Рассказ о слове говорить

Урок
по русскому языку в 3 б классе.

Учитель 
Лазуренко Альфия Линуровна.

Тема урока:   Слово.

Наименование УМК:
«Школа России»

Цель:
открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения, изучения и
практического использования, расширять и обогащать активный словарный запас
детей.

Задачи:

образовательные:
учить подбирать текстовую   информацию с использованием различных источников,
отбирать её, использовать имеющиеся знания, расширять их;

развивающие:
развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения
с использованием научной терминологии; развивать творческие способности;

воспитательные
воспитывать любовь к родному языку,  культуру делового общения; уважительное
отношение  к мнению, отличному от своего.

Тип урока: обобщающий
урок – проект.

Вид проекта: информационный;
 по профилю знаний — предметный; по форме проведения – групповой.

Педагогическая технология:
технология сотрудничества.

 Планируемые результаты:

предметные УУД:
формирование умения характеризовать слово; распознавать омонимы, подбирать
синонимы и антонимы, однокоренные слова;

личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания
осваивать новые виды деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению;

метапредметные
УУД:
формирование умения работать по плану, 
контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала;
формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе;
взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

формирование умения
находить и использовать необходимую информацию, использовать словари для
решения практических задач, осознанно строить речевое высказывание;

Формы работы:
фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник — В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2018г.

Ход
урока:

I.                  
Организационный. Создать благоприятный психологический
климат. Настроить на продуктивную работу.

            — Добрый
день.  Все готовы к уроку? Но обычного урока не будет. Сегодня мы с вами
создадим проект.    

— Прочитайте высказывание
на слайде. (Слайд 2)

— Как вы его понимаете?

II.
Мотивация. Создать условия для включения в учебную деятельность.

       — Нам надо
определить тему урока.

В этом нам поможет
стихотворение А.Барто «Сильное кино». (читает Амелия)

— Ребята, все ли было
понятно вам в стихотворении?

— Почему девочка ничего
не поняла? А вы встречали с этим в жизни?

— Что такое слово?

— С чем будем работать?  
(со словом)

Тема проекта – рассказ о
слове.

III. 
Подготовительный этап. Подвести к определению темы урока, цели и задач.

Предпроектная подготовка

 — так какая цель нашего
урока?

— какую задачу поставим
перед собой?

— как надо работать в
группе?

— Определим слово с
помощью рисунков: свеча, солнце, электрическая лампочка .  

-Что между ними общего?
(Слайд 4) (Все они дают свет).

—  О каком слове будем
говорить?  

Правильно,
будем говорить о СЛОВЕ.

IV.
Работа по теме проекта. Создание продукта. Собрать информацию о слове свет.

= На доске у нас книжка ,
а в ней кармашки с заданими. Это и будет нашим планом работы.

1. Фонетический состав
слова.

2. Лексическое значение
слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы,
Фразеологизмы.

6. Словосочетания.
Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1.На столах у
вас лежат карточки. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка.      
(Слайд 5)

(В группе выбирают лучшую
работу и выставляют в кармашек проекта).

— Ребята, не будет ли
ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну? (Фотография Земли, освещённой
солнцем») (Слайд 6)

 (Предположения детей о
картинке)

— Как  можно  точно
узнать лексическое значение слова?  

2. Работа с Толковым
словарём.  

       свет

       1. Лучистая
энергия, делающая окружающий мир видимым.

       2. Источник
освещения, освещённое место.

       3. Восход солнца,
рассвет.

       4. Сияние, свет,
внутренняя озарённость. (Переносное значение)

       свет

       1. Мир, вселенная;
земной шар вместе со всем существующим на нём.

        2. Общественная
среда, общество.

— Что подсказывает
словарь?

— Прочитайте их значения.

— Каким является первое
слова свет?

— Какие это слова по
отношению друг к другу?

