Рассказ о слове поезд 3 класс

Урок – проект по русскому языку «Рассказ о слове»

3 класс

Учитель: Лысенко Ольга Васильевна

Наименование УМК: «Школа России»

Цель: открыть обучающимся слово, книги как предмет наблюдения,

изучения и практического использования, расширять и обогащать активный

словарный запас детей.

Задачи:

образовательные: учить подбирать текстовую информацию с

использованием различных источников, отбирать её, использовать

имеющиеся знания, расширять их;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы,

совершенствовать речевые умения с использованием научной терминологии;

развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, культуру

делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от

своего.

Тип урока: обобщающий урок – проект.

Вид проекта: информационный; по профилю знаний предметный; по

форме проведения групповой; по продолжительности – краткосрочный.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения характеризовать слово;

распознавать омонимы, подбирать синонимы и антонимы, однокоренные

слова;

личностные УУД: формирование учебнопознавательного интереса к

изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

метапредметные УУД: формирование умения находить и использовать

необходимую информацию, использовать словари для решения практических

задач, осознанно строить речевое высказывание; формирование умения

работать по плану, контролировать процесс и его результаты, осознавать

качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в

коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее

решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, учебник

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс М., Просвещение 2014г.

I Оргмомент.

Наши уважаемые гости и вы, ребята, пришли сегодня на урок русского

языка. Но обычного урока не будет. Мы сделаем шаг вперёд. Вы понимаете,

о чём я говорю?

( Проект – шаг вперёд).

Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 2)

Как вы его понимаете?

II Мотивация.

Определить тему проекта поможет стихотворение А.Барто «Сильное кино».

Почему девочка ничего не поняла?

Что такое слово?

С чем будем работать?

Тема проекта рассказ о слове.

(Выставляется книжка с названием проекта)

III Предпроектная подготовка

Цель: … рассказ о слове. (Слайд 3)

Задачи:

вспомнить ….

найти …

работать …

Определим слово с помощью рисунков: солнце, электрическая лампочка,

фонарь. Что между ними общего? (Слайд 4)

Речь пойдёт о слове свет.

IV Работа над проектом по плану. Создание продукта.

(Раскрыть книжку с подписанными карманами – это план работы.)

1. Фонетический состав слова.

2. Лексическое значение слова.

3. Часть речи.

4. Однокоренные слова.

5. Синонимы. Антонимы, Фразеологизмы.

6. Словосочетания. Предложения.

7. Пословицы. Загадки.

Работа в группах.

1. Запишите звуковой состав слова на карточке № 1.

Проверка. (Слайд 5)

Ребята, не будет ли ошибки, если к иллюстрациям добавить ещё одну?

(Фотография Земли, освещённой солнцем») (Слайд 6)

Гипотезы.

Как можно точно узнать лексическое значение слова?

2. Работа с Толковым словарём.

свет

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. Источник освещения, освещённое место.

3. Восход солнца, рассвет.

4. Сияние, свет, внутренняя озарённость. (Переносное значение)

свет

1. Мир, вселенная; земной шар вместе со всем существующим на нём.

2. Общественная среда, общество.

Что подсказывает словарь?

Прочитайте их значения.

Каким является первое слова свет?

Какие это слова по отношению друг к другу?

Стоит ли оставлять последний рисунок?

3. Часть речи.

Какой частью речи является слово свет?

На карточке № 3 подчеркните нужное. Проверка. (Слайд 7)

4. Однокоренные слова.

Посоветуйтесь и запишите как можно больше однокоренных слов на

карточках.

Проверка. Дети из каждой группы читают по одному слову, откладывая

карточки с повторяющимися словами. (Слайд 8)

Работа с текстом на слайде. Отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о царе

Салтане…» (Слайд 9)

Из какой сказки отрывок? Кто автор?

Нет ли здесь нужных нам слов?

Что такое светлица?

Светлица, светёлка устаревшие слова, которые можно найти в Словаре

устаревших слов. Устаревшей формой считается и ласковое обращение со

словом свет. Вспомните, с какими словами обращается царица из другой

сказки А. Пушкина к своему зеркальцу.

5. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Карточка № 5.

