Рассказ о слове одуванчик 3 класс проект по русскому языку

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Музей одного словаОдуванчик

    1 слайд

    Музей одного слова
    Одуванчик

  • Одуванчик- травянистое растение семейства сложноцветных с желтыми цветками и...

    2 слайд

    Одуванчик- травянистое растение семейства сложноцветных с желтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром.
    Лексическое значение.

  • [адуван'чик]гласная О читается как [а ]согласная Н за счет Ч произносится м...

    3 слайд

    [адуван’чик]
    гласная О читается как [а ]
    согласная Н за счет Ч произносится мягко
    Особенности строения.

  • История происхождения.В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочн...

    4 слайд

    История происхождения.
    В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница.
    Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.
    Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала:
    Нежна моя любовь к тебе,
    Как солнца первый луч,
    Но манит ввысь небес простор,
    И зов его могуч.

  • Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но...

    5 слайд

    Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы одуванчиками.

  • Основные
морфологические признаки.1. Одуванчик - сущ, обозн. призн предм. Н....

    6 слайд

    Основные
    морфологические признаки.
    1. Одуванчик — сущ, обозн. призн предм. Н. ф — одуванчик
    2. М. п:
    1. Пост: неодуш, нариц, 2 скл, м. р
    2. Непост: ед. ч, И. П
    3. Подлежащее.
    Лексическое значение : Растение

  • Морфемное строение.

    7 слайд

    Морфемное строение.

  • http://znanija.com/task/9341471http://earlystudy.ru/dnevnik-dashi/oduvanchiki...

    8 слайд

    http://znanija.com/task/9341471
    http://earlystudy.ru/dnevnik-dashi/oduvanchiki-tematicheskoe-zanyatie
    https://otvet.mail.ru/question/98967866

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская СОШ

Исследовательская работа по теме:

«Рассказ о слове»

Учебный проект. Русский язык

Работу выполнили учащиеся 3 класса:

Ткаченко Дарина,

Татаринцева Яна,

Махмадиев Кирилл

Руководитель:  Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов

с. Парфёново

2014 г.

Содержание:

Страницы

  1. Введение ____________________________________                                         3
  2. Основная часть:

Рассказ о слове «Дождь» ________________________                                       4

Рассказ о слове «Жара» _________________________                                  4 — 5

Рассказ о слове «Дружба» _______________________                                        5

  1. Заключение __________________________________                                         6
  2. Список используемой литературы _________________                                       7
  3. Приложения:

Загадки о слове _______________________________

Стихи о слове _________________________________

Игры со словом _______________________________                                  8 — 10

Введение

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

     На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи.  Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова  Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».  

    Сколько прекрасных слов в русском языке!  Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и  светом  лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!    Мы так привыкли к словам…  Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

   Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова…   И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.

   Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

    Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках;    проиллюстрировать свою страничку.  

    Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Основная часть

Слово «дождь»

   Произносим  до/шть/,   пишем дождь.

  1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

  1. Поработав со «Словарём однокоренных слов»,  я собрал «семью» слова дождь:  

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

  1. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.
  2. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.
  3. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь  можно сказать «Льёт как из ведра».
  4. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.
  5. Предложения со словом:

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Пословица:

   Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят.  (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

   Загадка.  Приложение №2.

   Стихотворение:

С.Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

Слово «жара»

   Произносим слово жара, пишем — жара.

  1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар. 
  2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.
  3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.
  4. Антонимы: жара – мороз, холод.
  5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого  труда).
  6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).
  7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.  

Из стихотворения Роберта Рождественского:

   Я такой жары ещё не помню…

Жарко паутине. Жарко полю.

Загадка. Приложение №2.    

Пословица:

   Против жары и камень треснет.  (Трудно переносить сильную жару).

Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Слово «дружба»

Произносим дружба, пишем дружба.

  1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
  2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.
  3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.
  4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.
  5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).
  6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).
  7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.

Пословица:

Где нет дружбы, там нет успеха.  (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Загадка:

Рождается в беде, а закаляется в труде.  (Дружба).

Стихотворение я нашла в Интернете.  Автор Юрий Энтин.  (Приложение №1).

Игры со словами. Приложение №3.

