«Портрет одного слова: картофель»
PPTX / 961.88 Кб
/data/files/d1570028905.pptx («Портрет одного слова: картофель»)Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа-интернат «Эверест», реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
.
Индивидуальный исследовательский проект
«Портрет одного слова: картофель»
Выполнил: Аросланкина Алла,
ученица 9 «А» класса
Руководитель: Бачурина Н. С,
Учитель русского языка и литературы.
Екатеринбург, 2017
1. Название проекта: Портрет слова «Картофель»
2. Учебный предмет: русский язык, история
3. Класс: 9.
4. Возраст учащегося: 16 лет.
5. Количество участников: 1.
6. Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (2 месяца)
7. Цель проекта: используя справочники, научную литературу и другие источники, собрать информацию о слове «картофель».
Задачи:
совершенствовать умения работать с научной и со справочной литературой;
проанализировать слово «картофель» с помощью разных областей науки;
совершенствовать коммуникативные умения.
Планируемый результат: выступление перед учащимися в рамках НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Планируемый продукт: Презентация, отражающая основные этапы над проектом.
Аннотация проекта.
Портрет слова «Картофель»
Историческая страница
Этимологическая страница
Лексикографическая страница
Словообразовательная страница
Фразеологическая страница
Литературная страница
Историческая страница
Сегодня в это трудно поверить, но картофель достаточно долго завоевывал популярность и не только в России но и в просвещенной Европе.
История картофеля насчитывает не одно тысячелетие. Его родиной является Латинская Америка. Благодаря питательным свойствам и простоте приготовления, картофель был очень популярным продуктом питания индейцев.
А европейцы, с большим недоверием отнеслись к появлению в XVI веке этого ценного продукта.
Впервые культивировать картофель начали индейцы Южной Америки, жители бассейна озера Титикака, расположенного между Перу и Боливией.
Прибыв в 1547 году в Южную Америку испанские завоеватели, были крайне удивлены, что индейцы обожествляют некие клубни, проводя над ними торжественные ритуалы.
Появившись в Европе к середине XVI столетия, картофель, прижился не сразу и долгое время считался растением не пригодным в пищу. Врачи, к примеру, серьезно считали картофель разносчиком проказы и причиной помутнения рассудка.
Россию первую партию картофеля прислал Петр I, с наказом разослать по всем губерниям для выращивания. Но этой прекрасной затее Петра I не суждено было осуществиться при его жизни.
Когда Западная Европа во всю уже выращивала картофель, россияне, в большинстве своем обходились репой. Вплоть до второй половины XIX века картофель, несмотря на грозные указы правительства, так и не занял достойного места в питании россиян.
Поначалу картофель считался экзотическим растением и подавался на стол только в аристократических домах. В 1758 году Петербургская академия наук опубликовала статью «О разведении земляных яблок» — первую в России научную статью о возделывании картофеля. Немногим позже статьи о картофеле опубликовали Я. Е. Сиверс (1767 год) и А. Т. Болотов (1770 год).
Государственные меры по распространению картофеля были приняты при Екатерине II: в 1765 году вышло Наставление Сената «о разведении земляных яблоков». Наставление содержало детальные рекомендации по разведению и употреблению новой культуры и вместе с семенами картофеля было разослано по всем губерниямъ.
Из-за множества отравлений, вызванных употреблением в пищу плодов и молодых клубней, содержащих соланин, крестьянское население поначалу не приняло новую культуру. Лишь постепенно он получил признание, вытеснив из крестьянского рациона репу. Тем не менее, ещё в XIX веке многие крестьяне называли картофель «чёртовым яблоком» и считали грехом употребление его в пищу.
