В начальной школе учащиеся изучают много тем, связанных со словом и его описанием. В некоторых программах, например «Школа России» в 3 классе, учитель предлагает ученикам выполнить проект по русскому языку «Рассказ о слове». Форма проекта может быть любой. Чаще всего ребята выполняют этот проект в виде презентации, но это может быть и сообщение и даже исследовательская работа.
Разберемся, что представляет собой этот проект. Посмотрим, какие моменты необходимо учесть при его выполнении.
Вот основные пункты плана, по которым должен выполняться этот проект по русскому языку.
- Орфография или правописание слова
- Лексическое значение
- Однокоренные слова
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизм
- Сочетаемость слова
- Пословица или поговорка
- Загадка
- Предложение с этим словом
В проекте могут быть опущены некоторые пункты плана, но учащиеся могут добавить в проект что-то интересное о слове от себя. Это в любом случае дает возможность учителю поставить ученику пятерку. При выполнении проекта о слове, ученик должен использовать дополнительную литературу. Это могут быть специальные словари, энциклопедии, книги по фольклору.
На страничках нашего сайта вы можете найти нужные пословицы, поговорки и загадки.
Проект «Рассказ о слове»
Проблематизация
Язык – средство общения. Чтобы общаться, нам нужно называть то, о чём мы говорим. А чтобы называть что-то, нужны слова. Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова дают имена всему, что есть в мире: предметам, явлениям, действиям, состояниям, признакам. У нас возник вопрос: «А что мы можем рассказать о слове?» Как говорил русский писатель А.Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Чтобы сделать нашу речь образнее, богаче, выразительнее, необходимо применять синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Цель нашего проекта: подготовить справочный материал для ознакомления со словарными словами в 3 классе. Задачи проекта: 1. Узнать лексическое значение слова; 2. Подобрать к нему синонимы и антонимы; 3. Найти родственные слова и фразеологизмы; 4. Из дополнительной литературы выбрать пословицы, загадки; 5. Подобрать из произведений русских писателей предложения, в которых встречается заданное слово. Для своего проекта мы взяли словарные слова, изучающиеся в 3 классе. Слово мы описывали по плану: 1. Как слово произносится и пишется. 2. Лексическое значение слова. 3. Однокоренные слова. 4. Синонимы, антонимы. 5. Фразеологизмы (если есть). 6. Сочетаемость слова. 7. Пословицы, загадки (про слово) 8. Написать отрывки (предложения) из стихотворений, где встречается выбранное слово. Для примера в классе Светлана Анатольевна нас познакомила со словом «береза». Для описания слова ученики выбрали такие слова, как ветер, карандаш, огород, капуста, север, платок, берег, орех, трактор, ребята, завтрак, весело, ученик, яблоко, ягода. Я представлю некоторые проекты: Мой проект: я выбрала слово «весело» Проект «Рассказ о слове» Весело произносим — [в’эс’ила] 1. Весело записываем весело 2. Лексическое значение слова: 1.Оценка какой-либо ситуации как вызывающей веселье, доставляющей радость, создающей хорошее настроение. 2. О состоянии веселья, радости, в котором находится кто-либо. 3. Однокоренные слова: Весело, веселье, веселиться, веселый, весельчак, развеселиться 4. Синонимы: весело, радостно, смешно 5. Антонимы: весело – грустно, весело – печально, весело – скучно 6. Фразеологизмы: 7. Сочетаемость слов: (весело)… играть, смеяться, встречать, петь, жить 8. Пословица: Жить весело, да есть нечего. 9. Загадка: Ребятам весело со мной… На ножке я кручусь одной. Пока верчусь я не тужу, Кружжу — жужжу, жужжу — кружу 10. Предложение с этим словом. Мы с утра с сестренкой весело играли, а вечером мы книжечку читали. И весело думать о небе, о зреющем хлебе и счастьем простым дорожить (И.А.Бунин) Костицына Серафима выбрала слово «завтрак» Проект «Рассказ о слове» Завтрак произносим — [зафтрак] 1. Завтрак записываем завтрак 2. Лексическое значение слова: 1. Еда утром, до обеда. 2. Пища, предназначенная для еды утром, до обеда. 3. Однокоренные слова: Завтрак, позавтракать, отзавтракать (окончить завтрак)
