Рассказ о слове проект для 3 класса ветер

Разбор слова «Ветер»

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Бадмаев В.Б. 1


1МКОУ «Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева»

Насунова Т.В. 1


1МКОУ «Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Как часто мы произносим слова и как мало значения мы им придаем. Каждое слово в русском языке наполнено смыслом, а многие слова имеют несколько значений. В нашем классе проходила акция «Узнай больше!», во время которой всем ученикам было задано собрать как можно больше информации о том или ином слове, и мне было поручено подготовить информацию о слове «Ветер». До работы с этим словом я не задумывался о том, что можно так много интересного рассказать о хорошо знакомом слове. Теперь мне хочется поделиться полученными знаниями, рассказать о том, как бывает увлекательно ставить перед собой хотя бы маленькую цель и самому ее добиваться.

В данном случае моя цель – достичь умения сформулировать свою мысль и доступно изложить ее своим сверстникам. В последнее время школьники практически перестали общаться друг с другом, затрудняются выразить свою мысль, мало читают. Явно, что чем богаче речь, тем эффективнее общается человек. Актуальность работы заключается в необходимости обогащать словарный запас школьников. Считается, что современный взрослый использует около 100 000 слов, а школьники в возрасте до 12 лет накапливают около 3500-4000 слов. Но ведь рождается человек без словарного запаса вообще – его нужно выучить и постоянно пополнять. Таким образом определились следующие задачи:

пополнить словарный запас;

улучшить память;

активизировать мыслительные процессы;

развить умственные способности;

усовершенствовать коммуникативные навыки.

Моя исследовательская работа основана на материалах учебника русского языка для 3 класса авторов Канакиной В.П. и Горецкого В.Г. [6], в котором авторы дали пример разбора слова; материалах толковых словарей Даля С.И.[5], Ожегова В.И.[8], Ушакова Д.Н.[12] с подробным описанием слова «Ветер» и интересными примерами; универсального словаря Соболевой О.Л. [10], в котором легко и доступно для школьников изложен материал.

В своей работе я собрал материал о слове «Ветер» из разных источников и попытался создать интересную статью для классного словаря.

2. Общие сведения об исследуемом слове

Статьи в толковых словарях обычно начинаются с форм слова в единственном и множественном числах, слово изменяется по падежам, склонениям или спрягается. Я не буду отступать от традиций и приведу следующие формы слова:

Ветер, им.п. ед.ч.,- ветра, р.п. ед.ч.- ветру, д.п. ед.ч., — ветер, в.п. ед.ч., — ветром, пт.п. ед.ч., — о ветре, п.п. ед.ч.

Ветер, ед.ч.,- ветры, мн.ч.

Ветры, им.п. мн.ч., — ветров, р.п. мн.ч., — ветрам, д.п. мн.ч., — ветры, в.п. мн.ч., — ветрами, т.п. мн.ч., — о ветрах, п.п. мн.ч.

2.1. Фонетический разбор слова

Слово «Ветер»

произносим в’[э]т’[и]р записываем «ветер»

2.2. Лексическое значение слова

По толковому словарю Ожегова Сергея Ивановича дается следующее определение слова: движение, поток воздуха в горизонтальном положении [8].

Даль Владимир Иванович дает следующее понятие слова «Ветер, ветр» м. — движение, течение, теча, ток, поток воздуха [5]

Ушаков Дмитрий Николаевич вывел следующее понятие: Ветер — движение потока воздуха [12].

Пример: Какой холодный ветер!

2.3. Однокоренные слова

Ветреный — ветреный день

ветряной — ветряная мельница, ветряной двигатель

ветряный — ветряная оспа

ветровой – ветровое стекло

ветерок – легкий, слабый ветер

ветрище – сильный, мощный ветер

ветрогон – газы в животе [10]

2.4.Синонимы слова

Слово «Ветер» имеет множество синонимов в зависимости от интенсивности его движения, местонахождения и др. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветрища: ветерок, ветерочек, ветерец, ветришка; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный, вондулук; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь или заверть, т. е. круговой. По направлению вообще, ветры именуются странами света. На устьях рек, принято вообще два главных вида ветров: морской, моряна, нагон, назовой, и береговой, матерой. [1]

Приведу свои варианты синонимов, различающиеся скоростью, направлением и интенсивностью движения: сквозняк, ураган, бриз1, мистраль2, буря, зефир3, муссон. Пример: На крыльях зефира.

