- Энциклопедия
- Разное
- Скульптура как вид искусства
Скульптура – это вид искусства. С латинского скульптура переводится как вырезаю, высекаю. Скульптуры выполняют из твердых или пластических материалов, таких как камень, железо, металл, лёд, глина, воск и так далее.
Человека, который делает скульптуры называют скульптором.
Выделяют три способа выполнения скульптуры (в зависимости от используемого материала):
- Пластика – выполняется из глины, воска. Скульптуру делают путем наращивания мягкого материала.
- Ваяние – выполняется из камня и других твердых материалов. Скульптуру делают путем отсекания лишних частей.
- Отливка – выполняют из различных металлов, например бронза. Скульптуру делают путем вливания материала в специальную форму. Перед этим материал разогревают до жидкого состояния.
Так же разделяют скульптуру по жанрам:
- Портрет – самый популярный жанр в данном направлении. Его развитие идет параллельно с развитием понимания личности в истории. В разное время и у разных народов были свои формы портретов. Например: у греков — столб с портретной головой, у римлян — бюст, у египтян — маски мумий и так далее.
- Мифологический – это жанр, связанный с отражением различных сцен или героев из мифов и легенд.
- Исторический – это жанр, связанный с отражением реальных историй и событий, а также изображением их героев.
- Анималистический – это жанр, где основными героями являются животные.
- Фрагмент – это жанр, где скульптура отдельная часть тела человека. Этот жанр начинает развиваться как самостоятельный в 18м веке, а его родоначальником считают Родена.
Основным средством выражения в скульптуре является её объем. Именно через объем, форму, светотень, структуру и пропорции мы можем увидеть полую картину, которую пытался донести до нас художник. Плавные формы скульптуры могут передать красоту движения, а правильно подобранный материал и светотень покажут эмоции и переживания, которые испытывают герои скульптур.
Скульптура имеет большую историческую и художественную ценность. Она не только донесла до нас дух прошлого, но также на протяжении многих веков прекрасные скульптуры вдохновляли других людей на новые победы во всех направлениях: в искусстве, в литературе, в музыке и даже в спорте.
Доклад №2
Сегодня в нашем мире скульптура представлена довольно ярко и разнообразно. В течение огромного количества лет мастера создавали свои работы. В своих произведениях скульпторы отражали свой духовный мир, свое видение окружающего мира, воплощали свои фантазии и идеалы.
Как вид изобразительного искусства, конечно же, скульптура играет очень важную роль в жизни общества. Скульптура служит инструментом пропагандирования разных идей, веяний, влияет на мысли и чувства людей.
Скульптура встречается нам почти на каждом шагу. В каждом городе есть памятники защитникам отечества, статуи знаменитых деятелей, красивые барельефы, украшающие здания.
От выбора материалов для скульптуры зависит то, как она будет восприниматься зрителями. Обычно скульптуры создают свои работы из камня или бронзы. На сегодняшний день камень не самый популярный материал для создания скульптур. Его отличает высокая стоимость и неподатливость в работе.
Много лет назад одним из излюбленных материалов скульпторов был мрамор. Это очень мягкий камень, поэтому скульптуры из него получаются очень реалистичными. Художники буквально могут изобразить невесомую вуаль, тончайшие изгибы тела. Однако, мрамор очень неустойчив к внешним влияниям окружающей среды. Этот материал сильно впитывает влагу, меняя цвет.
Еще один материал для скульптур – это гранит. Гранит более устойчив к внешним воздействиям, нежели мрамор, но гранит не такой податливый. В работах из гранита преобладают ровные линии, строгие геометрические формы.
В каждой эпохе жили талантливейшие скульпторы. Каждый из них старался изобразить ту действительность, в которой он жил. Интересно, что история сплетается с разными видами скульптур. Еще в древности существовали направления объемного ваяния, которые существуют и по сей день. Скульптура современности напрямую связана с искусством древности. К величайшим скульпторам 15 – 19 веков относят Огюста Родена, Бетто Барди Донателло, Микеланджело Буонаротти, Федота Шубина и др. В 20 веке, появились такие скульпторы, как Вера Мухина, Генри Мур, Эмиль Антуан Бурдель и др. Сегодня их единичные и групповые скульптуры хранятся в музеях по всему миру.
6 класс
Скульптура как вид искусства
Популярные темы сообщений
- Лавловый лист
Лавровый лист – это листья лавра благородного, кустарника или дерева, произрастающего в условиях субтропического климата.
Является наиболее часто используемой приправой при приготовлении блюд. Лавровый лист добавляют к супам, гуляшам, - Профессии
- Город Ярославль
Ярославль — это город в России, который является административным центром Ярославской области. Ярославль основан в XI веке и является одним из старейших городов России, к слову в 2010 году Ярославль отметил своё тысячелетие.
- История географических карт
География, как всем известно, не может обойтись без географических карт. Именно они предоставляют возможность поведать нам о расположении объекта в пространстве, дополняя общие сведения ведомостями о его форме.
