Рассказ о словах к трапезе

Ассоциации к слову «трапеза»

все ассоциации        
мужские/женские

Со словом «трапеза» ассоциируются слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: перенюхивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Слово «трапеза»
ассоциируется со
словами

Синонимы к слову «трапеза»

Предложения со словом «трапеза»

  • Также было принято заканчивать трапезу раньше него, чтобы его не задерживать.
  • Вечерняя трапеза прошла оживлённо, двое старших братьев не переставали её веселить, мучая младших намёками про занятный сюрприз, который якобы скоро будет преподнесён.
  • XI. И должно во время трапезы соблюдать тишину, и не дозволяется пить после повечерия. И также должно соблюдать тишину в постелях.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «трапеза»

  • За этими спартанскими трапезами мы вспоминали, улыбаясь, длинную процессию священнодействия обеденного стола у княгини и у моего отца, где полдюжина официантов бегала из угла в угол с чашками и блюдами, прикрывая торжественной mise en scène, [постановкой (фр.).] в сущности, очень незатейливый обед.
  • На другой день за обедней, отслуженной с необыкновенным благолепием, с участием новгородского и даже петербургского духовенства, совершилось торжественное освящение вновь выстроенного храма, после чего всем присутствующим был предложен роскошный завтрак, а крестьянам на дворе барского дома устроена обильная трапеза с пивом и медом.
  • Затем все сошлись в столовой к трапезе, уставленной кушаньями и вином.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «трапеза»

  • вечерняя трапеза
    совместная трапеза
    утренняя трапеза
  • трапеза любви
    главная трапеза дня
  • остатки трапезы
    конец трапезы
    окончание трапезы
  • трапеза закончилась
    трапеза началась
    трапеза продолжалась
  • приступить к трапезе
    закончить трапезу
    разделить с кем-либо трапезу
  • (полная таблица сочетаемости)

Какой бывает «трапеза»

Значение слова «трапеза»

  • ТРА́ПЕЗА и ТРАПЕ́ЗА, -ы, ж. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре, а также прием пищи (обед, ужин) за таким столом и сама пища, еда. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ТРАПЕЗА

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ТРА́ПЕЗА и ТРАПЕ́ЗА, -ы, ж. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре, а также прием пищи (обед, ужин) за таким столом и сама пища, еда.

Все значения слова «трапеза»

  • Также было принято заканчивать трапезу раньше него, чтобы его не задерживать.

  • Вечерняя трапеза прошла оживлённо, двое старших братьев не переставали её веселить, мучая младших намёками про занятный сюрприз, который якобы скоро будет преподнесён.

  • XI. И должно во время трапезы соблюдать тишину, и не дозволяется пить после повечерия. И также должно соблюдать тишину в постелях.

  • (все предложения)
  • ужин
  • пиршество
  • угощение
  • обед
  • завтрак
  • (ещё синонимы…)
  • вечерняя трапеза
  • трапеза любви
  • остатки трапезы
  • трапеза закончилась
  • приступить к трапезе
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • сытная
  • полуденная
  • обильная
  • обеденная
  • пасхальная
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «трапеза»
  • Разбор по составу слова «трапеза»
  • Как правильно пишется слово «трапеза»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Русская трапеза.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: приобщить
младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; знакомиться
с понятием «трапеза» и её особенностями.

Задачи:

Образовательные: повторить ранее пройденный материал; расширить кругозор
обучающихся, знакомить с новыми понятиями, видами трапезы, репродукциями картин
художников с изображением трапезы.

Развивающие: развивать
мыслительные операции: сравнение, анализ; умение наблюдать, обобщать знания;
развивать воображение, кругозор.

Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение
к истории своего народа, положительную мотивацию к учению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
познакомить с традициями русского народа, русской
трапезой, учить работать с учебником, анализировать материал, делать выводы, применять
полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные:
способность и умение
учащихся проводить простые логические действия (анализ, сравнение);
извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное
построение речевого высказывания; выдвижение предположений и их обоснование.

