Рассказ о слове подарок

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

План урока:

  • 1 Задание из учебника
  • 2 План работы
  • 3 Выбор слова
  • 4 Рассказ о слове «ветер»
    • 4.1 Как пишем и как произносим?
    • 4.2 Лексическое значение
    • 4.3 Однокоренные слова
    • 4.4 Синонимы
    • 4.5 Антонимы
    • 4.6 Фразеологизм
    • 4.7 Сочетаемость слова
    • 4.8 Пословица
    • 4.9 Загадка
    • 4.10 Предложение
  • 5 Пример оформления проекта
  • 6 Информация про другие слова
    • 6.1 Утро
    • 6.2 Обед
    • 6.3 Вопрос
    • 6.4 Красота
    • 6.5 Свет
    • 6.6 Чистота

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

В школе Кате задали очередной самостоятельный проект. В этот раз на урок русского языка. Надо было подготовить рассказ о слове. То есть взять любое слово и разобрать его с самых разных сторон: фонетически, лексически, найти синонимы-антонимы, связанные слова и т.п. 

Катя не пошла простым путем сделать как предлагали – просто оформить разбор на листе А4. А сама вызвалась сделать лэпбук.
Мои занятия с ней не прошли даром:)

Лэпбук я ей немножко помогла – чертила и отмеряла кармашки, даже задумалась, чтобы сделать ей шаблоны – надоело каждый раз заново вымерять, пусть комбинирует из готовых:)
И еще распечатала тексты про пословицы и загадки, потому что проект мы делали за один вечер (дотянули!), и Катя уже к этому времени очень устала, чтобы выписывать их вручную.

А вот с наполнением лэпбука она сама разобралась. Правда, с выбором самого слова пришлось помучиться – это только кажется, что можно взять любое.
Не тут-то было: то к нему антоним не подберешь, то синонимов мало – скучно, то поговорок нет или они такие странные, что нормальные люди их не знают))) Еле нашли такое, чтобы все пункты плана проекта в нем отразить можно было. Это оказалось слово “день”. А что у Кати с ним вышло, я дальше покажу подробнее.

Лэпбук для проекта по русскому языку "Рассказ о слове"
Лэпбук для проекта по русскому языку “Рассказ о слове”

Вот так вот лэпбук для проекта “Рассказ о слове” выглядит внутри. Правда, уже серьезно? Никаких картинок и фоток, как в прежних лэпбуках.

Лэпбук для проекта по русскому языку "Рассказ о слове"
Тематическая папка по русскому языку, 3 класс

А вот так будет, если все, что внутри, открыть.

Лэпбук для проекта по русскому языку "Рассказ о слове"
Тематическая папка по русскому языку, 3 класс

Дальше по-порядку:
Вот тут у Кати записаны однокоренные слова к слову “день”

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Однокоренные слова

Здесь вот лексическое значение. Вернее значения, так как слово многозначное: день может быть как сутки, может быть как светлое время суток и может быть временем после утра, но перед вечером.
И фразеологизмы со словом “день”. Их достаточно много, Катя повыписывала самые ходовые.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”.Фразеологизмы и лексическое значение

Вот здесь антоним. Нашли всего один “день-ночь”. Зато Катя нарисовала к ним картинку.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Антонимы

С синонимами слову “день” повезло больше – их в лэпбуке три: сутки, обед (в смысле обеденное время (говорят: я приду после обеда) и просто названия дней недели.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Сиинонимы

В кармашке лэпбука вложены слова, которые можно сочетать со словом “день” – их так много, что при желании можно было бы найти хоть сто штук.

Еще Катя сделала фонетический разбор слова “день” по буквам.
И определила, что за часть речи наше слово:)
Для полноты картины надо бы еще грамматический разбор слова сделать, да они еще не умеют – как раз следующая тема будет об этом.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Часть речи

С правой стороны лэпбука вся “литературная” часть.
Пословицы про слово “день” не редкость: мы нашли в интернете целый список.
А вот с загадками сложнее. Всего две нормальных. Отгадайте: “Что было вчера и будет завтра?” и “С зарей родился, чем больше рос, тем меньше становился”.
А в качестве предложения с этим словом подобрали детский стишок про день рождения.