- Возникновение жизни на Земле
Маленький ребёнок, получив и осознав первые порции информации об окружающем его мире, начинает интересоваться, как он пришёл в этот самый мир, откуда появился. Подобно этому, человек, осознав некоторые биологические,
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Скульптура — как вид изобразительного искусства
Вид урока: беседа
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока: знакомство с видами и жанрами скульптуры;
знакомство с материалами, оборудованием и инструментами скульптора; знакомство
с народными традициями и обычаями.
Задачи урока:
Познавательные:
¾ Раскрыть понятие «скульптура»;
¾ рассказать о видах скульптуры, рельефа;
¾ рассказать о жанрах скульптуры;
¾ рассказать о материалах, которые использует скульптор.
Обучающие:
¾ Активизировать познавательный интерес учащихся скульптурным
произведениям;
¾ Расширение знаний в области изобразительного
искусства.
Развивающие:
¾ Развить наблюдательность;
¾ Развить зрительную память;
¾ Развить внимание к деталям.
Воспитательные:
¾ формирование осознанного отношения к
скульптурным памятникам;
¾ Воспитывать интерес к учебной деятельности и
скульптурному искусству;
¾ осознание эстетической и нравственной ценности скульптурных
памятников.
Оборудование:
для учителя: визуальный ряд: презентация «Объемные изображения в скульптуре»,
выполненная на основе интернет-источников [1-4], литературный ряд:
учебник «Искусство.
Изобразительное искусство» 6 кл [2].
для учащихся: тетрадь, ручка.
План урока
1. Организационный момент (0,5 мин)
2. Постановка основной темы на уроке, обоснование
цели урока (0,5 мин)
3. Сообщение новой информации и беседа (43 мин)
4. Рефлексия (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент (0,5 мин)
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.
2. Постановка основной
темы на уроке, обоснование цели урока (0,5 мин)
Учитель: Ребята, посмотрите и скажите,
произведение какого вида искусства вы видите на экране?
Учащиеся: скульптуры.
Учитель: о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?
Учащиеся: о скульптуре.
Учитель: тема урока «Скульптура- как вид
изобразительного искусства»
3. Сообщение новой
информации и беседа (43 мин)
Учитель: Скульптура — одно из самых древних искусств:
первобытный человек лепил из глины, вырезал из кости и высекал из камня фигурки
— первые скульптурные произведения [2]. Скульптурные произведения создавались
тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции.
Позднее римляне ввели в оборот слово «скульптура»,
что значит «вырезать», «высекать». А древние славяне назвали это искусство
ваянием. Но термин скульптура обозначает не только вид искусства, связанный с
художественным воспроизведением действительности в объёмно-пространственных
формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, рельефы и т. д.
Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает
объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы
познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов
и создадите из пластилина скульптуру животного.
Что вы еще знаете о скульптуре?
Учащиеся:
скульптура появилась очень давно.
Учитель: Скульптура
– древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что
же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов
искусства? В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста.
Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый
объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные
точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или
гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально
означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов.
Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством
лепки.
Учитель: Что
изображает скульптура?
Учащиеся:
людей, животных.
Учитель: Основной
предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы
изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы.Возможности
скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой
скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать
особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека,
скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от
лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных.
2.Скульптура
– не копия натуры.
Учитель: Подобно
любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е.
собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать
строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно
показывать движение. Но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что
видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры,
получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того
чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья
скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные
детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он
творит, создаёт новую форму.
Учитель: Где
можно встретить скульптуру?
Учащиеся: Скульптура
создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и
площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных
залов и в комнатах современных квартир.
Учитель: Скульптор
создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет
стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет
изготовлена, и художественные особенности её формы. Для создания скульптуры,
художники используют различные материалы: камень, металл, дерево, стекло, гипс,
глину, кость, пластилин, воск, бумагу, лед, снег, песок и другие. Каждый
материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению
частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и
твёрдые. Какие мягкие материалы вы знаете?
Учащиеся: мягкие
материалы – это глина, пластилин, воск.
Учитель:
верно. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается
лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи. Твердые
материалы это…?
Учащиеся: различные
камни – мрамор.
Учитель а
также известняк, песчаник, дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня
с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов. Металл – особняком
среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ
изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего
произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.
Учитель:
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их
возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в
свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон.
Рельеф (от
латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку,
выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или
другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения
фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом
изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем
чуть-чуть, оставаясь плоским.
Скульптурные
рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они
непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о
здании или о его хозяине.
В
зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они
связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:
• Барельеф
– низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для
украшения архитектурных сооружений.
• Горельеф
– высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в
полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми.
Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
Что из этих
произведений является барельефом, а что – горельеф?
Учащиеся
отвечают на вопросы.
Виды
скульптуры.
—
Существует несколько видов скульптуры.
Монументальная
(от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в
честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них
проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи.
Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой
фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм. Мраморные
и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают
фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она
служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется
с природой в создании совершенных форм.