Тем не менее «картофельная революция» времён Николая I увенчалась успехом. К концу XIX века в России было занято под картофель более 1,5 млн га. К началу XX века этот овощ уже считался в России «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания
«Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, пищевое сырье из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру»
Такой пышный «букет» достоинств картофеля составили российские журналисты конца XVIII века, чтобы популяризировать его среди населения. Пройдя долгий путь несправедливого осуждения, картофель все же завоевал себе прочное и почетное место на обеденном столе. Он расселился по всему свету и кормит сегодня миллионы людей. Из него готовят сотни блюд, его едят утром, в обед и вечером и справедливо называют вторым хлебом человечества.
Лексикографическая страница
В отечественных толковых словарях слова картофель и картошка рядом.
Картофель, -я (-ю), м. Клубнеплод сем. паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также (собир.) сами клубни. II прил. картофельный, -ая, -ое. Картофельная мука (крахмал из картофеля).
Толковый словарь С.И.Ожегова
Картошка -картошки, ж. (простореч.). 1. только ед., собир. То же, что картофель. Садить, копать картошку. Жареная картошка. Одной картошкой сыт не будешь. 2. То же, что картофелина. Несколько картошек. Нос картошкой (разг. фам.) — широкий, толстый в нижней части, похожий на картофелину.
(Толковый словарь Д.Н.Ушакова)
Этимологическая страница
Карто́фель. Заимствование из немецкого, где Kartoffel («картофель») имел ранее форму Tartuffel, восходящую через итальянское tartufolo («трюфель») к латинскому terratuber, что буквально значит «земляная шишка» от terra — «земля» и tuber — «шишка».
(Происхождение слова картофель в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А. )
Картофель. Немецкое — kartoffel. Итальянское — tartufolo (трюфель). В русском языке слово получило распространение во второй трети XVIII в. Оно было заимствовано из немецкого языка, в который пришло из итальянского. Картофелем называют съедобный корнеплод, завезенный европейцами из америки в XVI в. Свое название он получил из-за сходства с трюфелями. Производное: картофельный.
( Происхождение слова картофель в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В. )
Карто́фель. Название для этого вывезенного из Америки растения создано в Италии. Там в XVI веке заморские клубни показались похожими на гриб трюфель: как и он, они росли под землей. «Трюфель» по-итальянски — «тарту́фоло»; это слово немцы превратили в «картоффель»; отсюда пошли и польское «карто́феля», и украинское «карто́пля», и наши «картофель», «картошка». Само же исходное «тартуфоло», по-видимому, связано с латинским «тэрратубер» — «земляной клубень».
(Происхождение слова картофель в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В. )
Словообразовательная страница
Словообразовательное гнездо
Комплексная единица словообразовательной системы — словообразовательное гнездо, представляющее собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, называется вершиной данного гнезда. Элементами словообразовательного гнезда, кроме его вершины, являются также словообразовательная цепочка и словообразовательная парадигма.
В гнезде к базовому слову картофель примыкают производные слова — модификационные образования. Это картошка, картофелина или картошина — один клубень картофеля; картошечка, картофелинка — небольшой по размеру клубень картофеля. Для этих слов вопросы будут типизированными («как называется то, что связано с / имеет отношение к картофелю?»).
1. Кто разводит / выводит картофель? — Картофелевод.
2. К какой области деятельности относится разведение картофеля? — Картофелеводство.
3. Где сажают картофель? — На картофелище.
4. Чем (при помощи чего) сажают картофель? — Картофелесажалкой, картофелесажателем .
5. Чем (при помощи чего) выкапывают картофель? – Картофелекопателем, картофелекопалкой.
6. Что (= какую пищу) готовят из картофеля? — Картофельник 1 (для пояснения: это общее имя для обозначения разных блюд из картофеля), картофельник 2 (пирог с картофельной начинкой). Лексемы картофельник 1 и картофельник 2 заимствованы из диалектов; в литературном языке блюда из клубней картофеля чаще называют просто картофелем, как и базовое слово. Сюда примыкает синтаксический дериват картофельный 2 (ср.: картофельное пюре — пюре из картофеля).