2.5. Антонимы слова

Антонимов слова не так уж и много. Вот несколько примеров, которые можно привести: штиль, затишье, безветрие, духота. Все эти слова свидетельствуют об отсутствии движения или потока воздуха [4].

2.6. Фразеологизмы слова

Эта часть работы вызвала у меня большой интерес. На мой взгляд, это самая интересная глава в работе со словом. Я часто слышу разные фразеологизмы, но бывает, что не могу понять смысл фразы. В случае со словом «Ветер» все оказалось гораздо проще, так как возникают ассоциации с чем-то непостоянным, движущимся, меняющимся, неустойчивым. Наиболее яркие примеры я заметил в словаре Ожегова С.И. [8]:

Каким ветром занесло? (перен.: то же, что какими судьбами?).

Держать нос по ветру (перен.: приспосабливаться к обстоятельствам; разг. неодобр.).

Ищи ветра в поле (о бесполезных поисках исчезнувшего).

Откуда (куда) в. дует (также перен.: беспринципно применяясь

к обстоятельствам, к чужим мнениям, взглядам; разг.).

Ветер перемен (перен.: о свежих, новых веяниях в общественной жизни; книжн.).

Бросать слова на ветер — говорить что-н. безответственно, не подумав.

Следующие примеры я собрал из разных источников: художественной литературы, кинофильмов, песен, из устной речи:

Ветреный человек – ненадежный, часто меняющий свое мнение человек.

Прокатиться с ветерком — ехать очень быстро.

Ветер в голове – легкомысленный, безответственный человек.

Как ветром сдуло – будто исчез, быстро исчезать или уходить, покидать.

Ветер в кармане – пустота в кошельке.

Один как ветер в поле – совершенно одинок, одинокий человек.

Попутный ветерок – удачно сложившиеся обстоятельства, удача.

Промчаться как ветер – очень быстро.

2.7. Сочетаемость слова

В зависимости от сочетаемого слова с исследуемой лексической единицей меняется значение слова. Слово «Ветер» чаще всего сочетается со следующими прилагательными [12]:

Холодный

Сильный

Шквалистый

Порывистый

Слабый

Теплый

Пронизывающий

Пронизывающий

Попутный

Прохладный

Ласковый

Тихий

Вольный

Легкий

2.8. Предложения с исследуемым словом

Ветер,Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе. [9]

Дуйте, дуйте, ветры, в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пирожки. [7]

2.9. Пословицы, поговорки, загадки

Особенность русского языка заключается в том, что он богат разнообразием форм слова, иносказаниями, сочетанием слов, присутствием диалекта. Свой отпечаток в истории и развитии языка оставил русский фольклор и поэтическое творчество народа. Русский язык богат пословицами, поговорками:

Ветра в рукавицу не поймаешь;

За ветром в поле не угонишься;

Ведром ветра не смеряешь;

Ветром море колышет, молвою – народ;

Ветры горы разрушают, слово народы подымает;

Куда ветер, туда и пламя;

Ветер подует – следы заметет;

Кто сеет ветер, пожнет бурю;

Ветряная мельница да баба-бездельница – мелет без устатку;

Ветер кручины не развеет;

а также загадками:

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет

Гуляю на воле,

летаю в поле

Кручу, бурчу,

знать никого не хочу

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю.

Без рук, без ног, под окном стучится, в дом просится.

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

Выше лесу, тоньше волосу.

2.10. Стихотворение

Увлекшись работой над словом «Ветер», я встретил замечательное стихотворение Агнии Барто «Как Вовке ветер помог» [2], которое я не могу не включить в свою работу. Это стихотворение лучше всего олицетворяет явление природы, ведь я уже даже не сомневаюсь, что ВЕТЕР – это нечто живое:

«Как Вовке ветер помог»

Листья… листья…

Листопад…

Не расчистить

школьный сад.