Регулятивные:
формулируют  учебные
задачи, контролируют и оценивают собственную учебную деятельность и
деятельность одноклассников.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
проявляют
учебно-познавательный интерес,
умеют
самостоятельно выполнять определенные учителем виды работы, осваивают навыки
сотрудничества в учебной деятельности.

Средства обучения: учебник Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» 3 класс  УМК « Начальная
школа
XXI века»,рабочая тетрадь по окружающему миру 2 часть;
презентация.

ПК

ОК

ПО

У

1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 4.1, 4.2

1.2.4.7

1.2.3.6.7.

1-12, 21-26

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ

1.     
Мотивация
к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Евгеньевна, сегодня
я проведу у вас урок окружающего мира. Посмотрите на иллюстрацию.
https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2017/08/Krestyanskaya-semya-1.jpg

-Что вы видите?

-Что они делают?

-А знаете, как называется по-другому
прием пищи?

-Хотите узнать точно?

Воспринимают речь учителя.

-Семью за столом.

-Кушают.

Мнения разделились.

-Да.

2.     
Актуализация
знаний.

1)Наблюдение общественной жизни.

-Ребята, какой праздник мы проводили в воскресенье?

-А что вы знаете об этом празднике?

-Отличительной особенностью праздника является то, что дата празднования
меняется каждый год. Масленичная неделя начинается ровно за 7 недель до
наступления Пасхи, перед главным в году постом. В основном, масленица
приходит в феврале. Масленица – самый древний праздник, привнесенный в
нашу культуру язычниками. Наши предки праздновали его с глубочайшей
древности. Наблюдательные предки отмечали, что в конце зимы день становится
больше, солнце светит ярче, вот – вот вступит в свои права весна, а значит,
снова проснется природа от долгой зимней спячки. Как тут было не радоваться?
И вот чтобы поскорее ушла зима, а весна стала полноправной хозяйкой, в честь
этого устраивали целую праздничную неделю – Масленицу.  В это время
чествовали и провожали на покой зиму, а весну-красну приглашали, зазывали.

2) Повторение изученного.

-Для того, чтобы получать новые
знания, вспомним, что изучали на прошлом уроке. Две пары будут выполнять
тест, а все остальные будут работать со мной.

А)Тест

1.Выбери из предложенных слов

одежду и обувь простых людей:

а)пальто б)лапти в)рубаха г) сапоги

2.Выбери из предложенных

вариантов слов одежду и обувь

богатых людей: а)сапоги б)камзол

в)валенки г)рубаха

3.Откуда мы можем узнать, как

одевались наши предки: а)картины

художников б)новости по телевизору

в)Интернет г)музей

4. От какого слова произошло слово

«рубаха»: а)«риза» б) «рубить»

в)«рубанок»

Когда выполните тест, обменяйтесь
карточками и проверьте работу друг друга по эталону.

Б) Разгадать кроссворд.

  1. Мужской головной убор рабочего.
  2. Предмет (или заклинание), оберегающий от бед и
    несчастья.
  3. Один из самых древних предметов одежды.
  4. Обувь, которую плели из лыка.
  5. Небольшие украшения, оберегающие людей.
  6. Мужская одежда длиной до колен, вошла в моду
    при Петре I.
  7. Мужской меховой головной убор, элемент военной
    формы одежды.

-Ребята, какое слово у нас получилось?

-Масленицу.

Обобщают знания о празднике.

Выделять неизвестную для себя информацию, анализировать и
синтезировать её.

-б,в.

-а,б.

-а, в, г.

-б.

-Трапеза.

3.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

1)
Определение темы и задач урока.

-Кто знает
значение слова «трапеза»?


хотите узнать?

-Предположите
тему нашего урока.

-Назовите
задачи, которые мы решим на уроке.

2)Объяснение.

Трапеза
– это прием пищи.

В жизни
русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее
подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по
себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А
процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался  в особого
рода, ритуал.

-Как вы
думаете, без чего не обходилась ни одна трапеза?

-Почему
так говорят?

Хлеб –
всей жизни голова.

-Хлеба
были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого 
заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и
пекли, в основном, черный хлеб.

