Тема проекта: «Слово нужное «Здравствуйте!».
Цель: познакомить сверстников с историей возникновения слова «здравствуйте»,
с правилами речевого этикета.
Задачи:
1. Выяснить, почему при встрече мы говорим друг другу: «Здравствуйте!»
2. Узнать о приветствиях других народов.
3.Воспитывать любовь, уважение к старшим и друг к другу.
Методы:
-подумать самостоятельно;
-посмотреть книги о том, что исследуешь;
-спросить у других людей;
-обратиться к сети Интернет;
-понаблюдать;
-провести акцию добрых слов.
Введение.
Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы,
-Здравствуйте! –
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не
сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось
в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось
в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась
жизнь?
( В. Солоухин)
«Здравствуйте», «Добрый день», «Привет», «Мы рады Вас видеть» — эти приветствия много раз звучат в нашей жизни. Приветствовать – значит желать друг другу здоровья, добра, мира, успехов и благополучия. Во всех странах мира люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим симпатию и доброжелательность. Но у разных народов – разные приветствия, не зря говорят: «Скажи, как ты здороваешься, и я угадаю, откуда ты родом». Мы с уважением относимся к обычаям и традициям всех жителей Земли.
А знаете ли вы, что приветствия отражают особенности национального характера, историю народа, подчеркивают, что является наиболее важным в их жизни? Нет, тогда этот проект для вас!
В России приветствуют друг друга разными словами, но чаще всего произносят «ЗДРАВСТВУЙТЕ». Нас с малолетства учат здороваться с людьми родители, бабушки, учителя. Нам стало интересно, откуда произошло данное слово, какие ещё слова приветствия употребляют наши сверстники, как приветствуют друг друга разные народы.
Возникла идея провести акцию добрых слов среди ребят-ровесников и детей дошкольного возраста.
II. Основная часть
2.1 Лингвистические сведения о слове «Здравствуйте».
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
— Здравствуй! — улыбается он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
С давних времён люди стремились, увидев друг друга, выразить своё отношение словами или знаками. Для приветствия мы употребляем слово «здравствуйте», т.е. желаем собеседнику быть здоровым.
Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.
В деревнях до сих пор принято здороваться и с незнакомыми людьми.
Обратившись к истокам интересующего нас слова, в этимологическом словаре М. Фасмера находим слово «здравствуй». Образовано оно от 1 л. ед.ч. глагола здравствовать, имевшего значение «приветствовать, желать здоровья».
Заимствовано слово из церковно-славянского языка.
Полный церковно-славянский словарь трактует значение слова так: здравствую — бываю здоров; здравствуйте, — приветствие, поставляемое в конце письма и соответствующее нашему прощайте.
То есть раньше употребляли слово не как приветствие, а как прощание: «Ну, будьте здоровы!»
Исследуя истоки слова дальше, выясняется, что оно берёт своё начало в праславянском языке: «sъdorvъ»
Употребляли его и в старославянском языке: «съдравъ»
Слово произошло от существительного «dorvo»-дерево. Буквальное значение — «похожий на дерево».
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова мы можем прочитать:
Здравствуй (те).
1. Употребляется при приветствии при встрече.
2. Употребляется как выражение удивления, недовольства и т.п. (разг.) Вот и здравствуйте вам: я же не виноват!
Словарь морфем русского языка А.И.Кузнецовой, Т.Ф.Ефремовой выделяет в слове «здравствуй» корень — здрав (здоров, здрав). Родственными являются слова: здравствовать, здравица, здравница, здравость, здравый, поздравительный, поздравление, поздравлять и т.д.
Интересующее нас слово входит в состав фразеологизмов: «Здравствуйте, я ваша тетя!», оборотов речи, употребляемых как междометия: «Она при всех ругала его, а он — нате, здравствуйте, — явится!»
В оборотах, носящих призыв: «Да здравствует мир во всем мире!»
2.2. Приветствие- правило этикета.
Мы приветствуем друг друга разными словами в зависимости от возраста, отношений друг другу. С друзьями чаще всего обмениваемся приветами, взрослым людям говорим «доброе утро», «добрый вечер», «добрый день».
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…Привет!
С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой… Привет!
При встрече через много лет, вы крикните друзьям… Привет!
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго… Привет!
И вы запомните совет: дарите всем друзьям… Привет!
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! — Солнцу и птицам.
Доброе утро! — Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
Приветствия с помощью слов, которыми вы пользуетесь в жизни различны: привет, здравствуй, доброе утро, добрый день, рад тебя видеть, салют, добрый вечер, приятно познакомиться, очень рад знакомству;
А вот приветствия на различных языках: здоровеньки булы, шалом, салам алейкум, гуд монинг, гутен морген; бонжур;
Приветствия могут быть не только речевыми. Из рыцарских времен пришел обычай приветствовать друг друга, снимая шляпу. Переступив порог дома, странствующий рыцарь снимал свой шлем. «Я тебя не опасаюсь, — говорил он этим жестом хозяину,- видишь, голова моя открыта, я тебе доверяю!». Часто приветствие сопровождается кивком головы, поднятием руки, рукопожатием.
Рукопожатие — традиционный, символический жест. Смысл древнего обычая подавать правую руку для приветствия — показать, что в ней нет оружия, человек пришел с миром и его опасаться не нужно.
Во все времена считалось: не поздороваться с человеком – невежливо, а не ответить на приветствие, значит нанести настоящую обиду. Раньше из-за этого вызывали на дуэль, скрещивали шпаги.
Существует целый раздел в правилах хорошего тона, посвященный разъяснению правильного приветствия человека человеком. У нас в стране приветствуют, придерживаясь следующих правил этикета.
Человек может говорить приятные слова, а его жесты, поведение говорят о его невоспитанности, могут даже оскорбить человека.
Каковы основные правила приветствия?
Куда бы ни пришел вежливый человек: в школу, домой, в гости, – он всегда поздоровается. Даже тогда, когда он входит в кабинет к зубному врачу. А самое главное, он всегда поздоровается первым и сделает это сразу же.
Когда входишь в дом, в театр, музей, снимай головной убор (обязательное правило для мальчиков, юношей, мужчин).
Вежливый человек всегда пожмет протянутую руку. Но не забудьте: поздороваться нужно первым, но руку протянуть сами мы не можем, это право взрослых. Пожимая руку, не надо стараться при этом показывать всю свою силу. Нельзя ни в коем случае здороваться сидя, нужно встать. Пожимая руку, мы не косимся по сторонам, а смотрим прямо в глаза тому, с кем здороваемся.