4. Синонимы: завтрак, еда, трапеза, кушанье 5. Антонимы: завтрак – ужин (по времени приема) 6. Фразеологизмы: «Кормить завтраками» (Не однократно обещать, заверять сделать завтра или в ближайшем будущем и не выполнять обещанного) 7. Сочетаемость слов: вкусный, ранний, плотный … (завтрак) 8. Пословица: Завтраками сыт не будешь. 9. Загадка: Мы за столиком сидим, Вкусный … мы едим. 10. Предложение с этим словом. «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». А.Суворов Бордей Кристина. Слово «огород» Проект «Рассказ о слове» Огород произносим — [агарот] 1. Завтрак записываем огород 2. Лексическое значение слова: Огород – участок земли, обычно вблизи дома, для выращивания овощей, ягод и кустарников. 3. Однокоренные слова: Огород, огородник, огородец, огородище, огородный, огородничать
3. Синонимы: огород, участок 4. Антонимы: огород – пустошь, огород –сад, огород – целина 5. Фразеологизмы: «Огород городить» (создавать излишние сложности, беспокойство)
«Камушек в чужой огород» (обидный намек по адресу кого-нибудь) 6. Сочетаемость слов: Соседский, ухоженный, запущенный, колхозный, небольшой, огромный, заброшенный … (огород) 7. Пословица: В огороде бузина, а в Киеве дядька. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. 8. Загадка: Там морковка, там капуста, Там клубничкой пахнет вкусно. И козла туда, нам никак пускать нельзя. 9. Предложение с этим словом. Вот какой огород! Удивляется народ Землю грело солнышко, прорастало зернышко Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг (Л.Некрасова) С помощью проекта «Рассказ о слове» учащиеся начальной школу смогут обобщить и применить на практике теоретические знания на уроках русского языка.
Пример проекта «Рассказ о слове» для 3 класса
Рассказ о слове — МОРОЗ
- Мороз произносим — [марос] записываем — мороз. Проверочное слово для последней буквы (мороЗ – мороЗы)
- Лексическое значение слова МОРОЗ — Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°). Холодная, зимняя погода Мороз – это холод, стужа, при которой вода замерзает, а столбик термометра опускается ниже нуля. (Толковый словарь В.И. Даля)
- Однокоренные слова: морозище, морозный, морозить, морозный, заморозить, заморозок, морозец, морозильник, морозко, приморозить, подморозить, мерзлая.
- Синонимы. Мороз — холод, стужа, стужа, колотун (разговорный)
- Антонимы. Мороз — жара, мороз — зной.
- Фразеологизм. Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идет). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.
- Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские… (морозы).
- Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет. Сошлись два друга – мороз да вьюга.
- Предложения с этим словом. Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)
- Загадка. Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице … (мороз) Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … (мороз)
«Рассказ о слове» Мороз Рассказ о слове — ДОБРО
- Слово ДОБРО произносим [ д а б р о ], записываем — добро
- Лексическое значение слова: Добро — все положительное, хорошее, полезное.
- Однокоренные слова: добряк, доброта, добродетель.
- Синонимы: благо, гуманность, сердечность.
- Антонимы: добро — зло.
- Фразеологизм: Доброе сердце (о добром, отзывчивом человеке). Дать добро (разрешить что-то делать, одобрить какое-либо начинание).
- Сочетаемость слова: бескорыстное, душевное.
- Пословица: Добро помни, а зло забывай! Добра на худо не меняют.
- Загадка: Его не скушаешь, но вкус его сладок! Его не видишь, но вид его приятен! Оно может быть близко, если ты веришь в это! Оно рядом, но его не потрогаешь! (Добро)
- Предложения с этим словом: Добро всегда побеждает зло.