Листья… листья на пути,

На площадке – листья,

И площадку размести

Вышли футболисты.

Только листья разметешь,

Только станет чисто,

Вновь летят как желтый дождь

Листья, листья, листья.

Ветер, листьями шурша,

Провожает лето.

Вовка – добрая душа

Громко крикнул ветру:

Ты зачем ребят подвел?

Как теперь играть в футбол?

Ты бы сам листву подмел!

Только Вовка попросил –

Ветер дунул что есть сил,

Смел листву с площадки,

Все теперь в порядке.

3.Заключение

Выполнив домашнее задание по учебнику русского языка [6], я подготовил к уроку презентацию своей работы. Было заметно, что ребятам очень интересно. Мое предложение создать классный словарь исследованных слов в начальной школе поддержал весь класс. У каждого есть информация, которой хочется поделиться. Классный словарь поможет нам сохранить наши работы и послужит методическим пособием не только нашему учителю. Данную исследовательскую работу можно применить в качестве материала на уроках русского языка, а также слова из отдельной главы легко запомнить и использовать как способ для улучшения памяти.

Приятным дополнением к тому, что я узнал много интересного о слове «Ветер», стало то, что я действительно пополнил свой словарный запас, мне довелось много выступать с докладами перед своими одноклассниками, а теперь я готовлюсь к школьной конференции. В целом моя самооценка повысилась, мне стало легче первым обратиться к кому-либо и лаконично выразить свою мысль.

Я уверен, что осталось еще много секретов о слове «Ветер», я их обязательно раскрою.

Список использованной литературы:

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.М., 1975

Барто А.Л. Вовка – добрая душа.: Облака, 2015

Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник, — СПб., 1998

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка, — Ростовн/Д, 1995

Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка.: Абрис/ОЛМА, 2018 г.

Канакина В.П., Русский язык. 3класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2015

Маршак С.Я. 200 самых любимых стихов С. Маршака.: АСТ, 2013

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов.: Мир и образование, 2018 г.

Пушкин А.С. Ветер по морю гуляет.: Малыш, 1976

Соболева О.Л. Универсальный словарь русского языка: Начальная школа.: АСТ-ПРЕСС, 2004

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1978

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.: Славянский Дом Книги, 2017 г.

Приложение 1

Презентация «Разбор слова «Ветер»»

1 Бриз — бриза, м. (фр. brise) (мор.). Легкий ветер.[у]

2 Мистраль – Северо-западный сухой и холодный ветер в южной Франции.[у]

3 Зефир — Приятный и мягкий ветер (поэт. устар.). [у]

Просмотров работы: 514

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


3

Как написать рассказ о слове ветер по плану?

Как сделать проект по русскому языку для 4 класса «Рассказ о слове ветер»?

Лексическое значение слова.

Однокоренные слова.

Синонимы.

Антонимы.

Фразеологизм.

Сочетаемость слова.

Пословица.

Загадка.

Поговорка.

Предложения с этим словом.

5 ответов:



3



0

Рассказ о слове ветер, 3, 4 класс

1). Лексическое значение прописано в толковых словарях, поэтому возьмем любой толковый словарь и найдем это слово. Например, из словаря Ожегова:

1TBmpWv6acpp59LN8mfy60OcPNpa80Xq.png

2). Однокоренные слова, это слова с корнем ВЕТЕР//ВЕТР:

ветровой, ветерок, ветрище, обветренный.

3). Синонимы:

вихрь, буря, ветрило, дуновение, смерчь, торнадо, суховей, ураган, циклон, ветрище.

4). Антонимы:

штиль, безветрие, тишина.

5). Фразеологизмы со словом ветер:

2ff6pRNFs3j8LjruPglJvbKxOif275.png

6). Сочетаемость слова:

легкий ветер, попутный ветер.

7). Пословицы, загадки, поговорки со словом ветер:

Из словаря Даля:

CF5Bq46xhZAFe96zTvKvy6vnUgVgw.png

8). Примеры предложений со словом ветер:

Хотя ветер ночью был не сильный, у соседа замело снегом окно.

Попутный ветер помог студентам нашего института занять 1 место.



