Рассказ о слове ключ 3 класс проект по русскому языку

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация «Рассказ о слове ключ»

Презентация «Рассказ о слове ключ»



Скачать материал

РАССКАЗ О СЛОВЕ 
КЛЮЧ



Скачать материал

  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов

  • Сейчас обучается 149 человек из 52 регионов

аудиоформат

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РАССКАЗ О СЛОВЕ 
КЛЮЧ

    1 слайд

    РАССКАЗ О СЛОВЕ
    КЛЮЧ

  • Лексическое значениеКЛЮЧКлюч - То, что служит для разгадки, понимания чего-ни...

    2 слайд

    Лексическое значение
    КЛЮЧ
    Ключ — То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь
    Ключ Вытекающий из земли источник, родник
    Ключ Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот
    Ключ Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка
    Ключ Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма 

  • Однокоренные слова: ключик, ключевой, ключник, ключница.Синонимы: Значение, р...

    4 слайд

    Однокоренные слова: ключик, ключевой, ключник, ключница.
    Синонимы: Значение, разгадка, зацепка
    Источник, родник
    Отпирка,

    Далеко не все слова имеют антонимы. Ведь для этого нужно, чтобы в значении слова был качественный признак, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного, например: победа-поражение, уважать-презирать, мокрый-сухой.
    Поэтому особенно много антонимов среди прилагательных, выражающих качественные понятия. А среди существительных антонимов гораздо меньше. Не имеют антонимов такие существительные, как стол, стул, а также слово КЛЮЧ.
    Антонимы:

  • Фразеологизмы:Подбирать ключи" - найти способы воздействия или влияния на ког...

    5 слайд

    Фразеологизмы:
    Подбирать ключи» — найти способы воздействия или влияния на кого-либо.
    «Под ключ» — в полностью готовом для использования виде.
    «Ума палата, а ключ потерян» — человеке, который думает что он очень умный и умнее всех, а на самом деле это совсем не так.
    «Бить ключом» — о бурной, насыщенной, полной приключениями и событиями жизни.

  • Пословица: «Книга - ключ к знанию»Загадка: «Хвост во дворе, нос в конуре...

    6 слайд

    Пословица: «Книга — ключ к знанию»
    Загадка: «Хвост во дворе, нос в конуре
    Кто хвост повернёт,
    Тот в дом и войдёт!
    Предложение с этим словом:

  • БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

    7 слайд

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Сколько слов произносится людьми…Слово-основная структурная единица языка.

Каждое слово несет разную мысль… Мы можем словами выделаять наше настроение:эмоции. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия. Слово — ключ к сердцу! Как говорится:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить. Слово-дело великое. Словом можно соединить, словом можно и разъединить людей.Наша речь — это отражение наших мыслей, поступков, взглядов, убеждений, нашего духовного мира. Без дара говорить, мы бы потеряли часть самих себя.

Только пользоваться словом надо уметь: чтобы никого не обидеть.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 183 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 02.03.2018
  • 4351
  • 91
  • 02.03.2018
  • 1734
  • 29

Рейтинг:
5 из 5

  • 02.03.2018
  • 4033
  • 445
  • 02.03.2018
  • 1626
  • 33
  • 02.03.2018
  • 470
  • 0
  • 02.03.2018
  • 255
  • 0
  • 02.03.2018
  • 305
  • 0
  • 02.03.2018
  • 2481
  • 12

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»



  • Скачать материал


    • 02.03.2018


      3476
    • PPTX
      970.2 кбайт
    • 18
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Мальцева Ирина Владимировна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Мальцева Ирина Владимировна

    • На сайте: 7 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29686
    • Всего материалов:

      17

Слайд 1
«Энциклопедия
одного слова»
Проект учеников 4 класса
МОУ «Болычевская ООШ»
Андреева Александра
Артемьева Никиты
Колесниковой Лилии
Короля

Сергея
Романенко Павла
Учитель: Куприянова Светлана Николаевна

«Энциклопедия одного слова»Проект учеников 4 классаМОУ «Болычевская ООШ»Андреева АлександраАртемьева НикитыКолесниковой ЛилииКороля СергеяРоманенко ПавлаУчитель: Куприянова Светлана Николаевна


Слайд 2Угадайте, над каким словом мы работали?
То как синий Поясок
Пробиваюсь сквозь песок.
То

лечу Автомашину,
Ей откручиваю шину.
То на пять певучих Рук
Усадил я каждый звук.
То звенящею походкой
Открываю дверь бородкой.
Работящ, хитёр, певуч!
Отгадали? Это …

(нажмите для проверки)

Угадайте, над каким словом мы работали?То как синий Поясок Пробиваюсь сквозь песок. То лечу Автомашину, Ей откручиваю


Слайд 3Почему мы выбрали слово «ключ»?
На уроке русского языка
нам дали «слова-ключи»

для проверки безударных
падежных окончаний
имён существительных
Мы вспомнили, что слово «ключ» имеет разные значения и решили расширить свои знания
Конкурс «Энциклопедия одного слова» стал для нас стимулом
Провели соцопрос, поняли, что наши сверстники обладают малым запасом знаний, решили сделать презентацию для ознакомления с информацией

Почему мы выбрали слово «ключ»?На уроке русского языка нам дали «слова-ключи» для проверки безударных падежных окончаний имён


Слайд 4Социологический опрос
Опрошены ученики начальных классов, наши сверстники.
Опрошено – 20 человек
Вопрос 1.

