Рассказ о слове музыка

• МУЗЫКА

МУЗЫКА в кино, один из компонентов, входящих в структуру кинопроизведения. М. — инструментальная и вокальная может выполнять в ф. разл. функции: служить характеристикой персонажей, времени и среды действия, сообщать эпизоду или картине в целом эмоц. окраску, выявлять авторское отношение к изображаемому, выражать идею кинопроизведения. М. в кино включает в себя сольные инструментальные номера, вокал, симфонич. картины, нар. и проф. М. Муз. концепция определяется авторско-реж. замыслом, жанровыми и стилистич. особенностями картины.

Потребность в муз. озвучивании немого ф., отчасти компенсировавшем отсутствие синхронно звучащей речи, шумов, выявилась с первых лет существования кино. На ранних этапах кинематографа отснятый ф. в процессе демонстрации озвучивался пианистом-иллюстратором или оркестром, в ряде случаев — механич. средствами (граммофон, оркестрион). Муз. оформление было импровизационным или, чаще, являлось компиляцией известных произведений. К нек-рым немым фильмам М. сочинялась специально («Убийство герцога Гиза», 1908, комп. К. Сен-Сане; «Понизовая вольница», 1908, комп. М. М. Ипполитов Иванов; «Броненосец «Потёмкин»», 1925, комп. Э. Майзель; «Новый Вавилон», 1929, комп. Д. Д. Шостакович, и др.).

С появлением звукозаписывающей аппаратуры (кон. 20-х — нач. 30-х гг.) ф. получил постоянную фонограмму, и М. стала неотъемлемой частью структуры фильма. Историю сов. звукового кино открывает ф. «Путёвка в жизнь» (1931, реж. Н. В. Экк, комп. Я. Е. Столляр). Нач. 30-х гг. отмечено активными поисками и экспериментами в области использования М. В сов. кино работали комп. С. С. Прокофьев, Шостакович, И. О. Дунаевский, Т. Н. Хренников, Ю. А. Шапорин, Г. Н. Попов, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский и др.; во Франции — A. Онеггер, Ж. Орик, Ж. Косма; в Германии — X. Эйслер и др.

В 30-е гг. произошло разделение внут-рикадровой и закадровой функций М., определились их конкретные задачи и возможности. Внутрикадровая М. представляла собой подбор бытующего муз. материала, отвечающего замыслу ф.: «Мы из Кронштадта» (1936, реж. Е. Л. Дзиган, комп. Н. Н. Крюков), «Депутат Балтики» (1937, реж. А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, комп. Н. Тимофеев). Наиболее органичной формой внутрикадровой М. стала песня. В разл. ф. она являлась то лейтмотивом («Встречный», 1932, реж. Ф. М. Эрмлер, С. И. Юткевич, комп. Шостакович; «Весёлые ребята», 1934, и «Волга-Волга», 1938, реж. Г. В. Александров, комп. Дунаевский), то характеристикой героя (трилогия о Максиме, 1935 — 39, реж. Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг, комп. Шостакович), то характеристикой атмосферы действия («Чапаев», 1934, реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы, комп. Попов; «Семеро смелых», 1936, реж. С. А. Герасимов комп. B. В. Пушков). Шёл процесс взаимного обогащения: кинематограф вбирал бытующие нар. и революц. песни и создавал новые, к-рые сразу же с экрана подхватывались народом. Высокой культурой отмечено использование внутрикадровой М. в ф. франц. реж. Р. Клера («Под крышами Парижа», 1930, комп. А. Бернар, Р. Моретти). Закадровая М. стала самостоятельным эмоц. и смысловым элементом, раскрывавшим раз л. стороны реж. замысла («Одна», реж. Козинцев, Трауберг, и «Златые горы», реж. Юткевич, оба 1931, комп. Шостакович; «Аталанта», 1934, реж. Ж. Виго, комп. М. Жобер).

В ряде случаев внутрикадровая М. становилась комментарием к изображению («Пепе ле Моко», 1937, реж. Ж. Дювивье, комп. В. Скотто, М. Игербушен), а закадровая М. выполняла функции внутрикадровой («Огни большого города», 1931, реж. и комп. Ч. Чаплин). Включение М. в ф. стимулировало ещё в 30-е гг. поиски пластич. выразительности.

В 40-е гг. в кино в осн. использовались принципы муз. озвучивания, сложившиеся в предшествующий период.

Огромное значение для теоретич. осмысления проблемы М. в кино и для творч. практики имел опыт совместной работы Эйзенштейна и комп. Прокофьева. Ф. «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1-я сер. 1945, 2-я сер. выпуск 1958) — пример целостной худож. концепции, органичного и эффективного взаимодействия изображения и муз. фонограммы.

