Материал можно использовать по УМК «Школа России» при выполнении проекта «Рассказ о слове»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассказ о слове Орех произносим — [а]рех записываем — орех
1. Лексическое значение слова :
1) Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром и крепкой скорлупой. 2) Дерево или кустарник, приносящие такие плоды. 3) Древесина таких деревьев, идущая на столярные изделия. 4) перен. разг. То, что трудно для понимания, осуществления, достижения.
2. Однокоренные слова : орешек, ореховый, орешник.
3. Синонимы : миндаль, грецкий орех, фундук, , грильяж, миндалина, орешек, кокос.
Антонимы : ——- Фразеологизм :
- разделать под орех — «разругать», «раскритиковать» появилось у этого оборота совсем недавно. А раньше у него был совсем другой смысл: сделать что-либо очень основательно, хорошо.
Этот фразеологизм родился в профессиональной речи столяров и краснодеревщиков. Изготовление мебели под ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и хорошего знания Дела. - крепкий орешек — 1. О хорошо укрепленном городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять.
2. О человеке, отличающемся твердым или скрытным характером, не поддающемся влиянию других.
3. О чём-либо с трудом разрешимом, а также о человеке, у которого трудно выведать тайну, к которому трудно найти подход. - орех не по зубам — Если определённая задача человеку «не по зубам», получается, справиться с нею он не сможет,
- на орехи — С древних времён и до самого изобретения чупа-чупса орехи были излюбленным лакомством детей. Разумеется, заросли лещины встречались далеко не везде, но орехи, собираемые детишками в огромных количествах, были доступны и стоили недорого. Потому часто отцы семейств, возвращавшиеся с работы, давали детям пару копеек на орехи. Если же маленькие сорванцы в отсутствие отца вели себя как не следует, то мать грозила им пальцем: «Вот отец вернется, будет вам на орехи!» и прибавляла: «Таких калёных орехов всыпет, долго не забудете». Неудивительно, что выражение «на орехи» стало угрозой наказания – не слишком сурового, но вполне ощутимого.
4. Сочетаемость слова : грецкий, кокосовый, мускатный, лесной, земляной, гнилой, пустой, кедровый, большой, крупный, водяной, спелый, миндальный, жареный. засахаренный, коричневый, старый, зрелый, зелёный, волшебный…..
5. Пословицы. ДРУГ НЕ ИСПЫТАННЫЙ, ЧТО ОРЕХ НЕ РАСКОЛОТЫЙ .
ЧТО ЧЕРВЬ В ОРЕХЕ, ТО ПЕЧАЛЬ В СЕРДЦЕ .
ГУСЛИ ПОТЕХА, А ХУЖЕ ОРЕХА.
Загадки. Рос на ветке сундучок.
Солнцу подставлял бочок.
Сундучок-то не простой,
Сундучочек костяной.
Мальчик-крошка в костяной одёжке.
Он растет на ветке, около дорожки.
Как задует ветер или дождик хлынет
Шапочку зеленую до ушей надвинет.
6. Предложения с этим словом.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра — чистый изумруд; ( А. Пушкин)
Значение слова «орех»
1. Плод некоторых растений, представляющий собой съедобное ядро в крепкой скорлупе, оболочке. Каленые орехи. Колоть орехи. Грызть орехи. | в знач. собир. Миндальный орех. Мускатный орех. □ Ореха в этом году мало. В. Чивилихин, Месяц в Кедрограде. || Бот. Нераскрывающийся, с твердым деревянистым околоплодником односеменной плод некоторых растений (например: дуба, каштана и др.).
2. только ед. ч. Дерево сем. ореховых. || Красивая твердая древесина этого дерева, идущая на столярные изделия. Мария осмотрела большой старомодный буфет, — двуспальную кровать полированного ореха. В. Попов, Сталь и шлак.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Оре́х — плод некоторых растений (преимущественно деревьев или кустарников), как правило, со съедобным ядром и твёрдой скорлупой. Более точное определение и круг растений, плоды которых называются орехами, зависит от того, с какой точки зрения рассматривается вопрос.
Орех (тип плода; лат. nux) — сухой невскрывающийся синкарпный нижний плод с деревянистым околоплодником (например, у лещины), внутри которого помещено одно (редко два) свободно лежащее семя. Орех окружён одним или несколькими прицветничками, образующими обёртку. Примером такого плода является лесной орех. Как и другие плоды, может использоваться человеком в пищу и способствовать распространению.