3



0

1) Лексическое значение смотрим в любом словаре или пытаемся сформулировать своими словами. Я бы определила ветер как сильное или слабое движение воздушных масс.

2) Выделим корень: ветер/ветр и подберем однокоренные слова: ветряные (мельницы), ветрянка (болезнь), ветрюга (сильный ветер, разговорное).

3) Синонимы: сирокко (так называют жаркий ветер в Италии), муссон, вихрь.

4) Антонимы: безветрие, штиль.

5) В качестве примера фразеологизма подойдут: ветер перемен, унесенные ветром.

6) Слово ветер сочетается с прилагательными: сильный, переменчивый.

7) Пословица (моя любимая):

uNcyYeeeFA62qU8QAAjzwHW86itenQE.png

8) Загадка:

OAPiLbGeHfV1rpfxMhkZmBJQqOgP20mu.png

9) Поговорка:

PLNuSP6snXBKWEhP8GSiZP0HSG5KHC90.png

10) Со словом ветер можно придумать такое предложение: Сильный порыв ветра сломал высокое дерево.



2



0

Сперва немного расскажем о ветре. Ученые называют ветер просто потоком воздуха, то есть это движение воздушных масс. Таково лексическое значение этого слова. Его корнем будет морфема ВЕТЕР, и однокоренными словами Ветреный, Безветренный, Поветрие, Ветерок, Ветрище.

Синонимы слова Ветер — ветерок, ветрище, дуновение, порыв, вихрь.

Антонимы: тишь, гладь, штиль, безветрие

Со словом ветер можно составить много сочетаний, например приятный ветер, холодный ветер, жаркий ветер, сильный ветер, слабый ветер и другие.

Предложения со словом ветер:

Подул сильный ветер и последние листья облетели с деревьев.

С утра задувал ветер и гремела крыша.

Теперь обратимся к проекту «Рассказ о слове ветер», который лучше выполнить в виде презентации, для которой могут быть использованы следующие картинки:

­<wbr/>

![][7­<wbr />]



2



0

Делали такой Проект «Рассказ о слове» по русскому языку (с.72 учебника Горецкого по русскому языку в 3 классе) со старшим сыном, только для слова солнце.

Проект «Рассказ о слове ветер» делается аналогично — на тетрадном листе или листе А4 на выбор, приведу пример:

ВЕТЕР — произносим ветер, записываем ветер (не забываем проставить ударения).

Лексическое значение слова:

  1. Поток воздуха
  2. Перемены (ветер перемен)

Однокоренные слова: ветреный, ветряной, ветерок, заветренный, подветренная, безветрие.

Синонимы: буря, вихрь, смерч, ураган, борей.

Антонимы: затишье, штиль, безветрие.

Фразеологизмы: ветер перемен, ветер в голове, бороться с ветряными мельницами, деньги на ветер

Сочетаемость слова: сильный, шквалистый, порывистый, осенний, летний, пронизывающий.

Пословицы о ветре:

Загадки про ветер

I7xmPEv8FT1ZKAOXHzEMZSIVkUyj.png

Предложения со словом ветер:

hbaWoUkHVAoXTa0UDfdAyr3icmAvhzA.png

В конце проекта надо сделать рисунок



2



0

Рассказ и проект по русскому языку для 4 класса «Рассказ о слове «ветер»:

Слово «ветер» с лексической точки зрения — это движение воздушных масс.

Ветер — имя существительное, пишем — ветер (ударение на первую «е»), произносим, как [В’ЭТ’ЭР]

Однокоренные слова: ветровой, ветерок

Синонимы к слову ветер: ураган, шторм, вихрь.

Антонимы к слову ветер можно подобрать: штиль, тишина.

Фразеологизмов про ветер придумано очень много, можно взять за пример один очень распространенный: «ищи ветра в поле» — т.е. человека не найти, непонятно куда он исчез.

Слово «ветер» сочетается со многими словами, в основном это прилагательные: сильный, теплый, страшный, летний, колкий и т.д.

Пословиц о ветре написано очень много: куда ветер — туда и пламя.

Загадки, где отгадками будет слово «ветер»: Без рук, без ног, по свету рыщет, поет, танцует, свищет

.

