Рассказ о сказуемом 5 класс

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                  
Что такое сказуемое?

·                  
На какие вопросы отвечает сказуемое?

·                  
Чем выражается сказуемое?

Мы уже говорили о подлежащем. И знаем,
что подлежащее – это главный член предложения. Подлежащее отвечает на вопросы
кто? что?

Подлежащее обозначает того, кто
действует, испытывает состояние, обладает признаком.

Подлежащее обычно выражается именем
существительным или местоимением.

Итак, мы называем предметы и явления. Цветы.
Бабочки. Мальчик.

Но в речи мы не можем обходиться
только названиями этих предметов и явлений.

Мы должны что-нибудь сказать о них.

Что мы можем сказать об этих явлениях?

Цветы цветут. Бабочки порхают. Мальчик
улыбается.

Итак, основу предложения составляет не
только то, о чём говорится в предложении. Но ещё и то, что мы можем сказать
об этом предмете или явлении.

То, о чём говорится в предложении –
это подлежащее. Мы это уже знаем. А вот то, что мы можем сказать о
подлежащем – это и есть сказуемое.

Сказуемое – главный член предложения.
У этой части грамматической основы – говорящее название. Ведь сказуемое
обозначает то, что мы можем сказать о предмете.

Вот перед нами предмет. Назовём его. Чайник.

Это подлежащее. А теперь скажем о нем
что-нибудь.

Наш чайник кипит. Кипит – это
сказуемое.

И вот мы уже можем дать первое
определение сказуемому.

Сказуемое – это главный член
предложения. Сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете и
явлении, то есть, о подлежащем.

В предложении сказуемое подчёркивается
двумя сплошными линиями.

А теперь давайте немного поразмышляем:
что такого мы можем сказать о предмете.

Вот мы видим предмет – принтер. И
первый вопрос, который нам приходит в голову… А для
чего этот предмет? То есть – что он делает?

Принтер – что делает? – печатает.

В этом предложении сказуемое – печатает.
Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет? И как вы думаете, чем выражено
наше сказуемое? Ну конечно, глаголом. Ведь именно глагол отвечает на
вопрос что делает? И на похожие вопросы.

Но, предположим, что у нас есть
предмет, который ничего особенно не делает. Вот изумруд. Что о нем можно
рассказать? Можно задать вопрос – какой он? Изумруд зелёный.
Здесь сказуемое – зелёный. Оно отвечает на вопрос какой? И выражено прилагательным,
ведь именно прилагательное отвечает на этот вопрос.

Ну, а какой ещё вопрос можно задать о
любом предмете? Самый простой – что это такое? То есть, чем является
предмет.

Мороженое – лакомство. Сказуемое здесь – лакомство.
Отвечает на вопрос что это такое? И выражается именем существительным.

Теперь мы можем дополнить наше
определение. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? какой (или
каков) этот предмет? что такое предмет?

Сказуемое выражается глаголами,
прилагательными, существительными.

А чтобы закрепить изученную тему,
совершим небольшое путешествие. Отправимся в зоосад и будем задавать три самых
главных вопроса.

Сначала посмотрим на утконоса.

Посмотрите на вопросы и на сказуемое в
трёх предложениях. В первом предложении сказуемое выражено существительным, во
втором – кратким прилагательным, в третьем – глаголом.

Продолжим наше путешествие и теперь
познакомимся со страусом.

Чем выражено сказуемое в этих
предложениях? В первом предложении – существительным, во втором – кратким
прилагательным, в третьем – глаголом.

Обратите внимание, наше сказуемое
опять выражается в первом предложении – существительном, во втором –
прилагательном, а в третьем – глаголом.

Итак, что мы должны запомнить сегодня
на уроке?

Сказуемое – это главный член
предложения. Сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете или
явлении, то есть, о подлежащем.

Сказуемое отвечает на вопросы что
делает предмет? какой (или каков) этот предмет? что такое предмет?

Сказуемое чаще всего выражается
глаголами, но может также выражаться прилагательными или существительными.

Русский язык

5 класс

Урок № 19

Сказуемое

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Грамматическая основа предложения.
  2. Способы выражения сказуемого.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 77-79.

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1.// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 113.

2. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 154.

3. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-318.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – с. 259.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью, содержит грамматическую основу. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения.

Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?» (Солнце всходит.); «каков предмет?» (Денёк сегодня хорош.); «что такое предмет?», «кто он такой?» (Солнце – это яркая звезда.) Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным или именем существительным.

Рассмотрим примеры.

Однажды мы пошли за черникой.

В этом предложении подлежащее мы выражено местоимением; мы (что сделали?) пошли; сказуемое пошли выражено глаголом.

Черника очень вкусна.

В этом предложении подлежащее черника выражено именем существительным; черника (какова?) вкусна. Слово вкусна – краткая форма прилагательного вкусная. Следовательно, сказуемое вкусна выражено кратким прилагательным.

Июль – макушка лета.

В этом предложении подлежащее июль выражено именем существительным; июль (это что?) макушка; сказуемое макушка выражено именем существительным.

Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним глаголом. Например, Петя попал впросак. Подлежащее Петя (что сделал?) попал впросак. Попал впросак – это сказуемое, выражено фразеологическим оборотом. Может быть заменено одним глаголом – ошибся.

Также вы должны помнить, что сказуемое может быть выражено одним словом (такие сказуемые называются простыми), а может – несколькими (это составные сказуемые). Виды составных сказуемых вы будете изучать позднее.

Рассмотрим несколько примеров.

Мы пришли в школу. В этом предложении сказуемое пришли выражено глаголом. Это простое сказуемое, так как одно слово.

Мы начали (продолжили, закончили) изучать интересную тему. В этом предложении сказуемое начали изучать состоит из двух глаголов. Это составное сказуемое.