Фразеологическая страница
1. Картофель в мундире (картофель, сваренный или испеченный в кожуре).
2. Нос картошкой (о широком, толстом книзу носе).
Пословицы про картошку
Проголодаешься – картофель посадить догадаешься. На Руси без картошки – что гулянка без гармошки. Картофель – второй хлеб. Без картошки, без моркошки – словно свадьба без гармошки. На крестьянина дело найдётся, на голодного картошка сыщется. Ешь картофель досыта, а сажай до пота. Картошку копать, не руками махать. Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась. Картошка да каша — еда наша. |
|
Заклички на картошку
«Ешь картошку – и без бед проживёшь до сотни лет», — так говорили на Руси.
Во Франции в XVIII веке дамы радовались изысканным украшениям из.. цветков картофеля.
А у нас, на Руси, о картофеле можно сложить оду.
Расти, картошка,
Хлебу присошка,
Расти большая.
Чтоб червь не поел,
Лихой человек не задел,
Не украл, не оторвал,
Да не вытоптал.
Расти, картошка,
С бабкину головёшку,
По моему кулаку.
Расти без счета,
Не для отчета,
Чтоб копать да собирать
До хозяйского пота.
Как красно солнышко взойдёт,
Семенная картошечка
В сыру землю упадёт.
Матушка-земля,
Прими семена,
Сохрани их, расти,
Корми, пои,
Богатым картофелем верни.
Загадки
Растет она — в земле,
Известна — в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире…(Картошка)
Этот овощ — генерал,
Овощам всем командир.
Если вы его сварили,
Не забудьте снять мундир…(Картошка)
Литературная страница
Удивительно, но о картошке есть и сказки. Например, сказка Ганса Христиана Андерсена «Картошка».
Картошка Ганс Христиан Андерсен, художник А. Кокорин
о рошему когда-нибудь да быть в чести, — сказала бабушка.— Да вот взять хотя бы картошку; немало порассказала бы она, умей она говорить! И впрямь, долгие годы картошку ни во что не ставили. Даже пасторы в церковных проповедях говорили, что, мол, дана она нам на радость и на пользу, а всё зря: народ не верил этому. Сами короли раздавали людям картофельные клубни — пусть сажают в землю. А сажал ли их кто?
Д а вот хоть в Пруссии, был там великий король, по прозвищу Старый Фриц; был он молодец, и он тоже взялся за картофель. Целый воз картофеля пожаловал одному из городов в своём королевстве и приказал бить в барабаны, чтобы созвать всех горожан на площадь. Не кто-нибудь, а отцы города показывали народу диковинные клубни и громко учили, как картофель сажать, как ходить за ним и как его готовить. Да что толку: в одно ухо вошло, в другое вышло. Люди так и не поняли, что им говорят, и стали пробовать на вкус сырую картошку.
— Тьфу, до чего противная! — говорили они и швыряли картошку в сточную канаву, и видели собственными глазами, что даже собаки брезговали ею. Нашлись и такие, кто попытался посадить картошку: одни закопали картофелины подальше друг от друга и стали ждать, когда из них вырастут деревья, и можно будет снимать плоды. Другие побросали их в одну большую яму, где клубни слиплись в ком и дали ботву. На следующий год королю пришлось всё начать сначала, и не мало утекло воды, пока до людей дошло, что им надо делать.
— И так было повсюду! Картофель, этот лучший из плодов, дарованных нам, людям, нигде ни во что не ставили,— сказала бабушка. — Зато нынче цены ему нет! Нынче-то его признали. Всему хорошему когда-нибудь да быть в чести!
Частенько случалось видеть мне, как туго приходится людям на свете; и всякий раз вспоминал я картошку и бабушкины слова.