Что такое ключ?
Ответы:
Вещь, которой открывают замок, дверь. – 10 чел.
Ключ, родник – 3 чел.
Затруднились ответить -7 чел.
Вопрос 2. Какой бывает ключ?
Ответы:
От дома, от машины, от двери, от сейфа – 13 чел.
Холодный, лесной – 3 чел.
Железный, гаечный, инструмент – 4 чел.
Вывод: наши сверстники, в основном, воспринимают ключ, как вещь, которой открывают замок, некоторые вспоминают о роднике, других значений быстро вспомнить не могут.
Ассоциации к слову «ключ» — замок или предметы, закрывающиеся на замок.

Социологический опросОпрошены ученики начальных классов, наши сверстники.Опрошено – 20 человекВопрос 1. Что такое ключ?Ответы: Вещь, которой открывают


Слайд 5Научные сведения о слове
Слово «ключ» в речи
«Ключ» — символ, название
Следующий

слайд

Научные сведения о словеСлово «ключ» в речи «Ключ» - символ, названиеСледующий слайд


Слайд 6
З А Г Л Я Н Е М В С Л

О В А Р Ь

ИСТОРИЯ СЛОВА

КЛЮЧ м. начально клюка, крюк, например, которым запирается крестьянский дверной замок, засов, зубчатая задвижка.

Толковый словарь Даля

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КЛЮЧ»

1.Снаряд для запирки и отпирки замка, состоящий из головки (кольца), трубки и бородки (толковый словарь Даля)

Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка
(толковый словарь Ожегова и Шведовой)

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КЛЮЧ»
2. Снаряд или орудие для доступа к чему, для отпирки, управленья, укрепы: молоточек с трубочкой фортепианного настройщика, снаряд для заводки часов и машин, для отвертки гаек и винтов с угластыми шляпками; рычаг плющильного снаряда
(толковый словарь Даля)

Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма. К. для часов. Гаечный к. Телеграфный к.
для передачи по азбуке Морзе)
(толковый словарь Ожегова и Шведовой)

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КЛЮЧ»
3. Ключ местоположенья, военный ключ, высокое, крепкое место, важное для завладенья местностью. Ключ к загадке, разгадка (толковый словарь Даля)

То, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н. К. к разгадке тайны. К. к шифру. К. местности (господствующая позиция; спец.)
(толковый словарь Ожегова и Шведовой)

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КЛЮЧ»
4. Музыкальный ключ, знак определяющий первую ноту, ступень, линейку, с которой считать начало лестницы нотной азбуки; ключ дискантовый, басовый
(толковый словарь Даля)

Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот
(толковый словарь Ожегова и Шведовой)

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КЛЮЧ»
5. Ключ свода, строительное верхний и средний камень свода, который вставляется последним и замыкает свод. Ключ рудничной крепи, горн. брус, сжимающий и укрепляющий стойки.
(толковый словарь Даля)

Верхний камень, замыкающий свод сооружения(толковый словарь Ожегова и Шведовой)

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КЛЮЧ»
6. Камергерский ключ, золотой ключ на голубой ленте, жалуемый камергерам, для ношенья на пуговице при заднем кармане. (толковый словарь Даля)

В царской России: отличительный знак камергера
в виде золотого ключа, носимого на фалде
мундирного фрака или на талии фрака
либо мундира.
(толковый словарь Ожегова и Шведовой)

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КЛЮЧ»
7. Родник, водяная жила, источник, отпирающий недра земли. || В Тюмени, ключ называется десятое воскресенье по пасхе, народный праздник с освящением родника.(толковый словарь Даля)

Вытекающий из земли источник, родник.
(толковый словарь Ожегова и Шведовой)

З А Г Л Я Н Е М В С Л О В А Р ЬИСТОРИЯ СЛОВАКЛЮЧ


Слайд 7Синонимы слова ключ
(зависят от его значения)

Родник, источник
Отмычка (поддельный ключ)
Код, шифр

Выключатель (ключ электрической цепи)

Награда, заслуга, комердинер

Антонимов к слову «ключ» нет

Синонимы слова ключ(зависят от его значения)Родник, источникОтмычка (поддельный ключ) Код, шифр Выключатель (ключ электрической цепи)Награда, заслуга, комердинерАнтонимов


Слайд 8Каким бывает ключ?
Найдите лишнее слово, и оно исчезнет
гаечным
нужным
запасным
скрипичным
большим
разводным
электронным
железным
единственным
большим
газовым
холодным
басовым
золотым
плоским
старинным
волшебным
подъёмным
гаечным
символическим
горным
подземным
телеграфным
ржавым
универсальным