Тема была сложной. В этом предложении сказуемое была сложной состоит из двух слов: глагола и имени прилагательного. Это тоже составное сказуемое.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила согласования подлежащего и сказуемого.

Чтобы правильно согласовать сказуемое и подлежащее надо запомнить несколько правил. Для удобства можно пользоваться следующей таблицей.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Примеры

1. Местоимения:

КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Сказуемое ставится в форме м. р., ед. ч.

Кто делал это задание?

2. В состав подлежащего входят слова: НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед. ч.

Несколько человек опоздало на экскурсию.

3. В состав подлежащего входят имена существительные: БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

НО если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма ед. ч:

Большинство учеников решило (решили) задачу.

Пришло множество гостей.

3. В состав подлежащего входит числительное:

МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ТЫСЯЧА

Сказуемое согласуется в роде и числе с этими словами.

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории. (ж. р)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе. (м. р.)

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

1. Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.

Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.

В предложении подлежащее «_____» выражено _____ в _____ падеже. Сказуемое «_____» выражено _____.

Разбор задания: Анализируем предложение. (Что?) – полка – имя существительное. (Что делает?) – хранит – глагол. Следовательно, ответ: В предложении подлежащее «полка» выражено именем существительным в именительном падеже. Сказуемое «хранит» выражено глаголом.

2. Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.

Разбор задания. Вспомним определение сказуемого. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Из определения следует, что сказуемое, отвечая на вопрос «что делает предмет?», может быть выражено глаголом; отвечая на вопрос «каков предмет?», может быть выражено кратким прилагательным; отвечая на вопрос: «что это такое?», «кто он такой?» – существительным, фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Следовательно, правильный ответ: именем существительным, глаголом, неделимым словосочетанием, именем прилагательным.

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? каков он? и пр.

Рассмотрим, что такое сказуемое в синтаксисе русского языка.

Термин «сказуемое» возник в грамматике русского языка как калька латинского слова «предикат» (predicatum), которое является производным от глагола со значением «объявлять», «провозглашать».

Чтобы понять функцию сказуемого, определим, когда слова становятся предложением.

Наша речь состоит не из отдельных, хаотично расположенных слов. Слова как единицы речи организуются в высказывание, которое образует смысловое единство. Это смысловое и грамматически оформленное единство слов составляет предложение, более крупную единицу речи.

В каждом предложении обязательно есть центральные слова. Это главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения. Вокруг них группируются остальные члены предложения. Узнаем, какой член предложения называется сказуемым.

Что такое сказуемое?

В предложении имеется предмет речи, то, о чем говорится или сообщается. К этому слову можно задать вопрос кто? или что? Это главный член предложения подлежащее. В простом предложении подлежащее, как правило, поясняется другим словом, которое обозначает действие:

(Кто?) Подружки (что делают?) прыгают.

(Что?) Ветер (что сделал?) стих.

Слово, поясняющее подлежащее, может также обозначать состояние или признак предмета:

Мама (что делает?) болеет.

Ребенок (каков?) весел.

Это главный член предложения, который называется грамматическим термином «сказуемое».


Определение

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояния или признак предмета, обозначенного подлежащим, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? каков?

Сказуемое

В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

С помощью сказуемого можно рассказать, что делает, будет делать или уже сделал предмет. Этот главный член предложения характеризует предмет, обозначенный подлежащим, во временном плане:

На лугу цветут ромашки (настоящее время).

Ромашки отцвели (прошедшее время).

Скоро будут цвести ромашки (будущее время).

Сказуемое — такой же равноправный член предложения, как и подлежащее. Оно соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически. По сути, сказуемое — это то, что говорится о предмете речи, что с ним происходит, каково его состояние, каков он, что он такое и пр.

Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа простого предложения.

Рассмотрим более детально, что обозначает сказуемое в предложении.

Что обозначает сказуемое?

Как главный член предложения, сказуемое может обозначать

  • действие:

Дождь брызжет с самого утра.

  • состояние:

Меня знобит.

  • качество:

Всё синее небеса.

  • количество:

Шестью шесть — это тридцать шесть?

  • принадлежность:

Этот дом твой?

  • родовое понятие:

Байкал — это самое глубокое озеро на Земле.

и т. д.

Чаще всего сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три типа:

  • простое глагольное сказуемое (ПГС);
  • составное глагольное сказуемое (СГС);
  • составное именное сказуемое (СИС).

Виды сказуемого

В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три вида сказуемых.

Виды Способ выражения Примеры
П
Г
С
Выражено глаголом в форме
одного из наклонений
Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов)
Ещё я долго буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспомогательного слова
(выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола
(выражает основное лексическое значение)
По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выражает грамматическое значение)
и именной части
(выражает основное лексическое значение)
Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин)
Слово — серебро, молчание — золото. (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое обозначено глаголом изъявительного наклонения в любой грамматической форме лица и времени, а также глаголом повелительного или условного наклонения.

Под елкой растет боровик.

Скорее прячьтесь в дом от грозы!

До вечера я прочитал бы эту повесть.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено сложными формами глаголов будущего времени, состоящими из инфинитива «быть» в личной форме и неопределенной формы смыслового глагола.

Я буду петь песню. = Я спою песню.

Ты будешь читать эту книгу? = Ты прочтёшь эту книгу?

ПГС осложняется частицами разговорного характера:

А старушка знай себе говорит без устали.

В роли простого сказуемого используются инфинитив и междометия, образованные от глаголов.

Он говорить, а мы молчать в ответ (Он говорит, а мы молчим в ответ).

Собачка цап колбасу с блюдца!

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание вспомогательного глагола, имеющего только грамматическое значение лица, времени, наклонения и пр., и смыслового глагола в форме инфинитива.