Надеемся, эти варианты проектов Рассказ о слове, помогут вам сделать отличную презентацию или сообщение.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Что Такое телефон- Значение Слова телефон
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | телефо́н | телефо́ны |
телефо́на | телефо́нов | |
телефо́ну | телефо́нам | |
телефо́н | телефо́ны | |
Тв. | телефо́ном | телефо́нами |
Пр. | телефо́не | телефо́нах |
те-ле-фо́н
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -теле-
; корень:
-фон-
[Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [tʲɪlʲɪˈfon]
мн. ч. [tʲɪlʲɪˈfonɨ]
Семантические свойства
Телефон [2] Телефон [4]
Значение
- то же, что ◆ Переговоры по телефону. ◆ Установка телефона. ◆ Звонки по телефону. ◆ Связаться по телефону. ◆ Оплатить телефон.
- то же, что телефонный аппарат; устройство для передачи и приёма звука на расстоянии ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- разг. то же, что ◆ Завтра позвони по этому телефону и спроси Владимира Ивановича.
- техн. небольшой громкоговоритель, как правило, предназначенный для расположения вблизи уха человека ◆ Должно быть, он вспыхнул и у подъемника, потому что в телефонах шлемов зазвучал голос Пур Хисса, осведомившегося о ходе осмотра. ]
Синонимы
- частичн.: телефония
- телефонный аппарат
- телефонный номер,
- наушник
Антонимы
- —
- —
- —
- —
Гиперонимы
- связь
- аппарат, устройство, прибор
- номер
- громкоговоритель
Гипонимы
- —
- сотовый телефон, мобильный телефон, мобильник,
- —
- —
Родственные слова
Ближайшее родство |
|
Список всех слов с корнем «теле-» |
|
Список всех слов с корнем «-фон-» |
|
Этимология
Происходит от др.-греч. τῆλε «далеко» + φωνή «голос, звук», далее из праиндоевр. *bha- «говорить; сказать».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- белый телефон
- мобильный телефон
- оборвать телефон
- полевой телефон
- сотовый телефон
- телефон доверия
Перевод
устройство для передачи и приёма звука на расстоянии |
|
номер |
|
наушник |
|
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
МКОУ
Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Проект
«Рассказ о слове»
Выполнила: Мездрина Дарья
обучающаяся 3 класса.
Проверила: Реутова Н.А.
с.
Закоулово
2022
г.
Автор: Мездрина Дарья, обучающаяся 3
класса.
Вид проекта: индивидуальный
По направлению: учебный
По характеру: творческий
По масштабам: малый
По срокам: кратковременный
Участники проекта: педагог, родители,
обучающаяся 3 класса Мездрина Дарья
География проекта: Курганская область, с.
Закоулово, ул Центральная 1а. МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ».
Учреждение: МКОУ
Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Постановка проблемы.
На уроках русского
языка мы знакомились со словами, объясняли их значение, где их можно услышать,
дать описание слова.
Я решила провести
исследовательскую работу по знакомству со словами.
Чтобы решить все
вопросы, я обратилась за помощью к родителям, в библиотеку.
Введение
Актуальность
темы
Могуч и прекрасен
русский язык. Писатель Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий,
сильный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и
живой.
Чтобы хорошо знать
русский, нужно много учить правил. Много читать. Знать и употреблять в своей
речи «волшебные» слова.
Я решила в своей
проектной работе рассказать о словах.
Данный
проект позволит:
• узнать значение
слов;
•привлечь
обучающихся к поиску сочинений рассказов о словах.
Цель: создать
проект «Рассказ о слове».
Задачи:
• воспитание
познавательного интереса к русскому языку;
• развитие
информационной, коммуникативной, социальной, творческой, ИКТ-компетенций.
Методы
работы:
— опрос;
— беседа;
— сбор материала;
— защита.
Содержание.
1. Введение.
2. Основная
часть. Рассказы о словах.
3. Заключение.
4. Литература.
Основная
часть.
Хочу познакомить
вас с некоторыми словарными словами.
Есть такое
словарное слово: мороз
Произносим: марос
Записываем: мороз
Лексическое
значение слова:
1. Мороз — Толковый
словарь В.И. Даля
Мороз –
это холод, зяба, стужа, при которой вода мёрзнет, а градусник опускается ниже
нуля.
