Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Работа со словарным словом
Презентацию подготовила Ямщикова Жанна Георгиевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 41 г. Новосибирск -
2 слайд
ОГУРЕЦ произносим – а гурец
пишем — огурец
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Огородное растение семейства тыквенных с продолговатым зеленым плодом.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
ОГУРЧИК
ОГУРЕЧНЫЕ семена
ОГУРЕЧНАЯ вода , ботва
ОГУРЕЧНЫЙ рассол , сок
ОГУРЕЧНОЕ семечко
-
3 слайд
СИНОНИМЫ:
-корнишон
-желтяк
-кукумберАНТОНИМЫ:
К слову огурец, антонима не существует.ФРАЗЕОЛОГИЗМ:
КАК ОГУРЧИК
-о здоровом, хорошо выглядящем человеке
-о совершенно трезвом человекеСОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА :
(какой?) солёный, зелёный, жёлтый, вкусный, колючий, свежий, маленький, большой
(что делает?) растёт, выглядывает, зреет, спеетПОГОВОРКИ:
Огурец в рот, да огурцом в лоб
Чем не молодец, коли нос с огурец -
4 слайд
ЗАГАДКИ:
Без окон, без дверей, полна горница людей
Летом в огороде – свежие, зелёные.
Зимой в бочёнке – хрустящие, солёные.Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.На грядке длинный и зеленый,
А в кадке жёлтый и соленый.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.Развалились в беспорядке на своей перине-грядке
Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат,
Беспрерывно сок сосут и растут. -
5 слайд
СТИХОТВОРЕНИЯ:
Стихи про соленые огурцы
И. Александрова
Огурец растёт на грядке,
Он играет с нами в прятки
Как же нам его найти?
Средь такой большой листвы.
И огурчик и листва,
И высокая трава
Все зелёное вокруг
Как найти его нам друг?
Мы с тобой листу раздвинем
И посмотрим, что внутри,
На земле лежит огурчик
Поскорей его сорви!Огурец.
А. Шлыгин
Огурец растет на грядке,
прикрывается листом,
Это значит, всё в порядке,
потому что он с зонтом.
Зонт от дождика годится,
по листу сбежит водица.
Ну, а если жаркий день –
под листом прохлада, тень..
-
6 слайд
Огурец
К. ТангрыкулиевПогляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите – угощу!ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА:
Слово «ОГУРЕЦ» произошло от давно уже исчезнувшего «огур», а оно было позаимствовано у греков. У них «огурос» означало «неспелый». А огурцы ценятся только пока они не созрели , не пожелтели окончательно.
-
7 слайд
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ:
Иова огуречника, 6 мая.
Фалалея огуречника, 20 мая.
Леонтия огуречника, 23 мая.
Евдокии огуречницы, 4 августа.ПРИМЕТЫ:
Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов.
В день Евдокии огуречницы, поспевают огурцы.
На Леонтия и Фалалея сади огурцы.
Много шишек на елях – к урожаю огурцовИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ :
В городе Шклове, на родине ,в 2007 году открыт памятник огурцу.В городе Луховицы (Московская область) установлен памятник «Огурцу-кормильцу»
В городе Нежине также установлен памятник нежинскому огурчику.
В Иране огурец считается фруктом и подаётся на стол вместе со сладостями.
В селе Истобенск много лет проводится праздник огурца. Данный населённый пункт в Кировской области называют огуречной
27 июля отмечается Международный День Огурца, именно в этот день впервые в Суздале был организован Праздник Огурца.
СКОРОГОВОРКА:
Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
- Презентации
- Презентация по русскому языку на тему Работа со словарным словом огурец
Презентация по русскому языку на тему Работа со словарным словом огурец
Автор публикации:
Дата публикации: 01.10.2016
Краткое описание:
1
Работа со словарным словом Презентацию подготовила Ямщикова Жанна Георгиевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 41 г. Новосибирск
2
ОГУРЕЦ произносим – а гурец пишем — огурец ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА Огородное растение семейства тыквенных с продолговатым зеленым плодом. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ОГУРЧИК ОГУРЕЧНЫЕ семена ОГУРЕЧНАЯ вода , ботва ОГУРЕЧНЫЙ рассол , сок ОГУРЕЧНОЕ семечко
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
СИНОНИМЫ: -корнишон -желтяк -кукумбер АНТОНИМЫ: К слову огурец, антонима не существует. ФРАЗЕОЛОГИЗМ: КАК ОГУРЧИК -о здоровом, хорошо выглядящем человеке -о совершенно трезвом человеке СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА : (какой?) солёный, зелёный, жёлтый, вкусный, колючий, свежий, маленький, большой (что делает?) растёт, выглядывает, зреет, спеет ПОГОВОРКИ: Огурец в рот, да огурцом в лоб Чем не молодец, коли нос с огурец
4
ЗАГАДКИ: Без окон, без дверей, полна горница людей Летом в огороде – свежие, зелёные. Зимой в бочёнке – хрустящие, солёные. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки. На грядке длинный и зеленый, А в кадке жёлтый и соленый. Как на грядке под листок Закатился чурбачок — Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат, Беспрерывно сок сосут и растут.
