МКОУ
Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Проект
«Рассказ о слове»
Выполнила: Мездрина Дарья
обучающаяся 3 класса.
Проверила: Реутова Н.А.
с.
Закоулово
2022
г.
Автор: Мездрина Дарья, обучающаяся 3
класса.
Вид проекта: индивидуальный
По направлению: учебный
По характеру: творческий
По масштабам: малый
По срокам: кратковременный
Участники проекта: педагог, родители,
обучающаяся 3 класса Мездрина Дарья
География проекта: Курганская область, с.
Закоулово, ул Центральная 1а. МКОУ Куртамышского района «Закоуловская ООШ».
Учреждение: МКОУ
Куртамышского района «Закоуловская ООШ»
Постановка проблемы.
На уроках русского
языка мы знакомились со словами, объясняли их значение, где их можно услышать,
дать описание слова.
Я решила провести
исследовательскую работу по знакомству со словами.
Чтобы решить все
вопросы, я обратилась за помощью к родителям, в библиотеку.
Введение
Актуальность
темы
Могуч и прекрасен
русский язык. Писатель Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий,
сильный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и
живой.
Чтобы хорошо знать
русский, нужно много учить правил. Много читать. Знать и употреблять в своей
речи «волшебные» слова.
Я решила в своей
проектной работе рассказать о словах.
Данный
проект позволит:
• узнать значение
слов;
•привлечь
обучающихся к поиску сочинений рассказов о словах.
Цель: создать
проект «Рассказ о слове».
Задачи:
• воспитание
познавательного интереса к русскому языку;
• развитие
информационной, коммуникативной, социальной, творческой, ИКТ-компетенций.
Методы
работы:
— опрос;
— беседа;
— сбор материала;
— защита.
Содержание.
1. Введение.
2. Основная
часть. Рассказы о словах.
3. Заключение.
4. Литература.
Основная
часть.
Хочу познакомить
вас с некоторыми словарными словами.
Есть такое
словарное слово: мороз
Произносим: марос
Записываем: мороз
Лексическое
значение слова:
1. Мороз — Толковый
словарь В.И. Даля
Мороз –
это холод, зяба, стужа, при которой вода мёрзнет, а градусник опускается ниже
нуля.
Мороз (в
словаре С.И. Ожегова)
То же, что
холод (в 1 знач.). Сильный холод, температура воздуха ниже нуля. Холодная
зимняя погода.
Однокоренные
слова:
мороз, морозище, морозный, морозец.
Синонимы: холод,
стужа.
Фразеологизмы:
1.Мороз
по коже — испытать состояние сильного страха, ужаса.
2.Заморозить
сделку — приостановить активные действия в рамках проекта до выяснения
определенных обстоятельств.
3.Сковал
мороз — превращение жидкости в лед.
Вспомнила
правило, что такое фразеологизмы.
Фразеологизм
— это устойчивое выражение, смысл которого не определен значением отдельных,
входящих в словосочетание слов.
Сочетаемость
слова: сибирские, январские, крещенские… (морозы).
Пословицы:
Мороз и
железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
Мороз невелик,
да стоять не велит.
Такой мороз, что звезды пляшут.
Загадки:
1.
У избы побывал — Все окно разрисовал,
У реки погостил — Во всю реку мост мостил. (Мороз).
2.
Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз).
Предложения с этим словом:
Слово мороз,
является неодушевленным существительным мужского рода, составлю следующие предложения:
Ночной мороз нарисовал на стекле причудливые
снежные пальмы. Днем еще тепло, а ночью — мороз. Ночью мороз застеклил
все лужи во дворе. Одевайся потеплее: мороз на дворе! Крепкий мороз убаюкал
все ручейки, речки и озера. Все спят непробудным зимним сном до весны. Когда
сильный мороз стоит, обычно солнечная погода.
Мои рисунки, фото к слову мороз
Познакомимся
со словарным словом ДЕРЕВНЯ
Произносим:
диревня
Записываем:
деревня
1. Лексическое
значение слова:
ДЕРЕВНЯ —
сравнительно небольшое крестьянское поселение.
2.
Однокоренные слова: деревушка, деревенский.
3. Синонимы: — село,
хутор.
4. Антонимы
слова
«Деревня»: (город, горожане, каменица, поле) можно использовать в различных
текстах, чтобы сделать предложение противоположным по смыслу.