Детали лэпбука "Рассказ о слове"
Детали лэпбука “Рассказ о слове”. Пословицы, загадки, предложения со словом

И под конец оставили оформление обложки. Хорошо, что у нас дома есть цветной скотч – им быстренько можно все украсить:)

Проект по русскому языку "Рассказ о слове"
Проект по русскому языку “Рассказ о слове”

 Вот уставшая, но довольная ученица со своим проектом 🙂

Проект по русскому языку "Рассказ о слове"
Проект по русскому языку “Рассказ о слове”

А вы хотите тоже научиться делать лэпбуки?
У меня в блоге есть матер-класс, в котором я рассказываю как их делать самостоятельно
Посмотреть его можно тут: “МК Как сделать лэпбук?”
А если вам хочется воспользоваться уже готовыми файлами для лэпбуков, то у меня на сайте Магазина лэпбуков //lapbook.ru/ их уже три десятка
Заходите, выбирайте, клейте папочки!

А вот здесь можно посмотреть другие Катины проекты для младшей школы Математический детектив, Проект “Страны мира”: Лэпбук про Австралию, Проект “Города России”: Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Исследовательский проект “Есть ли интеллект у хомяка?“, Проект “Красная книга. Возьмем под защиту“, Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация “Геокешинг“, Проект “Мой домашний питомец“, Коллаж “Моя семья в годы войны”, Космическая коробочка, Исследовательский проект “Изучение дождевого червя в домашних условиях“, Можно ли есть снег – опыты по мотивам урока, “Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы“, Презентация о зоопарке “Солнечный остров”, Проект “Моя семья”, Проект “Математика вокруг нас”, Коллекция горных пород.

Оглавление

Введение        …………………………………………………………………………стр.2

Основная часть  ………………………………………………………………………стр.3

  1. Самое прекрасное слово на Земле – мама………………………………………..стр.3
  2. История происхождения слова, его строение и значение………………………стр.3
  3. Родственные слова…………………………………………………………………стр.3
  4. Синонимы и антонимы……………………………………………………………стр.4
  5. Фразеологические обороты……………………………………………………….стр.4
  6. Пословицы,загадки,стихотворения,частушки,песни,праздники………………стр.4
  7. Сочетаемость слова………………………………………………………………..стр.5
  8. Синквейн…………………………………………………………………………..стр.5

Заключение…………………………………………………………………………..стр.6
Список литературы………………………………………………………………….стр.6
Приложение………………………………………………………………………….стр.7

Введение
Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».

Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?

А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас. 

На уроке русского языка мы с учителем делали проект «Рассказ о слове». Меня заинтересовала эта тема и  я решила проанализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода.

То слово, которое мы с вами произносим с раннего детства и храним в памяти до глубокой старости. Это слово «Мама».

Актуальность: проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.

Гипотеза
Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Предмет исследования: слово «мама».

Цель: исследования: проанализировать слово «мама» с точки зрения русского языка, создать лепбук .

Задачи исследования:

1. Рассмотреть происхождение слова.

2.Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова.

3.Выяснить лексическое значение слова «мама» в толковом словаре.

4.Подобрать однокоренные слова.

5.Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову.

6.Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами.

7. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

8. Подготовиться к защите проекта

Основная часть

1.Самое прекрасное на земле слово — мама.

 Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце, — в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее, светлее её жизнь.

2. История происхождения слова, его строение и значение

Чтобы выяснить происхождение этого слова я  обратилась к толковым словарям  Ушакова, Даля и Ожегова.  В них  даётся следующее толкование слова: Мама- мать, родительница. Мама – слово датского языка. Мать – одно из самых древних индоевропейских слов. В славянских языках древняя основа – м а т е р — было усечено и получилось м а т и, которое потом изменилось в «мать» под воздействием существительных типа: кость, мышь.

Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. Эти слова происходят из детского лепета и обозначают важнейшие для каждого человека понятия.

 Образовано повторением слога –ма

Обратилась к толковому словарю  С. И. Ожегова.

Мать-женщина по отношению к своим детям, а «мама» означает тоже самое.

Говорим и пишем одинаково.

Таким образом, слово «мама» имеет одно лексическое значение.

3. Родственные слова

Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.

Опираясь на свои знания об однокоренных словах, мне удалось подобрать  пятнадцать  однокоренных слов:

маманя,мамаша,маменька, маменькин,мамин,мамка,мамочка,

мамочкин, мамуля,материнский,

материнство,матушка,

матушкин,мать,по-маминому

2.3 Синонимы и антонимы

Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи.

4.Синонимы и антонимы

Синонимы

Я уже знаю что синонимы, это слова одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Стала подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте решила обратиться за помощью к интернету.

Мама, родительница, матушка, мать.

 Оказалось, что у слова мама 56 синонимов, а я подобрала только три.

Антонимы

На уроках русского языка мы узнали, что антонимы, это слова противоположные по смыслу.

Поэтому подобрала их самостоятельно.

  • мачеха (не родная мама).
  • Частично: отец, сын, дочь

Я нашла только четыре, а их всего 13.

5.Фразеологические обороты
 – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).

Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.

6.Пословицы,загадки,стихотворения,частушки,песни,праздники.

В речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.

Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «мама» (см. Приложение 4).

Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.

Учительница напомнила ,что День матери в 2021  отмечается 28 ноября, в воскресенье. Это рассчитываемый праздник. Принцип расчета: последнее воскресенье ноября.

Поздравляем всех матерей с этим замечательным праздником .Здоровья ,тепла и нежности.

7.Сочетаемость слова

Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «мама»:

  •  молодая        мама
  • будущая        мама
  • бедная        мама
  • родная        мама
  • мамина        мама
  • милая        мама
  • дорогая        мама
  • папина        мама
  • любимая        мама
  • заботливая мама
  • хорошая        мама

8.Синквейн

Синквейн  это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Мама.

Милая, добрая.

Любит, воспитывает, помогает.

Самый драгоценный человек в жизни.

Родитель.

Заключение

В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «мама». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.

Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).

Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у нас получился  интересный лепбук о слове «мама».

Мой проект «Рассказ о слове» имел важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания по русскому языку в 3 классе начальной школы. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово .Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово .

Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось .

Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.

Список литературы:

1.Загадки. Скороговорки. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС»

2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.  – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил.-(Школа России).

3.Ожегов С.И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000  слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр.-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2011-1360 с.

4.Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров. – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с.

5.anglijskij-dlja-detej.ru›chto-takoe-lepbuk

Приложения

Приложение 1

Фразеологические обороты

Мать моя родная! Разг. Экспрес. Восклицание, выражающее изумление, восторг, неожиданность. — А воздух! Какой воздух, мать моя родная! Настоялся на травах за всю эту осень (Паустовский. Ночь в октябре).

Мать пресвятая! Разг. Экспрес. Восклицание, выражающее изумление, страх, испуг. Старушка засуетилась, встречая. — Помыться? Покушать? Батюшки!.. Мать пресвятая! Дымищем-то как от тебя (С. Злобин. Степан Разин).

Мать пречистая! Устар. Экспрес. Восклицание, выражающее изумление, удивление. — А что было, когда мы зимой в Москву рыбу возили. Мать пречистая! (Чехов. Мороз).

Как мать родила. Прост. Ирон. Нагишом, без всякой одежды. Пастухи, некоторые одетые, другие как мать родила, перебегают от одной части его (гуртак другой (Г. Потанин. Путешествие по Монголии). — Дак это, я мигом! — смотритель с готовностью вскочил… но тут же, стыдливо покраснев, уселся опять. О том, чтобы выйти, как мать родила, на люди, не могло быть и речи (Чехов. Поездка).

(Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.)

Мать моя женщина! Пустоговорка в качестве усилительного элемента в речи.

