Рассказ о шуберте 6 класс

Франц Шуберт

Биография Шуберта

31 Января 1797 – 9 Ноября 1828 гг. (31 год)

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1241.

Франц Шуберт (1797–1828 гг.) – великий австрийский композитор, автор 9 симфоний, шестисот вокальных композиций и огромного количества музыкальных произведений для фортепиано. Известный представитель течения романтизм. Его творчество не утратило своей актуальности и сегодня.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Детство и юность

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепиано – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучая биографию Франца Шуберта, следует обратить внимание, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепиано, симфонию и оперу.

В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора.

Зрелые годы

Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И. М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”. Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А. Хюттенбреннерем, И. Майрхофеном, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.

В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.

Особенности творчества

Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В. Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.

Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.

Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса № 6 Ми-бемоль мажор.

Болезнь и смерть

1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного вице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайгля.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепиано и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

Интересные факты

  • Еще долгое время после кончины музыканта никто не мог собрать воедино все его рукописи. Некоторые из них были утеряны навсегда.
  • Одним из интересных фактов является то, что большая часть его сочинений начала издаваться только в конце XX века. По количеству созданных произведений Шуберт нередко сравнивается с В. А. Моцартом.
  • На гонорар с концерта Шуберт смог приобрести только кровать. Похоронен великий композитор был рядом со своим учителем и кумиром – Л. В. Бетховеном.

Все интересные факты из жизни Шуберта

Тест по биографии

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Dasha Bernicova

    10/10

  • Наталья Савиных

    8/10

  • Елена Белякова

    10/10

  • Эмма Мутонен

    10/10

  • Юрий Рапопорт

    10/10

Оценка по биографии

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1241.


А какая ваша оценка за эту биографию?

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Шуберт

Доклад на тему Франц Петер Шуберт

Франц Шуберт – композитор, который был представителем такого течения как романтизм в музыке. Этот стиль отличался от строгой спокойной классики взрывом эмоций и чувств. Музыка волновала и заставляла сопереживать.

Родился будущий композитор в Лихтентале, недалеко от города Вена. Дата его рождении —  31 января 1797 года.  Отец его преподавал в школе. Мать занималась детьми. Всего в семье было 14 детей, но девять из них умерли. В семье ценились добропорядочность и трудолюбие. Отец и братья играли на музыкальных инструментах. Часто семья проводила музыкальные вечера, приглашая знакомых и соседей. В такой обстановке рос юный Франц.

Способности к музыке и творчеству проявились у него в весьма раннем возрасте. С семи лет он начинает обучаться игре на скрипке и фортепиано, поет в церковном хоре. Учат пока его отец и братья. Заметив одаренность сына, отец отдает его в 11 лет в императорскую Придворную капеллу, в которой руководителем в тот момент был выдающийся композитор Антонио Сальери. С 1808 по 1812 год Франц учится в конвикте (школа-интернат для детей из бедных семей).  Именно здесь он знакомится с шедеврами великих композиторов, из которых выделяет для себя Моцарта и Бетховена.

Именно вовремя учебы в конвикте Франц сочиняет первое свое произведение. Тогда ему исполнилось 13 лет. Становится понятно, что это одаренный юноша. С ним занимается Антонио Сальери. Шуберт пишет еще несколько произведений. В это же время он взрослеет и ломается голос. Франц решает уйти из конвикта. Отец не одобряет его решения, но Шуберт поступает по своему.

Начиная с 1814 года, Франц поступает на службу помощником учителя в той же школе, что и отец. Заработок был очень маленький и Франц дает уроки музыки, чтобы заработать.

Именно этот период очень плодотворный: за три года написано около 300 песен, 5 симфоний, 7 сонат. В это время его поддерживают друзья: организовывают концерты с его участием, оказывают финансовую поддержку. Из-за работы у него остается мало времени на занятия музыкой, и он принимает решение бросить работу в школе. Отец не поддерживает его решение, и Франц остается без средств и крыши над головой.

В это время он знакомится с известным тогда певцом И. М. Фоглем. Иоганн Фогль оценил талант Шуберта, пропагандировал его творчество. Фогль выступал в салонах, исполняя песни Франца Шуберта, а сам композитор аккомпанировал. Эти выступления и принесли известность композитору.

В 1828 году состоялся его первый и единственный концерт. Организован был его друзьями. Из популярных песен того времени можно назвать «Ганимед», «Скиталец», «Фореллен». Также были популярны  четвертая, пятая, шестая симфонии. Но пиком его творчества можно назвать цикл песен «Прекрасная мельничиха» — яркое, необычное для того времени произведение. Очень романтическое.

Несмотря на признание и славу, композитор всю свою жизнь жил в нужде, и даже не смог жениться на той, которую любил, так как родителям девушки не нужен был бедный жених.

В 1828 году композитор тяжело заболел тифом и умер 19 ноября.

Всего за годы творчества им было написано около шестисот песен, 10 опер, произведения для исполнения хором, девять симфоний, 21 соната.

Вариант №2

С появлением романтизма в искусстве произошли изменения и в мире музыки. Австрийский композитор  Франц Шуберт стал первым музыкантом, который раздвинул рамки  музыкальной культуры XIX века.

Прожил он недолгую жизнь. Местом его рождения является город Лихенталь, находящийся в предместье Вены. Семья у Франца была музыкальная. Дома любили часто музицировать и даже устраивали небольшие концерты, в которых он принимал участие и Шуберт. Обнаружив в мальчике склонность к музыке, отец в 11 лет отправляет его в учебное заведение, которое готовило певчих для придворной капеллы. Именно там  появились первые произведения для фортепиано и несколько песен. Однако, отцу казалось, что профессия педагога  более выгодна в этой жизни, и поэтому вскоре Франц поступает на курсы при учительской семинарии, где одновременно подрабатывает, преподавая грамоту. В то время все вокруг восхваляли сочинения Россини, и юный Шуберт пытался создавать похожие произведения. Но его старания не увенчались успехом. Тем не менее, Франц не переставал сочинять свои работы. Ведь только за 1815 год он написал более 140 песен, среди которых была и его известная баллада «Лесной рыцарь»  на стихи Гете.

