Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
4
Русский язык 3 класс. Проект «Рассказ о слове»: как делать? Проект «Рассказ о слове»: где найти, посмотреть образец?
10 ответов:
9
0
Русский язык (учебник Горецкий) 3 класс стр.72. предлагает для образца проекты «Рассказ о слове» мороз:
По этому образцу были сделаны проекты «Рассказ о слове: солнце» и «Рассказ о слове: ветер», их можно посмотреть по ссылкам.
В нашей школе учитель разрешил делать этот проект на листочке А4 либо на тетрадном листе в линейку (по желанию). Слово можно было выбрать любое, но при выборе слова надо учитывать следующие моменты:
- к слову надо рисовать рисунок, то есть надо выбрать слово, которое легко можно рисовать,
- к слову можно было бы легко придумать однокоренные слова и синоными,
- ребенок должен сам вспомнить несколько загадок к этому слову.
Вот примеры готовых проектов «Рассказ о слове» для 3 класса для слов собака, свет, дружба, дождь и герой.
3
0
По программе «Школа России» в учебнике русского языка было задание составить проект на тему «Рассказ о слове». Задание предполагалось учителем на уроке. Всем учащимся она раздала листки-распечатки, которые нужно заполнить по конкретным заданиям.
Мой ребенок взял слово «холод». Слово непростое для задания, хотя бы в том плане, что его трудно нарисовать, а это было обязательным условием задания.
Для примера размещаю проекты со словами «железо» и «паук».
Мне было интересно даже самой брать слова, например: судьба, ученье, золото, волк… и искать для них однокоренные, синонимы, поговорки, загадки, фразеологизмы.
2
0
Следую приведенному ниже образцу, можно сделать проект, посвященный любому слову.
Первая страница: должна быть красиво оформлена, поэтому пишем крупными буквами «Рассказ о слове ….», внизу — ФИО ученика, который подготовил проект.
Вторая: как слово произносится (делаем звуко-буквенный анализ слова) и как пишется.
Третья: Определяем лексическое значение слова. В этом нам поможет любой толковый словарь. Если у слова есть несколько значений, запишем их все.
Четвертая: Подбор однокоренных слов. Определяем корень и вспоминаем однокоренные слова. Можно оформить рисунок в виде дерева, как на картинке ниже:
Пятая: Разбираем все приведенные однокоренные слова по составу.
Шестая: Подбираем синонимы и антонимы к заданному слову.
Седьмая: Вспоминаем фразеологизмы. Желательно воспользоваться Фразеологическим словарем, потому что в нем объясняется значение каждого фразеологизма.
Восьмая: Показываем на примерах, как заданное слово сочетается с другими словами:
Девятая: Пословицы и поговорки с заданным словом (Подсказка: пишем в любом поисковике заданное слово и рядом — пословицы, найдется сразу множество, даже тех, которые вы не знали).
Десятая: Загадки, ответом на которые будет заданное слово.
Одиннадцатая: Предложения из произведений русских писателей, в которых встречается заданное слово. (Подсказка: открываем любое произведение и чрез ctrl+F ищем нужное нам слово (в поиск пишем только его корень).
Двенадцатая: по возможности, находим в интернете несколько интересный фактов о слове:
Последняя: Перечисляем все источники информации, которыми мы пользовались при написании работы, включая словари и интернет.
2
0
Рассказ о слове — это его подробная характеристика, по сути.
И рассказом-то называть нельзя по идее, но видимо, тот, кто это придумал, решил, что так звучит менее страшно.
«Рассказ» состоит из нескольких частей.
На примере слова «добро»: всего шесть частей.
Первая часть — его произношение и то, как слово пишется, а также указано лексическое значение.
Вторая часть — подбор однокоренных слов.
Третья — синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Четвертая — прилагательные, с которыми слово хорошо сочетается.
Пятая часть — для нее нужно найти пословицу, в которой участвует исследуемое слово.
Шестая часть — нужно придумать с ним предложение.
2
0
Чтобы составить проект о слове нам нужно выполнить такие условия для заполнения:
Сначала выбираем слово, о каком мы будем делать проект.
В нашем случае — это будет слово «Солнце.
Для начала записываем слово как произносим — «сонцэ», далее пишем как правильно пишется — «солнце».
Далее, нужно объяснить лексическое значение слова «солнце».
Подбираем однокоренные слова — солнышко, солнечный, солнцеворот.
Синонимы к слову «солнце» — светило.