— Стоит ли оставлять
последний рисунок? (Нет, его надо убрать. У него другое лексическое значение)

3. Часть речи. Карточка
№3

— Какой частью речи является
слово свет?

На карточке № 3
подчеркните нужное.  Проверка.     (Слайд 7)

( Карточку с ответами
каждая группа вставляет в кармашек проекта).

4. Однокоренные слова.
Карточка №4 синие листочки

— Посоветуйтесь и
запишите как можно больше однокоренных слов на карточках.

Проверка.  
Дети из каждой группы читают по одному слову.   (Слайд 8)

Работа с текстом на
слайде.
Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»                                                             (Слайд 9)

— Из какой сказки
отрывок? Кто автор?

— Нет ли здесь нужных нам
слов?

— Что такое светлица?

V. Физминутка.
( под песню «Солнышко лучистое» дети выполняют движения.)

VI. Продолжение
работы над проектом по плану. Создание продукта.

            5. Синонимы.
Антонимы. Фразеологизмы
.   Карточка № 5.

 (на столах в каждой
группе лежат словари синонимов и антонимов, фразеологизмов).

Работа по группам с
разными словарями: 1 ,2 группы – со словарём синонимов, 3,4 – со словарём
антонимов, 5 – со словарём фразеологизмом.  Проверка. (Каждая группа
зачитывает найденные в словарях синонимы, антонимы и вставляет в кармашки
проекта).

— Что значит  ни свет,
ни заря?
От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

-Слово свет, как и любое
другое имя существительное, дружит с именами прилагательными.  Составьте
словосочетания.  Карточка № 6.

(Самостоятельная работа.
Проверка. Карточки вставляются в кармашек проекта).

— Это было легко? Что
надо сделать, чтобы было много словосочетаний и работалось легче?

7. Работа с пословицами.

— Такое замечательное
слово не могло не попасть в пословицы. Дома вы должны были найти пословицы со
словом свет.  Назовите мне пословицы. 

— запишите понравившуюся
пословицу на листочек и вставьте в кармашек.

V
Защита проекта. Подвести итоги деятельности.

(Ученики  от каждой
группы у доски подводят итог по проделанной работе, рассказывают все что узнали
о слове. Ребята помогают с места).

— Выполни ли мы задачу
урока?

— Достаточно ли полно
изложен материал?

— Поможет это сообщение
запомнить сведения о слове?

VI 
Рефлексия. Соотносить  цели урока и его результат.

— Что узнали сегодня
нового?

—      Что для вас было
самым трудным?

Как работали сегодня:
спустя рукава или засучив рукава?

Д/з  
Создать свой   проект на любое слово.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

  наст. прош. повелит.
Я говорю́ говори́л
говори́ла
Ты говори́шь говори́л
говори́ла
говори́
Он
Она
Оно
говори́т говори́л
говори́ла
говори́ло
Мы говори́м говори́ли
Вы говори́те говори́ли говори́те
Они говоря́т говори́ли
Пр. действ. наст. говоря́щий
Пр. действ. прош. говори́вший
Деепр. наст. говоря́
Деепр. прош. говори́в, говори́вши
Пр. страд. наст. говори́мый
Пр. страд. прош. говорённый
Будущее буду/будешь… говори́ть

говори́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b.