Если на улице холодно и у вас на руках перчатки, что делать?
Нельзя протягивать руку в перчатке тому, кто без перчаток. Но если взрослый в перчатках, то вы тоже можете их не снимать.
Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает шляпу и перчатку. Когда он приветствует кого-либо на расстоянии, то делает лёгкий поклон и прикасается рукой к шляпе, слегка её приподнимает. Если сидит, то встаёт и после этого приветствует. Головной убор – зимнюю шапку, лыжную шапочку, кепку или берет – трогать не надо. Мужчина ограничивается лёгким поклоном, если приветствует на расстоянии, и снимает перчатку, если обменивается рукопожатием. Во всех случаях, здороваясь, мужчина должен снять перчатку – это знак особого уважения. Женщины слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, они могут не вынимать руки из карманов пальто, жакета.
Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин, и лишь после этого мужчины приветствуют друг друга.
Произнося слова приветствия, мы слегка улыбаемся, ведь, когда человек видит улыбку на вашем лице, он и вас примет более радушно. При приветствии друга на вашем лице, естественно, более открытая улыбка.
Смотрите в глаза человеку, с которым здороваетесь.
Если вы вошли в помещение, то вы первым здороваетесь с присутствующими людьми.
В гостях, зайдя в комнату, вы сначала здороваетесь с женщинами, затем с мужчинами, приоритет отдаёте хозяйке дома.
Если встречаются ровесники или люди, равные по положению, то первой может поздороваться и женщина.
Существует ритуал вставания при приветствии. Положено, чтобы младшие вставали, когда здороваются со старшими. Вежливые мужчины также встают, приветствуя женщин. Если приветствуют друг друга две женщины, они могут встать. Встав для приветствия, садимся только тогда, когда сел старший человек или женщина.
Учитель здоровается с классом, дети слово «здравствуйте» хором не произносят, а в ответ на приветствие встают.
Выполнение правила «готов к уроку», когда дети стоят у своих парт, и обозначает приветствие.
Среди военных принята развёрнутая форма приветствия: «Здравия желаю!» Военные люди при встрече друг другу отдают честь, согласно уставу.
2.3 Приветствия других народов.
В мире существует много непривычных для нас форм приветствий. Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой. Левую руку они закладывают за ухо да ещё высовывают язык.
В Индии до сих пор сохранился обычай при встрече знакомых прикладывать ладони к сердцу.
Некоторые племена Новой Зеландии здороваются, прикасаясь, друг к другу носами.
Арабы говорят: «Мир с тобой!», а индейцы наваха — «Всё хорошо!».
У японцев для приветствия применяется три вида поклонов: самый низкий, средний поклон (с углом тридцать градусов) и лёгкий (с углом пятнадцать).
У гренландцев отсутствует формальное приветствие, но при встрече они обязательно произносят: «Хорошая погода». Смысл этого замечания далеко выходит за рамки климатического определения и означает «Мир прекрасен».
Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине, латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щёку.
Представители племени Амамба в Кении плюют на встречного – в знак глубокого уважения.
На острове Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.
Иудеи в знак приветствия говорят: «Мир вокруг».
Монголы спрашивают: «Здоров ли ваш скот?» Ведь стадо для монгола – кочевника – основа его жизни. Здоровы животные – значит, хватает еды, соответственно, всё благополучно в семье.
Здороваясь, еврей скажет: «Мир вам, перс!»
В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди.
Туркмены засовывают руки в длинные рукава, а китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
Таджики складывают обе руки чуть ниже груди и немного подходят к приветствуемому человеку: «Солом алейкум» — и протягивают обе руки.
Египтяне интересуются: «Хорошо ли вы потеете?»
А папуасы произносят: «Дай я тебя обнюхаю!»
У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока тот не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.
Отсюда следует сделать вывод, что у большинства народов словесное приветствие сопровождается каким — либо жестом или целым рядом движений.
21 ноября в календаре значится как Всемирный день приветствий.
«Отцы» праздника — два брата – американца из штата Небраска Брайен и Майкл Маккомак – в 1973 году в разгар очередного египетско-израильского конфликта решили, что пришло время совершить «простой, но эффективный поступок» — разослать письма с радушными приветствиями по всему миру. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всём мире. Они лишь просили адресата поприветствовать ещё кого-нибудь, ещё ну хотя бы человек десять. Идея пришлась по вкусу многим и была быстро поддержана как руководителями государств, так и простыми людьми.
Можно из выше сказанного сделать вывод, что здороваться принято у всех народов. Однако формы проявления желания добра различны.
У разных народов — разные приветствия. Но в каждом из них заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен! Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья!»
2.4. Исследования.
В экспериментальной части работы были проведены следующие наблюдения:
1.На улице.
Возвращаясь из школы, мы решили поздороваться с людьми.
Вывод:
из 15 встреченных человек сказали «здравствуйте»-11,
сказали «привет» -4. Это были сверстники.
В деревне принято здороваться со всеми.
2.В школе.
Около раздевалки мы подсчитали, сколько взрослых и детей поздоровались с гардеробщицей, используя слово «здравствуйте», а сколько другим приветствием.
Вывод:
Взрослые — «здравствуйте» сказали 13 человек,
другие приветствия -2 человека.
Дети — «здравствуйте» сказали 37 человек,
другие приветствия 1 человек.
Наиболее распространенное приветствие у взрослых и детей «здравствуйте».
Видим, что в нашей школе здороваются почти все: и взрослые, и дети. Из всех ребят не поздоровались 7 учеников: 3- из среднего звена, 4-из младших классов. Надеемся, что своим проектом сократим и это число.
Не секрет, что большую часть свободного времени дети проводят у телевизора. Мы решили отследить, как здороваются на ТВ. Проследив за ведущими центральных каналов ТВ, развлекательного канала, детского канала, музыкального канала, мы сделали вывод, что
- здороваются все ведущие.
- доминирует приветствие – «здравствуйте», «добрый день», «добрый вечер».
- не следует брать пример с ведущих музыкальных каналов, которые употребляют для приветствия иностранные, разговорные, нелитературные выражения «хаюшки», «приветики», «хеллоу», «наше вам с кисточкой».
В современном мире, с его глобальной сетью общения, часто в целях экономии времени, места и т.п., происходит замена слова «здравствуйте» какими-либо другими словами. Чаще всего они несут в себе разговорный, диалектный, иногда жаргонный характер. Отсюда «заряд на здоровье», «на добро», исторически заложенный в слово, утрачивается. Тем не менее, молодежь здороваться, приветствовать друг друга не перестает.