Работа по группам с разными словарями: 1 группа со словарём синонимов,

2 со словарём антонимов, 3 со словарём фразеологизмом. Проверка.

Что значит ни свет, ни заря? От кого слышали такое выражение?

6. Словосочетания.

Слово свет, как и любое другое имя существительное, дружит с именами

прилагательными. Составьте словосочетания. Карточка 6.

Самостоятельная работа. Проверка.

Это было легко? Что надо сделать, чтобы было много словосочетаний и

работалось легче?

Работа с предложениями.

Предлагаю воспользоваться предложениями из произведений мастеров слова

писателей. Прочитайте их и выпишите словосочетания. (Слайд 10)

Проверка. (Слайд 11)

Прочитайте, что выписали.

Где пригодится знание таких прилагательных?

7. Работа с пословицами.

Такое замечательное слово не могло не попасть в пословицы. Соберите их.

Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Слайд 12)

Проверка. (Слайд 13)

V Защита проекта.

Чтение ученицей, которая работала индивидуально, информационной статьи.

Справилась ученица со своей задачей?

Достаточно ли полно изложен материал?

Поможет это сообщение запомнить сведения о слове?

VI Рефлексия.

Удалось узнать чтото новое?

Что было сложнее всего? Сумели преодолеть трудности сами или товарищи

помогли?

Как работали сегодня: спустя рукава или засучив рукава?

Д/з Подобрать несколько загадок с ответом свет или сочинить свою.

(Слайд 14)

Пословица говорит: Познание – сердца яркий свет. Пусть ваше сердце этим

светом сияет всегда.

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

План урока:

  • 1 Задание из учебника
  • 2 План работы
  • 3 Выбор слова
  • 4 Рассказ о слове «ветер»
    • 4.1 Как пишем и как произносим?
    • 4.2 Лексическое значение
    • 4.3 Однокоренные слова
    • 4.4 Синонимы
    • 4.5 Антонимы
    • 4.6 Фразеологизм
    • 4.7 Сочетаемость слова
    • 4.8 Пословица
    • 4.9 Загадка
    • 4.10 Предложение
  • 5 Пример оформления проекта
  • 6 Информация про другие слова
    • 6.1 Утро
    • 6.2 Обед
    • 6.3 Вопрос
    • 6.4 Красота
    • 6.5 Свет
    • 6.6 Чистота

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Значение слова «поезд»

  • ПО́ЕЗД, -а, мн. поезда́, м.

    1. Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом. Дачный поезд. Поезд дальнего следования. Скорый поезд. Туристский поезд. Поезда метро. Расписание движения поездов.В это самое время ударил третий звонок, и поезд медленно тронулся, сначала назад, а потом один за другим стали подвигаться вперед толчками сдвигаемые вагоны. Л. Толстой, Воскресение. Возвращались солдаты с войны. По железным дорогам страны День и ночь поезда их везли. Мартынов, Народ-победитель.

    2. Ряд, вереница повозок, следующих друг за другом по одному пути. Вся бригада — грузила зерно. — Наконец поезд из семи подвод потянулся из деревни на пашню. С. Антонов, Лена. В знакомом ему месте Батманов остановил свой санный поезд. Спутники его вышли из возков. Ажаев, Далеко от Москвы.

    Свадебный поезд — вереница каких-л. экипажей с участниками свадебного обряда.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • По́езд — в современном понятии это сформированный и сцепленный состав, состоящий из группы вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящими его в движение, и имеющий установленные сигналы (звуковые и видимые), которые обозначают его голову и хвост. Помимо этого, на многих (в том числе и российских) железных дорогах каждый поезд получает определённый номер, позволяющий отличать его от остальных поездов. К поездам также относят локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав (например, автомотрисы и дрезины несъёмного типа), отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы. Дисциплина, изучающая поезда и вопросы, связанные с их движением, называется тяга поездов.