5. Фразеологизмы:
Не купи
деревни, купи соседа.
Помрешь,
так прощай белый свет и наша деревня!
Жить в
деревне, не видать веселья.
Какова
деревня, такова и обрядня.
Не жалуй в
город, я и в деревне живу. Ни в городе порукой, ни в дороге товарищ, ни в
деревне сосед. Меж глаз деревня сгорела, прозевал. Деревня переехала поперек
мужика. (о бессмыслице).
6.
Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).
7.
Пословицы про деревню:
Добра была
деревня, да слава худа.
Город —
царство, а деревня — рай.
Иглой да
бороной деревня стоит.
Из села
Помелова, из деревни Вениковой.
8. Загадки
про деревню:
Мохнатенькая,
усатенькая, Молоко пьёт, песенки поёт. (Кошка).
С хозяином
дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака)
По горам,
по долам Ходит шуба да кафтан. (Баран)
Бегут по
дорожке Голова да ножки. (Цыплёнок).
9.
Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.
Рисунки, фото к слову деревня
Хочу познакомить
вас с некоторыми «школьными» словами.
Каникулы
Наверное, нет на
свете школьника, который бы не любил каникул. А вот происхождение этого слова
знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится…
«собачка», «щенок». Каникулой древние римляне стали называть
самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины
июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали
перерыв в занятиях, наступали каникулы.
Слово перешло в
русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают
осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
Ластик
Почему резинка
называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины.
Но у неё есть ещё
одно название – ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что
резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум.
Отсюда образовалось ластик, что значит «упругий», «хорошо
растягивающийся».
Альбом. По-латыни альбом
означает «белый». Нынешние альбомы не всегда белые, хотя и называются
по-старому. Альбомы бывают не только для рисования, но и для марок, фотографий,
почтовых открыток, гербариев, стихов.
Я сходила в
библиотеку и нашла короткие рассказы о моих словах.
Зима
К.В. Лукашевич
Она
явилась закутанной, белой, холодной.
— Кто ты?
– спросили дети.
— Я –
время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он
все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и
заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки,
ноги, щеки и носы.
— Ой, ой,
ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
—
Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после
придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы
не любите зимы?
Добрая девочка
К.В. Лукашевич
Стояла
суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам.
Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно
чирикали.
Пожалела
воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый
день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали
бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек.
Сочинение
Моя деревня
Наверное,
у каждого из нас есть родные места, куда приятно возвращаться, где каждое
дерево, каждый кустик кажется родным. Для меня таким местом является деревня, в
которой я родилась и выросла.
Моя
деревня небольшая, дома в ней расположены вдоль центральной дороги. В ней есть
школа, библиотека, магазины, небольшая местная больница и почта. Ученики из
соседних деревень приезжают на занятия на школьном автобусе.
Мне
нравится природа моей деревни, ее живописные ландшафты. У нас протекает река,
которая с каждым годом, к сожалению, мелеет, красивый лес. У большинства
местных жителей есть огороды, где что только не растет. Из привычных культур
почти у каждого картофель, лук, укроп и морковь. Кому-то нравится выращивать
цветы: лилии, розы, нарциссы и многие другие. Более основательные односельчане
заводят сады, в которых растут яблони, груши, вишни. Мы на участке также
выращиваем овощи и фрукты. Половину огорода занимает картофель, на другой его
части растут морковь, лук, свекла, а в теплицах краснеют помидоры. Особенно мне
нравится малина, она растет красивым кустом вдоль ограды, и одновременно
является и живой изгородью, и плодовым растением, приносящим вкусный урожай.
Летом в
деревне особенно хорошо. По утрам поют птицы, знойное солнце растекается по
полянам золотыми лучами. В начале лета с мамой мы ходим в лес за земляникой. В
это время начинают буйно цвести полевые цветы: ромашки, иван-чай, колокольчики,
клевер и другие, названия которых я не знаю. Теплый воздух наполняет аромат
цветов и душистых трав, над которыми беспокойно снуют насекомые. По голубому
небу плывут пушистые белые облака. С собой мы берем нашу собаку, чтобы не
заблудится, ведь она всегда с радостью готова показать дорогу к дому. А еще она
обладает удивительной способностью находить полянки с земляникой. Обычно мы
выходим за лесными ягодами утром и к полудню возвращаемся обратно, чтобы успеть
до того момента, пока солнце еще не такое знойное.