Каким бывает ключ?Найдите лишнее слово, и оно исчезнетгаечнымнужнымзапаснымскрипичнымбольшимразводнымэлектроннымжелезнымединственнымбольшимгазовымхолоднымбасовымзолотымплоскимстариннымволшебнымподъёмнымгаечнымсимволическимгорнымподземнымтелеграфнымржавымуниверсальным


Слайд 9
Морфологический разбор слова ключ
Часть речи: имя существительное
Род: мужской
Число: единственное
Склонение: 2 (второе)
Одушевленность:

неодушевленное
Падеж: именительный (в начальной форме)

Морфологический разбор слова ключЧасть речи: имя существительноеРод: мужскойЧисло: единственноеСклонение: 2 (второе)Одушевленность: неодушевленноеПадеж: именительный (в начальной форме)


Слайд 10«Ключ» в пословицах
Отдай ключи, а сам у ворот стучи. (русская)
Счастья ключи

в своих руках ищи. (русская)
Семья – ключ к счастью. (русская)
Ключ сильнее замка. (русская)
Счастье в сундуке под замком, ключ в небесах, далеко. (узбекская)
Ума палата, да ключ от неё потерян. (украинская)

«Ключ» в пословицахОтдай ключи, а сам у ворот стучи. (русская)Счастья ключи в своих руках ищи. (русская)Семья –


Слайд 11Фразеологизмы со словом «ключ»
Бить ключом 
– о бурной, полной событий, плодородной жизни:

по аналогии с фонтанирующим ключом в сравнении со спокойно истекающими источниками воды.

«Подбирать ключи»
— находить способы влияния на кого-либо.
«Характер характером, а подход к любому человеку можно найти… К каждому нужен свой, особый, ключик подобрать. Чужая душа — потемки» (В. Амиргулова).

«Под ключ»
в окончательном, полностью готовом
для использования виде.
(сдать дом «под ключ»)

Фразеологизмы со словом «ключ»Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом в


Слайд 12«Ключ» в религии
Главной эмблемой папской власти служили диагонально перекрещенные золотой и

серебряный ключи, те самые, что были переданы Христом апостолу Петру. Римские папы использовали эту эмблему в качестве наместников св. Петра на земле.

«Ключ» в религииГлавной эмблемой папской власти служили диагонально перекрещенные золотой и серебряный ключи, те самые, что были


Слайд 13«Ключ» в геральдике
В геральдике эмблема ключа является показателем исключительно важного, ключевого

в стратегическом отношении положения города или государства. Ключи в гербах островных государств, Кубы и Маврикия, отражают их важную стратегическую роль в своем регионе.

герб Акбулакского района 
(Оренбургская область, Россия)

«Ключ» в геральдикеВ геральдике эмблема ключа является показателем исключительно важного, ключевого в стратегическом отношении положения города или


Слайд 14«Ключ» в искусстве
Литература
Ключ (роман, 1929) — роман Марка Алданова.
Ключ (роман, 1956) — роман Дзюнъитиро Танидзаки.
Кинематограф
Ключ

(фильм, 1958) — фильм Кэрол Рид (Великобритания).
Ключ (фильм, 1959) (яп. 鍵, Kagi, Odd Obsession) — экранизация романа Дзюнъитиро Танидзаки. Режиссёр —Кон Итикава.
Ключ (мультфильм) — полнометражный мультфильм Льва Атаманова («Союзмультфильм», 1961).
Ключ (фильм, 1980) — комедия Алексея Коренева.
Ключ (фильм, 1992) — детективный фильм Павла Чухрая по роману Марка Алданова (Россия, Франция).

«Ключ» в искусствеЛитератураКлюч (роман, 1929) — роман Марка Алданова.Ключ (роман, 1956) — роман Дзюнъитиро Танидзаки.КинематографКлюч (фильм, 1958) — фильм Кэрол Рид (Великобритания).Ключ (фильм, 1959) (яп. 鍵,


Слайд 15
Село Ключ в Кораблинском р-не Рязанской области

Ключ (деревня, Свердловская область)
Ключевая гора

в г.Горячий Ключ (Краснодарский край)

Ключевская Сопка (Вулкан Ключевской)

Ключ (деревня, Смоленская область) 

деревня Ключ в Сысольском районе Республики Коми
река Ключ, приток Подчерья (бассейн Печоры)

Ключ (приток Валы) — река в бассейне Камы

село Белый Ключ Ульяновской области

«Ключи» на карте России

Село Ключ в Кораблинском р-не Рязанской областиКлюч (деревня, Свердловская область)Ключевая гора в г.Горячий Ключ (Краснодарский край)Ключевская Сопка


Слайд 16ИТОГИ НАШЕЙ РАБОТЫ
Узнали много новой информации
Научились новым приёмам оформления презентации
Сочинили стихотворение

по теме

Бываю я и шифровальным,
Бываю я и музыкальным,
У Буратино – золотой,
В кармане носите – дверной.
Для музыкантов я – скрипичный,
В лесу – родник с водой отличной.
Водопровод могу чинить,
Могу колёса открутить,
Могу открыть любую дверцу
И подобрать дорожку к сердцу.