К орехам относятся и мелкие плоды некоторых представителей семейства Осоковые и семейства Гречишные.
Прочие «орехи» с точки зрения ботаники являются ненастоящими орехами, или неправильно называемыми орехами. Например, плод «земляного ореха», арахис, является бобом. То же самое можно сказать про семена некоторых видов сосен, например, кедровый орех, орех пинии, косточку грецкого ореха, сухую костянку кокосовой пальмы (кокосовый орех).
В кулинарии и в быту
В кулинарии и обычно в быту орехами называют любые съедобные плоды, состоящие из скорлупы (твёрдой или мягкой) и съедобного ядра. Из орехов возможно варить варенье, делать сладости (торты, пирожные, халву), добавлять как ингредиент.
В сельском хозяйстве растения с такими плодами называют орехоплодными культурами. Помимо орехов в ботаническом смысле, к ним относят кедровый орех, кокосовый орех и другие (см. ниже).
↑ Качества орехов кедра сибирского, способы определения качеств и условия хранения орехов.
↑ Ожегов С. И. Словарь русского языка. — 8-е изд., стереотип. — М.: Сов. энциклопедия, 1970. — С. 447.
↑ Артюшенко З. Т., Фёдоров Ал. А. Атлас по описательной морфологии высших растений. Плод / АН СССР; Бот. ин-т им. В. Л. Комарова. — Л.: Наука, Лен. отд, 1986. — С. 64. — 392 с.
↑ М. Аксёнова и др. Бобовые // Энциклопедия для детей. Биология. — 7-е изд. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. — С. 319. — 589 с. — ISBN 9785989862658.
↑ Орех // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
ОРЕ’Х, а, м. 1. Плод нек-рых деревьев, со съедобным ядром и крепкой скорлупой. Щелкать орехи. Видит, белочка при всех золотой грызет орех. Пшкн. Грецкий о. Кедровые орехи. Каленые орехи. 2. только ед. Дерево с твердой красивой древесиной, идущее на столярные поделки. Шкаф из ореха. Отделка под орех. 3. То же, что орешник в 1 знач. 4. Торговый сорт антрацита и каменного угля (горн.). Крупный о. Мелкий о. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
оре́х
1. ботан. растение семейства ореховых ◆ Посредственные, от которых средняя пошлина, деревья твёрдые, яко то кизил, орех, шамшит, чинар и прочая. В. Н. Татищев, «Рассуждение о проекте тарифа для астраханского порта», 1743 г. (цитата из НКРЯ) ◆ По соседству с акатником виднелся маньчжурский орех ― родной брат грецкого ореха и одно из самых красивых деревьев в Уссурийском крае. В. К. Арсеньев, «Сквозь тайгу», 1930 г. ◆ Этим и объясняется наличие хвойных лесов (лиственница, ель, пихта) в нижней части Самарги и широколиственных маньчжурских (пробковое дерево, орех, виноград, даурская берёза и актинидия) ― около реки Кукчи. В. К. Арсеньев, «В горах Сихотэ-Алиня», 1937 г.
2. ботан. сухой невскрывающийся синкарпный нижний плод некоторых растений, с деревянистым околоплодником, внутри которого помещено одно свободно лежащее семя (редко два семени)
3. плод некоторых растений (преимущественно деревьев), как правило, с относительно мягким ядром и твёрдой скорлупой ◆ Вот, к слову сказать, афонский грецкий орех. Ал. П. Чехов, «Из детских лет А. П. Чехова», 1904–1908 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Главные предметы торга пушнина, дичь, рыба, кедровый орех, брусника и клюква, а также хлеб, масло и т. п. Хроника (1910.12.23) // «Сибирская торговая газета» (Тюмень), 1910 (цитата из НКРЯ) ◆ Грецкий орех и орехи кэшью употребляют не столько в натуральном виде, сколько как приправы к самым различным блюдам ― от сладостей до мяса. М. Черников, «Север и юг: контрасты питания // «Химия и жизнь», 1969» (цитата из НКРЯ)
4. древесина орехового дерева ◆ Комод из ореха. ◆ Подушки все эластик, и эластик-то неимоверный; красного дерева трюмо с двумя бронзовыми бра, необыкновенного искусства; а для гостиной всё орех, самой утончённой нежности в работе. А. Ф. Писемский, «Тюфяк», 1850 г. ◆ Вы не поверите, что этой мебели, этих шкапов-буфетов, через наши руки прошло в смысле лака или, наоборот, какое дерево красное, какое орех. Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945–1955 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- австралийский орех(Macadamia ternifolia)
- американский орех, бразильский орех, южный орех(Bertholletia excelsa)
- американский лесной орех(Corylus avellana)
- белый орех(Kalopanax septemlobus), (Kalopanax ricinifolium)
- водяной орехчилим, (Rusicus), (Trapa L.)
