Обновлено: 10.01.2023
Сияжар — имя мордовского богатыря, который был вынужден прервать свой мирный труд. Он вместе с русскими воеводами идет защищать свой край от ногайцев.
СИЯЖАР СКАЗАНИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА. Собрал и литературно обработал ВАСИЛИЙ РАДАЕВ. Перевел с мордовского-эрзя СЕРГЕЙ ПОДЕЛКОВ. Художник Н. ПРОТАСОВ. Первые записи фольклорных текстов о Сияжаре были сделаны В. Радаевым еще в начале 1930-х годов. Почти за сорок лет им было собрано немало легенд и преданий, бытовавших в мордовских селах Самарской области, а позднее зафиксированных и в мордовских селениях Оренбуржья. В этих 38 сказаниях Сияжар — человек-герой, предводитель мордовского народа во время его борьбы против татарских и ногайских орд в XV-XVI веках.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сияжар Эпос «Сияжар», созданный на основе мордовских народных сказаний, песен, баллад героического содержания поэтом Василием Радаевым, известен в нашей стране и за рубежом. Главное в «Сияжаре» — идея защиты родной земли, братства русского и мордовского народов, борьбы за честь и достоинство человека. Вступительная статья Андрея Алешкина. Перевод с мордовского-эрзя Сергея Поделкова. Содержит иллюстрации.
Сказ первый Молод Сияжар, силен и крепок, Он любил охоту на медведя, С хитрых лис, с волков снимал он шкуры. Исходил леса охотник-парень, Исходил овраги и долины, Побывал в местах непроходимых, Где играют белки и куницы, Где кипят озера жирной рыбой, Где танцуют журавли-красавки, Где гусей и уток перелеты. Раз добрался до раздольной Волги, На земле ногайской очутился, И в лесу густом, прибрежном, темном Он увидел девушку нежданно! Перед ним — с лица заря сияла, Звезды удивленные глядели, В волосах ночь темная дрожала, Через плечи косами струилась, Звоном золотых монет звенела….
СИЯЖАР Сказ второй Волга. Лес дремучий. У опушки Дом на берегу — и хмур и мрачен, Частоколом острым обнесенный. Тут дубовые ворота — крепки, Тут кленовые все двери — глухи, Кованым обитые железом, А на них надежные запоры, — И семи чертям не отпереть их. Ров с водой широкий вокруг дома, Ров глубок, вода черна, как бездна. В этот дом душе не достучаться, В нем родитель Зары обитает, Знаменитый Алаяр жестокий. Вот сюда по узкому мосточку, Перекинутому тонкой стежкой Через ров с зацветшею водою, Зару с Сияжаром проводили. Шли они — и открывались двери Тихо, по невидимому знаку.
Сказ седьмой Сон какой же Дуболго приснился? Что привиделось во сне глубоком? Он проснулся, очень удивился: Ночь густая странная стояла. Дуболго не там, где лег, проснулся, Не подушки были под спиною, Дуболго проснулся в подземелье На камнях, как лед, холодно-знобких. На руки наручники надеты, Ноги больно схвачены цепями, Что приклепаны к стене осклизлой. СИЯЖАР
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Хлоя Денвен
Лучший ответ:
Кейт Миденсон
Первые записи фольклорных текстов о Сияжаре были сделаны
Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.
- Машенька Сарматова
- Разные вопросы
- 2019-07-11 04:23:06
- 3
- 1
Первые записи фольклорных текстов о Сияжаре были сделаны
В. Радаевым еще в начале 1930-х годов. Практически за сорок лет им было собрано много легенд и преданий, бытовавших в мордовских селах Самарской области, а позже зафиксированных и в мордовских селениях Оренбуржья. В этих 38 сказаниях Сияжар человек-герой, предводитель мордовского народа во время его борьбы против монгольских и ногайских орд в XV-XVI веках. Основное в Сияжаре, как в творении народного эпоса, мысль охраны родной страны. Сияжар имя мордовского богатыря, который был вынужден оборвать свой мирный труд. Он вместе с русскими воеводами идет оборонять собственный край от ногайцев.
Молод Сияжар, силен и крепок,
Он обожал охоту на медведя,
С коварных лис, с волков снимал он шкуры.
Исходил леса охотник-юноша,
Исходил овраги и равнины,
Побывал в местах непролазных,
Где играют белки и куницы,
Где кипят озера жирной рыбой,
Где танцуют журавли-красавки,
Где гусей и уток перелеты.
