ПРОЕКТ
«Рассказ о слове»
ОГОНЬ
Выполнил ученик 3 класса
Гашимов Алексей
Огонь костра
Огонь пожара.
Пламя огня.
Вечный Огонь.
Огни города.
Огни фонарей
Огонь свечи
Актуальность темы.
Каждый человек должен уметь точно выражать свои мысли, правильно говорить. Неясность высказывания часто объясняется неумением быстро подобрать нужное по смыслу слово. Чтобы этого не получилось надо всесторонне изучать язык. Расширять и углублять свои знания о разнообразии и богатстве оттенков значений слов русского языка, что позволит нам говорить наиболее чётко и понятно, передавать свои мысли ясно и логично. Глубокое знание русского языка открывает доступ человеку к сокровищам культуры, науки и взаимопониманию.
Объект исследования: Слова русского языка.
Предмет исследования: слово «огонь».
Цель: Расширение и углубление знаний о богатстве и разнообразии значений слов русского языка при работе над словом «огонь».
Планирование деятельности.
Основные этапы работы над словом. |
Задачи, которые буду решать |
Средства решения задач |
Форма презентации результатов |
1. Как произносится и записывается слово «огонь»? 2. Лексическое значение слова. 3. Однокоренные слова. 4. Синонимы, антонимы к слову, фразеологизмы с использованием слова «огонь». 5. Сочетаемость слова с другими словами. 6. Пословицы, загадки. 7. Предложения с этим словом. |
Собрать как можно больше сведений о слове «огонь». Собрать мифы, легенды, сказки, стихи,загадки, пословицы о слове «огонь». |
Работа со справочной литературой: энциклопедии, справочники, словари. Интернетресурсы. Работа с художественной литературой. |
Оформление странички «Рассказ о слове «огонь». Презентация. |
Рассказ о слове.
ОГОНЬ произносим — [ а г о н, ]
пишем — огонь
Лексическое значение слова:
- Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Сгореть в огне.
- Свет от осветительных приборов. Огни фонарей. Огни города. Зажечь, включить, погасить, выключить огонь.
- Боевая стрельба. Открыть огонь. Прекращение огня (также об окончании военных действий). Под огнём врага. На линии огня.
- перен. Внутреннее горение, страсть. Огонь души, желаний. Глаза горят огнём.
- перен., разг. О том, кто полон пылкой энергии, силы. Конь — огонь!
- разг. Жар. Больной весь в огне.
Вечный огонь — неугасающий факел, зажжённый на месте захоронения героев войны, на могиле Неизвестного солдата.
В огне сражений, войны — в боях.
Игра с огнём — о неосторожных действиях, чреватых опасными последствиями.
Между двух огней — об опасности, грозящей с двух сторон.
Из огня да в полымя (попасть) — из плохого положения в ещё худшее (разг.)
Огнём и мечом (пройти) — беспощадно уничтожить, разорить войной.
Днём с огнём не сыщешь (кого, чего) — трудно, невозможно найти (разг.)
Прошёл огонь, воду и медные трубы — о человеке, много испытавшем или со сложным и небезупречным прошлым.
Бояться как огня (кого, чего) — бояться очень сильно.
Бежать как от огня — очень быстро.
В огонь и в воду пойдёт (за кого) — готов на всё ради кого — нибудь.
Гори всё (синим) огнём — пропади всё пропадом! (разг.)
Вызвать огонь на себя — самому обратить на себя обвинения, критику.
Огонь! — команда стрелять.
Однокоренные слова: огонёк, огонёчек, огненный, огневой, огнище.
Синонимы: огонь, пламя, жар.
Фразеологизмы:
«Прометеев огонь»
Прометей — титан, могучий герой древнегреческих ми фов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей похитил божественное пламя, горевшее в чертогах богов на Олимпе, и передал его смертным. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скале на вершинах Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук.
Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца.
О Прометее написано множество прекрасных произве дений, а в языках всей Европы известны связанные с ним об разные выражения. Мы говорим: «Муки Прометея», желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом ог не, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужест ва и таланта.
Самое имя «Прометей» в переводе на русский означает «Промыслитель», «Прозорливец», «Впередсмотрящий».
Подливать масла в огонь
Какими-либо действиями, поступками обострять отношения, усиливать
какие-либо настроения (чаще отрицательные),
Моё замечание только подлило масла в огонь. Спор разгорелся
с новой силой. Анненька хотела было возразить, однако
поняла, что это значило бы только подливать масла в огонь,
и смолчала (
М. Салтыков-Щедрин).