Вскоре, поссорившись с отцом, Франц бросает учительскую деятельность и всерьез занимается музыкой. Он переезжает в Вену. Атмосфера этого города и наличие в ней многих известных композиторов способствовали творческому развитию Шуберта. В 1823 году появляется его песенный цикл «Прекрасная мельничиха», где отдельные песни представляли собой цепочки большого лирического повествования. Он придал песне новое значение, расширив образы и само настроение. Следующий его цикл «Зимний путь» создан в 1827 году. Он принадлежал к последним произведениям великого композитора. Где-то возможно в нем преобладали печальные мысли и мрачное настроение, так как труд создавался во время тяжелой болезни Шуберта. Одной из самых замечательных работ была «Неоконченная симфония», состоящая из двух частей. В последние годы своей жизни композитор пишет различные сочинения. Это были и симфонии, квартеты, сюиты, песни и многое другое. Все они в основном исполнялись уже не в больших концертных залах, а в домашней обстановке.

Умер Шуберт в расцвете творческих сил, но для всех он остается основателем  жанра лирической миниатюры для фортепиано и замечательны мелодистом в истории мирового искусства.

Шуберт

Шуберт

Популярные темы сообщений

  • Роль и значение воды в жизни человека

    Вода – это основа жизни человека, это огромное богатство. Кругом нас окружает вода в разных состояниях. Реки и моря – жидкое, тучи и облака – газообразное, град и лед – твердое. В жизни человека вода имеет очень большое значение,

  • Норвегия

    Много легенд и рассказов ходит про Норвегию. Что-то из этого правда, а может быть и вовсе вымысел. Хоть и считается что это северная страна, она почти не отличается во многом от других стран. Здесь большое изобилие различных курортов,

  • Московский Кремль

    Кремль- сердце столицы, он расположен на Боровицком холму, центр его- Соборная площадь, которая выстроена князем Иваном в 14 веке. На ней выстроены соборы, благодаря которым она и начинает именоваться Соборной.

  • Мхи

    Мхи – очень давние и интересные растения. Именно они напоминают о том далеком времени, когда все было покрыто непроходимыми зелеными растениями. Если пройти по лесу, где вся земля покрыта этими растениями, создается впечатление,

  • город Чебоксары

    «Жемчужиной Поволжья» называют один из самых красивых городов, расположенный на правом побережье Волги. Это Чебоксары – город старинных построек и высотных домов, многочисленных памятников и уютных скверов.

Франц Петер Шуберт (31 января 1797, Лихтенталь — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор более тысячи музыкальных произведений, среди которых более 600 песен, девять симфоний, большое количество произведений камерной и литургической музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в г. Лихтентале близ Вены в многодетной семье школьного учителя. Мальчик очень рано проявил музыкальные способности. Его первыми наставниками в музыке были отец, старший брат и Михаэль Гольцер, регент приходской церкви.

В шесть лет Франц научился играть на скрипке и фортепиано, а в одиннадцать его приняли в авторитетную в Вене школу с пансионом — придворную капеллу Конвикта. Там преподавали такие европейские метры как Венцель Ружичка и Антонио Сальери.

В течение 1810 — 1813 гг. Шуберт написал оперу, симфонию, несколько фортепианных пьес и песен, а первые самостоятельные произведения — опера «Увеселительный замок сатаны» и «Месса № 1 Фа мажор» появились в 1814 г.

В 1813 г. Шуберт поступил в учительскую семинарию, а через год начал преподавать в школе. На досуге он написал свою первую мессу, а также положил на музыку Гете «Гретхен за прялкой» — это был первый шедевр композитора.

Знаковым в творческой жизни Франца Шуберта стало его знакомство с известным европейским баритоном Иоганном Кристофом Фогелем или Жан-Кристофом Фогелем. Благодаря вдохновенному исполнению певцом песен композитора, они завоевали необычайную популярность у публики.

В 1818 г. маэстро приглашают в летнюю резиденцию графа Эстрергази Желиз для исполнения обязанностей учителя музыки у двух дочерей аристократа. Здесь он закончил Шестую симфонию, создал вариации на французскую песню для двух фортепиано, посвященные Бетховену. Друзья композитора утверждали, что он был влюблен в свою ученицу, графиню Каролину Эстергази, и посвятил ей «Фантазию в фа минор» для двух фортепиано.

Осенью 1822 г. Шуберт начал работу над произведением, продемонстрировавшим его видение музыки — «Неоконченной симфонией» (симфония № 8(. В этом же году Шуберт встретился с Вебером и Бетховеном, однако эти знакомства не дали молодому композитору почти ничего. Бетховен неоднократно публично признавал талант юноши, но при жизни композитора вышло очень мало произведений.

1825 г. был счастливым для композитора: количество публикаций стремительно увеличивалось, нищета отступила. Лето Шуберт провел в Австрии, где его тепло приняли. В 1826 — 1828 гг. композитор постоянно жил в Вене, кроме короткого визита в Грац в 1827 г.

Музыкальная производительность композитора была огромной, с 1813 г. он писал непрерывно. Биографы Шуберта утверждают, что он никогда ничего не менял в своих произведениях, потому что не имел для этого свободного времени. Несмотря на подорванное здоровье, последний год жизни музыканта, был особенно плодотворным: именно тогда мир услышал Мессу Ми-бемоль мажор, Струнный квинтет до мажор, Симфонию до-мажор, три фортепианные сонаты и вокальный цикл, которые были посмертно изданы под названием «Лебединая песня». Издатели продолжали отказываться брать крупные произведения Шуберта, платили ничтожно мало.

В 1828 г. Шуберт почувствовал первые тревожные признаки болезни, поэтому стремительный темп его композиторской деятельности можно трактовать и как симптом недуга, и как причину скорой смерти.

Композитор не берег своего здоровья, и умер в 31-летнем возрасте 19 ноября 1828 г. от брюшного тифа в Вене. Согласно его последней воле, Шуберта похоронили на кладбище, рядом с обожаемым им Бетховеном. На памятнике по сей день есть красноречивая эпитафия: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Творчество Франца Шуберта

При жизни творчество Франца Шуберта не пользовалось большим успехом. Композитор стал первым из представителей музыкального романтизма в эпоху жестокой меттерниховской реакции.

Искренность, задушевность музыки Шуберта, непосредственность и откровенность характеризовали и самого музыканта. Важнейшее место в творчестве композитора заняла песня для голоса и фортепиано. В этом жанре он стал преемником Бетховена. Именно Шуберт дал песне новую художественную форму, обогатив концертную вокальную музыку. Среди самых известных таких произведений — баллада «Лесной царь», «Странник», «Хвала слезам», «Зулейка» и др.; большие сборники песен на стихи Вильгельма Мюллера «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха».

Многие песни из сборника «Лебединая песня» обрели всемирную известность («Серенада»,»Приют»,»Рыбалка»,»У моря»). Во всех своих творениях Шуберт проявил себя как замечательный мелодист с большим разнообразием настроений. В общем, наследие композитора насчитывает почти 600 песен.