- грецкий орех(Juglans regia L.)
- горький орех(Carya cordiformis)
- земляной орех, китайский орех(Arachis hypogaea)
- кедровый орех
- кокосовый орех
- лесной орех(Corylus gen.)
- ломбардский орех(Corylus maxima Mill.)
- маньчжурский орех(Juglans manshurica Max)
- медвежий орех(Corylus colurna L.)
- мускатный орех(von Myristica fragrans Houtt.)
- ост-индский орех, орех кешью(Albizzia lebbek Bth.)
- орех лещины
- серый орех(Juglans cinerea L.)
- чернильный орех
- чёрный орех(Juglans nigra L.)
- ядро ореха
- ёлочный орех
- давать на орехи; досталось на орехи
- под орех
- разделать под орех
- ракусить как орех
- величиной с орех
- как лущеный орех
- орех не по зубам
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выкормить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Проект «Рассказ о слове»
Материал можно использовать по УМК «Школа России» при выполнении проекта «Рассказ о слове»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.rasskaz_o_slove.odt | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказ о слове Орех произносим — [ а ] р е х записываем — о р е х
1. Лексическое значение слова :
1) Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром и крепкой скорлупой. 2) Дерево или кустарник, приносящие такие плоды. 3) Древесина таких деревьев, идущая на столярные изделия. 4) перен. разг. То, что трудно для понимания, осуществления, достижения.
2. Однокоренные слова : орешек, ореховый, орешник .
3. Синонимы : миндаль, грецкий орех, фундук, , грильяж, миндалина, орешек, кокос.
- разделать под орех — «разругать», «раскритиковать» появилось у этого оборота совсем недавно. А раньше у него был совсем другой смысл: сделать что-либо очень основательно, хорошо.
Этот фразеологизм родился в профессиональной речи столяров и краснодеревщиков. Изготовление мебели под ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и хорошего знания Дела. - крепкий орешек — 1. О хорошо укрепленном городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять.
2. О человеке, отличающемся твердым или скрытным характером, не поддающемся влиянию других.
3. О чём-либо с трудом разрешимом, а также о человеке, у которого трудно выведать тайну, к которому трудно найти подход. - орех не по зубам — Если определённая задача человеку «не по зубам», получается, справиться с нею он не сможет ,
- на орехи — С древних времён и до самого изобретения чупа-чупса орехи были излюбленным лакомством детей. Разумеется, заросли лещины встречались далеко не везде, но орехи, собираемые детишками в огромных количествах, были доступны и стоили недорого. Потому часто отцы семейств, возвращавшиеся с работы, давали детям пару копеек на орехи. Если же маленькие сорванцы в отсутствие отца вели себя как не следует, то мать грозила им пальцем: «Вот отец вернется, будет вам на орехи!» и прибавляла: «Таких калёных орехов всыпет, долго не забудете». Неудивительно, что выражение «на орехи» стало угрозой наказания – не слишком сурового, но вполне ощутимого.
4. Сочетаемость слова : грецкий, кокосовый, мускатный, лесной, земляной, гнилой, пустой, кедровый, большой, крупный, водяной, спелый, миндальный, жареный. засахаренный, коричневый, старый, зрелый, зелёный, волшебный.
Загадки. Рос на ветке сундучок.
Солнцу подставлял бочок.
Сундучок-то не простой,
Сундучочек костяной.
Мальчик-крошка в костяной одёжке.
Он растет на ветке, около дорожки.
Как задует ветер или дождик хлынет
Шапочку зеленую до ушей надвинет.
Please wait.
We are checking your browser. gufo.me
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6a9b74d8ff00c3ed • Your IP : 85.95.189.96 • Performance & security by Cloudflare
источники:
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/23/proekt-rasskaz-o-slove
http://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%85
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Слово «орех» как единица грамматики
Содержание
-
1.