Я люблю
свою деревню за красивую природу, за ее размеренный спокойный образ жизни, где
нет места спешке и суете.
Заключение
Вот такие рассказы,
сочинения о словах я собрала. Такие задания помогают мне учиться. Я люблю
русский язык.
Литература
1. Внеклассная
работа. Интеллектуальные игры. М:
Издательство
«Первое сентября», 2011 г.
2. Сценарии
праздников, классных часов, игр,
развлечений./ М:
Центр «Педагогический поиск», 2005
3. Интернет —
ресурсы
Урок – проект по русскому языку в 3 классе
по теме «Рассказ о слове»
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся.
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развитие способностей сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство
Форма проведения урока: урок — проект
Тип проекта: информационный.
Тип проекта по профилю знаний: предметный.
Тип проекта по форме проведения: групповой (парный).
Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.
Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.
Механизм реализации проекта.
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с обучающимися 3 класса, педагогом.
Жизнеспособность проекта.
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.
Продукт: словарная статья о слове «Товарищ».
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, наглядные пособия.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Звучит минусовка песни «Улыбка» В. Шаинского
Дети заходят в кабинет, встают около своих парт.
— Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке.
Дети рассаживаются по местам, музыка еще звучит.
II этап. Самоопределение к деятельности. Погружение в проект.
Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели
— Вы вошли вы класс и заняли свои места под песню, о чем она?
— Почему мы не может дать точного ответа? Чего не хватает? (слов)
— Сегодня мы с вами будем заниматься проектной деятельностью.
— Тема нашего проекта будет…. (слово) Рассказ о слове. А о каком, вы мне скажете чуть позже.
III Предпроектная подготовка
Цель: … рассказ о слове.
Задачи:
вспомнить ….
найти …
работать …
— Определим слово с помощью ребуса.
— Речь пойдёт о слове товарищ.
— Какую цель поставим на уроке? (уточнить значение слова, обогатить словарный запас, узнать про это слово как можно больше)
IV этап. Работа над проектом. Информационно – операционный этап.
1.Работа по формулированию учебных задач урока
2.Поиск источников информации.
— Ваш проект будет представлен Словарной статьей о слове «товарищ». У каждого из вас на столе чистый бланк словарной статьи, где вы будете выполнять свою работу.
А карточка-помогайка будет нашим путеводителем в работе над проектом.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.
— Какое первое задание дано в карточке? (Лексическое значение слова)
— Что такое лексическое значение слова?
— Объясните лексическое значение слова (ответы)
— Что нам поможет определить точно лексическое значение слова? (Толковый словарь)
— Работаем со словарем, находим нужную нам информацию.
Не забываем, что работаем в паре. Если работа выполнена, участники подают сигнал поднятием рук (взявшись).
Нахождение лексического значения слова.
Чтение ответа.
— Сколько значений имеет слово? (3)
— Что о нем можно сказать, оно какое (многозначное)
— Запишите в свою словарную статью под пунктом 1 первое лексическое значение слова «товарищ».
товарищ
1. Человек, близкий кому-н. по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-н. Товарищи с детства, по школе. Товарищ по оружию, боевой товарищ. Этот ученик хороший товарищ. Товарищи по несчастью (о тех, кто вместе испытывает какие-нибудь неприятности; разг.).
К истокам слова Товарищ. Общеславянское, заимствовано из тюркского языка. В тюркском языке это слово является сложным, образованным путем соединения «товар» и iš — «друг». Первоначальное значение, вероятно, — «компаньон в торговле».
Работа в статье.
— А как вы считаете, можно ли поободрать синоним к этому слову? (Наверно да).
— Давайте попробуем это сделать. (ответы детей)
— А как точно ответить на этот вопрос? (Нужно обратиться к словарю).
– Какому? (Синонимов)
— Выполните данную работу. Пара подает сигнал, поднятые руки.
Нахождение синонимов, чтение.
— Запишите в свою статью несколько синонимов из словаря.
сотоварищ, сверстник, друг, коллега, собеседник, собрат, сослуживец, соратник, соотечественник, соплеменник, сородич, земляк, соратник, помощник, сотрудник, попутчик, спутник. Женский род: подруга, товарка.