Удивительный музыкальный талант Шуберта обнаружился также в области фортепианной и симфонической музыки, композитор является автором 9 симфоний. Его экспромты, сонаты, и наконец, фантазии фа минор и до мажор, являются доказательством чрезвычайно богатого воображения и большой гармоничной эрудиции.

В области оперной музыки Шуберт не был таким одаренным, хотя написал около 20 опер. Среди них выделяются «Заговорщики, или Домашняя война» (1823 г.), «Порука» (1816 г.) «Сакунтала» (1820 г.).

Из многочисленных церковных произведений композитора (7 мес, большое количество оферторий, гимнов, магнификатов, кантат и др.) особым, величественным характером и музыкальной многогранностью отличается месса ми-бемоль мажор.

Франц Шуберт при жизни получил признание, в основном, как песенник; почти все его крупные инструментальные сочинения были впервые выполнено через несколько десятилетий после смерти маэстро. Настоящую оценку и массовое признание музыка композитора получила только в 20 веке.

Кроссворд на знание жизни и творчества Шуберта: Аудио — викторина — «Произведения Шуберта» Тест на знание биографии Шуберта ( 6 класс)

Информация о материале
Категория: Биографии известных людей

Опубликовано: 15 сентября 2020

Просмотров: 6207

shubert Франц Петер Шуберт
 Родился в пригороде Вены 31 января 1797 г., умер 19 ноября 1828 г. в Вене.
Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Автор около 600 вокальных композиций, 9 симфоний и большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

 Игре на скрипке Франца обучал отец дома, а на фортепиано старший брат. В 6 лет мальчика отдали в приходскую школу Лихтенталя. Из-за удивительно красивого голоса в 11 лет его приняли в столичную придворную капеллу.
 Франц бесплатно учился у А.Сальери до 1816 г., постигал основы композиции и контрапункта.
Талант композитора у него появился ещё в подростковом возрасте. С 1810-1813 гг. Шуберт создал симфонию, оперу, пьесу для фортепиано и несколько песен. В 1813 г. у него начал ломаться голос и последовало отчисление из хора. Вернувшись домой, поступил в учительскую семинарию и окончил её в 1814 г.. Устроился в школу преподавателем и проработал там до 1818 г.. В свободное время изучал музыку. 

 Шуберт познакомился с баритоном И.М. Фоглем и тот исполнил несколько его песен. Они быстро стали популярными. Первый успех принесла баллада Гёте «Лесной царь», переложенная им на музыку в 1816 г..
 В 1818 г. Шуберт уехал в Желиз и устроился преподавателем музыки к графу И. Эстерхази. В конце ноября композитор вернулся в Вену.
 В 1823 г. Шуберта избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
 26 марта 1828 г. Шуберт дал единственный публичный концерт, который имел большой успех. В это же время издаются его песни и фортепианные произведения.
 19 ноября 1828 г. Франц Шуберт умер от брюшного тифа в возрасте неполных 32 лет. Его похоронили на Верингском кладбище, где недавно был похоронен Бетховен.

Краткое сообщение о творчестве Шуберта и жизни композитора по музыке подготовить 6 класс или старшие классы могут с помощью этой информации.

Сообщение о Франце Шуберте кратко

Франц Петер Шуберт (31 января 1797 — 19 ноября 1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор более 1000 музыкальных произведений, среди которых более 600 песен, 9 симфоний, большое количество произведений камерной и литургической музыки.

Отец Шуберта был школьным учителем. В семье родилось 12 детей, но только четверо из них дожили до взрослого возраста. В детстве Франц обучался игре на скрипке, фортепиано, органе. Он очень быстро обучался, у него был красивый голос.

с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, параллельно обучалсь в хоровом училище-интернате. Его наставником по композиции был до 1816 г. А. Сальери.

Примерно в 13 лет он создал первую симфонию.  Из хора к тому моменту он был уже отчислен, из-за мутации голоса. Поэтому юный Фредерик поступил в учительскую семинарию, последовав по стопам отца. Все свое свободное время он посвящал сочинению музыки.

С 1814 г. Шуберт работал учителем в школе отца, но это его не сильно интересовало, поэтому через 4 года он оставил преподавание и всецело занялся творчеством.

1815-й год считается самым плодотворным в его карьере. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте, а также  шесть опер, множество симфоний и музыку для церкви.

В армию его не взяли, из-за низкого роста — 1,56 м и плохого зрения

Он любил читать. Одной из его любимых книг был «Фауст» Гете.

Одна из лучших его песен на стихи Гете была написана в конце этого же года — «Король Эрл». За кантату «Прометей» (1816) композитор получил свой первый гонорар, так как писалась она на заказ.

Личная жизнь Шуберта была несчастливой. Встретив дочь мануфактурщика Терезу Гром, которая любила музыку, юный Фредерик решил на ней жениться. Но его доходы не позволили иметь семью, и мать Терезы выступила против этого брака.

В 1816 году композитор представил публике произведение, которое принесло ему долгожданную популярность — «Лесной царь».

Постепенно композитор получил мировую известность. В 1820-х гг. у него начались проблемы со здоровьем. Некоторое время он работал в имении графа И. Эстерхази, преподавая музыку его дочерям. Но затем вернулся в Вену, где провел последние годы своей жизни.

Хотя Бетховен и Шуберт жили в одном городе, они встретились только один раз, хотя и знали музыку друг друга. Шуберт посетил Бетховен 19 марта 1827 года. Бетховен умирал. Шуберт был одним из факелоносцев на его похоронах. Полтора года спустя — 19 ноября 1828 г. в Вене умер Шуберт, после продолжительной борьбы с брюшным тифом. Он попросил похоронить его рядом с Бетховеном. Их могилы находились всего в трех местах друг от друга.

Известные произведения Шуберта

Творческое наследие Шуберта охватывает разные жанры. Им создано 9 симфоний (среди которых восьмая неоконченная), свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 23 фортепианные сонаты, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора и для вокального ансамбля, и более 600 песен. При жизни и достаточно длительное время после смерти композитора его ценили главным образом как автора песен.

Большое значение для мира вокальной музыки имели его сборники «Зимний путь», «Лебединая песня» и «Прекрасная мельничиха». Эти сборники разные, но их объединяет придание аккомпанементу большого значения. Также Шуберт писал симфонии. Самая известная из них — «Неоконченная» (под номером 8) — состоящая из 2 частей. Одной из вершин его искусства является баллада «Лесной царь» на слова Гёте, которая полна драматическими образами.