50-е гг. отмечены новыми поисками в области муз. решения ф., вызванными изменением форм воплощения действительности в кинематографе. Наиболее значительными были две тенденции: одна выражалась в уменьшении использования М. или в почти полном отказе от неё. («Человек на рельсах», 1957, реж. А. Мунк; «Назарин», 1958, реж. Л. Буньюэль), другая — в разработке сложной, многоступенчатой муз. драматургии. с Последняя тенденция проявила себя особенно ярко с кон. 50-х гг. в таких ф., как «Приключение» (1960, реж. М. Антониони, комп. Дж. Фуско), «Сладкая с жизнь» (1959) и «Восемь с половиной» (1963) — оба реж. Ф. Феллини, комп. Н. Рота, «Гамлет» (1964, реж. Козинцев, комп. Шостакович). В этот период уточнились осн. принципы использования М.: документирующий — воссоздающий время действия через мелодии и ритмы, характерные для данного периода («Мне 20 лет», 1965, реж. М. М. Хуциев, комп. Н. Н. Сидельников); комментаторский — выражающий авторское отношение к изображаемому («Хиросима, моя любовь», 1959, реж. А. Рене, комп. Фусико, Ж. Делерю; «Голый остров», 1960, реж. К. Синдо, комп. X. Хаяси; «Время, вперёд!», 1966, реж. М. А. Швейцер, комп. Г. В. Свиридов); обобщённо-метафорический — позволяющий М. стать критерием в понимании общей концепции кинопроизведения («Чувство», 1954, реж. Л. Висконти, музыка А. Брукнера, Дж. Верди; «Приговорённый к смерти бежал», 1956, реж. Р. Брессон, музыка В. А. Моцарта).

С 50-х гг. особое значение получило использование в кино муз. классики (Брамс в ф. «Любовники», 1958, реж. Л. Маль; Гендель в ф. «Виридиана») 1961, реж. Буньюэль; Моцарт в ф. «Эльвира Мадиган», 1967, реж. Б. Видерберг; Вивальди в ф. «Дикий ребёнок», 1970, реж. Ф. Трюффо, края становится в контексте ф. выразительницей вечных духовных ценностей. Однако только в редких случаях единый принцип муз. озвучивания выдерживается в чистом виде. Значительно чаще указанные принципы использования М. сосуществуют в единой муз. концепции. Сложные, выразительные и ёмкие худож. композиции, в к-рых М. выполняет самые разнохарактерные функции и становится важнейшим элементом воплощения авторского замысла, представляют собой произв. реж. Л. Висконти («Туманные звёзды Большой Медведицы», 1965, музыка С. Франка; «Смерть в Венеции», 1971, музыка Г. Малера).

В музыкальном оформлении амер. ф. большую роль играет джаз. Участие Э. Эллингтона принесло успех ф. «Анатомия убийства» (1959, реж. О. Преминджер).

В 70-х гг. ряд приёмов включения М. в ф. переживает кризис. Использование муз. классики становится общераспространённым, ведёт к нивелировке худож. замыслов. В муз. сопровождении к ф. часто проявляется иллюстративность. В то же время кинематограф ищет возможность более точного, достоверного воплощения действительности на экране и обращается к документирующему принципу: «Вдовы» (реж. С. Г. Микаэлян), «Двадцать дней без войны» (реж. А. Г. Герман) — оба 1977. В кон. 70-х — нач. 80-х гг. композиторы проводят эксперименты по объединению музыки с шумами, используют приёмы сонорной музыки («Восхождение», 1977, реж. Л. Е. Шепитько, комп. Шнитке; с «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», 1980, реж. Н. С. Михалков, комп. Э. Н. Артемьев; «Прощание», 1983, реж. Э. Г. Климов, комп. В. Артёмов, Шнитке). Связи кинематографа с М. становятся более сложными: кино ищет в М. не только средство оформления, но и р возможности новой композиц. организации материала: в «Невестке» (1972, реж. X. Нарлиев, комп. Р. Реджелов) развитие драматургии строится по законам вариационной формы, в «Пасторали» (1976, реж. О. Д. Иоселиани) сонатная форма определяет построение фильма. Особый интерес у кинематографистов и 70-х гг. вызывают нац. муз. традиции, Муз. фольклор всё больше проникает в к ф., создаёт ему широкую популярность. В сов. кино влиянием муз. фольклора можно объяснить песенно-поэтич. построение укр. ф., образно-романтич. систему молд. Кино и т. д.

На основе М. к ф. создан ряд симфонич., хоровых, балетных произведений. См. также Музыкальный фильм, Мьюзыкл в кино, Балет и танец в кино, Опера в кино.

◘ Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 1 — 6, М., 1964 — 71; Корганов Т. И., Фролов И. Д., Кино и музыка, М., 1964; Фрид Э., Музыка в сов. кино, (Л., 1967); Шилова И. М., Фильм и его музыка, М., 1973; Лисса З., Эстетика киномузыки, (пер. с нем.), М., 1970; Тынянов Ю., Поэтика. История литературы. Кино, М., 1977; Петров А. П., Колесникова Н. А., Диалог о киномузыке, М., 1982; Adorn о Teodor W., Eisler Hanns, Komposition fur den Film, Munch., 1969; La Motte — Habe H. de, Emоns H., Filmmusik. Eine systematische Beschreibung, Munch.- W., 1980.

И. М. Шилова.

  • МУ́ЗЫКА, -и, ж.

    1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Симфоническая музыка. Теория музыки. История музыки.Музыка способна выражать психические движения, способна усиливать впечатление драматических моментов, способна дорисовывать воображению многое, «слову» уже не доступное. А. Серов, «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. || Произведение или совокупность произведений этого искусства. Музыка Чайковского.Я очень благодарен родителям за то, что нас с ранних лет заставляли слушать музыку. Станиславский, Моя жизнь в искусстве.