Но там,
где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Хлеб любили есть мягким, а сухой
резали и подсушивали.

— Хлеб в
старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки
пословиц, созданных нашими предками.

-Знаете
ли вы пословицы о хлебе?

Картинная
галерея.

Посмотрите
на картину Ильи Машкова «Снедь московская: хлебы». Вы знаете, что такое
снедь?

-Снедь –
это еда.

-Что вы
видите на этой картине?

-Как вы
думаете, что автор хотел сказать, изобразив такое изобилие хлебных изделий?

Натюрморт «Снедь
московская. Хлебы»
 (1924, Государственная Третьяковская галерея). Жизнь
в этой картине более чем активная: связки баранок вот-вот упадут с полки,
крендель «делает колесо», из-за занавески стыдливо выглядывает лепешка,
аппетитная обойма булочек борется за место с расстегаем. Это изобилие… снеди,
а ведь по-другому и не скажешь, разламывается, откусывается, растаивает,
рассыпается, проминается, или режется. Это вкусно!

-Ребята,
как вы думаете, если хлеб должен быть всегда на столе, то и трапеза на
завтрак, обед и ужин должна быть одинаковая?

-Действительно,
крестьянский стол не отличался изобилием блюд, но для каждой трапезы были
свои блюда. А что это были за блюда – мы сейчас и узнаем.

-Проведем
исследование. В этом нам поможет учебник.

1
группа- с.77-78, рассказать о том, как питались в старину крестьяне.

2 группа
–рабочая тетрадь, с. 16, как в пост и в мясоед питались крестьяне.

3 группа
– с. 79, рубрика «Этот удивительный мир», рассказать о каше.

4 группа
– с.81-82, рассказать, каким был стол в богатых домах и по какому поводу
устраивались застолья.

5 группа
– с. 83, «Этот удивительный мир», о «земляном яблоке».

6 группа
– с. 79, поработать со словарем, выяснить значение слов.

Физминутка.
Колоски.


Давайте представим, что мы в поле.
Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются).
— Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил.
Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх).
— Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх) .
— Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски.
(дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
— И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку.
В поле выросли замечательные колоски.
Улыбнитесь друг другу.

-Да.

-Русская трапеза.

-Узнать, что такое трапеза, её виды и особенности.

-Ни одна
трапеза наших предков не обходилась без хлеба.

Высказывают мнения.

Воспринимают речь учителя.

Называют пословицы.

Рассматривают картину.

-Нет.

-Булочки, хлеб.

-Хлеб – важная еда, он может быть разным, его должно быть
много.

Воспринимают, анализируют речь.

-Нет.

Рассказ о
повседневной еде, о еде в разные времена года.

Рассказ о
распорядке дня крестьян в пост и в мясоед.

Что такое
каша, из чего готовилась, второе значение слова.

О традициях
встречи гостей, о пирах, о блюдах на столах в богатых домах.

Рассказ о
картофеле и его появлении в России.

Значение
слов дрочены, расстегай, взвар, ботвинья. 

Выполняют
движения физминутки.

4. Первичное закрепление во внешней речи

-Сейчас
определим, что вы знаете о правилах русской трапезы.

 Возьмите
в руки карточку №1. (приём «Инсерт», использование 2 знаков):

Читаем
текст и ставим на полях нужный знак:

«V»- уже
знал , «+»- новое.

  • Каждая
    трапеза имела свой определенный час.
  • Мытье
    рук перед обедом считалось обязательным.
  • Вся
    семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное
    место.
  • Место
    во главе стола сохранялось за хозяином.
  • Почетные
    места за столом всегда размещались ближе к солонке.
  • Перед
    каждым обедающим клали ложку и хлеб.
  • Пока
    семья собирается, никто не начинает есть.
  • Первую
    ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
  • Жидкие
    и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
  • Хозяин
    следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом

·        
Русских
всегда отличало гостеприимство.

-Ребята,
вы молодцы, теперь вы знаете многое о трапезе.

Я знал, что

А вот, что
…. для меня оказалось новым.