Франц Шуберт — биография


Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, основоположник романтизма, творения Шуберта вошли в число известнейших музыкальных произведений.

Судьба отпустила слишком мало времени для жизни величайшего композитора, но и за свои неполные 32 года жизни, Франц написал великое множество музыкальных шедевров, которые до сегодняшнего дня покоряют и удивляют любителей классической музыки своим неповторим звучанием, чувственностью и разнообразием музыкальных жанров. Ференц Лист, признанный одним из самых авторитетных представителей музыкального романтизма, писал, что Шуберт является «поэтичнейшим из музыкантов, которые когда-либо жили на свете».

Детство и юношество

Родиной великого композитора стала Австрия. Он родился недалеко от Вены, в её пригороде, зимой 1797 года, в самой обычной, небогатой, но дружной семье. Его родители Франц Теодор и Элизабет родили в браке 14 детей, но выжили только четверо, двое из них Франц и Фердинанд впоследствии посвятили себя музыке.

Элизабет работала поварихой, а Франц Теодор, отец будущего композитора, работал преподавателем приходской школы Лихтенталя, а всё свободное время семья посвящала музыке. Отец был непрофессиональным музыкантом-любителем. Он стал первым учителем музыки юного Франца, давая уроки игры на скрипке. Игнат, старший брат Франца обучил его игре на фортепиано. Вечерами они устраивали музыкальные вечера, собирая своих друзей. Знакомые Шубертов любили бывать у них дома, наслаждаясь исполнением произведений этой музыкальной семьи.

Франц Петер Шуберт

Портрет Франца Шуберта в юности

В шесть лет мальчик пошел в школу, в которой преподавал его отец. В семилетнем возрасте родители стали замечать у ребёнка особую тягу к творчеству и музыкальные способности. Отец отдаёт его на обучение к капельмейстеру Лихтентальской церкви, для обучения игры на органе, немного позднее Франц стал заниматься вокалом с регентом церкви Хольцером.

Юный Франц обладал необыкновенно красивым голосом, и в 11 лет, венская придворная капелла принимает его «певчим мальчиком». Затем он зачисляется в школу-пансион Конвикт. Его музыкальным наставником стал знаменитый Антонио Сальери, который кстати не стал брать за свои уроки плату. Он преподавал Францу контрапункт и композицию. По вокалу Шуберту давал уроки генерал-бас Венцель Ружичка, который очень высоко оценил вокальные данные Франца сказав, что «учить его практически нечему, он все уже знает от Господа Бога». Но вокальное исполнение было не основное чему обучался в школе юноша, он изучал произведения Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. В оркестре школы он был второй скрипкой и смог познакомится с инструментальными произведениями этих гениальных композиторов, что называется «вживую».

А уже в 1810 году он начинает сочинять свою собственную музыку. За три последующие года он сочинил симфонию и оперу, несколько фортепианных песен и пьес. Точные науки и латынь давались юному гению непросто, к тому же у ребёнка стал ломаться голос. В связи с этим событием ему пришлось покинуть хор, а затем и саму школу. Франц возвращается домой и по наставлению своего родителя, который хотел, чтобы и он стал учителем, поступает в учительскую семинарию. В 1814 году Шуберт успешно её заканчивает и устраивается на работу в школу, в которой и преподаёт его отец.

Работа учителем не приносит ему удовлетворения, его мысли заняты только музыкой. Всё своё свободное время он посвящает сочинительству и изучению произведений Моцарта и Бетховена, творчество которого он боготворил до конца своих дней. В 1814 году Франц напишет оперу «Увеселительный замок сатаны» и церковную мессу «Фа мажор».

Музыка

Франц Шуберт предпринимает попытку укрепиться в качестве композитора. Он пытается напечатать свои произведения, но издательства раз за разом отказывали ему в публикации. А в 1816 году он претендовал на должность капельмейстера в Лайбахе, но также получил отказ. Встреча с известным поэтом Францем фон Шобером приносит ему знакомство с исполнителем и обладателем баритона Иоганном Фоглем. Исполнение песен Фогелем на музыку Шуберта стали очень популярны. Музыка Франца Шуберта звучала практически в каждом салоне Вены. Франц аккомпанировал знаменитому певцу, но он не был виртуозным пианистом, и его игра на пианино не привлекала к себе должного внимания.

Франц Петер Шуберт

Франц Шуберт пишет музыку

Шуберт полностью сосредоточился на сочинительстве, он просыпался ночью, чтобы записать мелодию, которую «услышал во сне». На встречах со своими друзьями он часто играет свои произведения, импровизирует. Его музыка покоряла сердца всех хоть раз слышал его игру. Все его знакомые становятся поклонниками его творчества.

В 1817 году Шуберт напишет к словам своего однофамильца Кристиана Шуберта музыку. Эту песню он назвал «Форель». Впоследствии она стала очень популярна и принесла ему хоть какую-то известность. Но стать знаменитым ему суждено будет только после написания баллады на слова Гёте «Лесной царь».

В 1818 году издательство наконец опубликует его «Erlafsee», но всё же до славы ему ещё предстоит долгий путь. Финансовое положение Франца было плачевно. В этом же году он оставит работу в школе. Его родитель был крайне недоволен таким решением, и лишил своего хотя уже достаточно взрослого, но всё же ребёнка финансовой поддержки. В это время он подружился с чиновником Иозефом фон Шпауном, музыкантом Антоном Хольцапфелем, поэтом Шобером и Майрхофером, художником Швиндом и Купельвизером и многими другими творческими людьми.  Зачастую именно они Францу помогали деньгами и давали ему кров.

Франц Петер Шуберт

Опера Альфонсо и Эстрелла

Написанная Шубертом опера «Альфонсо и Эстрелла», которая очень нравилась композитору, и он считал её своей удачей, не обрела заслуженной популярности. В 1822 году у него возникает проблема со здоровьем, которую к счастью ему удалось решить. Летом того же года он отправляется в Желиз, где начинает преподавать уроки музыки дочерям графа Иоганна Эстерхази.

В 1823 году его избирают почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. Этот год подарит почитателям его таланта целый песенный цикл, который он назовёт «Прекрасная мельничиха» на слова поэта Вильгельма Мюллера. Романтическое произведение рассказывает о юноше, который отправляется за своим счастьем. Найдя свою возлюбленную, он понимает, что взаимности нет. Девушка выбрала в спутники себе другого, и чувство восторга от первой любви переходит в чувство горя и безысходности.