Корень: -говор-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [ɡəvɐˈrʲitʲ

Семантические свойства

Значение

  1. владеть, пользоваться устной речью, языком ◆ Ребёнок только недавно начал говорить. ◆ Её покойная мать сама одевалась всегда по последней моде и всегда возилась с Аней и одевала её изящно, как куклу, и научила её говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку. А. П. Чехов, «Анна на шее», 1895 г. [Викитека]
  2. произносить слова, вести речь, выражать в устной речи какие-либо мысли, мнения, сообщать что-либо ◆ Нешто мы без него, говорит, не знаем нашего поведения? А. П. Чехов, «Унтер Пришибеев», 1885 г. [Викитека] ◆ Предупреждаю вас, что вы должны говорить одну только сущую правду и что всё, сказанное здесь, вы должны будете подтвердить на суде присягой. А. П. Чехов, «Ты и вы», 1886 г. [Викитека]
  3. перен. свидетельствовать, давать представление, передавать информацию о чём-либо ◆ Толстые губы его сильно говорят о чувственности. Помните, как он губами причмокивал, когда Акульку с Наной сравнивал? А. П. Чехов, «Шведская спичка», 1883 г. [Викитека] ◆ Он молчал: но выражение лица его и положение всего тела говорило: «Знаю, знаю; уж мне не первый раз это слышать. Ну бейте же; коли так надо — я снесу». Л. Н. Толстой, «Утро помещика», 1856 г. [Викитека]
  4. перен. подсказывать, предсказывать (о предчувствии, интуиции) ◆ Тёмное, но сильное чувство говорило мне, что за разрешением их не следовало обращаться к Фустову. И. С. Тургенев, «Несчастная», 1868 г. [Викитека]
  5. разг. беседовать, разговаривать с кем-либо ◆ Когда сойдутся немцы или англичане, то говорят о ценах на шерсть, об урожае, о своих личных делах; но почему-то когда сходимся мы, русские, то говорим только о женщинах и высоких материях. А. П. Чехов, «Ариадна», 1895 г. [Викитека]
  6. перен. сказываться, проявляться в чьих-либо действиях, поступках, словах и т. п ◆ А может, это говорило в нём законопослушание: раз тебе полагается, должен получить. Ю. М. Нагибин, «Бунташный остров», 1994 г. [НКРЯ]
  7. безл. ходят слухи, идёт молва ◆ Два дня после странного приключения на вечере у Настасьи Филипповны, которым мы закончили первую часть нашего рассказа, князь Мышкин поспешил выехать в Москву по делу о получении своего неожиданного наследства. Говорили тогда, что могли быть и другие причины такой поспешности его отъезда. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1874 г. [Викитека] ◆ Знайте, что всё злое, подлое, гнусное, что говорят о мало-мальски известных людях, распустил по Москве я. А. П. Чехов, «В Москве», 1891 г. [Викитека] ◆ Про Мастакова говорят много нехорошего — всё это ложь! Преотчаянная, зловонная ложь. А. Т. Аверченко, «Знаток женского сердца» [Викитека]
  8. безл. высказывать какое-либо мнение, суждение; обсуждать что-либо, рассуждать о чём-либо ◆ Про него нельзя было сказать «умный человек» в том смысле, как обыкновенно говорят о людях, замечательно наделённых этой силою. И. А. Гончаров, «Обрыв», 1869 г. [Викитека] ◆ В этом последнем случае говорят о юридическом лице, как особом субъекте права, отличном от лица физического. «Юридическое и физическое лицо» Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890—1907.

Синонимы

  1. разговаривать
  2. разговаривать
  3. сообщать
  4. подсказывать, предсказывать
  5. беседовать, разговаривать, переговариваться
  6. разг.: поговаривать, молва ходит; разг., пренебр.: сплетничать, судачить; разг., пренебр.: трепаться, славить
  7. высказывать, высказываться, обсуждать, рассуждать

Антонимы

  1. немотствовать
  2. молчать

Гиперонимы

  1.  —

Гипонимы

  1. выражаться
  2. болтать, беседовать, бросаться словами, выбалтывать, рассказывать, давать волю языку, изъясняться, картавить, заикаться, кидаться словами, лепетать, лопотать, объясняться, проговориться, противоречить, разбалтывать, толковать, фразёрствовать; разг.: балагурить, травить (байки); прост.: балаболить, балакать, балякать, гутарить; детск.: калякать, лялякать; пренебр., разг.: точить лясы, вякать, городить (чушь), квакать, молоть (чушь, языком), мусолить, мутить, нести, петь, переливать из пустого в порожнее, плести, празднословить, пустозвонить, пустословить, разводить (тары-бары, растобары, турусы), разглагольствовать, разоряться, распускать язык, стрекотать, суесловить, трезвонить, трепаться, чесать языком, мозолить (язык), трубить, словоблудить, свистеть, талдычить, толкать (речь); разг., редко: тренькать, чирикать, щебетать; жарг.: бакланить, базланить, бухтеть, лепить, лить, лесничать, лестничать, мандить, мотать, звонить, парле, сарафанить, фенеботать, фенить, фонить, фанить, тарабарить; устар.: ергочить