Слово «орех» как единица грамматики -
2.
Отгадай загадку: орехОн совсем не хрупкий, А спрятался -
3.
ОрехиОрех представляет собой плод, который находится в твёрдой скорлупе. -
4.
Морфологический разбор слова «орех»Часть речиОдушевлённое или неодушевлённоеРод, -
5.
Слово «фисташка»Словарное слово — запомни!Заимствовано из французского языкаМорфологический разборСоставить словосочетание -
6.
Слово «кокос»Словарное слово – запомни!Впервые выражение «Кокосный -
7.
Слово «фундук»Словарное слово – запомни!Заимствовано из арабского языка.Морфологический разбор. -
8.
Слово «арахис»Словарное слово – запомни!Заимствовано из греческого языкаРазобрать слово по падежамСловосочетания с использованием слова -
9.
Словосочетание «грецкий орех»Главное и зависимое слово в словосочетанииИзменить по падежам -
10.
Слово «миндаль»Словарное слово – запомни!Греческое слово.«Миндальничать» – -
11.
Объясни значение пословиц:«Дело от безделья. Для потехи -
12.
Фразеологические обороты со словом «орех» «Крепкий орешек» «Разделать под орех»«Досталось на орехи» -
13.
Сочетаемость словаЛесные орехиКокосовый орехКедровые орехиКолоть, щёлкать орехиМебель из орехаШкаф под орехСоставить предложения со словом «орех» -
14.
Вспомни!Из какой сказки? «Видит, белочка при всех -
15.
Спасибо за внимание -
16.
Скачать презентанцию
Отгадай загадку: орехОн совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину – Увидишь сердцевину, Из плодов он твёрже всех, Называется …
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Слово «орех» как единица грамматики
Выполнила: учитель русского языка
Андреева Л.В.
школа №854
г. Зеленоград
Слайд 2Отгадай загадку:
орех
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь
сердцевину,
Из плодов он твёрже всех,
Называется …
Слайд 3Орехи
Орех представляет собой плод, который находится в твёрдой скорлупе.
Слайд 4Морфологический разбор слова «орех»
Часть речи
Одушевлённое или неодушевлённое
Род, число, склонение
Слово орех
во множественном числе
Образование новых слов при помощи суффиксов и приставок
Слайд 5Слово «фисташка»
Словарное слово — запомни!
Заимствовано из французского языка
Морфологический разбор
Составить словосочетание
Слайд 6Слово «кокос»
Словарное слово – запомни!
Впервые выражение «Кокосный орех» появилось при Петре
I , современное прилагательное — «кокосовый»
Морфологический разбор слова
Словосочетания со словом
Слайд 7Слово «фундук»
Словарное слово – запомни!
Заимствовано из арабского языка.
Морфологический разбор.
Слайд 8Слово «арахис»
Словарное слово – запомни!
Заимствовано из греческого языка
Разобрать слово по падежам
Словосочетания
Слайд 9Словосочетание «грецкий орех»
Главное и зависимое слово в словосочетании
Изменить по падежам
Слайд 10Слово «миндаль»
Словарное слово – запомни!
Греческое слово.
«Миндальничать» – притворно нежничать, проявлять излишнюю
деликатность к тому, кто этого не заслуживает (напр. Нельзя миндальничать с прогульщиками).
Слайд 11Объясни значение пословиц:
«Дело от безделья. Для потехи грызть орехи».
«Не раскусив ореха,
о ядре не толкуй».
«Друг неиспытанный, что орех нерасколотый»
«Голова с короб, а ум с орех».
«Человек познаётся по его языку так, как плохой орех по своей лёгкости».
.
Слайд 12Фразеологические обороты со словом «орех»
«Крепкий орешек»
«Разделать под орех»
«Досталось на орехи»
Слайд 13Сочетаемость слова
Лесные орехи
Кокосовый орех
Кедровые орехи
Колоть, щёлкать орехи
Мебель из ореха
Шкаф под орех
Составить
предложения со словом «орех»
Слайд 14Вспомни!
Из какой сказки? «Видит, белочка при всех золотой грызёт орех».
(сказка о
царе Салтане)
Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка в сказке А. С. Пушкина?
(изумруды)
Колыбелькой для какой сказочной героини была ореховая скорлупа?
(Дюймовочка)
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!