Антоним к слову «солнце» — тьма.
Фразеологизм — место под солнцем (это означает право на жизнь.
Словосочетания: жаркое, теплое, желтое.
Пословица — Солнце встанет, так и утро настанет.
Загадка — Светит, сверкает, всех согревает.
Предложения — За окном ярко светило солнце.
Найти готовые проекты можно тут.
1
0
Проект «Рассказ о слове» для 3 класса.
Чтобы сделать данный проект, Вы должны выбрать слово, про которое будете делать проект, а далее делаете по плану:
1) Характеристика слова (его значение)
2) Звуко-буквенный анализ слова
3) Однокоренные слова
4) Синонимы, антонимы для этого слова
5) Какие есть пословицы, поговорки с этим словом.
Предложу рассказ о слове «Береза».
1) На первом слайде пишем значение этого слова (береза — дерево, лиственное) и даем рисунок, как выглядит береза:
2)Далее делаем звуко-буквенный анализ слова: пишем как пишется слово «береза» и как оно произносится по звукам [Б’ИР’ОЗА]
3) Говорим [Б’ИР’ОЗА], а говорим береза (через е). Однокоренные слова: берёзонка, берёзка, берёзовый
4) Белую берёзу называют символом России
5) Ей посвящали стихи многие поэты:
6) Есть немало загадок про березы:
7) Русский народ про пословицу придумал и пословицы, вот одна из них «Где дубняк, там и березняк»
А вот уже готовыйГОтовый проект так же можно найти здесь, выколадываю его:
1
0
Проект по русскому языку о слове «Рассказ о слове» можно подготовить на примере любого слова.
Вот пример проекта со словом «воробей». На начальной странице пишем, что это проект о таком то слове, такого-то ученика.
Потом вставляем историю происхождения слова воробей.
Далее составляем стенды со словом, расмиэмотреть можно звукобуквенный разбор слова, значение слова, пословицы и поговорки.
Подбираем однокоренные слова к слову воробей.
При составлении данного проекта можно подобрать любую информацию, которая есть, вот к примеру фразеологизмы.
Полностью готовый проект о слове «воробей» можно посмотреть здесь.
По этой ссылке можно найти готовый проект на слово «собака».
1
0
Давайте вместе сделаем проект на тему «Рассказ о слове» 3 класс.
В данном проекте нужно сначала выбрать любое произвольное слово. Далее нужно:
Объяснить лексическое значение данного слова.
Подобрать однокоренные слова к слову
Подобрать синонимы к слову
Подобрать антонимы к слову
Написать, с какими словами данное слово может сочетаться.
Написать пословицы, где употребляется данное слово
Составить несколько предложений с выбранным словом.
Я выбираю слово «Ночь».
Ночь — это ночное время суток, обычно ночь обозначается как промежуток времени с 23:00 до 4:00.
Однокоренными словами является ночлег, ночевка, ночник.
Синонимы — темнота, тьма, мрак.
Антонимы — ночь-утро, темно-светло.
Может сочетаться со словами — Ночной клуб, ночной дозор, ночное время суток, ночной сеанс
Пословицы — Будет день, будет и ночь; Шевелись, работай — ночь будет короче; Кому жениться, тому и ночь не спится.
Я делал уроки ночью; Всю ночь я не мог уснуть; Ночью просыпаются летучие мыши
0
0
Мой рассказ будет о слове «Дружба»
Для начала — определение:
Добавим немного истории происхождения этого слова
Пригодится также знание пословиц и поговорок о слове Дружба:
В рассказе о слове хорошо упомянуть основные дружеские правила:
0
0
Рассказ о слове — это проект, который делают ученики третьего класса.
Рассказ можно сделать в произвольной форме.
Предлагаю вашему вниманию проект о слове «бабушка»:
Проект выполнен ученицей, написан доступным языком.
<hr />
Еще один проект ученика о слове «дружба»:
Читайте также
Вот несколько примеров разных по структуре предложений с существительным «солнце«:
- Солнце уже спряталось за тусклым горизонтом, а мы всё сидели на запрохладневшем берегу, рассматривая деревья на противоположном берегу реки и перебирая в пальцах остывающий песок.
- Не печалься, солнце моё, скоро я найду тебя, отберу у Чудища, расколдую, и мы поженимся.
- Солнце встаёт в том числе и в пасмурные дни.
- Позолоченная тарелка ещё раскалённого солнца опустилась одним краем в море, начиная свой прекрасный закат и как будто пытаясь заставить воду вскипеть.