Сюжет этого вокального цикла отличает драматургический замысел композитора. Это не короткая песня, и для того чтобы донести до слушателя смысл этого произведения, певцы должны исполнять его целиком. Франц продолжает трудиться, создавая и следующий цикл на тексты Мюллера «Зимний путь». Это произведение отличает пессимистический настрой автора, и позднее он скажет, что это детище не что иное как «венок жутких песен».

Вероятно, что неустроенность в быту и одиночество, наложили отпечаток и на его творчество. Композитор был беден, он переезжал с место на место, зачастую ему приходилось селится на чердаках. Свои творения он вынужден был писать на обрывках бумаги. Собственно, кроме его таланта у него не было ничего. В это время Франц написал: «Что будет со мной… мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

Но удача всё же улыбнулась ему, в 1828 году 26 марта он даёт свой единственный авторский концерт. Это был триумф. Его произведения имели грандиозный успех, зрители рукоплескали молодому композитору. За своё выступление Шуберт получил 800 гульденов, и приобрёл себе рояль.

Могут быть знакомы

Творчество

В его творчестве преобладала музыка, написанная для голоса и фортепиано, попросту говоря песни. Таких произведений насчитывается более 600. Композитор сам называл их песнями либо романсами, реже балладами. Длительность такого произведения не превышала как правило 5 минут. Но были у автора и «артефакты», по времени исполнения их можно сравнить с операми или кантатами. К ним можно отнести его знаменитого «Ныряльщика», которая длится целых 25 минут и балладу «Адельвольд и Эмма» с продолжительность в 28 минут.

Франц Петер Шуберт

Франц Шуберт имел такую особенность как модернизировать свои произведения. «Лесной царь» к примеру, имеет целых четыре редакции, а «Форель» — пять. Франц мог адаптировать написанную песню, например, под голос исполняемого её певца. Многие песни не связанны между собой смыслом, но есть в его творчестве и целые циклы, которые исполнялись целиком. К ним относятся «Прекрасная мельничиха», «Лебединая песня», «Зимний путь».

Наследие, которое он оставил своим потомкам очень разнообразно по жарнам. Франц Шуберт написал 9 симфоний, более 25-ти камерно- инструментальных произведений, 23 сонаты, много пьес и 10 опер и более 600 песенных композиций. Так же он писал и церковную музыку, им создано 6 месс и произведения для хора.

При жизни композитора, да и после его кончины он признавался только как автор известных песенных сочинений. Его называли «королём песни». И только в XIX знатоки классической музыка стали изучать его творчество, и осмысление его достижений дало им понятие о таланте и масштабе написанных им произведений. Франц Шуберт вознёс песню на высокий уровень по значимости с другими музыкальными жанрами. Отражаемые поэтические образы в его произведениях, охватывают почти всю историю немецкой и австрийкой поэзии.

Франц Петер Шуберт

Франц Шуберт

Так же нужно отметить и его вклад в формировании нового пути для фортепьянной, камерной и симфонической музыки. У Шуберта своё личное музыкальное мышление, которое значительно отличалось от господствовавшего и бесконечно любимого им Бетховена. При жизни произведения Франца издавалось очень мало. И после смерти композитора осталась масса неизданных рукописей.

Сразу после кончины были опубликованы небольшие произведения, а объемные труды всё так же хранились в шкафах в разных местах у его друзей и издателей. Даже самые близкие люди не знали сколько он написал всего, и где находятся все эти работы. В 1838 году, Роберт Шуман отыскал рукопись «Большой симфонии». Забрав её с собой в Лейпциг, он дал ей жизнь. Публика услышала великое творение в исполнении Феликса Мендельсона.

Но самый большой вклад в розыске его произведений внесли Джордж Гроув и Артур Салливан. В 1867 году они разыскали семь симфоний, несколько опер и месс, огромное количество песен и фрагментов пьес.

Начиная с 1830 года и по 1873 год, Ференц Лист сделал аранжировки и транскрибировал большое количество произведений Шуберта, основная часть которых были песенные композиции. В 1897 году издаётся собрание сочинений композитора, Иоганнес Брамс стал главным редактором этого издания.

Личная жизнь

О личной жизни у великого композитора известно очень мало. Его природная застенчивость и робость не позволяли ему обзавестись дамой сердца. Да и материальное положение Франца было не столь привлекательно для создания семьи.

Франц Петер Шуберт

Он был единожды влюблён в девушку по имени Тереза Горб. Но молодая особа предпочла ему более состоятельного жениха. С ней он познакомился в церкви, когда он пел в церковном хоре. Его поразила не столь привлекательная внешность Терезы, сколь её необыкновенное и трепетное умение слушать пение церковного хора. Ему нравилось любоваться лицом девушки, которое абсолютно преображалось с первыми нотами исполнителей хора. Подробности его более поздних годов жизни неизвестны.

Смерть

Франц Шуберт умер 19 ноября 1828 года, от брюшного тифа. Композитор не дожил до своего 32-летия. Он был похоронен на Виргинском кладбище — это было его последние желание. Он хотел быть погребён рядом со своим кумиром Бетховеном, который скончался за год до его смерти.

Франц Петер Шуберт

Памятник Францу Шуберту

На его надгробии выгравирована надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». В 1888 году прах его и Бетховена был перезахоронен на Центральное кладбище в Вене.

Избранные произведения

  • Симфония № 8
  • Симфония № 9
  • 8 увертюр
  • «Прекрасная мельничиха»
  • «Зимний путь»
  • «Лебединая песня»
  • Ave Maria
  • «Лесной царь»
  • 23 сонаты
  • «Скиталец»
  • 11 экспромтов
  • 6 музыкальных моментов
  • Свыше 400 танцев
  • Сонаты, увертюры, фантазии
  • Венгерский дивертисмент
  • Рондо, вариации, полонезы, марши
  • Альфонсо и Эстрелла
  • Братья-близнецы
  • Заговорщики, или Домашняя война

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Франц Шуберт

Франц Шуберт

Прекрасная звезда в знаменитой плеяде, что породила плодородная на музыкальных гениев австрийская земля – Франц Шуберт. Вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.

Краткую биографию Франца Шуберта и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шуберта

Биография Франца Шуберта – одна из самых непродолжительных в мировой музыкальной культуре. Прожив всего 31 год, он оставил после себя яркий след, подобный тому, что остается после кометы. Рожденный стать еще одним венским классиком, Шуберт, в силу перенесенных страданий и лишений, привнес в музыку глубокие личные переживания. Так зарождался романтизм. На смену строгим классическим правилам, признающим лишь образцовую сдержанность, симметрию и спокойные консонансы, пришли протестные, взрывные ритмы, выразительные, полные подлинных чувств мелодии, напряженные гармонии.