Родственные слова

Ближайшее родство
  • глаголы: говориться, возговорить, выговорить, договорить, заговорить, переговорить, проговорить
Список всех слов с корнем говор⁽ʲ⁾- [править]
  • уменьш.-ласк. формы: говорок, говорочек;
  • договорничок, договорчик, оговорочка, отговорочка, приговорочка, приговорчик, поговорочка, проговорочка, разговорничек, разговорчик, уговорчик;
  • скороговорочка
  • существительные: говор, говорение, говоренье, говорильня, говорка, говорливость, говорун, говорунья, гово́ря;
  • безоговорочность, выговаривание, выговариванье, выговор, выговоренье, выговорка, договаривание, договариванье, договор, договорённость, договорник, заговаривание, заговариванье, за́гово́р, заговорщик, заговорщица, заговорщичество, наговаривание, наговариванье, на́гово́р, наговорщик, наговорщица, недоговаривание, недоговариванье, недоговорённость, недоговорка, неразговорчивость, несговорчивость, неуговорчивость, обговаривание, обговариванье, оговаривание, оговариванье, оговор, оговорка, оговорщик, оговорщица, отговаривание, отговариванье, отговор, отговорка, переговаривание, переговариванье, переговорщик, переговорщица, переговоры, поговаривание, поговариванье, поговорка, подговаривание, подговариванье, подговор, приговор, приговорка, проговаривание, проговариванье, проговорка, разговаривание, разговариванье, разговор, разговорник, разговорность, разговорчивость, сговаривание, сговариванье, сговор, сговорённость, сговорчивость, уговаривание, уговариванье, уговариватель, уговаривательница, уговор, уговорчивость, уговорщик, уговорщица;
  • громкоговоритель, договор-обязательство, договор-поручение, малоразговорчивость, самооговаривание, самооговариванье, самооговор, скороговорка, чистоговор
  • прилагательные: говорильный, говорковый, говорливый, говорящий;
  • безоговорочный, договорной, договорный, заговорённый, заговорщицкий, заговорщический, недоговорённый, неразговорчивый, несговорчивый, неуговорчивый, оговорный, переговорный, поговорочный, разговорный, разговорчивый, сговорчивый, уговорный, уговорчивый;
  • громкоговорящий, малоговорящий, малоразговорчивый, многоговорящий, скороговорный, скороговорочный
  • глаголы: говорить, говориться; говаривать
сов. вид
 
сов. вид
возвр.
несов. вид
 
несов. вид,
возвр.
возговорить  — возговаривать  —
выговорить выговориться выговаривать выговариваться
договорить договориться договаривать договариваться
заговорить заговориться заговаривать заговариваться
изговорить  — изговаривать изговариваться
наговорить наговориться наговаривать наговариваться
недоговорить недоговориться недоговаривать недоговариваться
обговорить обговориться обговаривать обговариваться
оговорить оговориться оговаривать оговариваться
отговорить отговориться отговаривать отговариваться
переговорить переговориться переговаривать переговариваться
поговорить  — поговаривать поговариваться
повыговорить  — повыговаривать  —
подговорить подговориться подговаривать подговариваться
понаговорить  — понаговаривать  —
 —  — пообговаривать  —
 —  — поотговаривать  —
 —  — поподговаривать  —
 —  — поприговаривать  —
поразговорить  — поразговаривать  —
 —  — посговаривать посговариваться
 —  — поуговаривать поуговариваться
приговорить приговориться приговаривать приговариваться
проговорить проговориться проговаривать проговариваться
разговорить разговориться разговаривать разговариваться
сговорить сговориться сговаривать сговариваться
самооговорить самооговориться самооговаривать самооговариваться
уговорить уговориться уговаривать уговариваться
  • причастия: говоривший, говорящий
  • деепричастия: говорив, говоривши, говоря́
  • наречия: говорком, говорливо;
  • безоговорочно, заговорщицки, заговорщически, неразговорчиво, несговорчиво, неуговорчиво, разговорчиво, сговорчиво, уговорно, уговорчиво;
  • малоразговорчиво, по-заговорщицки, по-заговорщически, скороговорочно