Источник: Википедия

  • ПО’ЕЗД, а, мн. а́ (ы устар.), м. 1. Железнодорожный состав, ряд сцепленных вагонов, приводимых в движение паровой или электрической тягой. Опоздать на п. Пассажирский п. Курьерский п. Товарный п. Скорый п. Расписание движения дачных поездов. Трамвайный п. Груженые хлебом прошли поезда. Маяковский. Каждый день бесчисленные железнодорожные поезды выбрасывают «гостей». Салтыков-Щедрин. 2. Ряд повозок, едущих друг за другом по одному пути (устар.). Свадебный п. (вереница экипажей с участниками свадебного обряда). На Руси на проселках пустынных много тянется по́ездов длинных. Некрасов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • по́езд

    1. ж.-д. состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном Каждый день бесчисленные железнодорожные по́езды выбрасывают «гостей». Салтыков-Щедрин, «За рубежом», 1880–1881 г. Дверь растворяется и через неё, с большой отчётливостью, открывается вид железнодорожной платформы: на первом плане — деревянная открытая галерея со столбиками, в которой находятся одетые по-зимнему разного рода люди, за платформой — поезд, передний конец которого с дымящимся локомотивом во главе виден в дверь значительно слева; за поездом — зимний пейзаж. В. Х. Кандинский, «О псевдогаллюцинациях», 1886 г. (цитата из НКРЯ) Прошёл товарный поезд в шестьдесят вагонов. Юрий Коваль, «Картофельная собака», 1972 г. (цитата из НКРЯ)

    2. ж.-д. трамвайн. трамвайный вагон, сцепка вагонов, особенно система многих единиц, находящиеся в эксплуатации за пределами парковых и заводских путей Второй вагон поезда 5315-5344 был подсечён вагоном 1110 на стрелке на кольцо.

    3. устар. ряд экипажей, повозок или саней, друг за другом по одному пути или в одном направлении На Руси на просёлках пустынных много тянется по́ездов длинных. Некрасов, «Балет» В феврале 1755 года к столице потянулся санный поезд — четырнадцать подвод, гружённых высокосортным орским камнем. В. Б. Семёнов, «Яшма»

    4. рег. способ ловли рыбы кошельковой сетью, которую тянут за собою две идущие рядом лодки

    5. рег. сеть, используемая при такой ловле

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • автомобильный поезд
    • глайдерный поезд
    • дачный поезд
    • дембельский поезд
    • курьерский поезд
    • опоздать на поезд
    • пассажирский поезд
    • поезд дальнего следования
    • поезд метро
    • поезд ушёл
    • пятьсот весёлый поезд
    • расписание поездов (расписание движения поездов)
    • санный поезд
    • свадебный поезд
    • сесть на поезд
    • скорый поезд
    • товарный поезд
    • трамвайный поезд
    • туристский поезд

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: псориаз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «поезд»

Синонимы к слову «поезд»

Предложения со словом «поезд»

  • Тем временем поезд тронулся и уже успел выехать из здания космопорта под открытое небо.
  • Пассажирские поезда остановились с сегодняшнего дня, есть слухи, что и товарные вскоре принуждены будут остановиться.
  • Наконец поезд прибыл. Я поспешила занять позицию в проёме облюбованного окна.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «поезд»

  • На переездах встретили сперва поезд с партией японцев в арестантских вагонах, а затем санитарный поезд с нашими ранеными в тюренченском бою — их эвакуируют в Иркутск и Красноярск.
  • По приходе в город, он отправился на станцию железной дороги, дождался прихода поезда из Голландии и вместе с прибывшими пассажирами вышел на вокзальный подъезд, сел в омнибус одной из первых гостиниц города и поехал туда.
  • — Станция Клин!.. Поезд стоит 10 минут! — как перун, проносясь по вагонам, возвещает кондуктор.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «поезд»

  • скорый поезд
    пассажирский поезд
    товарный поезд
  • поезд метро
    поезд дальнего следования
    поезд железной дороги
  • вагон поезда
    до отхода поезда
    отправление поезда
  • поезд тронулся
    поезд остановился
    поезд ушёл
  • сесть в поезд
    ехать в поезде
    выходить из поездов
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «поезд»

Понятия со словом «поезд»

  • Пригородный поезд — железнодорожный состав для выполнения пригородных перевозок по железной дороге. Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу. Длина маршрута пригородного поезда, как правило, не превышает 200 км в одном направлении (в РФ — 150 км). Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.

