Рассказ о слове погода 3 класс проект по русскому языку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл. адрес: [email protected]

ПРОЕКТ:

«РАССКАЗ О СЛОВЕ»

3 класс

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

2016г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»

2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение, изобразительное искусство

5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет

6. Состав проектной группы: весь 3 «Б» класс. Ребята работают индивидуально или в парах.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.

8. Проблемные вопросы:

Что мы знаем о слове?

9. Цель проекта:

  • подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;

  • составить словарную статью о слове;

  • участвовать в презентации своей страницы.

  • 10. Задачи проекта:

  • формировать умения подбирать информацию;

  • выделять из большого количества информации главное;

  • представлять свой проект.

11. Вопросы учебной темы

Каково лексическое значение слова?

Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?

Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?

Как найти синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы к слову?

12. Необходимое оборудование компьютер для поиска информации, книги, журналы.

13. Аннотация проекта:

Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Омонимы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме или парами. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания. Для успешной реализации проекта необходима четкая организация исследовательской деятельности детей.

14.Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные результаты-

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

  • сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;

  • сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты –

В ходе работы над проектом учащиеся научатся:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;

  • находить полезную информацию в словарях;

  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;

  • собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

  • оформлять страницу книги;

  • презентовать проект;

  • оценивать результаты работы;

  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какие слова окружают каждое слово?

Проблемные вопросы

Словообразование слова и его окружение.

15. Продукт проекта: странички книги.

16. Этапы работы над проектом

п/п

Этапы деятельности

Содержание работы

Сроки

1.

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.

Полученную информацию оформить на листах формата А -4.

8 октября

2.

2 этап.

Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение названия проекта.

2. Планирование .

— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

3. Сбор материала.

4. Оформление работы.

5. Защита.

8-9 октября

3.

3 этап.

Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.

12-14

октября

4.

4 этап.

Презентационный

4 этап. Презентационный

Представление и защита работ.

15-16 октября

5.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

16 октября

План работы над проектом

1этап. Подготовительный.

1Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.

Полученную информацию оформить на листах формата А — 4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение названия проекта.

2. Планирование.

— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

3. Сбор материала.

4. Оформление работы.

5. Защита.

3 этап. Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений.

4 этап. Презентационный

Представление и защита работ.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Урок по окружающему миру «Рассказ о слове».

  2. Работа над проблемными вопросами.

  3. Распределение работы обучающихся по проекту.

  4. Оформление презентаций и выступлений к проекту: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»

Обучающиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего обучающиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу и подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как страницу книги.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ О СЛОВЕ (образец)

Произносим _______________

Записываем _______________

1.Лексическое значение слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Однокоренные слова: _______________________________________________________

3. Синонимы: ________________________________________________________________

4. Антонимы: ________________________________________________________________

5. Фразеологизм _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Сочетаемость слова: _________________________________________________________

7.Пословицы: ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Загадки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Предложения со словом :

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРОЕКТ «РАССКАЗ О СЛОВЕ СВЕТ»

Выполнила :

Обучающаяся 3 «Б» класса

МБОУ БСОШ

Кумицкая Кристина

СВЕТ

1.Лексическое значение слова:

1.Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым.

2.Источник освещения.

3.Рассвет, восход солнца.

2.Однокореные слова: Свет, светило, засветит, светильник, светофор, рассвет, светец, светик.

3. Синонимы: свет, источник, осветление.

Антонимы: свет – тьма.

Фразеологизм:

Свет в окошке – только это радует.

Ни свет, ни заря – очень рано до рассвета.

Пролить свет – разъяснить.

Чуть свет – самый ранний, утром, когда начинает светать.

4. Сочетаемость слова: дневной, яркий, солнечный, тусклый, прозрачный, красный, (свет).

5. Пословицы.

Ученье — свет, не ученье — тьма.

Свет не без добрых людей.

Загадки.

1. Рано белое суконце

Лезет утром к нам в оконце.

2. Не стукнет, не брякнет,

А в окно войдет.

6. Предложение с этим словом.

Солнечный свет.

Растаял туман, шатёр голубой,

И солнца свет, как моря прибой,

Хлынул на наши просторы:

Залил реки, поля и леса;

Засверкала алмазом роса;

Забелели снежные горы.

Он и в души наши проник,

Там росток печали поник;

Счастье, как заря, заалело;

И жизнь улыбнулася нам,

На горе всем нашим врагам;

Напрасно сердце

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.