Поговорка о ветре: Кто сеет ветер, тот пожмет бурю

Предложения со словом ветер: Сегодня очень сильный ветер, урок физкультуры будет в зале.

Читайте также

Если Вы уже оплатили какую-то сумму и ждете ответа от админов, то думаю что скорее всего проект лохотрон. Во всяком случае в большинстве проектов так делают. Как получат деньги, так пропадают. В лучшем случае сообщат, что по не зависящим от них причинам что-то «пошло не так»… А в худшем, они просто создавали проект для того чтобы по-немногу (а бывает и по-многу) собрать с людей деньги, а потом закрыться. Таких проектов я за 4 года столько повидала и столько денег потеряла, что просто сделала вывод что в них лучше не лезть. Даже если «хороший проект» и существует с …года, никогда никого не обманул и всем непременно выплачивает — я уяснила себе что все проекты рано или поздно прекращают свое существование. Они все по сути пирамиды. Только какой-то проект в большей степени, какой-то в меньшей. Да и те кто первым вошел, как правило набрав кучу денег с рефералов — забирают свои деньги и уходят с проекта, и тогда проект разваливается. А те, кто чуть позже и совсем поздно вошел, остаются ни с чем.

У меня, к сожалению, нет таких талантов, которые требуются, чтобы победить в этом конкурсе). Правда, я не смогу преодолевать препятствия, не соответствую своей физической подготовкой). Возможно, то, что я могу делать хорошо, не принесет ожидаемого Рамзаном Кадыровым результата. То есть я реально оцениваю свои возможности и честно об этом вам говорю).

**

Теперь — почему я бы пошла в проект «Команда». Кстати, Кадыров говорит, что это не его «Команда», а команда его отца, которого он очень почитает. Я знаю, что Кадыров сделает, действительно, всё, чтобы человек, который в этом конкурсе выиграет, имел все условия для жизни и работы. Он и его семья будут обеспечены благоустроенным жильем. У него будет возможность реализовать свои проекты. И тем самым сделать жизнь в Чеченской республике (а может быть, и в России) лучше для простых граждан. К тому же это шанс для данного победителя реализовать себя, как творческую личность, свои здоровые амбиции, получить новый смысл жизни. Чем плохо? Ничем. Только сплошной позитив.

Я вообще люблю людей деятельных и активных делами, а не словами. Рамзан Кадыров именно такой. Он очень многое умеет делать сам. Он близок к своему народу. Он патриот — а это сейчас очень важно! И он умеет заряжать своей энергией. Я желаю Рамзану Ахматовичу успехов во всем и крепкого здоровья!

На Первом канале с 04 июля 2016 года запущено реалити — шоу «Это я».

Участие в проекте принимают обычные женщины, которые захотели рассказать о себе и о своей жизни. Они просто взяли видеокамеру и начали снимать в режиме селфи себя и своих близких.

В шоу на сегодня участвуют восемь героинь. Кто — то из них может добровольно покинуть шоу, тогда ее место может занять новая участница, которая заполнит анкету на сайте Первого канала и будет отобрана для дальнейших съемок.

  1. Анастасия Назарова, 51 год, предприниматель, разведена, имеет двоих дочерей.
  2. Наталья Коротовских, 38 лет, решилась родить без мужа.
  3. Аня Яшина, 33 года, красивая и успешная, но не может найти себе мужа.
  4. Ада Маркова, 32 года, любит эпатаж, третий раз замужем, не может родить ребенка.
  5. Кристина Апаткина, 29 лет, безработная, ищет себе интересную работу и будущего мужа, одна воспитывает дочь.
  6. Марина Федяева, 28 лет, домохозяйка, видеоблогер, замужем, не довольна отношениями с мужем.
  7. Яна Кашина, 23 года, стюардесса, имеет множество поклонников, но не может выбрать своего единственного.
  8. Женя Будалова, 22 года, тайно встречается с бывшим женихом, который бросил ее накануне свадьбы.

Подробнее о каждой героине можно узнать здесь.

