Рассказ о слове проект по русскому языку 3 класс белый

Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.

Про тот самый, который задают по русскому языку.

Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.

Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.

План урока:

  • 1 Задание из учебника
  • 2 План работы
  • 3 Выбор слова
  • 4 Рассказ о слове «ветер»
    • 4.1 Как пишем и как произносим?
    • 4.2 Лексическое значение
    • 4.3 Однокоренные слова
    • 4.4 Синонимы
    • 4.5 Антонимы
    • 4.6 Фразеологизм
    • 4.7 Сочетаемость слова
    • 4.8 Пословица
    • 4.9 Загадка
    • 4.10 Предложение
  • 5 Пример оформления проекта
  • 6 Информация про другие слова
    • 6.1 Утро
    • 6.2 Обед
    • 6.3 Вопрос
    • 6.4 Красота
    • 6.5 Свет
    • 6.6 Чистота

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

План работы

Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.

  1. Выбрать слово
  2. Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
  3. Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
  4. Подобрать однокоренные слова.
  5. Подобрать синонимы.
  6. Подобрать антонимы.
  7. Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
  8. Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
  9. Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
  10. Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
  11. Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
  12. Оформить проект.
  13. Проиллюстрировать проект.

Вот как! Целых 13 пунктов.

Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.

Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.

Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.

Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.

Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.

Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.

Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)

Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.

Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.

Все остальное в задании вроде как понятно.

Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.

Выбор слова

Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?

Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?

Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.

Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.

В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Лексическое значение

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Однокоренные слова

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимы

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Фразеологизм

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Сочетаемость слова

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

Пословица

А вот и наша «ветреная пословица»

Загадка

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Информация про другие слова

Утро

Пишем — «утро».

А произносим — «утр[а]».

Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.

Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».

Антонимами – «вечер» или «ночь».

В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.

Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.

А вот пословица с загадкой.

Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.

Обед

Пишем — «обед».

Произносим — [а]бе[т].

Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.

«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».

Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».

Антонимы – «завтрак», «ужин».

В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.

Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.

С предложением помог справиться А.П. Чехов.

Вопрос

Пишется — «вопрос».

Произносится — «в[а]прос».

Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.

«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».

Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».

Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».

Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.

С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.

В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.

Красота

Пишем — «красота».

Говорим — «крас[а]та».

Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.

«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».

Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».

Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».

Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.

Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.

Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.

Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.

Свет

Пишем — «свет».

Произносим — «свет».

Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.

«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».

Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».

Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».

Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.

Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.

Предложение из произведения всё того же Максима Горького.

Чистота

Пишем — «чистота».

Говорим — «чист[а]та».

Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.

«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».

«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».

«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».

Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.

Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.

Предложение из произведения Н.В. Гоголя.

Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.

Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.

Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:

  • Почему октябрь назвали октябрем?
  • Моя любимая буква «А»
  • Моя любимая буква «Б»
  • Проект «Живая азбука»
  • Почему сентябрь назвали сентябрем?

Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.

На сегодня все!

До новых встреч!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская СОШ

Исследовательская работа по теме:

«Рассказ о слове»

Учебный проект. Русский язык

Работу выполнили учащиеся 3 класса:

Ткаченко Дарина,

Татаринцева Яна,

Махмадиев Кирилл

Руководитель:  Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов

с. Парфёново

2014 г.

Содержание:

Страницы

  1. Введение ____________________________________                                         3
  2. Основная часть:

Рассказ о слове «Дождь» ________________________                                       4

Рассказ о слове «Жара» _________________________                                  4 — 5

Рассказ о слове «Дружба» _______________________                                        5

  1. Заключение __________________________________                                         6
  2. Список используемой литературы _________________                                       7
  3. Приложения:

Загадки о слове _______________________________

Стихи о слове _________________________________

Игры со словом _______________________________                                  8 — 10

Введение

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

     На уроках русского языка мы обращаемся к разным высказываниям знаменитых людей о языке и речи.  Так Лев Успенский писал: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли». Знамениты слова  Александра Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».  

    Сколько прекрасных слов в русском языке!  Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и  светом  лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!    Мы так привыкли к словам…  Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух.