В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, работали с орфографическими словарями и словарями синонимов, антонимов, омонимов и фразеологических, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.

ВЫВОД:

В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.

В начальной школе учащиеся изучают много тем, связанных со словом и его описанием. В некоторых программах, например «Школа России» в 3 классе, учитель предлагает ученикам выполнить проект по русскому языку «Рассказ о слове». Форма проекта может быть любой. Чаще всего ребята выполняют этот проект в виде презентации, но это может быть и сообщение и даже исследовательская работа.

Разберемся, что представляет собой этот проект. Посмотрим, какие моменты необходимо учесть при его выполнении.

Проект Рассказ о слове 3 класс

Как составить рассказ о слове в 3 классе План

Вот основные пункты плана, по которым должен выполняться этот проект по русскому языку.

  1. Орфография или правописание слова
  2. Лексическое значение
  3. Однокоренные слова
  4. Синонимы
  5. Антонимы
  6. Фразеологизм
  7. Сочетаемость слова
  8. Пословица или поговорка
  9. Загадка
  10. Предложение с этим словом

В проекте могут быть опущены некоторые пункты плана, но учащиеся могут добавить в проект что-то интересное о слове от себя. Это в любом случае дает возможность учителю поставить ученику пятерку. При выполнении проекта о слове, ученик должен использовать дополнительную литературу. Это могут быть специальные словари, энциклопедии, книги по фольклору.

На страничках нашего сайта вы можете найти нужные пословицы, поговорки и загадки.

Пример проекта «Рассказ о слове» для 3 класса

Рассказ о слове — МОРОЗ

  1. Мороз
    произносим — [марос]
    записываем — мороз.
    Проверочное слово для последней буквы (мороЗ – мороЗы)
     
  2. Лексическое значение слова
    МОРОЗ — Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°). Холодная, зимняя погода
    Мороз – это холод, стужа, при которой вода замерзает, а столбик термометра опускается ниже нуля. (Толковый словарь В.И. Даля)
     
  3. Однокоренные слова: морозище, морозный, морозить, морозный,  заморозить, заморозок, морозец, морозильник, морозко, приморозить, подморозить, мерзлая.
     
  4. Синонимы.
    Мороз — холод, стужа, стужа, колотун (разговорный)
     
  5. Антонимы. 
    Мороз — жара, мороз — зной.
     
  6. Фразеологизм.
    Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идет). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.
     
  7. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские… (морозы).
     
  8. Пословица.
    Мороз невелик, а стоять не велит.
    Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
    Сошлись два друга – мороз да вьюга.
     
  9. Предложения с этим словом.
    Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)
     
  10. Загадка.

    Все его зимой боятся –
    Больно может он кусаться.
    Прячьте уши, щёки, нос,
    Ведь на улице …  (мороз)

    Чьи рисунки на окне,
    Как узор на хрустале?
    Щиплет всякого за нос
    Зимний дедушка …  (мороз)

«Рассказ о слове»
Мороз

Рассказ о слове — ДОБРО

  1. Слово ДОБРО
    произносим [ д а б р о ],
    записываем — добро
     
  2. Лексическое значение слова:
    Добро — все положительное, хорошее, полезное.
     
  3. Однокоренные слова:
    добряк, доброта, добродетель.
     
  4. Синонимы: благо, гуманность, сердечность.
     
  5. Антонимы: добро — зло.
     
  6. Фразеологизм:
    Доброе сердце (о добром, отзывчивом человеке).
    Дать добро (разрешить что-то делать, одобрить какое-либо начинание).
     
  7. Сочетаемость слова: бескорыстное, душевное.
     
  8. Пословица:
    Добро помни, а зло забывай!
    Добра на худо не меняют.
     
  9. Загадка:

    Его не скушаешь, но вкус его сладок!
    Его не видишь, но вид его приятен!
    Оно может быть близко, если ты веришь в это!

    Оно рядом, но его не потрогаешь! (Добро)

  10. Предложения с этим словом:
    Добро всегда побеждает зло.

Надеемся, эти варианты проектов Рассказ о слове, помогут вам сделать отличную презентацию или сообщение.