У Кристины и Олега роман какой-то вялый, хотя они оба интересные участники. Мне кажется, что все дело здесь в том, что каждый из них привык к ухаживаниям, вот и ждут, что другой будет за ними ухаживать. Олег пригласил Кристину на остров, она рассчитывала, что он будет уделять ей внимание и всячески ее завоевывать. Олег же решил, что Кристина приехала, чтобы его добиваться. То есть они как-то искусственно оказались вместе в силу обстоятельств. У них есть друг к другу симпатия, но чувствами там и не пахнет. Как только появится возможность строить отношения еще с кем-то, они расстанутся.

  1. дом-3 это другая история
  2. дом -2 это как бы «второй дом » зачем третий ?
  3. когда у участников вырастят дети и они там же будут строить любовь
  4. когда Венцеслав убирет порчу
  5. когда у Бородиной будет борода
  6. когда Родители участников приедут а мест не будет и сделают дом-3 . Построй свой загородный дом .
  7. даже не знаю

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

План урока:

  • 1 Задание из учебника
  • 2 План работы
  • 3 Выбор слова
  • 4 Рассказ о слове «ветер»
    • 4.1 Как пишем и как произносим?
    • 4.2 Лексическое значение
    • 4.3 Однокоренные слова
    • 4.4 Синонимы
    • 4.5 Антонимы
    • 4.6 Фразеологизм
    • 4.7 Сочетаемость слова
    • 4.8 Пословица
    • 4.9 Загадка
    • 4.10 Предложение
  • 5 Пример оформления проекта
  • 6 Информация про другие слова
    • 6.1 Утро
    • 6.2 Обед
    • 6.3 Вопрос
    • 6.4 Красота
    • 6.5 Свет
    • 6.6 Чистота

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Презентация по русскому языку на тему «Слово и его лексическое значение. » Значение слова ВЕТЕР

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Презентации
Автор:

Слайд 1РАССКАЗ О СЛОВЕ «ВЕТЕР» Выполнил: Закиров Шамиль, о бучающийся 3 «Г» класса МБОУ «Лицей № 83» Г. Казани Учитель: Маркина Алла Александровна
Слайд 2Ветер п роизносим [ в ’ э т ’ э р ] з аписываем вет е р
Слайд 3ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА В етерок, ветреный, обветренный
Слайд 4СИНОНИМЫ Вьюга, метель, бриз, буран, буря, вихрь, дуновение, зефир, смерч, тайфун, ураган, циклон, шторм Б езветрие, штиль. АНТОНИМЫ
Слайд 5ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Ветер в голове – ненадежный человек Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам Один, как ветер в поле – совершенно одинокий человек
Слайд 6СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ с ильный ветер, легкий ветер, крепкий ветер, попутный ветер
Слайд 7ПОСЛОВИЦЫ ЗАГАДКИ Не море топит корабли, а ветры. Ветер без крыльев летает. За ветром в поле не угонишься. Рук и ног у него нет, а всех трясёт и качает. Кто бежит по деревне, а собаки не лают? Кто зимой в трубе гудит?
Слайд 8ПРЕДЛОЖЕНИЕ Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана (А.С. Пушкин)

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 2.3 Mb
Количество скачиваний: 26

Скачать

Просмотров: 118

Похожие материалы

  • Презентация по окружающему миру на тему «Вода и её роль в природе» (3 класс)
  • Презентация по литературному чтению на тему «Проверь себя» /2 класс/
  • Презентация по познание мира на тему «Своя игра»
  • Презентация по окружающему миру на тему «Части растений» (2 класс)
  • Урок русского языка 2 класс Умк «Школа россии» тема «Имя существительное»
  • Конспект урока с презентацией по ИЗО «Рисование игрушечных зверей»
  • Презентация по русскому языку на тему «Правописание жи,ши» ( 2 класс)
  • Страницы истории 20-30-х годов. Презентация по окружающему миру для 4 класса к учебнику Плешакова
  • Синонимы, Омонимы, Антонимы — презентация по русскому языку
  • Презентация для классного часа на тему: «Молоко и молочные продукты» (1-2 класс)
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022

Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.

По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.

  • Рассказ о слове правда 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове посуда 3 класс
  • Рассказ о слове помидор 3 класс
  • Рассказ о слове поезд 3 класс
  • Рассказ о слове подарок