Глагол-связка выражается модальными глаголами со значением намерения, желания, способности, волеизъявления:

  • хотеть, желать;
  • суметь, уметь, мочь;
  • разучиться, готовиться;
  • намереваться, стремиться, надеяться, думать и пр.

Я хочу пройтись по этой аллее парка.

На флоте наш дедушка научился хорошо готовить.

В итоговой игре футбольного сезона мы надеемся победить наших соперников.

Составляющей частью СГС могут быть слова, обозначающие начало, продолжение или конец действия (фазисные глаголы).

Таня начнет полоть грядку, а ты, Лена, поможешь ей.

Дождь продолжал лить до самого вечера.

Наконец мы закончили обсуждать эту проблему.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое — это сказуемое, обозначенное глаголом-связкой в личной форме и именной частью.

В этом типе сказуемого связочным элементом является глагол «быть» в личной форме или глаголы с ослабленным лексическим значением:

  • стать, казаться;
  • являться, делаться;
  • выглядеть, слыть, называться, считаться и пр.

Эта деревушка была основана переселенцами.

Она казалась довольной.

Если действие совершается в настоящем времени, то глагол «есть» чаще всего отсутствует.

В эту пору года южная степь (есть) суха и бесплодна.

В качестве именной части используются все именные и некоторые другие части речи.

Примеры

Перед нами горная дорога как змея, уползающая вверх (имя существительное).

Заводь реки чиста и спокойна (имя прилагательное).

Семилетняя девочка стала второй в конкурсе певцов ( числительное).

Эти вещи ваши? (местоимение).

Очертания берега размыты из-за сплошной стены дождя (причастие).

Всё это было недаром (наречие).

Сыро и темно в подвале (категория состояния).

Сверху наш город виден как на ладони (фразеологизм).

Видеоурок «Сказуемое (8 класс)»

Тест

Тема: Главные
члены предложения. Сказуемое.

Класс: 5 (8
обучающихся)

УМК: Т.А. Ладыженская, 
М.Т.Баранов,  Л.А. Тростенцова и другие.

Цель
урока: 
повторить сведения о сказуемом, известные
учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого;
уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены
предложения.

Планируемые
результаты:

Предметные: знать,
что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять
способы их выражения

Личностные: формировать  
интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности,
осознавать границы собственного знания и незнания.

Метапредметные:

Познавательные
УУД:
развивать операции логического мышления:
сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные
УУД:
высказывать предположения на основе
наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные
УУД:
уметь работать индивидуально и в паре,
находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения.

Тип
урока:
изучение нового материала

Формы
работы:
индивидуальная, работа в парах,
коллективная

Оборудование:
учебник, презентация, интерактивная доска, раздаточный
материал.

Этапы 
урока

Ход
урока

УУД

1.

Организацион-ный 
момент. Мотивация.

Слайд
1.

Учитель.

Кости
– основа человеческого тела, дом ставят на фундаменте – крепкой, не
размываемой подземными водами основе, а предложение … .


Закончите мою мысль! (тоже строится на фундаменте – грамматической основе).

Одну
из частей фундамента – подлежащее — мы уже основательно разобрали на прошлом
уроке.

Личностные:
интерес к изучению русского языка.

Коммуникатив-ные:
формулировать собственное мнение.

2.

Повторение

Слайд
2.

Запишите,
что такое подлежащее на карточках с деформированным правилом.

Подлежащее
– это________, который обозначает________. Подлежащее отвечает на
вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________
в форме именительного падежа.

Проверьте
себя по учебнику – стр. 76.  Оцените себя.

Регулятивные:
контроль знаний, самооценка.

3.

Пробное
действие

Слайд
3.

Учитель:


Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом (приложение 1).

— Что вы узнали нового о подлежащем и
сказуемом?

— Выделим главные члены в предложениях  из
сказки.

Была зима. На улице холодно.

-Чем необычно второе предложение?

— Чем выражено сказуемое?

Познавательные:
извлечение из текста необходимой информации, осознание и произвольное
построение речевого высказывания.

Регулятивные:
выполнение пробного учебного действия.

4.

Формули-рование
цели и постановка проблемного вопроса урока.

Учитель:

— Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели
бы получить ответы на нашем занятии.

— Как нам добыть новые знания?  (Мы будем
исследовать языковой материал).

— Какова цель нашей деятельности? (найти
сказуемые, определить, чем они выражены)

Познавательные:
постановка и формулирование проблемы, целеполагание.

Коммуникативные:
слушать и слышать  других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5.

Открытие
нового знания.

Слайд
4,5.

Дано
(карточки):

1)     
Определение сказуемого:

    
Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние
или признак подлежащего.

    
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что
такое предмет? Кто такой?

2)     
Предложения :

1.     
Гроза постепенно удалялась.

2.     
Этот край очень скромен.

3.     
Птицы – наши друзья.

4.     
Первые листики зелёные.

5.     
Люблю я пышное природы увяданье.

6.     
Скинуло кафтан зелёный лето.

7.     
Утро свежо.


Как будем находить сказуемые? – Предлагаю создать алгоритм. Перед вами
конверт с описанием действий. Задача: расположить  пункты в нужном порядке
(работа в парах).


Представьте свои  алгоритмы.

(приложение
2)

Регулятивные:
искать пути решения проблемы.

Коммуникативные:
слушать и слышать  других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные:
извлечение из текста необходимой информации , умение строить высказывание.

6.

Решение
учебной задачи

Слайд
6.

    
Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи
может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

1.     
Гроза постепенно удалялась.

2.     
Этот край очень скромен.

3.     
Птицы – наши друзья.

4.     
Первые листики зелёные.

5.     
Люблю я пышное природы увяданье.

6.     
Скинуло кафтан зелёный лето.

7.     
Утро свежо.

-Представим результаты деятельности.

— Какими  частями  речи выражены сказуемые  в
данных предложениях?