Список литературы:
http://kartofelinka.ru
http://www.glav-dacha.ru/istorija-kartofelja
https://kartofan.org/istoriya-kartoshki.html
http://enc-dic.com/rusethy/Kartofel-927.html
http://www.rulib.info/word/kartofel.html
Автор материала: А. Аросланкина (9 класс)
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 28 человек из 11 регионов
- Курс добавлен 11.11.2022
- Сейчас обучается 138 человек из 49 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Как мы изучаем словарные слова
Творческий проект учеников
3 в класса
МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша
Руководитель: Забугорнова Н.Г. -
2 слайд
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность; каждое написание так или иначе отражает строй русского языка… Чем развитее человек, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»
М.С. Рождественский -
3 слайд
Проблема
К чему приводит бедность словарного запаса, не умение выразить свою мысль в виде распространённого предложения, отсутствие орфографической зоркости????
-
4 слайд
Цель:
Знакомство с этимологией слов, развитие внимания к языку и орфографической зоркости -
5 слайд
Задачи:
подобрать литературу по теме;
научиться пользоваться словарями и справочниками;
уметь раскрывать значение слов;
уметь использовать слова в устной и письменной речи -
6 слайд
Гипотеза:
Данная проблема должна заинтересовать многих школьников. Речь станет грамотной, богатой и выразительной, если к слову относиться внимательнее. -
7 слайд
Трудные слова
Лексический запас помогает полно и точно выразить свою мысль, поэтому надо расширять и совершенствовать словарь.
Развивать фонематическое восприятие, мышление, слуховое и зрительное внимание, память.
Развивающийся речевой слух, постоянное внимание к звуко- буквенному составу слов способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам. -
8 слайд
Развитию навыка самопроверки способствуют памятки и указания
Не пропустил ли
ты буквы?
Не уверен —
спроси у учителя.
Правильно ли ты написал
безударные гласные? … -
9 слайд
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Культура речи – это «одежда мысли», по которой сразу определяют уровень образованности человека. -
-
-
12 слайд
Какая овощная культура имеет такие цветы?
картофель -
13 слайд
Картофель, -я (-ю), м.
Огородное растение, овощ. На кустах позднего картофеля кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками. (В. Николаева)
2) Подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу. Митя увидел крупные, розовые клубни картофеля. (Б. Костин) // прил. картофельный, -ая, -ое. Картофельное поле. Картофельный суп. -
14 слайд
К истокам слова.
Слово заимствовано из немецкого языка. -
15 слайд
Однокоренные слова.
Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофелечистка. -
16 слайд
Сочетаемость слов.
Хороший, мелкий, крупный, грязный, чистый, вымытый, холодный, сырой, вареный, жареный, ранний, поздний, молодой, свежий, вкусный … картофель.
Картофель в мундире. Картофель с селедкой. Оладьи из картофеля. Мешок из-под картофеля. Очистки от картофеля. Котлеты с картофелем.
Сажать, выращивать, окучивать, копать, убирать, покупать, чистить, варить, жарить, любить картофель.
Из картофеля (делать что-л., готовить). Картофель пророс, растет, цветет. -
17 слайд
Когда так говорят?
1) Картошка в мундире — картофель, сваренный или испеченный в кожуре.
2) Нос картошкой — о широком, толстом книзу носе. -
18 слайд
Пословицы и поговорки.
1) Картофель — хлебу подспорье.
2) Картошка поспела — берись за дело.
3) Картошка созреет —
скот согреет. -
19 слайд
Загадки.
Орехи в земле, листья на земле.
2) Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? -
20 слайд
Предложения, тексты.
В середине сентября колхозники начинают копать картофель. С больших площадей его убирают при помощи специальных машин-картофелекопалок.
2) Обед наш был небогат: хлеб, кусочек сала и несколько вареных картофелин.
3)После трудового дня как вкусен был картофельный суп с грибами!
4) У картошки важный вид, нам картошка говорит:
«Я главнее всех в квартире потому, что я в мундире!» (А. Шевченко)
5) Картофеля глазки, Лежите и зрейте,
не глазки — глазки, Пусть будет ботва
входите-ка в землю, Зеленой и тоненькой,
Влезайте, дружки! Как кружева.