  • Пассажирский поезд — поезд, состоящий из пассажирских вагонов и служащий для перевозки людей и багажа. Несмотря на название, пассажирские поезда также могут перевозить и грузы. Так, согласно ПТЭ советских и российских железных дорог, пассажирский поезд может перевозить и почту. Наибольшее распространение пассажирские поезда получили во внутригородских (трамвай, метрополитен) и пригородных перевозках. В ряде стран поезда занимают значительный объём в междугородних пассажирских перевозках.

  • Грузовой поезд — группа грузовых вагонов во главе с локомотивом. Поезд предназначен для перевозки грузов. Устаревшее название — товарный поезд, в просторечии товарняк.

  • Поезда дальнего следования (ПДС) — в системе российских железных дорог (РЖД), категория пассажирских поездов (наравне с пригородными поездами, «электричками»). Категория определяется в зависимости от расстояния перевозки. В РФ «дальними» являются поезда, идущие на расстояние свыше 150 километров, до 2004 года под данное определение попадали поезда с длиной маршрута свыше 700 километров, поезда на расстояние от 150 до 700 километров считались местными.

  • Скоростно́й по́езд — поезд, следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах.

  • (все понятия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
 

Просмотр содержимого презентации

«Слово «Добро»»

Просмотр содержимого презентации

«Слово КОШКА»

Просмотр содержимого презентации

«Слово СМЕХ»

Просмотр содержимого презентации

«Слово СОЛНЦЕ»

Просмотр содержимого презентации

«слово соловей»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Сальское»

Дальнереченского района Приморского края

Рассказ о слове.

Коллективный проект учащихся 3 класса МОБУ «СОШ с. Сальское»

Лузан Варвара,

Зотина Кристина,

Бабаев Иван,

Шляхова Екатерина,

Белая Александра,

Чернова Арина.

Руководитель проекта: Баженова    И.Н., учитель начальных классов

Сальское

2019

Введение

Тема нашего проекта «Рассказ о слове». Эта тема была предложена учителем на уроке русского языка.

Актуальность нашей темы  очевидна, мы будем анализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении. 

        Цель проекта: произвести    полный  лингвостилистический  анализ  слова «голова»,  то  есть    изучить  происхождение,  значение  слова  «голова»,  его словоупотребление

Нашим проектным продуктом будет лэпбук «Рассказ о слове голова».

Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:

1. Рассмотреть происхождение слова.

2.Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова.

3.Выяснить лексическое значение слова голова в толковом словаре.

4.Подобрать однокоренные слова.

5.Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову.

6. Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами.

7. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

8. Подготовиться к защите проекта.

Тип проекта:

По характеру создаваемого продукта: информационный.

По продолжительности проекта: кратковременный.

По количеству участников: групповой.

По профилю: предметный (русский язык).

Срок реализации:

Основная часть

Для достижения цели проекта мы составили план работы:

     1.Происхождение слова голова.

     2.Произношение. Правописание.

3.Лексическое значение слова.

4.Синонимы и антонимы к этому слову.

5.Найти родственные слова.

6.Подобрать фразеологизмы, если они имеются.

7.Найти пословицы про слово.

8.Подобрать загадки.

9.Написать отрывки стихотворений, частушек, в которых встречается выбранное слово.

10. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в форме лэпбука.

11.Подготовиться к защите проекта.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Сначала мы думали, какое слово взять для работы над проектом. Ребята предлагали слова: Родина, дружба, солнце, весна, голова. Путем голосования было выбрано слово – голова. Нам Ирина Николаевна дала задание найти загадки, пословицы, поговорки с данным словом. Мы записывали их на листочкам и собирали в классе. И вот когда информация была собрана, началась работа.