Мороз (в
словаре С.И. Ожегова)
То же, что
холод (в 1 знач.). Сильный холод, температура воздуха ниже нуля. Холодная
зимняя погода.
Однокоренные
слова:
мороз, морозище, морозный, морозец.
Синонимы: холод,
стужа.
Фразеологизмы:
1.Мороз
по коже — испытать состояние сильного страха, ужаса.
2.Заморозить
сделку — приостановить активные действия в рамках проекта до выяснения
определенных обстоятельств.
3.Сковал
мороз — превращение жидкости в лед.
Вспомнила
правило, что такое фразеологизмы.
Фразеологизм
— это устойчивое выражение, смысл которого не определен значением отдельных,
входящих в словосочетание слов.
Сочетаемость
слова: сибирские, январские, крещенские… (морозы).
Пословицы:
Мороз и
железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Мороз невелик,
да стоять не велит.
Такой мороз, что звезды пляшут.
Загадки:
1.
У избы побывал — Все окно разрисовал,
У реки погостил — Во всю реку мост мостил. (Мороз).
2.
Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз).
Предложения с этим словом:
Слово мороз,
является неодушевленным существительным мужского рода, составлю следующие предложения:
Ночной мороз нарисовал на стекле причудливые
снежные пальмы. Днем еще тепло, а ночью — мороз. Ночью мороз застеклил
все лужи во дворе. Одевайся потеплее: мороз на дворе! Крепкий мороз убаюкал
все ручейки, речки и озера. Все спят непробудным зимним сном до весны. Когда
сильный мороз стоит, обычно солнечная погода.
Мои рисунки, фото к слову мороз
Познакомимся
со словарным словом ДЕРЕВНЯ
Произносим:
диревня
Записываем:
деревня
1. Лексическое
значение слова:
ДЕРЕВНЯ —
сравнительно небольшое крестьянское поселение.
2.
Однокоренные слова: деревушка, деревенский.
3. Синонимы: — село,
хутор.
4. Антонимы
слова
«Деревня»: (город, горожане, каменица, поле) можно использовать в различных
текстах, чтобы сделать предложение противоположным по смыслу.
5. Фразеологизмы:
Не купи
деревни, купи соседа.
Помрешь,
так прощай белый свет и наша деревня!
Жить в
деревне, не видать веселья.
Какова
деревня, такова и обрядня.
Не жалуй в
город, я и в деревне живу. Ни в городе порукой, ни в дороге товарищ, ни в
деревне сосед. Меж глаз деревня сгорела, прозевал. Деревня переехала поперек
мужика. (о бессмыслице).
6.
Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).
7.
Пословицы про деревню:
Добра была
деревня, да слава худа.
Город —
царство, а деревня — рай.
Иглой да
бороной деревня стоит.
Из села
Помелова, из деревни Вениковой.
8. Загадки
про деревню:
Мохнатенькая,
усатенькая, Молоко пьёт, песенки поёт. (Кошка).
С хозяином
дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака)
По горам,
по долам Ходит шуба да кафтан. (Баран)
Бегут по
дорожке Голова да ножки. (Цыплёнок).
9.
Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.
Рисунки, фото к слову деревня
Хочу познакомить
вас с некоторыми «школьными» словами.
Каникулы
Наверное, нет на
свете школьника, который бы не любил каникул. А вот происхождение этого слова
знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится…
«собачка», «щенок». Каникулой древние римляне стали называть
самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины
июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали
перерыв в занятиях, наступали каникулы.
Слово перешло в
русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают
осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
Ластик
Почему резинка
называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины.
Но у неё есть ещё
одно название – ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что
резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум.
Отсюда образовалось ластик, что значит «упругий», «хорошо
растягивающийся».
Альбом. По-латыни альбом
означает «белый». Нынешние альбомы не всегда белые, хотя и называются
по-старому. Альбомы бывают не только для рисования, но и для марок, фотографий,
почтовых открыток, гербариев, стихов.
