(Горький «На дне», акт 3-й)
Лука. Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно…
Наташа. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?
Горький. На дне. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига
Лука. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!
За красной стеной тихо звучит гармоника и песня.
Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом… Ну, ладно! В лесу дача стояла, место – глухое… а зима была, и – один я, на даче-то… Славно-хорошо! Только раз – слышу – лезут!
Наташа. Воры?
Лука. Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел… Гляжу – двое… открывают окно – и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором… Я их упреждаю – отстаньте, мол! А то сейчас – стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они – на коленки пали: дескать, – пусти! Ну, а я уж того… осердился… за топор-то, знаешь! Говорю – я вас, лешие, прогонял, не шли… а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один – ложись, а другой – пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они… и говорят мне – дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется)… вот те и с топором! Да… Хорошие мужики оба… Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, – Степаном звать, – возьмет, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой – Яков был, все хворал, кашлял все… Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна – прощай, говорят, дедушка! И ушли… В Россию побрели…
Наташа. Они – беглые? Каторжане?
Лука. Действительно – так, – беглые… с поселенья ушли… Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!
См. также Рассказ Луки о праведной земле.
Источник: пьеса НА ДНЕ, Акт 3.
Лука. Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно…
Наташа. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?
Лука. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!
За красной стеной тихо звучит гармоника и песня.
Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом… Ну, ладно! В лесу дача стояла, место – глухое… а зима была, и – один я, на даче-то… Славно-хорошо! Только раз – слышу – лезут!
Наташа. Воры?
Лука. Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел… Гляжу – двое… открывают окно – и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором… Я их упреждаю – отстаньте, мол! А то сейчас – стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они – на коленки пали: дескать, – пусти! Ну, а я уж того… осердился… за топор-то, знаешь! Говорю – я вас, лешие, прогонял, не шли… а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один – ложись, а другой – пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они… и говорят мне – дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется) … вот те и с топором! Да… Хорошие мужики оба… Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, – Степаном звать, – возьмет, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой – Яков был, все хворал, кашлял все… Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна – прощай, говорят, дедушка! И ушли… В Россию побрели…
Наташа. Они – беглые? Каторжане?
Лука. Действительно – так, – беглые… с поселенья ушли… Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!
Сегодня Православная Церковь празднует память святителя Луки Крымского. О современных чудесах, явленных святым, рассказывает архимандрит Нектарий (Антонополус).
Сын Божий, Бог-Слово по своей безмерной любви сошел на землю, принял на себя человеческую плоть, дабы спасти заблудшего человека. Он взял на себя всю человеческую боль и его грехи. На земле он учил людей, исцелял их, помогал им в нуждах и умер за них. После своего Воскресения Господь заповедал Своим ученикам проповедовать Евангелие всей твари – просвещать, крестить и исцелять. И апостолы «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Евангелие от Марка, 16-20).
Святые Апостолы чудотворят не своей силой и совсем не для того, чтобы произвести впечатление или приобрести себе славу и известность, как это делают все колдуны и обольщенные. Апостолы единственной целью своей имеют Славу Божию и спасение людей.
В деяниях подтверждаются слова Христа: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Евангелие от Иоанна, 14-12).
Это обещание Христа не могло относиться только к апостольским временам. Христос не прекращает творить Свои чудеса и сегодня в Церкви через святых. И в наши дни Он не перестал проявлять Свою любовь. И если святые, по меткому выражению отца Иустина Поповича, «есть Христос – проникающий сквозь века», то тогда совершенно неудивительно, что, совершая чудеса, святые исцеляют людей, и тем самым продолжают дело Иисуса Христа.
Святой Лука является одним из звеньев той длинной цепи, которая берет свое начало в апостольские времена. Он любил Христа и людей. Он служил образу Божиему – человеку, и в особенности – страждущему, служил с невероятной любовью и самоотверженностью. Святой Лука считал лечение больных величайшим делом, которое есть подражание самому Христу.
Архимандрит Нектарий (Антонопулос)
В одной из своих проповедей он проясняет свое понимание этого вопроса. И мы ясно понимаем те мотивы, которые подвигли его посвятить себя медицинской науке. Не денег и славы ради, не ради других каких-то целей, а дабы послужить, облегчить, исцелить страждущего человека.
Святой Лука говорил: «…Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Господь послал Своих учеников не только проповедовать, но и исцелять больных? Если Господь считал лечение болезней таким важным делом, что ставил его в один ряд с проповедью Евангельской, тогда это означает для нас, что это и есть одно из важнейших дел человека. Он ведь не сказал: «Проповедуйте Евангелие и научите людей, как им устроить свою социальную жизнь».
Он абсолютно нигде об этом не говорит. Но он дает апостолам заповедь лечить больных. Почему так? Потому что Господь Наш Иисус Христос и сам исцелял людей, демонов изгонял, мертвых воскрешал и ученикам дал заповедь лечить больных. Ибо болезни есть самая большая боль и самая большая проблема человечества.
