Рассказ о школах созданных педагогами гуманистами эпохи возрождения

Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали на первое место культ
человека.

Человек в гуманистических трактатах о воспитании
представляет со­бой личность деятельную, социально и граждански
ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного
достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть за­щитником
Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и боль­шим делам; ее отличают
всестороннее образование и культура.

Всестороннее развитие личности как величайшая ценность.

Приверженность античной культуре.

Уважение личности ребенка, против схоластического обучения и
суро­вой дисциплины.

Нравственность — прежде всего. Способность к выполнению
долга граж­данина.

Физическое воспитание и труд как важные средства
формирования лич­ности при главенствующей роли образования. Физическое
воспитание осуществляется с помощью упражнений, соединяющих античное пятибо­рье
с элементами физического воспитания рыцаря, закаливания (холо­дом, длительным
бодрствованием, трудом), подвижных игр на воздухе, прогулок, танцев,
правильного питания и сна.

Особенностью гуманистического воспитания этого периода
является клас­сический характер образования, в основе которого — древние языки (латин­ский
и греческий) и античная литература. Из христианской литературы — Библия и отцы
церкви. Основные предметы изучения: история, мораль­ная философия, поэзия,
риторика, грамматика и диалектика (последней был предан служебный характер),
имеющие прежде всего воспитатель­ный характер. Естественный цикл был
представлен: квадривиумом (ариф­метика, геометрия, музыка и астрономия); в
отдельных школах итальянс­ких гуманистов преподавали географию и астрологию. У
гуманистов других стран шире, чем у итальянских, представлен в образовании
естественный цикл знаний: физика как наука о природе, в математике выделяются
оптика и архитектура, изучаются труды натуралистов и медиков.

Новшество в воспитании: развитие эстетического вкуса путем
занятий живописью, музыкой, поэзией; введение в образование родного языка.

Процесс обучения понимался как добровольный, сознательный и
радост­ный. Использовались методы «мягкой руки»: широкое и взвешенное при­менение
похвалы, разумное порицание. К телесным наказаниям отноше­ние отрицательное, но
применялись в исключительных случаях и только за нравственные проступки.

Утверждали доступность образования для всех, но обучение в
их шко­лах в основном было платным.

ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378—1446) — — выдающийся математик, профессор
философии, «первый школьный учитель нового типа».

Организовал школу «Дом радости». Обучал мальчиков и девочек
из разных сословий. Цель воспитания — подготовка граждан своей страны. Большое
значе­ние придавал играм, физическому воспитанию. Первым осуществил идею школы
в природе. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые
должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества уча­щихся.
Стремился выявлять индивидуальные особенности учеников. На первый план ставил нравственное
и религиозное воспитание и очень высоко ценил пример в воспитании. Стремился
воспитывать умеренность. Грамоте обучал, используя подвижные буквы, что было
новым методом. Обучение было основано на живом общении, строилось на
наглядности. Дети познавали мир путем созерцания при­роды, вещей, явлений.

Против физических наказаний. В своей школе ввел
самоуправление.

Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.

ВИВЕС ХУАН ЛУИС (1492—1540) — испанский педагог-гуманист, фи­лософ,
был учителем дочери английского короля. Был назван современника­ми «вторым
Квинтилианом».

Трактаты: О методе обучения, Об изучении языков, О способе
занятий с детьми, О воспитании женщины-христианки, Путеводитель к премудрости.

Педагогические взгляды исходят из представления о природе
как образце для воспитания. Автор первого в истории педагогики трактата о
воспитании женщины.

Выступает против схоластического обучения. В ученике
необходимо развивать способность наблюдать явления природы и окружающей жизни и
размышлять о них. Придавал большое значение естественным наукам, древним
языкам, класси­ческой литературе и истории. Ценными являются мысли о
психологическом подходе к детям и его понимание психологии. Говорил о
гигиенических требова­ниях к школьному зданию и его местоположении.

Учитель, по его мнению, должен быть примером нравственности
и дисциплины, трудолюбивым, доброжелательным, тщательно подготовлен­ным к
занятиям, сторонником мягкой дисциплины.

ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553) — французский писатель-гуманист,
был священником, профессором анатомии.

Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль.