- Солнце у нас одно, другого не бывает.
- Неужели есть люди, которым солнце не нравится?
- Звезда, называемая Солнцем, вращает вокруг себя немало громадных космических объектов.
Чтобы правильно вычленить морфемы в слове, иногда полезно составить словообразовательную цепочку. Вот сейчас этим и займемся.
Расти — воз-расти — возраст.
Существительное возраст заимствовано из старославянского языка и образовано от глагола «возрасти» с помощью суффикса -ть.В современном русском языке не выделяется в слове «возраст» приставка. Все слово является корнем, на конце нулевое окончание.
Бессмыслица — это то, что не имеет смысла. А «смысл» обязательно заключает в себе мысль.
Поэтому корень в данном слове — мысл-. Далее вычленяем приставку — бес-(бессердечный, бессовестный), находим ещё одну приставку -С- и суффикс -иц- (девИЦа).
Морфемный состав слова следующий:
бес/с/мысл/иц/а — приставка/приставка/корень/суффикс/окончание, основа — бессмыслиц-.
Они могут быть и синонимами. Но если оружие может быть огнестрельным, холодным, то есть предметы, применяемые в целях защиты или нападения, то орудие — это не только оружие, но и средства производства, любое приспособление для изготовления, выполнения чего-либо, даже подручные материалы. Глагол «орудовать» означает пользоваться чем-то, делать с помощью чего-либо, управлять и т.д. «Как он лихо орудует топором» — топор в данном случае — орудие.
Слово «чувство» в старославянском языке писалось «чувЬство». В некоторых регионах России говорили и говорят до сих пор «чуЙство» )) Получается, что какая-то буква так или иначе всегда присутствовала между «У» и «С» в слове чувство. Конечно, проверить можно было бы только, зная точное происхождение этого слова, но копать так глубоко никому не хочется, а ведь интересно ))
Если посмотреть, в каком виде слова, родственные слову «чувство» пишутся и произносятся в других, родственных языках, можно убедиться в том, что буква «В» стоит как раз на своём месте.
Если исходить из того, что слово чувствовать означал раньше также, как и чуять, слышать, обонять, осязать, можно найти однокоренные слова в других языках и лучше понять его происхождение.
Например, в болгарском «чувам» (это значит «слышу»), в сербохорватском «чувати» (то есть «охранять» или «стеречь») и во многих других родственных старославянскому языку букву «В» нельзя никуда убрать, так как полностью меняется написание и соответственно звучание, а в результате и сам смысл слова.
Но можно и просто запомнить. Я запоминал правильное написание этого слова в паре с другой орфограммой, в слове «участвовать».
чуВствовать — учаСТвовать -> в одном случае буква «В» присутствует, в другом — нет. Так и запомнил — учаСТвовать проверить можно словом участие. Значит, в другом слове, «чувствовать» буква «В» должна быть.
Loading…
- Главная
- О нас
- Новости
- Наш проект «Рассказ о слове».
С первого класса, мы с ребятами работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые.
И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
В первом классе мы узнали, что в русском языке есть слова, написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить.
Во втором классе познакомились с лексическим значением слова, подбирали родственные слова, однокоренные, учились подбирать к слову антонимы и синонимы. Всё это обогатило наш кругозор, речь, словарный запас.
В третьем классе работа над словом усложнилась. Дети начали понимать природу фразеологизмов, исследуя слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретённые знания. Вот и появилось желание исследовать разные слова русского языка.
Все ребята разделились на группы, выбрали слово для исследования, обсудили план, распределили направления работы. А затем каждая группа по плану исследовало своё слово, составляли красочную страницу, и защищали свой проект.
Было очень интересно наблюдать за процессом работы детей. На переменах ребята ходили в школьную библиотеку, находили загадки, пословицы с этими словами. Антонимы, синонимы, однокоренные слова, составляли предложения. Никто не остался в стороне, все были заняты работой. Слова взяли самые разнообразные: «Снеговик», «Союз», «Огонь», «Бокс», «Доброта», «Снег», «Футболист».
Актуальность проведения данной исследовательской работы, состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Вот мнение ребят по завершению работы:
«Работать нам было интересно. В результате работы мы поняли, что о каждом слове русского языка в различных источниках можно найти интересную информацию».
Дата публикации — 19.12.2022
Автор — Елена Токарева классный руководитель 3Г класса