Есть множество болезней, страшных недугов, которые мучают человека, разрушают его жизнь и приводят его к отчаянию. Но Господь человеколюбец и благ и от нас он требует, чтобы мы были милостивыми и творили дела любви. И первое дело милосердия – это и есть исцеление больных. Таким способом мы показываем свое сострадание и нашу любовь к несчастным собратьям своим, которые страждут».
Блажен тот врач, кто занимается медициной, подвигаемый к этому любовью к болящему, кто стал врачом не ради того, чтобы хорошо и прекрасно жить, но для того, чтобы помочь человеку, помочь ближнему.
Блажен тот врач, ибо он совершает одно из тех двух служений, которые совершали ученики Христа.
Поистине блажен был Святой Лука. Он как сам Господь, пришел в мир, чтобы «благотворить и исцелять». А потому и получил от Бога дар чудотворения. Бесчисленны его чудеса и невероятны с точки зрения человеческой логики.
Святой Лука после своего мученического жизненного пути отошел в небесный Иерусалим 11 июня 1961 года. Но он нас не оставил и не забыл о своей профессии хирурга. В своей земной жизни он спешил помочь людям, используя все средства – собственные ноги, лошадей, сани, машины, поезда, самолеты. А сейчас ему уже не преграда ни расстояния, ни границы государств. Он спешит всюду, где его призывают.
Впервые я услышал о Святом Луке летом 1996 года. Меня потрясла его жизнь, и я решил узнать больше об этом человеке. Я совершил несколько поездок в Крым, а позже поехал по тем местам, где жил и работал святой. В январе 1999 года мы издали житие Святого Луки на греческом языке, позже перевели его на румынский, английский, французский и албанский языки. Книга эта выдержала множество изданий на греческом языке. Тираж ее составляет 80 тысяч экземпляров. Одно это – подтверждение того, сколь полюбили греки Святого Луку.
По всей Греции Святителю Луке построено около 30 часовен и почти в каждой греческой церкви есть его икона. В нашем монастыре в 2004 году тоже освящена часовня Святому Луке, где хранятся частицы его честных мощей. Рядом мы создали небольшой музей. Здесь выставлены личные вещи святого и фотографии о его жизни. Уже через два месяца после выхода книги о Святом Луки произошло и первое чудо, связанное с ним.
Частица мощей святителя Луки в монастыре Преображения Господня Сагмата (Греция, г. Фивы)
За все эти годы мы слышали множество рассказов о чудотворениях Святого Луки, записывали свидетельства людей о том, как святой являлся им и помогал.
Он являлся родственникам больных или им самим – в домах, больницах, операционных, отделениях реанимации. Он являлся во сне, в видениях, а иногда представал перед человеком явно, как живой. Святой Лука появлялся или как епископ, или как врач.
Иногда люди его видели со скальпелем и бинтами в руках. Он совершал операции, и многие, проснувшись, видели на своем теле следы крови или швы. Кто-то из больных видел его в операционной ассистирующим или руководившим другими хирургами во время операций. Да и сами врачи часто подтверждают, что будто не они оперировали, а рука как бы сама собой двигалась. Являясь некоторым больным, Святой Лука советовал им посетить наш монастырь, говоря: «Там мой дом, приходи повидаться со мной». И когда люди приезжают к нам, они с удивлением тут же узнают святого по иконе или какой-либо его фотографии.
Из огромной массы свидетельств о чудесах Святого Луки я выбрал лишь некоторые, которые полностью подтверждают уже приводившиеся слова Христа: «…верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Евангелие от Иоанна, 14-12).
Святитель Лука
В чём помогает святитель Лука?
1. «Я прославил Бога и Святого Луку – покровителя моей семьи!»
Отец Г. знает русский язык и исповедует русских эмигрантов, живущих в Греции. Он рассказал нам невероятную историю о хирургической помощи, которую ему оказал святой Лука в мае 2002 года:
«В связи со сдавлением корешка спинного мозга межпозвонковой грыжей между 4 и 5 шейными позвонками прекратила действовать левая рука, мышцы ее были атрофированы, с трудом действовала и кисть. Неврологи и нейрохирурги, наблюдавшие меня, советовали сделать операцию. Один из врачей, однако, посоветовал мне не спешить. Мне как диабетику рекомендовали принимать морские ванны, провести физиотерапию и заниматься лечебной физкультурой. Осенью я убедился, что все мои старания поправить здоровье результатов не принесли.
К врачам я больше не пошел. Я начал молиться с верой святому врачу – Луке. Каждый вечер читал ему акафист на русском языке. И Святой Лука откликнулся на мою молитву.