Воспитание с продуманным режимом для ребенка, многостороннее
образование, развивающее самостоятельное мышление, творческую активность.
Воспитание включает: физическое воспитание – бег, борьбу, прыжки, плавание,
гимнастику, верховую езду и др.; эстетическое воспи­тание — занятия музыкой на
нескольких инструментах, пение; нравствен­ное воспитание – религия и труд.
«Знания без совести есть душевная смерть». Наглядность в процессе обучения,
наблюдение природных явле­ний, знакомство с различными ремеслами и искусствами.
Мягкость дис­циплины и привлекательность обучения.

К педагогам-гуманистам эпохи Возрождения относились также:
П. Вержерио (1350—1444), М. Веджо (1406—1456), Э. Пикколомини (1405—1464), Л.
Бруни (1369-1444) — Италия; Р. Агрикола (1443-1485), И. Рейхин (1455— 1522) —
Германия; М. Монтенъ (1533—1592) — Франция; Т. Мор (1478—1535) — Англия; Эразм
Роттердамский (1467—1536) — Нидерланды и др.

ПЕДАГОГИКА ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО (1467—1536)

Основные работы: О раннем и достойном воспитании детей; О
методе обучения; Воспитание христианского государя; Книжица о приличии детских
нравов; Цицеронианец; Похвала глупости; Разговоры запросто; Оружие хри­стианского
воина; Экклезиаст, или Евангельский проповедник; Диатриба, или Рассуждение о
свободе воли; О двойном изобилии — слов и предметов; Книжица о соединении
восьми частей речи; Параболы или сравнения, выбран­ные из некоторых лучших
авторов.

Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от
теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский гуманист.     Основополагающие идеи, на которых
построена педагогика Эразма:

«людьми не рождаются, но делаются путем воспитания»;

«человеком делает разум»;

человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна
его
моральная и юридическая ответственность;

выступал против всякого насилия и войн.

Впервые в мировой педагогике показал воспитание как
универсальное явление, как форму становления и развития человека. Вне
воспитания раз­витие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека
определяет­ся воспитанием, полученным в раннем детстве.

Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир
ребен­ка, Мир детства. В средние века фактически не знали мира детства! Все педагогические
сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше,
если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны
подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.

Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание:
«Пред­мет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая,
так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия, вторая
— чтоб он любил и изучал свободные науки; третья — чтобы с самых первых лет немедленно
привыкал к учтивому обхождению в свете».

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о
правиль­ном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно
быть в меру, без излишеств.

Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:

возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы
ребенка, даже игры;

склонности и способности ребенка воспитатель должен как
можно
раньше распознать, опираться на них, потому что человек легче схватывает то, к
чему предрасположена его природа.

Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось
принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике.
Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир
ребенка – это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью,
которая царила по отношению к нему всюду.

Резко выступил против жестокости средневековой школы,
которую на­зывал «пыточной камерой», где «ничего не услышишь кроме шума розог и
палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести
ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».

Его протест против жестокости по отношению к детям был
величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исклю­чающих
насилие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание является целью, обучение — средством, но главным
в воспи­тании выступает правильно поставленное образование. Правильно по­ставленным
образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и
древнегреческий языки и античная культура.

Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно
с трех лет. Обучать сначала языкам, к которым малый ребенок очень восприимчив.
Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, пись­му,
но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке
памяти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении. Требо­вал
учитывать собственную активность и деятельность ребенка.

В процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться
друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учите­лю».
Выступал против наказаний, считая, что они противоречат свобод­ной душе
ребенка, калечат его.

Необходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не
только полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности
судьбы человека».

Религиозные произведения отличаются единством как
религиозного, так и философского содержания. Им разработаны пути
совершенствования каждого человека в христианской вере.

Выступал за домашнее образование не только для королевского
сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневе­кового
школьного обучения.

Постоянно напоминал учителям, что профессия  воспитателя — наибо­лее важная в обществе, поскольку
от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами воспитатели и учителя должны
быть по-настоящему вос­питанны, образованны и подготовлены к своему делу.

Педагогика и школа в эпоху Возрождения  В эпоху Возрождения, в противовес религиозным представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру, провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре XIV—XVI вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова «humanus» — человеческий). Гуманизм эпохи Возрождения, представляя собой прогрессивное явление, был идеологией сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами «культ человека» распространялся только на представителей социальной верхушки общества

Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Влияние идей гуманистов распространялось только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

Педагогика эпохи Возрождения большое значение придавала стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, развитию их практических умений и навыков. Появлялись школы, где создавалась такая атмосфера учения, которая превращала процесс познания в радостную и интересную деятельность самого ребенка. В этот период широко использовались экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы.