Комментировать

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

План урока:

  • 1 Задание из учебника
  • 2 План работы
  • 3 Выбор слова
  • 4 Рассказ о слове «ветер»
    • 4.1 Как пишем и как произносим?
    • 4.2 Лексическое значение
    • 4.3 Однокоренные слова
    • 4.4 Синонимы
    • 4.5 Антонимы
    • 4.6 Фразеологизм
    • 4.7 Сочетаемость слова
    • 4.8 Пословица
    • 4.9 Загадка
    • 4.10 Предложение
  • 5 Пример оформления проекта
  • 6 Информация про другие слова
    • 6.1 Утро
    • 6.2 Обед
    • 6.3 Вопрос
    • 6.4 Красота
    • 6.5 Свет
    • 6.6 Чистота

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Презентация для начальных классов «Проект по русскому языку. Рассказ о слове»

  • Что мы можем рассказать о слове? Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово мороз.

1. Лексическое значение слова:
Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°).
Холодная, зимняя погода.

2. Однокоренные слова: мороз, морозец, морозище, морозный, морозить.

3. Синонимы: мороз, холод, стужа.
Антонимы: мороз — жара, мороз — зной.
Фразеологизм: Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идёт). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.

4. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские… (морозы).

5. Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит.
Загадка. Без рук рисует, без зубов кусает.

6. Предложения с этим словом.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)

Составьте и вы такую же страничку с каким-либо словом. Проиллюстрируйте свою страничку. Расскажите о выбранном вами слове в классе.

заря

Произносим: [зар’а]
Записываем: за
ря (словарное слово).

Многозначное слово.

1.

Лексическое значение слова
заря:

1. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2. Время появления на горизонте этого освещения.

3. (перен.)

Начало, зарождение, ранняя пора чего-либо (обычно приятного, радостного, желанного).

4. (военн. (также зоря))

Военный сигнал на барабане, горне или трубе в часы подъёма и при отходе ко сну.

5. (военн.)

воинский церемониал.

6. (ботан. (также зоря))

Род многолетних травянистых растений семейства зонтичных с желтоватыми цветками; любисток.

Прямое значение:
На востоке занималась новая заря.
Переносное значение:
На заре истории — киммерийцы, скифы и сарматы.

2.
Однокоренные слова:
заря, зарница, зарничный, озарить, озарённый, заревой, зарянка.

3.

Синонимы:
рассвет, спозаранку, до росы.
Антонимы:
поздно, закат.
Фразеологизмы:
ни свет ни заря
(очень рано утром), от зари до зари
(с раннего утра до позднего вечера).

4.
Сочетаемость слова:
утренняя, вечерняя, румяная, алая, багровая… (заря)

5.

Пословицы:

Заря золотом осыплет.
Какова вечерняя заря, таков и другой день.
Зарю проспать, рубахи не достать.

Загадка:

Красная девица в зеркало глядится. (Заря)

6.

Предложения с этим словом.

Чуть брежжит бледная заря, —
Слежу мелькания снежинок. (А. Блок)

Я вижу край небес в дали безбрежной
И ясную зарю. (З. Гиппиус)

Небо широкое, широкое.
Смотрит заря утомлённая. (З. Гиппиус)

Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.

«Слово «Добро»»

Слово «Добро»

Выполнил: ученик 3А класса Егор Зирне

Учитель: Т.А. Гриц

ДОБРО

Произносим

Записываем

д о
бро ́

  • Добро – все хорошее, положительное, все что приносит счастье, пользу. Доброе дело, поступок.
  • Добро – имущество, вещи, богатство.

Доброта, добряк, доброжелатель, добродушный, добровольный.

  • Синонимы: помощь, щедрость, благо, услуга, имущество, богатство, капитал.
  • Антонимы: добро — зло, добро – жестокость.
  • Фразеологизмы: Доброе сердце (добрый, отзывчивый человек). «Добро пожаловать!» (приветствие, одобрение прихода гостей).

Делать добро, помнить добро, искреннее добро, добро пожаловать, добро побеждает.

  • Сделаешь добро — добро найдешь.
  • Добро помни, а зло забывай!

Просмотр содержимого презентации

«Слово КОШКА»

Слово КОШКА

Выполнил: ученик 3А класса Лев Погорелов

Учитель: Т.А. Гриц

произносим

записываем

  • Хищное млекопитающее сем. кошачьих.
  • Домашний вид такого животного, а также мех его.
  • Самка домашнего кота.
  • Род железных шипов (или иных приспособлений), надеваемых на обувь для лазанья на столбы, по отвесным склонам.
  • Небольшой якорь (спец.).
  • В старину: ременная плеть с несколькими хвостами.