Заключение

   Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и  речевыми  ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

Литература:

  1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.
  2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс.  «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.
  3. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,
  4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.
  5. Интернет – ресурсы.  

Приложения

Приложение №1.

«Стихи о слове»

С.Я. Маршак

Гроза днём

   По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Стеклянный дождь стучит.

О.  Молоканова 

Солнышко с неба

 Жаркими лучами

 Обнимает полдень

 Июльского дня.

 Бабочка красавица

 Под листочек прячется.

 Опаляет крылышки

 Знойная пора.

 Пожалело солнышко

 Спряталось за тучку.

 Дождь пролил прохладой

 В летнюю жару.

 Распускаются цветы,

 Песнь запели соловьи

 Спасибо солнце за тепло,

 А тучке  — за дожди.

Юрий Энтин

Дружит с солнцем ветерок,

 А роса – с травою.

 Дружит с бабочкой цветок,

 Дружим мы с тобою.

 Всё с друзьями пополам

 Поделить мы рады!

 Только ссориться друзьям

 Никогда не надо!

Приложение № 2

«Загадки о слове»

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Шёл долговяз – в сыру землю увяз. (Дождь).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это — …. (дождь).

С утра мы бегали по полю…

Набегались, конечно, вволю.

К тому же наш футбольный мяч

Вдруг стал, как колобок, горяч.

Уже двенадцать, в тень пора.

На солнце страшная …. (жара).

Я на пляже разогретом

Жду ребят горячим летом.

И, спасаясь от меня,

В речке плещет малышня.

А зверюшки в эти дни

Укрываются в тени.  (Жара, зной)

Приложение №3.

“Игры со словами»

В слова можно играть. Например, есть такая игра, как «Волшебные цепочки».

Барабан – банка – катер – термос – мостик – тик-так – такса – сажа – жаба.

Анаграммы – придумать новые слова, переставляя буквы.

Атлас – салат, адрес – среда,  автор – товар.

«Наоборот».

Маленький – большой, чёрный – белый, горячий – холодный.

«Найди слово в слове».

Юность – нос, сон, тон.

«Занимательные модели».

—   у – сук, суп, бук.                

Приложение №4.

«Пословицы о слове»

Видна птица по перьям, а человек по речам.

Много сказано, а послушать нечего.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
 

Просмотр содержимого презентации

«Слово «Добро»»

Просмотр содержимого презентации

«Слово КОШКА»

Просмотр содержимого презентации

«Слово СМЕХ»

Просмотр содержимого презентации

«Слово СОЛНЦЕ»

Просмотр содержимого презентации

«слово соловей»

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

План урока:

  • 1 Задание из учебника
  • 2 План работы
  • 3 Выбор слова
  • 4 Рассказ о слове «ветер»
    • 4.1 Как пишем и как произносим?
    • 4.2 Лексическое значение
    • 4.3 Однокоренные слова
    • 4.4 Синонимы
    • 4.5 Антонимы
    • 4.6 Фразеологизм
    • 4.7 Сочетаемость слова
    • 4.8 Пословица
    • 4.9 Загадка
    • 4.10 Предложение
  • 5 Пример оформления проекта
  • 6 Информация про другие слова
    • 6.1 Утро
    • 6.2 Обед
    • 6.3 Вопрос
    • 6.4 Красота
    • 6.5 Свет
    • 6.6 Чистота

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Творческий проект «Рассказ о слове»
проект по русскому языку (3 класс) на тему

Работы выполнены учащимися 3 класса, в результате исследования все участники рассказали об особенностях каждого слова.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Скачать:

Вложение Размер
rasskaz_o_slove_tit.docx 38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель Абдулганиева Г.А.

Бекеева Лачина 3класс

Рассказ о слове

1.Лексческое значение слова:

Намеренное искажение истины, неправда, обман.

лживый, лгун, лгать.

неправда, обман, фальш.

Обвести вокруг пальца (ловко обмануть)

Правдивая ложь, абсолютная ложь, красивая ложь, откровенная ложь.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Ври тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.

8.Предложение с этим словом:

Солгав однажды, будь кому,

Мы навсегда ушли во тьму.

Где ложь, там рядом клевета,

Там зависть, ревность, суета,

Там чувства искренности нет,

Там ложь царит, там суета сует.