Одним из родственных слов нашего приветственного слова, является слово «здравица», «заздравная» песня. Песня, которую исполняют, желая здоровья и добра. В интернете мы нашли целый список современных произведений. Песен, названия которых начинаются со слова «здравствуйте», в которых употребляются приветственные слова.
Нам стало интересно, а возможно ли нарисовать слово «здравствуйте». Обобщение результатов наблюдения, позволяет сделать вывод, что да, возможно. На рисунках присутствуют 2 объекта. Они направлены навстречу друг другу. Интересно и то, что объекты не только люди, но и животные и растения. Присутствие улыбки на мордочках, солнышка на каждом рисунке позволяет говорить о том, что слово несет положительный заряд. Подкрепляется в рисунках и вывод о том, что произнесение слова сопровождается каким-либо дружественным жестом, действием (рукопожатие, наклон цветка, обнюхивание, улыбка)
Наша акция добрых слов радостно была встречена не только в школе, но и в детском саду «Белочка». Ребята и воспитатели приняли нас радушно. Мы сделали вывод, что дети все знают правила этикета. Им было интересно узнать о приветствиях других народов. Они пообещали нам всегда здороваться и быть вежливыми.
Заключение.
«Здравствуй, человек!» Это значит будь человеком в самых лучших его проявлениях. Будь честным, совестливым, справедливым. Как зеницу ока береги эти качества в себе самом, в своих ближних.
В результате исследования, мы пришли к выводу, что слово «здравствуйте» несёт важное и нужное значение для окружающих. Мы говорим это слово по привычке, не задумываясь о том, какой скрытый смысл заложен в это слово. Но оно оказывает положительное воздействие на человека, заряжает энергией на весь день.
Слово «здравствуйте», действительно досталось нам от наших предков. Человек, так или иначе «запрограммирован» на приветствие.
Сказав это слово, ты показал, что:
— Вежлив, воспитан.
— Желаешь всем окружающим здоровья.
— Доброжелательно относишься к людям.
Получив ответное приветствие ты:
— Зарядился положительной энергией.
— Стал веселее, здоровее.
Слово «здравствуйте» делает окружающий мир чище, радостнее, добрее.
«Здравствуйте!» — говорим мы друг другу, ежедневно улыбаясь, излучая радость от встречи. И получается, что словом «здравствуй» мы передаём друг другу частичку собственного благополучия, здоровья, радости, счастья. Как бы подзаряжаем друг друга на расстоянии энергией жизни – Духом жизни.
Я спешу сказать вам — здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам — благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам — Радости!
Удач, успехов и везенья!
Друзья, не забывайте здороваться, дарите людям радость, тепло и улыбку, и тогда мир станет добрее!
Вот наш цветной буклет,
Чтобы вежлив был всегда,
Есть в нем добрые слова!
Здесь “Привет”, “Добрый вечер”,
“Здравствуйте”.
Все слова, что есть в конверте,
С удовольствием говорите.
Добрых слов на свете много,
Нужно только их найти.
Чтобы в жизни с добротою,
Вам бы было по пути.
Настанет, друзья, счастливое время,
Наступят чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми.
Грубить перестанут они.
Литература.
- Вовк Г. «Культура приветствия» // Воспитание школьников. 2003.№10.
- Давыдова М. «Доброе слово, что ясный день» // Начальная школа.2000.№7
- Интернет.
- Мирзоян А.П. «Мир этикета». Научно-популярное издание, 2001.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: / Под ред. Шведовой, М.: Рус. яз.,1989.
- Фасмер М.Этимологический словарь рус.языка: С.Пб.: Терра- Азбука, 1996.
- Фразеологический словарь русского языка./Автор проф. Федосов И.В..М.:-«ЮНВЕС».-2005.
Пояснительная записка
Один японский писатель написал книгу “После
трех будет поздно”. Он считает, что маленький
человек с самого рождения должен знакомиться с
нормами поведения в обществе. Дети очень часто
сталкиваются с вопросами: как стать воспитанным,
обаятельным, приятным в общении человеком; где,
как и в какой мере следовать правилам этикета, а
когда отдать предпочтение интуиции, чувству; как
вести себя в незнакомой компании, как
здороваться, что подарить другу на день рождения,
но очень часто или не задумываются над ответами,
или не знают, как выйти достойно из трудной
ситуации. И поэтому чем раньше ребята
столкнуться с проблемными ситуациями, чем раньше
услышат ответы на волнующие вопросы, чем раньше
со стороны посмотрят на то, как надо и не надо
себя вести, тем раньше они начнут впитывать
“молчаливый язык” (этикет), с помощью которого
можно многое сказать и многое понять, если уметь
видеть.
Совершив маленькое путешествие в лабиринты
этикета в программе “Волшебное слово
“Здравствуйте”, ребята попробуют узнать ответы
на некоторые вопросы и в игровых ситуациях
проверить себя.
Программа предназначена и для детей в возрасте
5–6 лет, и для школьников начальной ступени
обучения, и для школьников среднего звена (в
зависимости от возраста используется
соответствующий материал). В основе программы
лежит комплексный подход: знакомство с правилами
поведения в обществе в словесной и
наглядно-игровой форме, решение ситуативных
задач, просмотр кино- и видеоматериалов.
Цели:
Совершенствование различных компетенций
учащихся с целью гармоничного развития
свободной и активной личности
Задачи:
- знакомство с историей возникновения хороших
манер, правилами этикета, с обычаями и традициями
разных стран, расширение кругозора;
- активизация познавательной деятельности,
развитие логического мышления, внимания, речи,
развитие творческого воображения и чувства
юмора, развитие в ребенке воспитанности,
любознательности, активного отношения к миру и
творческого воображения, развитие чувства
коллективизма через командные игры,
- обучение основным правилам поведения в
коллективе.
Используемые приемы и методы:
- словесно-наглядные: рассказ, объяснение,
показ;
- практические: АМО (активные методы
обучения): дидактические игры, анализ конкретных
ситуаций, решение проблемных задач.
Этапы и формы проведения программы:
- Беседа о слове “Здравствуйте”.
- Викторина о хороших манерах.
- Игры, конкурсы.
- Решение игровых ситуаций.
- Просмотр кинофильма (отрывки из мультфильмов
(“За щелчок”, “Малыш и Карлсон”, “Винни Пух”),
кинофильм “Как вести себя в гостях”).