(Л. Квитко) -
21 слайд
ов.щи
п.м.дор, .гурец, к.ртоф.ль -
22 слайд
овощи
помидор, огурец, картофель -
23 слайд
Выводы
Слова отражают национальную самобытность языка
В словах запечатлен богатый исторический опыт народа
Изучение слов повышает культуру речи и общую культуру человека
Правильное и уместное использование слов придает речи особую выразительность, меткость, образность
Краткое описание документа:
Цель: Знакомство с этимологией слов, развивая внимание к языку и орфографическую зоркость.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность; каждое написание так или иначе отражает строй русского языка… Чем развитее человек, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание» М.С. Рождественский
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 183 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 03.05.2015
- 1804
- 1
- 03.05.2015
- 506
- 0
- 03.05.2015
- 875
- 1
- 03.05.2015
- 2349
- 45
- 03.05.2015
- 1318
- 0
- 03.05.2015
- 2922
- 5
- 03.05.2015
- 4474
- 23
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Презентацию на тему «Картофель»
(3 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 7 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 2
Все про слово
Разновидность овоща, растение со съедобными клубнями. Растение попало в Европу из Америки. Немцы назвали эти плоды «картофель». В Россию овощ попал при Петре Первом. Крестьяне долго не принимали его и даже называли «чертовым хлебом». Зато сейчас большая часть жителей нашей страны не представляют свой стол без картошки.
КАРТОШКА ЗАПЕЧЕННАЯ В ДУХОВКЕ
СУП
ПЮРЕ КАРТОФЕЛЬНОЕ
Слайд 3
Прочитай, найди слово родственное словарному. Подчеркни букву.
Кругла , рассыпчата, бела На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь, правда вкусная картошка!
Слайд 4
Подбери и запиши родственные слова
Картофель, картофельный, картошка,картошечка, картофелечистка.
Какое из слов является сложным?Почему? Придумай предложение с этим словом.
Слайд 5
картофелечистка ручная механическая бытовая
Слайд 6
_____________ глазки, Не глазки , а глазки. Входите-ка в землю, Влезайте, дружки! Лежите и зрейте. Пусть будет ботва Зелёной и тоненькой, как кружева. Л.Квитко.
Прочитай. Впиши пропущенное слово
Слайд 7
Впиши в каждое словосочетание слово картофель. Какими частями речи являются слова в словосочетаниях? Надпиши.
Жарить_________ , _________ запеканка , _________ оладьи, Пюре из ______________ .
Список похожих презентаций
Ломоносов и Русский язык
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель …
Занимательный русский язык
1.Дом по улице идёт, На работу нас везёт. Он не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. Отгадай загадку! 2. Всегда во рту, а не проглотишь. 3. Какой …
И мы сохраним тебя, русский язык
Сначала было слово…. Слово несёт в себе информацию, которая материализуется в каждом человеке или в том в кого оно вложено. Три составляющих слова:. …
Зачем изучать русский язык ?