Скульптура
малых форм. Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так
называемая скульптура «малых форм. Такие статуэтки созданы для долгого
рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно
тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой
пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.
Главное
средство выражения в скульптуре – объем.
У
скульптур, которые можно рассмотреть со всех сторон, есть название, как вы
думаете, какое?
Учащиеся: Круглые.
Учитель: жанры и
направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции,
натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и
кинетическая скульптура.
4.Рефлексия (0,5 мин)
1.Что такое скульптура?
2. Назовите виды скульптуры.
3. Назовите жанры скульптуры.
4. Назовите виды рельефа.
5. Какие материалы использует скульптор для
создания скульптурных форм?
Выводы по уроку:
По ходу урока велась беседа, учащиеся
активно отвечали на вопросы.
Построение
урока позволило держать дисциплину, учащиеся не отвлекались на посторонние вещи.
Урок прошел продуктивно. Урок проведен методиче-ски правильно, соблюдены все
этапы урока, соблюден принцип от простого к сложному.
Таким образом можно сделать вывод,
что изложенный материал урока был усвоен в достаточной степени.
Список используемой литературы:
1.
Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5–9 классы
(Составитель В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.)
2.Ломов
С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина.— М.: Дрофа, 2016.— 159
с.: ил
3.Методика
преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. -граф.
фак. пед.ин-тов/ Н.Н.Ростовцев.-3-е изд., доп. и перераб.-М.:АГАР,2000.-256 с.
Интернет источники:
1.URL:http://festival.1september.ru/articles/564767/
2.URL:http://www.zavuch.info/methodlib/172/65073/
3.URL: http://videouroki.net/filecom.php
Скульптура (от латинского sculpo — «вырезаю», «высекаю») — это вид изобразительного пластического искусства, в котором художник создает объемное произведение из твердых материалов. В процессе работы мастер либо высекает (удаляет) лишние слои из исходного цельного блока, либо наращивает на каркас пластический материал (лепит скульптуру). Существует также третий способ получения изваяния — отливка, при котором в заранее подготовленную форму художник заливает расплавленный материал. Главными объектами изображения в этом виде искусства традиционно являются люди и животные.
Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.
Разновидности скульптуры
Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:
- по жанру;
- по форме;
- по назначению;
- по материалу.
К главным скульптурным жанрам относятся:
- Портретный. Предполагает максимально близкое к оригиналу сходство художественного образа с прототипом.
- Религиозный. Играет важную роль в поддержании незыблемого величия религии и привлечения верующих.
- Исторический. Помогает сохранить для потомков выдающиеся подвиги и достижения предков.
- Мифологический. Передает в доступной художественной форме вымышленные события из древних преданий и легенд.
- Бытовой. Основан на изображении рядовых событий из жизни простых людей, искусно подмеченных мастером.
- Анималистический. Использует разнообразных животных в качестве главных героев произведения.
В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.
По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).
По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:
- Монументальная. Является частью архитектурной среды, характеризуется большими размерами, обычно представлена в виде памятников или монументальных сооружений.
- Монументально-декоративная. К ней относятся всевозможные элементы рельефных художественных украшений зданий (атланты, кариатиды, фризы), а также установленные в садах и парках скульптурные композиции.
- Станковая. Предназначена для обзора с близкого расстояния, обычно размещается внутри помещений, служит важной частью оформления интерьера.
Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:
- натуральный камень (песчаник, вулканический туф, гранит и мрамор);
- металлы и сплавы (бронза, медь, цинк, сталь);
- гипс;
- дерево.
Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.
История скульптуры
История скульптуры берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние образцы этого искусства датируются эпохой позднего палеолита. Возраст небольшой статуэтки под названием «Венера из Холе-Фельс» составляет не менее 35 000 лет. Эту примитивную фигурку женщины с тучными формами неизвестный скульптор вырезал из бивня мамонта. В настоящее время найдено около 10 «Венер палеолита», созданных из камня, костей животных или вылепленных из глины.
Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.
Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.
Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:
- ассирийской;
- персидской;
- индийской;
- китайской.
Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.
Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.
Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.
После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.
После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.
Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.
Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:
- Донателло (Donatello);
- Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio);
- Микеланджело (Michelangelo).
Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:
- маньеризма;
- барокко;
- рококо;
- классицизма.
На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:
- Африке;
- странах Азии;
- Северной и Южной Америке.
До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.
В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:
- кубизма;
- абстракционизма;
- сюрреализма;
- дадаизма;
- супрематизма;
- футуризма;
- формализма;
- поп-арта.
Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:
- минимализм;
- постминимализм;
- кинетическое искусство;
- экологическая, звуковая и световая скульптура.
В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.
Презентацию на тему «Скульптура»
(6 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 18 слайд(ов).