Раз добрался до раздольной Волги,
На земле ногайской очутился,
И в лесу густом, прибрежном, черном
Он увидел девушку неожиданно!
Перед ним с личика заря сияла,
Звезды ошеломленные смотрели,
В волосах ночь черная дрожала,
Через плечи косами струилась,
Гулом золотых монет звенела.
Ах, личико у девушки грусмено,
Щеки-ягодки слезой омыты,
А в очах испуг, застыв, таится,
Как у осмотрительной певчей птички.
Сияжар окаменел на месте,
Наблюдал из-за сосны за нею.
Сила красы околдовала
Силу сильного мужского шага,
Силу мощных рук и силу сердца.
Он и слова вымолвить не может,
Испугать ее, обязано, боится,
Невзначай красу заставить дрогнуть.
Он желал тихонько, незначительно
Улизнуть между деревьев толстых,
Все ж, как столб, стоял поблизости поляны
И не двигался, не знал что делать.
Вдруг послышался недальний топот,
Верховых с десяток показалось,
Жеребцы шумно, тяжело дышали.
Вот она где! наездники воскликнули,
Даму завидев на поляне,
Вишь, куда бегала от отца-то.
Ах, бесстыдница! браниться стали.
Твой отец блага для тебя вожделеет,
А ты прятаться. от счастья бежать.
Ну, домой! Аида сейчас же с нами!
Убирайтесь вы отсюда, злыдни!
Заорала девушка. Отец мой
Душегуб, и не отец мне больше.
Лучше я умру в лесу, погибну,
А вспять к лиходею не пойду я.
Кинулась она бегать, но сходу
Наездники ей путь загородили,
Трое спешились. Она метнулась
В сторону и встала перед ними,
Ножик в руке сверкнул, огня острее,
А глаза острей ножика сверкнули.
Только подойдите! Плохо будет!
Угрожающе заговорила.
Я решу и вас и свое сердечко!
Но один хитро изловчился,
По руке стукнул ножик и выпал.
И ее поймали, завернули
В кожу белую, запеленали,
Чтоб увезти на конском крупе.
Женщина горланила, вырывалась,
Вопила и отбивалась горько,
Поддержки просила у аллаха.
И тогда-то глас Сияжара
На весь лес, как гром, раздался, так что
Рядом вяз вековой раскололся.
Эй, вы! От нее все отойдите!
Прочь! И он ступил на край поляны.
И насильники остановились
И замешкалися на мгновенье,
Опустили девушку на землю.
И один из них на Сияжара
Посмотрел саркастически и косо:
Это кто такой? Откуда взялся?
А, видать, тут место ихней встречи,
Поэтому она здесь и скрывалась.
На жеребца ее! Быстрей! Немедленно!
Сияжар метнулся к ним свирепо,
1-го откинул с маху к дубу,
Тот хребтом о ствол и растянулся.
Но с жеребцов иные посигали
И пошли на Сияжара скопом.
Зашумела, затрещала стычка,
Кулаки аж, как цепы, летают.
Сияжар силен, но и преступники,
Много их, они не лыком шиты.
1-го эрзянский парень стукнет,
Глядь, иной гневно лезет,
Свалит неистового 3-ий с боковой стороны,
Третьего откинет прет четвертый,
Как-нибудь, наотмашь иль с размаху,
Угостить устремляется Сияжара.
Сияжар настороженно бьется,
Держит врагов на расстоянье.
Бросили аркан на Сияжара,
Как удавом окутали тело.
Он натужился и разорвал веревку.
Глядит вынули они кинжалы,
И ножики кривые заиграли.
Длиннющий нож и у него имелся,
Нож острее языка зарницы,
Он ходил с ним отважно на медведя.
Но, с одним ножиком, что можно сделать,
Если супротив людская стая?
Выдернул сосну оглобли толще.
Размахнулся Сияжар и вихрем
Гневно лесина загудела
И вульгарна, вульгарна летать по кругу;
Как заденет так и стон раздастся,
То один с ногою перебитой,
То иной с разбитой головою
Падает плашмя в травку густую.
Те, что увернулись от лесины,
В ужасе на жеребцов собственных вскочили
И быстрее наутек и скрылись.
Выбитые махом Сияжара
Острые ножики в траве зеленой,
Отливая синевой, сияли.