ИТОГИ НАШЕЙ РАБОТЫУзнали много новой информацииНаучились новым приёмам оформления презентацииСочинили стихотворение по теме Бываю я и шифровальным,


Слайд 17

Ресурсы:
http://pedsovet.su/
http://alcala.ru/slovar-ozhegova/slovar-K/31332.shtml
https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/КЛЮЧ
http://uznayslovo.ru/sarticles.php?id_theme=866
http://voda.molodostivivat.ru/obraz-vody/frazeologizmy-i-ix-znacheniya-primery.html
http://frazbook.ru/tag/klyuch/
http://voda.molodostivivat.ru/obraz-vody/frazeologizmy-i-ix-znacheniya-primery.html
http://frazbook.ru/tag/klyuch/
http://www.reright.ru/analysis/394209~ключ.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ключ
http://f-gl.ru/геральдический-глоссарий/ключ-в-геральдике

http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg

http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg

http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg

http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg

http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg

http://my-shop.ru/_files/product/2/29/289922.jpg

Ресурсы:http://pedsovet.su/http://alcala.ru/slovar-ozhegova/slovar-K/31332.shtml https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/КЛЮЧ http://uznayslovo.ru/sarticles.php?id_theme=866http://voda.molodostivivat.ru/obraz-vody/frazeologizmy-i-ix-znacheniya-primery.html http://frazbook.ru/tag/klyuch/ http://voda.molodostivivat.ru/obraz-vody/frazeologizmy-i-ix-znacheniya-primery.html http://frazbook.ru/tag/klyuch/ http://www.reright.ru/analysis/394209~ключ.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Ключ http://f-gl.ru/геральдический-глоссарий/ключ-в-геральдике http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg  http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg  http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg  http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg  http://www.knigaline.ru/pick/Sergienko.jpg


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская СОШ

Исследовательская работа по теме:

«Рассказ о слове»

Учебный проект. Русский язык

Работу выполнили учащиеся 3 класса:

Ткаченко Дарина,

Татаринцева Яна,

Махмадиев Кирилл

Руководитель:  Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов

с. Парфёново

2014 г.

Содержание:

Страницы

  1. Введение ____________________________________                                         3
  2. Основная часть:

Рассказ о слове «Дождь» ________________________                                       4

Рассказ о слове «Жара» _________________________                                  4 — 5

Рассказ о слове «Дружба» _______________________                                        5

  1. Заключение __________________________________                                         6
  2. Список используемой литературы _________________                                       7
  3. Приложения:

Загадки о слове _______________________________

Стихи о слове _________________________________

Игры со словом _______________________________                                  8 — 10

Введение

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

     На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи.  Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова  Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».  

    Сколько прекрасных слов в русском языке!  Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и  светом  лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!    Мы так привыкли к словам…  Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

   Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова…   И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.

   Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

    Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках;    проиллюстрировать свою страничку.  

    Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Основная часть

Слово «дождь»

   Произносим  до/шть/,   пишем дождь.

  1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

  1. Поработав со «Словарём однокоренных слов»,  я собрал «семью» слова дождь:  

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

  1. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.
  2. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.
  3. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь  можно сказать «Льёт как из ведра».
  4. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.
  5. Предложения со словом:

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Пословица:

   Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят.  (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

   Загадка.  Приложение №2.

   Стихотворение:

С.Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

Слово «жара»

   Произносим слово жара, пишем — жара.

  1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар. 
  2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.
  3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.
  4. Антонимы: жара – мороз, холод.
  5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого  труда).
  6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).
  7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.  

Из стихотворения Роберта Рождественского:

   Я такой жары ещё не помню…

Жарко паутине. Жарко полю.

Загадка. Приложение №2.    

Пословица:

   Против жары и камень треснет.  (Трудно переносить сильную жару).

Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Слово «дружба»

Произносим дружба, пишем дружба.

  1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
  2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.
  3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.
  4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.
  5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).
  6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).
  7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.

Пословица:

Где нет дружбы, там нет успеха.  (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Загадка:

Рождается в беде, а закаляется в труде.  (Дружба).

Стихотворение я нашла в Интернете.  Автор Юрий Энтин.  (Приложение №1).

Игры со словами. Приложение №3.

Заключение

   Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и  речевыми  ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

Литература:

  1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.
  2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс.  «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.
  3. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,
  4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.
  5. Интернет – ресурсы.  

Приложения

Приложение №1.

«Стихи о слове»

С.Я. Маршак

Гроза днём

   По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Стеклянный дождь стучит.

О.  Молоканова 

Солнышко с неба

 Жаркими лучами

 Обнимает полдень

 Июльского дня.

 Бабочка красавица

 Под листочек прячется.

 Опаляет крылышки

 Знойная пора.

 Пожалело солнышко

 Спряталось за тучку.

 Дождь пролил прохладой

 В летнюю жару.

 Распускаются цветы,

 Песнь запели соловьи

 Спасибо солнце за тепло,

 А тучке  — за дожди.

Юрий Энтин

Дружит с солнцем ветерок,

 А роса – с травою.

 Дружит с бабочкой цветок,

 Дружим мы с тобою.