    2. Инструментальная разновидность этого искусства в отличие от вокальной. Музыка и пение. Музыка к драме Лермонтова «Маскарад». || Исполнение, звучание инструментальных произведений. Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался. Пушкин, Дубровский. Вдруг донеслись до меня звуки музыки: я прислушался. В городе Л. играли вальс. Тургенев, Ася. [Ольга] положила аккордеон на колени — и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки. Гайдар, Тимур и его команда.

    3. перен. Гармоническое, приятное для слуха звучание чего-л. Музыка речи.То писал он стихи и читал громко, упиваясь музыкой их, то рисовал опять берег. И. Гончаров, Обрыв. Она не выпускает его руки, слушает музыку его голоса. Серафимович, Колечко. || Совокупность каких-л. звуков. Отлично пахнет цветущая липа, в жарком воздухе тихая музыка: гудят пчелы. М. Горький, Знахарка. Это рондо — родилось, мне кажется, из музыки мельничного колеса. Шагинян, Воскрешение из мертвых.

    4. Прост. Оркестр. — Там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников. Л. Толстой, Война и мир. Едва молодые переступили порог, как громко, изо всей силы, вскрикнули певчие —; заиграла музыка, нарочно выписанная из города. Чехов, В овраге. || Музыкальный инструмент. — Жаль, что наша музыка-то сгорела. — Роялишка маленький был. Решетников, Свой хлеб. [Немиров] просил прийти с аккордеоном: — Говорят, вы хорошо играете. Тащите свою музыку, ладно? Кетлинская, Дни нашей жизни.

    5. Прост. О каком-л. налаженном деле, процессе и т. п. Испортить всю музыку. || О чем-л. тревожном, беспокойном и хлопотливом. — Ты послушай, с чего началась-то вся эта музыка. — Стало мне вдруг казаться, что вышла она не по любви. Чехов, Пьяные. Илья стоял рядом с ним и осматривал свой магазин, говоря: — Ты недавно сказал, что меня вся эта музыка не успокоит. — Верно! Не успокаивает. М. Горький, Трое.

    Блатная музыка
    см.
    блатной.

    Музыка не та или
    другая музыка (
    шутл.) — совсем другое дело (от стиха из басни И. А. Крылова «Квартет»: «Теперь пойдет уж музыка не та»).
    — Если бы вы мне помогли в этом деле, совсем бы другая музыка пошла. Слепцов, Трудное время.

    Класть на музыку
    см.
    класть.

    [Греч. μουσική]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • МУ’ЗЫКА (музы́ка устар.), и, мн. нет, ж. [греч. musika]. 1. Искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. История музыки. Из наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает. Пшкн. Хозяин музыку любил и звал соседа певчих слушать. Крлв. || Произведение этого искусства, совокупность таких произведений. Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. М. Чайковского. Вокальная м. Инструментальная м. Духовая м. (для исполнения на духовых музыкальных инструментах). Духовная м. (церковная). || Исполнение, звучание произведений этого искусства. Тихая, громкая м. Танцевать под музыку. Похороны с музыкой. 2. Инструментальная музыка, в отличие от вокальной. М. и пение. 3. Оркестр (разг.). В саду играла м. Военная м. Полковая м. || Механический музыкальный инструмент (напр. оркестрион; простореч.). Завести музыку. 4. перен. Всякое организованное звучание с точки зрения его тональности, мелодики (книжн.). М. речи. М. голоса. 5. перен. (преимущ. со словом «вся»). Какое-н. дело, что-н. затеянное, налаженное (простореч. фам.). Испортил мне всю музыку. || Что-н. надоедное, хлопотное (простореч. фам.). Надоела мне вся эта м. Устанет когда-н. возиться… да сразу и кончит всю музыку. М. Грькй.

    Блатная музыка
    — см. блатной.

    Музыка будущего [перевод нем. Zukunftsmusik] (книжн. ирон.)
    — о чем-н., предстоящем лишь в отдаленном будущем [возникло, как насмешка консервативных музыкальных кругов над новаторской музыкой нем. композитора Вагнера].

    Музыка сфер (книжн.)
    — поэтический образ, основанный на представлении пифагорейцев о гармонических звуках, будто бы происходящих от движения небесных светил.

    Музыка не та или
    другая музыка (разг. шутл.)
    — совсем другое дело [от стиха: «Тогда пойдет уж музыка не та» в басне Крылова «Квартет»].
    Если бы вы мне помогли убедить его, совсем бы другая музыка пошла. Слпцв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • му́зыка

    1. искусство, использующее в качестве выразительных средств сочетания ритмически организованных звуков История музыки. Хозяин музыку любил и звал соседа певчих слушать. Крылов

    2. произведение этого искусства, совокупность таких произведений Сочинить, написать музыку на слова Пушкина. Музыка Чайковского.

    3. исполнение, звучание произведений этого искусства Тихая, громкая музыка. Танцевать под музыку. Похороны с музыкой.

    4. инструментальная музыка (1), в отличие от вокальной Музыка и пение.

    5. разг. оркестр В саду играла музыка. Военная музыка. Полковая музыка.

    6. прост. механический музыкальный инструмент (напр. оркестрион) Завести музыку.