На рассвете 8 декабря 2002 года мне во сне явился святой Лука в своем архиерейском облачении. Поверх облачения на нем был накинут белый халат врача, а на голове надета шапочка, которая обычно бывает у хирургов во время операции. В левой руке он держал ножницы и бинты, а в правой – скальпель. Святой Лука, обращаясь ко мне, говорит: «Меня отправили к тебе. Знаю, как ты любишь русских, как ты помогаешь им духовно здесь, в Афинах. Поэтому из любви к тебе я тебя буду оперировать сам. Повернись спиной». Я повернулся, и в одну секунду операция была сделана. Опять слышу голос Святого Луки: «Всё, ты теперь здоров. Завтра сможешь руку спокойно поднимать, а через три дня я к тебе приду». Через несколько минут я проснулся.
Было 4:30 утра. Я встал, подошел к зеркалу, стал двигать рукой вверх-вниз и понял, что я здоров! Рука полностью функционировала. Даже следов атрофии не осталось. Больше всего меня поразил тот факт, что на майке, как раз на больном месте, были видны капли крови!
Я прославил Бога и Святого Луку – покровителя моей семьи!
После всего случившегося я решил пойти к своему врачу. Удивленный доктор спросил меня, что произошло и каким образом здоровье восстановилось так быстро. В ответ я протянул ему книгу о Святом Луке и сказал: «Доктор, прочитайте эту книгу и тогда сможете понять, что со мной произошло».
Я стал ждать среды. Ведь Святой Лука обещал через три дня навестить меня. В среду я пошел в храм и буквально следом за мной туда вошел господин Д.Г. и вручил мне икону Святого Луки с частицей его мощей! Эта икона теперь пребывает в нашем храме!
2. «Святой Лука был здесь…»
Госпожа Т. из города Ливадья прислала нам в журнал письмо следующего содержания:
«18 сентября 2005 года наш сын Константин попал в автомобильную катастрофу, результатом которой был тяжелый перелом обеих ног. Мы, его родители, были в это время в командировке. Узнав о несчастном случае, мы стали молиться Богу о сохранении жизни и здоровья нашего ребенка.
Из Афин в г. Ливадья в срочном порядке был отправлен вертолет для перевозки мальчика в центральную городскую детскую больницу. Из-за большой потери крови результаты первых сделанных анализов был удручающи. Все врачи высказывались за ампутацию обеих ног. Изменить своей волей решение врачей мы не могли. Мы только молились Богу и просили устроить всё так, чтобы ребенок не остался инвалидом.
На наше счастье, в операционную в этот день приехал заведующий ортопедической клиникой господин Г.П. и взял на себя всю ответственность за принятие решения и проведения операции. Именно этот хирург отменил решение об ампутации и, как нам сообщили позже, буквально бился за то, чтобы сохранить ноги ребенку и отстаивал свою позицию вопреки мнению всех остальных врачей. В результате левую ногу мальчику сохранили полностью, а на правой ампутировали только пятку.
После операции целый месяц наш сын находился в реанимации в Афинской детской больнице имени Аглаи Кирьяку. Многие врачи, участвовавшие в консилиумах, сомневались, что ноги в будущем удастся сохранить. Опасались разных инфекций и осложнений. Началась серия пластических операций в детской клинике «Святая София». Все врачи в один голос утверждали: ноги ребенку оставили, но одна из них двигаться никогда не будет, на ней не осталось ни сосудов, ни нервных волокон, ни кожи. Эта нога останется навсегда безжизненной.
26 ноября 2005 года наш сын впервые упомянул имя своего, как он сказал, друга, какого-то Луки.
Этот друг, по словам ребенка, будил его после наркоза и говорил: «Константин, проснись и иди к маме». Это повторялось, по словам нашего сына, после каждой операции.
Мы думали, что речь идет о каком-то конкретном враче, работающем в этой больнице. Стали спрашивать. Нам ответили, что врача с таким именем в больнице нет. И вот, после очередной операции Константин сказал нам совершенно конкретно: «Сегодня я видел Святого Луку». Мы спросили пластического хирурга г-на Н.П., что означают эти слова. Доктор с улыбкой достал из кармана своего халата иконку с изображением Святого Луки и сказал: «Вот про кого вам говорит все время Константин. Этот святой действительно является во время самых сложных операций, наподобие той, что была у вашего сына».
Надо заметить, что об этом святом мы раньше ничего не знали. По совету нашего доктора мы прочитали книгу о святителе Луке Крымском. Увидев у меня в руках книгу о Святом Луке, Константин показал на одну из фотографий и сказал: «Вот, мама, видишь, это и есть мой друг».
Чудесные явления Святого Луки продолжались. Был праздник Торжества Православия. Нога нашего мальчика начала уже действовать, и он мог даже шевелить пальцами. Врачи, видя процесс восстановления, только руками разводили и говорили: «Да, у Константина есть свой святой».
Святой Лука являлся нашему ребенку несколько раз прямо в операционной (мальчику было сделано в общей сложности более 30 операций разной степени сложности). 27 марта святой в операционной появился в своем архиерейском облачении, поверх которого был наброшен медицинский халат, и сказал: «Константин, ты молись, а я постараюсь тебя вылечить».