Я сходила в
библиотеку и нашла короткие рассказы о моих словах.
Зима
К.В. Лукашевич
Она
явилась закутанной, белой, холодной.
— Кто ты?
– спросили дети.
— Я –
время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он
все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и
заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки,
ноги, щеки и носы.
— Ой, ой,
ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
—
Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после
придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы
не любите зимы?
Добрая девочка
К.В. Лукашевич
Стояла
суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам.
Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно
чирикали.
Пожалела
воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый
день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали
бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек.
Сочинение
Моя деревня
Наверное,
у каждого из нас есть родные места, куда приятно возвращаться, где каждое
дерево, каждый кустик кажется родным. Для меня таким местом является деревня, в
которой я родилась и выросла.
Моя
деревня небольшая, дома в ней расположены вдоль центральной дороги. В ней есть
школа, библиотека, магазины, небольшая местная больница и почта. Ученики из
соседних деревень приезжают на занятия на школьном автобусе.
Мне
нравится природа моей деревни, ее живописные ландшафты. У нас протекает река,
которая с каждым годом, к сожалению, мелеет, красивый лес. У большинства
местных жителей есть огороды, где что только не растет. Из привычных культур
почти у каждого картофель, лук, укроп и морковь. Кому-то нравится выращивать
цветы: лилии, розы, нарциссы и многие другие. Более основательные односельчане
заводят сады, в которых растут яблони, груши, вишни. Мы на участке также
выращиваем овощи и фрукты. Половину огорода занимает картофель, на другой его
части растут морковь, лук, свекла, а в теплицах краснеют помидоры. Особенно мне
нравится малина, она растет красивым кустом вдоль ограды, и одновременно
является и живой изгородью, и плодовым растением, приносящим вкусный урожай.
Летом в
деревне особенно хорошо. По утрам поют птицы, знойное солнце растекается по
полянам золотыми лучами. В начале лета с мамой мы ходим в лес за земляникой. В
это время начинают буйно цвести полевые цветы: ромашки, иван-чай, колокольчики,
клевер и другие, названия которых я не знаю. Теплый воздух наполняет аромат
цветов и душистых трав, над которыми беспокойно снуют насекомые. По голубому
небу плывут пушистые белые облака. С собой мы берем нашу собаку, чтобы не
заблудится, ведь она всегда с радостью готова показать дорогу к дому. А еще она
обладает удивительной способностью находить полянки с земляникой. Обычно мы
выходим за лесными ягодами утром и к полудню возвращаемся обратно, чтобы успеть
до того момента, пока солнце еще не такое знойное.
Я люблю
свою деревню за красивую природу, за ее размеренный спокойный образ жизни, где
нет места спешке и суете.
Заключение
Вот такие рассказы,
сочинения о словах я собрала. Такие задания помогают мне учиться. Я люблю
русский язык.
Литература
1. Внеклассная
работа. Интеллектуальные игры. М:
Издательство
«Первое сентября», 2011 г.
2. Сценарии
праздников, классных часов, игр,
развлечений./ М:
Центр «Педагогический поиск», 2005
3. Интернет —
ресурсы
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
-
Скачать презентацию (0.62 Мб)
-
0 загрузок -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация для 3 класса на тему «Русский язык 3 класс Словарные слова «ОГОРОД»» по русскому языку. Состоит из 6 слайдов. Размер файла 0.62 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
6
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Словарные слова«ОГОРОД»3 класс
Составила: Чеботарева Е.В.
ГБОУ «Школв 1190» -
Слайд 2
-
Слайд 3
Наш урожай
г ор о х
м о р к о вь
к а р т о ф е л ь
п о м и д о р
я б л о к о
о г у р е ц -
Слайд 4
картофель
морковь
помидор
огурец
горох
яблоко
урожай
Запомни! -
Слайд 5
Проверь себя
к ртоф ль
м рко ь
г рох
п м дор
ябл ко
гурец
а
е
о
в
о
О
и
о
о
Молодец!