Этимология

Происходит от говор, далее от праслав. *govorъ, от кот. в числе прочего произошли: укр. говорити, болг. го́вор «разговор», гово́ря «говорю», сербохорв. го̏во̑p «речь, разговор», гово́рити «разговаривать», словенск. gȏvor, govoríti, чешск. hovor, hovořit, словацк. hovoriť, кашубск. gævær «голос, язык», в.-луж. howrić «глухо звучать, бушевать». Другая ступень чередования: польск. gwar «шум, говор», gwara «диалект, говор». Родственно также латышск. gaura «болтовня», gaurat, -ãju «свистеть; бушевать», gavile^t, -ẽju «буйно ликовать; петь (о соловье)», лит. gauju, gauti «выть», gaudžiù, gaũsti «звучать», др.-в.-нем. gikewen «звать», англос. cíegan (из *kaujan) — то же, гутнийск. kaum «вой», др.-в.-нем. kûma «жалоба», др.-инд. jṓguvē «издаю звук, кричу», gavatē «звучит», греч. γόος «жалоба», γοάω «жалуюсь, плачу». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • (просто и) не говорите
  • вообще говоря
  • говорит само за себя
  • говорит, как пишет
  • говорить загадками
  • говорить матом
  • говорить на ветер
  • говорить на разных языках
  • говорить напрямоту
    • говорить начистоту
  • говорить обиняками
  • говорить под руку
  • говорить правду
  • говорят тебе
    • говорят вам
  • иначе говоря
  • как бы говорит нам
  • как говорят
    • говорят, что
  • кто бы говорил
  • мягко говоря
  • не говорите
    • и не говорите
  • не говоря уже
    • не говоря уже о
  • не говоря худого слова
  • не спрашивай — не говори
  • нечего говорить
  • ни слова не говоря
  • свободно говорить
  • что и говорить
  • что ни говори

Пословицы и поговорки

  • говорят, что кур доят
    • говорят, в Москве кур доят
  • дурак — кто говорит не так
  • правду говорить — себе досадить
  • сказал а, говори и бэ

