры, и изумруды, но и шпинель, не только золото, но и серебро с медью. И совсем не видим алмазов. Вряд ли это было сделано из экономии средств. В те времена на царственных особах экономить можно было только с большим риском для здоровья. По каким же причинам Шапка Мономаха выглядит столь небогато и почему, несмотря на это, ее ценность сегодня невозможно даже определить?

Камни на шапке Мономаха

Жемчуг на золотом кресте шапки Мономаха и в его основании имеется четыре жемчужины; на яблоке шапки Мономаха ещё три жемчужины и на семи дощечках по три жемчужины, расположенные треугольником вершиной вверх, на восьмой, передней – четыре жемчужины, расположенные ромбом; всего – 32 жемчужины. А также Шапку украшают:

  • Сапфир синий. Один камень на яблоке.
  • Сапфир жёлтый. Один камень на яблоке.
  • Рубин. Два камня на дощечках.
  • Изумруд. Четыре камня на дощечках.
  • Шпинель красная. Один камень на яблоке и два камня на дощечках, всего – 3 камня.Шапка Мономаха

Таким образом, на шапке Мономаха расположено шесть видов камней общим числом 43.

Сама шапка Мономаха изготовлена из золота. Внутри шапки, согласно Описи, винты медные. Опись 1696 года сообщает, что закладки и крючки внутренности шапки Мономаха, изготовлены из серебра.

Оценка качества использованных в оформлении шапки Мономаха камней и металлов невольно порождает вопрос: почему на таком значительном церемониальном предмете, фактически, короне Московских великих князей и царей, используются такие не столь драгоценные предметы как красная шпинель, серебро и медь, явно проигрывающие в цене рубинам и золоту?

Сделать это по недосмотру или из экономии было вряд ли возможно, ибо такие деяния в отношении такого предмета царской одежды были бы весьма чреваты для изготовителей. Поэтому смысл «замещения» рубинов тремя камнями красной шпинели и золота — серебром с медью всё-таки был другой, как, впрочем, и использование других более драгоценных камней и жемчуга.

Средневековая теория ювелирной работы

Испанский король Альфонс X Мудрый (1221—1284), один из самых образованных государей его времени, занимавшийся наукой, философией и астрологией, писал, что каждый драгоценный, полудрагоценный и поделочный камень обладает не только природой определённой планеты септенера, но и связан с определённой неподвижной звездой.

Альфонс X Мудрый (1221—1284)

Альфонс X Мудрый (1221—1284)

Воспринимая окружающий свет, камень из всего светового спектра безошибочно «вычленяет» и «сублимирует» «свой» свет, который соответствует его природе. При этом излучение, не соответствующее природе камня, отсеивается. После «обработки» полученного и отобранного света камень «транслирует» квинтэссенцию собственной энергии вовне, в пределах «своей ауры».

Человеку для того, чтобы эффективнее добиваться определенных целей, необходимо подобрать соответствующий камень и начать использовать его влияние для усиления своего астрального тела. Выбор места присутствия камня по Альфонсу X Мудрому должен соответствовать главному принципу – минерал должен получать максимальное количество света. Поэтому к оптимальным местам его ношения относятся голова, шея, руки и соответствующие предметы одежды и костюма. Головные уборы, в том числе.

Ювелирные мастера XIII – XIV веков знали много больше своих сегодняшних европейских коллег, практически не работающих с украшениями, на головных уборах.

Когда была изготовлена шапка Мономаха

Для начала учтем, что официальная версия происхождения шапки Мономаха (обычно принято говорить, что это подарок Византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку Владимиру) формируется к 1518 году и относится к правлению Ивана III.

Византийский император Константин IX Мономах

Византийский император Константин IX Мономах

То, что шапка никакого отношения к Владимиру Мономаху не имеет, наверное, уже ни для кого не секрет. И двухлетний возраст Владимира на момент смерти деда, византийского императора Константина IX Мономаха, и повальная детская смертность того времени, и борьба кланов за киевский трон, и экспертная оценка датировки шапки (не ранее XIII-XIV веков) – всё говорит в пользу того, что версия происхождения шапки «от Владимира Мономаха» не выдерживает проверки на достоверность.

Хотя следует заметить, что византийский император любил дарить короны. Так, настоящая корона Константина IX Мономаха была действительно изготовлена в Константинополе в императорских мастерских и подарена им венгерскому королю Андрею I (1047-1061) по случаю его бракосочетания с дочерью Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анастасией. Но эта корона, что называется, и рядом не лежала с Шапкой Мономаха.