1.Происхождение слова  «голова»  

 Происходит  от  праславянского  языка  *golva.  От  этого  слова    произошли: старославянское  глава,  русское,  украинское  голова́,  болгарское  глава́, сербохорватское гла́ва, словенское glâva, чешское, словацкое hlava, польское głowa, литовское galvà, латышское galva, древне — прусское gallū. .Латинское  calva  «череп»  —  от  calvus  «лысый»,  древнеисландское  kollr «округлая  вершина  горы,  голова»  .    Следовательно,  голова  в  этих  языках восходит к  слову, обозначавшему похожий по форме предмет.  Интересно,  что  просторечный  синоним-  слово  башка  заимствовано  из тюркских языков (от «баш» — голова, например, в татарском языке)

      2. Произносим [галава]. Пишем голова. В слове две безударные гласные.   Подберём проверочные слова: головы, головушка.

      3. Лексическое значение слова. Обратимся к толковому словарю С. И.      Ожегова.

Голова:

А).Часть тела человека (животного), состоящая из черепной коробки и лица (или морды животного).

Б).Единицы счёта скота. Колхозное стадо в 200 голов.

В).Ум. Рассудок. Человек с головой.

Г).Человек как носитель каких-то идей, взглядов, способностей, свойств. Он умная голова.

Д).Руководитель. Начальник.

Мы узнали, работая с толковым словарём, что слово голова многозначное.

4.Синонимы и антоним

На уроках русского языка мы узнали, что антонимы, это слова противоположные по смыслу. Поэтому подобрали из самостоятельно. Антонимы: голова – хвост, голова – ноги.

Синонимы, это слова одного и того же языка, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.  Мы стали подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте мы решили обратиться за помощью к интернету. Мы подобрали такие синонимы: ум, башка, тыква. Оказалось, что у слова голова 93 синонима, а мы подобрали только три.

5. Родственные слова.

Опираясь на свои знания об однокоренных словах, нам удалось подобрать одиннадцать однокоренных слов. Головка, головач, головастик, головастый, головной, большеголовый, болиголов, безголовый, головушка, трёхголовый, головёнка. Их конечно, намного больше.

«Родственники»  слова  ГОЛОВА  

Части речи

Количество слов

Имя существительное

120

Имя прилагательное

63

Глагол

14

Наречие

3

Итого

200

6.Фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы? Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание словзначение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Найти фразеологизмы к слову голова нам помог словарь фразеологизмов. Их оказалось много. Тогда Ваня предложил нарисовать голову и рядом с ней написать фразеологизмы. Для них мы выделили целую страницу.

7. Пословицы.

Пословица – краткое, народное изречение с назидательным смыслом.

Повешенную голову и меч не сечет.

Хлеб – всему голова.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Много говорить, голова заболит.

Голова у ног ума не просит.

Была бы голова, будет борода.

Была бы голова, будет борода.

С похвал голова вскружилась.

Голова, как у вола, а все, вишь, мала (т. е. глуп).

За худые слова слетит и голова.

Гуляй, покуда голова не покрыта.  

По моде голова в комоде.  

 Голова удатна, да лень перекатна.            

С поклону голова не заболит.  

Солдатская голова, как под дождичком трава

Много говорить — голова заболит.

Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Здоровье — всему голова, всего дороже.

Цела ли шапка, а голова пропала.

Куда голова клонилась, туда и повалилась.

Топор всему делу голова.

Честь головою оберегают.

8. Загадки.

Что такое загадка?  Мы обратились к словарю С. И. Ожегова. Загадка  это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Собирать загадки всегда интересно. Попробуйте, отгадайте.

Горошек умён, семь дырочек в нём.

Видит, слышит, ждёт, дышит.

Ходить сама не может,

Ноги переставить сможет.

Правильно, это всё о голове.

9. Стихотворения, частушки, где встречается выбранное слово.

Это задание было самым трудным. Нам нужно было вспомнить, отрывки из стихотворений, рассказов, где встречается слово голова.

Саша вспомнила стихотворение  про совушку.

Ах ты, совушка-сова,

Ты, большая голова!

Ты на дереве сидела,

 Головою ты вертела —

 Во траву свалилася,

В яму покатилася!   ( К. И. Чуковский)

Совушка-сова,

Большая голова.

 На пеньке сидит,

Головой вертит,

Глазками хлоп-хлоп.