  • Кошечка
  • Кошатник
  • Кошатница
  • Кошачий
  • Кошкин

  • царапка
  • мурка
  • каракал

Антонимы

Антонимов к слову кошка нет

Фразеологизмы

  • Кошки на сердце скребут

(состояние беспокойства)

  • Играть в кошки-мышки

(соревноваться с заведомо неравным партнером)

  • Живуч как кошка

(выдержит любые испытания)

  • Носится как кошка с котятами

(заботится, опекает)

  • Дикая кошка
  • Лесная кошка
  • Степная кошка
  • Домашняя кошка
  • Живучая кошка
  • Драная кошка

Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днем спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит.

Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.

Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.

Мохнатенькая, Усатенькая, По кладовкам рыщет, Сметанку ищет.

Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки.

Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.

Предложения

  • Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.

Сергей Есенин

Просмотр содержимого презентации

«Слово СМЕХ»

Рассказ о слове смех

Выполнил: ученик 3А класса

Бабич Дмитрий

Учитель: Т.А. Гриц

г. Красноярск

СМЕХ

Смех

  • записываем: СМЕХ
  • произносим: С
    М
    ,
    Э
    Х

  • 1) Смех
    — короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье
    , радость
    , удовольствие
  • 2) Смех
    — нечто смешное, достойное насмешки
  • 3) Смех
    — невольное, гласное проявление в человеке чувства
    веселости, потехи, взрыв
    веселого расположения духа

смешной

смешить

смешливый

смешарики

насмешка

усмешка

смехотерапия

смехопанорама

смехота

пересмешник

усмехнулся

рассмешить

смешинка

СМЕХ

гогот хихиканье

СМЕХ

Антонимы:

СМЕХ

Сочетаемость слов:

заразительный

внезапный

беззаботный

СМЕХ

Смех — не грех, коль приятен для всех.

Смех- смехом, а дело — делом.

Смехом сыт не будешь.

Смех силе брат.

И смех, и грех.

Загадки:

1) На волю рвётся, Свободно льётся, Преград не знает — Весёлый малый.

2) Что на всех языках звучит одинаково?

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

(И. З. Суриков)

Так они в драке и про хлеб-то забудут. Словом, смех, да и только!

(Николай Носов)

Просмотр содержимого презентации

«Слово СОЛНЦЕ»

Проект по русскому языку на тему: «Рассказ о слове»

ученицы 3 «А» класса

Чистовой Кристины

  • Произносим сонцэ
  • Записываем солнце

1. Солнце – раскалённое тело шарообразной формы.

2. Солнце- звезда.

  • Солнце — солнышко, солнечный, солнечно.

Синонимы Антонимы Фразеологизмы

Солнышко, светило, свет,

Антонимы:

Солнце- мрак

Солнце- тьма

Место под солнцем.(Право на жизнь, на существование)

  • Яркое, красное, жгучее, жаркое, жёлтое, раскалённое (солнце)

Пословица Загадка

Пословица

Худо лето, кода солнца нету.

Без него плачемся, а как появится,

от него прячемся.

Предложение с этим словом

Солнышко красно,

Гори- гори ясно!

(Е. Благинина)

Просмотр содержимого презентации

«слово соловей»

Рассказ о слове «СОЛОВЕЙ»

Подготовил Ромазанов Даниил, 3А класс

Учитель: Т.А. Гриц

  • произносим
  • [салав»`эй»]
  • записываем
  • с
    о

    лов
    е

    й

  • соловей
    — род птиц из отряда воробьинообразных.

Соловушек, соловушка, соловейка,

соловеюшка или соловейчик,

соловчик, соловьишка

Фразеологизм

«Разливаться соловьем
».

Красноречиво рассказывать

о чем-то малозначительном.

  • Голосистый, певучий, громкоголосый, соловей — разбойник.

Пословицы и загадки

Синица в руках лучше соловья
в лесу.

Слово
молвит — соловей
поет.

Ласточка весну начинает, соловей
кончает.

Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился…

  • «Целый вечер в саду рокотал соловей, И скамейка в далёкой аллее ждала, И томила весна… Но она не пришла, Не хотела, иль просто пугалась ветвей.»
  • Николай Гумилёв

Берёза- берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый, подберёзовик. Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. Берёза- берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый, подберёзовик. Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Берёза — дерево, березонька, ерник. Синонимы- это слова, которые звучат и пишутся по- разному, но имеют одинаковые значения. 1)День берёзовой каши. (выпороть, наказать розгами) 2)Заблудится в трёх берёзках. (это означает человек не смог разобраться в чём — либо простом) Берёза — дерево, березонька, ерник. Синонимы- это слова, которые звучат и пишутся по- разному, но имеют одинаковые значения. 1)День берёзовой каши. (выпороть, наказать розгами) 2)Заблудится в трёх берёзках. (это означает человек не смог разобраться в чём — либо простом)

ПРОЕКТ по русскому языку

Рассказ


о


слове


ОСЕНЬ

Выполнила ученица3 класса

Понизова Карина

Учитель Федорцова Елена Сергеевна

Рассказ о слове ОСЕНЬ

Произносим ос и нь

осень

Записываем осень

    Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2.Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова:
осень

,
осенний, осенняя, осенние

3. Синонимы:
чернотроп, бабье лето, сезон

4. Антонимы:
весна

5. Фразеологизм:
Осень на носу.

Хотя ещё стоят солнечные дни, однако солнце греет уже не очень жарко, потому что оно не поднимается так высоко, как летом. А чем солнце ниже над землёй, тем становится холоднее. И скоро станет совсем холодно.

Осень на носу

Сказала мама Славке:

Холодно в лесу!

Надень под куртку шарфик.

Ведь осень на носу!

А Славка – дошколенок

Задумался всерьез:

Оранжевая осень

На чей уселась нос?”

Забрёл мальчишка в ельник

Увидел там козу,

Но признаков осенних

Не встретил на носу…

Вверху заметил дятла –

Краснел среди берёз.

Нет, осень сядет вряд ли

На этот чудо – нос…

Вдруг телка: “My – у!” за елкой…

И Славку ждал сюрприз –

Увидел: к носу тёлки

Прилип осенний лист!

Мальчишка крикнул: “Осень

На телкином носу!!!

Сниму я листик с носа

И маме отнесу! /Елена Кай/

6. Сочетаемость слова:
листик, ветер, ковер, день (Осенний)

7.Пословицы
: Как лето со снопами, так и осень — с пирогами.

От осени к лету назад поворота нету.

Весна и осень — всё на дню погод восемь.

Вешний дождь растит, а осенний гноит.

Весна красна цветами, а осень снопами.

8. Приметы
: Сырое лето да теплая осень — к долгой зиме.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Если осенью паутина стелется по растениям — это к теплу.

Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто — готовься к суровой зиме.

Как в лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая.

Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.

Много желудей на дубу уродилось — к лютой зиме.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

9 Загадки:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я — …

(Осень)

Листья падают с осин,

мчится в небе острый клин.

(Осень)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я — …

(Осень)

8. Стихи об осени:

Осень

3. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый

Утешает осень: — Не жалейте лето!

Посмотрите — роща золотом одета!

9.Предложение со словом ОСЕНЬ:
Одевайся потеплее, ведь осень на носу.

записываем собака

Лексическое значение слова.

1) Домашнее животное семейства псовых.

2) Названия хищных млекопитающих семейства псовых.

3. О злом, грубом человеке.

4. Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек.

Однокоренные слова:
собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение…

Фразеологизмы:

Собаку съесть (человек многое повидал и испытал).

Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое).

Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).

Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).

Синонимы:
пес

Сочетаемость слова:
служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака)

Пословицы и поговорки:

Всякая собака на своем дворе хозяйка.

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.

Собака – друг человека.

Каждая собака в своей шерсти ходит.

Собака на того не лает, чей хлеб ест.

Не дразни собаки, и лаять не станет.

Собака кусает не для сытости, а для лихости.

Каков хозяин, таковы у него и собаки.

Загадки:

1. Заворчал живой замок, 2. С хозяином дружит,

Лёг у двери поперек. Дом сторожит,

Две медали на груди — Живёт под крылечком,

Лучше в дом не заходи. А хвост колечком.

3. Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная

6. Предложения про собак:

Стихи.

Собаку держать — это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

«Весь день мастерил и построил — Ура!

Готова собачке моей конура».

Во сне напрягаются тёплые лапы,
И ухо чуть-чуть шевелится…
На наших коленях уснула собака:
Ей больше нигде так не спится!

Предложения.

Собака – помощник и друг человека.

Охотничья собака поймала зайца.

Я люблю свою собаку!

  • Рассказ о слове победа 3 класс
  • Рассказ о слове пейзаж
  • Рассказ о слове паровоз
  • Рассказ о слове пальто
  • Рассказ о слове орех проект по русскому языку 3 класс