— Проверим себя, прочитав  правило
на стр.77

Коммуникатив-ные:
планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:
выполнение действий по алгоритму.

Личностные:
осознание ответственности за общее дело.

7.

Физминутка

Потрудились
– отдохнём!

Станем
– глубоко вздохнём,

Руки
в стороны, вперёд,

Влево,
вправо поворот.

Три
наклона, прямо встать.

Руки
вниз и вверх поднять.

Руки
плавно опустили,

Всем
улыбки подарили.

8.

Первичное
закрепление знания

Слайд
7-8

Предлагаю 
выполнить упр. 167 (по заданию, самостоятельно,  с последующей самопроверкой)

Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка

9.

Контроль
усвоения материала

Слайд
9.

Проведём 
тестирование «Верно — неверно»:

1.Сказуемое
обозначает о ком или о чём говорится в предложении.

2.Сказуемое
отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?

3.Краткое
прилагательное всегда сказуемое.

4.Подлежащее
обозначает, что говорится о предмете.

5.
В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.

Ключ:
-++-+

Проводят самоанализ и взаимопроверку

10.

Итог
урока

Учитель
подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на
уроке.

Регулятивные:
соотносить цели и результаты своей деятельности.

Личностные:
самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.

11.

Рефлексия

Слайд
10.

Ребята
продолжите предложения:

1.Сегодня
на уроке мы повторили…

2.Мы
узнали…

3.Научились

4.Самым
интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным
для меня стало…

Познавательные:
рефлексия деятельности.

Личностные:
самоопределение, самооценка.

8.

Домашнее
задание.

Слайд
11.

Выучить
таблицу правило на стр.77

1.Упр.167
(базовый уровень)

2.
Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный
уровень).

Личностные:
самоопределение

В прошлый раз мы с вами разобрались с одним из главных членов предложения – подлежащим. Теперь пришло время узнать ближе второй главный член – сказуемое. А еще разобраться с тем, какими бывают виды сказуемых и способы их выражения.

Вернемся к нашему примеру из прошлого урока:

«На поляне растут цветы»

На вопрос «что делают?» в этом примере отвечало не что иное, как сказуемое. Но это не единственный вопрос, на который оно отвечает.

Основная цель этого члена предложения – описать то, что происходит с подлежащим или что происходит само по себе. Поэтому набор вопросов для сказуемого достаточно широк: «что делать?», «что сделать?», «каков?», «что такое?», «кто такой?».

Вопросы сказуемого
Вопросы сказуемого

Способы выражения сказуемого

Набор частей речи, которыми может быть выражен этот член предложения, тоже большой. Чаще всего оно выражается глаголом. Но иногда может быть еще и прилагательным или существительным.

Сказуемое-глагол

Сказуемое, выраженное глаголом, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Например:

Мы (что сделали?) пошли в лес.

Мальчики (что делали?) играли с мячом.

Но мы говорили, что в предложении может не быть подлежащего, когда действие происходит само по себе: «Светает», «Темнеет». В таких случаях мы можем задавать еще один, «неофициальный», вопрос «что делается?».

И так же, как и с подлежащим, сказуемые могут быть выражены как одним глаголом, так и связкой из двух глаголов!

Те сказуемые, которые состоят из одного глагола, называют простыми. Например: «Он читает эту книгу».

Будьте внимательны!

В эту же группу входят сказуемые с формой глагола в будущем времени: «будет читать». Так как слово «будет» здесь не отдельный глагол, а лишь слово-помощник для образования будущей формы.

Если сказуемое состоит из связки двух глаголов, то оно составное. Например, «постарается победить», «смогу сделать», «хочет участвовать».

Такое часто бывает, когда мы используем в предложении модальные глаголы.

Модальные глаголы – это особая группа глаголов, с помощью которой мы выражаем возможность, вероятность, необходимость, способность или желание что-либо сделать.

Модальные глаголы
Примеры модальных глаголов

Сказуемое-прилагательное

Сказуемое, к которому мы задаем вопрос «каков?» (иногда «какой?»), называется сказуемым, выраженным прилагательным.

Например:

Русский лес (каков?) красив.

Воздух во дворе (каков?) чист.

Такое сказуемое всегда относят к составным. И это несмотря на то, что оно состоит из одного слова.

А все потому, что на самом деле в нем прячется еще одно слово, которое мы не произносим и не пишем. Это слово «есть».

Русский лес есть красивый.

Воздух есть чистый.

Интересный факт

В английском и немецком языках, например, слово «есть» сохраняется и в речи, и на письме. Это называют вспомогательным глаголом.

Сравните:

She is beautiful (англ.) – Она красива
(дословный перевод – «Она есть красивая»)

Er ist hungrig (нем.) – Он голоден
(дословный перевод – «Он есть голодный»)

Перевод наших примеров на английский язык:

Русский лес красив. — The Russian forest is beautiful.
Дословно: Русский лес есть красивый.

Воздух во дворе (каков?) чист. — The air in the yard is clean.
Дословно: Воздух во дворе есть чистый.

Сказуемое-существительное

Хитрее всего себя ведут сказуемые, отвечающие на вопросы «кто такой?», «что такое?». Это сказуемые, выраженные именами существительными, из-за чего их легко перепутать с подлежащими. Но этого легко избежать, если помнить, что сказуемое поясняет подлежащее.

Например: «Подлежащее – это главный член предложения».

Здесь «главный герой» предложения – слово «подлежащее». Поэтому это подлежащее. Дальше идет пояснение, что такое подлежащее: «это главный член предложения». Это и будет нашим сказуемым.

Сказуемые, выраженные именем существительным, тоже всегда составные, потому что в них также прячется наше вспомогательное слово «есть»:
«Он врач» — «He is a doctor» (англ.) – Он есть врач.

Определяем вид сказуемого

Говоря о том, что сказуемые бывают простыми и составными, мы имели в виду их вид.