Весьма могло быть,что сии достойные люди на другой же день помирились
бы, если бы особенное происшествие в доме Ивана Ники-
форовича не уничтожило всякую надежду и не подлило масла в
готовый погаснуть огонь вражды (Н. Гоголь).
Сочетаемость слова:
яркий, сильный, мощный, всёпожирающий, беспощадный, горящий, бушующий, затухающий, гаснущий, тлеющий (огонь).
Пословицы и поговорки:
- Огонь да вода все сокрушают.
- Огонь — не вода, охватит — не всплывешь.
- Где огонь, там и дым.
- От вора остатки бывают, а от огня одно пепелище.
- На огонь дров не наготовишься.
- Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять.
- С огнем не шутят.
- Солома с огнем не дружит.
- Иной и в огне не сгорит.
- Из огня, да в полымя.
- В огне брода нет.
- Нет дыма без огня.
- С огнем шутки плохи.
- Огонь с искры начинается.
- Гори все пламенем.
- Огонь тушат, пока не разгорелся.
- Огонь да вода — всему голова.
- Огонь в карман не спрячешь.
- Огнем играть опасно. (марийск, морд)
- Кто с огнем играет — доиграется до золы. (белор)
- Огонь искрой рождается. (туркм)
- Огонь нужно гасить, пока он огонек. (марийск)
Загадки:
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь… (Огонь, костёр)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
(Огонь)
Жевать — не жую,
А всё пожираю. (Огонь)
Предложения:
Пока огонь во мне горит,
Огонь пленительного счастья,
(Вера Боголюбова)
Мерцает во тьме
Уютный огонь керосиновой лампы…
(Татьяна Молчанова)
Огни многообразные, вы тешите мой взгляд.. .
( Андрей Леонтьев )
Стихи, сказки и мифы про огонь
Светлана Ранджелович .
На что похож огонь?
Скажи, на что похож огонь?
Играет он, куда-то рвётся
И в руки людям не даётся.
Огонь — как непослушный конь.
Скажи, на что похож огонь?
Огонь порой похож на птицу.
Взлетает вверх, в полёт стремится —
Но пёрышки его не тронь.
А с чем еще сравнить огонь?
Как крылья бабочки трепещет
И яркой красотою блещет —
Но не лови его в ладонь!
Скажи, на что похож огонь?
Огонь порой похож на монстра.
Остановить его непросто.
Все съесть готов и рвется в бой.
Огонь порою как змея —
Ползет, и вьется, и лукавит,
И только пальцем тронь — ужалит:
«Не знал ты, что кусаюсь я?»
Огонь порою как кинжал —
Прорежет дырку в чем угодно.
Чем жарче он — тем жжет свободней:
Дырявит даже и металл.
А с чем еще сравнить огонь?
Он как осенний лист у клёна,
Который был вчера зеленым,
А нынче — красно-золотой.
Огонь — хозяюшка порой
И жаром хлеб в печи румянит.
В костре картошка вкусной станет,
Хотя была совсем сырой.
Огонь порою как дитя —
В заботливых руках пылает,
А без заботы угасает:
Без топлива ему нельзя.
Огонь — надежда в холода.
Как верный друг спешит на помощь:
Костёр зажжешь иль печь затопишь —
И не замерзнешь никогда.
Огонь поможет нам в ночи.
Вот факел — с ним светло и ночью.
Огня боятся стаи волчьи.
Наш друг ночной — огонь свечи.
Огонь рисует сказки нам,
Когда в костёр подольше смотришь.
Ты пламени язык освоишь
И сказочником станешь сам.
С огнём ты должен быть умён.
Узнай его, огня, законы.
Он должен стать твоим знакомым —
Учись быть вежливым с огнём.
ДВА ОГНЯ
Старинная русская сказка
Зажглись на одном дворе два огня и стали между собой разговаривать.
— Ох, брат, и погуляю я на той неделе, — говорит один огонь. — Весь дом пожгу, и двор пожгу, ничего не оставлю.
— Чего это ты надумал своих хозяев обижать? — удивляется второй.
— Того и надумал, что они сами меня обижают. Плохо мне у них живется. Они как печь затапливают, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают — опять бранятся. А я такого не люблю. Я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, никогда «спасибо» не скажет, в печь не спрячет, до утра не укроет.
— Ну гуляй, коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие — и зажгут меня с молитвой, и погасят с добрым словом.
Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское деревянное колесо — лежало оно целым-целехонькое.