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Корона Константина IX Мономаха подаренная венгерскому королю Андрею

Естественно, что тот, кто заказывал эту шапку для себя или для своих наследников был заинтересован в том, чтобы этот фактически царский венец вел свое происхождение от императоров Византии. Нужно вспомнить, что в Московской Руси все это «византиефильство» началось в царствование Ивана III, когда и сама Москва была названа Третьим Римом, а Иван III женился на дочери последнего византийского императора.

Само название «Шапка Мономаха» не должно вводить в заблуждение. История знает и другие случаи, когда царские или даже императорские венцы получали название по именам царственных особ, которые к ним не имели никакого отношения. Например, императорская корона Карла Великого — в средневековье именно она была самой престижной и значимой монаршей короной. Ею короновались почти все императоры Священной Римской империи. Однако, несмотря на свое название никакого отношения к Карлу Великому она не имела – разве что символическое. Поскольку изготовлена она была примерно в 960 году для императора Оттона Первого. А император Карл Великий (747 — 814) жил примерно за 150 лет до этого.

Императорская корона Карла Великого

Императорская корона Карла Великого

Парадоксы «Царского титулярника»

В «Царском титулярнике» 1672 года, иллюстрированном портретами русских монархов, наблюдается прелюбопытная картина. Из всех Великих князей Киевских только на гравюре Владимира Мономаха «угадывается» прообраз исследуемой шапки. Но только «прообраз», так как «каноническому» виду шапки Мономаха головной убор Мономаха соответствует с большой натяжкой: клинообразной формой шлема и собольей опушкой.Шапка Мономаха - Главный Артефакт Власти

Ни навершия с крестом, ни драгоценных камней, ни золотой скани – ничего этого на «гравюрной» шапке нет.

Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника

Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника

Это притом, что «Титулярник» был создан как «справочник по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составленный в качестве пособия в дипломатической переписке».

После Владимира киевские и московские князья  – все изображены с непокрытыми головами. Вплоть до Ивана IV Грозного, который в этой шапке венчался на царство, став царем Всея Руси, что называется, официально.

С этого момента шапка, превратившаяся уже в царский венец или корону, изображена на головах всех московских царей вплоть до Петра I, который, кстати, венчался на царство не в оригинальной шапке Мономаха, а в ее копии – «шапке Мономаха второго наряда», изготовленной в мастерских Кремля специально для него.

В шапке Мономаха венчался его старший сводный брат царь Иван V.

Царь Иван V Алексеевич - Последний Царь Коронованный Шапкой Мономаха

Царь Иван V Алексеевич

Для кого могла быть изготовлена Шапка Мономаха

Прежде всего логично было бы предположить, что Иван Грозный и заказал себе Шапку Мономаха для венчания на царство.

Для того, чтобы понять, заказывал Иван Грозный шапку или нет, необходимо взглянуть на его гороскоп и соотнести этот гороскоп с геммоастрологическим анализом Шапки Мономаха.

Тем более, что личный гороскоп Ивана Грозного в наличии имеется. В настоящее время это – первый известный гороскоп, созданный в России. Обнаружил его современный российский астролог Антон Григорьев в «Методе астрологии» Иоганна Гарце». Удивительного в этом ничего нет, поскольку Иван Грозный весьма тесно контактировал с иностранными астрологами и врачевателями.

Что же показывает это соотнесение. В принципе, камни употребленные при создании Шапки Мономаха, должны были бы усиливать некоторые положительные моменты царствования царя – забота о монаршей казне, забота о подданных и даже усиление любовных моментов жизни монарха. Что же, Иван Грозный действительно заботился о казне и даже хвастал своими богатствами перед иностранными послами.

Иван Грозный показывает английскому послу Горсею свои сокровища

Иван Грозный показывает английскому послу Горсею свои сокровища

В этом же русле стоят и завоевания Казани, Астраханского и Сибирского царств, которые, кстати, прибавили к головным уборам Грозного еще одну «шапку» — Казанскую. Эта шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Её изготовили ювелиры покоренного ханства – для нее использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.

Казанская шапка Ивана Грозного

Казанская шапка Ивана Грозного

Заметим опять же, что еще две шапки из царского арсенала – Астраханская и Сибирская, были изготовлены много позже правления Ивана Грозного.