 Всё с друзьями пополам

 Поделить мы рады!

 Только ссориться друзьям

 Никогда не надо!

Приложение № 2

«Загадки о слове»

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Шёл долговяз – в сыру землю увяз. (Дождь).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это — …. (дождь).

С утра мы бегали по полю…

Набегались, конечно, вволю.

К тому же наш футбольный мяч

Вдруг стал, как колобок, горяч.

Уже двенадцать, в тень пора.

На солнце страшная …. (жара).

Я на пляже разогретом

Жду ребят горячим летом.

И, спасаясь от меня,

В речке плещет малышня.

А зверюшки в эти дни

Укрываются в тени.  (Жара, зной)

Приложение №3.

“Игры со словами»

В слова можно играть. Например, есть такая игра, как «Волшебные цепочки».

Барабан – банка – катер – термос – мостик – тик-так – такса – сажа – жаба.

Анаграммы – придумать новые слова, переставляя буквы.

Атлас – салат, адрес – среда,  автор – товар.

«Наоборот».

Маленький – большой, чёрный – белый, горячий – холодный.

«Найди слово в слове».

Юность – нос, сон, тон.

«Занимательные модели».

—   у – сук, суп, бук.                

Приложение №4.

«Пословицы о слове»

Видна птица по перьям, а человек по речам.

Много сказано, а послушать нечего.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Проект «Рассказ о слове»

Предмет: русский язык

Класс: 3 — А

Тема урока. Проект «Рассказ о слове»

Тип урока: проектная деятельность.

Паспорт проекта

Вид проекта:

  • По доминирующей деятельности: творческо-информационный, направленный на сбор конкретной информации и получение творческого продукта (презентации). Не имеет детально проработанной структуры.

  • По предметно-содержательной деятельности: монопроект. Разрабатывается в рамках одного предмета, не исключается использование информации из других областей знания.

  • По характеру координации: с открытой координацией. Деятельность организуется, направляется и контролируется координатором.

  • По характеру контактов между участниками: внутриклассный.

  • По количеству участников: индивидуальный.

  • По продолжительности: долгосрочный. Реализуется в течение месяца.

Цель: формировать умение подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное, оформлять и представлять проект.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; использовать знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

— Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке.

— Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на урок.

Личностные УУД: умение приготовить рабочее место

Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу

II. Самоопределение к деятельности

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

— Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения С.Баруздина. Послушайте внимательно и скажите, о чём это стихотворение.

Слова бывают разные, слова бывают всякие, Слова бывают ясные – твёрдые и мягкие, Слова бывают смелые , упрямые , суровые, Но непременно дело стоит за каждым словом. (С.Баруздин)

О чём было стихотворение? Что такое слово?

-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах?

— Сегодня необычный урок. Вы будете не только заниматься исследовательской практической деятельностью, но и покажите результаты своего труда.

— Определите тему наших проектов? (Рассказ о слове)

-Какую цель поставим на уроке? (Мы будем рассказывать о словах)

Слушание стихотворения; анализ содержания.

Формулирование темы и цели проекта.

Познавательные УУД: повторение знаний приобретенных на уроке русского языка.

Регулятивные УУД: целепологание.

III. Подготовка к созданию проекта.

Цели: Формулирование учебных задач урока; поиск источников информации; выработка критериев оценивания.

Цель сегодняшней работы – из большого количества информации о слове – выбрать главное и представить в виде проекта «Рассказ о слове«.

-Что такое слово?

–Теперь обратимся к словарям?

Слово-
1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
2. Речь, способность говорить.

(из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова)

У каждого из вас есть три осенних листика: красный, жёлтый, зелёный. Именно ими вы будете оценивать ответы других учащихся. (зелёный — отлично, жёлтый — хорошо, красный – удовлетворительно).

— Рассмотрите план (шаблон ) проекта, который составлен для того, чтобы достигнуть цели:

Ппроизносим [_________________]

Ззаписываем _________________

Лексическое значение слова:

Однокоренные слова:

Антонимы:

Синонимы:

Фразеологизм:

Сочетаемость слова (словосочетания):

Пословица:

Загадка

Предложение с этим словом

Рисунок

-Какими источниками информации воспользуетесь?

-По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?

-Какие правила работы надо соблюдать?

Работают с информацией, представленной в плане. Обосновывают выбор ответа.

Работают с информацией, представленной учителем

Познавательные УУД: умение выбрать нужный источник информации.

IV. Работа над проектом.

Цель: создание проекта о слове; защита проектов, самооценка групп

-На столах у каждого план работы над проектом, по которому вы будете, выполняя задания по очереди, готовить проект, а так же оценивать работу других .

— Защита проекта.

1.Что даёт всему живому свет, тепло, а значит – жизнь? (СОЛНЦЕ)

2.На смену Солнцу приходит Луна, и наступает … (НОЧЬ)

3.Когда самые длинные ночи и самые короткие дни? (ЗИМОЙ)

4.Каким белоснежным ковром укрывается земля? (СНЕГОМ)

5.Все эти слова относятся к ПРИРОДЕ.