5. Самостоятельная работа.

-Откройте тетрадь для самостоятельных
работ на с. 33, выполните задания 2, 3, 4.

-Сверьте свои ответы с ответами на
доске.

2. Летом и осенью, так как природа в эти
времена года была щедра, в огороде много овощей, в лесу  грибов и ягод.

3.Летом: окрошка, грибная солянка, щи,
пироги, кисель.

Зимой: щи, картошка с солеными огурцами,
супы с сушеными грибами.

4.Высказывание верное.

6. Включение нового в
систему знаний и повторение.

 Трапеза
— приём пищи, еда в монастыре. Трапезная -помещение для принятия пищи в
монастыре.

— Среди древних русских обителей одной из самых известных с
давних пор является Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская
пустынь. 

 -А сейчас мы отправимся туда на небольшую экскурсию, чтобы
вспомнить необычайную красоту этого места и узнать о трапезе в монастырях.
(видео)

Трапеза
монастырях – это не «завтрак, обед, ужин» в привычном для светского человека
понимании, потому-то здесь особенное отношение к еде: она источник не
удовольствия, а пополнения сил. Принятие пищи всегда сопровождается молитвой
– до, во время и после трапезы. Едят монахи недолго (около 15–20 минут) и
молча. Пищу принимают в расположенном недалеко от главного храма здании
– трапезной. Трапезные – это красивые, чистые, просторные помещения. На
стенах – прекрасные фрески, обстановка тихая и торжественная. В день, как
правило, две трапезы. Первая – рано утром после Божественной литургии; вторая
– после вечерней службы.

В постные дни – понедельник, среду и пятницу – исключаются
животные белки, растительное масло, вино. Остальные дни недели – скоромные, и
тогда к списку разрешенных продуктов добавляются оливковое масло, рыба, яйца,
сыр, немного вина. В среду и в пятницу обеда нет, есть только одна трапеза в
день – после вечернего богослужения.

После окончания трапезы все, кто готовил еду, монахи и
послушники, застывают у дверей трапезной в смиренном поклоне и благодарят
тех, кто отведал пищу.

Читают новое определение.

Мнения разделились.

Воспринимают.

Смотрят видео.

5. Рефлексия к учебной деятельности

-Откройте дневник и запишите домашнее задание:

с.77-83(уч-к)

-Назовите тему нашего урока.

-Что вы узнали на уроке??

Продолжите фразы:

-У меня получилось…

-У меня возникли трудности …

-Я постараюсь …

Записывают
домашнее задание.

Анализируют
работу на уроке

-Русская трапеза.

-Что такое трапеза, трапеза у крестьян и в богатых домах,
правила трапезы, о трапезе в монастырях.

-Узнать новую информацию.

-При выполнении самостоятельной работы.

-Запомнить всё, что узнал на уроке.

Учитель:_____________________________

Руководитель практики:_________________________

Отметка:___________________________

Трапеза

Боярский свадебный пир. Художник К. Е. Маковский

Трапезование и трапезария

Когда мы произносим слово «трапеза», то сразу представляем торжественную церемонию за богатым столом.

Действительно, раньше трапезные были только в домах у зажиточных бояр. Это они собирали застолья и пировали, или трапезничали. Иногда и еду так называли, говоря трапезую, то есть вкушаю пищу. А сам процесс за столом назывался трапезование. Сейчас, конечно, эти слова забыты, но в старину употреблялись постоянно.

Трапезой называли также и алтарь для бескровных жертвоприношений. И потому это слово перешло в христианство. Общий стол для приёма пищи в монастырях – трапеза. А смотритель в обителях за трапезой – трапезник.

Существовали слова и с негативным оттенком. Например, притрапезник или сотрапезник.

«Это прихлебатель, тот кто ласкает, делает низости другому, чтоб воспользоваться его столом. Злобу умножают через предреченных притрапезников» (Словарь Академии Российской 1769г.)

В наши же дни появилось иное слово с отрицательным значением – «затрапезный». Значит, только что вышел из-за стола и, видимо, не успел привести свой внешний вид в порядок.