5
СТИХОТВОРЕНИЯ: Стихи про соленые огурцы И. Александрова Огурец растёт на грядке, Он играет с нами в прятки Как же нам его найти? Средь такой большой листвы. И огурчик и листва, И высокая трава Все зелёное вокруг Как найти его нам друг? Мы с тобой листу раздвинем И посмотрим, что внутри, На земле лежит огурчик Поскорей его сорви! Огурец. А. Шлыгин Огурец растет на грядке, прикрывается листом, Это значит, всё в порядке, потому что он с зонтом. Зонт от дождика годится, по листу сбежит водица. Ну, а если жаркий день – под листом прохлада, тень. .
6
Огурец К. Тангрыкулиев Погляди на огурец, Огурец – такой хитрец! Ловко одевается, Под листьями скрывается. Разгребу рукой листву, С грядки огурец сорву. Пополам разломлю, Густо-густо посолю. Сам я огурцы ращу, Приходите – угощу! ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА: Слово «ОГУРЕЦ» произошло от давно уже исчезнувшего «огур», а оно было позаимствовано у греков. У них «огурос» означало «неспелый». А огурцы ценятся только пока они не созрели , не пожелтели окончательно.
7
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ: Иова огуречника, 6 мая. Фалалея огуречника, 20 мая. Леонтия огуречника, 23 мая. Евдокии огуречницы, 4 августа. ПРИМЕТЫ: Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов. В день Евдокии огуречницы, поспевают огурцы. На Леонтия и Фалалея сади огурцы. Много шишек на елях – к урожаю огурцов ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ : В городе Шклове, на родине ,в 2007 году открыт памятник огурцу. В городе Луховицы (Московская область) установлен памятник «Огурцу-кормильцу» В городе Нежине также установлен памятник нежинскому огурчику. В Иране огурец считается фруктом и подаётся на стол вместе со сладостями. В селе Истобенск много лет проводится праздник огурца. Данный населённый пункт в Кировской области называют огуречной 27 июля отмечается Международный День Огурца, именно в этот день впервые в Суздале был организован Праздник Огурца. СКОРОГОВОРКА: Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТИРЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
по русскому языку
«Рассказ о слове»
Подготовили
обучающиеся 3 класса:
Дорохова Дарья
Жуков Арсений
Качанова Дарья
Курнасенкова Анастасия
Прохорова Елизавета
Цель проекта:
— познакомиться с этимологией слов,
— развивать внимание к языку и орфографической зоркости
Задачи проекта:
— формировать умения подбирать текстовую информацию;
-выделять из большого количества информации главное;
-представлять свой проект
Планируемые результаты:
-объяснять значение выбранного слова, понимать, как пишется словарное слово;
-выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
— освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность; каждое написание так или иначе отражает строй русского языка… Чем развитее человек, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»
М.С. Рождественский
Гипотеза:
Данная проблема должна заинтересовать многих школьников. Речь станет грамотной, богатой и выразительной, если к слову относиться внимательнее.
Трудные слова
Лексический запас помогает полно и точно выразить свою мысль, поэтому надо расширять и совершенствовать словарь. Развивать фонематическое восприятие, мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Развивающийся речевой слух, постоянное внимание к звуко- буквенному составу слов способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам.
Развитию навыка самопроверки способствуют памятки и указания «Не пропустил ли ты буквы? Не уверен — спроси у учителя. Правильно ли ты написал безударные гласные? …»
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Культура речи – это «одежда мысли», по которой сразу определяют уровень образованности человека.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТИРЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
по русскому языку
Подготовил
обучающийся 3 класса:
Жуков Арсений
Лексическое значение слова
-
Стелющееся травянистое огородное растение с продолговатым зелёным плодом
-
Продолговатый зелёный плод этого растения
Немного истории
Огурец появился в культуре более 6 тысяч лет назад.
Родина этого вида-Индия и Китай, подножия Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях.
В Россию он попал в 15веке, каким путём – неизвестно
Ныне культура огурца растёт повсюду и имеет множество сортов.
Плоды диких огурцов мелкие и несъедобные из-за содержания горьких веществ.
Синонимы
Корнишон, желтяк, зеленец, пикули
Антонимы
К слову огурец антонима не существует
Фразеологизм
Как огурчик— о здоровом, хорошо выглядящем человеке
В море огурцы сажать— преувеличивать, обманывать.
Сочетаемость
(Какой?) зелёный, вкусный, маленький, солёный, колючий, свежий,
молодой, длинный, парниковый, ранний, дорогие, дешёвые огурцы.
Урожай огурцов. Салат из огурцов. Банка с огурцами.
Огурцы растут, перезрели, желтеют, продаются.
Однокоренные слова
Огурчик, огуречный, огуречник
Слова-образы для запоминания
Овощ- огурец
соль — огурец
В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове «огурец», находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово «огурец», необходимо вспомнить слово-образ «овощ» и другие подобные слова-образы.
Словосочетания и предложения с другими словами:
-
Я съел огурец на обед.
-
Пусто было в огороде: ни морковки, ни огурчика.