Слайд 1
СКУЛЬПТУРА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПО ПРОГРАММЕ Б.М. НЕМЕНСКОГО ДЛЯ 6 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Слайд 2
СКУЛЬПТОРЫ О СКУЛЬПТУРЕ
ТВОРЕНЬЕ МОЖЕТ ПЕРЕЖИТЬ ТВОРЦА ТВОРЕЦ УЙДЕТ, ПРИРОДОЙ ПОБЕЖДЕННЫЙ, ОДНАКО ОБРАЗ, ИМ ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ, ВЕКАМИ БУДЕТ СОГРЕВАТЬ СЕРДЦА. Микеланджело
Скульптура, равно как и история, есть наиболее долговечное хранилище добродетелей людских и их слабостей. Э.-М. Фальконе
Слайд 3
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Фальконе Этьен-Морис (1716- 1791) — французский скульптор.
Слайд 4
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластичного материала способом прибавления к изначальному объёму материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и т.п.
Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова «скульпо», означающего «высекать», «вырубать».
СКУЛЬПТУРА: круглая и рельеф
Слайд 5
Обозримую со всех сторон скульптуру называют КРУГЛОЙ Изображение человека по грудь — БЮСТ, по пояс — ТОРС, во весь рост — СТАТУЯ, многофигурная композиция — СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА.
Слайд 6
РЕЛЬЕФ — уплощенная скульптура БАРЕЛЬЕФ — низкий, изображение выступает над фоном менее, чем на половину своей толщины. Большое значение имеет линия. ГОРЕЛЬЕФ — высокий, выступает над фоном более,чем на половину объема, что позволяет передать глубину пространства.
Слайд 7
Жанры: портрет, бытовой, историко-революционный, анималистический, мелкая пластика. По назначению: монументальная, мемориальная, декоративная, станковая
И Мартос. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
И Мартос. Надгробие княгини С.С.Волконской
Слайд 8
П. Клодт
Скульптурные группы «Укротители коней»ю
Слайд 9
Микеланджело Буонарроти. «Скорчившийся мальчик».
Слайд 12
СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ
Слайд 13
Материалы, используемые при создании скульптур.
Художники используют различные материалы:
Лёд Гипс Камень Металл Глина Дерево Песок
Слайд 14
Процесс создания скульптурного произведения (лепка):
Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов
Процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском. В процессе лепки придается большое значение пластике формы, которая выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной ее части к другой.
Слайд 15
Основные приемы лепки
Слайд 16
ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПЛАСТИЛИНОМ
Слайд 17
Удивительные скульптурные изображения
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
«Изобразительное искусство»
«6» класса
Урок № 04. Объёмные изображения в скульптуре
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Cкульптурный образ и средства его художественной выразительности.
Виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.
Основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях.
Средства художественной выразительности в скульптурном образе.
Художественная выразительность в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика).
Глоссарий по теме:
Скульптура обозначает не только вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объёмно-пространственных формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, рельефы и т. д.
Характер материала составляет важнейшую характеристику образа и в завершённом произведении.
Скульптурные памятники, статуи, парковая скульптура — это монументальные формы скульптуры, пространственно они связаны с архитектурным ансамблем города, с природным окружением.
Станковая скульптура не связана напрямую с архитектурой, она более камерна и обычно размещается в выставочных залах, музеях, других интерьерах.
Скульптура малых форм – это произведения мелкой пластики (статуэтки, маленькие фигурки из фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла, камня, керамики).
Круглая скульптура трёхмерна, то есть имеет объём и существует в реальном пространстве.
Изображение в рельефе строится на плоскости, но выпукло выступает над плоскостью изображения или углублено в неё.
Анималистический жанр – изображение животных во всех видах изобразительного искусства
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
1. Рабочий и колхозница. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 10.08.19)
2. Скульптура. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pushkinmuseum.art/exposition_collection/collections/sculpture/index.php?lang=ru (дата обращения: 10.08.19)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Скульптура – одно из самых древних видов искусств. Римляне ввели в оборот слово «скульптура», что значит «вырезать», «высекать». А древние славяне назвали это искусство ваянием. Но термин скульптура обозначает не только вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объёмно-пространственных формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, рельефы и т. д.
Вспомним, что к скульптурным материалам относятся глина, гипс, дерево, металл, камень. У каждого скульптурного материала есть свой характер и свои возможности. Каждый скульптурный материал требует от скульптора особого отношения при работе с ним. Руки скульптора обладают повышенным осязанием, благодаря которому пальцы тонко воспринимают любую поверхность, ощущают её гладкость или шероховатость, её теплоту, как у дерева, или жёсткую прочность, как у металла.
Скульптура делится на монументальную и станковую. Скульптурные памятники, статуи, парковая скульптура — это монументальные формы скульптуры, пространственно они связаны с архитектурным ансамблем города, с природным окружением. Станковая скульптура не связана напрямую с архитектурой, она более камерна, и обычно размещается в выставочных залах, музеях, других интерьерах. Существует скульптура малых форм — мелкая пластика. Произведения мелкой пластики (статуэтки, маленькие фигурки из фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла, камня, керамики) можно встретить практически в любом доме.