   Но как часто мы замечаем за собой и своими одноклассниками, что нужное слово подчас подобрать не так-то просто! Мы постоянно сталкиваемся со многими проблемами: не знаем точного значения слова, не можем избежать повторов в речи, подобрать однокоренные слова для проверки орфограмм корня слова…   И когда на уроках русского языка мы познакомились с разными словарями, то решили создать проект «Рассказ о слове» для того, чтобы обогатить нашу речь и впредь не делать ошибок.

   Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

    Задачи: понаблюдать над употреблением слова в пословицах, загадках, поэтических строках;    проиллюстрировать свою страничку.  

    Мы предположили, что каждое слово интересно, поэтому решили выполнить проект индивидуально, чтобы получить как можно больше знаний. И сегодня представляем только несколько наших работ.

Основная часть

Слово «дождь»

   Произносим  до/шть/,   пишем дождь.

  1. Из «Толкового словаря» я узнал лексическое значение слова.

Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

  1. Поработав со «Словарём однокоренных слов»,  я собрал «семью» слова дождь:  

«дождик, дождичек, дождливый, задождило, дождевик».

  1. Благодаря словарю синонимов я могу заменить это слово на близкие по значению: осадок, слякоть, ливень, ситник, ситничек.
  2. У слова дождь есть антоним: дождь – засуха.
  3. «Фразеологический словарь» помог мне узнать устойчивые выражения со словом. Про очень сильный дождь  можно сказать «Льёт как из ведра».
  4. В речи слово дождь сочетается с другими словами: грибной, проливной, тёплый, летний, сильный.
  5. Предложения со словом:

Дождь зарядку делал в шесть,

Разбудил на крыше жесть,

Энергично бил по жести,

Совершая бег на месте.

Пословица:

   Дождь идёт не там, где просят, а там, где косят.  (Так говорят, когда во время покоса идёт дождь).

   Загадка.  Приложение №2.

   Стихотворение:

С.Я. Маршак «Гроза днём» (приложение № 1).

Слово «жара»

   Произносим слово жара, пишем — жара.

  1. Лексическое значение: жара – жаркая погода; жар. 
  2. Однокоренные слова: жара – жар, жарища, жаркий, жарковато, сжариться, жарить.
  3. Синонимы: жара – солнцепёк, зной.
  4. Антонимы: жара – мороз, холод.
  5. Фразеологизмы: «Загребать жар чужими руками». (Пользоваться результатами чужого  труда).
  6. Сочетаемость слов: первая, летняя, поздняя (жара).
  7. Предложения: Всё лето стоит жара. В бане жарко.  

Из стихотворения Роберта Рождественского:

   Я такой жары ещё не помню…

Жарко паутине. Жарко полю.

Загадка. Приложение №2.    

Пословица:

   Против жары и камень треснет.  (Трудно переносить сильную жару).

Стихотворение О. Молоканова «Солнышко» (приложение №1).

Слово «дружба»

Произносим дружба, пишем дружба.

  1. Лексическое значение: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
  2. Однокоренные слова: дружить, дружелюбие, дружный, дружище, дружок, друг, подруга.
  3. Синонимы: доверие, близкие отношения, привязанность, товарищество, братство.
  4. Антонимы: дружба – ссора, вражда.
  5. Фразеологизм: «Дружба дружбой, а денежки врозь». (Как бы ты ни доверял своему другу, а кошелёк у каждого отдельный).
  6. Сочетаемость слова: крепкая, прочная, на века, настоящая (дружба).
  7. Предложение: Между собакой Жучкой и котом Васькой завязалась дружба.

Пословица:

Где нет дружбы, там нет успеха.  (У каждого из нас должен быть друг, который при необходимости выручит).

Загадка:

Рождается в беде, а закаляется в труде.  (Дружба).

Стихотворение я нашла в Интернете.  Автор Юрий Энтин.  (Приложение №1).

Игры со словами. Приложение №3.