Франц Шуберт в юности

Он родился в 1797 году в бедной семье школьного учителя. Судьба его была заранее предопределена – продолжить отцовское ремесло, ни слава, ни успех здесь не предполагались. Однако в раннем возрасте у него проявились высокие способности к музыке. Получив первые музыкальные уроки в родном доме, обучение он продолжил в приходской школе, а затем в венском конвикте – закрытом интернате для певчих при церкви. Порядок в учебном заведении был схож с армейским – воспитанники должны были часами репетировать, а затем исполнять концерты. Позднее Франц с ужасом вспоминал проведенные там годы, он надолго разочаровался в церковных догмах, хотя и обращался к духовному жанру в своем творчестве (написал 6 месс). Знаменитая «Ave Maria», без которой не обходится ни одно рождество, и которую чаще всего связывают с прекрасным образом Девы Марии, на самом деле задумывалась Шубертом как романтическая баллада на стихи Вальтера Скотта (в переводе на немецкий).

Шуберт «Аве Мария»

Он был очень талантливым учеником, учителя от него отказывались со словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего». Из биографии Шуберта мы узнаём, что его первые композиторские опыты начались в возрасте 13 лет, а с 15 с ним стал заниматься контрапунктом и композицией сам маэстро Антонио Сальери.

Из хора Придворной певческой капеллы («Hofsengecnabe») он был отчислен после того, как начал ломаться голосВ этот период уже пора было определяться с выбором профессии. Отец настаивал на поступлении в учительскую семинарию. Перспективы работы музыкантом были весьма смутны, а работая учителем можно было худо-бедно быть уверенным в завтрашнем дне. Франц уступил, выучился и даже успел поработать в школе 4 года.

Но вся деятельность и устройство жизни тогда не соответствовали душевным порывам молодого человека – все мысли его были только о музыке. Он сочинял в свободное время, много музицировал в узком кругу друзей. И однажды принял решение оставить постоянную работу и посвятить себя музыке. Это был серьезный шаг – отказаться до гарантированного, пусть и скромного, дохода и обречь себя на голод.

С этим же моментом совпала первая влюбленность. Чувство было ответным – юная Тереза Гроб явно ожидала предложения руки и сердца, но его так и не последовало. Доходов Франца не хватало на его собственное существование, не говоря уже о содержании семьи. Он так и остался одиноким, его музыкальная карьера так и не получила развития. В отличие от пианистов-виртуозов Листа и Шопена, Шуберт не обладал яркими исполнительскими навыками, и не мог себе снискать славу исполнителя. В должности капельмейстера в Лайбахе, на которую он рассчитывал, ему отказали, а иных сколько-нибудь серьезных предложений он так и не получил.

Издание сочинений ему самому практически не приносило денег. Издатели весьма неохотно брались печатать произведения малоизвестного композитора. Как сейчас сказали бы, он не был «раскручен» для широких масс. Иногда его приглашали выступать в небольшие салоны, члены которых чувствовали себя скорее богемой, чем по-настоящему интересовались его музыкой. Небольшой круг друзей Шуберта поддерживал молодого композитора финансово.

Шуберт Форель

Но по большому счету, именно на большую публику Шуберт практически никогда не выступал. Он никогда не слышал оваций после какого-либо удачного финала произведения, он не чувствовал, на какие его композиторские «приемы» чаще всего откликается аудитория. Не закреплял успех в последующих произведениях – ведь ему не нужно было думать о том, как снова собрать большой концертный зал, чтобы билеты купили, чтобы его самого запомнили и т.д.

По сути, вся его музыка – это бесконечный монолог с тончайшей рефлексией зрелого не по годам человека. Здесь нет диалога с публикой, попытки понравиться и произвести впечатление. Вся она очень камерная, даже интимная в каком-то смысле. И наполнена бесконечной искренностью чувств. Глубокие переживания своего земного одиночества, лишений, горечь поражений наполняли его мысли ежедневно. И, не находя иного выхода, выливались в творчестве.

После знакомства с оперным и камерным певцом Иоганном Микаэлем Фоглем дела пошли чуть лучше. Артист исполнял песни и баллады Шуберта в венских салонах, а сам Франц выступал аккомпаниатором. В исполнении Фогля песни и романсы Шуберта быстро завоевали популярность. В 1825 году они предприняли совместное путешествие-турне по верхней Австрии. В провинциальных городах их встречали охотно и с восторгом, но денег заработать снова не удалось. Как и прославиться.

Уже в начале 1820-х годов Франца стало тревожить здоровье. Достоверно известно, что болезнью он заразился после визита к женщине, и это добавило разочарования к этой стороне жизни. После незначительных улучшений болезнь прогрессировала, иммунитет слабел. Даже обычные простуды ему было тяжело переносить. А в 1828 году осенью он заболел брюшным тифом, от которого скончался 19 ноября 1828 года.

В отличие от Моцарта, Шуберта похоронили в отдельной могиле. Правда, заплатить за столь пышные похороны пришлось деньгами от продажи его рояля, купленного после единственного большого концерта. Признание к нему пришло посмертно, причем значительно позднее – через несколько десятков лет. Дело в том, что основная часть сочинений в нотном варианте хранилась у друзей, родственников, в каких-то шкафах за ненадобностью. Известный своей забывчивостью Шуберт никогда не вел каталога своих произведений (как Моцарт), не пытался их как-то систематизировать или хотя бы держать в одном месте.

Большую часть рукописного нотного материала отыскали Джорд Гроув и Артур Салливан в 1867 году. В 19-м и 20-м веке музыку Шуберта исполняли значимые музыканты, а такие композиторы как Берлиоз, Брукнер, Дворжак, Бриттен, Штраус признавали абсолютное влияние Шуберта на свое творчество. Под руководством Брамса в 1897 году увидело свет первое научно выверенное издание всех сочинений Шуберта.

Интересные факты о Франце Шуберте

  • Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора изрядно ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен – даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal («schwam» – по немецки «губка»), имея в виду его мягкий характер.
  • Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора. Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. «До чего же прелестная вещица! – воскликнул Франц, — чья же она?». Оказалось, что пьеса была написана им самим. А рукопись знаменитейшей Большой До-мажорной симфонии была случайно обнаружена через 10 лет после его смерти.
  • Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
  • Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор – оркестровый альтист. Согласно биографии Шуберта, в придворной певческой капелле  композитор обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур.
  • Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же «Аве Мария» или «Серенаде».