Сценарий программы:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы узнаем что-то новое и интересное о
волшебном слове “Здравствуйте!”
Ежегодно, 21 ноября, отмечается Всемирный день
приветствий. Придумали его 2 брата-американца
Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска.
Случилось это в 1973 году, в самый разгар холодной
войны, в знак протеста против усиления
международной напряженности.
По их мнению, люди, приветствуя друг друга,
способствуют миру на нашей планете. Как вы
думаете, почему? Если вам трудно ответить на этот
вопрос, попробуйте разобраться, что означает
слово “здравствуйте”.
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь
здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее
настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы
здороваемся, то вольно или невольно желаем друг
другу что-то хорошее. А если вокруг будет много
здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас
будет добрым и счастливым.
Сегодня более 140 стран участвуют в этом
празднике-игре. Смысл праздника – в течение дня
от всей души поприветствовать не менее 10 человек.
Главное – искренне, от души. Поэтому вы тоже
можете стать участниками этой игры и сказать
добрые слова при встрече с близкими и друзьями и
знакомстве с новыми людьми. И будет очень хорошо,
если такая игра превратится в норму вашего
поведения в обществе. Как же можно поздороваться
с человеком при встрече?
- приветствия с помощью слов, которыми вы
пользуетесь в жизни: привет, здравствуй, доброе
утро, добрый день, рад тебя видеть, салют, добрый
вечер, приятно познакомиться, очень рад
знакомству;
- приветствия на различных языках: здоровеньки
булы, шалом, салам алейкум, гуд монинг, гутен
морген; бонжур;
- приветствия с помощью жестов: рукопожатие,
кивок головой, поднять руку и помахать, поцелуй
руки, снятие головного убора, военные отдают
честь, прикладывая руку к фуражке, объятия, если
люди давно не виделись.
Конкурс: “Поздоровайся со мной!”
Ведущий просит каждого поздороваться с ним с
помощью слов и жестов. Участники конкурса
разыгрывают следующие ситуации:
- нужно поздороваться с ведущим, всем своим видом
показывая пренебрежение, нежелание общаться,
- участник должен поздороваться так, чтобы
ведущий почувствовал его расположение и
доброжелательность.
И
участники, и наблюдающие за ситуацией должны
понять, что при встрече необходимо не только
поздороваться, но обязательно посмотреть на
человека, улыбнуться, отчетливо, внятно
произнести слова приветствия.
Владимир Солоухин когда-то сказал: “А ведь у
людей в распоряжении есть еще и улыбка.
Посмотрите, почти все у человека предназначено
для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить,
рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе,
кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы
не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели.
Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с
вами было просто, радостно и легко. Это ужасно,
если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты
никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”.
Поэтому не забывайте приветствовать людей еще и
улыбкой. Когда вы разговариваете с кем-то, вы
можете выразить жестом, взглядом, улыбкой свое
отношение к нему.
Но самому человеку улыбка, конечно же, тоже
очень нужна. Не случайно существует поговорка: от
улыбки человек становится красивее.
Конкурс: “Поздоровайся с другом!”
Несколько пар ребята должны поприветствовать
друг друга, каждая новая пара должна
использовать разные формы приветствий с помощью
слов и жестов (мальчики могут надеть различные
головные уборы, девочки могут взять в руку веер и
т.д.)
Конкурс: “Пословицы о
приветствиях, встречах и гостеприимстве”
(Ведущий произносит начало пословицы,
участники – ее продолжение)
По одежке встречают …(по уму провожают)
Каков привет …(таков ответ)
Приветливое слово… (гнев побеждает)
Доброе слово …(и кошке приятно)
Не дорог обед… (дорог привет)
Ласковое слово лучше…(мягкого пирога)
Своего спасибо не жалей, а чужого (не жди)
От доброго слова язык … (не усохнет)
В глубокой древности, когда люди еще не умели
говорить, они иногда встречались друг с другом в
лесу и что-то бурчали вместо приветствия.
(Некоторые люди так делают и сейчас, но это очень
невоспитанно).
Охотники на мамонтов вежливо поднимали копье
или каменный топор и обменивались двумя словами.
Здоровались и жители Египта, когда строили свои
пирамиды, и индусы, и греки, и татары. Рабы
приветствовали своих господ, господа дам,
подданные рыцарей, рыцари – королей.
Стоило
одному встретить другого, он его приветствовал:
кто-то потому, что так было принято, кто-то из
вежливости, другие – из уважения. Так люди и до
сих пор здороваются.
А если человек не поздоровался – это очень
плохо. А если не ответил на приветствие – еще
хуже. Уклониться от приветствия или не ответить
на него во все времена и у всех народов считалось
верхом невоспитанности и неуважения к
окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах
привета заключено очень большое и важное
содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен.
Знай, что я тебя уважаю и желаю тебе всего самого
доброго: здоровья, мира, веселья, счастья”. Вот
что означает простое, обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Итак, ЗАПОМНИ!
- При знакомстве нужно поздороваться и
представиться.
- Лучше полностью назвать свое имя и фамилию
- После знакомства принято улыбнуться и сказать
несколько вежливых фраз: приятно познакомиться,
очень рад знакомству.
Об этом удивительном слове поэт Владимир
Солоухин написал стихотворение “Здравствуйте”:
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы: “Здравствуйте!”
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не
сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в
мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Вот видите, вы поздоровались – и “на капельку
радостней сделалась жизнь”.
Правда, многое зависит еще и от того, как вы
поздоровались. Один мальчик жаловался, что с
“этими здоровканьями – одни неприятности”. “Я,
– говорит, – уже скоро нервный от них стану. Я на
улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого
не пропустить. Как увижу, “здрасьте!” кричу. И
мне же еще выговор делают: “До чего ты, Кеша,
некультурный – просто ужас!”
Но вы бы видели, как Кеша здоровается. Бежит
Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза
нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную
банку подфутболивают. Навстречу ему школьная
медсестра. Он на бегу бодро прокричал не то
“дрась”, не то “брысь” и помчался вперед. А она
только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат
их, учат, а толку мало”. Нет, поздороваться с
человеком так, чтобы “на капельку солнца
прибавилось в мире”, тоже надо уметь.
Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками
можно произнести простое слово “здравствуйте!”
В одном случае оно звучит тепло, в другом –
официально, в третьем – холодно, в четвертом –
иронично, в пятом – вопросительно и т.д. Все
зависит от ситуации и от воспитанности человека.