    7. перен. книжн. гармоническое, приятное для слуха звучание чего-либо Музыка речи. Музыка голоса.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • заказывать музыку, (кто платит, тот и заказывает музыку)
    • камерная музыка
    • блатная музыка — см. блатной
    • музыка будущего (перевод нем. Zukunftsmusik) книжн. ирон. — о чем-н., предстоящем лишь в отдаленном будущем (возникло, как насмешка консервативных музыкальных кругов над новаторской музыкой нем. композитора Вагнера)
    • музыка сфер книжн. — поэтический образ, основанный на представлении пифагорейцев о гармонических звуках, будто бы происходящих от движения небесных светил
    • музыка не та или другая музыка разг. шутл. — совсем другое дело (от стиха: «Тогда пойдет уж музыка не та» в басне Крылова «Квартет»)

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заправила — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Понятия со словом «музыка»

  • Класси́ческая музыка (также — музыкальная классика) — свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической».

  • Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

  • Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса, или с его участием.

  • Лёгкая музыка (англ. Easy listening) — понятие, охватывающее различные музыкальные жанры, предназначенные в основном для развлекательных целей, нередко служащие фоном для различных занятий, отличающиеся несложным содержанием и легко доступные для восприятия. Понятие «лёгкая музыка» охватывает широкий диапазон жанров — от танцев, маршей и песен до инструментальных сюит, попурри, рапсодий; к этому виду музыки относится и оперетта. Для сочинений лёгкой музыки характерны простые, легко запоминающиеся…

  • Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.

  • (все понятия)

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Музыка как вид искусства.

Дать одно исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки (с точки зрения физической) является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (так же, как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Таким образом, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.

Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов – интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена, менее и более значительные изменения, трансформации, контрастные сопоставления (движение во времени музыкальных структур) – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (ее форма) всегда есть процесс (Б.Асафьев).

Музыка – это искусство. Здесь мы выходим в контекст социальной жизни. Музыка – особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. Однако результаты искусства (в частности музыкального) с точки зрения «здравого смысла» и пользы – не имеют утилитарной материальной ценности, как бы бесполезны. Искусство – это умение, мастерство, искусность, поэтому оно неизбежно связано с понятием ценности, качества, а также, как правило, с понятиями красоты, вдохновенности созданного. Отличие искусства музыкального от других областей нематериальной деятельности (науки, политики) и есть преобразование духовной жизни общества и человека по законам красоты, создание ценностей нравственно-духовных (способ духовного производства).

Спор о природе и содержании искусства вообще между сторонниками материалистической и идеалистической эстетик особенно затруднителен по отношению к музыке, т.к. музыка из всех искусств, быть может, самое эфемерное создание. Смысл и содержание музыкального творения больше, чем «чистая форма», но творение это и не сводимо к жизненным проявлениям, аналогам жизненных ситуаций, к человеческим эмоциям, хотя опосредованно связано с действительностью.

За имманентно-музыкальной специфичностью закрепился термин «художественное содержание». Последнее – основа всех искусств, включая понятийные (литература, театр, кино). Однако музыкальная содержательность несводима к содержательности других видов искусства, и не может быть адекватно передана каким-либо способом. Музыкальное содержание связано с определенными историческими, мировоззренческими, национальными и эстетическими идеалами того или иного времени, а также с личностью создателя. Специфика музыкального познания и мышления носит не конкретный, не понятийный характер. В музыке проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, духовно-созерцательное, рассудочно-интеллектуальное, интуитивное, эмпирическое, игровое, интонационно-физиологическое, телесно-моторное, фантазийное и прочие начала. Музыкальные переживания, эмоции не тождественны эмоциям бытовым, первичным. И потому смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален и представляет собой иную реальность. Неслучайно многие умы связывают природу музыки с природой абсолютного духа.

Однако в музыкальном искусстве присутствует различная степень конкретизации содержания. Прежде всего, в т.н. синтетических жанрах (опера, балет), в музыке со словом (хоровые и вокальные жанры), а также в таком роде произведений, которые называются программной музыкой. В них есть аналогия жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом или с идеей, эмоциональным настроем.

Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность имитировать явления природы, такие как: пение птиц (некоторые композиторы-«орнитологи», например О.Мессиан, который изучал, записывал в нотах и передавал в новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц – он содержал их у себя дома); плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана (музыкальные «маринисты» – это прежде всего Н.Римский-Корсаков, К.Дебюсси, М.Равель, А.Руссель); бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена, в симфонической поэме Ветер Сибири Б.Чайковского). Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни. Например, пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана (выстрел Онегина в опере Евгений Онегин П.Чайковского, пулеметные очереди в части «Революция» из кантаты С.Прокофьева К XX-летию Октября), бой часов, колокольный звон (в операх Борис Годунов М.Мусоргского и Испанский час М.Равеля), работу механизмов, движение поезда (симфонический эпизод «Завод» А.Мосолова, симфоническая поэма Пасифик 231 А.Онеггера).

Происхождение музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и явствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах.

Музы. © DeA Picture Library

На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма (К.Валлашек). Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г.Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Более современные авторы (К.Штумпф, В.Гошовский) утверждают, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь – в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов (М.Харлап).

Стадии развития музыки.