Раненые злостные душманы
Вздыхали, стонали, кляли.
Сияжар им отдал приказ убраться
И одни лезли на четвереньках,
А другие еле шли, хромая,
К лошадям, привязанным к деревьям.
Сияжар, как подобает мужественным,
Умилосердился и сесть помог им в седла.
И когда копытный стук истаял,
Из-за елочки тихонько вышла
Красавица причина драки,
Поклонилась низковато Сияжару
И произнесла: Молодец, спасибо!
Василий Кузьмич Радаев – член Союза писателей СССР, лауреат Государственной премии Мордовии, народный писатель Мордовии, участник Великой Отечественной войны.
Родился Василий Кузьмич 13 марта 1907 года в селе Большой Толкай Подбельского района (ныне Похвистневский район Самарской области), в семье крестьянина.
Занимался сбором фольклора, обработкой сказаний эрзянского народа. Свою трудовую деятельность начал помощником библиотекаря. После окончания рабфака поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, который окончил в 1934 году. Работал учителем в школе села Большой Толкай, преподавателем Ичалковского педучилища в Мордовии.
Результатом его педагогической деятельности явилось воспитание эрзянских поэтов и деятелей культуры Мордовии. Со всеми Василий Радаев был в близких, дружеских отношениях, такое знакомство плодотворно способствовало его творчеству. Многие помогали ему в сборе эрзянского фольклора, легенд и преданий, народных песен – всё это составило впоследствии содержательную и художественно-эстетическую основу созданного им эпоса.
и выразителем энциклопедии родного языка и представляет собой кладезь эрзянского фольклора и искусства.
Читайте также:
- Сообщение об улице садовая
- Сообщение совинформбюро от 23 ноября 1941 года
- Это сообщение из нескольких частей в формате mime
- Сообщение движение декабристов воцарение николая i
- Составь сообщение об илье муромце обсудите с другом каково значение подвигов ильи муромца 4 класс
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов
- Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Сияжар
Эпос «Сияжар», созданный на основе мордовских народных сказаний, песен, баллад героического содержания поэтом Василием Радаевым, известен в нашей стране и за рубежом. Главное в «Сияжаре» — идея защиты родной земли, братства русского и мордовского народов, борьбы за честь и достоинство человека. Вступительная статья Андрея Алешкина. Перевод с мордовского-эрзя Сергея Поделкова. Содержит иллюстрации. -
2 слайд
«Эпос — один из родов устного народного творчества. Эпос представляет собой воспроизведение реальности в виде объективных картин, формы которых весьма своеобразны. На наш взгляд, такой синтез тесно связан с художественным и идеологическим синкретизмом фольклора. «Эпос характеризуется тремя конститутивными чертами: его предметом является национальное эпическое прошлое; источником сюжетов выступает национальное предание; его мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией». Слово, которым оформляется эпос, его стиль, характер, образности, соотносятся с изображаемым миром героев авторской заданностью.
Эпос мордовского народа, как и у финнов и карел, песенный, но бытует не как цельное эпическое произведение, а в виде отдельных песен. В нем обнаруживаются черты мифологических, фантастических и магических воззрений.
Подробно особенности мордовского народного эпоса исследовали А.И.Маскаев и А.М.Шаронов, для которых, вопрос о выделении героического и богатырского эпоса мордвы осознаётся как принципиальный. А.И.Маскаев пишет об отсутствии богатырского эпоса, что объясняется, по его мнению, объективными причинами: у древней мордвы не было своей государственности, единой административной территории, центров консолидации сил. А.М.Шаронов, принимая тезис А.И.Маскаева о неразвитости богатырства в мордовском эпосе, утверждает, что у эрзи и мокши сложился героический эпос, имеющий большое сходство с классическими эпосами мира: греческим, шумерским, финском. Он проводит разграничительную черту между понятиями герой и богатырь, указывая, что герой — прежде всего демиург, мироустроитель, борец за утверждение новых общественных отношений, в чем ему помогают боги. -
3 слайд
В мордовском героическом эпосе — это Инешкипаз и Пурьгинепаз, с которыми он находится в родственных отношениях. Героический эпос, как правило, не бывает богатырским, так как воспроизводит процессы, происходящие внутри данного этноса. Суть этих процессов — установление нового миропорядка. Время сложения героического эпоса — эпоха военной демократии и формирования раннеклассового общества.