Что касается усиления любовной компоненты, то она у Ивана Васильевича, имевшего 4 законных жены, и еще сколько-то незаконных, была безусловно усилена. Ну и, наконец, забота о подданных – здесь нет однозначного ответа. Заметим только, что жаркие споры о том, был ли царь Иван хорош для своих подданных, не утихают и по сей день.

Совмещение гороскопа Ивана Грозного и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Совмещение гороскопа Ивана Грозного и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Однако, по мнению специалистов, те, кто изготавливал шапку для Ивана Грозного, если предположить, что шапка изготавливалась именно для него, допустили при подборе элементов шапки, то есть подборе камней и металлов, несколько грубых ошибок. Употребив такие компоненты, как желтый сапфир, изумруд и медь, они открыли лично для клиента VI, VIII и XII дома его гороскопа, то есть активировали или, вернее, усилили кармические компоненты забот и болезней (VI дом), смерти (VIII дом) и длительной изоляции (XII дом).

Иван Грозный венчается на царство в Шапке Мономаха

Иван Грозный венчается на царство в Шапке Мономаха

Если предположить, что шапка изготавливалась конкретно под царствование Ивана Грозного, то ее изготовителей вполне можно обвинить в измене и сознательном преступлении против страны и престола, поскольку не найдётся ни современника Грозного, ни нынешнего историка, решившегося назвать время правления Ивана IV «золотым веком» российской истории. То есть тот факт, что Шапка Мономаха внесла свой, отнюдь не положительный вклад в историю России, не подлежит сомнению. Но допускать такие просчеты специально в те времена было слишком опасно, ведь другие астрологи и ювелиры запросто могли уличить злоумышленников и тогда их ждала бы участь царского чародея Елисея Бомелиуса. Таким образом, специально для Ивана Грозного такую шапку изготовить могли только самоубийцы.

Для кого же еще могла быть изготовлена эта Шапка? История утверждает, что Иван Грозный был первым царем, венчавшимся в Шапке Мономаха. Но на самом деле, был еще один человек, который так же венчался в этой шапке, но царем так и не стал. Соответственно, и имя его практически не упоминается в исторических хрониках.

«Железная маска» по-российски

Александр Дюма сделал «железную маску» архетипическим персонажем в мировой культуре. Там, где есть власть и богатство, всегда есть борьба не на жизнь, а на смерть между теми (как правило, ближайшими родственниками), кто на это все хотел бы, как говорится, наложить свою лапу. В результате, победитель получает все, а участь проигравшего незавидна.

Вернемся к эпохе Ивана Васильевича, но не четвертого, а его деда — Ивана Третьего. Собственно, именно при нем был поднят вопрос о переходе от статуса Московского Великого князя к статусу Государя Всея Руси.

Иван III Васильевич Великий

Иван III Васильевич Великий

У Ивана III было две жены. Первая, Мария Борисовна Тверская, родила 15 февраля 1458 года сына Ивана, именуемого в историографии Иван Иванович Молодой. Умерла через 9 лет, в 1467 году, предположительно была отравлена. В 1472 году овдовевший Иван III заключает второй брак с более известной Софьей (Зоей) Палеолог, дочерью последнего византийского императора. Софья в 1479 году родила Ивану III второго сына – будущего московского князя Василия III, отца Ивана Грозного.

Примерно в это же время в 1483 году у сына Ивана III от первого брака, Ивана Молодого, от брака с Еленой Волошанкой рождается сын Дмитрий, внук Ивана III. Сам же Иван Молодой скоропостижно скончался в 1490 году. После этого серьезно встал вопрос о престолонаследии. Вначале Иван Третий склонился на сторону внука Дмитрия так, что даже решил сделать его своим соправителем. К февралю 1498 года Иван III решил подчеркнуть своё решение торжественной церемонией – венчанием на престол Дмитрия Внука, для чего и была использована Шапка Мономаха.

В этот день Иван III в сопровождении бояр ввёл своего тогда уже пятнадцатилетнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского. Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии – бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия Внука.

Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича Внука

Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича Внука

Но ожесточенная борьба под великокняжеским ковром продолжалась, ибо гречанка Софья Палеолог была не из тех, кто принимает поражение. Есть историческая гипотеза, утверждающая, что именно ее настойчивому воздействию на мужа Московское государство обязано освобождением от татаро-монгольского ига. Тем более, она продолжала сражаться за августейшие права своего сына Василия, будущего отца Ивана Грозного.