Психологи, работавшие в больнице, старались ободрить Константина и говорили ему, что все лечение закончится хорошо, только в будущем он не сможет на велосипеде кататься, как все остальные дети. Однако Константин, выписавшись из больницы, не только прекрасно стал ходить и бегать, но успешно освоил велосипед! Полное восстановление подвижности ног – это истинное чудо!
Мы очень быстро забыли свою скорбь и все свои переживания. Но что значат наши переживания в сравнении с той великой благодатью Божьей, столь щедро излившейся на нас по молитвам Святого Луки.
М.Т., г. Ливадья».
Святитель Лука
3. «Я пришел тебя прооперировать»
«15 января 2006 года днем совершенно неожиданно у меня сильно заболело правое ухо. Один мой знакомый, очень почитающий Святого Луку, дал мне книгу с его житием. Первое, что пришло мне в голову, это попросить святого мне помочь, в душе я верила, что это великий святой. Я положила в ухо кусочек ватки, помазала ухо маслом от лампадки, сверху приложила иконку Святого Луки и завязала голову платком.
С моей родственницей матушкой А. мы стали думать, идти ли мне в дежурную больницу или нет. В конце концов я решила никуда не идти. Хотя понимала, что сна у меня не будет от нестерпимой боли. Однако вскоре я заснула. Во сне мне является сам Архиепископ Лука в архиерейском облачении. В руках у него был какой-то медицинский инструмент, похожий на длинную иглу. Рядом с ним стоял А.П. – тот мой друг, который подарил мне книгу о Святом Луке. Святой говорит мне.
«Я Святой Лука и пришел тебя прооперировать. Не бойся, тебе больно не будет».
А потом поворачивается к моему другу и говорит: «Смотри, как я сейчас сделаю операцию».
Он поставил трубку ко мне в ухо. Я почувствовала как бы прокол, но боли не было.
Проснувшись утром, я поняла, что ухо у меня не болит. Ватка в ухе была вся пропитана гноем. Я пошла к лор-врачу г-ну А.Г. на осмотр. Он подтвердил, что сделан прокол барабанной перепонки и поставил диагноз – острое воспаление среднего уха. «Госпожа моя, – спросил в заключение лор-врач, – а кто вас оперировал? Хирург, сделавший хирургическое вмешательство, поистине высочайший мастер». А я ему ответила: «Доктор, вижу, у вас на столе иконы, вы верующий человек, поэтому вам я расскажу».
Я ему поведала о том, что случилось ночью, рассказала о Святом Луке и подарила ему книгу с житием Святого и его иконку.
Доктор согласился со мной. Прописал антибиотики и добавил – это счастье, что гной вышел, иначе вы могли бы лишиться слуха.
Через неделю я вновь пришла к врачу, и он сообщил мне, что я абсолютно здорова.
С.П. г. Афины».
4. «Я пришел на операцию»
«Меня зовут Мария К. В своем письме я хотела бы выразить свою благодарность Святому Луке за чудо моего духовного и физического исцеления.
В 2008 году мне необходимо было сделать хирургическую операцию по гинекологии. Операцию должны были сделать в больнице имени Метаксаса в городе Пирей. В трудных жизненных ситуациях я всегда обращалась к Богу и к святым за помощью. И все-таки вера моя была слабой, я была так называемым маловером.
Три года тому назад я прочитала книгу о Святом Луке. Меня буквально потрясла мученическая жизнь этого человека и его подвиг врача. Когда я должна была принять решение об операции, то дерзновенно обратилась с молитвой к Богу и к Святому Луке, прося помощи. Впервые в жизни я полностью положилась на волю Божию и уповала на помощь Святого Луки. Накануне операции я молилась Святому Луке так: «Святой Лука, я знаю, что ты поможешь мне во время операции и подскажешь врачу, как надо действовать. Ты сам присутствуй на операции». Впервые я чувствовала, что могу просить о помощи.
11 ноября 2008 года все было готово к операции. Когда я была уже не операционном столе, у меня началось сильное сердцебиение. Ко мне подошли врач-анестезиолог и три медсестры. Видя мое сильное беспокойство, доктор стала меня успокаивать. В эту минуту в операционную вошел врач в халате хирурга. Он сел на край моей кровати и стал внимательно на меня смотреть. Этот взгляд я никогда в жизни не забуду. Я сказала себе: вот истинный врач, который за меня очень переживает и по-настоящему сострадает вместе со мной. Вдруг я слышу, как врач-анестезиолог его спрашивает: «А вы кто? К сожалению, я вас не знаю». Неизвестный врач ей ответил: «Я пришел на операцию к этой девушке».