  • О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном, которого боготворил, не просто в одном городе – они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились! Два величайших столпа европейской музыкальной культуры, сведенные самой судьбой в одну географическую и историческую отметку, разминулись по иронии судьбы или из-за робости одного из них.
  • Впрочем, после смерти люди объединили память о них: Шуберта похоронили рядом с могилой Бетховена на Верингском кладбище, а позднее оба захоронения перенесли на Центральное Венское кладбище.

Подпись Шуберта

  • Но и здесь показалась коварная гримаса судьбы. В 1828 году, в годовщину смерти Бетховена Шуберт устроил вечер памяти великого композитора. То был единственный случай в его жизни, когда он вышел в огромный зал и исполнял свою музыку, посвященную кумиру, для слушателей. Впервые он услышал аплодисменты – публика ликовала, кричала «родился новый Бетховен!». Впервые он заработал очень много денег – их хватило на то, чтоб купить (первый в его жизни) рояль. Ему уже мерещился грядущий успех и слава, всенародная любовь… Но спустя всего несколько месяцев он заболел и умер… А рояль пришлось продать, чтобы обеспечить ему отдельную могилу.

Творчество Франца Шуберта

Творчество Шуберта

Биография Шуберта гласит, что для современников он так и остался в памяти автором песен и лирических фортепианных пьес. Даже ближайшее окружение не представляло масштаб его творческих работ. А в поиске жанров, художественных образов творчество Шуберта сопоставимо с наследием Моцарта. Он великолепно освоил вокальную музыку – написал 10 опер, 6 месс, несколько кантатно-ораториальных произведений, некоторые исследователи, в том числе, известный советский музыковед Борис Асафьев, считал, что вклад Шуберта в развитие песни столь же значителен, как вклад Бетховена – в развитие симфонии.

Сердцем его творчества многие исследователи считают вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» (1823), «Лебединая песнь» и «Зимний путь» (1827). Состоящие из разных песенных номеров, оба цикла объединены общим смысловым наполнением. Надежды и страдания одинокого человека, ставшие лирическим центром романсов, во многом автобиографичны. В особенности, песни из цикла «Зимний путь», написанного за год до смерти, когда Шуберт был уже тяжело болен, и ощущал свое земное существование сквозь призму холода и перенесенных невзгод. Образ шарманщика из заключительного номера «Шарманщик» аллегорически описывает монотонность и бесплодность усилий бродячего музыканта.

Шуберт «Лебединая песня»

В инструментальной музыке он также осветил все существующие в то время жанры – написал 9 симфоний, 16 фортепианных сонат, множество произведений для ансамблевого исполнения. Но в инструментальной музыке отчетливо слышна связь с песенным началом – большинство тем имеют ярко-выраженную мелодику, лирический характер. Лиричностью тем он схож с Моцартом. В разработке и развитии музыкального материала также преобладает мелодический акцент. Взяв у венских классиков лучшее в понимании музыкальной формы, Шуберт наполнил ее новым содержанием.

рукопись Шуберта

Если у Бетховена, жившего в одно с ним время, буквально на соседней улице, музыка имела героический, патетический склад, отражала социальные явления и настроения целого народа, то у Шуберта музыка – это личностное переживание разрыва между идеальным и реальным.

Его произведения почти не исполнялись, чаще всего он писал «в стол» — для себя и тех самых верных друзей, которые его окружали. Они собирались вечерами на так называемых «шубертиадах» и наслаждались музыкой и общением. Это ощутимо сказалось на всем творчестве Шуберта – он не знал своей публики, он не стремился понравиться некоему большинству, он не думал, чем поразить слушателей, пришедших на концерт.

Он писал для любящих и понимающих его внутренний мир друзей. Они с большим почтением и уважением относились к нему. И вся эта камерная душевная атмосфера свойственна его лиричным композициям. Тем удивительнее осознавать, что большая часть произведений писалась без надежды услышать их. Словно он был начисто лишен честолюбия и амбиций. Какая-то непостижимая сила заставляла его творить, не создавая положительного подкрепления, не предлагая взамен ничего, кроме дружеского участия близких.

Музыка Шуберта в кино

Сегодня существует огромное количество всевозможных обработок музыки Шуберта. Этим занимались как академические композиторы, так и современные музыканты, использующие электронные инструменты. Благодаря своей изысканной и вместе с тем простой мелодике, эта музыка быстро «ложится на слух» и запоминается. Большинству людей она знакома с детства, и вызывает «эффект узнавания», которым любят пользоваться рекламщики.

Ее можно услышать повсюду – на торжественных церемониях, филармонических концертах, на ученических зачетах, а также в «легких» жанрах – в кино и на телевидении в качестве фонового сопровождения.

В качестве саундтрека к художественным и документальным фильмам и телесериалам:

  • «Моцарт в джунглях» (т/с 2014-2016);
  • «Секретный агент» (к/ф 2016);
  • «Иллюзия любви» (к/ф 2016);
  • «Хитмен» (к/ф 2016);
  • «Легенда» (к/ф 2015);
  • «Лунная афера» (к/ф 2015);
  • «Ганнибал» (к/ф 2014);
  • «Сверхъестественное» (т/с 2013);
  • «Паганини: Скрипач дьявола» (к/ф 2013);
  • «12 лет рабства» (к/ф 2013);
  • «Особое мнение» (т/с 2002); 
  • «Шерлок Холмс: Игра теней» (к/ф 2011);  «Форель»
  • «Доктор Хаус» (т/с 2011);
  • «Загадочная история Бенджамина Баттона» (к/ф 2009);
  • «Темный рыцарь» (к/ф 2008);
  • «Тайны Смолвилля» (т/с 2004);
  • «Человек-Паук» (к/ф 2004);
  • «Умница Уилл Хантинг» (к/ф 1997);
  • «Доктор Кто» (т/с 1981);
  • «Джейн Эйр» (к/ф 1934).

И бесчисленное множество других, привести все не представляется возможным. Также снимали биографические фильмы о жизни Шуберта. Наиболее известны к/ф «Шуберт. Песнь любви и отчаяния» (1958), телеспектакль 1968 года «Неоконченная симфония», «Шуберт» /Schubert. Das Dreimäderlhaus/ Биографический художественный фильм, 1958 год.