Пусть незначительна та ложь,

Но ты уже во тьме живешь.

Ты лжец, преступник перед миром

Избравши ложь своим кумиром.

Нуракаева Самира 3 класс

Рассказ о слове

произносим [зар а ]

1.Лексическое значение слова:

Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.

Заря, озарять, озарение, зарево.

Ни свет, ни заря. (Очень рано, до рассвета)

Утренняя заря, алая заря, пылает заря, вечерняя заря.

Какова вечерняя заря – таков и следующий день.

Пылает вечерняя заря – к ветренному дню.

Пылает ковёрбольшой, большой, но не ступить на него ногой.

8.Предложение с этим словом:

В дымных тучах пурпур розы, И лобзания, и слёзы,

Отблеск янтаря, И заря, заря. (А.А.Фет)

Кочекаева Айнабад 3класс

Рассказ о слове

произносим[в’э т’э р ]

1.Лексическое значение слова:

Движение потока воздуха, символизирует живое дыхание Вселенной.

ветренный, поветрие, ветренно.

вихрь, буран,шторм, ураган.

Ветер в голове(несерьёзный), как ветром сдуло

Ветер кликать – зря голос срывать

Бежит по снегу, а следу нет.

Ветер, ветер – ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!

Джанибекова Эмина 3класс

Рассказ о слове

1.Лексическое значение слова:

высокая температура воздуха, более 40 градусов.

жар, жаркий, жарища, жарить.

тепло, пекло, зной.

мороз, холод, стужа.

Ни жарко, ни холодно.

Когда в печи жарко, тогда и варко.

Против жары и камень треснет

На сучках висят шары, посинели от (жары)

8.Предложения с этим словом:

Все лето стояла сильная жара.

Жара, июль, макушка лета,

Лишь только выхожу во двор,

Так тут же от потоков света

В моей душе звучит минор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье я показала развитие различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно.

В работе содержится перечень разных словарных работ и диктантов, загадки и пословицы, содержащие словарные слова.

Дана подборка упражнеий для творческих диктантов по русскому языку при закреплении и повторении словарных слов в 1-4 классах.

В представленом материале содержится рабочая программа по факультативному курсу «Творческая работа со словом».

Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в .

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 — 4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Литературно – творческое объединение «Родное слово».

Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и зак­репить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показа.

Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс

Татьяна Писарева
Учебный проект «Рассказ о слове». 3 класс

Введение

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи. Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова! Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова… И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.

Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках; проиллюстрировать свою страничку.

Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Основная часть

Слово «дождь»

Произносим до/шть/, пишем дождь.

1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

2. Поработав со «Словарём однокоренных слов», я собрал «семью» слова дождь:

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

3. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.

4. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.

5. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь можно сказать «Льёт как из ведра».

6. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.

7. Предложения со словом:

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят. (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

Загадка. Приложение №2.

С. Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

Произносим слово жара, пишем — жара.

1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар.

2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.

3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.

4. Антонимы: жара – мороз, холод.

5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого труда).

6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).

7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.

Из стихотворения Роберта Рождественского:

Я такой жары ещё не помню…

Жарко паутине. Жарко полю.

Загадка. Приложение №2.

Против жары и камень треснет. (Трудно переносить сильную жару).

Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Слово «дружба»

Произносим дружба, пишем дружба.

1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.

3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.

4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.

5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).

6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).

7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.

Где нет дружбы, там нет успеха. (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Рождается в беде, а закаляется в труде. (Дружба).

Стихотворение я нашла в Интернете. Автор Юрий Энтин. (Приложение №1).

Игры со словами. Приложение №3.

Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и речевыми ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

Литература:

1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.

2. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс. «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.

3. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,

4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.

5. Интернет – ресурсы.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-proektu-raskaz-o-slove_jidth.pptx | 3065,95 Кб

Дидактическая игра в старшей группе «Найди место звука в Слове» Дидактическая игра в старшей группе «НАЙДИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине.

Учебный мини-проект познавательно-речевому развитию «Подкормим птиц зимой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3» Проектная деятельность в детском.

Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 1. Григорий» Близится к завершению долгосрочный проект «Давно была война…». О вехах этого проекта не раз писала я в своем блоге за этот учебный год.