Давайте вместе потренируемся определять вид сказуемого.

Схема для определения вида сказуемого
Виды сказуемых. Схема для определения вида

Разберем по схеме на картинке предложение «Он был королём этого королевства».

Задаем вопрос от подлежащего, чтобы найти сказуемое:
Он «кто такой?» был королём.

Сказуемое состоит из одного слова?
Нет, из двух.

Это форма будущего времени или фразеологизм?
Нет, вспомогательный глагол прошедшего времени и существительное.

Значит, наше сказуемое составное.

В предложении сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Как подчеркивается сказуемое?
Как подчеркивается сказуемое?

Итак, объединив все это, давайте сформулируем определение сказуемого:

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие предмета (то, что говорится о подлежащем) и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», «каков?», «что такое?», «кто такой?». Сказуемое может быть простым или составным.

Закрепите полученные знания по нашей теме, посмотрев видео.

Типы сказуемых в русском языке с примерами

Содержание:

Роль сказуемого в предложении

Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?

Способы выражения сказуемого

Какими частями речи выражается сказуемое?

Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.

  1. Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) . Сказуемое изучали выражено глаголом.
  2. Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
  3. Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое выражено именем существительным.

Типы сказуемого

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.


(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)

Виды составного сказуемого

Составное сказуемое бывает:

  1. глагольным (основная часть – инфинитив)
  2. именным(основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола

СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

1. Глаголы:

— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)

— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)

— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части

СИС = глагол-связка + именная часть

Глагол-связка

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Рассмотрим глаголы, входящие в состав:

1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)

. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь

2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.

3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)

Именная часть

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:

Существительного Дачный сад в цвету
Прилагательного Лодка показалась ненадежной
Числительного Шестью семь-сорок два
Наречия На улице было холодно
Местоимения Частная клиника теперь моя
Причастия Урожай собран
Синтаксически неделимого словосочетания
  • Юноша был среднего роста
  • Бабушке подарили коробку конфет

ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Как быстро определить вид сказуемого?

Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия

  1. Сказуемое состоит из одного или двух слов?
  2. Одного. Какой частью речи является слово?
  3. Глагол. Вывод: перед нами ПГС
  4. В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
  5. Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
  6. Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Грамматическая основа предложения.
  2. Способы выражения сказуемого.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 77-79.

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1.// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 113.

2. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 154.

3. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-318.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – с. 259.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью, содержит грамматическую основу. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения.

Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?» (Солнце всходит.); «каков предмет?» (Денёк сегодня хорош.); «что такое предмет?», «кто он такой?» (Солнце – это яркая звезда.) Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным или именем существительным.

Однажды мы пошли за черникой.

В этом предложении подлежащее мы выражено местоимением; мы (что сделали?) пошли; сказуемое пошли выражено глаголом.

В этом предложении подлежащее черника выражено именем существительным; черника (какова?) вкусна. Слово вкусна – краткая форма прилагательного вкусная. Следовательно, сказуемое вкусна выражено кратким прилагательным.

Июль – макушка лета.

В этом предложении подлежащее июль выражено именем существительным; июль (это что?) макушка; сказуемое макушка выражено именем существительным.

Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним глаголом. Например, Петя попал впросак. Подлежащее Петя (что сделал?) попал впросак. Попал впросак – это сказуемое, выражено фразеологическим оборотом. Может быть заменено одним глаголом – ошибся.

Также вы должны помнить, что сказуемое может быть выражено одним словом (такие сказуемые называются простыми), а может – несколькими (это составные сказуемые). Виды составных сказуемых вы будете изучать позднее.

Рассмотрим несколько примеров.

Мы пришли в школу. В этом предложении сказуемое пришли выражено глаголом. Это простое сказуемое, так как одно слово.

Мы начали (продолжили, закончили) изучать интересную тему. В этом предложении сказуемое начали изучать состоит из двух глаголов. Это составное сказуемое.

Тема была сложной. В этом предложении сказуемое была сложной состоит из двух слов: глагола и имени прилагательного. Это тоже составное сказуемое.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила согласования подлежащего и сказуемого.

Чтобы правильно согласовать сказуемое и подлежащее надо запомнить несколько правил. Для удобства можно пользоваться следующей таблицей.

Чем выражено подлежащее

КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Сказуемое ставится в форме м. р., ед. ч.

Кто делал это задание?

2. В состав подлежащего входят слова: НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед. ч.

Несколько человек опоздало на экскурсию.

3. В состав подлежащего входят имена существительные: БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

НО если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма ед. ч:

Большинство учеников решило (решили) задачу.

Пришло множество гостей.

3. В состав подлежащего входит числительное:

МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ТЫСЯЧА

Сказуемое согласуется в роде и числе с этими словами.

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории. (ж. р)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе. (м. р.)

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

1. Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.

Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.

В предложении подлежащее «_____» выражено _____ в _____ падеже. Сказуемое «_____» выражено _____.

Разбор задания: Анализируем предложение. (Что?) – полка – имя существительное. (Что делает?) – хранит – глагол. Следовательно, ответ: В предложении подлежащее «полка» выражено именем существительным в именительном падеже. Сказуемое «хранит» выражено глаголом.

2. Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.

Разбор задания. Вспомним определение сказуемого. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Из определения следует, что сказуемое, отвечая на вопрос «что делает предмет?», может быть выражено глаголом; отвечая на вопрос «каков предмет?», может быть выражено кратким прилагательным; отвечая на вопрос: «что это такое?», «кто он такой?» – существительным, фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Следовательно, правильный ответ: именем существительным, глаголом, неделимым словосочетанием, именем прилагательным.

Способы выражения сказуемого
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок в 5 классе по теме «Способы выражения сказуемого«

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_vyrazheniya_skazuemogo.doc 78.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Способы выражения сказуемого

знакомство со способами выражения сказуемого; формирование умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, существительным, полным и кратким прилагательные; развитие логического мышления, воспитание внимательности, последовательности в работе.