Софья Палеолог

Софья Палеолог

В конце концов «партия», поддерживающая царевича Василия и великую княгиню Софью Палеолог, взяла верх, и часть сторонников Дмитрия и его матери Елены Волошанки была казнена. Иван III назвал Василия государем, великим князем Новгорода и Пскова, но какое-то время Дмитрий еще именовался великим князем Владимирским и Московским.

В 1502 году, после того как Иван III передал права наследования своему сыну Василию, Дмитрий с матерью попали в окончательную опалу, были заключены под стражу и их имена было запрещено упоминать при богослужениях. После смерти Ивана III, уже при Василии III в 1505 году Дмитрий был окован в «железа» и содержался в «тесном заключении», где и скончался в 1509 году. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Такова печальная судьба этого несостоявшегося монарха, приходившегося Ивану Грозному сводным двоюродным братом.

Шапка Мономаха для двоюродного брата Ивана Грозного

Вернемся к предположению, что именно Иван III заказал Шапку Мономаха для своего внука Дмитрия. Специалисты по геммо-астрологии проверили эту гипотезу, тем более что день рождения Дмитрия Внука известен — 10 октября 1483 года.

Итог анализа поразил исследователей. В аспектах камней и металлов к планетам нет ни одного дубляжа, ни одного аспекта к фиктивной точке, ни одного аспекта «в никуда» и только один негативный аспект. При этом, будто предусмотрительно «оставлены без внимания» природные вредители – Сатурн и Марс, явно не «блещущие» достоинствами и возможно управляющие в карте «неподлежащими открытию» домами.

Совмещение космограммы Дмитрия Внука и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Совмещение космограммы Дмитрия Внука и геммо-астрологического анализа Шапки Мономаха

Выводы были очевидны — это лучший выбор камней Первой группы и металлов применительно к космограмме Дмитрия Внука — лица, для которого «шапка Мономаха» и была изначально изготовлена. Камни на «шапку Мономаха» были нанесены для коронации внука Ивана III Дмитрия к февралю 1498 года по итогам геммоастрологических советов, данных мастерами стран Ближнего Востока.

Очевидно, что наличествует как внутренняя взаимосвязь подобранных камней и металлов между собой, так и взаимосвязь внешняя между камнями и металлами с планетами космограммы адресата шапки – Дмитрия Внука. Возможность совпадения, не зависящего от посторонней воли, здесь минимальна, то есть попросту ничтожно мала.

Конечно, необходимо учитывать, что даже сделанная по всем правилами и законам астрологической гемологии Шапка Мономаха не была предназначена для того, чтобы менять человеческую карму или судьбу самой по себе. Это не магический артефакт. Драгоценные камни и металлы лишь усиливают проходящее через них излучение небесных тел, давая дополнительные возможности своему носителю для того, чтобы усилить воздействие позитивных аспектов своей кармы и уменьшить воздействие негативных аспектов. Это своего рода оптический прицел, помогающий стрелку точнее поразить цель, но саму цель, как и направление выстрела и момент выстрела стрелок определяет сам.

Поэтому, будучи сделанной конкретно для Дмитрия Внука, Шапка Мономаха не изменила его печальной судьбы, и, в  то же время, будучи плохо подходящей для его двоюродного брата Ивана Грозного, она тем не менее, не оказала на него столь негативного воздействия.

Впрочем, с точки зрения кармической это тоже может быть интерпретировано по-другому. И даже совсем наоборот.

Ведь Иван Грозный не зря был назван таким прозвищем. Непрерывные войны, отнюдь не все из которых были победоносны – при нем татары сожгли Москву. Истребление множества боярских и княжеских родов, опричнина, от которой во множестве пострадали и вовсе далекие от власти люди. Наконец, карма первого русского царя, как унаследованная от прошлых жизней, так и наработанная, была настолько тяжкой, что он прямо или косвенно уничтожил весь свой царственный род, став последним государем в своей династии – есть ли более тяжкое наказание для царствующей особы? После него в государстве началась Смута, в результате которой российское государство вообще могло исчезнуть как таковое, и которую он же вольно или невольно подготовил всеми своими действиями и своей политикой.