Ножками топ-топ.      (Потешка )

Поберечь бы мне головушку свою

В ту далёкую, прекрасную пору

 В юности, когда метель мела

Не покрыта была буйна голова.     ( Олег Штиль)

Голова всему венец –                                                    

В ней начало и конец,                                                                

Без нее, сыны и дочки,                                                                

Не прочтете вы ни строчки:            ( Ю. Коринец)

Говорят, я некрасива.

Мне не надо краски.

Был бы разум в голове.                  

Да весёлы глазки.                        ( Частушка)      

— Открой, маменька, окошко,

Голова что-то болит.

— Не обманывай ты, дочка,

У ворот кто-то стоит.                                 (Частушка)

10. Систематизация полученных материалов.

Когда все материалы были собраны, перед нами встал вопрос, а как всё оформить? Катя предложила написать все на альбом листе, Ваня предлагал листики с заметками наклеить на лист ватмана. Ирина Николаевна предложила оформить все в виде лэпбука. А что это такое? Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать.  И началась у нас работа.

Технологическая карта

Изготовление плаката «Рассказ о слове.

Что и как делаем

Изображение

Материалы

1

Берём листы формата А-3, скотч, ножницы, цветную бумагу.  

C:UsersUserDesktop3.02.192unct_aewaE.jpg

Листы формата А-3,скотч, ножницы, цв. бумага  

2

Складываем конверт для загадок.

C:UsersUserDesktop3.02.19AjdQzNmM-p8.jpg

Цветная бумага, ножницы.

3

Некоторые сообщения были написаны неразборчивым почерком и Матвей решил их напечатать.

C:UsersUSERDesktop20170303_144940.jpg

Компьютер.

4

Саша решила сделать для антонимов тучки.

C:UsersUserDesktop3.02.19uZbXRXX5S8E.jpg

Цветная бумага, ножницы.

5

Арина ищет загадки в книге.

C:UsersUserDesktop3.02.19Ob2dxmFn31A.jpg

Книга «Загадки, скороговорки».

5

Делаем цветик-семицветик, где напишем сочетаемость слов.

C:UsersUserDesktop3.02.19N9zUnFqAfxk.jpg

Цветная бумага, ножницы,клей.

6

Саша оформляет страницу с фразеологизмами.

C:UsersUserDesktop3.02.19pPYpszrJaww.jpg

Словарь фразеологизмов, лист бумаги, ручка.

7

Варя записывает пословицы.

C:UsersUserDesktop3.02.19dEq9DQzeOG0.jpg

Цветная бумага, ножницы.

8

Работаем над оформлением.

C:UsersUserDesktop3.02.19bf8TY16KF0w.jpg

Цветная бумага, ножницы, клей.

9

Вот такой лэпбук получился.

C:UsersUserDesktop3.02.19zneaQAoh3Qw.jpg

Цветная бумага, ножницы, клей.

Заключение

Чтобы выполнить проект нам пришлось немало потрудиться.

Во-первых, мы повторили раздел «Слово в языке и речи».

Во-вторых, мы закрепили умение работать со словарями.

В-третьих, мы познакомились с компьютерной программой Microsoft PowerPoint и учились создавать презентацию.

В-четвёртых, мы закрепляли умение искать информацию в интернете.

В-пятых, мы провели исследование и собрали много информацию о слове «голова».

И, наконец, мы совершенствовали опыт создания коллективных проектов и работали вместе для достижения общей цели. Мы можем сделать вывод,  что  слово «голова»  очень  богатое  по значению  слово,  которое  встречается  в  и  в  художественной,  и  в разговорной  речи,  в  пословицах  и  поговорках;  во  фразеологизмах, сохраняя  культурный образ,  созданный  русским  народом.

Литература

1.Загадки. Скороговорки. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС»

2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.  – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил.-(Школа России).

3.Ожегов С.И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000  слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр.-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2011-1360 с.

4.Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров. – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с.

 5.anglijskij-dlja-detej.ru›chto-takoe-lepbuk

6. http://uchitelya.com/obschestvoznanie/5799-issledovatelskaya-rabota-enciklopediya-odnogo-slova-golova-3-klass.html

7.https://studfiles.net

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

  • Рассказ о слове подарок
  • Рассказ о слове погода 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове победа 3 класс
  • Рассказ о слове пейзаж
  • Рассказ о слове паровоз