— Сегодня нам предстоит продолжить работу над грамматической основой предложения. Поэтому давайте вспомним, что такое грамматическая основа предложения, из чего она состоит, какими частями речи могут быть выражены её члены.

2) Синтаксическая пятиминутка ( устная)

1. Старый мостик смыли поток дождя. 2. Сказки Пушкина читают все. 3. Город украшает парк. 4. Игрушечный танк мне подарил брат.

Задание. Назовите грамматическую основу предложения, способы её выражения. Вспомним, что нужно делать, если есть затруднения в поиске подлежащего . (Сначала надо найти сказуемое.)

  1. Сообщение темы, целей урока

(На всех этапах урока используются слайды)

— На прошлом уроке мы работали с подлежащим. Сегодня же нам предстоит узнать много нового о сказуемом. Запишите тему урока: «Сказуемое».

Мы познакомимся с новыми способам выражения сказуемого и научимся находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.

Посмотрите, с какими способами выражения сказуемого вы не знакомы?

В этой теме нам поможет разобраться алгоритм, при работе с которым нужно быть очень внимательным.

— Кто знает, что называется алгоритмом?

Запись в тетради. Алгоритм — обобщенная схема действия для решения той или иной задачи.

  1. Новый материал.
  • Начнём знакомство с алгоритмом «Как найти сказуемое в предложении?».

На доске предложения, на этих примерах мы и начнем отрабатывать алгоритм: подчеркиваем подлежащее и ищем сказуемое.

Далее идёт работа над алгоритмом по этапам. У каждого ученика карточка с предложениями, с которыми ему предстоит работать. Эти же примеры записаны на доске, с ними учитель выполняет те же действия, что и ученик на своих карточках.

1. Гроза постепенно удалялась. 3. Этот край очень плодороден. 3. Птицы — наши друзья. 4. Первые листики нежно-зеленые. 5. В декабре все деревья в серебре.

1-й этап . Ищем в предложении подлежащее, глагол-сказуемое, надписываем над ним часть речи, подчеркиваем как член предложения.

Гроза постепенно удалялась .(гл.)

2-й этап . Смотрим на второе предложение: есть ли в нем глагол? Следующий шаг: смотрим п.2 алгоритма, ищем краткое прилагательное в предложении, надписываем часть речи, подчеркиваем сказуемое.

Этот край очень плодороден . ( кр. прил.)

3-й этап . Смотрим третье предложение, выделяем подлежащее, идем по алгоритму сначала, доходим до способа выражения сказуемого существительным в именительном падеже, надписываем, подчеркиваем.

Птицы — наши друзья . (сущ.)

4-й этап . Повторяем все действия со следующим предложением. Выясняем, что в нем сказуемое выражено полным прилагательным, делаем графические объяснения.

Первые листики нежно- зеленые . (прил.)

5-й этап . Работаем со следующим предложением, выделяем подлежащее, действуем по алгоритму.

В декабре все деревья в серебре.

Вывод . Сказуемого нет, оно «ушло» из-за ненадобности: без него все понятно, предложение стало неполным.

Учитель . Этот алгоритм помогает нам понять сказуемое, но с приобретением новых знаний о нем этот алгоритм вы должны будете усовершенствовать.

— Назовем цепочку частей речи, которые могут выступать в роли сказуемого.

Задание 1 . Объясните правописание безударной гласной в корне слова ( предварительно вспомним правило).

Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса кругом только хвойные. В одном месте встретился бугорочек с ягодой. Вкусна черника!

Задание 2 . Выделите грамматическую основу предложений, надпишите способ выражение сказуемого, при поиске сказуемого используйте алгоритм.

— Какого способа выражения сказуемого нет в тексте? ( Существительного в именительном падеже.)

-Об этом способе выражения сказуемого мы будем говорить на следующем уроке.

Подведение итогов урока.

Возвращаемся ко второму слайду и рассказываем о выполнении поставленных задач.

Выполняем небольшой тест ( карточки на 2 варианта) с последующей взаимопроверкой. Ответы вывешиваются на доске. Оценивание работы товарища осуществляется очень просто: количество правильных ответов (в идеале их пять) соответствует оценке. Ребята, которые довольны своей оценкой сдают тетради учителю для выставления оценок в журнал. Каждый может сделать выводы о степени овладения темой, а учитель легко может составить программу своих действий на ближайшие уроки.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СКАЗУЕМОЕ»

  1. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
  1. Гранит- прочный камень.
  2. Спит черемуха в белой накидке.
  3. Я люблю свой родной край.
  4. Радостна, шумна и пахуча весна.
  1. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным ( каков? и т.п.).
  1. Небо высоко и прозрачно.
  2. Хороши глазастые ромашки.
  3. Вечером прошла гроза.
  4. Весела весна в лесу.

Разбор домашнего задания

  1. Знать содержание алгоритма ( карточки с ним раздаются).

источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7635/conspect/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/08/26/sposoby-vyrazheniya-skazuemogo

Тема: «Сказуемое».

Класс: 5

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.

Метапредметные:

Познавательные УУД: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: работа в парах, коллективная.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

  1. Оргмомент. Введение в тему урока.

Здравствуйте, друзья!

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

— Садитесь, ребята.

— Посмотрите на эти пары (СЛАЙД 1)

Первой выступает пара Синтаксис и Пунктуация.

Что обозначают эти понятия? Дайте им объединяющее название (разделы лингвистики)

— За ними дружно следуют Словосочетание и Предложение.

Объедините и эти понятия в одно. Это … . (единицы синтаксиса)

— А вот это пара пока неполная. Вы уже познакомились с Подлежащим.

А кто же выступает с ним в паре?