По форме изображения различают скульптуру круглую и рельеф. Круглая скульптура трёхмерна, то есть имеет объём и существует в реальном, в том же, что и зритель, пространстве. Скульптуру можно посмотреть со всех сторон, обойти кругом и увидеть по-разному. Изображение в рельефе строится на плоскости, подобно графическому, но выпукло выступает над плоскостью изображения или углублено в неё
Скульптура никогда не повторяет буквальную форму натуры, а преображает её в художественный образ со своей темой, содержанием и выражением авторского отношения. В скульптуре есть своя условность языка изображения
Человек начал изображать зверей ещё в первобытные времена и достиг в этом совершенства. И сегодня анималистический жанр – изображение животных во всех видах изобразительного искусства – очень любим, ему посвящают своё творчество замечательные художники. Ведь все любят зверей, удивляясь обаянию и красоте животного мира!
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из выпадающего списка:
В семействе пространственных искусств скульптура относится к ___________________.
Варианты ответа:
изобразительным
декоративным
конструктивным
Правильный вариант: изобразительным.
Неправильные варианты: декоративным; конструктивным.
2. Вставьте пропущенные элементы в пустые ячейки таблицы:
Произведения мелкой пластики |
||
Станковое искусство |
Список пропущенных элементов:
Станковое искусство
Монументальное искусство
А. Голубкина. СТАРОСТЬ. Гипс. ХIХ в.
Н. Шен. ДАЙТЕ ДОРОГУ УТЯТАМ! ХХ в.
Правильный ответ:
А. Голубкина. СТАРОСТЬ. Гипс. ХIХ в. |
Н. Шен. ДАЙТЕ ДОРОГУ УТЯТАМ! ХХ в. |
Произведения мелкой пластики |
Станковое искусство |
Монументальное искусство |
Станковое искусство |
- Презентация к уроку изобразительного искусства
- 6 класс
- Учитель избразительного искусства МАОУ Гимназия № 2
- г. Балаково
- Дюдюкина Вера Николаевна
- Скульптура
- — вид изобразительного искусства
Скульпту́ра
- — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
- Произведения скульптуры имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
- скульптура
- -вид изобразительного искусства
Монументальная скульптура
- Монументальная скульптура (памятники,монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами
Станковая скульптура
- Размер станковой скульптуры меньше
- натуральной величины, равен ей
- или немного ее превышает.
- Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, поясное или трехчетвертное изображение, фигура,
- группа
Скульптура малых форм
- Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Высота и длина произведения не более 80 см.
Рельеф— один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона
- Барелье́ф
- Горелье́ф
Жанры скульптуры
- Портрет
- Бытовой
- Исторический
- Анималистический
Из каких материалов создаются скульптуры ?
- из камня
- из гипса
- из бронзы
- из дерева
- из мрамора
Инструменты скульптора
- станок
- стеки
Проверь себя
- 1.Какой это вид скульптуры ?
- 2.Какой это жанр
- скульптуры ?
- 4.Как называется этот жанр ?
- 3. Инструмент скульптора
- 5. Из какого материала
- сделана скульптура ?
- рельеф
- портрет
- стек
- анималистический
- Из дерева
- молодцы!!!
Урок изобразительного искусства
Тема: Скульптура, как вид изобразительного искусства
-
Цели: -Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;
-
Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;
-
Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологическая минутка
— Улыбнитесь соседу по парте, учительнице. Пожелаем друг другу плодотворной работы.
2. Работа над темой
А) Беседа. Я приглашаю вас на выставку которая открылась сегодня у нас в кабинете ИЗО. Тема нашей выставки виды изобразительного искусства. Среди авторов данных работ есть художники известные всему миру и совсем юные, которые только делают первые шаги в мире изобразительного искусства.
— Какие виды изобразительного искусства вы видите на нашей выставке ?
— Чем отличается живопись от графики?
— Для чего людям нужно декоративно – прикладное искусство?
Художники – Д.П.И. украшает узором окружающие нас предметы от этого окружающая обстановка становиться ярче, светлее. веселее.
— А может быть кто – то знает как называется этот вид изобразительного искусства?
3. Объявление темы , цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом изобразительного искусства скульптура. Дополним нашу выставку своими работами.
4. Новая тема
Скульптура – древнейший вид искусства, Художники скульпторы рассказывают об окружающем мире, но отображают его не на холсте не на бумаге, а в объеме.
Главной темой художников – скульпторов являются образы людей и животных.
Давайте сравним картину художника и скульптуру из дерева.
На картину можно только посмотреть, слегка дотронуться. Но почувствуешь только холст, на которой он нарисован. Если его измерить, то станет известной только высота и ширина..
А что можно сделать со скульптурой?
Изделие из дерева можно взять в руки, рассмотреть со всех сторон. Определить материал . Ощутить шероховатую или гладкую поверхность дерева, округлость формы.
Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображённый объём.
Показ слайдов
Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон.
Скульптуры высеченные в скале называют плоскими, или рельефными.
Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне.
Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов.
На протяжении многих лет скульпторы развивали свое мастерство. Известные скульпторы разных стран создали шедевры, которые восхищают своим величием.