-
Огурец и капуста
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться – раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.
Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.
Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:
Гриб да огурец в животе не жилец. (Пословица)
Даровой огурец лучше купленной дыни. (Пословица)
Стихотворения со словарным словом для запоминания:
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Загадки
1.Летом в огороде – свежие зеленые,
А зимою в бочке – желтые соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?
2. Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол.
3. Телятки гладки приходят с грядки.
4. Наши поросятки выросли на грядке
К солнышку бочком, хвостики крючком,
Эти поросятки играют с нами в прятки.
5. Побежали в огород посмотреть,
что там растет.
Отыскали, наконец, и зеленый ( огурец)
6. Покуда зелен – всем хорош, состарится – не ставят в грош.
Стихи про огурцы
Солнце медленно, степенно
Уползло, лучи гася.
Огурец озяб, наверно:
Кожа, словно у гуся.
– Не дрожи.
Скорей, дружок,
Залезай-ка под листок
Родился на грядке,
В зелёной кроватке,
Однажды на ветке юнец,
И был он совсем зеленец.
Носил, точно франтик,
Весёленький бантик.
Жёлтый цветочек-венец
Ещё маленьким был огурец!
Он ночью и днём
Гулял под дождём.
Под солнцем гулял удалец
В рубашечке новой ярко-зелёной
Рос, подрастал сорванец
И вырос БОЛЬШОЙ огурец!
Вывод:
— Узнали много нового и интересного. Научились отбирать и систематизировать материал по определенной теме, выделять главное.
— Познакомились и научились пользоваться словарями – находить значение определенных слов.
Слайд 1
РАССКАЗ О СЛОВЕ «ДОЖДЬ» Выполнила: у читель начальных классов ГБОУ школы № 5 Центрального района г. Санкт – Петербурга Талзи Елена Николаевна
Слайд 2
Цель проекта: Подобрать из разных источников информацию о слове «дождь».
Слайд 3
Задачи проекта: Формировать умения подбирать текстовую информацию; Выделять из большого количества информации главное; Представлять свой проект
Слайд 4
ЧТО ТАКОЕ ДОЖДЬ? ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде водяных капель, струй. ПРОИЗНОСИМ – [ ДОШТЬ ] ПИШЕМ — ДО ЖД Ь
Слайд 5
Синонимы к слову «дождь» ливень, проливень; слякоть; подстега , чичер , осадок, ситничек, косохлёст .
Слайд 6
Антонимы к слову «дождь» засуха , ясность
Слайд 7
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА Д ождик , дождинка , дождичек дождище дождевик, дождемер , дождеприёмник , дождина , дождливость , дождевальный , дождевой , дождливый дождить дождливо
Слайд 8
Употребление слова «дождь» в переносном значении. 1.Мокрая угольная пыль, летевшая из трубы, чёрным дождём сыпалась возле неё. 2. Посреди комнаты, упираясь в потолок, стоит, покрытая золотым дождём и звёздами ёлка.
Слайд 9
Фразеологизмы и устойчивые сочетания грибной дождь слепой дождь затяжной дождь золотой дождь идёт дождь кислотный дождь метеоритный дождь завеса дождя пелена дождя проливной дождь
Слайд 10
Грибной дождь
Слайд 11
Метеоритный дождь
Слайд 12
Проливной дождь
Слайд 13
Завеса дождя
Слайд 14
Затяжной дождь
Слайд 15
Кислотный дождь
Слайд 16
Звездный дождь
Слайд 17
Про очень сильный дождь можно сказать «Льет как из ведра»
Слайд 18
ПОСЛОВИЦЫ о дожде : 1. дождь маленький, а сырости много. 2. туча без дождя землю не смочит. 3. упавшему в воду нечего бояться дождя. 4. Без дождя и трава не растёт. 5. без дождя виноград не родится. 6. туча прошла, а дождя не видали.
Слайд 19
ЗАГАДКИ про ДОЖДЬ: 1. Кто там топает по крыше? Чьи шаги всю ночь я слышу? Я теперь усну едва ли, Может, кошек подковали? 2. Мы его просим, мы его ждём, А как он придет – мы прятаться начнём.
Слайд 20
3. Дробно, крупно зачастило, Да всю землю напоило. 4. Мочит рощу, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч – он вождь, Ты ведь знаешь, это — …
Слайд 21
Приметы: 1. Мелкий дождь с утра – к хорошей погоде. 2. если летом во время дождя появляется радуга, значит дождь скоро пройдёт. 3. тучи на небе до восхода солнца – к дождю. 4. летом ночью нет росы, значит день будет пасмурным и дождливым. 5. если молоко на подоконнике пенится — будет проливной дождь.
Слайд 22
Слово «ДОЖДЬ» в литературе Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом.
Слайд 23
Ранним утром, ровно в пять, Вышел дождик погулять. Торопился по привычке — Вся земля просила пить, — Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить». Дождь сказал печально: «Ох!» И ушел. Газон засох.
Слайд 31
Моё пожелание Вам: «Если мечтаешь о радуге, будь готов попасть под дождь».
Слайд 32
Спасибо за внимание!
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!