Эту картину можно интерпретировать как символическое изображение кармы Ивана Грозного

Эту картину можно интерпретировать как символическое изображение кармы Ивана Грозного

Что же касается участи Дмитрия Внука, то и на нее можно взглянуть по-другому с кармической точки зрения. Дмитрий Внук, как и Иван Грозный, был внуком Ивана III Великого, но представлял другую ветвь – тверскую, поскольку его бабка была до замужества дочерью Великого князя Тверского. То есть он был частью уходящей ветви, поскольку сначала исчезло Великое княжество Тверское, став просто русским городом Тверью, потом отравили его бабку, потом умер его отец, наследник престола, Иван Молодой. Ничего удивительного, что Иван III перенес любовь к сыну-наследнику на внука, назначив его, соответственно, наследником.

Он же заказал ему Шапку Мономаха и посоветовался с восточными астрологами, какими камнями и металлами она должна быть украшена. В пятнадцать лет Дмитрий стал соправителем государства, но уже через четыре года умирающий дед под воздействием жены Софьи Палеолог лишает его своего покровительства и он становится заключенным, русским вариантом «железной маски». То есть Дмитрий попал под жернова родовой кармы и, кто знает, может быть очистил ее своей трагической судьбой. Здесь нельзя ничего сказать с уверенностью, но страшно даже представить, что могло быть со страной, начни ею править государь с такой родовой кармой.

Предполагаемое изображение Дмитрия Внука на «Пелене Елены Волошанки»

Предполагаемое изображение Дмитрия Внука на «Пелене Елены Волошанки»

Вполне возможно, что те астрологи, с которыми советовался Иван III, все это знали и подобрали камни для Шапки таким образом, чтобы они помогали ее носителю изживать свою карму наилучшим образом.

Совершенно очевидно, что вплоть до 17 столетия практически все короны и царские венцы делались с учетом данных гороскопа заказчика, и, соответственно кармических данных его самого и его рода. Соответственно этому подбирались драгоценные камни и металл. Такова железная корона лангобардов, которой, начиная  с 7 века по 19 век, короновались все итальянские короли, императоры священной Римской империи и Австрийской империи, включая Наполеона.Шапка Мономаха - Главный Артефакт Власти

Такова же и уже описанная выше Корона Карла Великого. Одной из последних таких корон была, по-видимому, корона Австрийской империи, она же личная корона Рудольфа II Габсбурга, изготовленная в Праге в 1602 году Жаном Вермейеном, одним из выдающихся ювелиров того времени.Шапка Мономаха - Главный Артефакт Власти

Читайте также — Яков Брюс и Астрологическая Карта Москвы

Обучение Эзотерике Онлайн

Monomakh’s Cap in the foreground and Kazan Cap in the background

Monomakh’s Cap (Russian: шапка Мономаха, romanized: shapka Monomakha), also called the Golden Cap (Russian: шапка Золотая, romanized: shapka Zolotaya), is a chief relic of the Russian Grand Princes and Tsars. It is a symbol-crown of the Russian autocracy, and is the oldest of the crowns currently exhibited at the Imperial treasury section of the Kremlin Armoury. Monomakh’s Cap is an early 14th-century gold filigree skullcap composed of eight sectors, elaborately ornamented with a scrolled gold overlay, inlaid with precious stones (ruby and emerald) and pearls, and trimmed with sable. The cap is surmounted by a simple gold cross with pearls at each of the extremities.

Origin[edit]

The main hypothesis is of old-Moscow origin. One of the others is it Central Asian origin (from ethnological or cultural point of view) has led some modern scholars to view the crown as a gift from Uzbeg Khan of the Golden Horde to his brother-in-law, Ivan Kalita of Moscow during the period of the Tatar yoke in Russia.[1] Boris Uspensky, in particular, argues that the Tatar headgear was originally used in coronation ceremonies to signify the Muscovite ruler’s subordination to the khan.[2] According to Sergey Solovyov «after the death of Ivan Kalita all Russian princes traveled to the Horde… and the Khan announced the eldest son of Kalita, Simeon, the Grand Prince of Vladimir».[3] Also Solovyov writes that the first who introduced the coronation of the Russian monarch was Ivan III and it took place in 1498. At some point in the 15th or 16th century the crown was surmounted by a cross.[citation needed]