О ТОМ, КАК ЛЮДИ УЗНАЛИ ПРО ОГОНЬ
Австралийский миф
Давным-давно, когда у людей еще не было огня, один зверек, а звали его бандикут, хранил втайне огонь и никому не давал его.
Однажды собрались все животные на большой совет и стали думать, как бы отнять у бандикута огонь. Раздобыть его вызвался голубь.
Прилетел он к бандикуту и стал кланяться, кружиться, петь и танцевать. Заслушался бандикут, засмотрелся, забыл обо всем. Тут голубь и подлетел к огню. Но хитрый бандикут изловчился и бросил свою головешку прямо в реку. Тут бы и конец огню, но увидел это сокол, на лету подхватил головешку и полетел прочь. Да только обжег клюв и выронил ее на самом берегу. От головешки загорелась сухая трава, все звери испугались и убежали.
А люди вышли из леса посмотреть, что это расцвело так ярко у самой воды, увидели огонь и узнали, что это такое. С тех пор они греются возле огня, освещают им свои жилища и готовят пищу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
ПРОЕКТ:
«РАССКАЗ О СЛОВЕ»
3 класс
В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
2016г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение, изобразительное искусство
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет
6. Состав проектной группы: весь 3 «Б» класс. Ребята работают индивидуально или в парах.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.
8. Проблемные вопросы:
Что мы знаем о слове?
9. Цель проекта:
-
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
-
составить словарную статью о слове;
-
участвовать в презентации своей страницы.
-
10. Задачи проекта:
-
формировать умения подбирать информацию;
-
выделять из большого количества информации главное;
-
представлять свой проект.
11. Вопросы учебной темы
Каково лексическое значение слова?
Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?
Как найти синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы к слову?
12. Необходимое оборудование компьютер для поиска информации, книги, журналы.
13. Аннотация проекта:
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Омонимы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме или парами. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания. Для успешной реализации проекта необходима четкая организация исследовательской деятельности детей.
14.Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные результаты-
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
-
сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;
-
сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты –
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
-
находить пути решения поднимаемой проблемы;
-
находить полезную информацию в словарях;
-
совершенствовать умения находить однокоренные слова;
-
собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
-
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
-
оформлять страницу книги;
-
презентовать проект;
-
оценивать результаты работы;
-
пользоваться результатами собственной деятельности.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Какие слова окружают каждое слово?
Проблемные вопросы
Словообразование слова и его окружение.
15. Продукт проекта: странички книги.
16. Этапы работы над проектом
№ п/п |
Этапы деятельности |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
1этап. Подготовительный. |
1. Сообщение цели и задач проекта. Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4. |
8 октября |
2. |
2 этап. Планирование и организация деятельности. |
1. Обсуждение названия проекта. 2. Планирование . — Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта. 3. Сбор материала. 4. Оформление работы. 5. Защита. |
8-9 октября |
3. |
3 этап. Практический |
Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации. |
12-14 октября |
4. |
4 этап. Презентационный |
4 этап. Презентационный Представление и защита работ. |
15-16 октября |
5. |
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный) |
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка. |
16 октября |
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
1Сообщение цели и задач проекта.
Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.
Полученную информацию оформить на листах формата А — 4.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
1. Обсуждение названия проекта.
2. Планирование.
— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.
3. Сбор материала.
4. Оформление работы.
5. Защита.
3 этап. Практический
Выполнение запланированной работы; внесение изменений.
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
-
Урок по окружающему миру «Рассказ о слове».
-
Работа над проблемными вопросами.
-
Распределение работы обучающихся по проекту.
-
Оформление презентаций и выступлений к проекту: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
Обучающиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего обучающиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу и подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как страницу книги.
СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ О СЛОВЕ (образец)
Произносим _______________
Записываем _______________
1.Лексическое значение слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Однокоренные слова: _______________________________________________________
3. Синонимы: ________________________________________________________________
4. Антонимы: ________________________________________________________________
5. Фразеологизм _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Сочетаемость слова: _________________________________________________________
7.Пословицы: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Загадки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Предложения со словом :
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОЕКТ «РАССКАЗ О СЛОВЕ СВЕТ»
Выполнила :
Обучающаяся 3 «Б» класса
МБОУ БСОШ
Кумицкая Кристина
СВЕТ
1.Лексическое значение слова:
1.Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым.
2.Источник освещения.
3.Рассвет, восход солнца.
2.Однокореные слова: Свет, светило, засветит, светильник, светофор, рассвет, светец, светик.
3. Синонимы: свет, источник, осветление.
Антонимы: свет – тьма.
Фразеологизм:
Свет в окошке – только это радует.
Ни свет, ни заря – очень рано до рассвета.