6.Живая природа делится на большие царства: грибов, бактерий, растений. А мы остановимся на царстве животных. Какое дикое животное меняет свою шубку на зиму с рыжей на серую? (БЕЛКА)

7.Чем отличаются домашние животные от диких? Какое животное даёт молоко? (КОРОВА)

8. Какое животное ходит само по себе? (КОШКА)

9.Какое животное охраняет дом? (СОБАКА)

10.Говорят, царь природы – это человек. Подберите синоним к слову «царь». (КОРОЛЬ)

11.Кто всех царей и королей, обычных мальчишек и девчонок учит читать, писать и считать? (УЧИТЕЛЬ)

12.А помогает учителю помощница – КНИГА.

13.А ещё мальчишки и девчонки очень любят СКАЗКИ.

14.Чаще всего сказки рассказывает БАБУШКА.

15.Бабушке можно доверить любой секрет, бабушке легче всего сказать ПРАВДУ.

16.Именно бабушка балует своих внуков разными вкусностями: блинчиками, оладушками, вареничками, пирожками и т.д. И все это она делает из муки. А ещё из муки можно испечь ХЛЕБ.

17.Ребята, вы так много рассказали о словах. Вы проделали огромный ТРУД.

Объединяются в группы.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя.

Познавательные УУД: поисковые (исследовательские): умения самостоятельно найти недостающую информацию.

Личностные УУД: умение выступить и защитить проект.

Vэтап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

– Благодарю вас за отличную работу на уроке!

– Полезным ли был он для вас? Что делали? Чему вы научились?

– Что нового вы сегодня узнали в результате нашего урока?

– Кто доволен своей работой? Почему?

– Чей ответ вам понравился больше других? Почему?

— В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать его автор? (Чтение учителем стихотворения о словах.)

У В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение “Слово о словах”
«Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно — то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.»

— Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.

– Мне бы очень хотелось, что бы этот урок помог еще больше полюбить свой родной язык, свой народ, свою Родину!!!!

– Наш урок закончился, а какое у вас настроение? Возьмите из конвертика смайлик и изобразите своё настроение. Молодцы! Всего доброго!

Осуществляют анализ работы на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Рефлексивные УУД: самоанализ, самооценка.

МКОУ Терновская СОШ № 1

Исследовательская работа

Выполнили — ученики 3-а класса Руководитель-учитель начальных классов: Дулина Л.В.

2017 год

Методический паспорт исследовательской работы.

Исследовательская работа: «Рассказ о слове»

Предмет: русский язык

Класс: 3-а

Цель исследования:

  1. Развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.

  2. Создание красочных страничек исследуемого слова.

Задачи исследования:

  1. формировать умения подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное;

  2. представлять свой проект.

Планируемые результаты:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;

  • пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;

  • находить полезную информацию в словарях;

  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;

  • собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

  • оформлять страницу журнала;

  • презентовать проект;

  • оценивать результаты работы;

  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Тип проекта: поисково-творческий.

Тип проекта по предметной области: русский язык.

Тип проекта по форме: коллективный.

Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный.

Ресурс: заинтересовать родителей совместной деятельностью в триаде «Учитель-ученик-родители».

Результат проекта (продукт): сборник рассказов о слове; презентация.

План работы над исследованием.

1этап. Подготовительный.

  1. Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  • Обсуждение названия проекта.

  • Планирование.

  • Сбор материала.

  • Оформление работы.

  • Защита.

3 этап. Практический.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.

4 этап. Презентационный.

Представление и защита работ. Коллективное составление сборника слов.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный).

Анализ результатов исследовательской работы каждого члена группы, самооценка.

План работы над словом:

  • Лексическое значение слова.

  • Однокоренные слова.

  • Синонимы.

  • Антонимы.

  • Фразеологизм.

  • Сочетаемость слова.

  • Пословица.

  • Загадка.

  • Предложение с этим словом.

Введение.

Мы ученики 3«А» класса, хотим познакомить Вас с нашей исследовательской работой по русскому языку по теме «Рассказ о слове».

Эта тема выбрана нами не случайно. Мы с первого класса работаем над различными исследовательскими проектами: учебными и внеурочными. И в каждом проекте большую часть занимают слова, а слово — очень интересная штука.  В 1 классе мы узнали, что в русском языке есть слова, написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить.

Во 2 классе мы познакомились с лексическим значением слова, его этимологией, подбирали родственные слова, однокоренные, учились подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогатило наш кругозор, речь, словарный запас.

В 3 классе работа над словом усложнилась. Мы начали понимать природу фразеологизмов, исследуя слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появилось желание исследовать разные слова русского языка.

Выбранную нами тему мы решили изучить самостоятельно. Вместе обсудили план, распределили направления нашей работы. А затем по плану (см. приложение) каждый исследовал своё слово и составил красочную страницу.

Теперь разрешите представить вам наши творческие работы, которые можно использовать на уроках, в группе продленного дня, в работе с дошкольниками.

Слово – «горох»

ГОРОХ

гарох горох

    1. Лексическое значение слова:

  1. Травянистое растение (семейство бобовых) с круглыми семенами в стручках.