ур жай
о -
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Проект
«Рассказ о слове»
Выполнила: Мездрина Дарья
обучающаяся 3 класса.
Проверила: Реутова Н.А.
с. Закоулово
2022 г.
Автор: Мездрина Дарья, обучающаяся 3 класса.
Вид проекта: индивидуальный
По направлению: учебный
По характеру: творческий
По масштабам: малый
По срокам: кратковременный
Участники проекта: педагог, родители, обучающаяся 3 класса Мездрина Дарья
География проекта: Курганская область, с. Закоулово, ул Центральная 1а. МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ».
Учреждение: МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Постановка проблемы.
На уроках русского языка мы знакомились со словами, объясняли их значение, где их можно услышать, дать описание слова.
Я решила провести исследовательскую работу по знакомству со словами.
Чтобы решить все вопросы, я обратилась за помощью к родителям, в библиотеку.
Введение
Актуальность темы
Могуч и прекрасен русский язык. Писатель Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой.
Чтобы хорошо знать русский, нужно много учить правил. Много читать. Знать и употреблять в своей речи «волшебные» слова.
Я решила в своей проектной работе рассказать о словах.
Данный проект позволит:
• узнать значение слов;
•привлечь обучающихся к поиску сочинений рассказов о словах.
Цель: создать проект «Рассказ о слове».
Задачи:
• воспитание познавательного интереса к русскому языку;
• развитие информационной, коммуникативной, социальной, творческой, ИКТ-компетенций.
Методы работы:
— опрос;
— беседа;
— сбор материала;
— защита.
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть. Рассказы о словах.
3. Заключение.
4. Литература.
Основная часть.
Хочу познакомить вас с некоторыми словарными словами.
Есть такое словарное слово: мороз
Произносим: марос
Записываем: мороз
Лексическое значение слова:
-
Мороз — Толковый словарь В.И. Даля
Мороз – это холод, зяба, стужа, при которой вода мёрзнет, а градусник опускается ниже нуля.
Мороз (в словаре С.И. Ожегова)
То же, что холод (в 1 знач.). Сильный холод, температура воздуха ниже нуля. Холодная зимняя погода.
Однокоренные слова: мороз, морозище, морозный, морозец.
Синонимы: холод, стужа.
Фразеологизмы:
1.Мороз по коже — испытать состояние сильного страха, ужаса.
2.Заморозить сделку — приостановить активные действия в рамках проекта до выяснения определенных обстоятельств.
3.Сковал мороз — превращение жидкости в лед.
Вспомнила правило, что такое фразеологизмы.
Фразеологизм — это устойчивое выражение, смысл которого не определен значением отдельных, входящих в словосочетание слов.
Сочетаемость слова: сибирские, январские, крещенские… (морозы).
Пословицы:
Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Такой мороз, что звезды пляшут.
Загадки:
-
У избы побывал — Все окно разрисовал,
У реки погостил — Во всю реку мост мостил. (Мороз).
-
Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз).
Предложения с этим словом:
Слово мороз, является неодушевленным существительным мужского рода, составлю следующие предложения:
Ночной мороз нарисовал на стекле причудливые снежные пальмы. Днем еще тепло, а ночью — мороз. Ночью мороз застеклил все лужи во дворе. Одевайся потеплее: мороз на дворе! Крепкий мороз убаюкал все ручейки, речки и озера. Все спят непробудным зимним сном до весны. Когда сильный мороз стоит, обычно солнечная погода.
Мои рисунки, фото к слову мороз
Познакомимся со словарным словом ДЕРЕВНЯ
Произносим: диревня
Записываем: деревня
-
Лексическое значение слова:
ДЕРЕВНЯ — сравнительно небольшое крестьянское поселение.
2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.
3. Синонимы: — село, хутор.
-
Антонимы слова «Деревня»: (город, горожане, каменица, поле) можно использовать в различных текстах, чтобы сделать предложение противоположным по смыслу.
-
Фразеологизмы:
Не купи деревни, купи соседа.
Помрешь, так прощай белый свет и наша деревня!
Жить в деревне, не видать веселья.