Через несколько минут анестезиолог опять поинтересовалась: «Пожалуйста, скажите мне, кто вы?» В ответ прозвучало: «Я на операцию к этой девушке». Тогда анестезиолог наклонилась ко мне и тихо спросила: «Кто это? Ваш родственник? Вы попросили его приехать к вам на операцию?» «Нет, – ответила я. – Я не знаю этого человека». Тогда доктор опять заговорила: «Эту операцию будет проводить господин К.В. А вы здесь зачем?» И в третий раз был ответ: «Я пришел на операцию к этой девушке». Не известный нам врач еще что-то тихо говорил, а потом ушел.
Я успокоилась, сердце заработало нормально. Я помню, что в книге о Святом Луке приводились такие его слова: «Человек перед операцией всегда страшится, он в отчаянии, сердце его разрывается… Врач должен не только препаратами успокоить сердце, но сам попытаться снять у больного страх и психологическое напряжение…»
В тот момент я и предположить не могла, что в операционную пришел сам Святой Лука. Между тем медсестры и анестезиолог прокомментировали это событие так: «Ошибся, наверное. На другую операцию, скорее всего, должен был идти. Что ж это он так перепутал, не знал, в какую операционную ему идти?»
Моя операция прошла успешно. Оперировавший меня врач, разговаривая с моим мужем, сказал: «Знаете, я сделал тысячи подобных гинекологических операций, но, уверяю вас, ни одна из них не проходила так спокойно и легко. Руки будто сами двигались!»
На следующий день я попросила принести мне книгу о Святом Луке. Трудно передать мое волнение, когда я поняла, что приходивший в операционную врач как две капли воды был похож на Святого Луку в бытность его врачом больницы в городе Переславль-Залесский в 1910 году. Помощь Святого Луки для меня имела больше духовное значение, чем физическое. Святой Лука буквально вырвал из моего сердца занозу маловерия, которая долгие годы мучила меня. Я поняла, что чудо совершается с человеком только тогда, когда он всецело предает себя Богу.
Очень скоро мы с мужем поехали в монастырь Сагмата в Фивы, чтобы отслужить благодарственный молебен Святому Луке. Мы очень волновались. У меня из глаз не переставая лились слезы. Я не могла произнести ни слова. А муж все раздумывал, что же нам пожертвовать в монастырь в благодарность святому. У него при себе была единственная ценная вещь – это часы, подарок нашего кума. 19 лет назад эти часы стоили 2 тысячи долларов. Муж их очень любил и никогда не расставался с ними. Но он решил оставить денежное пожертвование. Какой-то внутренний голос ему говорил: «Нет, оставляй здесь свои часы». Он этот голос не слушает и отсчитывает деньги. Три раза он слышал этот голос, и в конце концов пожертвовал в монастырь свои драгоценные часы. «Как только я их оставил здесь, – сказал он мне, – то мне показалось, будто я освободился от чего-то, что меня сильно привязывало к этой вещи».
«Святителю отче Луко, научи нас любить Бога так, как ты».
М.К., остров Закинф.
5. «В реанимации»
В конце июня 2009 года 24-летней Елене К. с острова Лерос делали операцию по замене сердечного клапана. Врач сообщил, что после операции больная будет находиться в течение двух суток в реанимации. Однако по истечении этого срока девушка в норму не приходила, «не просыпалась». Находилась она в этом состоянии 27 дней.
Друг семьи, узнав о случившемся, прислал родителям девушки книгу с жизнеописанием Святого Луки, текст молебна Святому Луке и масло от его мощей из Симферополя. Родители начали молиться Святому Луке. Через два дня больная открыла наконец глаза и начала говорить. Все в радости возблагодарили Господа и Святого Луку за помощь.
А медсестры из реанимационного отделения между тем рассказали следующее. Во время очередного дежурства, за день до «пробуждения» больной, в отделении появился какой-то странный врач, одетый в белый удлиненный халат старого образца из плотной ткани. Он, не говоря ни слова, прошел мимо дежурных в отдельный блок, где находилась больная. Странный врач плотно закрыл за собой дверь и задернул шторки стеклянной перегородки. Через некоторое время он опять появился в дверях, молча прошел мимо и вышел из отделения. Медсестры поспешили в блок к больной, и… увидели ее проснувшейся и абсолютно адекватно реагирующей на окружающих.
6. «Когда всё было кончено…»
Меня зовут Е.Х. Мне 37 лет. Родом я из г. Морфу. Сейчас проживаю в г. Лимасол. Работаю стюардессой и преподаю итальянский. 28 июня 2008 года, в воскресенье, утром я проснулась очень рано и чувствовала легкое недомогание. Оказалось, что у меня температура, и я решила пойти в поликлинику, попросить сделать какой-нибудь укол, чтобы слабость прошла. У нас с мамой было запланировано путешествие на остров Андрос, и откладывать его не хотелось.
Во вторник 29 июня лучше мне не стало, и я решила опять пойти к врачу. Время поездки приближалось. В поликлинике меня осмотрел врач моей мамы. Сделали анализы, но ничего не нашли. Небольшая температура держалась, и я чувствовала головокружение. На всякий случай врач предложила мне лечь в больницу, а я отказывалась и просила: «А можно мне лечь после нашей поездки? Я приеду и тогда пойду в больницу».