After Russia overcame the period of feudal fragmentation and Ivan III of Moscow and Vladimir asserted his position as successor to the Roman emperors, there arose a legend that the cap had been presented by the Byzantine emperor Constantine IX Monomachus to his grandson Vladimir Monomakh, the founder of the city of Vladimir and patrilineal ancestor of Ivan III. The legend was elaborated in The Tale of the Princes of Vladimir and served as one of the grounds for the «Moscow as the Third Rome» political theory. Accordingly, the crown became known as «Monomakh’s Cap», the term first recorded in a Russian document from 1518. However the fact that Constantine IX Monomachus died 50 years before the coronation of Vladimir Monomakh makes the statement really a legend. The first version of the orient origin of the Cap (Uzbeg Khan) was suggested by George Vernadsky. Vernadsky was pointing to an interesting fact that according to Paul Pelliot Özbäg can be interpreted as a freeman (maître de sa personne).[citation needed]

Professor Kramarovsky who was specifically interested in the origin of the cap remarks that according to the technology of the headwear production the origin of the cap is either out of the Volga cities or Crimea where the school of Golden Horde filigree had developed. According to Aleksandr Andreevich Spitsyn possibly the cap was initially topped with the similar cross of the Jani Beg crown, however the German ambassador of the Holy Roman Emperor Maximilian I, Sigismund von Herberstein (notorious for his Notes on Muscovite Affairs) does not support that fact.[citation needed]

After Ivan the Terrible had himself crowned the first Russian Tsar with this headgear, the Polish king asked him to explain the meaning of his new title. To that Ivan replied that whoever is crowned with Monomakh’s Cap is traditionally called a tsar, because it was a gift from a tsar (i.e., Constantine IX) who had sent the Metropolitan of Ephesus to Kiev to crown Vladimir Monomakh with this cap.[4] Ivan was presumably not aware that at the time of Constantine IX Monomachus’ death, Vladimir Monomakh was only two years old and he was not the Kievan sovereign yet.

The Monomakh Cap was last used in the dual coronation of Ivan V and Peter the Great in 1682, though it was carried in the coronation procession thereafter. When Peter assumed the title of emperor, a new western-style crown was fashioned, but was not used in a coronation until that of Catherine I.[5]

See also[edit]

  • Caps of the Russian tsardom (ru:Шапки Русского царства)
  • Jericho’s caps of Russian tsars (ru:Шапки ерихонские русских царей) – royal parade helms
  • Russian Imperial Crown
  • Muscovy Crown
  • Holy Crown of Hungary

References[edit]

  1. ^ Vernadsky, George. (1949). History of Russia. New Haven: Yale University Press.
  2. ^ Uspensky, Boris. Assorted Works, vol. 1. Moscow, 1996. pp. 89–90, 107–11.
  3. ^ Solovyov, Sergey. «History of Russia from the Ancient times». Works in 18 volumes. Book II. Volume 3–4. Moscow, 1988. p. 240
  4. ^ Solovyov, Sergey. History of Russia From the Most Ancient Times, in 15 volumes. Moscow, 1959–66. Vol. 3, p. 516.
  5. ^ Massie, Robert K. (2012). Peter the Great: His Life and World. New York: Modern Library. p. 61. ISBN 978-0679645603. Retrieved 2016-11-18.

External links[edit]

  • Macro Photography The Crown of Monomakh
  • Crown of Monomakh pictures and description
  • The Crown of Monomakh at kreml.ru
  • Tatar’s hats – Crowns of the Ruthenian Tsars, based on the article «Crowns of Ruthenian Tsars – landmarks of Tatar Culture». magazine «Idel» #3/4, 1996.

Monomakh’s Cap in the foreground and Kazan Cap in the background

Monomakh’s Cap (Russian: шапка Мономаха, romanized: shapka Monomakha), also called the Golden Cap (Russian: шапка Золотая, romanized: shapka Zolotaya), is a chief relic of the Russian Grand Princes and Tsars. It is a symbol-crown of the Russian autocracy, and is the oldest of the crowns currently exhibited at the Imperial treasury section of the Kremlin Armoury. Monomakh’s Cap is an early 14th-century gold filigree skullcap composed of eight sectors, elaborately ornamented with a scrolled gold overlay, inlaid with precious stones (ruby and emerald) and pearls, and trimmed with sable. The cap is surmounted by a simple gold cross with pearls at each of the extremities.