Проект «Давно была война…» Рассказ «Возвращение. Часть 2. Василий.» Почти год назад, летом, была у меня публикация о сказочной подмосковной деревни Лукошкино. Рассказала я тогда, что стоит в той деревне.

Проект «Театр — как много в этом слове!» Проект «Театр-как много в этом слове». Тип проекта: Творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: Дети и воспитатели двух подготовительных.

Рассказ о бабушке. Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию рассказ, который я написала,участвуя в муниципальном конкурсе «Я помню! Я горжусь!».

Рассказ «Родина» Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.

Разбитый стаканчик. Рассказ Дзинь! Скользкий мыльный стаканчик внезапно выскользнул из рук и разлетелся на мелкие осколки. На шум в кухню вбежали внуки. -Бабушка,.

Сценарий «Мама-в этом слове солнца свет» (подготовительная группа.) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Брусничка» Музыкальный руководитель: Сорокина Н. М. «МАМА- В ЭТОМ СЛОВЕ.

Конспект занятия «Семья! Как много в этом слове…» Занятие «Семья! Как много в этом слове…» Цель: — знакомство членов группы друг с другом — создание благоприятного эмоционального климата,.

Интересный проект для 3 класса «Рассказ о слове». Примеры

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, вот сюда, там все подробно написано.

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/uchebnyi-proekt-raskaz-o-slove-3-klas.html

http://shkolala.ru/proekty/bukvyi-i-slova/proekt-rasskaz-o-slove/

МКОУ Терновская СОШ № 1

Исследовательская работа

Выполнили — ученики 3-а класса Руководитель-учитель начальных классов: Дулина Л.В.

2017 год

Методический паспорт исследовательской работы.

Исследовательская работа: «Рассказ о слове»

Предмет: русский язык

Класс: 3-а

Цель исследования:

  1. Развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.

  2. Создание красочных страничек исследуемого слова.

Задачи исследования:

  1. формировать умения подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное;

  2. представлять свой проект.

Планируемые результаты:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;

  • пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;

  • находить полезную информацию в словарях;

  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;

  • собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

  • оформлять страницу журнала;

  • презентовать проект;

  • оценивать результаты работы;

  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Тип проекта: поисково-творческий.

Тип проекта по предметной области: русский язык.

Тип проекта по форме: коллективный.

Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный.

Ресурс: заинтересовать родителей совместной деятельностью в триаде «Учитель-ученик-родители».

Результат проекта (продукт): сборник рассказов о слове; презентация.

План работы над исследованием.

1этап. Подготовительный.

  1. Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  • Обсуждение названия проекта.

  • Планирование.

  • Сбор материала.

  • Оформление работы.

  • Защита.

3 этап. Практический.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.

4 этап. Презентационный.

Представление и защита работ. Коллективное составление сборника слов.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный).

Анализ результатов исследовательской работы каждого члена группы, самооценка.

План работы над словом:

  • Лексическое значение слова.

  • Однокоренные слова.

  • Синонимы.

  • Антонимы.

  • Фразеологизм.

  • Сочетаемость слова.

  • Пословица.

  • Загадка.

  • Предложение с этим словом.

Введение.

Мы ученики 3«А» класса, хотим познакомить Вас с нашей исследовательской работой по русскому языку по теме «Рассказ о слове».

Эта тема выбрана нами не случайно. Мы с первого класса работаем над различными исследовательскими проектами: учебными и внеурочными. И в каждом проекте большую часть занимают слова, а слово — очень интересная штука.  В 1 классе мы узнали, что в русском языке есть слова, написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить.

Во 2 классе мы познакомились с лексическим значением слова, его этимологией, подбирали родственные слова, однокоренные, учились подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогатило наш кругозор, речь, словарный запас.

В 3 классе работа над словом усложнилась. Мы начали понимать природу фразеологизмов, исследуя слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появилось желание исследовать разные слова русского языка.

Выбранную нами тему мы решили изучить самостоятельно. Вместе обсудили план, распределили направления нашей работы. А затем по плану (см. приложение) каждый исследовал своё слово и составил красочную страницу.

Теперь разрешите представить вам наши творческие работы, которые можно использовать на уроках, в группе продленного дня, в работе с дошкольниками.