Самая большая ценность народа – его язык . Язык , на котором он пишет , говорит ,думает . Д. С. Лихачев. Посмотрите вокруг , и вы увидите много удивительных …
Занимательный русский язык
Первый тур РАЗМИНКА. 1 команда: В каком слове сорок а? Как называют звуки, состоящие только из голоса? Как можно превратить слово мел в мелкое место, …
Занимательный русский язык
Занимательный Русский язык. Я к о р Т е н О т т е п е л Г а р м о н С и р е н К а р т о ф е л. Шланг №2. B. ОТ ПАНДЫ. За вашу помощь я дарю вам подарок …
ГИА русский язык синтаксис
Синтаксис. Способы связи (однородное , параллельное, последовательное) в сложноподчиненном предложении. Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. …
ГИА: русский язык часть А
1 — + 3 4. 1. синяя,ателье,въявь 2.грустная,старается,съемка 3.прелестный,зверье,серьезность 4.юбилей,местность,стараться. В каком ряду во всех словах …
ГИА русский язык
Текст 1. (1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! –(3)Это …
Великий могучий русский язык
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» И.С.Тургенев. Язык – это наша …
Здесь русский дух… здесь Русью пахнет
Русская культура — это наша детская С трепетной лампадой, с мамой дорогой. Русская культура — это молодецкая Тройка с колокольчиком, с расписной дугой. …
Лексика и грамматика в формате ЕГЭ
Раздел «Лексика и грамматика» включает в себя 20 заданий: 13 – с кратким ответом и 7 заданий — на выбор правильного варианта ответа. Время – 40 минут. …
Изменяется ли язык с течением времени
ЦЕЛЬ. Рассмотреть проблему изменения языка с течением времени. Понаблюдать за словами с точки зрения этимологии. Проанализировать полученные данные. …
Занимательная грамматика
И М Т П Ж К Б Х Г Д З Ч А Р Н С У Ш Е О В Л Я Ф Э Ц Ю. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, …
Веселая грамматика
Приветствие команд. Мы веселые ребята, И не любим мы скучать. С удовольствием мы с вами В КВН будем играть. Обращение к жюри Вам и слава, и почет! …
Конспекты
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно). - Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама. - Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
информация, остальное лучше рассказать слушателям устно. - Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
а также правильно подобрать сочетание фона и текста. - Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом. - Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
выступления. - Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
меньше волноваться.
Презентация на тему «Картофель»
-
Скачать презентацию (0.5 Мб)
-
10 загрузок -
4.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по русскому языку на тему: «Картофель», благодаря которой учащиеся познакомятся с особенностями этого овоща, блюдами, которые из него делают, а также выполнят ряд заданий, нацеленных на грамматику и орфографию.
Краткое содержание
- Все про слово
- Практическое задание
- Подбери и запиши родственные слова
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
7
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Для проведения урока учителем
-
Содержание
-
-
Слайд 2
Все про слово
Разновидность овоща, растение со съедобными клубнями.
Растение попало в Европуиз Америки. Немцы назвали эти плоды «картофель». В Россию овощ попал при Петре Первом. Крестьяне долго не принимали его и даже называли «чертовым хлебом». Зато сейчас большая часть жителей нашей страны не представляют свой стол без картошки.
- КАРТОШКА ЗАПЕЧЕННАЯ В ДУХОВКЕ
- СУП
- ПЮРЕ КАРТОФЕЛЬНОЕ
-
Слайд 3
Прочитай, найди слово родственное словарному. Подчеркни букву.
Кругла , рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда вкусная картошка!
-
Слайд 4
Подбери и запиши родственные слова
- Картофель, картофельный, картошка,картошечка, картофелечистка.
- Какое из слов является сложным?Почему? Придумай предложение с этим словом.
-
Слайд 5
картофелечистка
- ручная
- механическая
- бытовая
-
Слайд 6
_____________ глазки,
Не глазки , а глазки.
Входите-ка в землю,
Влезайте, дружки!
Лежите и зрейте.
Пусть будет ботва
Зелёной и тоненькой, как кружева.
Л.Квитко.
Прочитай. Впиши пропущенное слово
-
Слайд 7
Впиши в каждое словосочетание слово картофель. Какими частями речи являются слова в
словосочетаниях? Надпиши.
Жарить_________ ,
_________ запеканка ,
_________ оладьи,
Пюре из ______________ .
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Слайд 1
Как мы изучаем словарные слова
Творческий проект учеников
3 в класса
МКОУ
СОШ № 1 г. Карабаша
Руководитель: Забугорнова Н.Г.