В своем развитии музыка, как и поэзия, имела три качественно отличные стадии, которые следует понимать скорее как различные типы (системы) музыки, нежели хронологически сменяемые этапы ее развития. Первая стадия определяется чаще всего термином «фольклорная». В европейской культуре понятие «музыкальный фольклор» часто используют как синоним к понятиям «народная», «примитивная», «этническая» или «музыкальная культура нецивилизованных народов». Стадия фольклора отличается такой коммуникацией, когда слушатель и исполнитель не разделены – все являются соучастниками музыкального действа и включены в некий ритуал.

Музыкальный фольклор неотрывен от быта (охота, рождение ребенка, свадьба, похороны), трудового процесса, календарных праздников, обрядов, игр. Он синкретичен по своей природе, в нем пение, звучание музыкальных инструментов соседствуют. В первобытных обществах он был неотделим от слов и телодвижений. Наряду с крестьянским музыкальным фольклором, хорошо сохранившимся в культуре России, существует городской музыкальный фольклор (в странах Европы). Это уже «профессиональное народное искусство», которое появляется лишь в развитых сообществах. Для фольклорной стадии характерна устная форма трансляции музыкальных «текстов», отсутствие форм письменной их фиксации и неразвитость музыкально-теоретических понятий, специальных музыкальных учений.

Вторая стадия, определяется по-разному, как «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». В ней музыкант-профессионал отделен от слушателей. Его отличает стремление к фиксации музыкального «текста», чаще всего с помощью слова, но не в процессе распевания безымянных народных стихов, а специально сочиненных литературных текстов, часто – с помощью письменного поэтического текста. Искусность, техническая сторона в создании музыки выступают здесь на первый план, что ведет к появлению запоминаемых канонизированных структур, музыкальных моделей в виде особых метров и ладов. Ярким примером этого типа музыки служит музыка в Древней Греции («мусическое искусство» – синкретическое явление, объединявшее поэзию, музыку и танец), исламская музыка (средневековая музыка арабов и персов). На этой стадии формируются первые учения о музыке, пишутся музыкальные трактаты.

На третьей стадии устная форма общения заменяется письменной и появляются три участника процесса музыкальной коммуникации: композитор-исполнитель-слушатель. Такой взгляд определяет традиционно-европейское понимание музыки в наши дни. Взгляд этот ограничен рамками европейской культуры, где произошло расслоение процесса музыкальной коммуникации на трех участников. Именно в Западной Европе на рубеже 16–17 вв. возникло авторское, композиторское музыкальное творчество. Музыка стала записываться в стабильном нотном тексте и появилась необходимость исполнения записанного и отделенного от создателя «нотного текста». Музыкальное сочинение (композиция, опус) приобрело возможность самостоятельного существования, что было вызвано появлением нотописи и развитием инструментальных форм музыки. Неслучайным стало употребление европейцами термина «чистая музыка», подчеркивающего независимость музыки от словесного текста (музыка – невербальная форма искусства), а также – и от танца.

На данной стадии стало выделяться исполнительское музыкальное искусство – одна из самых значимых сфер реализации музыки во всех культурах и на всех стадиях ее существования. Однако в западноевропейской культуре, где исполнение отделено от сочинительства (благодаря формам нотной записи музыки), оно выделено в самостоятельную область музыкальной деятельности. При этом возникает ярко выраженная потребность в индивидуальной трактовке, варьировании, аранжировке одного и того же фиксированного в нотном тексте музыкального произведения.

Виды музыки.

В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд начавшихся в 20 в. процессов: развитие новых технологий (звукозаписи и технического воспроизведения музыки, возникновение электро-музыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных технологий); знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали, продажа аудио-визуальной продукции, использование Интернета и др.); признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе.

В 20 в. возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки Появляются представления о различных «музыках», охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:

Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;

Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации (Запада

Этническаятрадиционная) – фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени (см. НАРОДНАЯ МУЗЫКА).

Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.

Авангардная (экспериментальная)общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в. (см. АВАНГАРД В РУССКОЙ МУЗЫКЕ).

Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки

Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, кино-музыка и т.д. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т.п.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т.п.

Музыка в системе культур.

К концу 20 в. меняется отношение к музыке в целом. Она перестает рассматриваться европейцами как явление, стоящее в ряду с другими европейскими искусствами, а осмысляется как часть культуры (молодежной, народной, крестьянской, городской, массовой, элитарной, европейской, американской, африканской, японской, восточной, русской и др.). Традиционно европейское понимание музыки, сформированное в рамках искусствоведения – музыкальной эстетики, теории музыки и истории музыки, музыкальной этнографии (фольклористики), было дополнено новыми представлениями о музыке, возникшими в новых научных дисциплинах – сравнительном музыкознании, музыкальной антропологии и музыкальной культурологии.

Анализ специфики понимания музыки в традиционных культурах народов мира обнаружил существенные различия в ответах на вопрос: «что есть музыка?».

Ответы на этот вопрос у представителей разных культур различны. То, что для одних есть музыка, для других представляется «не музыкой». Например, для Г.Берлиоза пение китайцев в традиционной опере, где все женские амплуа исполняются мужчинами, поющими высокими фальцетными голосами, казалось невыносимым, хуже кошачьего воя. Для мусульманина распевание Корана в мечети не есть музыка (араб. мусики), тогда как для европейца – это музыка, которую можно анализировать, как и другие виды «музыкального искусства» в рамках музыковедения. Существующее многообразие видов музыки в европейской культуре также порождает многообразие вкусов и пристрастий среди музыкальных адептов. Для одних только классическая музыка является «музыкой», а такая как авангардная или рок-музыка – «не музыка».

