Исследовательская работа по русскому языку «Энциклопедия одного слова. Ракета»
Исследовательская работа
по русскому языку
«Энциклопедия одного слова»
«РАКЕТА»
Выполнил ученик
3 «В» класса
МБОУ «Лицей №4»
Зуев Арсений
Цель проекта: узнать о значении слова «Ракета», его однокоренных словах, синонимах, употреблении этого слова в пословицах и литературных текстах.
Форма работы: индивидуальная.
Этапы работы: 1. Подготовительный.
(Сбор материала).
2. Основной.
(Оформление работы.)
3. Заключительный.
(Защита проекта.)
Сроки работы: с 9 по 16 ноября 2017 г.
Способы оформления: электронная
презентация
План работы
1. Значение слова.
2.К истокам слова.
3. Однокоренные слова.
4. Синонимы.
5 Сочетаемость слов.
6. Немного истории.
7. Пословицы, поговорки, скороговорки .
8. Народные поверья.
9. Загадки.
10. Когда так говорят (фразеологизмы).
11. Художественный текст.
12. Это интересно!
13. Мои пожелания.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
У слова «ракета» несколько значений:
1.Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе, например, сигнальная ракета
2. Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. Боевые ракеты (стратегическая, оперативно-тактическая). Бывают: космическая ракета, геофизическая, ракета-носитель (баллистическая ракета, выводящая объект в космическое пространство). А еще — крылатая ракета
3. Быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях.
К истокам слова
Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово – уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено».
В русской речи это слово появилось с лёгкой руки Петра I, который перенял у европейцев обычай запускать в небо ракеты, а по-русски «шутихи».
Это был снаряд из плотной бумажной трубки, набитый слабым пороховым составом и с прикрепленным деревянным прутом.
Однокоренные слова
ракетчик
ракетоплан
ракетница
однокоренные существительные:
ракетчик, ракетчица, ракетница, ракетостроение, ракетодром, ракетоплан;
однокоренные прилагательные:
ракетный, ракетостроительный.
Синонимы к слову «ракета»
(близкие по смыслу)
торпеда, снаряд, бомба
космолёт, болид, метеор
петарда, шутиха
звездолёт
космический корабль
Сочетаемость слов
Ракета: (какая?)огромная, трёхступенчатая, космическая, сигнальная, крылатая, стремительная;
Ракету (что делать?) запускать, наблюдать;
ракета-носитель; ракетное оружие, ракетное топливо, экипаж ракеты
Немного истории
Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки.
Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.
А в XX веке школьный учитель физики Константин Циолковский придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос.
Впервые в космос отправилась советская ракета «Восток 1» с человеком на борту. Это произошло 12 апреля 1961 года. Имя Юрия Гагарина известно во всем мире. В честь этого события в Москве установили Памятник-монумент покорителям космоса у ВДНХ в Москве.
Поговорки, загадки
Ракета выше дома, летает с космодрома.
На старенькой ракете путь держим к другой планете.
Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд.
Из крылатой пламя льется…
Вверх стремительно несется,
На свидание с кометой,
Остроносая …
Стремительно мчится
Ученая жар-птица.
Тело — броня,
Хвост — из огня.
Команду с Земли
Услышит вдали
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит.
Жар-птицы повадки
Развить без оглядки.
Стихотворение про ракету
Если очень захотеть,
Можно в космос полететь.
Чтоб отправиться в полет,
Нужен нам не самолет.
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической ракете.
Тех, кого в полет берут,
Космонавтами зовут.
Полететь готов не каждый,
Только сильный
и отважный.
А ракета выше дома,
Улетает с космодрома,
Жителям других планет
Передать с Земли привет.
Я.Коваль
Это интересно
По легенде, первая попытка исследования космоса китайцами была совершена много веков назад. Некий чиновник Вань Ху захотел покинуть планету в кресле с привязанными к нему воздушными змеями, и для запуска его слуги одновременно подожгли 47 пороховых ракет. По одной версии, Вань Ху сгорел тут же, по другой, всё же оторвался от земли, и его никто больше не видел. Хотя китаеведы признают эту историю вымышленной, в честь отважного чиновника назван лунный кратер Ван-Гу. Ссылка на легенду есть и в мультфильме «Кунг-фу панда», где для попадания на церемонию По, вместо преодоления ступенек лестницы, успешно совершает полёт на стуле с помощью ракет.
Давайте поиграем!
Предлагаю Вам поиграть в игру «НАБОРЩИК».
Из букв слова «РАКЕТА» составьте другие слова (имена существительные в начальной форме). Желаю удачи!
Хотите проверить?
карета
рак
река
кета
катер
тара
карат
арка
Мои пожелания
Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа помогла моим одноклассникам в изучении словарного слова «ракета» и была интересна не только моим сверстникам, но и всем, кто хочет расширить свой кругозор.
Я горжусь, что живу в стране, которая первой в мире запустила в космос ракету с человеком на борту.
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
ПРОЕКТ:
«РАССКАЗ О СЛОВЕ»
3 класс
В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
УСТИМЕНКО ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
2016г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Название проекта: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
2. Руководитель проекта: Устименко Юлия Анатольевна
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4. Учебные дисциплины, близкие теме проекта: Литературное чтение, изобразительное искусство
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-9 лет
6. Состав проектной группы: весь 3 «Б» класс. Ребята работают индивидуально или в парах.
7. Гипотеза: Действительно ли, у каждого слова есть много слов, которые его окружают и с ним взаимосвязаны.