Конкурс: “Разноцветное слово
“здравствуйте”
Ребятам предлагается произнести слово
“здравствуйте” со множеством разных оттенков
голоса, в зависимости от интонации слово
“здравствуйте” может прозвучать:
- официально (сухо, строго, по-деловому)
- весело, по-дружески
- вопросительно (испуганно, недоверчиво)
- пренебрежительно (без желания общаться)
- грустно, печально
- уважительно (с почтением, с поклоном)
- доброжелательно, бодро (оптимистично, в хорошем
настроении)
В разные времена и в разных странах здороваются
по-разному.
??? Почему военные, здороваясь, поднимают руку
к шапке или фуражке?
Послушайте такую историю. В давние времена
рыцари были закованы в латы, а на головах носили
шлемы с опущенным забралом. Здороваясь, они
хотели видеть, кого они приветствуют. Поэтому и
поднимали забрало. Рабы в Древнем Риме, встречая
господина, должны были снимать шапку, чтобы
показать бритую голову – знак рабства. Ну, а
мушкетеры? Если бы они кланялись в своей
широкополой шляпе, украшенной перьями, то даже
носа не было бы видно. Поэтому они стали снимать
шляпу элегантным движением.
??? Кто знает, как приветствуют люди друг друга
в разных странах?
— Русские – обнимаются и целуют друг друга в обе
щеки.
— Китайцы – кланяются друг другу.
— Эскимосы выражают свое уважение и
почтительность, высовывая язык во все стороны (но
вам, конечно, никто не поверит, что вы эскимосы,
если вдруг где-то, встретив знакомого, вы
высунете язык, вряд ли ваш знакомый захочет
поздороваться с вами в следующий раз).
— Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь
стадо для монгола-кочевника – основа его жизни.
Здоровы животные, значит, хватает еды и,
соответственно, все благополучно в семье. Вот и
получается: пожелать здоровья четвероногому
кормильцу – все равно, что пожелать здоровья
самому скотоводу.
— Самыми забавными и по сегодняшний день
остаются приветствия африканских племен.
Словами “я тебя вижу” обмениваются при встрече
зулусы. Акамба в Кении в знак глубокого уважения
плюет на встречного. В знак приветствия арабы
скрещивают руки на груди, туркмены засовывают
руки в длинные рукава. Египтяне раньше
интересовались: “Хорошо ли вы потеете?”, а
папуасы предлагали: “Дай я тебя всего обнюхаю!”
— У некоторых индейских племен принято при виде
незнакомого человека сидеть на корточках до тех
пор, пока тот не приблизится и не заметит этой
миролюбивой позы. Иногда для приветствия они
снимают обувь.
— Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор
правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и
еще высовывают язык.
— Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют
голову.
— Японцы предпочитают поклоны.
Существует забавная история о происхождении
хороших манер.
Однажды
мокрый снег застал большую компанию ежей на
каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру.
Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в
середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли.
Ежи никак не могли отыскать “золотую середину”
– то они кололи друг друга иглами, то замерзали,
то сталкивались, то разбегались по углам. А потом
договорились: уступать друг другу. Погрелся в
середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
Может быть, хорошие манеры – это “золотая
середина”, которую нашли люди для удобства
общения? Сложившиеся правила поведения помогают
людям понять друг друга, позволяют избежать
конфликтов, натянутости в отношениях. По тому,
как человек держится, как он ходит, садится, ест,
как держит руки, какие слова произносит, судят об
уровне культуры. Этикет – это молчаливый язык, с
помощью которого можно многое сказать и многое
понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить
словами.
Человек может говорить приятные слова, а его
жесты, поведение говорят о его невоспитанности,
могут даже оскорбить человека.
Этикет – это свод определенных правил: как
поздороваться, как вступить в разговор, как вести
себя за столом, как делать подарки. Этикет
позволяет поступать уважительно,
доброжелательно, с доверием к людям.
Каковы основные правила приветствия?
1. Куда бы ни пришел вежливый человек: в школу,
домой, в гости, – он всегда поздоровается. Даже
тогда, когда он входит в кабинет к зубному врачу.
А самое главное, он всегда поздоровается первым и
сделает это сразу же.
2. Когда входишь в дом, в театр, музей, снимай
головной убор (обязательное правило для
мальчиков, юношей, мужчин).
3. Вежливый человек всегда пожмет протянутую
руку. Но не забудьте: поздороваться нужно первым,
но руку протянуть сами мы не можем, это право
взрослых. Пожимая руку, не надо стараться при
этом показывать всю свою силу. Нельзя ни в коем
случае здороваться сидя, нужно встать. Пожимая
руку, мы не косимся по сторонам, а смотрим прямо в
глаза тому, с кем здороваемся.
4. Если на улице холодно и у вас на руках
перчатки, что делать?
5. Нельзя протягивать руку в перчатке тому, кто
без перчаток. Но если взрослый в перчатках, то вы
тоже можете их не снимать.
Вот история происхождения правила снимать
перчатки. Уезжая из дома в дальний путь,
рыцарь обязательно надевал на себя тяжелые латы,
железные рукавицы, железный шлем с забралом,
закрывая им лицо. Но вот на пути дом, где живет
добрый человек. Переступая порог, странствующий
рыцарь снимает шлем и держит его в руке. “Я тебя
не опасаюсь, – говорит он этим жестом, – моя
голова открыта, потому что я доверяю тебе”. А
сняв железную рукавицу, человек показывает, что в
его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в
железной рукавице непросто было пожать руку.
Конкурс: “Познакомься”
Представьте, что вы – отличник, хулиган,
спортсмен, рыцарь.
Вы пришли в новый класс. Вам надо познакомиться.
Конкурс: “Найди ошибки!”
- Ученик подходит к взрослому (руки в карманах,
жует) и говорит “Здравствуйте!”
- Мальчик сидит дома на диване и смотрит
телевизор. Входит мамина знакомая. Мальчик,
повернувшись, говорит “Привет!” и
поворачивается обратно к телевизору. (Мальчик
должен встать, подойти к гостье, сказать
“здравствуйте, тетя Маша!”, предложить сесть,
узнать, не мешает ли ей телевизор.)
- Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с
человеком, которого вы не знаете, и
приостановился, чтобы спросить как дела? Вы, не
здороваясь и не останавливаясь, пошли дальше.