Слово – «горох»

ГОРОХ

гарох горох

    1. Лексическое значение слова:

  1. Травянистое растение (семейство бобовых) с круглыми семенами в стручках.

  2. Овощ, выросший на огороде.

    1. Однокоренные слова: горох, горошек, гороховый, горошинка.

    2. Синонимы: горох, боб.

    3. Антонимы: (горох) круглый – квадратный, зеленый – красный, твердый – мягкий.

    4. Фразеологизм: Как об стену горох. Полное безразличие к чему либо, какой либо ситуации, вопросу.

    5. Сочетаемость слова: зеленый, мягкий, круглый, зрелый, вкусный, твердый.

    6. Пословица: Не смейся, горох не лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь.

    7. Загадка:

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

    1. Предложения с этим словом:

Мы посадим горох в огороде.

Вкусный вырастет горох.

Слово – «дружба».

Дружба — записываем [дружба] Произносим [ дружба]

1. Лексическое значение слова: 

Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружба, дружить, дружелюбный, дружок, дружественный. 

3. Синоним: товарищество, приятельство.

Антоним: вражда

Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы. 

5. Пословицы:

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

За дружбу дружбой платят.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

 Дружба от не дружбы близко живет.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Загадки:

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская… (дружба)

6. Предложения со словом:

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).

Ты дружбу не купишь за деньги,

Ее не найдешь просто так.

Ведь дружба, как золото, ценна,

А также не всем по зубам (В.Можная)

Мальчик с девочкой дружил, 

Мальчик дружбой дорожил (С.Михалков)

Слово – «язык».

Произносим й а з ы к

Записываем язык

  1. Лексическое значение слова:

1.Орган в полости рта у позвоночных животных и человека.

2. Орган человека, который участвует в образовании звуков речи.

3. Система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения.

2. Однокоренные слова: язычок, язычище, языковой, подъязычные (таблетки), языкознание, языковед, язычник.

3. Синонимы: речь, диалект (к третьему лексическому значению).

Антонимыне существуют.

Фразеологизмы: Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. 
Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется? 
Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул?» 

4. Многозначность слова ЯЗЫК основывается на сходстве по форме. Например, язык у человека, язык у колокола, язык у ботинка, язык у пламени костра.

5. Сочетаемость слова: человеческий язык, слизистая языка, русский язык.

6. Пословицы. Острый язык — дарование, а длинный — наказание.  Мал язык, да всем телом владеет.  От приветливых слов язык не отсохнет. Язык мягок: что хочет, то и лопочет. Язык до Киева доведет. Языком болтай, а рукам воли не давай! Языком не торопись, а делом не ленись. Язык мой — враг мой.

7. Загадки.

1)Если б не было его, 3) Всегда во рту,
Не сказал бы ничего. Да не проглотишь.

2)Всегда он в работе, 4) Что острее ножа?
Когда говорим,
А отдыхает, 5) Изгородь из костей, а сторож без костей.
Когда мы молчим.

8. Предложения с этим словом.

1. Маша дразнилась и показывала всем язык.

2.Язык колокола бился, дрожал, созывал тревожным набатом людей на площадь.

3.Завернувшийся внутрь язык мешал мне шнуровать кроссовки.

4. Пламя костра разгоралось, его языки всё жарче согревали озябшие руки.

5. Мы дети Солнца, дети Бога-Слова.
Язык великий нам в наследство дан.
Настанет время — и прославят снова
Потомки имя гордое славян.

6. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 
( А.И.Куприн.)

Работая над проектом мы:

  1. Расширили свой кругозор, узнали много нового, интересного о различных словах.

  2. Со своими работами мы выступили на уроках русского языка и литературы.

  3. Научились работать с различными словарями, отбирать нужную информацию.

  4. Сформировали умение подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное.

  5. Научились представлять свой проект.

  6. Работа над исследованием нас сплотила, нам интересно выступать перед друзьями в классе, узнавать новое, слушать друг друга.

  7. Мы хотим продолжить работу над проектами по предметам и по внеурочной деятельности

В работе над проектом нам помогали:

наш классный руководитель,

наши родители.

  • Рассказ о слове огурец 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове огород 3 класс
  • Рассказ о слове огонь 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове облако 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове обед 3 класс