Богатырский эпос — явление исторически более позднее, он повествует о столкновениях богатырей, несущих воинскую службу, с иноэтнически-ми противниками. Богатыри не обязательно герои. Например, в русских былинах ни один богатырь не является сыном божества и человека, ни один не выступает как творец нового миропорядка. Он — воин, наделенный от природы большой физической силой. Только Илья Муромец, исцеленный каликами перехожими, отчасти сближается с героем, так как калики предписывают ему мессианскую роль — спасение Руси от внутренних раздоров и объединение её вокруг Киева, что может стать гарантом ее благоденствия.
«Героический эпос имеют лишь те народы, которые прошли эпоху военной демократии и раннеклассовых отношений. Богатырский эпос сформировался в период достаточно развитых социально-политических отношений у феодальных народов». -
4 слайд
СИЯЖАР
СКАЗАНИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА
Собрал и литературно обработал ВАСИЛИЙ РАДАЕВ
Перевел с мордовского-эрзя СЕРГЕЙ ПОДЕЛКОВ
Художник Н. ПРОТАСОВПервые записи фольклорных текстов о Сияжаре были сделаны
В. Радаевым еще в начале 1930-х годов. Почти за сорок лет им было собрано немало легенд и преданий, бытовавших в мордовских селах Самарской области, а позднее зафиксированных и в мордовских селениях Оренбуржья. В этих 38 сказаниях Сияжар — человек-герой, предводитель мордовского народа во время его борьбы против татарских и ногайских орд в XV-XVI веках. Главное в «Сияжаре», как в произведении народного эпоса, — идея защиты родной страны. -
5 слайд
Сказ первый
Молод Сияжар, силен и крепок,
Он любил охоту на медведя,
С хитрых лис, с волков снимал он шкуры.
Исходил леса охотник-парень,
Исходил овраги и долины,
Побывал в местах непроходимых,
Где играют белки и куницы,
Где кипят озера жирной рыбой,
Где танцуют журавли-красавки,
Где гусей и уток перелеты…
Раз добрался до раздольной Волги,
На земле ногайской очутился,
И в лесу густом, прибрежном, темном
Он увидел девушку нежданно!
Перед ним — с лица заря сияла,
Звезды удивленные глядели,
В волосах ночь темная дрожала,
Через плечи косами струилась,
Звоном золотых монет звенела…. -
6 слайд
СИЯЖАР
Сказ второй
Волга. Лес дремучий. У опушки
Дом на берегу — и хмур и мрачен,
Частоколом острым обнесенный.
Тут дубовые ворота — крепки,
Тут кленовые все двери — глухи,
Кованым обитые железом,
А на них надежные запоры, —
И семи чертям не отпереть их.
Ров с водой широкий вокруг дома,
Ров глубок, вода черна, как бездна.
В этот дом душе не достучаться,
В нем родитель Зары обитает,
Знаменитый Алаяр жестокий.
Вот сюда по узкому мосточку,
Перекинутому тонкой стежкой
Через ров с зацветшею водою,
Зару с Сияжаром проводили.
Шли они — и открывались двери
Тихо, по невидимому знаку. -
7 слайд
Сказ седьмой
Сон какой же Дуболго приснился?
Что привиделось во сне глубоком?
Он проснулся, очень удивился:
Ночь густая странная стояла…
Дуболго не там, где лег, проснулся,
Не подушки были под спиною,
Дуболго проснулся в подземелье
На камнях, как лед, холодно-знобких.
На руки наручники надеты,
Ноги больно схвачены цепями,
Что приклепаны к стене осклизлой.
СИЯЖАР -
8 слайд
Отличительная черта мордовских героических песен — установка на историчность и этническую определенность. Подавляющее большинство их персонажей называются эрзянами и мокшанами, а события происходят на эрзя-мокшанской земле. Это свидетельствует о том, что они складывались в эпоху формирования эрзяно-мокшанской этнической общности, когда в миросозерцании народа актуальной являлась идея этноцентризма. Этноцентризм характерен для обоих уровней эпоса: героико-мифологического и героико-эпического. Мир создает верховный бог эрзи Чам-Пас (Инешкипаз) или верховный бог мокши Шкай. Мордовское общество организует царь Тюштя, единый для эрзи и мокши. Этническая определенность присуща и эпическому времени: события происходят в «век Тюшти», который начинается после эпохи первотворения, когда избирается царь, и заканчивается либо с его смертью, либо с его уходом за море, в неведомые края.
