МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Г. ВЕРЕЩАГИНО
ПРОЕКТ
«РАССКАЗ О СЛОВЕ»
Выполнила: учащаяся 3 «А» класса
Мошева Алиса
Руководитель:
Учитель начальных классов
Вихарева Любовь Георгиевна
2015
Рассказ о слове СОБАКА
Произносим – с[А]бака Записываем
– собака
1.
Лексическое значение слова:
Домашнее
животное семейства собачьих,
используемое для охраны, охоты и других целей.
Домашнее
животное, используемое человеком для охраны и на охоте.
2. Однокоренные слова: собака, собачка, собачник,
по-собачьи, собаковод, собачонка, собачий, собачата.
3. Синонимы:
собака, пес, барбос, моська.
Антонимы: собака – возможен только к такому слову, которое выражает понятие,
имеющее противоположность (холодный — горячий, гора — долина, яма, трущоба —
дворец). Собака — биологический вид, а биологические виды НЕ ИМЕЮТ
противоположностей.
4. Фразеологизм: Вот где собака зарыта – вот
в чем суть дела. Устал как собака.
5. Сочетаемость слов: сторожевая (собака), ошейник
(собачий), собачья (работа), прирученная (собака), служебная (собака), охотничья
(собака),
6. Пословицы: На смелого собака лает, а
трусливого кусает. Как ни вертится собака, а хвост позади. Маленькая собака —
всю жизнь щенок. Каков хозяин, такова и собака. Собака – друг человека. Собака
– образец верности. И собака ласковое слово знает.
7. Загадки: Заворчал живой замок, лег у
двери поперек. Две медали на груди, лучше в дом не заходи. На сене лежит, сама
не ест и другим не дает. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. Гладишь –
ласкается, дразнишь – кусается.
8.
Предложения со словом:
А вы знаете, что
со, А вы знаете, что ба, А вы знаете, что ки, Что собаки – пустолайки Научилися
летать, Научились, точно птицы, Не как звери, Не как рыбы, Точно ястребы
летать. (Д. Хармс).
У нашего соседа
собака редкой породы. Ко мне подошла собака с длинным пушистым хвостом.
Проект «Рассказ о слове»
Собака
произносим с[а]бака
записываем собака
Лексическое значение слова.
1) Домашнее животное семейства псовых.
2) Названия хищных млекопитающих семейства псовых.
3. О злом, грубом человеке.
4. Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек.
Однокоренные слова: собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение…
Фразеологизмы:
Собаку съесть (человек многое повидал и испытал).
Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое).
Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).
Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).
Синонимы: пес
Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака)
Пословицы и поговорки:
Всякая собака на своем дворе хозяйка.
Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.
Собака – друг человека.
И собака ласковое слово знает.
Не дразни собаки – не укусит.
Хорошая собака без хозяина не останется.
При верной собаке сторож спит.
Загадки:
1. Заворчал живой замок, 2. С хозяином дружит,
Лёг у двери поперек. Дом сторожит,
Две медали на груди — Живёт под крылечком,
Лучше в дом не заходи. А хвост колечком.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
6. Предложения про собак:
Стихи.
Собаку держать — это вовсе не шутка.
Построить собачью ей надобно будку.
«Весь день мастерил и построил — Ура!
Готова собачке моей конура».
Собачка приветливо машет хвостом –
Значит ты друг, проходить можешь в дом!
Службу собаки несут на границе.
Их, как огня нарушитель боится.
Предложения.
Собака – помощник и друг человека.
Охотничья собака поймала зайца.
Я люблю свою собаку!
Подготовил ученик 3 класса
Кривоченков Дмитрий
Руководитель проекта:
Маевская Анна Александровна
Учреждение:
МБОУ «Урдомская средняя школа»
В процессе исследовательского проекта по русскому языку «Рассказ о слове» учащимся 3 класса начальной школы была поставлена цель проанализировать слово собака с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове собака. Автор предполагает, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие способности.
Подробнее о проекте:
В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку «Рассказ о слове» ученик 3 класса школы разбирает слово «собака» и доказывает, что изучение этимологии слов позволяет обогатить кругозор, расширить словарный запас, любознательность и развить свои творческие способности. Арсений в своей работе напоминает нам, насколько собака — верный друг и помощник человека.
В практической части исследовательской работы по русскому языку «Рассказ о слове собака» обучающийся 3 класса проводит анкетирование по данной теме среди начальных классов школы и узнаёт их мнение для более конструктивного вывода. Автор в своем проекте старается показать читателям, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Учебный проект по русскому языку на тему «Рассказ о слове» направлен на раскрытие таких тем в 3 классе, как:
- Наблюдение за жизнью слова «собака» в русском языке;
- Изучение дополнительной литературы, словарей, энциклопедий о слове;
- Обогащение и расширение словарного запаса.
Оглавление
Введение
- Собака – верный друг и помощник человека
- История происхождения слова, его строение и значение
- Родственные слова
- Друзья – синонимы
- Фразеологические обороты
- Сочетаемость слова
- Жизнь слова в русском фольклоре
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?
А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.
Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Гипотеза:
Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Предмет исследования: слово «собака».
Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».
Задачи исследования:
- Проследить за жизнью слова в языке.
- Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
- Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
- Создать красочные странички исследуемого слова.
- Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
- Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
1. Собака – верный друг и помощник человека
2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистами. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.
Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.
Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.
Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.
Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.
2. Жизнь слова в языке
2.1 История происхождения слова, его строение и значение
Слово «собака» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».
Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб = «существо», «собственность».
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:
- Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
- перен. О злом, грубом человеке (разг.)
- Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
- В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака.
В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:
Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие. Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок.
Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинология.
Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.
2.2 Родственные слова
Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.
- собака
- собачКа
- собачОНКа
- собачНИК
- собачЕЙ
- собачИЙ
- собакОВОД
- собакОВОДСТВО
2.3 Друзья — синонимы
Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:
- пёс шавка дворняжка
- барбос псина четвероногий
- бобик тузик пустолайка
- моська шарик ищейка
2.4 Фразеологические обороты
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).
Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.
2.5 Сочетаемость слова
Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:
- добрая послушная лохматая
- злая служебная охотничья
- преданная сторожевая прирученная
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.
Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.
Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).
Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.
Заключение
В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.
Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).
Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».
А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:
- Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
- Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
- Знаешь ли ты со словом «собака»:
- Фразеологизмы – 27%.
- Пословицы – 50%.
- Загадки – 20%.
- Стихи – 63%.
- Сказки – 28%.
- Названия произведений – 19%.
4. Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.
Мой проект «Рассказ о слове» имел важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания по русскому языку в 3 классе начальной школы. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).
Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой (см. Приложение 1).
Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось (см. Приложение 10).
Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Список литературы:
- Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
- Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
- Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Приложения к проекту
Приложение 1
Слово – «___________________»
1.
2. Лексическое значение слова:
3. Однокоренные слова:
4. Синонимы:
Антонимы:
Фразеологизмы:
5. Сочетаемость слова:
6. Пословицы и поговорки:
Загадки:
7. Предложения с этим словом:
Приложение 2
Фразеологические обороты
Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.
Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».
Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.
Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.
Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.
Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь
Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.
Ни одна собака. Никто.
У попа была собака. О бесконечном повторении одних и тех же слов, поступков.
Каждая собака (прост). Каждый, все.
Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.
Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.
Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.
С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.
С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.
Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.
Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.
Приложение 3
Поговорки и пословицы
- Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».
- У всякой собаки своя кличка.
- «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».
- «Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».
- У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
- Собака лает – ветер носит.
- На охоту ехать – собак кормить.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- Собаки лают, а караван идёт.Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
- Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
- Собака – верный друг человека.
- Не замахивайся палкой – и собака не залает.
- И собака помнит, кто её кормит.
- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
- Без собаки зайца не поймаешь.
- Видит собака молоко, да рыло коротко.
- Встарь бывало: и собака с волком живала.
- Не всяка собака кусает, которая лает.
- Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
- Собаке собачья смерть.
- Свои собаки дерутся, чужая не приставай.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- Собака человеку – неизменный друг.
- Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
- Без собаки зайца не поймаешь.
- На смелого собака лает, а трусливого кусает.
- Собаки лают, а караван идёт.
Приложение 4
Загадки
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.
6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА
7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.
8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.
9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..
10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
Приложение 5
Приложение 6
Русские народные сказки
А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
(«Лиса, заяц и петух»)
Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
(«Мужик, медведь, и лиса»)
— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.
(«Лиса и тетерев»)
Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.
(«Медведь, собака и кошка»)
Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
(«Заяц-хваста»)
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
А дома старуха печёт блины, а собака за столом:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.
Собака съест блин и опять:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
(«Морозко»)
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.
(«Финист – ясный сокол»)
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»
(«У страха глаза велики»)
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
(«Лиса и заяц»)
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(«Заяц-хваста»)
Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.
Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
(«Лиса и дрозд»)
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
(«Заюшкина избушка»)
Приложение 7
Жизнь слова в стихотворениях поэтов
Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)
Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)
Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)
Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)
В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)
Приложение 8
Считалки
Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.
Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.
Приложение 9
Жизнь слова в названиях произведений литературы
В. Осеева. «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова. «Купите собаку».
Р. Сеф. «Кто любит собак».
Л. Толстой. Лев и собачка.
Михаил Зощенко. Умная собака.
С. Я. Маршак. Собака Динго.
Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.
Приложение 10
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Презентация на тему: » Рассказ о слове «собака» Выполнил Гусаров.Д.Е. 3 класс. Проект.» — Транскрипт:
1
Рассказ о слове «собака» Выполнил Гусаров.Д.Е. 3 класс. Проект
2
Слово собака собака собака Произносим — с[а]бака Записываем — собака
3
1. Лексическое значение слова: Домашнее животное, используемое человеком для охраны и на охоте. 2. Однокоренные слова: собака, собачка, собачник, по-собачьи.
4
3.Синонимы: собака, пес, барбос, моська. Антонимы: собака – кошка. Антонимы: собака – кошка. Фразеологизм: Фразеологизм: Вот где собака зарыта – вот в чем суть дела. 4. Сочетаемость слов: сторожевая( собака ), ошейник (собачий)…
5
5. Пословицы. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Как ни вертится собака, а хвост позади. Маленькая собака — всю жизнь щенок.
6
Загадки: Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. На сене лежит, Сама не ест И другим не дает. В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу.
В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект «Рассказ о слове». Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.
Самый популярный вид проекта — презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.
Так что же из себя представляет проект «Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.
Как составить рассказ о слове в 3 классе план:
- Орфография или правописание слова
- Лексическое значение
- Однокоренные слова
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизм
- Сочетаемость слова
- Пословица
- Загадка
- Предложение с этим словом
Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта «Рассказ о слове»
- пословицы и поговорки
- загадки
Самая простая форма проекта про слово солнце — письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:
Скачать проект Рассказ о слове «мороз» в виде презентации
примеры слайдов презентации
Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)
Скачать проект «Рассказ о слове солнце» (файл Word)
Скачать пример ГДЗ презентация проект «Рассказ о слове солнце»
Проект по русскому языку 3 класс «Рассказ о слове собака»
Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.
Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.
В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку «Рассказ о слове». С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.
Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.
Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.