Заключение

   Работать нам было интересно. В результате работы над проектом мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию. Эту работу мы будем продолжать постоянно. Надеемся, что наши проблемы с орфографическими и  речевыми  ошибками будут разрешаться с помощью словарей.

Литература:

  1. «Большой фразеологический словарь для детей». М., 2010. Стр. 51, 59, 99.
  2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык». Учебник. 3 класс.  «Словарь однокоренных слов». М., Просвещение, 2013. Стр. 151.
  3. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, 2010. Стр. 171, 181, 190,
  4. Словарь синонимов, антонимов и омонимов. М., 2011. Стр. 27, 28, 31, 145.
  5. Интернет – ресурсы.  

Приложения

Приложение №1.

«Стихи о слове»

С.Я. Маршак

Гроза днём

   По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Стеклянный дождь стучит.

О.  Молоканова 

Солнышко с неба

 Жаркими лучами

 Обнимает полдень

 Июльского дня.

 Бабочка красавица

 Под листочек прячется.

 Опаляет крылышки

 Знойная пора.

 Пожалело солнышко

 Спряталось за тучку.

 Дождь пролил прохладой

 В летнюю жару.

 Распускаются цветы,

 Песнь запели соловьи

 Спасибо солнце за тепло,

 А тучке  — за дожди.

Юрий Энтин

Дружит с солнцем ветерок,

 А роса – с травою.

 Дружит с бабочкой цветок,

 Дружим мы с тобою.

 Всё с друзьями пополам

 Поделить мы рады!

 Только ссориться друзьям

 Никогда не надо!

Приложение № 2

«Загадки о слове»

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Шёл долговяз – в сыру землю увяз. (Дождь).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это — …. (дождь).

С утра мы бегали по полю…

Набегались, конечно, вволю.

К тому же наш футбольный мяч

Вдруг стал, как колобок, горяч.

Уже двенадцать, в тень пора.

На солнце страшная …. (жара).

Я на пляже разогретом

Жду ребят горячим летом.

И, спасаясь от меня,

В речке плещет малышня.

А зверюшки в эти дни

Укрываются в тени.  (Жара, зной)

Приложение №3.

“Игры со словами»

В слова можно играть. Например, есть такая игра, как «Волшебные цепочки».

Барабан – банка – катер – термос – мостик – тик-так – такса – сажа – жаба.

Анаграммы – придумать новые слова, переставляя буквы.

Атлас – салат, адрес – среда,  автор – товар.

«Наоборот».

Маленький – большой, чёрный – белый, горячий – холодный.

«Найди слово в слове».

Юность – нос, сон, тон.

«Занимательные модели».

—   у – сук, суп, бук.                

Приложение №4.

«Пословицы о слове»

Видна птица по перьям, а человек по речам.

Много сказано, а послушать нечего.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект «Рассказ о слове». Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта — презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект «Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта «Рассказ о слове»

  • пословицы и поговорки
  • загадки

Самая простая форма проекта про слово солнце — письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

пример проекта по русскому языку про слово

рассказ про слово солнце

Скачать проект Рассказ о слове «мороз» в виде презентации

проект о слове мороз

примеры слайдов презентации

проект рассказ о слове 3 класс русский язык

Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)

пример проекта рассказ о слове мороз

Скачать проект «Рассказ о слове солнце» (файл Word)

пример проекта рассказ о слове солнце

Скачать пример ГДЗ презентация проект «Рассказ о слове солнце»

гдз презентация по русскому языку слово солнце

проект слово

Проект по русскому языку 3 класс «Рассказ о слове собака»

Проект по русскому языку для 3 класса "Рассказ о слове собака"

 Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку «Рассказ о слове». С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова. 

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»

Проект

«Рассказ о слове»

Выполнила: Мездрина Дарья

обучающаяся 3 класса.

Проверила: Реутова Н.А.

с. Закоулово

2022 г.

Автор: Мездрина Дарья, обучающаяся 3 класса.

Вид проекта: индивидуальный

По направлению: учебный

По характеру: творческий

По масштабам: малый

По срокам: кратковременный

Участники проекта: педагог, родители, обучающаяся 3 класса Мездрина Дарья

География проекта: Курганская область, с. Закоулово, ул Центральная 1а. МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ».