В.И. Мухина
Где можно встретить круглые скульптуры?
— Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы.
Виды круглых скульптур:
Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека.
Парковая скульптура.
— Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Она служит для украшения природной среды
Скульптура малых форм.
Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка
Как называются скульптуры , которые воздвигнуты в честь какого либо исторического события или в честь известных людей.?
Как называются скульптуры , которые украшают парки, скверы, фонтаны?
Как называются эти скульптуры? ( показ)
ФИЗМИНУТКА
Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой, (качают головой)
Мы руки поднимаем, (руки вверх)
Потом их опускаем, (руки вниз)
Мы руки подаем (руки в «замок»)
И бегаем кругом, (пальчики ))
4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
— Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора – анималиста. Какие образы по вашему мнению создают скульпторы – анималисты?
— Сегодня мы слепим собачку.
Давайте определим из каких частей состоит наша собачка?
Какую имеют форму?
Показ слайдов
Практическая работа детей.
Анализ выполненных работ
Самостоятельная работа за четверть
Итог урока
С каким новым видом изобразительного искусства познакомились на уроке?
Назовите виды скульптуры?
Д/з Поедите на каникулы фотографируйте скульптурные произведения вашего города , села составим презентацию
1
СКУЛЬПТУРА Урок изо. 6 класс.
2
Мелкая пластика Виды скульптуры
3
Станковая скульптура
4
Монументальная
5
Жанры скульптуры. Портрет.
6
Исторический жанр
7
скульптура малых форм
8
Анималистический жанр
9
Материалы для изготовления моделей скульптур: пластилин, гипс, пластик, дерево
10
Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей
11
III.Полистирол (пенопласт) — ячеистый пластик
12
Мрамор
Слайд 1
Скульптура Выполнили: Висицкий Дмитрий 6 В класс и Висицкая Екатерина
Слайд 2
Скульптура как вид изобразительного искусства Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов. Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.
Слайд 3
Как правило, объект изображения в скульптуре – человек реже — животные (анималистический жанр) ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт) Скульптура
Слайд 4
Различают две основные разновидности скульптуры: круглая (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон Скульптура
Слайд 5
По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную монументально- декоративную станковую скульптуру малых форм
Слайд 6
Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах. Скульптура
Слайд 7
Станковая скульптура обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются её размеры, жанры (портрет, бытовой жанр, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека. Скульптура
Слайд 8
Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством Скульптура
Слайд 9
Жанры скульптуры: Портрет Анималистический жанр фрагмента Исторический
Слайд 10
Пластилин, гипс, пластик, дерево, мрамор, бронза ,фарфор Материалы для изготовления моделей скульптур:
Слайд 11
Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей
Слайд 12
Полистирол (пенопласт) — ячеистый пластик
Слайд 13
Памятник Марку Аврелию (Рим) г. Рим, Капитолийская площадь.
Слайд 14
Роден, «Граждане Кале». Музей Родена в Филадельфии
Слайд 15
Памятник Николаю I, Петр Карлович Клодт и Огюст Монферран
Слайд 16
Чижик-Пыжик. Резо Габриадзе Санкт- Петербург
Монументальное искусство
Термин «скульптура» часто используется главным образом для описания больших работ, которые иногда называют монументальной скульптурой. Но это определение также охватывает многие виды объёмных произведений с использованием одних и тех же техник, применимых не только к большим, но и малым размерам.
Скульптура — это одно из изобразительных искусств, которое отличается от живописи тем, что скульптор выражает себя, создавая трёхмерные фигуры и формируя пространство. Она включает искусство резьбы, литьё и лепку. Кроме того, использование различных комбинаций материалов создало новый художественный репертуар, который включает в себя такие процессы, как конструктивизм и сборка.
Итальянский живописец Джорджио Вазари (1511—1574) дал следующее описание скульптуры, увиденной у своего друга: «Скульптор удалил всё лишнее и свёл материал к форме, существующей в сознании художника».
История происхождения
С древних времён человек занимался, наряду с наскальной графикой, и скульптурой. Сначала он делал это из самых простых материалов, которые были под рукой — камня, глины и дерева. Первые скульптурные проявления относятся ко времени нижнего палеолита, когда человек раскалывал кремень. Позже он использовал гравюру — рельеф, вырезанный на камне и костях животных.
В верхнем палеолите наиболее распространёнными примерами являлись резные фигурки или гравированные предметы, которые эволюционировали от примитивной фазы к представлению анималистических фигур, адаптированных к структуре кости.
Глина также была распространённым материалом. Первые известные скульптурные произведения — родом из Египта, Китая, Индии и Ближнего Востока, где около 4 тыс. лет назад уже были печи для изготовления керамических изделий.
Одним из наиболее важных достижений в истории скульптуры стала возможность обрабатывать металл — сначала бронзу, а затем железо.
Высокой степени совершенства скульптура как вид изобразительного искусства достигла в Древней Греции. Это было обусловлено поиском лучшего выражения красоты человеческой фигуры. Во время эллинского периода при создании скульптур существовало намерение усилить движение и подчеркнуть эмоции.