(Жгучий глагол: Словарь народной фразеологии. — Зеленый век. В. Кузмич.  2000.)

Приложение 2

Поговорки и пословицы

 Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнское сердце в детках, а детское в камне.

Материнская молитва со дна моря вынимает (достаёт)

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной матери.

Материнское благословение на воде не тонет, на огне не горит.

Молода жена плачет до росы утренней, сестрица до золота кольца, мать до веку.

Днём денна моя печальница, в ночь ночная богомольница (мать)

У кого есть матка, у того голова гладка.

Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так бьёт.

Мать при сыне не наследница.

Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота.

Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Матка по дочке плачет, а дочка по доске скачет.

Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

Детки хороши — отцу, матери венец, худы — отцу, матери конец.

Уродился — ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.

Счастливая дочь — в отца, а сын — в мать.

Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

Отца с матерью Господь прибирает, а к детям пристателя приставляет.

Детки поспели — отца, мать до веку доспели.

Материнское слово мимо (на ветер) не молвится.

Мать плачет (по детищу) не над горсточкой, а над пригоршней.

Родных много, а мать роднее всего.

Мать чешет по шерсти, а мачеха против шерсти.

Тепло, тепло, да не лето; добра, добра, да не мать родна.

Сыр калача белее, а мать мачехи милее.

Достаток — мать, убожество — мачеха.

Родной, да матери не одной.

Мамка не матка. Мать-кормилица, а кормилица не мать.

С матерью жить — ни скуки, ни горя ни знать.

Три друга: отец, да мать, да верная жена.

Материнским словам Бог правит.

Отцу-матери бесчестье — роду-племени позор.

Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

Маменька родимая — свеча неугасимая

Сердце матери лучше солнца греет.

Самое ценное и дорогое на свете — это мать и отец.

Приложение 3

Загадки

Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете
(Мама)

Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это (
Мамочка) моя.

Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня
(Мама)

Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит?
(Мама)

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю —
(Мама)

Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом…
(Мама)

Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто…
(Мама)

Борщ в тарелке вкусный самый,
Так готовит только…
(Мама)

Перед сном, надев пижаму,
Почитать мы просим…
(Маму)

В школе сложная программа,
Но всегда поможет …
(Мама)

Школьный ранец за плечами
Сам неси, не вешай…
(Маме)

Угодит шалун коль в яму,
Будет звать на помощь…
(Маму)

Громко сын играет гамму,
Это радует лишь…
(
Маму)

В цирке новая программа,
Нам билеты купит…
(Мама)

У слона, гиппопотама
Тоже добрая есть…
(Мама)

Подарки своими руками
На праздник сделаем…
(Маме)

Песню с добрыми словами
Сочиним любимой …
(Маме)

С папой ходим за цветами,
Любим их дарить мы…
(Маме)

Испечем мы тортик сами
И на нём напишем: «…»
(Маме)

Когда вы, детки, с синяками,
Больней всего не вам, а…
(Маме)

Ты в школе хвастал кулаками –
За это стыдно будет…
(
Маме)

Если доченька упряма,
Погрозит ей пальцем…
(Мама)

Узнают всё по глазам,
Обмануть нам трудно…
(
Мам)

Тем детишкам стыд и срам,
Кто своих обидел…
(Мам)

Зря не ставят по углам,
Не сердите добрых…
(
Мам)

Хоть дядя большой уж, с усами,
Идёт за советом он к …
(Маме)

И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет…
(
не Мама, а дочка)

Утром каждым в доме драма –
Кашу есть не хочет…
(не Мама, а дочка или сынок)

Четыре килограмма
Весит крошка-…
(не Мама, а сестричка-грудничок)

За ручку по утрам
Ведут до школы…
(не Мам, а детишек)

Идёт, как телеграмма,
По проволоке…
(не Мама, а артистка цирка)

Не мешайся под ногами,
Помоги-ка лучше…
(Маме)

На экране красивая дама,
Но прекрасней, милее всех…
(Мама)

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете…
(Мама)


Приложение 4

Стихи о маме

Мама поёт  (А. Барто)


Мама по комнатам
В фаpтyке белом
Hетоpопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поёт. 

Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне yлыбнyться
Hе забывает
И напевает.

Hо вот сегодня
Голос знакомый
Словно совсем и не тот:
Мама по-пpежнемy
Ходит по дому,
Но по-иному поёт.

Голос знакомый
С особенной силой
Вдpyг зазвyчал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он…
Hе pазpеветься бы мне.

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ    (Е.Благинина)

Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
— Ничего, — шепнул он будто, —
Посидим и в тишине!..

Подарок маме  (Н. Бондаренко)

Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме
Подарю опять. 

И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
«Звездочка моя!» 

Мама! (О. Бундур)

Если мама счастливая,
Если любит она,
Пусть снега и ливни –
В доме всегда весна!

Чем пахнет мама (О. Бундур)

По субботам духами
Пахнет мамин наряд,
Так идут они маме –
И духи, и театр.

В воскресенье – блинами,
Завтрак – вот он, готов!
Так подходит он маме,
Этот запах блинов.

В понедельник – делами
Сразу дом наш пропах,
Так подходит он маме –
Этот запах бумаг.

Но скажу, между нами,
По секрету скажу:
Я родной своей маме
Больше всех подхожу!

Ресницы (Г. Виеру)

Рядом с мамой я усну,
К ней ресницами прильну.
Вы, ресницы, не моргните,
Мамочку не разбудите!

КТО ПОМОГАЕТ МАМЕ  (Н.Волкова)

Вот, скажите, неужели
Мама в одиночку

Заправляет все постели,
Гладит мне сорочку,            


Подметает пол повсюду

И готовит ужин,
Лечит у меня простуду
(Если я простужен)?

Нет, такого быть не может!
Маме кто-то в тайне
Помогает и в прихожей,
И в саду, и в ванне.

Может, эльфы? Или гномы?
Джинн, могучий самый?
Или добрые драконы
Трудятся для мамы?

Если сказочным я был бы существом,
Я помог бы маме тоже — волшебством!

Дорогая наша мама (О. Высотская)


Мамин день! Мамин день!
Платье лучшее надень!
Утром встань пораньше,
В доме прибери,
Что-нибудь хорошее
Маме подари.

Самая счастливая  (К. Ибряев)
Выглянуло солнышко,
Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я на лету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу соловья,
Самая счастливая
В это утро я!
Собрала в ладошки я
Чистую росу,
Радугу и солнышко
Я в руках несу!
И цветы над речкою,
Песню и зарю — Все, что утром встречу я,
Маме подарю!

ВОТ БЫ КАК МАМА  (М.Садовский)

Поёт моя мама
Всегда за работой,
А я ей всегда
Помогаю с охотой!

Мечтаю
На маму похожим
Я стать.
Я гладить учусь
И варить,
И стирать,

И пыль вытираю,
И пол подметаю…
Мечтаю, мечтаю.
Мечтаю, мечтаю…
Мечтаю,
Как мама,
Всё делать уметь,
И, может,
Как мама,
Я выучусь петь.

МОЯ МАМА     (Н.Саконская )

Однажды я сказал друзьям:
На свете много добрых мам,
Но не найти, ручаюсь я,
Такую маму, как моя!

Она купила для меня
На колесиках коня,
Саблю, краски и альбом…
Только разве дело в том?

Я и так ее люблю,
Маму, мамочку мою!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
 

Просмотр содержимого презентации

«Слово «Добро»»

Просмотр содержимого презентации

«Слово КОШКА»

Просмотр содержимого презентации

«Слово СМЕХ»

Просмотр содержимого презентации

«Слово СОЛНЦЕ»

Просмотр содержимого презентации

«слово соловей»

  • Рассказ о слове победа 3 класс
  • Рассказ о слове пейзаж
  • Рассказ о слове паровоз
  • Рассказ о слове пальто
  • Рассказ о слове орех проект по русскому языку 3 класс