Учреждение: МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ»

Постановка проблемы.

На уроках русского языка мы знакомились со словами, объясняли их значение, где их можно услышать, дать описание слова.

Я решила провести исследовательскую работу по знакомству со словами.

Чтобы решить все вопросы, я обратилась за помощью к родителям, в библиотеку.

Введение

Актуальность темы

Могуч и прекрасен русский язык. Писатель Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой.

Чтобы хорошо знать русский, нужно много учить правил. Много читать. Знать и употреблять в своей речи «волшебные» слова.

Я решила в своей проектной работе рассказать о словах.

Данный проект позволит:

• узнать значение слов;

•привлечь обучающихся к поиску сочинений рассказов о словах.

Цель: создать проект «Рассказ о слове».

Задачи:

• воспитание познавательного интереса к русскому языку;

• развитие информационной, коммуникативной, социальной, творческой, ИКТ-компетенций.

Методы работы:

— опрос;

— беседа;

— сбор материала;

— защита.

Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть. Рассказы о словах.

3. Заключение.

4. Литература.

Основная часть.

Хочу познакомить вас с некоторыми словарными словами.

Есть такое словарное слово: мороз

Произносим: марос

Записываем: мороз

Лексическое значение слова:

  1. Мороз — Толковый словарь В.И. Даля

Мороз – это холод, зяба, стужа, при которой вода мёрзнет, а градусник опускается ниже нуля.

Мороз (в словаре С.И. Ожегова)

То же, что холод (в 1 знач.). Сильный холод, температура воздуха ниже нуля. Холодная зимняя погода.

Однокоренные слова: мороз, морозище, морозный, морозец.

Синонимы: холод, стужа.

Фразеологизмы:

1.Мороз по коже — испытать состояние сильного страха, ужаса.

2.Заморозить сделку — приостановить активные действия в рамках проекта до выяснения определенных обстоятельств.

3.Сковал мороз — превращение жидкости в лед.

Вспомнила правило, что такое фразеологизмы.

Фразеологизм — это устойчивое выражение, смысл которого не определен значением отдельных, входящих в словосочетание слов.

Сочетаемость слова: сибирские, январские, крещенские… (морозы).

Пословицы:

Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт. 

Мороз невелик, да стоять не велит.

Такой мороз, что звезды пляшут.

Загадки:

  1. У избы побывал — Все окно разрисовал,

У реки погостил — Во всю реку мост мостил. (Мороз).

  1. Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз).

Предложения с этим словом:

Слово мороз, является неодушевленным существительным мужского рода, составлю следующие предложения:

Ночной мороз нарисовал на стекле причудливые снежные пальмы. Днем еще тепло, а ночью — мороз. Ночью мороз застеклил все лужи во дворе. Одевайся потеплее: мороз на дворе! Крепкий мороз убаюкал все ручейки, речки и озера. Все спят непробудным зимним сном до весны. Когда сильный мороз стоит, обычно солнечная погода.

Мои рисунки, фото к слову мороз

Познакомимся со словарным словом ДЕРЕВНЯ

Произносим: диревня

Записываем: деревня

  1. Лексическое значение слова:

ДЕРЕВНЯ — сравнительно небольшое крестьянское поселение.

2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.

3. Синонимы: — село, хутор.

  1. Антонимы слова «Деревня»: (город, горожане, каменица, поле) можно использовать в различных текстах, чтобы сделать предложение противоположным по смыслу.

  2. Фразеологизмы:

Не купи деревни, купи соседа.

Помрешь, так прощай белый свет и наша деревня!

Жить в деревне, не видать веселья.

Какова деревня, такова и обрядня.

Не жалуй в город, я и в деревне живу. Ни в городе порукой, ни в дороге товарищ, ни в деревне сосед. Меж глаз деревня сгорела, прозевал. Деревня переехала поперек мужика. (о бессмыслице).

6. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).