Представления о музыке, сформированные, как и сам термин, в европейской культуре, не всегда имеются в других культурах мира. Например, у большинства народов Африки, Океании, у индейцев Америки, она традиционно не выделяется из других сфер жизни. Музыкальное действо, как правило, неотделимо здесь от ритуальных действий, связанных с охотой, обрядом инициации, свадьбой, военными сборами, поклонением предкам пр. Представления о музыке в некоторых племенах порой вообще отсутствуют, нет ни термина «музыка», ни его аналогов. При попытках специально выделить музыкальные явления и описать то, что для нас, европейцев, безусловно, является музыкой – стук палок, дребезжание охотничьих луков, игру на барабанах, флейтах, напеваемые хором или в одиночку мотивы и пр. – аборигены, например, Океании рассказывают, как правило, мифы и разного рода сказочные истории. В них объясняются истоки тех или иных музыкальных явлений, которые возникают в некоем потустороннем мире и пришли в мир живых людей от сверхъестественных сил (богов, духов, тотемных прапредков) или звуковых явлений природы (грозы, звучания тропического леса, пения птиц, крика зверей и пр.); часто указывается на рождение музыкальных инструментов и музыкальных способностей человека в мире духов или джиннов (духов леса, умерших людей, богов).

В тех странах мира, где заметное влияние оказал процесс вестернизации культуры, чаще всего принимается и сам термин «музыка», и европейское понимание музыки. В городах Африки и Азии создаются ансамбли народной (фольклорной) музыки, устраиваются музыкальные фестивали, возникают музыкально-учебные заведения (институты, консерватории), симфонические оркестры, национальные композиторские школы.

В культурах древних и средневековых городов Азии, в придворных традициях Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, исламизированных народов Ближнего и Среднего Востока возникают собственные представления о музыке, которая чаще всего обладает определенным уровнем профессионализма, но обнаруживает синкретическую природу и не выделяется так, как в системе европейской культуры. Так, в Китае, где не было известно греческое понятие «музыка», музыка традиционно была связана с дворцовым ритуалом (ли), в котором она определялась общим термином юе; в Древней Индии – с театром и пантомимой (сангита), с представлениями о чувстве (раса) и цвете (варна); в культуре ислама – с авторской литературно-поэтической традицией, с искусством распевания стихов (ас-сана).

Подобно Древней Греции и средневековой Европе, во многих цивилизациях Востока, появлялись свои учения о музыкальных элементах. При этом древние и средневековые музыканты и мыслители специальными терминами обозначали те же самые музыкальные структуры, что составляют базис западноевропейской музыкальной теории. В основе некоторых музыкальных учений Азии лежат такие базисные понятия, как: звук (китай. – «шэн», араб. – «саут», индий. – «нада»), тон (китай. – «гун», араб. – «нагма», индий. – «свара»), метро-ритмика (араб. – «ика», индий – «тала»); лад (араб. – «макам», индий. – «рага») и др.

Что такое музыка сегодня?

С появлением в 20 в. музыкального авангарда и таких стилей как атональности, додекафонии, алеаторики, хэппенинга наши представления о музыке существенно изменились. Музыкальные структуры, которые определяли язык классической музыки, разрушились. Новые стилистические направления, когда в качестве художественного «произведения» начал выступать исходный материал музыки – нетрадиционным образом организованный во времени звук и ритм – способствовали расширению концепции музыки. Она получила эпохальное определение современной (модерн), отделяясь от классической (музыка 17–19 вв.) и старинной (музыка древней и средневековой Европы). Теперь к элементам музыкальной структуры стали причисляться не только «музыкальный звук», «интервал» или «тембр», но и «шум», «кластер», «скрип», «крик», «топот» и множество других звуковых явлений искусственного или природного происхождения. Более того, в качестве музыки начало осмысляться отсутствие звучания, т.е. – пауза, тишина (знаменитый опус Дж. Кейджа Беззвучная пьеса – 4’3» tacet, соч. 1952). В этом отразился интерес некоторых европейских и американских музыкантов к медитативно-религиозным практикам Востока, изучение ими философии дзэн-буддизма, ислама, индуизма, влияние теософских концепций на понимание природы музыки.

Современные представления о музыке формируются в мультикультурном пространстве, суммируя наши знания о различных культурных средах, пластах, традициях, где музыка обязательно имеет место. Используются возможности широкого межкультурного обмена не только собственно музыкальными артефактами (сочинениями, инструментами, учениями, концепциями, музыкантами, техникой и пр.), но и различными духовными ценностями общекультурного порядка, которые затрагивают такие «музыкально-процессуальные сферы» природы Человека, как его способность к чувственно-эмоциональным переживаниям, длительным психическим состояниям, механическому движению и движениям души, к мышлению, речению. Все культурное разнообразие этих процессов, известное нам сегодня в географическом и историческом пространстве мировых культур и цивилизаций, значительно влияет на современную музыкальную практику (практики), на создание и восприятие музыки и на представления о том, что такое музыка.

Очертания новой глобальной культуры вырисовывают нам сегодня стремление не столько к однообразию и унификации возникающих на Земном шаре музыкальных явлений, сколько к их разнообразию и неповторимости в самых различных формах организации человеком проявленных и непроявленных звучаний.