Музыка Шуберта понятна и близка абсолютному большинству людей, радости и скорби, выраженные в ней, составляют основу человеческой жизни. Даже спустя столетия после его жизни эта музыка актуальна как никогда и, вероятно, никогда не будет предана забвению.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Франце Шуберте

  • Доклады
  • Люди
  • Шуберт

Доклад-сообщение Франц Шуберт

Франц Шуберт – непризнанный широкой публикой своего времени европейский композитор-романтик, живший в Австрии в первой половине. 19 века. Он родился в 1791 году в предместье Вены в семье школьного учителя, который, как известно, прекрасно играл на виолончели. В их доме часто музицировали. Франца с малых лет обучали игре на фортепиано и скрипке. Вместе с отцом и братьями Шуберт играл в квартете на домашних концертах.

Отец видел для сына только один вариант дальнейшего обучения, поэтому определил его в церковный конвикт. Там вполне успешно Франц осваивал музыкальные дисциплины, участвовал в концертах, а иногда выступал в роли дирижера. Со временем, учеба стала ему надоедать, музыкант все более погружался в собственное творчество. В 1813 Шуберт пишет первую симфонию ре-мажор. В нотной тетради он делает запись: «Окончание и конец» — это значило, что произведение закончено, как и его обучение в школе.

В кругу своих друзей композитор был горячо любим. Молодые люди часто собирались, читали современную литературу, слушали и исполняли музыку. Некоторые вечера посвящались исключительно Шуберту. Это было совсем иное времяпрепровождение, не свойственное светской молодежи, но наполненное прекрасной музыкой, поэзией, размышлениями о жизни. Чем больше Франц погружался в творчество, тем менее значимыми казались ему житейские трудности.

Разнообразие музыкальных форм и  жанров отличает Шуберта от других композиторов. Ему удавалось совмещать в творчестве песни и симфонии, фортепианные сонаты и оперы, мессы и вальсы. Жанр песни получил, благодаря ему, особую художественную огранку.

Последним в жизни композитора стал цикл произведений «Зимний путь». Их отличает неуемная тоска, страдание и безысходность. Именно так можно охарактеризовать  настроение Шуберта той поры. Дни становились все более безрадостными, он ослабевал здоровьем, страдал от вечной нужды. Друзья поддерживали его как могли. Публично при жизни композитора его произведения исполнялись крайне редко, большинство так и осталось в виде «неозвученных» рукописей.  Единственный раз в 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно его произведения. Это был огромный успех, казалось, что жизнь композитора может измениться к лучшему. Но судьба распорядилась иначе. В ноябре того же года Франц Шуберт заболел тифом скончался.

Сообщение 2

Франц Петер Шуберт появился на свет 31 января 1797 года, недалеко от Вены, в семье приходского учителя и поварихи. В семье было 14 детей, из которых выжили лишь 5. С раннего детства мальчик был окружен музыкой. Отец играл на виолончели и скрипке, а старший брат увлекался фортепиано.

В 6 лет Шуберта отдали в приходскую школу Лихтенталя, дабы он освоил орган. 5 лет спустя его приняли в столичную придворную капеллу, в качестве хориста. В 13-летнем возрасте он сочинил свое первое музыкальное произведение. Несколько лет спустя стал бесплатно заниматься с Антонио Сальери, у которого брал уроки контрапункта и композиции.

 В 1813 году из-за ломки голоса Шуберту пришлось покинуть хор. Тогда, следуя воле отца, он подался в учительскую семинарию. После окончания учебы преподавал азбуку в младших классах, а в свободное время сочинял музыку и штудировал труды Глюка, Моцарта и Бетховена. В 1814 году композитор сочинил свою первую оперу – «Увеселительный замок Сатаны».

Весной 1816 года Шуберт попробовал получить должность капельмейстера. Попытка эта не увенчалась успехом, но вскоре благодаря друзьям он завязал знакомство с Иоганном Фогалем – известным баритоном. Именно благодаря его исполнению песни Шуберта приобрели известность.

В 1817 композитор написал музыку к песне «Форель» и балладе «Лесной царь». В те годы к нему пришла популярность. Также материальную поддержку оказывали друзья.

Окрыленный успехом Шуберт бросил работу в школе, чем сильно разозлил отца, который перестал давать ему деньги. В июле 1818 года композитор перебрался в Желиз, где стал читать музыку дочерям графа Иоганна Эстерхази.

В 1823 году Шуберт стал почетным членом Линцского и Штирийского музыкальных объединений, создал очень удачный сборник песен «Прекрасная мельничиха». В 1827 году свет увидел еще один цикл – «Зимний путь».

В марте 1828 года Шуберт дал свой единый концерт, который принес ему огромный успех и маленькую оплату. Из биографии композитора можно узнать, что жил он крайне бедно, но все равно не хотел принимать денежную помощь от друзей. Бедность отравляла жизнь Шуберта еще и на личном плане. Его возлюбленная – Тереза Горб, предпочла более богатого мужчину.

Скончался Шуберт 19 ноября 1828 года от брюшного тифа. Следуя последнему желанию, композитор был похоронен рядом со своим кумиром – Людвигом ван Бетховеном.

Музыкальное наследие Шуберта составляет приблизительно 1000 произведений: 7 симфоний, 6 месс, 10 опер, более 600 песен, 21 соната и еще множество прекрасных произведений.

3, 5 класс

Картинка к сообщению Шуберт

Шуберт

Популярные сегодня темы

  • Эпоха Возрождения

    Эпохой Возрождения принято называть период, наступивший в Италии между XIV и XVI веками и продолжавшийся, в общей сложности, около 250 лет.

  • Иглокожие

    Иглокожие являются очень своеобразными животными. Внешний вид ни схож вообще ни с чем. Со стороны можно подумать, что это цветок или морская звезда. Такое название они получили от древних гре

  • Монастыри

    Если говорить о монастырской традиции, необходимо начать с ее истоков, а именно с образования первого монастыря на Руси. Таким монастырем является Киево-Печерская Лавра

  • Древний Восток

    Древний восток является одной из основных групп цивилизаций, которые повлияли на историю и развитие современного мира и общества. Восток не находился в центре оновных держав

  • Лекарственные растения

    Чтобы избавиться от какого-либо недуга, человек зачастую делает выбор в пользу препаратов, в состав которых входят элементы растений. Люди с древних пор стремились извлечь пользу из того, что

  • Медицина

    Только благодаря развитию медицины множество человек сейчас в числе живых. Если рассматривать медицину древних времён, становиться очень грустно. Медицина была на ужасно низком уровне.

Доклад-сообщение Франц Шуберт

  • Рассказ о штольце читать
  • Рассказ о штольце и его взаимоотношениях с обломовым
  • Рассказ о штольце взаимоотношения обломова и штольца
  • Рассказ о штольце в романе обломов с цитатами
  • Рассказ о штольце в романе обломов кратко