Этрусская скульптура (IX век до н. э. — I век до н. э.) произошла из греческого искусства, но со своими характеристиками. Скульптура, связанная с контекстом похорон, является наиболее распространённым этрусским искусством. Впоследствии под влиянием этрусков и греков появилась римская скульптура.
Романский и готический период
Романская скульптура (XI—XIII века) была на службе у архитектуры. Наиболее часто используемым материалом была древесина.
Новшеством стала скульптура на драматические темы со сценами Страстей Христовых и Благочестия. В конце готического периода в Германии были изготовлены великолепные алтари в исполнении таких художников, как Тильман Рименшнайдер и Файт Стосс.
Современная эпоха
Новая художественная форма эпохи Возрождения была вдохновлена скульптурой классической античности, стремящейся к полному возвышению красоты и романтизма.
В это время скульптура была практически отделена от архитектуры и представленные персонажи демонстрировали драматическую выразительность, что можно увидеть в работах Микеланджело. В больших и малых формах появлялись скульптуры женщины с ребёнком, олицетворяющие Богоматерь. На разных этапах лучшие работы эпохи Возрождения были выполнены, благодаря деятельности таких великих скульпторов, как:
- Донателло.
- Якопо делла Кверчия.
- Лука делла Роббиа.
- Андреа дель Верроккьо.
- Мигель Анхель.
С XIX века средства массовой информации стали играть более важную роль в распространении искусства по всему миру. Термин «авангард» стал использоваться в конце XIX века и таким образом были определены художники, которые продвигали действия, революционизирующие искусство, с целью его преобразования. Для них была характерна свобода выражения, и первыми авангардными тенденциями были кубизм и футуризм. Стали использовать новые материалы — сталь, железо, бетон и пластик.
Между XIX и XX веками возник стиль «модернизм» и принял разные названия, в зависимости от стран: модерн во Франции и Англии и югендстиль в Германии.
С 1970-х годов появляются новые движения, такие как минимализм, концептуальное искусство, гиперреализм, перформанс или постмодернизм. Выдвигаются художники:
- Дэвид Смит.
- Дональд Джадд.
- Карл Андре.
- Дэн Флавин.
- Соль ЛеВитт.
- Ричард Серра.
- Деннис Оппенгейм.
- и Яой Кусама и другие.
Функции и классификация
Доисторические народы создавали первые глиняные скульптуры, изображающие фигуры людей или животных и, вероятно, использовали их в религиозных или магических целях. Иногда они были простыми амулетами или исполненными по обету фигурами. Археологи их отыскали в некоторых культурах, могилах или храмах. Отсюда и начали появляться следующие жанры скульптуры:
- бытовой;
- портретный;
- мифологический;
- символический;
- анималистический и т. д.
Эта функциональность менялась с исторической эволюцией, приобретая в основном эстетический или просто декоративный характер, и становилась постоянным или эфемерным элементом.
Египтяне считали, что для фараона после смерти нужно его изображение, чтобы способствовать выживанию души. Точно так же символы использовались с сильным смыслом в структуре и ясности сообщения, которое было предназначено для передачи: гармония и порядок должны поддерживаться, так как любое отклонение затрагивало в другой жизни социальную иерархию.
В Древнем Риме статуи императора Августа должны были подарить его людям символ верховной власти.
Позже, в Средние века, во времена романского искусства скульптура имела тесную связь с архитектурой и выполняла, в дополнение к эстетической, дидактическую или педагогическую функцию.
Орнаментальная функция была связана с некоторыми другими функциями, хотя иногда она могла быть главной целью, как в случае с растительным или геометрическим декором. В аниконических стилях, таких как ислам, он играет фундаментальную роль.
Другой функцией скульптуры является коллекционирование, которое стало важным после ренессанса, когда дворяне приобретали скульптуры для украшения своих дворцов или садов. Позже, с XVIII века, монархи, бизнесмены, буржуа и коллекционеры использовали скульптуру как средство экономического вложения, самоудовлетворения и форму подчёркивания престижа.
Типы и виды
Скульптура разделена на две большие ветви — скульптуру как таковую и декоративную. Первая имеет свою идентичность сама по себе. Вторая играет второстепенную роль в качестве помощника первой и декора архитектуры. В свою очередь, эти два типа делятся на следующие виды:
- Статуи — изолированные скульптуры, которые представляют конкретную трёхмерную сущность.
- Рельефы — это скульптуры, выпуклые на плоскости.
- Бюст — изображения головы и верхней части груди, которые обычно представляют собой портреты.
- Торс, представляющий собой туловище человека без головы, рук или ног.
- Миниатюрная скульптура (среди искусствоведов более распространено название «мелкая вещь») — вид объёмных изображений небольших размеров.
- Кинетическая скульптура — включает в себя аспекты физики движения.
Архитектурная скульптура — это термин, который относится к использованию этого вида искусства архитекторами и/или скульпторами при проектировании и строительстве зданий, мостов, мавзолеев или любых других памятников. Такая скульптура, как правило, связана со структурой конструкции. А также любая статуя, помещённая в архитектурное произведение, называется «встроенная скульптура».