Значительным вкладом в педагогику эпохи Возрождения явились труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639).

Томас Мор в своей знаменитой книге «Утопия» (1516) выдвинул идею соединения теоретического обучения с трудом. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться по 6 часов в день. Продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования.

Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

Педагогические идеи Томазо Кампанеллы, выраженные им в книге «Город Солнца», в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в том числе и Т. Мора.

«Город Солнца» — это государство, которое, подобно Утопии, построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставления возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно, чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе. Он считал, что государство должно контролировать даже подбор супругов с тем, чтобы «сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они смеются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».

С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

В различных странах педагогическая теория и практика в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны. Так, в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.

Школа располагалась на лоне природы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому воспитанию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии на природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Значительной личностью среди гуманистов эпохи Возрождения был Эразм Роттердамский (1466—1536). В своем главном труде — «О первоначальном воспитании детей» — Э. Роттердамский заявил о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. Эразм отстаивал широкое светское образование — не только для мужчин, но и для женщин, он требовал реформы школьного обучения. Сущность учения Эразма — свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал с воспитанием. Одним из первых заговорил о народном образовании, провозгласил отношение к труду критерием нравственности.

С1495 года Эразм преподавал латынь и риторику. Многие годы он был профессором Кембриджского университета. Он создал ряд произведений педагогической направленности: «План учения» (1512), «Воспитание христианина» (1514) и другие. Трактат «О приличии детских нравов» (1530) — первое западноевропейское сочинение о физическом и нраве- твенном воспитании детей раннего возраста. В России это произведение было опубликовано в XVIII веке под названием «Гражданство обычаев детских».

Эразм отвергал методы обучения, основанные на зубрежке и подражании непререкаемым образцам. Судьбы людей, считал Эразм Роттердамский, в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. «Людьми не рождаются, а воспитываются» — таково отличие человека от других живых существ. Его гуманистические идеи оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Подверг уничтожающей критике цель и методы феодального школьного образования. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном. Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Пропагандировал такие методы физического воспитания, как гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование. Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением — необходимые условия гармоничного развития детей.

Основной труд выдающегося французского гуманиста Мишеля Монтеня (1533—1592) «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение. В своем главном труде М.Монтень обосновал методы обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности, творческого мышления, инициативы ребенка.

Библиографическое описание:


Щербакова, Е. В. Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения / Е. В. Щербакова, С. А. Кармышова, Е. Г. Огольцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/239/53998/ (дата обращения: 11.01.2023).



В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Ключевые слова: воспитание, гуманисты, всеобщее обучение, взаимопонимание.

The paper will discuss the basics of pedagogical thought of the Renaissance, the characteristics of this phenomenon, the main representatives and the contribution to the development of pedagogical thought. Influence of the concept of humanism of the Renaissance on modern pedagogy.

Keywords: education, humanists, universal education, mutual understanding.

В наши дни остро встаёт вопрос о необходимости педагогической корректировки личностных идеалов, в связи с этим мы хотим обратиться к истории эпохи что Возрождения — в то время, когда педагогическая мысль была тесно связана с развитием науки, искусства и литературы. Актуальность указанной выше проблемы заключается в том, что эпоха Возрождения — это рубеж средневековья и нового времени, некий переломный момент, характеризующиеся появлением чего-то нового.

История эпохи Возрождения начинается в XIV в. и заканчивается вначале XVII в. Данная эпоха представляет собой этап со многими культурными преобразованиями, к примеру, широкое распространение архитектуры и изобразительного искусства. Но также происходит реализация педагогической идеи гуманизма. Педагоги того времени выступали за то, чтобы в школах активно изучались: математика, механика, география и естествознание.

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человек награжден божественным разумом, способен действовать независимо, без опеки церкви.

Для детей знатного происхождения педагоги требовали полного эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения классических памятников литературы. Они с почтением относились к детям, выступали против строгой дисциплины, пытались пробудить интерес к изучаемому предмету.