(Если здоровается ваш товарищ, следует
поздороваться и вам. Надо пройти немного в
сторону, чтобы не мешать беседе, и остановиться,
чтобы подождать товарища.)
- В школьном коридоре разговаривают учителя.
Среди них вы видите своего классного
руководителя. Проходя мимо, вы вежливо с ним
здороваетесь: “Здравствуйте, Мария Петровна!”
(Обязательно надо поздороваться со всеми
учителями, а на Марию Петровну можно
выразительно посмотреть, улыбнуться или
чуть-чуть склонить голову).
- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели,
что у передней двери стоят ваши друзья. “Привет,
Коля, Леха, Андрюха!” – закричали вы на весь
автобус и начали проталкиваться вперед, бурча
под нос, что все мешают. (Если вы увидели знакомых
в автобусе, в библиотеке, на другой стороне улицы,
то следует их поприветствовать, при условии, что
они вас заметили. Кричать во весь голос, так, что
люди начинают в испуге оборачиваться, не стоит.
Вы можете помахать им рукой, улыбнуться, слегка
поклониться.)
Игровое задание: “Разыграем ситуацию” (см. Приложение)
Шуточные вопросы
1. В каком кармане брюк, в правом или в левом, не
следует держать руку в присутствии старших?
(Держать обе руки в карманах брюк ни в коем случае
нельзя, даже в присутствии своих ровесников.
Девочке тоже не подобает держать руки в карманах
брюк, во всяком случае во время разговора. В
крайнем случае, допустимо держать одну руку в
кармане пиджака, но лучше время от времени ее
оттуда извлекать.)
2. Где можно громко зевнуть: дома, в классе или в
обществе малознакомых людей? (Совершенно
неприличен громкий зевок не только в обществе
малознакомых людей, но и в классе, дома.
Воспитанный человек вообще постарается
воздержаться от зевка. Можно зевнуть “внутрь”,
но осторожно, главное, незаметно.)
3. Если при разговоре, в гостях, за столом вы не
знаете, куда деть руки, что можно теребить:
галстук, пуговицы, рукав партнера, заплетать в
косички кисти скатерти? (Их нельзя теребить, надо
положить руку на колени, но ни в коем случае не на
стол, особенно локти.)
4. Если вам надо сосредоточиться, что лучше
делать? Ерошить волосы на затылке, почесываться,
щелкать суставами на пальцах, постоянно
что-нибудь “мурлыкать”? (Ничего)
5. Вы находитесь в магазине. Вам надо узнать у
продавца, сколько стоят яблоки.
Как лучше к нему обратиться:
— продавец, сколько стоят яблоки?
— гражданин, сколько стоят яблоки?
— тетенька, сколько стоят яблок?
(Извините, пожалуйста, сколько стоят яблоки?
Простите, сколько стоят яблоки? Скажите,
пожалуйста, сколько стоят яблоки?)
Обращение должно быть вежливым. К знакомым
взрослым надо обращаться по имени и отчеству.
Обращение ТЕТЯ, ДЯДЯ – только для твоих
родственников.
Если ты не знаешь имени человека, к которому
обращаешься, начни фразу со слов: ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ,
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
Близким людям, друзьям говори ТЫ, взрослым – ВЫ.
Обращение к человеку на ТЫ или ВЫ зависит от его
возраста.
??? Кому можно говорить ТЫ? – маме, папе, другу,
сестре, брату, дедушке, бабушке, тете, дяде.
??? К кому надо обращаться на ВЫ? – к соседу,
воспитателю, учителю, врачу, незнакомому
человеку.
6. Идут рядом мальчик и девочка. Впереди
скользкая, грязная тропинка, дорога незнакомая. А
идти страшновато. Да еще корова стоит впереди.
Мальчик говорит девочке: “Проходи вперед, я тебя
пропускаю”.
(Если впереди узкая дорожка, мальчик должен
пропустить девочку вперед. Но если дорожка
скользкая, грязная, незнакомая, то мальчик должен
пройти вперед и подать руку девочке, поддержать
ее, пойти вперед, проверить, все ли в порядке).
7. Прибегает Ваня к товарищу домой – на прогулку
позвать – и говорит: “Алеша дома?” (Первое, что
надо сказать, – здравствуйте!)
Игры. Викторина. Сказочные вопросы (см. Приложение 1)
Игры. Викторина. Сказочные вопросы (см. Фотографии)
Проект «Рассказ о слове»
ГЕРОЙ произносим
[г и р о й]
записываем
герой
1.
Лексическое
значение слова:
1. Человек, совершающий подвиги,
необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2. Главное действующее лицо литературного
произведения.
2. Однокоренные слова: герой, героизм,
героический, геройство.
3. Синонимы: храбрец, смельчак.
Антонимы: герой – трус.
Фразеологизм: Герой
нашего времени, герой не моего романа.
4. Сочетаемость слова: сказочный,
главный, лирический
5. Пословица: Герой в бою думает не о смерти, а о победе.
Не тот герой, кто награду ждет,
а тот герой, кто за народ идет.
Загадка: Этот сказочный герой,
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
6. Предложения с этим словом: Мы будем всегда помнить
наших героев!
Выполнила:
уч-ца 3 класса «Г»
ГБОУ лицей г.Сызрани
Мяхлова Мария
Проект «Рассказ о слове»
ДОБРО произносим
[ д а б р о ]
записываем
добро
1.
Лексическое
значение слова:
Все положительное,
хорошее, полезное.
2. Однокоренные слова: добряк, доброта, добродетель.
3. Синонимы: благо
Антонимы: добро — зло
Фразеологизм: Доброе сердце (о добром,
отзывчивом человеке).
Дать добро (разрешить что-то делать,
одобрить какое-либо начинание).
4. Сочетаемость слова: бескорыстное,
душевное.
5. Пословица: Добро помни, а зло забывай!
Вранье не введет в добро.
Загадка: Его не скушаешь, но вкус его сладок!
Его не
видишь, но вид его приятен!
Оно
может быть близко, если ты веришь в это!
Оно рядом, но его не
потрогаешь! (Добро)
6. Предложения с этим словом: Добро всегда побеждает
зло.
Выполнила:
уч-ца 3 класса «Г»
ГБОУ лицей г.Сызрани
Мяхлова Мария
-
расскажите о слове здравствуйте всё, что знаете
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
jaslyntravis486
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика51 секунд назад
Математика 6 класс
-
Русский язык54 секунд назад
Помогите срочно пожалуйста рассказ на заре туманной юности
-
Литература1 минута назад
Срочно задание по литературе
-
Алгебра1 минута назад
Помогите с алгеброй… Пожалуйста
-
Русский язык3 минуты назад
срочно!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Русский язык3 минуты назад
срочно!