См. также ИСЛАМСКАЯ МУЗЫКА; См. также ТЕАТР СТРАН АЗИИ.

Валида Келле, Тамила Джани-Заде

rdevytxpmuzВ греческой мифологии происхождение слова музыка связывается с «музами» (мыслящими) : девятью дочерьми Зевса и Мнемозины – богини памяти. Музы или Мусы (за исключением небесной Урании и Клио – музы истории, дарующей славу) связаны с пением, танцами, музыкой, с наслаждением.  Образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами.

1004_muses

Музы Древней Греции.  Художник Яннис Стефанидис.

 Греки считали, что каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу.  Местом обитания девяти муз были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Такой сюжет можно часто рассматривать на античных фресках и на полотнах европейских художников, вдохновляемых греческой мифологией.

Коллектив профессионалов с 15-ти летним опытом работы, знанием тонкостей работы по оформлению дипломов предлагает купить диплом в России. Заказы выполняются качественно и в срок.

kalliopi

Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Каллиопа воспринималась греками как главная из всех муз, её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.

evterpi

Эвтерпа (Ευτέρπη)  – муза  лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие. Она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.

melpomena

Одной из самых известных муз является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые  бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен. Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.

thalia

Талия (Θάλεια) — муза комедии. её изображали с комической маской.  Ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав. Маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.

erato

Эрато (Ερατώ) покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака. Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира.

polymnia

Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов.

terpsihora

Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы. Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела.

klio

В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ). Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.

ourania Девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.

185818Вдохновением служили Музы для известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например; Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона.  В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.
7436_foto_1_03

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей». источник


1


Энциклопедия слова «музыка» Выполнила: ученица 7А класса Люминарская Софья Чебоксары, 2013


2


Содержание 1.Толкование слова. 2.Этимология слова. 3.Словообразование слова. 4.Эпитеты. 5.Синонимы и антонимы. 6.Фразеологизмы ( афоризмы ). 7.Пословицы и поговорки. 8.Рифмы. 9.Мифология. 10. Приметы. 11. Искусство.


3


Этой научной работой я хочу, во — первых, сама научиться видеть и чувствовать слово, а во — вторых, научить всему этому окружающих меня людей. Ещё Виссарион Григорьевич Белинский сказал : « Слово отражает мысль : непонятна мысль непонятно и слово ». Актуальность работы Цель и задачи : составить энциклопедию одного слова, собрать как можно больше материала о жизни слова в языке. Передо мной были поставлены задачи : Познакомиться с различными типами словарей. Определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем. Составить комплексное представление слова.


4


Ход работы 1.Выбрала слово. 2.Познакомилась с разными типами словарей. 3.Составила перечень словарей для работы со словом. 4.Исследовала жизнь слова в литературе и искусстве. 5.Оформила результаты деятельности. 6.Сделала вывод.


5



6


Словарь Владимира Ивановича Даля: музыка — искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных, так и совместных; равно искусство это в действии. Словарь Сергея Ивановича Ожегова: музыка- это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства.


7


Музыка пришла через укр. из польск. muzyka от чеш. musika, лат. musica, греч. μουσικ » музыкальное искусство, музыка «. Формы с ударением на начале слова могли быть получены через посредство австр.- нем. М usik.


8


Музык (а) музык-ант музыкант-ик музыкант-к-а музыкант-ш-а музыкант-ск-ий музык-альн (ый) музыкальн-о не-музыкально музыкальн-ость не-музыкальность не-музыкальн(ый) немузыкальн-о немузыкальн-ость музиц-ирова-ть музицирова-ниj-е музык-о-вед(ени-е) музык-о-вед музыковед-ческ-ий поп-музык(а) ср. популярный поп-музык-ант


9


Музыка может быть банальной, бездарной, беззаботной, безыскусственной, бесстрастной, благоговейной, благозвучной, бодрой, бодрящей, божественной, бойкой, болезненной, больной, бравой, бравурной, бурной, быстрой, великолепной, величавой, величественной, веселой, визгливой, визжащей, возбуждающей, возвышенной, волнительной, волнующей, волшебной, восхитительной, выразительной, гармоничной, гениальной, глубокой, гнусавой, гордой, грациозной, грозной, громкой, грубой, грустной, дивной, дикой, дисгармоничной, драматичной, дребезжащей, душераздирающей, душещипательной, жалобной, жалостливой, жалостной, жизнерадостной, жизнеутверждающей, задорной, задумчивой, задушевной, зажигательной, замечательной, заунывной, звонкой, знойной, зовущей, идейной, идиллической, изумительной, кабацкой, какофонической, капризной, карикатурной, кафешантанной, красивой, кручинной, ласкающей и т.п.


10


маком, рок, джаз, регги, музычка, блюз, кантри, рок-музыка, музон, гранж, стеб, поп-музыка, суинг, регтайм, соул, техно, мотет, стереомузыка, бит-музыка, диско- музыка, медляк, хроматизм, эвтерпа, блуграс, рибоп, симфоджаз, киномузыка, электромузыка, рейв, вербункош, кончерто гроссо и т.д. Антоним — какофония ( негармоническое, лишённое красоты и приятности сочетание звуков, неблагозвучие ( в музыке, в стихах ).