  2. Овощ, выросший на огороде.

    1. Однокоренные слова: горох, горошек, гороховый, горошинка.

    2. Синонимы: горох, боб.

    3. Антонимы: (горох) круглый – квадратный, зеленый – красный, твердый – мягкий.

    4. Фразеологизм: Как об стену горох. Полное безразличие к чему либо, какой либо ситуации, вопросу.

    5. Сочетаемость слова: зеленый, мягкий, круглый, зрелый, вкусный, твердый.

    6. Пословица: Не смейся, горох не лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь.

    7. Загадка:

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

    1. Предложения с этим словом:

Мы посадим горох в огороде.

Вкусный вырастет горох.

Слово – «дружба».

Дружба — записываем [дружба] Произносим [ дружба]

1. Лексическое значение слова: 

Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружба, дружить, дружелюбный, дружок, дружественный. 

3. Синоним: товарищество, приятельство.

Антоним: вражда

Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы. 

5. Пословицы:

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

За дружбу дружбой платят.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

 Дружба от не дружбы близко живет.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Загадки:

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская… (дружба)

6. Предложения со словом:

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).

Ты дружбу не купишь за деньги,

Ее не найдешь просто так.

Ведь дружба, как золото, ценна,

А также не всем по зубам (В.Можная)

Мальчик с девочкой дружил, 

Мальчик дружбой дорожил (С.Михалков)

Слово – «язык».

Произносим й а з ы к

Записываем язык

  1. Лексическое значение слова:

1.Орган в полости рта у позвоночных животных и человека.

2. Орган человека, который участвует в образовании звуков речи.

3. Система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения.

2. Однокоренные слова: язычок, язычище, языковой, подъязычные (таблетки), языкознание, языковед, язычник.

3. Синонимы: речь, диалект (к третьему лексическому значению).

Антонимыне существуют.

Фразеологизмы: Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. 
Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется? 
Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул?» 

4. Многозначность слова ЯЗЫК основывается на сходстве по форме. Например, язык у человека, язык у колокола, язык у ботинка, язык у пламени костра.

5. Сочетаемость слова: человеческий язык, слизистая языка, русский язык.

6. Пословицы. Острый язык — дарование, а длинный — наказание.  Мал язык, да всем телом владеет.  От приветливых слов язык не отсохнет. Язык мягок: что хочет, то и лопочет. Язык до Киева доведет. Языком болтай, а рукам воли не давай! Языком не торопись, а делом не ленись. Язык мой — враг мой.

7. Загадки.

1)Если б не было его, 3) Всегда во рту,
Не сказал бы ничего. Да не проглотишь.

2)Всегда он в работе, 4) Что острее ножа?
Когда говорим,
А отдыхает, 5) Изгородь из костей, а сторож без костей.
Когда мы молчим.

8. Предложения с этим словом.

1. Маша дразнилась и показывала всем язык.

2.Язык колокола бился, дрожал, созывал тревожным набатом людей на площадь.

3.Завернувшийся внутрь язык мешал мне шнуровать кроссовки.

4. Пламя костра разгоралось, его языки всё жарче согревали озябшие руки.

5. Мы дети Солнца, дети Бога-Слова.
Язык великий нам в наследство дан.
Настанет время — и прославят снова
Потомки имя гордое славян.

6. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 
( А.И.Куприн.)

Работая над проектом мы:

  1. Расширили свой кругозор, узнали много нового, интересного о различных словах.

  2. Со своими работами мы выступили на уроках русского языка и литературы.

  3. Научились работать с различными словарями, отбирать нужную информацию.

  4. Сформировали умение подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное.

  5. Научились представлять свой проект.

  6. Работа над исследованием нас сплотила, нам интересно выступать перед друзьями в классе, узнавать новое, слушать друг друга.

  7. Мы хотим продолжить работу над проектами по предметам и по внеурочной деятельности

В работе над проектом нам помогали:

наш классный руководитель,

наши родители.

Творческий проект «Рассказ о слове»
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Работы выполнены учащимися 3 класса, в результате исследования все участники рассказали об особенностях каждого слова.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Скачать:

Вложение Размер
rasskaz_o_slove_tit.docx 38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель Абдулганиева Г.А.

Бекеева Лачина 3класс

Рассказ о слове

1.Лексческое значение слова:

Намеренное искажение истины, неправда, обман.

лживый, лгун, лгать.

неправда, обман, фальш.

Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)

Правдивая ложь, абсолютная ложь, красивая ложь, откровенная ложь.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.

8.Предложение с этим словом:

Солгав однажды, будь кому,

Мы навсегда ушли во тьму.

Где ложь, там рядом клевета,

Там зависть, ревность, суета,

Там чувства искренности нет,

Там ложь царит, там суета сует.

Пусть незначительна та ложь,

Но ты уже во тьме живешь.

Ты лжец, преступник перед миром

Избравши ложь своим кумиром.

Нуракаева Самира 3 класс

Рассказ о слове

произносим [зар а ]

1.Лексическое значение слова:

Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.