— А антоним можно подобрать? (Да) Какой?
Товарищ — враг, противник, конкурент, соперник.
— Чем мы сейчас с вами воспользовались, чтобы ответить на вопрос? (Своими знаниями)
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.
— Опять обратимся к карточке-помогайке. Следующий пункт нашей статьи будет? (Правописание слова. Орфограмма)
— Какую работу на данном этапе мы должны выполнить? (Правильно написать слово, указать орфограмму)
— Запишите в свои статьи под пунктом 2 слово «товарищ» и постарайтесь найти орфограмму, работу выполняем в паре.
— Какая по-вашему мнению в этом слове встречается орфограмма? (Безударная гласная, непроверяемая — словарное слово — нужно запомнить или обратиться орфографическому словарю)
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.
— Да в русском языке очень много слов, у которых правописание расходится с произношением. И следующий пункт работы (Звукобуквенный разбор – транскрипция)
— Сейчас под пунктом 3 вы выполните на своих листах транскрипцию, посчитаете количество слогов, звуков и букв)
Выполнение задания. Проверка. (СЛАЙД)
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.
— Русский язык очень богат и у каждого слова есть родственники?
— А как вы думаете есть ли у слова «тоарищ» родственники?
— А родственные – это какие слова?
— Что значит однокоренные?
— Следующее задание нашей карточки-помогайки будет «Однокоренные слова»
— Какие однокоренные слова можно составить?
Ответы детей
— С помощью чего можно дать более полный ответ? (С помощью словаря)
— А как вы думаете какого? (Словообразовательного)
— Найдите однокоренные слова, зачитайте.
— В свои словарные статьи под пунктом 4 запишите 3 однокоренных слова.
Работа в статьях.
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.
— Продолжаем работу. Какой следующий пункт нашей технологической карты? (Предложение)
На доске неправильно стоят слова, из которых должно получиться предложение.
перемене Юхименко мне на ко товарищ подходит мой однажды
— Что вы видите на доске? (слова)
— Какое задание можно выполнить? Как это сделать?
Один ученик у доски собирает предложение.
— У кого получились другие предложения? (чтение)
— Кто помнит, из какого произведения это предложение? ( Б. Житков » Про обезьянку»)
— Запишите предложение в свои словарные статьи.
Запись.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
— Какую работу можно выполнить над предложением?
- Главные члены предложения. (подчеркивают)
- Части речи. (указывают).
- По количеству второстепенных членов -……
- По цели высказывания…..
- По интонации…….
ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ.
— Обратите внимание на следующий пункт карточки. Как он называется?
— Как вы считаете, какой работой мы будем заниматься?
— Кто знает пословицу, в которой встречается слово «товарищ»?
— Значит на этот вопрос вы …. Затрудняетесь ответить .
— Как нам выйти из этой ситуации? ( Воспользоваться интернетом)
— Пока вы записывали предложение, я попросила … (имя) найти в интернете пословицы. Что ты нашёл?
— Запишите одну пословицу, в которой встречается слово «товарищ» (Пословицы выведены на экран)
Запись.
Сам пропадай, а товарища выручай.
У хорошего человека и товарищ хорош.
Новый товарищ хорош, а старый — лучше. (морд)
Человека узнают по его товарищам. (арм)
V. Домашнее задание
Учитель читает стихотворение Михаила Анчарова «Слово «товарищ»
Говорил мне отец:
«Ты найди себе слово,
Чтоб оно, словно песня,
Повело за собой.
Ты ищи его с верой,
С надеждой, с любовью,—
И тогда оно станет
Твоею судьбой».
Я искал в небесах,
И средь дыма пожарищ,
На зеленых полянах,
И в мертвой золе.
Только кажется мне
Лучше слова «товарищ»
Ничего не нашел я
На этой земле.
В этом слове — судьба
До последнего вздоха.
В этом слове — надежда
Земных городов.
С этим словом святым
Поднимала эпоха
Алый парус надежды
Двадцатых годов.
Последним заданием, домашним, которое мы выполним в нашем проекте, будет – написание сочинения о вашем товарище, друге.
— Подумайте, что можно написать в таком сочинении? ( предположения детей)
— Поможет вам вновь карточка-помогайка. ( раздать)
— А где мы может взять информацию, чтобы справиться с заданием.
Примерный план сочинения о товарище
1. Как зовут вашего товарища?