-
9 слайд
В мордовском эпосе отсутствует внутренняя борьба, нет конфликта между народом и царем, не описывается личная жизнь главного героя, он занят во всех случаях выполнением общественных обязанностей. Слитность царя с народом указывает на архаичность эпоса, обусловленность его содержания неразвитостью общественных отношений.
Подобно большинству неписаных эпосов, мордовский эпос состоит из автономных, сюжетно несвязанных песен, воспроизводящих один или несколько эпизодов из жизни героя. Все они сюжетно завершены и самодостаточны, не предполагают дальнейшего развития действия.
Слабо выражены в мордовском героическом эпосе воинское и богатырское начала. Центральный герой его Тюштя, как правило, уклоняется от воинского противоборства с противником и уходит со своим народом «за море», в «Китай масторов» (в «Страну Китая»). Только в цикле песен о борьбе с Владимирским княжеством Тюштя выступает как воин и богатырь. Сохранились лишь небольшие обломки от тех песен, и на их основе трудно сделать достаточно аргументированные суждения и выводы. Однако они позволяют предположить, что богатырство не чуждо мордовскому эпосу, но проявилось оно лишь в отдельных песнях, в тех, наверное, в которых противник провоцировал мордовского героя к совершению воинского подвига.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 134 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 18.12.2017
- 1490
- 9
Контрольная работа по Всеобщей истории
- Учебник: «Всеобщая история. История Нового времени», Ведюшкин В.А., Бурин С.Н.
- Тема: Глава 2. Европейские государства в XVI—XVII веках: Реформация и абсолютизм
Рейтинг:
1 из 5
- 18.12.2017
- 2236
- 1
- 18.12.2017
- 1926
- 17
- 18.12.2017
- 1198
- 13
- 18.12.2017
- 1160
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»
-
Курс повышения квалификации «Теория и методика преподавания основ философии в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»
-
Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»
-
Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Первые записи фольклорных текстов о Сияжаре были сделаны
В. Радаевым еще в начале 1930-х годов. Почти за сорок лет им было собрано немало легенд и преданий, бытовавших в мордовских селах Самарской области, а позднее зафиксированных и в мордовских селениях Оренбуржья. В этих 38 сказаниях Сияжар — человек-герой, предводитель мордовского народа во время его борьбы против татарских и ногайских орд в XV-XVI веках. Главное в «Сияжаре», как в произведении народного эпоса, — идея защиты родной страны.Сияжар — имя мордовского богатыря, который был вынужден прервать свой мирный труд. Он вместе с русскими воеводами идет защищать свой край от ногайцев.
Сказ первый
Молод Сияжар, силен и крепок,
Он любил охоту на медведя,
С хитрых лис, с волков снимал он шкуры.
Исходил леса охотник-парень,
Исходил овраги и долины,
Побывал в местах непроходимых,
Где играют белки и куницы,
Где кипят озера жирной рыбой,
Где танцуют журавли-красавки,
Где гусей и уток перелеты…
Раз добрался до раздольной Волги,
На земле ногайской очутился,
И в лесу густом, прибрежном, темном
Он увидел девушку нежданно!
Перед ним — с лица заря сияла,
Звезды удивленные глядели,
В волосах ночь темная дрожала,
Через плечи косами струилась,
Звоном золотых монет звенела.
Ах, лицо у девушки грусмено,
Щеки-ягодки слезой омыты,
А в глазах испуг, застыв, таится,
Как у осторожной певчей птички.
Сияжар окаменел на месте,
Наблюдал из-за сосны за нею.
Сила красоты околдовала
Силу мощного мужского шага,
Силу мощных рук и силу сердца.
Он и слова вымолвить не может,
Напугать ее, должно, боится,
Невзначай красу заставить вздрогнуть.
Он хотел тихонько, незаметно
Ускользнуть между деревьев толстых,
Все ж, как столб, стоял вблизи поляны
И не двигался, не знал что делать…
Вдруг послышался недальний топот,
Верховых с десяток показалось,
Кони шумно, тяжело дышали…
— Вот она где! — всадники вскричали,
Девушку завидев на поляне, —
Вишь, куда бежала от отца-то…
Ах, бесстыдница! — ругаться стали. —
Твой отец добра тебе желает,
А ты прятаться… от счастья бегать…
Ну, домой! Аида сейчас же с нами!