Перевод

владеть речью
  • Амхарскийam: ተናገረ
  • Английскийen: speak, talk
  • Армянскийhy: խոսել
  • Болгарскийbg: говоря
  • Венгерскийhu: beszél
  • Вьетнамскийvi: nói
  • Греческийel: μιλώ
  • Датскийda: tale
  • Идоиio: parolar
  • Испанскийes: hablar
  • Итальянскийit: parlare
  • Курдскийku: gotin
  • Кхмерскийkm: និយាយ (km)
  • Латгальскийltg: runuot
  • Латышскийlv: runāt
  • Лезгинскийlez: рахун
  • Литовскийlt: kalbėti
  • Немецкийde: sprechen
  • Нидерландскийnl: spreken
  • Норвежскийno: tale
  • Палиpi: katheti, vacati
  • Польскийpl: mówić
  • Португальскийpt: falar
  • Румынскийro: vorbi
  • Сербскийsr (кир.): говорити
  • Суахилиsw: sema, zungumza
  • Турецкийtr: konuşmak
  • Узбекскийuz: gapirmoq
  • Украинскийuk: говорити
  • Финскийfi: puhua
  • Французскийfr: parler
  • Хорватскийhr: govoriti
  • Чешскийcs: mluvit
  • Шведскийsv: tala (sv), prata (sv)
  • Эсперантоиeo: paroli
  • Эстонскийet: rääkima
произносить слова
  • Абхазскийab: аҳәара́
  • Английскийen: speak, talk; say, tell
  • Болгарскийbg: говоря
  • Бурятскийbua: дуугарха, хэлэхэ
  • Венгерскийhu: beszél
  • Греческийel: μιλώ
  • Датскийda: tale
  • Идоиio: dicar
  • Индонезийскийid: bicara
  • Испанскийes: hablar
  • Итальянскийit: parlare
  • Казахскийkk: сөйлеу
  • Курдскийku: gotin
  • Кхмерскийkm: និយាយ (km)
  • Латгальскийltg: saceit
  • Латинскийla: dicere (dico), orare (oro)
  • Латышскийlv: teikt, sacīt
  • Литовскийlt: sakyti, tarti
  • Малагасийскийmg: miresaka
  • Немецкийde: sprechen, reden
  • Нидерландскийnl: spreken
  • Норвежскийno: tale
  • Польскийpl: mówić
  • Португальскийpt: falar
  • Румынскийro: vorbi
  • Сербскийsr (кир.): говорити
  • Сомалийскийso: sheegid
  • Татарскийtt: әйтергә, сөйләргә
  • Узбекскийuz: gapirmoq
  • Украинскийuk: казати
  • Финскийfi: sanoa
  • Французскийfr: parler
  • Хорватскийhr: izgovarati, govoriti
  • Чувашскийcv: кала
  • Шведскийsv: tala (sv), säga (sv)
  • Эсперантоиeo: paroli
  • Эстонскийet: rääkima
  • Японскийja: 話す (はなす)
подсказывать, предсказывать (перен.)
  • Латышскийlv: teikt
ходят слухи (безл.)
  • Английскийen: the report goes, it is rumoured that …, there were whispers, there are speculation
  • Латинскийla: fama est
  • Латышскийlv: melš, ka …, runā, ka …
  • Немецкийde: man erzählt sich, die Gerüchte kommen herum, das Gerücht ist im Gange, es geht das Gerücht um, daß …, es sind Gerüchte in Umlauf, daß …, ein Gerede geht um …

Библиография

  • Ничман З. В. К вопросу о лексико-семантических группах слов (На материале глаголов устной речи в современном русском языке) // Научные труды Новосибирского педагогического института. 1973. Вып. 91. Новосибирск, 1973, с. 4-19.
  • Зализняк Анна А. Словарная статья глагола говорить // Семиотика и информатика. Вып. 32. Материалы к Интегральному словарю современного русского литературного языка (образцы словарных статей). М.: ВИНИТИ, 1991, с. 71-83.

Interrobang.svg

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

говорить, говорю, говоришь, несовер.

1. без доп. пользоваться, владеть устной речью. Ребенок начинает говорить на втором году от рождения. Он не говорит от рождения.

| Уметь пользоваться устной речью на каком-нибудь языке. Я свободно говорю по-английски.

2. (совер. сказать) что и о чем. Выражать устной речью какие-нибудь мысли, устно сообщать что-нибудь. Говорить правду. Говорить ложь. Инженер долго говорил о постройке нового завода. Он с увлечением говорил о знаменитой певице.

| что и без доп. Выступать публично с каким-нибудь видом устной речи, произносить речь. Говорить проповедь. Говорить перед массовой аудиторией. Оратор говорит уже два часа. Говорить с блеском. Говорить с большим подъемом.

| что, о чём и с союзом «что». Высказывать какую-нибудь мысль в письменном сочинении. Гегель говорит об этом в 1 томе своей «Энциклопедии». Он говорит в своем письме, что приедет в Москву через месяц.

| что. Высказывать какую-нибудь мысль, сентенцию, тезис. Прудон говорит, что собственность — это воровство. Пушкин говорит, что мы ленивы и нелюбопытны.