Заря, озарять, озарение, зарево.

Ни свет, ни заря. (Очень рано, до рассвета)

Утренняя заря, алая заря, пылает заря, вечерняя заря.

Какова вечерняя заря – таков и следующий день.

Пылает вечерняя заря – к ветренному дню.

Пылает ковёрбольшой, большой, но не ступить на него ногой.

8.Предложение с этим словом:

В дымных тучах пурпур розы, И лобзания, и слёзы,

Отблеск янтаря, И заря, заря. (А.А.Фет)

Кочекаева Айнабад 3класс

Рассказ о слове

произносим[в’э т’э р ]

1.Лексическое значение слова:

Движение потока воздуха, символизирует живое дыхание Вселенной.

ветренный, поветрие, ветренно.

вихрь, буран,шторм, ураган.

Ветер в голове(несерьёзный), как ветром сдуло

Ветер кликать – зря голос срывать

Бежит по снегу, а следу нет.

Ветер, ветер – ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!

Джанибекова Эмина 3класс

Рассказ о слове

1.Лексическое значение слова:

высокая температура воздуха, более 40 градусов.

жар, жаркий, жарища, жарить.

тепло, пекло, зной.

мороз, холод, стужа.

Ни жарко, ни холодно.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

Против жары и камень треснет

На сучках висят шары, посинели от (жары)

8.Предложения с этим словом:

Все лето стояла сильная жара.

Жара, июль, макушка лета,

Лишь только выхожу во двор,

Так тут же от потоков света

В моей душе звучит минор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье я показала развитие различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно.

В работе содержится перечень разных словарных работ и диктантов, загадки и пословицы, содержащие словарные слова.

Дана подборка упражнеий для творческих диктантов по русскому языку при закреплении и повторении словарных слов в 1-4 классах.

В представленом материале содержится рабочая программа по факультативному курсу «Творческая работа со словом».

Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в .

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 — 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово».

Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и зак­репить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показа.

Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс

Татьяна Писарева
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс

Введение

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова… И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.

Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.

Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Основная часть

Слово «дождь»

Произносим до/шть/, пишем дождь.

1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

2. Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

3. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.

4. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.

5. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».

6. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.

7. Предложения со словом:

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

Загадка. Приложение №2.

С. Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

Произносим слово жара, пишем — жара.

1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.

2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.

3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.

4. Антонимы: жара – мороз, холод.

5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого труда).

6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).

7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.

Из стихотворения Роберта Рождественского:

Я такой жары ещё не помню…

Жарко паутине. Жарко полю.

Загадка. Приложение №2.

Против жары и камень треснет. (Трудно переносить сильную жару).

Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Слово «дружба»

Произносим дружба, пишем дружба.

1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.

3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.

4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.

5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).

6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).

7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.

Где нет дружбы, там нет успеха. (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Рождается в беде, а закаляется в труде. (Дружба).

Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. (Приложение №1).

Игры со словами. Приложение №3.

Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

Литература:

1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.

2. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс. «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.

3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,

4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.

5. Интернет – ресурсы.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-proektu-raskaz-o-slove_jidth.pptx | 3065,95 Кб

Дидактическая игра в старшей группе «Найди место звука в Слове» Дидактическая игра в старшей группе «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине.

Учебный мини-проект познавательно-речевому развитию «Подкормим птиц зимой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3» Проектная деятельность в детском.

Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 1. Григорий» Близится к завершению долгосрочный проект «Давно была война…». О вехах этого проекта не раз писала я в своем блоге за этот учебный год.

Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 2. Василий.» Почти год назад, летом, была у меня публикация о сказочной подмосковной деревни Лукошкино. Рассказала я тогда, что стоит в той деревне.

Проект «Театр — как много в этом слове!» Проект «Театр-как много в этом слове». Тип проекта: Творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: Дети и воспитатели двух подготовительных.

Рассказ о бабушке. Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию рассказ, который я написала,участвуя в муниципальном конкурсе «Я помню! Я горжусь!».

Рассказ «Родина» Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.

Разбитый стаканчик. Рассказ Дзинь! Скользкий мыльный стаканчик внезапно выскользнул из рук и разлетелся на мелкие осколки. На шум в кухню вбежали внуки. -Бабушка,.

Сценарий «Мама-в этом слове солнца свет» (подготовительная группа.) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Брусничка» Музыкальный руководитель: Сорокина Н. М. «МАМА- В ЭТОМ СЛОВЕ.

Конспект занятия «Семья! Как много в этом слове…» Занятие «Семья! Как много в этом слове…» Цель: — знакомство членов группы друг с другом — создание благоприятного эмоционального климата,.

Интересный проект для 3 класса «Рассказ о слове». Примеры

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, вот сюда, там все подробно написано.

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/uchebnyi-proekt-raskaz-o-slove-3-klas.html

http://shkolala.ru/proekty/bukvyi-i-slova/proekt-rasskaz-o-slove/

  • Рассказ о слове картина 3 класс
  • Рассказ о слове карандаш 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове капуста 3 класс
  • Рассказ о слове каникулы 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове камень