— Убирайтесь вы отсюда, злыдни! —
Закричала девушка. — Отец мой
Душегуб, и не отец мне больше!..
Лучше я умру в лесу, погибну,
А назад к злодею не пойду я… —
Кинулась она бежать, но сразу
Всадники ей путь загородили,
Трое спешились. Она метнулась
В сторону и встала перед ними,
Нож в руке сверкнул, огня острее,
А глаза острей ножа сверкнули.
— Только подойдите! Плохо будет! —
Угрожающе заговорила.—
Я решу и вас и свое сердце! —
Но один коварно изловчился,
По руке ударил — нож и выпал.
И ее схватили, завернули
В кожу белую, запеленали,
Чтобы увезти на конском крупе.
Девушка кричала, вырывалась,
Плакала и отбивалась горько,
Помощи просила у аллаха…
И тогда-то голос Сияжара
На весь лес, как гром, раздался, так что
Рядом вяз столетний раскололся.
— Эй, вы! От нее все отойдите!
Прочь! — И он ступил на край поляны.
И насильники остановились
И замешкалися на мгновенье,
Опустили девушку на землю.
И один из них на Сияжара
Посмотрел насмешливо и косо:
— Это кто такой? Откуда взялся?
А, видать, здесь место ихней встречи,
Потому она тут и скрывалась.
На коня ее! Скорей! Немедля!
Сияжар метнулся к ним свирепо,
Одного отбросил с маху к дубу,
Тот хребтом о ствол — и растянулся.
Но с коней другие посигали
И пошли на Сияжара скопом.
Зашумела, затрещала драка,
Кулаки аж, как цепы, летают.
Сияжар силен, но и злодеи,
Много их, они не лыком шиты.
Одного эрзянский парень стукнет,
Глядь, другой остервенело лезет,
Свалит бешеного — третий сбоку,
Третьего отбросит — прет четвертый,
Как-нибудь, наотмашь иль с размаху,
Угостить стремится Сияжара.
Сияжар настороженно бьется,
Держит недругов на расстоянье.
Бросили аркан на Сияжара,
Как удавом охватили тело.
Он напрягся и порвал веревку.
Смотрит — вынули они кинжалы,
И ножи кривые заиграли…
Длинный нож и у него имелся,
Нож — острее языка зарницы,
Он ходил с ним смело на медведя.
Но, с одним ножом, — что можно сделать,
Если супротив людская стая?
Выдернул сосну оглобли толще…
Размахнулся Сияжар — и вихрем
Яростно лесина загудела
И пошла, пошла летать по кругу;
Как заденет — так и стон раздастся,
То один — с ногою перебитой,
То другой — с разбитой головою
Падает плашмя в траву густую.
Те, что увернулись от лесины,
В страхе на коней своих вскочили
И скорее наутек — и скрылись…
Выбитые махом Сияжара
Острые ножи в траве зеленой,
Отливая синевой, мерцали.
Раненые злобные душманы
Охали, стонали, проклинали…
Сияжар им приказал убраться —
И одни ползли на четвереньках,
А другие еле шли, хромая,
К лошадям, привязанным к деревьям.
Сияжар, как подобает храбрым,
Сжалился и сесть помог им в седла.
И когда копытный стук истаял,
Из-за елочки тихонько вышла
Раскрасавица — причина драки,
Поклонилась низко Сияжару
И сказала: — Молодец, спасибо! —
Поиск по сайту
Презентация по истории «Сияжар» — мордовский эпос»
Предмет: | История |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: | Алагулова Татьяна Александровна |
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 212.06 Kb |
Количество скачиваний: | 76 |
Скачать
Просмотров: 152
Похожие материалы
- Интегрированный урок истории и математике по теме » Один день в греческой школе» (5 класс Итсория Древнего мира) «
- Презентация к 100-летию октябрьской революции «Революция глазами художников»
- Презентация к уроку «Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны»
- Исследовательская работа на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»!
- Презентация по истории России на тему «Наша Родина — Россия» (6 класс)
- Презентация к уроку по Истории Отечества в 7 классе Тема: Ркусь во время правления Владимира Мономаха»
- История казачества на Ставрополье
- Тренажер по теме Начало начал. Рождение Донбасса как промышленного региона во второй половине ХІХ века
- Презентация по истории на тему: Животные на войне
- Презентация по истории России на тему «Политическая раздробленность Руси. Развитие основных русских земель». (10 класс)