Какова деревня, такова и обрядня.
Не жалуй в город, я и в деревне живу. Ни в городе порукой, ни в дороге товарищ, ни в деревне сосед. Меж глаз деревня сгорела, прозевал. Деревня переехала поперек мужика. (о бессмыслице).
6. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).
7. Пословицы про деревню:
Добра была деревня, да слава худа.
Город — царство, а деревня — рай.
Иглой да бороной деревня стоит.
Из села Помелова, из деревни Вениковой.
8. Загадки про деревню:
Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьёт, песенки поёт. (Кошка).
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака)
По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (Баран)
Бегут по дорожке Голова да ножки. (Цыплёнок).
9. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.
Рисунки, фото к слову деревня
Хочу познакомить вас с некоторыми «школьными» словами.
Каникулы
Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникул. А вот происхождение этого слова знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится… «собачка», «щенок». Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы.
Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
Ластик
Почему резинка называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины.
Но у неё есть ещё одно название – ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда образовалось ластик, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся».
Альбом. По-латыни альбом означает «белый». Нынешние альбомы не всегда белые, хотя и называются по-старому. Альбомы бывают не только для рисования, но и для марок, фотографий, почтовых открыток, гербариев, стихов.
Я сходила в библиотеку и нашла короткие рассказы о моих словах.
Зима
К.В. Лукашевич
Она явилась закутанной, белой, холодной.
— Кто ты? – спросили дети.
— Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.
— Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
— Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?
Добрая девочка
К.В. Лукашевич
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек.
Сочинение
Моя деревня
Наверное, у каждого из нас есть родные места, куда приятно возвращаться, где каждое дерево, каждый кустик кажется родным. Для меня таким местом является деревня, в которой я родилась и выросла.
Моя деревня небольшая, дома в ней расположены вдоль центральной дороги. В ней есть школа, библиотека, магазины, небольшая местная больница и почта. Ученики из соседних деревень приезжают на занятия на школьном автобусе.
Мне нравится природа моей деревни, ее живописные ландшафты. У нас протекает река, которая с каждым годом, к сожалению, мелеет, красивый лес. У большинства местных жителей есть огороды, где что только не растет. Из привычных культур почти у каждого картофель, лук, укроп и морковь. Кому-то нравится выращивать цветы: лилии, розы, нарциссы и многие другие. Более основательные односельчане заводят сады, в которых растут яблони, груши, вишни. Мы на участке также выращиваем овощи и фрукты. Половину огорода занимает картофель, на другой его части растут морковь, лук, свекла, а в теплицах краснеют помидоры. Особенно мне нравится малина, она растет красивым кустом вдоль ограды, и одновременно является и живой изгородью, и плодовым растением, приносящим вкусный урожай.
Летом в деревне особенно хорошо. По утрам поют птицы, знойное солнце растекается по полянам золотыми лучами. В начале лета с мамой мы ходим в лес за земляникой. В это время начинают буйно цвести полевые цветы: ромашки, иван-чай, колокольчики, клевер и другие, названия которых я не знаю. Теплый воздух наполняет аромат цветов и душистых трав, над которыми беспокойно снуют насекомые. По голубому небу плывут пушистые белые облака. С собой мы берем нашу собаку, чтобы не заблудится, ведь она всегда с радостью готова показать дорогу к дому. А еще она обладает удивительной способностью находить полянки с земляникой. Обычно мы выходим за лесными ягодами утром и к полудню возвращаемся обратно, чтобы успеть до того момента, пока солнце еще не такое знойное.
Я люблю свою деревню за красивую природу, за ее размеренный спокойный образ жизни, где нет места спешке и суете.
Заключение
Вот такие рассказы, сочинения о словах я собрала. Такие задания помогают мне учиться. Я люблю русский язык.
Литература
1. Внеклассная работа. Интеллектуальные игры. М:
Издательство «Первое сентября», 2011 г.
2. Сценарии праздников, классных часов, игр,
развлечений./ М: Центр «Педагогический поиск», 2005
-
Интернет — ресурсы