Пролить свет – разъяснить.
Чуть свет – самый ранний, утром, когда начинает светать.
4. Сочетаемость слова: дневной, яркий, солнечный, тусклый, прозрачный, красный, (свет).
5. Пословицы.
Ученье — свет, не ученье — тьма.
Свет не без добрых людей.
Загадки.
1. Рано белое суконце
Лезет утром к нам в оконце.
2. Не стукнет, не брякнет,
А в окно войдет.
6. Предложение с этим словом.
Солнечный свет.
Растаял туман, шатёр голубой,
И солнца свет, как моря прибой,
Хлынул на наши просторы:
Залил реки, поля и леса;
Засверкала алмазом роса;
Забелели снежные горы.
Он и в души наши проник,
Там росток печали поник;
Счастье, как заря, заалело;
И жизнь улыбнулася нам,
На горе всем нашим врагам;
Напрасно сердце
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.
В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, работали с орфографическими словарями и словарями синонимов, антонимов, омонимов и фразеологических, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.
ВЫВОД:
В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.
Слайд 1
Описание слайда:
Проект по русскому языку «Рассказ о слове»
Проект выполнил ученик 3 класса МКОУ ООШ д. Безводное Кугергин Даниил
Слайд 2
Описание слайда:
Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной.
С.Я. Маршак.
Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово «вода».
Слайд 3
Описание слайда:
вода
ПРОИЗНОСИМ ВАДА
ЗАПИСЫВАЕМ ВОДА
Слайд 4
Описание слайда:
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Буря в стакане воды- большие волнения по ничтожному поводу.
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе.
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.
Воду в решете носить – попусту тратить время.
Как две капли воды – очень похожи , неотличимы.
Слайд 5
Описание слайда:
Однокоренные слова
Вода-
водный,
водолаз,
водопад,
водяной.
Слайд 6
Описание слайда:
Загадки
Меня пьют,
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто я такая?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Слайд 7
Описание слайда:
Лексическое значение слова ВОДА
Вода – морское, речное , озёрное пространство.
Вода — прозрачная, бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
Вода – потоки, струи, волны, водная масса.
Вода — напиток ( для утоления жажды или лечебный).
Слайд 8
Описание слайда:
Сочетаемость слова
Мутная, лазурная, горячая, студёная, тёплая, холодная, бурная, живая, целебная, святая, болотная, целительная, минеральная, грунтовая, дождевая, кипячёная, речная, родниковая, (вода).
Слайд 9
Описание слайда:
Синонимы и антонимы
Синонимы:
жидкость,
напиток,
влага.
Слайд 10
Описание слайда:
Пословицы
Под лежачий камень вода не течёт.
На обиженных воду возят.
Ручей поит реку, река поит море.
Переливать из пустого в порожнее.
Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
Слайд 11
Описание слайда:
Предложение с этим словом
Мы на 70% состоим из воды.
Вода – это одна из четырёх стихий на Земле.
Вода- источник жизни.
Чистая вода – залог здоровья.
В пустыне дожди идут очень редко, поэтому воды очень мало.
Слайд 12
Описание слайда:
Спасибо
за внимание !!!
Тематика:
Начальная школа
Тематика:
Русский язык
Автор работы:
Нечай Арсений Евгеньевич
Руководитель проекта:
Исаева Саида Исаевна
Класс:
3
В процессе исследовательского проекта по русскому языку
«Рассказ о слове» учащимся 3 класса начальной школы была
поставлена цель проанализировать слово собака с точки зрения
русского языка, создать словарную статью о слове собака. Автор
предполагает, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор,
обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие
способности.
Подробнее о проекте:
В индивидуальном исследовательском проекте по русскому языку «Рассказ о
слове» ученик 3 класса школы разбирает слово «собака» и
доказывает, что изучение этимологии слов позволяет обогатить кругозор,
расширить словарный запас, любознательность и развить свои творческие
способности. Арсений в своей работе напоминает нам, насколько собака — верный
друг и помощник человека.
В практической части исследовательской работы по русскому языку
«Рассказ о слове собака» обучающийся 3 класса проводит анкетирование
по данной теме среди начальных классов школы и узнаёт их мнение для более
конструктивного вывода. Автор в своем проекте старается показать читателям, что
изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому
слову.
Учебный проект по русскому языку на тему «Рассказ о
слове» направлен на раскрытие таких тем в 3 классе, как:
·
Наблюдение за жизнью слова «собака» в русском
языке;
·
Изучение дополнительной литературы, словарей, энциклопедий о
слове;
·
Обогащение и расширение словарного запаса.