Трапеза

Монастырская трапеза

Вообще у слова «трапеза» довольно интересная, но запутанная история. Долгое время считалось, что оно происходит от греческого трапези (τραπέζι) – стол. Τραπεζαρία — столовая.

Но в то же время этимология выводит это слово из праиндоевропейского: tr̥-ped-ih₂- (который имеет три ноги) <* tr̥- (три) * pṓds (нога).

Многие полагают, что оно произошло от «требы». Синонимом является также тризна – языческий погребальный обряд, который состоял из состязаний, плясок и пиршества в честь покойного. Отсюда и старообрядческая «Триодь постная» – богослужебная книга с канонами. Очевидно, что слово довольно древнее и уходит своими корнями в дохристианское прошлое. В настоящее время сохранилась лишь малая часть от величественного ритуала – это еда.

От престола к банку

А вот в Греции изначально общее понятие для всех православных, приобрело совсем иное значение.

И тот, кто впервые приезжает в Грецию, очень сильно удивляется, видя вывеску ТРАПЕЗА на здании банка.

Да, этим словом здесь называют как Святой престол ( Ἡ Ἁγία Τράπεζα), так и банковское учреждение -Τράπεζα.

Трапеза

Такое разночтение возникло из-за того, что под словом «трапези» подразумевали стол, в котором хранились ценные вещи, документы, деньги. Но для того, чтобы понять, почему данным словом стали называть столь разные понятия, необходимо перенестись в 13 век в Малую Азию.

Трапезунда — Трабзон

Трапезунда

Трапезунда — Трабзон

На побережье Чёрного моря в современной Турции расположен город Трабзон — Τραπεζούντα. В 1204 году после распада восточной Римской империи здесь утвердилась династия Великих Комниных и возникло Трапезундское государство, просуществовавшее около двух с половиной веков.

Столица империи — Трапезунда, видимо, получила своё название, благодаря славянскому влиянию. Так как Камнины выходцы из Фракии. Предположительно из местечка, где расположен современный болгарский Пловдив.

Мать Мануила I Комнина — Пироска — венгерского происхождения. Однако, корни её отца уходят на территорию современной Польши.

Сам Мануил специально для своего зятя Белы III — сына венгерского короля, ввёл новый титул — Деспот. Именно так назывались все правители в Римской империи и Сербском Царстве того времени.На самом деле, ничего удивительного в этом нет.

  • Если рассмотреть родословную Белы III из династии Арпадов, то мы увидим, что он — второй сын венгерского короля Гезы II и Евфросинии из рода Рюриковичей. Она была дочерью великого киевского князя Мстислава Владимировича.
  • Младшие братья — Владислав и Стефан. Возможно, и у Белы было другое имя, но история сей факт умалчивает…
  • Родители Гезы – венгерский король Бела II и сербская принцесса Елена Вуканович.
  • Дед по отцу — Алмоса Арпанд.
  • Бабушка — киевская принцесса Предслава из династии Рюриковичей (дочь Святоролка II)
  • Родители Елены Вуканович – Сербский Владыка и племянница Алексея Комнина — Анна Диогениса.

Теперь, конечно, становятся понятны столь тёплые чувства Мануила Комнина к Беле. Ведь все они родственники. И потому для них было совершенно естественно вводить названия и понятия, изначально являющимися понятными. Хотя, и претерпевшими влияние чужих наречий.

В Сербском Царстве и на Руси цари восходили на Престол. От слова стол. Отсюда — столица, стольный город и Святой Престол.

Но в стольном городе цари устраивали трапезы — пиршества в честь своего восхождения на царствование. Вот так и родилось название Трапезунда.

Но, поскольку, национально-языковой состав империи был весьма пёстрым, вскоре понятие это претерпело существенные изменения. В итоге, одно и то же слово приобрело несколько различных понятий.

  • Рассказ о словаре синонимов русского языка
  • Рассказ о словаре омонимов
  • Рассказ о словаре ожегова 6 класс
  • Рассказ о словаре иностранных слов 6 класс
  • Рассказ о словаре даля 6 класс