-
Математика4 минуты назад
82453+28х82-6919:17-14009
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Руководитель:
Симонова Галина Александровна
Учреждение:
МОБУ «СОШ № 68» г. Оренбург
Ученический творческий проект по литературному чтению «Вежливые слова в нашей речи» был проведен ученицей 3 класса начальной школы с целью сформировать у учащихся 3 класса МОБУ «СОШ № 68» потребность в употреблении слов вежливости, сделать их неотъемлемой частью лексикона младших школьников.
Подробнее о проекте:
Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему «Вежливые слова в нашей речи» содержит справочную информацию об истории появления вежливых слов в русском языке, а также рассказывает, какие аналоги этих слов существуют в других языках мира. В рамках проекта ученица провела исследование и выяснила, как часто используют вежливые слова в своей речи её одноклассники.
В готовом проекте по русскому языку «Вежливые слова в нашей речи» говориться об актуальности знания и употребления вежливых слов всеми людьми. Ведь это позволяет нам проявлять уважение и толерантность к окружающим, а также обогащает нашу речь, показывает нашу воспитанность. В приложении к роботе приведен краткий словарь вежливых слов.
Оглавление
Введение
1. Из истории вежливых слов.
2. Что такое вежливость.
3. Классификация и значение вежливых слов.
4. Вежливые слова в нашей речи.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Меняется мир, меняются времена. Что-то отживает, а что-то остается незыблемым. Уважение – одна из таких незыблемых категорий. Как и сто, и двести лет назад, люди испытывают в нём потребность. Одни его ищут, другие — добиваются, третьи выбирают из существующего положения вещей. Одной из форм проявления уважения является вежливость.
Вежливость происходит от древнерусского «вежа» – знающий, сведущий. [7,с.35]Отсюда вежливый – знающий, как себя вести. Вежливость выражается посредством учтивого поведения. Но не всегда в жизни вежливый человек, соблюдающий внешне правила поведения, внутренне может уважать человека. Он просто соблюдает формальность.
С раннего детства родители, воспитатели, а затем и учителя учат нас быть вежливыми. На уроках «Риторики» мы изучали тему «Вежливость». Нас заинтересовал вопрос: Что же это такое? Откуда произошли вежливые слова? Зачем люди используют их в речи? Что они обозначают?
Изучив литературу по данной теме, мы столкнулись с проблемой – в чём же заключается истинная вежливость. Ведь истинная вежливость подразумевает наличие доброжелательного отношения к человеку, а это не всегда возможно. Тактичность, как форма проявления вежливости, подразумевает чувство меры, умение соизмерять свое поведение с чувствами других людей и осознавать границы дозволенного. Тактичности свойственно интуитивное определение правильного тона в общении с людьми. Но не все люди обладают чувством такта.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод: тема «Вежливость» будет актуальной всегда. Ведь каждому человеку необходимо учиться быть вежливым и тактичным. Так ка эти качества показывают наше отношение к друг другу, к делам, поступкам, поведению.
Цель нашей работы: сформировать у учащихся 3 б класса МОБУ «СОШ № 68» потребность в употреблении слов вежливости.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по выбранной теме;
- выяснить происхождение значения слов вежливости;
- познакомиться с использованием вежливых слов в других странах;
- определить частотность употребление слов вежливости в речи учащихся нашего класса;
- выпустить буклет «Словарь вежливых слов».
Предмет исследования: слова вежливости.
Объект исследования:учащиеся 3 класса «Б»
Что такое вежливость?
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Жан Жак Руссо
«Вежливости» посвящено много работ. Изучив разнообразную литературу по данной теме, мы выделили следующие определения слова «вежливость».
Вежливость – признак хорошего воспитания. Это особенное чувство благорасположения. Вежливость, будучи проявлением истинного душевного настроения, предполагает тактичное отношение к ближнему. [6]
Вежливость —обладает способностью смягчать сердца людей, которые без нее становятся грубыми и черствыми. Вежливость помогает людям чувствовать себя комфортно друг с другом и избегать напряжённости отношениях. [5]
Вежливость – термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. [9]
Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. [3,с. 46]
Понятие вежливости тесно связано с нормами морали.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.
Как же проявляется вежливость:
- в приветливости (поздороваться с человеком, попрощаться и т. п.)
- в уважительном обращении с собеседником;
- в своевременных и уместных извинениях (попросить прощенья даже за незначительные вещи);
- в словах благодарности («Спасибо», «Благодарю вас» и т. п.);
- в просьбах (использование слова «пожалуйста», фраз типа «будьте добры», «будьте любезны» и т. п.);
- в уважительном тоне голоса (без приказов и грубых повелений);
- в предложении помощи нуждающемуся («Чем могу Вам помочь?»; «Разрешите Вам помочь?»);
- вежливость в использовании фраз проявления внимания и беспокойства за человека («Как вы себя чувствуете?» «Как Ваши дела?»).
Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что вежливость — это повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома, в школе, и в общественных местах.
Классификация и значение вежливых слов
Все вежливые слова условно можно разделить на группы:
- слова приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер;
- слова благодарности: большое спасибо, благодарю, вы очень любезны;
- слова просьбы: будьте добры, вас не затруднит, не сочтите за труд, простите за беспокойство, не откажите в любезности, будьте так любезны;
- слова извинения: извините пожалуйста,прошу прощения, простите.
Выясним, что же обозначают некоторые из них. Всем известно слово благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говори «спаси – бо».
Знакомое всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово — «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.
Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания».
У каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но международный этикет по сути одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. Например, англичанинприветствует знакомого вопросом «How do you do?» — (буквально «Как ты действуешь?»), немец — «Wie geht’s?» («Как идется?»). Арабы при встреческажут: «Мир с тобой!», а евреи– «Мир вам». [1,с.75]
Истоки вежливого поведения уходят в глубокую древность. Так в Древнем Египте во время короткой встречи состоянием здоровья интересоваться было не принято, египтяне спрашивали: «Как вы потеете?». Древние греки говорили друг другу «Радуйся!».
Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются рукопожатием. Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди целуются при встрече и прощании. Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются, мерзнущие лапландцытрутся друг о друга носами, мужчины‑эскимосыслегка ударяют друг друга кулаком по голове и по плечам. Пренебрежением эстетических чувств кажется нам свойство поклона жителей острова св. Лаврентия в Тихом океане. Если тамошние жители выражают своё особое уважение и расположение, то плюют себе на ладони и натирают друг другу лица.