Оглавление
Введение
1. Собака
– верный друг и помощник человека
2. История
происхождения слова, его строение и значение
3. Родственные
слова
4. Друзья
– синонимы
5. Фразеологические
обороты
6. Сочетаемость
слова
7. Жизнь
слова в русском фольклоре
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными
проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают
слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и
злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы
когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются
слова? Когда и кем создаются?
А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит
народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей».
Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и
выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный
запас.
Актуальность проведения данной исследовательской работы
состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь,
пробуждает интерес к живому слову.
Гипотеза:
Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор,
обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие
возможности.
Предмет исследования: слово «собака».
Цель исследования: проанализировать слово «собака» с
точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».
Задачи исследования:
1. Проследить
за жизнью слова в языке.
2. Изучить
дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
3. Учиться
подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
4. Создать
красочные странички исследуемого слова.
5. Провести
анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному
вопросу.
6. Проанализировать
полученные результаты, сделать выводы.
1. Собака – верный друг и помощник человека
2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать
75-летие Победы над фашистами. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу
вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой
Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые
полноценно помогали людям в борьбе с противником.
Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали
города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле
боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на
специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.
Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник
человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников,
обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь,
стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей,
служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не
перечислишь.
Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый
бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность
к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала
самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.
Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и
решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.
2. Жизнь слова в языке
2.1 История происхождения слова, его строение и значение
Слово «собака» — не русское. Считается, что оно попало в
русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака».
Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».
Своё название собака получила от древнего корня соб –
(местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный,
— «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб =
«существо», «собственность».
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака»
определяется как:
1. Домашнее
животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
2. перен. О
злом, грубом человеке (разг.)
3. Знаток,
ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
4. В
некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая
собака динго. Енотовидная собака.
В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира
Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:
Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс»
— название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев
собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл
множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие.
Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих
видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода
местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи,
на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку
всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец –
кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок.
Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический
словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя,
млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена,
очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4
группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные.
Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием
(чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко
поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках –
кинология.
Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических
значений.
2.2 Родственные слова
Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные
слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого
класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных
орфограмм.
·
собака
·
собачКа
·
собачОНКа
·
собачНИК
·
собачЕЙ
·
собачИЙ
·
собакОВОД
·
собакОВОДСТВО
2.3 Друзья — синонимы
Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском
языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся
слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно
заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:
·
пёс шавка дворняжка
·
барбос псина четвероногий
·
бобик тузик пустолайка
·
моська шарик ищейка
2.4 Фразеологические обороты
Вернуться
к просмотру
РЕКЛАМА
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую
историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался
различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким
и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними
из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты.
С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).
Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов,
применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно
устарели и потеряли истинный смысл.
2.5 Сочетаемость слова
Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на
значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут
употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:
·
добрая послушная лохматая
·
злая служебная охотничья
·
преданная сторожевая прирученная
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий
волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.
Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась
рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали
появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение
3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу
речь более насыщенной, красивой.
Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С
помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое
средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди,
отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).
Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки,
а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая
взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым
душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных
образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.
Заключение
В результате исследования слова я узнал много нового и интересного
о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый
человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.
Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки:
этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о
значении и происхождении устойчивых выражений).
Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В
результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».
А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл
анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и
получил следующие результаты:
1. Сколько
значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три –
3%, не знаю – 4%.
2. Подбери
однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
3. Знаешь
ли ты со словом «собака»:
·
Фразеологизмы – 27%.
·
Пословицы – 50%.
·
Загадки – 20%.
·
Стихи – 63%.
·
Сказки – 28%.
·
Названия произведений – 19%.
4. Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи?
Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.
Мой проект «Рассказ о слове» имел важное практическое
значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания по
русскому языку в 3 классе начальной школы. На уроке русского языка при
закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово
(см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки,
стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7).
Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять
синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть
исследуемое слово (см. Приложение 9).
Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то
решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал
собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой (см. Приложение
1).
Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников,
энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только
нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось (см. Приложение
10).
Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и
актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор,
обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие
возможности.
Список литературы:
1. Баско
Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). –
М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
2. Гуркова
И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). –
М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
3. Даль
В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский
язык, 1998. – 869 с.
4. Зотова
С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
5. Иллюстрированный
энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос.
Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
6. Канакина
В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.