3. о ком-чем. Высказывать, выражать какое-нибудь мнение, суждение о ком-чем-нибудь. О нем говорят, как о подающем большие надежды писателе.

| о ком-чем. Делать из кого-чего-нибудь предмет толков, обсуждения, внимания. О нем говорит вся Москва. Об этом случае говорили целый месяц.

4. с кем-чем. Разговаривать, иметь общение с кем-нибудь (разг.). Они не говорят уже несколько дней.

5. (совер. сказать) перен., что и без доп. Выражать что-нибудь, быть содержательным (о словах). Ничего не говорящие слова. Это замечание мне мало говорит.

6. перен., что и о чем. Выражать какую-нибудь мысль, сообщать что-нибудь своим внешним видом (без помощи слов). Он клянется в преданности, но его поступки говорят совсем другое (совсем о другом).

| что и без доп. быть выразительным (разг.). Эта картина говорит мне многое. «Сделайте милость, Анна Андреевна, откройте мне эту тайну, отчего ваши глаза, Просто, говорят.» Гоголь.

| что и о чем. Символизировать (книж.). Тучи говорят о приближающейся буре. Красные флаги говорят, что сегодня революционный праздник.

7. перен., о чем и в пользу чего. Свидетельствовать о чем-нибудь, указывать на что-нибудь, быть доводом в пользу чего-нибудь это говорит не в вашу пользу. Всё говорит о том, что Европа переживает тяжелый экономический кризис.

8. перен., в ком-чем. Придавать чьей-нибудь речи тот или иной характер, быть причиной характера чьей-нибудь речи (о внутренних качествах, свойствах; книж.). В нем говорит собственник.

Нечего говорить (разг.) — само собою разумеется, понятно. Говорит само за себя (разг.) — не нуждается в объяснении, в подкреплении какими-нибудь сторонними доказательствами. Как говорят или говорят, что (разг.) — ходят слухи. Говорят тебе, вам (с повел. интонацией, разг.) — тебе, вам приказано, велено. Говорят вам, перестаньте шуметь! что и говорить (разг.) — верно, конечно. «Малый был неказистый, что и говорить, а все-таки он мне понравился.» А.Тургенев. (Просто) не говорите (разг. фам., в начале реплики) — да, да, это так. Иначе говоря — другими словами. Не говоря худого слова (разг. шутл.) — без предупреждения, вдруг. Не говоря худого слова, влепил ему пощечину. Не говоря уже о ком-чем — оставляй в стороне, не считая кого-чего-нибудь, помимо кого-чего-нибудь.

В школе Кате задали очередной самостоятельный проект. В этот раз на урок русского языка. Надо было подготовить рассказ о слове. То есть взять любое слово и разобрать его с самых разных сторон: фонетически, лексически, найти синонимы-антонимы, связанные слова и т.п. 

Катя не пошла простым путем сделать как предлагали – просто оформить разбор на листе А4. А сама вызвалась сделать лэпбук.
Мои занятия с ней не прошли даром:)

Лэпбук я ей немножко помогла – чертила и отмеряла кармашки, даже задумалась, чтобы сделать ей шаблоны – надоело каждый раз заново вымерять, пусть комбинирует из готовых:)
И еще распечатала тексты про пословицы и загадки, потому что проект мы делали за один вечер (дотянули!), и Катя уже к этому времени очень устала, чтобы выписывать их вручную.

А вот с наполнением лэпбука она сама разобралась. Правда, с выбором самого слова пришлось помучиться – это только кажется, что можно взять любое.
Не тут-то было: то к нему антоним не подберешь, то синонимов мало – скучно, то поговорок нет или они такие странные, что нормальные люди их не знают))) Еле нашли такое, чтобы все пункты плана проекта в нем отразить можно было. Это оказалось слово “день”. А что у Кати с ним вышло, я дальше покажу подробнее.