— Вы правы: это сказуемое.

Сегодня на уроке мы поговорим о СКАЗУЕМОМ.

Какой это член предложения? (Главный чл. предложения.)

— Как мы называем подлежащее и сказуемое? ( Грамматическая основа предложения)

Запись даты, вида работы, темы урока «Сказуемое» (СЛАЙД 2).

  1. Формулирование целей урока.

Как вы думаете, что мы должны вспомнить на этом уроке?

Чему мы должны научиться? Что узнать? (СЛАЙД 3)

  1. Повторение известного материала о сказуемом.

Начнём с повторения уже известного вам материала о сказуемом.

Задание 1: вам нужно ответить на вопросы ДА или НЕТ (СЛАЙД 4)

Сказуемое – это главный член предложения? Да

Сказуемое обозначает предмет речи, то, о чём говорится в предложении? Нет

А что же обозначает сказуемое? (то, что делает предмет, т.е. сообщает о подлежащем)

Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет? Да

Сказуемое выражается глаголом? Да

Сказуемое подчёркивается одной чертой? Нет

А как оно подчёркивается? (двумя чертами)

Теперь сформулируем то, что вам известно о сказуемом (СЛАЙД 5)

Сказуемое – это ГЧП,

который обозначает- то, что сообщается о подлежащем,

отвечает на вопрос: что делает предмет?

выражается глаголом

подчёркивается двумя чертами.

  1. Открытие нового знания.

Работа в парах:

сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

  1. Гроза постепенно удалялась.

  2. Этот край очень скромен.

  3. Птицы – наши друзья.

  4. Первые листики зелёные.

  5. Люблю я пышное природы увяданье.

  6. Скинуло кафтан зелёный лето.

  7. Утро свежо.

-Представим результаты деятельности.

— Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях?

— Проверим себя, прочитав правило на стр.77

  1. Решение учебной задачи

Слайд 6.

Дано (карточки):

  1. Определение сказуемого:

Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой?

  1. Предложения :

  1. Гроза постепенно удалялась.

  2. Этот край очень скромен.

  3. Птицы – наши друзья.

  4. Первые листики зелёные.

  5. Люблю я пышное природы увяданье.

  6. Скинуло кафтан зелёный лето.

  7. Утро свежо.

— Как будем находить сказуемые?

– Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий.

Задача: расположить пункты в нужном порядке (работа в парах).

— Представьте свои алгоритмы.

(приложение 2)

  1. Физминутка:

Потрудились – отдохнём!

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Внимание на экран! (СЛАЙД 6)

Запишите предложение, выделите грамматическую основу, укажите, чем выражено сказуемое: Книга – наш друг и советчик.

(СЛАЙД 7) Леса в этих краях хвойные.

Давайте обратимся к опорной схеме: способы выражения сказуемого

(СЛАЙД 8)

Заполним схему.

Расскажите, что такое сказуемое, используя эту схему (рассказ по схеме)

5. Тренировочные упражнения.

(СЛАЙД 9)

Перед вами следующее задание – текст на экране и в ваших рабочих карточках.

Задача: выделить грамматическую основу, определить способы выражения подлежащего и сказуемого.

Много по осени грибов уродилось.

Да какие молодцы!

Под тёмными ёлками боровики стоят.

У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые.

Грибы – загляденье!

Под высокими соснами маслята с сыроежками растут.

Они тоже хороши!

Итак, к какому определению сказуемого мы пришли? Как дополнили свои представления об этом главном члене предложения? (СЛАЙД 10)

И ещё одно задание.

(СЛАЙД 11) Перед вами предложение: Зелёная ёлочка стоит на опушке леса. Назовите подлежащее. Найдите сказуемое.

А теперь перестроим предложение: Только ёлочка на опушке леса стоит зелёная.

Подлежащее? А осталось ли прежним сказуемое?

Оказывается, сказуемое может быть выражено и несколькими словами.

Итак, сказуемое – это то, что сообщается о подлежащем. Этот термин, как и термин подлежащее, ввёл М.В.Ломоносов.

(СЛАЙД 12)

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – значит «лежащее в основе предложения», СКАЗУЕМОЕ называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».

6. Итоги урока. Рефлексия.

Итак, что же нового вы узнали сегодня на уроке?

Достигли ли мы поставленных целей?

(СЛАЙД 13)

(СЛАЙД 14)

7. Домашнее задание: 1) выучить теоретический материал, подготовить ответ на тему: «Способы выражения сказуемого»;

составить текст на тему «Зима» из 7 – 10 предложений , использовав в них разные способы выражения подлежащего и сказуемого.

Русский язык. 5 класс

«Главные члены предложения. Сказуемое»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развитие понятия о сказуемом, знакомство с разными способами выражения сказуемого, формирование умения находить грамматическую основу предложения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

-развивать умение находить грамматическую основу;

-формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические навыки;

2. Развивающие:

-развивать критическое мышление, внимание;

-формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);

-развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания;

-развивать творческие, речевые способности учащихся;

-формировать логические умения;

-развивать умение опираться на свой субъективный опыт.

3. Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-воспитание умения взаимодействовать в парной работе.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

I. Мотивационно-мобилизующий этап.

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать с пожелания: я желаю вам хорошего настроения и отличных отметок. Пожелайте и вы друг другу что-нибудь доброе. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. И помните о том, что «с малой удачи начинается большой успех!»

2. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним тему прошлого урока. (Главные члены предложения. Подлежащее.)

-Задайте своему соседу по парте вопросы по этой теме. (Работа в парах.)

-Кто хочет задать опросы всему классу? (Вопросы учащихся: что такое грамматическая основа предложения? Дайте определение подлежащего. Чем может быть выражено подлежащее? Приведите примеры.)

-За что вы можете похвалить себя после изучения темы «Подлежащее»?