Врач настаивал, хотя и ничего не говорил о какой-то серьезной болезни. Слабость и температура не в счет.
На следующий день, 30 июня, во вторник, ко мне в больницу пришла невестка и подарила маленькую бумажную иконку Святого Луки. Раньше я не знала этого святого. Я положила иконку под подушку.
В среду, 1 июля, состояние моего здоровья резко ухудшилось. Мне сделали томографию и убедились в том, что у меня какая-то инфекция в кишечнике. Во время обследования я видела, как за мной внимательно следят четыре глаза.
Я старалась вглядеться в лица окружавших меня людей, но не могла. После обследования меня перевезли в реанимацию, и помню, я расстроилась, что потеряла иконку Святого Луки. Невестка мне дала еще одну, но вскоре и пропажа нашлась – иконка каким-то странным образом прилипла к моей спине. Вот я и держала крепко в своих руках обе иконки.
На рассвете 2 июля 2008 года инфекция дала осложнение на легкие. А в субботу врачи, которые так и не могли объяснить, какая во мне инфекция, и не могли справиться с болезнью, а лишь давали мне сильнейшие антибиотики и делали какие-то внутривенные вливания, решают подвергнуть меня операции. Заражение крови (сепсис) наступало столь стремительно, что думали, до вечера не доживу.
А я, несмотря на все трудности, чувствовала, что поправлюсь и с иконками в руках пошла на операцию. Я отдала иконки анестезиологу, чтобы после операции их забрать. Мне удалили желчный пузырь, хотя в итоге оказалось, что с ним было все в порядке. Наступило коматозное состояние, в котором я пребывала три дня. Состояние моего здоровья было настолько критичным, что все ждали худшего. Врачи не обнадеживали моих родственников.
Мои зараженные легкие отказывались дышать. Но чудо совершилось тогда, когда говорили о моем конце.
Во вторник пришел батюшка – отец П. и принес с собой мощи Св. Луки – частичку его сердца. Как мне потом рассказывали, он перекрестил меня мощами (частицей сердца святого). В этот момент я первые открыла глаза. С этой минуты мой организм начал бороться, и сепсис совершенно непостижимым образом стал отступать. Я исцелилась полностью. Для врачей это было невероятно. Верующие люди говорили, что произошло чудо. Кто-то попытался дать этому факту наукообразное объяснение, но это никого не убедило.
В больницу мне принесли книгу – житие Святого Луки – врача (моего врача – в моей ситуации). И я подумала, что ему помогали Святые Бессребреники Коcма и Дамиан.
И только потом я поняла, чьи глаза внимательно смотрели на меня во время томографии 1 июля. Это был день памяти Святых Космы и Дамиана, а они были правой рукой Святого Луки в операционной.
Моя невестка находилась в тот день в г. Веррия в монастыре. Все молились о моем здравии, а потом старец монастыря сказал: «Святой Лука и святые Коcма и Дамиан будут вместе с ней».
Е.Х. Лимасол – Кипр».
***
Это лишь малая часть совершаемых чудесных исцелений. Они – подтверждение не только святости Святого Луки, но и доказательство любви Господа, который даже в наше время богоотступничества нас не оставляет.
Нас, людей, разделяют расстояния, границы, язык. Но нас объединяет Церковь, в лоне церковном преодолеваются все различия, расстояния и границы. И святым они не преграда, ибо святые наднациональны, они выше расовых различий. Они не делают дискриминаций и не лицеприятствуют.
Хотел бы закончить свое выступление словами еще одного современного святого – отца Паисия, который написал о святом старце отце Арсении так: «Я думаю, что самая активная деятельность нашего святого отца начинается именно сейчас, после его смерти».
Я думаю, это и естественно, что он помогает сейчас больше, чем тогда, когда жил на земле, ибо ныне он рядом с небесным Отцом и как Его чадо своим предстательством, которое он имел и прежде, может получать в избытке Благодать и идти к страждущим людям, и помогать им, давая соответствующее лечение.
Его великие подвиги ради любви ко Христу, его любовь и смирение, принесли ему великое духовное развитие, и он сегодня парит с ангелами и ликует, потому что помогает большему количество страждущих людей и что славится имя Божие.
Сегодня уже наш Святой спешит к людям не телесными своими ногами, когда, задыхаясь, он старался поспеть к каждому больному, чтобы отслужить молебен и исцелить его, но теперь он летает, как ангел с одного края света к другому и может успевать ко всем, кто с благоговением призывает его помощь.
Доклад архимандрита Нектария (Антонополуса) на Третьей научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» (г. Железнодорожный, пос. Купавна 19 мая 2011 г.).