Лэпбук для проекта по русскому языку "Рассказ о слове"
Лэпбук для проекта по русскому языку “Рассказ о слове”

Вот так вот лэпбук для проекта “Рассказ о слове” выглядит внутри. Правда, уже серьезно? Никаких картинок и фоток, как в прежних лэпбуках.

Лэпбук для проекта по русскому языку "Рассказ о слове"
Тематическая папка по русскому языку, 3 класс

А вот так будет, если все, что внутри, открыть.

Лэпбук для проекта по русскому языку "Рассказ о слове"
Тематическая папка по русскому языку, 3 класс

Дальше по-порядку:
Вот тут у Кати записаны однокоренные слова к слову “день”

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Однокоренные слова

Здесь вот лексическое значение. Вернее значения, так как слово многозначное: день может быть как сутки, может быть как светлое время суток и может быть временем после утра, но перед вечером.
И фразеологизмы со словом “день”. Их достаточно много, Катя повыписывала самые ходовые.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”.Фразеологизмы и лексическое значение

Вот здесь антоним. Нашли всего один “день-ночь”. Зато Катя нарисовала к ним картинку.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Антонимы

С синонимами слову “день” повезло больше – их в лэпбуке три: сутки, обед (в смысле обеденное время (говорят: я приду после обеда) и просто названия дней недели.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Сиинонимы

В кармашке лэпбука вложены слова, которые можно сочетать со словом “день” – их так много, что при желании можно было бы найти хоть сто штук.

Еще Катя сделала фонетический разбор слова “день” по буквам.
И определила, что за часть речи наше слово:)
Для полноты картины надо бы еще грамматический разбор слова сделать, да они еще не умеют – как раз следующая тема будет об этом.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Часть речи

С правой стороны лэпбука вся “литературная” часть.
Пословицы про слово “день” не редкость: мы нашли в интернете целый список.
А вот с загадками сложнее. Всего две нормальных. Отгадайте: “Что было вчера и будет завтра?” и “С зарей родился, чем больше рос, тем меньше становился”.
А в качестве предложения с этим словом подобрали детский стишок про день рождения.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Пословицы, загадки, предложения со словом

И под конец оставили оформление обложки. Хорошо, что у нас дома есть цветной скотч – им быстренько можно все украсить:)

Проект по русскому языку "Рассказ о слове"
Проект по русскому языку “Рассказ о слове”

 Вот уставшая, но довольная ученица со своим проектом 🙂

Проект по русскому языку "Рассказ о слове"
Проект по русскому языку “Рассказ о слове”

А вы хотите тоже научиться делать лэпбуки?
У меня в блоге есть матер-класс, в котором я рассказываю как их делать самостоятельно
Посмотреть его можно тут: “МК Как сделать лэпбук?”
А если вам хочется воспользоваться уже готовыми файлами для лэпбуков, то у меня на сайте Магазина лэпбуков //lapbook.ru/ их уже три десятка
Заходите, выбирайте, клейте папочки!

А вот здесь можно посмотреть другие Катины проекты для младшей школы Математический детектив, Проект “Страны мира”: Лэпбук про Австралию, Проект “Города России”: Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Исследовательский проект “Есть ли интеллект у хомяка?“, Проект “Красная книга. Возьмем под защиту“, Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация “Геокешинг“, Проект “Мой домашний питомец“, Коллаж “Моя семья в годы войны”, Космическая коробочка, Исследовательский проект “Изучение дождевого червя в домашних условиях“, Можно ли есть снег – опыты по мотивам урока, “Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы“, Презентация о зоопарке “Солнечный остров”, Проект “Моя семья”, Проект “Математика вокруг нас”, Коллекция горных пород.

  • Рассказ о скачках на английском языке
  • Рассказ о слове глаза
  • Рассказ о скалозубе горе от ума 2 действие
  • Рассказ о слове ворона проект 3 класс
  • Рассказ о скале петушок