Дружелюбные японцыкланяются, как и китайцы. Впрочем, в современном Китае знакомые приветствуют друг друга излюбленным жестом актеров и политиков — сцепленными руками, поднятыми над головой. А наш жест приветствия — ладонь, обращенную к собеседнику, раскачивающуюся влево‑вправо — японец истолкует как жест прощания.
Самоанцыобнюхивают друг друга, тибетцыснимают головной убор правой рукой, а левую руку закладывают за ухо и высовывают язык. В Северной Африке принято, поклонившись, поднести правую руку ко лбу, к губам и к груди ‑ это должно значить «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя».
В России с древнейших времен при встрече спрашивали о здоровье, эта традиция сохранилась и сейчас. Всем известно слово здравствуйте, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова выражает пожелание здоровья.
Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. [2] Аналоги нейтрального «Здравствуйте» ‑ дружеское «Привет» или «Здорово!», официальное «Позвольте вас поприветствовать!». Пожилые люди иногда говорят: «Моё почтение» и «Доброго вам здоровья». [1]
Таким образом, мы познакомились с далеко не полным обозрением разнообразных выражений одного и того же чувства. Вполне вероятно, что некоторые формы этих приветствий совершенно устарели, исчезли. Что ж, тем любопытнее было узнать о них.
Вежливые слова в нашей речи
Совместно с учителем мы провели исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Для этого мы составили анкету и провели опрос среди учащихся нашего класса (Приложение 1). Всего в опросе принимало участие 22 респондента (учащиеся 3 б класса).
Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов (Приложение 2, Рисунок 3).
Наиболее употребляемыми остаются слова приветствия — прощания: здравствуйте (отметили 11 человек – 50%) и близкие ему по значению – доброе утро, добрый день, добрый вечер – 17 (77, 3%). До свидания (отметили 11 человек – 50%), а также слова благодарности: спасибо (15 человек – 68, 2%), благодарю — 8 человек – 36,4%,пожалуйста (13 человек – 59,1%). (Приложение 2, Рисунок 3).
К сожалению, другие слова: будьте добры, извините, простите, приятного аппетита, будьте здоровы и другие наши сверстники, как показали результаты опроса, употребляют редко.
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети часто забывают. Так, поздороваться с одноклассниками при встрече забыли 3 человека, что составляет 13,7 % всех учащихся класса, а попрощаться 2 – 9,1%.
По результатам опроса можно сделать вывод, что 17 детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова по отношению ко всем людям,4 человека не всегда используют эти слова в общении, а 1 учащийся затрудняется ответить на данный вопрос.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы составили буклет «Словарь вежливых слов», который, на наш взгляд, поможет учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.
Заключение
Вначале своей работы мы поставили перед собой цель: сформировать у учащихся 3 б класса МОБУ «СОШ № 68» потребность в употреблении слов вежливости. Чтобы реализовать её мы изучили большое количество литературы по данной теме и выяснили, что слова вежливости имеют богатую историю. Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, поэтому над развитием культуры общения нужно работать.
Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль. А ещё вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации. Вежливость даёт умение – «держать себя в руках», придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств.
Она даёт радость – от общения с людьми. Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении. Вежливость освобождает – от хамства и грубости.В помощь учащимся нашего класса мы составили «Словарь вежливых слов».
Список литературы
- Алан Ю. Как вы потеете?//Уральский следопыт.- 1981. — №1. — стр 75.
- Википедия – свободная энциклопедия. Здравствуйте. https://ru.wikipedia.org/wiki/. Здравствуйте. Дата обращения (12.01.16).
- Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е изд., дополненное.- М..: Азбуковник, 1999.- 944 стр.
- Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил.
- Формирование характера-Вежливость. [Электронный ресурс].
- Что такое вежливость? [Электронный ресурс].
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001-400с.
- Школа жизни.ру. Познавательный журнал. Автор: Елена Посашкова [Электронный ресурс].
- Энциклопедия Кругосвет/ Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. [Электронный ресурс].
Приложение
Словарь вежливых слов
«Б» | |
благодарность | Большое вам спасибо! |
Весьма вам признателен(льна) | |
Вы мне очень помогли | |
Примите мою благодарность | |
Премного благодарен(на) | |
Спасибо за добрые слова | |
Я Вас благодарю | |
«З» | |
знакомство | Будем знакомы |
Весьма рад(а) | |
Давайте знакомиться | |
Очень приятно! | |
Очень рад(а) знакомству с вами | |
Позвольте представить(ся) | |
Рад(а) познакомиться с вами | |
Разрешите с вами познакомиться | |
«И» | |
извинение | Извините, пожалуйста |
Примите мои извинения | |
Поймите меня, я виноват(а) | |
Признаюсь, я виноват(а) | |
Простите, пожалуйста | |
Прошу прощения | |
Я был(а) не прав(а) | |
«П» | |
пожелания | Всяческих благ! |
Приятного аппетита! | |
Приятного сна! | |
Спокойной ночи! | |
приветствие | Доброе утро! |
Добрый день! | |
Добрый вечер! | |
Здравствуй(те) | |
Мир вашему дому! | |
Моё почтение | |
Очень рад(а) вас видеть! | |
Привет! | |
Приветствую вас! | |
Приятно снова вас видеть | |
просьба | Будьте добры |
Будьте любезны | |
Если вас не затруднит | |
Не откажите, пожалуйста | |
Не смогли бы вы | |
Пожалуйста | |
Пожалуйста, помогите мне | |
Позвольте | |
Прошу вас | |
Разрешите | |
прощание | Будьте здоровы! |
Всего хорошего! доброго! | |
Доброй ночи! | |
Доброго пути! | |
До встречи | |
До (скорого) свидания | |
До скорой встречи | |
Желаю всяческих благ | |
Прощай(те) | |
Спокойной ночи | |
Счастливо | |
Счастливого пути! | |
Счастья вам! | |
Удачного дня! | |
«Т» | |
телефонный разговор | Всего хорошего! |
Вы располагаете временем? | |
Извините за беспокойство | |
Можно вас побеспокоить? | |
Можно вас попросить? | |
Непременно выполню вашу просьбу | |
Перезвоните, пожалуйста | |
Повторите, пожалуйста | |
Приятно с вами побеседовать | |
Рад(а) вас слышать | |
С удовольствием |
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.