2. Когда, где и как вы познакомились?
3. Где любите проводить вместе время?
4. Каковы ваши вкусы? Они совпадают? (кино, книги, игры, мечты, цели и др.) Или они совсем разные, и поэтому вам интересно вместе?
5. Испытывалась ли ваша дружба на прочность? Если да, то расскажите в двух словах, как это было.
6. Какое место в вашей жизни занимает друг? (1-2 предложения)
* Можно добавить свой рисунок.
VI. Итог урока
— Какую цель ставили при выполнении проекта? Достигли?
VII. Рефлексия
— А сейчас в оценочном листе, который находится у вас на столах, оцените свою работу.
— На этом наш уроку окончен. Спасибо за работу.
Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре:
Утверждение |
Полностью согласен |
Частично согласен |
Не согласен |
Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий |
||||
При разногласиях я принимаю другое решение |
||||
Большинство решений предложено мной |
||||
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение |
||||
Работать в паре труднее, чем одному |
||||
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
Карточка-помогайка
План составления статьи
1) Определить лексическое значение слова. Подобрать синонимы и антонимы к этому слову
2) Правописание слова. Орфограмма
3) Звуко-буквенный разбор, транскрипция
4) Подобрать однокоренные слова
5) Составить предложение с этим словом
6) Найти пословицу
7) Составить текст о своём товарище.
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект «Рассказ о слове». Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.
Самый популярный вид проекта — презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.
Так что же из себя представляет проект «Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.
Как составить рассказ о слове в 3 классе план:
- Орфография или правописание слова
- Лексическое значение
- Однокоренные слова
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизм
- Сочетаемость слова
- Пословица
- Загадка
- Предложение с этим словом
Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта «Рассказ о слове»
- пословицы и поговорки
- загадки
Самая простая форма проекта про слово солнце — письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:
Скачать проект Рассказ о слове «мороз» в виде презентации
примеры слайдов презентации
Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)
Скачать проект «Рассказ о слове солнце» (файл Word)
Скачать пример ГДЗ презентация проект «Рассказ о слове солнце»
Проект по русскому языку 3 класс «Рассказ о слове собака»
Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.
Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.
В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку «Рассказ о слове». С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.
Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.
Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.
Слайд 1Проект
по русскому языку
«Рассказ о слове»
Презентацию подготовил
Кулинич Максим, ученик 3 класса
школа
при Посольстве РФ в Республике Куба
Руководитель проекта:
Сизикова Светлана Дмитриевна
Словарное слово «корова»
Слайд 2Слово «корова» — словарное слово
произносим
записываем
к[а]рова
корова
Слайд 3
Лексическое значения слова
корова
в толковых словарях русского языка
Толковый словарь Ожегова
Корова- домашнее молочное
животное, самка домашнего быка; самка некоторых других парнокопытных (например, лося, оленя).
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка
Корова – крупное молочное домашнее животное отряда парнокопытные; крупная нерасторопная женщина (разговорная лексика).
Слайд 4Однокоренные слова — это слова, которые имеют одинаковый корень с одним
и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Коровка, коровушка, коровий.
Слайд 5Синонимы- это слова, которые звучат и пишутся по — разному, но
имеют одинаковые значения.
Антонимов
у слова «корова» нет.
ТЁЛКА,
ЯЛОВИЦА,
БУРЁНКА
Слайд 6Фразеологи́зм – это устойчивое сочетание слов, имеющее единое
лексическое значение.
Как корова языком
слизала.
(о пропавшей вещи)
Смотреть коровьими глазами.
(печальный взгляд)
Как корова на льду.
(о неуклюжем человеке)
Как корове седло.
(об одежде, которая не подходит человеку)
Слайд 7Сочетаемость слова
Стадо коров.
Доить корову.
Дойная корова.
Слайд 8Пословица
Корова на дворе — еда на столе.
Слайд 9Загадки
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
— Мне погладите бока –
Дам
парного молока!
Сыр, творог и простоквашу,
Молоко для вкусной каши,
Чтобы были мы здоровы,
Каждый день дают…
Слайд 10 Корова
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил её выгонщик грубый
На перегонных
полях.
Сердце неласково к
шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.
Сергей Есенин
Слайд 11Ссылки:
Слайд 9
Слайд 10
Картинки Коровы
Стол
Еда на столе
Слайд 1