Перевод: Н. Николау
Текст предоставила Ирина Ахундова
Фото: Олег Карпушин
Вы прочитали статью Святитель Лука. Читайте также:
- По вере вашей
- Чудо святителя Луки
- Два фильма о святителе Луке Войно-Ясенецком
Предположим, вы четко соблюдаете севооборот, высаживаете рядом подходящие друг другу культуры (в том числе и в теплице), следите за составом и кислотностью почвы и обеспечиваете своим посадкам надлежащий уход. В принципе, для сбора хорошего урожая достаточно и этого. Но уж если следовать астрологическим традициям, то можно «согласовать» свои огородные дела еще и с движением Луны по небесной сфере, пишет журнал «Огород».
Если вкратце, то лук и чеснок (кроме тех случаев, когда эти культуры выращивают на зелень) относятся к растениям, основная полезная часть которых находится под землей. Поэтому главное мероприятие – посев или посадку этих культур – следует проводить на убывающей Луне, когда основные жизненные процессы сосредоточиваются в корнях растений. Лучшему росту культур способствует нахождение Луны в момент их посева или посадки в знаках «земли» – Тельце, Деве и Козероге. Соответственно, собирать урожай репчатого лука и чеснока, посаженного не на зелень, советуют на убывающей Луне, когда она находится в Весах, Льве, Козероге, Стрельце, Водолее или Близнецах. Часть лука, который вы планируете выращивать на перо, специалисты по Лунным календарям рекомендуют приравнивать к зелени и следовать соответствующим правилам. Лучшее время для посадки – растущая Луна в Раке, Скорпионе и Рыбах. Самый благоприятный период для полива, подкормок, прополок и обработки лука и чеснока от инфекций – когда Луна находится в Скорпионе. Не менее важны для успеха всех этих мероприятий лунный день и, напомним, фаза.
Когда сеять
В зависимости от времени посева луковые растения, повторимся, делят на озимые и яровые. В южных районах семена высевают ранней весной прямо в грунт. А вот в средней полосе и северных регионах семена вначале сеют на рассаду, а потом, уже после прогрева почвы, пикируют сеянцы в гряды.
Благоприятные дни для посева:
Февраль: 3-4, 7-9, 12-14, 17-18, 22-23, 16-27
Март: 3, 6-8, 11-12, 16-17, 21-22, 25-26, 29-31
Апрель: 4, 10, 15, 17-19, 21-22, 26-29
Май: 1-2, 5-6, 10-15, 23-25, 27-28, 31
Октябрь: 2-3, 7-8, 11-12, 16-17, 21-24, 26-27, 30-31
Ноябрь: 3-4, 7,9, 12-14, 17-23, 26-27, 30
Осенью лук и чеснок сеют перед самым наступлением устойчивых морозов.
Когда пересаживать рассаду
Рассаду растений пересаживают на подготовленное для нее место на грядках в мае, после исчезновения угрозы ночных заморозков. К моменту пересадки у сеянцев должны появиться 3-4 перышка. При нехватке света зелень может сильно вытянуться – в этом случае перед пересадкой ее допустимо обрезать на треть.
Благоприятные дни для высадки рассады:
Апрель: 4-7, 10-15, 21-22, 26-27
Май: 1-2, 10-11, 12-14, 19-20, 23-24, 27-29
Когда сажать
Посадку чеснока и лука на репку, так же, как и посев, можно проводить как весной, так и осенью. Во втором случае, проводя посадку незадолго до первых заморозков, предполагается получить раннюю зелень и урожай. Весной эти культуры сажают сразу после появления на березе первых листьев.
Благоприятные дни для посадки:
Апрель: 4, 10, 15, 17-19, 21-22, 26-29
Май: 1-2, 5-6, 10-15, 23-25, 27-28, 31
Октябрь: 2-3, 7-8, 11-12, 16-17, 21-24, 26-27, 30-31
Ноябрь: 3-4, 7,9, 12-14, 17-23, 26-27, 30
Когда поливать и подкармливать
Планируя полив лук и чеснока, ориентируйтесь на погодные условия вашего региона, а также на период вегетации. Озимым культурам, как правило, достаточно еженедельного увлажнения, яровые в этом нуждаются чаще, особенно в мае. Орошение прекращают примерно в первой половине июля, когда листья лука и чеснока начинают желтеть и подсыхать. Полив озимых растений следует прекратить за 2-3 недели до уборки, чтобы собранные впоследствии овощи хорошо хранились. Из подкормок по традиции особенно важны азотные, фосфорные и калийные. Первые – в период активного роста зелени, вторые – с момента посадки и до полного созревания, третьи – для формирования здоровых луковиц.