8. Проблемные вопросы:
Что мы знаем о слове?
9. Цель проекта:
-
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
-
составить словарную статью о слове;
-
участвовать в презентации своей страницы.
-
10. Задачи проекта:
-
формировать умения подбирать информацию;
-
выделять из большого количества информации главное;
-
представлять свой проект.
11. Вопросы учебной темы
Каково лексическое значение слова?
Какие однокоренные слова можно подобрать? Какова сочетаемость слова с другими словами?
Какие однокоренные слова можно подобрать к слову?
Как найти синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы к слову?
12. Необходимое оборудование компьютер для поиска информации, книги, журналы.
13. Аннотация проекта:
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о слове, как единице речи, образовании слова, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Омонимы». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме или парами. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания. Для успешной реализации проекта необходима четкая организация исследовательской деятельности детей.
14.Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные результаты-
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
-
сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки учеников, усвоят навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы над исследованиями;
-
сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты –
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
-
находить пути решения поднимаемой проблемы;
-
находить полезную информацию в словарях;
-
совершенствовать умения находить однокоренные слова;
-
собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
-
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
-
оформлять страницу книги;
-
презентовать проект;
-
оценивать результаты работы;
-
пользоваться результатами собственной деятельности.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Какие слова окружают каждое слово?
Проблемные вопросы
Словообразование слова и его окружение.
15. Продукт проекта: странички книги.
16. Этапы работы над проектом
№ п/п |
Этапы деятельности |
Содержание работы |
Сроки |
1. |
1этап. Подготовительный. |
1. Сообщение цели и задач проекта. Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4. |
8 октября |
2. |
2 этап. Планирование и организация деятельности. |
1. Обсуждение названия проекта. 2. Планирование . — Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта. 3. Сбор материала. 4. Оформление работы. 5. Защита. |
8-9 октября |
3. |
3 этап. Практический |
Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации. |
12-14 октября |
4. |
4 этап. Презентационный |
4 этап. Презентационный Представление и защита работ. |
15-16 октября |
5. |
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный) |
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка. |
16 октября |
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
1Сообщение цели и задач проекта.
Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.
Полученную информацию оформить на листах формата А — 4.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
1. Обсуждение названия проекта.
2. Планирование.
— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.
3. Сбор материала.
4. Оформление работы.
5. Защита.
3 этап. Практический
Выполнение запланированной работы; внесение изменений.
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
-
Урок по окружающему миру «Рассказ о слове».
-
Работа над проблемными вопросами.
-
Распределение работы обучающихся по проекту.
-
Оформление презентаций и выступлений к проекту: «РАССКАЗ О СЛОВЕ»
Обучающиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего обучающиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу и подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как страницу книги.
СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ О СЛОВЕ (образец)
Произносим _______________
Записываем _______________
1.Лексическое значение слова: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Однокоренные слова: _______________________________________________________
3. Синонимы: ________________________________________________________________
4. Антонимы: ________________________________________________________________
5. Фразеологизм _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Сочетаемость слова: _________________________________________________________
7.Пословицы: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Загадки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Предложения со словом :
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОЕКТ «РАССКАЗ О СЛОВЕ СВЕТ»
Выполнила :
Обучающаяся 3 «Б» класса
МБОУ БСОШ
Кумицкая Кристина
СВЕТ
1.Лексическое значение слова:
1.Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым.
2.Источник освещения.
3.Рассвет, восход солнца.
2.Однокореные слова: Свет, светило, засветит, светильник, светофор, рассвет, светец, светик.
3. Синонимы: свет, источник, осветление.
Антонимы: свет – тьма.
Фразеологизм:
Свет в окошке – только это радует.
Ни свет, ни заря – очень рано до рассвета.
Пролить свет – разъяснить.
Чуть свет – самый ранний, утром, когда начинает светать.
4. Сочетаемость слова: дневной, яркий, солнечный, тусклый, прозрачный, красный, (свет).
5. Пословицы.
Ученье — свет, не ученье — тьма.
Свет не без добрых людей.
Загадки.
1. Рано белое суконце
Лезет утром к нам в оконце.
2. Не стукнет, не брякнет,
А в окно войдет.
6. Предложение с этим словом.
Солнечный свет.
Растаял туман, шатёр голубой,
И солнца свет, как моря прибой,
Хлынул на наши просторы:
Залил реки, поля и леса;
Засверкала алмазом роса;
Забелели снежные горы.
Он и в души наши проник,
Там росток печали поник;
Счастье, как заря, заалело;
И жизнь улыбнулася нам,
На горе всем нашим врагам;
Напрасно сердце
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В ходе исследования мы узнали, что каждое слово имеет своё лексическое значение и своё окружение. Практически у каждого слова имеются синонимы, антонимы, омонимы, можно подобрать фразеологизмы. Некоторые слова очень хорошо сочетаются с другими словами, а некоторые сочетаются только с определёнными словами.
В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы узнали что- то новое, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта, работали в Интернете. Во время реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, работали с орфографическими словарями и словарями синонимов, антонимов, омонимов и фразеологических, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.
ВЫВОД:
В ходе проекта «Семья слов» мы повторили понятия: «Однокоренные слова», «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», «Фразеологизмы». Работали с орфографическими словарями, словарями однокоренных слов, антонимов, синонимов, омонимов, фразеологизмов. В результате мы научились составлять словарную статью о слове и презентовать свой проект.