7. Пословицы про деревню:

Добра была деревня, да слава худа.

Город — царство, а деревня — рай.

Иглой да бороной деревня стоит.

Из села Помелова, из деревни Вениковой.

8. Загадки про деревню:

Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьёт, песенки поёт. (Кошка).

С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака)

По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (Баран)

Бегут по дорожке Голова да ножки. (Цыплёнок).

9. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.

Рисунки, фото к слову деревня

Хочу познакомить вас с некоторыми «школьными» словами.

Каникулы

Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникул. А вот происхождение этого слова знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится… «собачка», «щенок». Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы.

Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.

Ластик

Почему резинка называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины.

Но у неё есть ещё одно название – ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда образовалось ластик, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся».

Альбом. По-латыни альбом означает «белый». Нынешние альбомы не всегда белые, хотя и называются по-старому. Альбомы бывают не только для рисования, но и для марок, фотографий, почтовых открыток, гербариев, стихов.

Я сходила в библиотеку и нашла короткие рассказы о моих словах.

Зима

К.В. Лукашевич

Она явилась закутанной, белой, холодной.

— Кто ты? – спросили дети.

— Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.

— Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.

— Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?

Добрая девочка

К.В. Лукашевич

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек.

Сочинение

Моя деревня

Наверное, у каждого из нас есть родные места, куда приятно возвращаться, где каждое дерево, каждый кустик кажется родным. Для меня таким местом является деревня, в которой я родилась и выросла.

Моя деревня небольшая, дома в ней расположены вдоль центральной дороги. В ней есть школа, библиотека, магазины, небольшая местная больница и почта. Ученики из соседних деревень приезжают на занятия на школьном автобусе.

Мне нравится природа моей деревни, ее живописные ландшафты. У нас протекает река, которая с каждым годом, к сожалению, мелеет, красивый лес. У большинства местных жителей есть огороды, где что только не растет. Из привычных культур почти у каждого картофель, лук, укроп и морковь. Кому-то нравится выращивать цветы: лилии, розы, нарциссы и многие другие. Более основательные односельчане заводят сады, в которых растут яблони, груши, вишни. Мы на участке также выращиваем овощи и фрукты. Половину огорода занимает картофель, на другой его части растут морковь, лук, свекла, а в теплицах краснеют помидоры. Особенно мне нравится малина, она растет красивым кустом вдоль ограды, и одновременно является и живой изгородью, и плодовым растением, приносящим вкусный урожай.

Летом в деревне особенно хорошо. По утрам поют птицы, знойное солнце растекается по полянам золотыми лучами. В начале лета с мамой мы ходим в лес за земляникой. В это время начинают буйно цвести полевые цветы: ромашки, иван-чай, колокольчики, клевер и другие, названия которых я не знаю. Теплый воздух наполняет аромат цветов и душистых трав, над которыми беспокойно снуют насекомые. По голубому небу плывут пушистые белые облака. С собой мы берем нашу собаку, чтобы не заблудится, ведь она всегда с радостью готова показать дорогу к дому. А еще она обладает удивительной способностью находить полянки с земляникой. Обычно мы выходим за лесными ягодами утром и к полудню возвращаемся обратно, чтобы успеть до того момента, пока солнце еще не такое знойное.

Я люблю свою деревню за красивую природу, за ее размеренный спокойный образ жизни, где нет места спешке и суете.

Заключение

Вот такие рассказы, сочинения о словах я собрала. Такие задания помогают мне учиться. Я люблю русский язык.

Литература

1. Внеклассная работа. Интеллектуальные игры. М:

Издательство «Первое сентября», 2011 г.

2. Сценарии праздников, классных часов, игр,

развлечений./ М: Центр «Педагогический поиск», 2005

  1. Интернет — ресурсы

  • Рассказ о слове проект лень
  • Рассказ о слове проект для 3 класса осень
  • Рассказ о слове проект для 3 класса ветер
  • Рассказ о слове проект для 3 класса в русском языке с рисунком
  • Рассказ о слове правда 3 класс проект по русскому языку