Канон пропорций
Канон представляет собой набор идеальных пропорций фигуры человека и правил композиции.
У египтян была норма для представления человеческого тела в рельефах, называемая профильным каноном. Модель была правильной фигурой, а модули связаны с размером руки.
Современные каноны, принятые большинством художников, установил Леонардо да Винчи в конце XV века. Основная мера флорентийского канона, взятая из хорошо сложённого человека, находится в голове. По высоте это рассматривается как восьмая часть всего тела, а лицо является десятой частью тела.
Пока человек стоит и вытягивает руки, он определяет идеальный квадрат с линиями, ведущими вниз и проходящими через концы рук, и теми, которые горизонтально лежат на голове и под ногами. Диагонали этого квадрата вырезаны в последнем поясничном позвонке и зафиксированы в центре всей фигуры.
Проведя горизонталь по указанной центральной точке, человек разделён на две равные части, и каждая из них — на две другие, параллельными линиями, которые пересекают середину груди и колени. Голова разделена на четыре равные части.
Использование материалов
Материалы, применяемые в скульптуре, определяют результат внешнего вида. Детали тонких и ажурных форм лучше всего достигаются с использованием дерева, о чём свидетельствуют, например, готические алтари.
Глина — один из старейших материалов. Её легко моделировать и она не требует специального оборудования, поскольку можно просто пользоваться руками.
Известняк — мягкая осадочная порода, лёгкая в работе. Он широко использовался в монументальной скульптуре, такой как Большой Сфинкс — громадная фигура льва с человеческим лицом.
Мрамор — метаморфический известняк, мелкозернистый и компактный. Обработка его поверхности может быть очень разнообразной, с получением различных текстур. Этот камень был одним из фаворитов великих художников античности и ренессанса.
Песчаник имеет особенность становиться более хрупким с течением времени. Он широко использовался для каменных скульптур романских столиц. В настоящее время этот камень обычно не применяется.
Гранит и диорит являются магматическими породами, намного более твёрдыми, чем мрамор. Они образуются при охлаждении расплавленных вулканических материалов. Их качество превосходно после обработки и полировки и встречается во многих цветах.
Мыльный камень — метаморфическая порода, образованная тальком. Это очень мягкий и лёгкий материал в работе. В Индии есть несколько храмов со скульптурами мыльного камня.
Кварц — твёрдый минерал, с которым очень трудно работать. Несмотря на это, есть примеры сложных скульптур, вырезанных из кварца.
Нефрит. Под этим именем известно два камня — жадеит и нефрит, оба очень похожи. Нефрит используется в Китае для вырезания фигур уже более пяти тысяч лет.
Золото. Вместе с медью это был один из первых металлов, используемых человеком, из-за его красоты и потому, что его легко обрабатывать. Археологические раскопки в Уре, Трое и Микенах, показывали, что золото уже использовалось в неолите.
Бронза чаще всего применяется для отливки скульптурных моделей.
Сталь многие художники используют как один из наиболее подходящих материалов для выставления своих работ на открытом воздухе.
Слоновая кость получается из клыков различных животных, в частности, слонов. Декоративное использование резьбы по кости встречалось в Древнем Египте и Месопотамии.
Использование бетона в скульптуре является относительно новым и стало более важным, поскольку его применение увеличилось в архитектурных фасадах зданий.
Техники исполнения
Скульпторы обычно готовят свои работы, делая вначале рисунок и строя небольшую модель фигуры из глины или гипса. Эта модель эквивалентна плану художника. Интересно то, что методы моделирования почти не менялись с течением времени, по сравнению с изменениями, произошедшими в других видах изобразительного искусства. Только в XX веке начали внедрять новые методы работы.
Ваяние состоит из удаления частей до получения желаемой формы. Раньше это делалось только с помощью металлических инструментов. В настоящее время в дополнение к традиционным инструментам используется алмазный диск для камня.
Обычно для работы с глиняными скульптурами многие культуры использовали те же приёмы, что и для гончарного дела. Влажная глина сжималась в предварительно приготовленных формах, а затем из неё лепили скульптуры, применяя круглую подставку, имеющую возможность вращаться, руки и режущие инструменты.
Воск моделируется как вспомогательный материал для эскизов. Он служит скульптору либо в качестве руководства для визуализации его окончательной работы в другом материале, либо в качестве матрицы для последующего литья в бронзе. Он также используется для создания персонажей, которые выставляются в многочисленных музеях восковых фигур.
Техника, которая относится к производству пресс-форм, называется литьём. Исторически использование выплавки воска было уже известно со II века в Египте и Месопотамии и его систематически применяли с V века до нашей эры в Греции.
Тиснение заключается в том, чтобы с помощью молотка производить в листе металла рельефы и зазоры, необходимые для достижения желаемой формы.
Штамповка — печать на листе металла.
Электросварка характеризуется чрезвычайно прочным и жёстким соединением. Это позволяет соединять различные железные предметы.