11


Музыка должна высекать огонь из людских сердец. Л. Бетховен. Музыка — универсальный язык человечества. Г. Лонгфелло. Музыка не имеет отечества; отечество ее — вся вселенная. Ф. Шопен. Музыка — истинная всеобщая человеческая речь. К. Ю. Вебер. Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле. Стендаль. Мою музыку лучше всего понимают дети и животные. Игорь Стравинский. Говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре. Дэвид Бирн. Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Уолтер Патер. Музыка — высшее в мире искусство. Лев Толстой. Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше.


12


Фома музыку разумеет, а Ерема плясать умеет. Под хорошую музыку и змеи пляшут. Тон делает музыку. Не вся та музыка, что звучит. Музыка ухо режет, а кровь не течет.


13


Музыка ( Ахматова, Анна ) В ней что — то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся, Она одна со мною ‘ говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле И пела, словно первая гроза Иль будто все цветы заговорили. Музыка ( Бальмонт, Константин ) Когда и правая и левая рука Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных, И звездною росой обрызгана тоска, И колокольчики журчат в мечтах рассветных, Тогда священна ты, ты не одна из нас, А ты, как солнца луч в движении тумана, И голос сердца ты, и листьев ты рассказ, И в роще дремлющей идущая Диана. Всего острей поет в тебе одна струна Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена. Безумие луны ! И вся ты как луна, Когда вскипит волна, но падает, как пена.


14


Аполлон и Марсий Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика Игра на авлосе


15


10) Приметы Нельзя мыть голову. Так делают многие и многие певцы, дирижеры, хормейстеры… В день концерта нужно обязательно встать с правой ноги. Нельзя убирать кровать. Нельзя ронять ноты, иначе в том месте произведения, которое оказалось на полу, ты обязательно ошибешься. Ноты также следует класть под подушку, чтобы не забыть текст. Любимый обычай не только музыкантов, но и студентов, учеников, актеров театра и т. д. Не сидеть спиной к залу — отомстит. Суеверие пришло из цирка, где то же самое нельзя по отношению к арене, и прочно укрепилось в музыке.


16


Шарль — Ирене Кастель, аббат Сен — Пьер Цветовой клавесин Кастеля


17


Ашиль — Клод Дебюсси французский композитор, музыкальный критик. Клод Моне. Впечатление. Восход солнца, 1872


18


Эдгар Дега. Голубые танцовщицы, 1897 Моне. Женщины в саду, 1866


19


Клод Моне. Уголок сада в Монжероне Огюст Ренуар. Лягушатник


20


« Слова и музыка » ( драма, Франция, 1984) « Слова и музыка » ( драма, Россия, 2004, реж. Иван Соловов ) Слово « музыка » в названиях кинофильмов


21


Слово « музыка » в названиях песен, музыкальных композиций « Музыка » ( Г. Струве, И. Исакова ) « Где музыка берёт начало ?» ( Ю. Энтин, Е. Крылатов ) « Царица – музыка » ( а. Билль ) « Песенка музыкальных знаков » ( О. Юдахина ) « Музыкант » ( Т. Андрейченко ) « Музыка » ( М. Таривердиев ) « Музыка сердца » ( М. Таривердиев ) « Музыка на воде » ( М. Таривердиев ) « Музыка » ( И. Крутой, Д. Джокер ) « Музыка моя » ( Ж. Колмагорова ) « Спасибо, музыка моя » ( Н. Тананко ) « Я хочу увидеть музыку » ( Г. Струве ) « Музыка всегда с тобой » ( Г. Струве ) и др.


22


Вывод и результаты Слово « музыка » входит в активный словарный запас лексики русского языка. В результате исследований я : 1. Узнала о разных типах словарях, ещё более внимательно с ними познакомилась. 2. Узнала много нового и интересного о данном слове, о чем раньше и не догадывалась. 3. Поняла, что создать энциклопедию слова целиком и полностью не представляется возможным, так как она требует много сил, знаний и терпения. Для себя я уяснила, что нет такого явления в жизни, которое нельзя было бы выразить словом. Уильям Шекспир как — то сказал : « Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово ». Заключение


23


1. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009,-608 с. (стр ). 2. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» , 848 с. (стр. 409) vidahl.agava.ru – Толковый словарь В. Даля. Толковый словарь живого великорусского языка Толковый словарь русского языка. Словарь Ожегова gorbachevich-e-p-590-html — Словарь эпитетов русского литературного языка К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло. gorbachevich-e-p-590-html Словарь антонимов русского языка. Автор М.Р. Львов (антоним – какофония) – Словарь русских синонимов. 9. posloviz.ru/category/muzyka/ — Пословицы о музыке – Статья о взаимодействии музыки и изобразительного искусства изображение Марсия – о музыке Древней Греции proverbs/24679/ — В.И. Даль. Пословицы русского народа smehe/page3.html. Пословицы (большой сборник пословиц). smehe/page3.html 15. Микаэл Таривердиев – Музыка сердца. 16. И. Крутой, Любаша, Д. Джокер – Музыка. 17. Клод Дебюсси – Лунный свет.


24


Спасибо за внимание!!!

  • Рассказ о слове мороз 3 класс проект по русскому языку распечатать
  • Рассказ о слове мороженое 3 класс
  • Рассказ о слове мед
  • Рассказ о слове мама 3 класс проект по русскому языку примеры
  • Рассказ о слове магазин