В период эпохи Возрождения педагоги выдвигали множество идей и концепций. Они использовали разные методы в образовании, к примеру, беседа или игра, то есть то, что не было характерно для обучения до XIV в., и вследствие этого развились новые основные взгляды людей на обучение детей в школах.

Так, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский предложил всеобщее обучение. Он рассматривал воспитание, как предпосылку справедливых и гуманных отношений между взрослым и ребёнком, выделяя определённые принципы обучения, первым из которых был принцип сознательности и активности. Данный принцип включал в себя глубокое осознанное усвоение знаний, то есть ребёнок сам «впитывал» нужную ему информацию и с помощью интересной творческой деятельности познавал её.

Второй принцип — принцип наглядности: здесь многое завесило от преподавателя. Он на своём примере, своими действиями показывал ученику основу какого-либо предмета, чтобы заинтересовать его в обучении.

Следующим был принцип постепенности и систематичности знаний: для обучения составлялся некий график, в который входило распределение ребёнка по возрасту и уровню его знаний, и любые темы в процессе обучения изучались постепенно.

И последним, четвёртым принципом выступали упражнения и прочное овладение знаниями и навыками. Это заключалось в повторении и закреплении изученного материала с помощью заданий и упражнений.

Выдающийся итальянский педагог Витторино да Фельтре открыл школу, наименованную «Дом радости». Так он пытался сказать о том, что в его школе обучение будет приносить не только пользу, но и удовольствие в учёбе. В данной школе совершались частые чередования деятельности: первоначально дети занимались интеллектуальным развитием, затем практиковали физические упражнения. Обучение основывалось на наглядных пособиях и практических работах. Витторино да Фельтре стремился заинтересовать детей в обучении с учётом их индивидуальных особенностей. Он в первый раз начал использовать в школе игры, как метод обучения, тем самым его школа сыграла большую роль в развитии гуманистических идей и воспитания.

Нидерланды в эпоху Возрождения имели большую значимость в развитии культуры не только благодаря созданию таких жанров живописи, как натюрморт и пейзаж, но и благодаря развитию гуманистических идей, имея тесную связь с Италией. Крупнейшим представителем культуры того времени стал нидерландский гуманист Эразм Роттердамский, произведения которого имели большую популярность, а вклад в развитие педагогики оказался также столь значимым, как и вклад в развитие литературы.

У Эразма Роттердамского имелись свои собственные основные идеи по отношению к взрослым и детям и к их обучению. Для начала он считал, что людьми не рождаются, но делаются путём воспитания. Роттердамский пытался донести до общества, что благодаря воспитанию человек создаёт в себе личность, имеющую гуманные характерные черты.

Также он говорил, что человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Речь идёт о том, что у человека всегда есть и должен быть выбор. Он способен нести ответственность за свои поступки, будь то наказание или поощрение.

Роттердамский выступал против всякого насилия и всегда ставил защиту ребёнка превыше всего, указывая на то, что детей надо правильно воспитывать с самого рождения, и лучше, если это делают родители. Но если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя.

Эразм Роттердамский всегда ставил в приоритет здоровый образ жизни и постоянные занятия физическими нагрузками, чтобы люди поддерживали своё здоровье.

Педагог всегда говорил о том, что ребёнок имеет право на правильное воспитание, а также то, что к внутреннему миру ребёнка нельзя относиться жестоко. Указывал, что образование детей должно строиться на взаимном понимании и уважении.

Таким образом, в эпоху Возрождения открываются университеты, появляются новые направления научных исследований и соответствующие новые учебные дисциплины, развивается искусство. Данная эпоха ознаменовалась появлением ярких мыслителей и педагогов-гуманистов, что повлияло на развитие образования в целом. Педагогические идеи эпохи Возрождения непосредственно сыграли большую роль в современном образовании. Практически все нынешние учреждения пользуются идеями и методиками обучения педагогов эпохи Возрождения.

Литература:

  1. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева «Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века)».
  2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.kazedu.kz/referat/173871/3
  3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00166248_0.html

Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, всеобщее обучение, обучение, ребенок, школа.

  • Рассказ о школах россии на английском языке с переводом 5 класс
  • Рассказ о школах в британии на английском
  • Рассказ о шиповнике 3 класс окружающий мир
  • Рассказ о шехерезаде по музыке
  • Рассказ о шехерезаде и шахриара