Origin[edit]

The main hypothesis is of old-Moscow origin. One of the others is it Central Asian origin (from ethnological or cultural point of view) has led some modern scholars to view the crown as a gift from Uzbeg Khan of the Golden Horde to his brother-in-law, Ivan Kalita of Moscow during the period of the Tatar yoke in Russia.[1] Boris Uspensky, in particular, argues that the Tatar headgear was originally used in coronation ceremonies to signify the Muscovite ruler’s subordination to the khan.[2] According to Sergey Solovyov «after the death of Ivan Kalita all Russian princes traveled to the Horde… and the Khan announced the eldest son of Kalita, Simeon, the Grand Prince of Vladimir».[3] Also Solovyov writes that the first who introduced the coronation of the Russian monarch was Ivan III and it took place in 1498. At some point in the 15th or 16th century the crown was surmounted by a cross.[citation needed]

After Russia overcame the period of feudal fragmentation and Ivan III of Moscow and Vladimir asserted his position as successor to the Roman emperors, there arose a legend that the cap had been presented by the Byzantine emperor Constantine IX Monomachus to his grandson Vladimir Monomakh, the founder of the city of Vladimir and patrilineal ancestor of Ivan III. The legend was elaborated in The Tale of the Princes of Vladimir and served as one of the grounds for the «Moscow as the Third Rome» political theory. Accordingly, the crown became known as «Monomakh’s Cap», the term first recorded in a Russian document from 1518. However the fact that Constantine IX Monomachus died 50 years before the coronation of Vladimir Monomakh makes the statement really a legend. The first version of the orient origin of the Cap (Uzbeg Khan) was suggested by George Vernadsky. Vernadsky was pointing to an interesting fact that according to Paul Pelliot Özbäg can be interpreted as a freeman (maître de sa personne).[citation needed]

Professor Kramarovsky who was specifically interested in the origin of the cap remarks that according to the technology of the headwear production the origin of the cap is either out of the Volga cities or Crimea where the school of Golden Horde filigree had developed. According to Aleksandr Andreevich Spitsyn possibly the cap was initially topped with the similar cross of the Jani Beg crown, however the German ambassador of the Holy Roman Emperor Maximilian I, Sigismund von Herberstein (notorious for his Notes on Muscovite Affairs) does not support that fact.[citation needed]

After Ivan the Terrible had himself crowned the first Russian Tsar with this headgear, the Polish king asked him to explain the meaning of his new title. To that Ivan replied that whoever is crowned with Monomakh’s Cap is traditionally called a tsar, because it was a gift from a tsar (i.e., Constantine IX) who had sent the Metropolitan of Ephesus to Kiev to crown Vladimir Monomakh with this cap.[4] Ivan was presumably not aware that at the time of Constantine IX Monomachus’ death, Vladimir Monomakh was only two years old and he was not the Kievan sovereign yet.

The Monomakh Cap was last used in the dual coronation of Ivan V and Peter the Great in 1682, though it was carried in the coronation procession thereafter. When Peter assumed the title of emperor, a new western-style crown was fashioned, but was not used in a coronation until that of Catherine I.[5]

See also[edit]

  • Caps of the Russian tsardom (ru:Шапки Русского царства)
  • Jericho’s caps of Russian tsars (ru:Шапки ерихонские русских царей) – royal parade helms
  • Russian Imperial Crown
  • Muscovy Crown
  • Holy Crown of Hungary

References[edit]

  1. ^ Vernadsky, George. (1949). History of Russia. New Haven: Yale University Press.
  2. ^ Uspensky, Boris. Assorted Works, vol. 1. Moscow, 1996. pp. 89–90, 107–11.
  3. ^ Solovyov, Sergey. «History of Russia from the Ancient times». Works in 18 volumes. Book II. Volume 3–4. Moscow, 1988. p. 240
  4. ^ Solovyov, Sergey. History of Russia From the Most Ancient Times, in 15 volumes. Moscow, 1959–66. Vol. 3, p. 516.
  5. ^ Massie, Robert K. (2012). Peter the Great: His Life and World. New York: Modern Library. p. 61. ISBN 978-0679645603. Retrieved 2016-11-18.

External links[edit]

  • Macro Photography The Crown of Monomakh
  • Crown of Monomakh pictures and description
  • The Crown of Monomakh at kreml.ru
  • Tatar’s hats – Crowns of the Ruthenian Tsars, based on the article «Crowns of Ruthenian Tsars – landmarks of Tatar Culture». magazine «Idel» #3/4, 1996.

  • Рассказ о шанхае на английском
  • Рассказ о художнике шишкине кратко для детей
  • Рассказ о шампиньоне 3 класс по окружающему миру
  • Рассказ о шаляпине краткий рассказ
  • Рассказ о шаляпине для 6 класса по музыке