Слайд 2«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая
деятельность; каждое написание так или иначе отражает строй русского языка… Чем развитее человек, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»
М.С. Рождественский
Слайд 3Проблема
К чему приводит бедность словарного запаса, не умение выразить свою мысль
в виде распространённого предложения, отсутствие орфографической зоркости?
???
Слайд 4Цель:
Знакомство с этимологией слов, развитие внимания к языку и орфографической
зоркости
Слайд 5Задачи:
подобрать литературу по теме;
научиться пользоваться словарями и справочниками;
уметь раскрывать значение слов;
уметь
использовать слова в устной и письменной речи
Слайд 6Гипотеза:
Данная проблема должна заинтересовать многих школьников. Речь станет грамотной,
богатой и выразительной, если к слову относиться внимательнее.
Слайд 7Трудные слова
Лексический запас помогает полно и точно выразить свою мысль, поэтому
надо расширять и совершенствовать словарь.
Развивать фонематическое восприятие, мышление, слуховое и зрительное внимание, память.
Развивающийся речевой слух, постоянное внимание к звуко- буквенному составу слов способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам.
Слайд 8Развитию навыка самопроверки способствуют памятки и указания
Не пропустил ли
ты буквы?
Не
уверен —
спроси у учителя.
Правильно ли ты написал
безударные гласные? …
Слайд 9
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности
выражения мысли и взаимопонимания.
Культура речи – это «одежда мысли», по которой сразу определяют уровень образованности человека.
Слайд 12Какая овощная культура имеет такие цветы?
картофель
Слайд 13Картофель, -я (-ю), м.
Огородное растение, овощ. На кустах позднего картофеля
кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками. (В. Николаева)
2) Подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу. Митя увидел крупные, розовые клубни картофеля. (Б. Костин) // прил. картофельный, -ая, -ое. Картофельное поле. Картофельный суп.
Слайд 14К истокам слова.
Слово заимствовано из немецкого языка.
Слайд 15Однокоренные слова.
Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофелечистка.
Слайд 16Сочетаемость слов.
Хороший, мелкий, крупный, грязный, чистый, вымытый, холодный, сырой, вареный,
жареный, ранний, поздний, молодой, свежий, вкусный … картофель.
Картофель в мундире. Картофель с селедкой. Оладьи из картофеля. Мешок из-под картофеля. Очистки от картофеля. Котлеты с картофелем.
Сажать, выращивать, окучивать, копать, убирать, покупать, чистить, варить, жарить, любить картофель.
Из картофеля (делать что-л., готовить). Картофель пророс, растет, цветет.
Слайд 17Когда так говорят?
1) Картошка в мундире — картофель, сваренный или
испеченный в кожуре.
2) Нос картошкой — о широком, толстом книзу носе.
Слайд 18Пословицы и поговорки.
1) Картофель — хлебу подспорье.
2)
Картошка поспела — берись за дело.
3) Картошка созреет —
скот согреет.
Слайд 19Загадки.
Орехи в земле, листья на земле.
2) Что копали из
земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
Слайд 20Предложения, тексты.
В середине сентября колхозники начинают копать картофель. С больших площадей
его убирают при помощи специальных машин-картофелекопалок.
2) Обед наш был небогат: хлеб, кусочек сала и несколько вареных картофелин.
3)После трудового дня как вкусен был картофельный суп с грибами!
4) У картошки важный вид, нам картошка говорит:
«Я главнее всех в квартире потому, что я в мундире!» (А. Шевченко)
5) Картофеля глазки, Лежите и зрейте,
не глазки — глазки, Пусть будет ботва
входите-ка в землю, Зеленой и тоненькой,
Влезайте, дружки! Как кружева.
(Л. Квитко)
Слайд 23Выводы
Слова отражают национальную самобытность языка
В словах запечатлен богатый исторический опыт народа
Изучение
слов повышает культуру речи и общую культуру человека
Правильное и уместное использование слов придает речи особую выразительность, меткость, образность