-Какие трудности вызывает у вас эта тема? Какую отметку вы бы себе поставили?

3. Целеполагание.

-А кто сможет догадаться, какой будет тема сегодняшнего урока? («Сказуемое».) (Делаются записи в тетрадях.)

-Чего вы ждете от сегодняшнего урока, чему мы должны научиться? (Мы вспомним, что такое сказуемое, какой частью речи может быть выражено, будем учиться находить грамматическую основу предложения.)

-Как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему, пригодиться ли она нам?

II. Исследовательский этап.

-Как мы можем получить ответы на поставленные нами вопросы? (Мы будем анализировать предложения, сравнивать, находить грамматическую основу, выполнять упражнения.)

1. Работа с текстом. Словарная работа.

Слайд с текстом:

В сумерках прошла гроза с градом. Круглые градины ложились на дорожках сада, горками у крыльца и террасы. К рассвету гроза утихла.

(Ю.М. Нагибин)

-Прочитайте текст. О чём он? Какие слова вам непонятны? Кто знает, что такое «терраса»?

-Найдите значение слова в словаре. (Один ученик читает определение по толковому словарю, задача остальных — внимательно прослушать и выделить главные слова в определении; второй ученик – работает с этимологическим словарем.)

(Терраса – от фр. «терра» — «земля». 1. Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию (Крытая терраса. Застеклённая терраса.) 2. Горизонтальный уступ на поверхности земли (на склонах, скатах) в ряду других подобных, площадка. Берег спускается террасами.)

Делаются соответствующие записи в словарике. Демонстрируются изображения террасы на слайдах.

-В каком значении слово употребляется в тексте? Подберите синонимы (веранда, пристройка). Обращается внимание на правописание слова. Составляются словосочетания и предложения с данным словом.

2. Упражнения в нахождении грамматической основы.

-Найдите в предложениях текста грамматические основы и выпишите их себе в тетрадь. (Гроза прошла. Градины ложились. Гроза утихла.) Объясните, как нашли основы, чем выражены подлежащее и сказуемое? Что же такое сказуемое? Чем чаще всего выражается?

3. Способы выражения сказуемого.

-А как вы думаете, может ли сказуемое быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи?

-Перед вами еще один текст. Прочитайте его. Определите его тему, тип речи.

Ранняя осень – прекрасная пора. Я люблю в такие дни пить чай на открытой террасе. Дни тихие, солнечные. Небо над головой голубое. Полдни светлы и погожи. Прозрачен воздух. Даль чиста и светла. Ночи прохладны. Природа осенью – красота и здоровье.

-Найдите грамматические основы предложений. (Учащиеся рассуждают вслух.)

-Почему возникли затруднения? (Нельзя задать вопрос «что делает?», нет глаголов.)

-Найдите подлежащее в предложении. Что нам известно о подлежащем? Какой вопрос можно задать? (Кто? Что?)

-А теперь найдём сказуемое. Что нам известно о подлежащем? Какие вопросы к сказуемому здесь уместны? (Что такое? Каковы? Какие? И т.д.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (Обращается внимание на то, что прилагательное, являющееся сказуемым, стоит после подлежащего.)

-Давайте попробуем самостоятельно составить рассказ о сказуемом. (Далее учащиеся читают теоретические сведенья в учебнике.)

4. Закрепление изученного. Составление таблицы о способах выражения сказуемого. Самостоятельное конструирование предложений.  

-Попробуем систематизировать наши знания о способах выражения сказуемого. Как мы можем это сделать? (Составить таблицу или схему.)

-Как можно составить таблицу?

Один из вариантов:

Глагол // Имя существительное // Имя прилагательное

-Попробуем заполнить таблицу самостоятельно составленными предложениями. (Работа в парах или группах.)

-Что было выполнять легко? Какие затруднения встретили? Что нужно сделать, чтобы работа по нахождению сказуемого, выраженного существительным или прилагательным, не вызывала трудностей? (Надо тренироваться, выполнять упражнения.)

5. Самостоятельная работа.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите грамматические основы предложений, сверху укажите части речи.

-Какую отметку вы планируете получить за это задание?

Мы прибл…жались (к)лугам. Тайга р…дела. Л…СА сплошь хвойные. (В)одном мест… (на)просеку выдался Буг…рочек (с)черничником. Вкусна черника!

Взаимопроверка (слайд).

-Совпадает ли ваш результат с прогнозируемым? Почему? Что помогло успешно выполнить задание? Что, наоборот, помешало?

III. Контрольно-рефлексивный этап.

-Задайте самые важные вопросы по теме урока. (Что такое грамматическая основа, сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое? Чем может быть выражено?)

Самооценка.

Продолжите фразы (слайд)

           Я хочу похвалить себя за…

           У меня сегодня получилось…

           Я сегодня узнала…

           Мне было интересно…

           Мне надо поработать над…

           Я ещё не понял…

           Я затрудняюсь…

-Удалось ли нам ответить на все вопросы, поставленные в начале урока?

-Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление отметок.

IV. Домашнее задание: выучить теоретические сведения по учебнику.

1 уровень: выполнить упражнение учебника (Вставьте пропущенные глаголы-сказуемые, учитывая ситуации речи, описанные в предложениях.)

2 уровень: дополнить составленную на уроке таблицу. Предложения либо составить самим, либо подобрать из различных источников (не забудьте указать автора.)

3 уровень: составьте небольшой текст (5-7 предложений) на тему «Поздней осенью в лесу (в поле, в саду)», постарайтесь, чтобы сказуемые в предложениях были выражены разными частями речи.

  • Рассказ о сказочном персонаже на английском языке
  • Рассказ о слове богатство
  • Рассказ о сказочном животном на английском языке 3 класс с переводом
  • Рассказ о слове берег
  • Рассказ о сказочном герое на английском языке 2 класс