Благоприятные дни для полива и подкормок:
Март: 2-4, 7, 11-13, 16-17, 19-22, 25-26, 29-31
Апрель: 3-4, 8-9, 13-14, 17-18, 21-22, 26-27
Май: 1-2, 5-7, 10-11, 19-20, 23-24, 27-28
Июнь: 1-3, 6-8, 11-12, 15-16, 19-20, 24-25
Июль: 4-5, 8-9, 16-18, 21-22, 26-27, 31
Август: 1, 5-6, 9-10, 13-14, 17-19, 22-24, 28-29
Когда обрабатывать от инфекций
Начинать профилактическую обработку растений от болезней и вредителей следует еще на стадии отбора посадочного материала. В дальнейшем те же меры предпринимают и в период вегетации, используя биопрепараты и народные средства. Нескольких плановых обработок, как правило, достаточно для сохранения урожая. Если признаки инфекций все же появились, то, ориентируясь на время сбора урожая и срок ожидания, можно применить и химические пестициды. Не забудьте и об обработке погреба перед закладкой овощей на хранение.
Благоприятные дни для обработки:
Апрель: 1-2, 5-7, 10-12, 17-18, 19-25, 28
Май: 3-4, 8-9, 15-22, 26-31
Июнь: 4-5, 11-18, 21-28
Июль: 1-3, 8-16, 19-25, 28-30
Август: 5-8, 11-12, 15-21, 25-27
Когда полоть
Прополку важно выполнять своевременно, и особенно это актуально, пока сеянцы лука и чеснока еще небольшие. Чтобы сорняки не «заглушили» посадок и не повредили корневой системы молодых растений, «вредную» траву нужно вовремя удалять. И делать это нужно очень аккуратно, чтобы сами сеянцы не пострадали.
Благоприятные дни для прополки:
Апрель: 2, 5-18, 25, 27-29
Май: 3-4, 12-14, 16-22, 25-31
Июнь: 9-10, 14-18, 21-28
Июль: 6-7, 13-15, 19-27
Август: 1, 5-8, 11-22, 24-29
Когда убирать
Убирают лук и яровой чеснок традиционно после пожелтения и полегания листвы. Обычно этот период приходится на середину июля – середину августа. Озимый чеснок, как правило, убирают во второй половине июля, когда нижние листья полностью пожелтеют, а стрелки с соцветиями вытянутся. Внутри лопнувших соцветий должны просматриваться «бульбочки». Все работы по сбору урожая проводят в сухую погоду. После уборки овощи нуждаются в хорошем просушивании.
Благоприятные дни для уборки:
Июль: 1-2, 4-5, 6-7, 9-11, 13-14, 19, 22
Август: 3-4, 7-12, 17-18, 20, 30
Сентябрь: 2-8, 10, 16-17, 19, 22
Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе м. Горького «На дне», их трагическое столкновение
Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать.
Оборудование: текст пьесы, рм для работы в группах, запись на доске (или фото-презентация).
Прогнозируемые
Результаты: учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний; делают выводы об идейном содержании пьесы.
Форма проведения: урок-исследование.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
♦ В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе м. Горького «На дне»?
♦ чьи судьбы вас особенно потрясли и почему?
♦ Определите основное содержание и отметьте стадии развития конфликта в пьесе «На дне».
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. В пьесе м. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.
Пьеса м. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во многих театрах стран СНГ. режиссеры и актёры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаёшь, что в пьесе, написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара; где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: что есть исти на, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье? Об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.
IV. Работа над темой урока
1. аналитическая беседа
♦ м. Горький определил жанр своего произведения как социаль
Но-философскую драму. Давайте посмотрим, где происходит
Действие пьесы, познакомимся с героями и присмотримся к от
Ношениям в их мире.
Бубнов, картузник, 45 лет
Справка. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.
Š Бубнова и анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему?
Š «В любимом вся душа» — с этим утверждением луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» актёр. что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне?
Š В ответ на замечание луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё». В чём смысл такого изменения?
Сатин, лет под 40
Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).
Š Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему?
Š литературовед а. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление?
Š Существует мнение, что Сатин — идеолог наподобие расколь-никова, для которого Наполеон и магомет — образцы людей, право имеющих,— в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? а нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям? Š Как вы понимаете слова Сатина: «что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, магомет… в одном!»?
Лука, странник, 60 лет
Справка. лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний апостолов», искусного врача. В Евангелии от луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы а. Н. Островского «Гроза».
Š можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет?
Š Как бы вы «смоделировали» биографию луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? можно ли луку назвать «бывшим человеком»?
Š Попробуйте объяснить, почему лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает луку: «Не всякая правда нужна»?
Š что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание».
Š Как вы считаете — действительно ли лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»?
Š можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной? Š В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники — ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?
2. «мозговой штурм» (в группах)
Задание для 1-й группы. Горький порой говорил о луке как пародии на Платона Каратаева и удивлялся, что этого не замечают. Попробуйте решить, можно ли луку считать пародией на толстовского персонажа. Подумайте: существуют ли для луки «бесполезные» люди?
Задание для 2-й группы. Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи луки, и попробуем вывести некий алгоритм его «историй»:
Y рассказ о загробном мире, обещание успокоения;
Y рассказ о лечебнице для алкоголиков;
Y рассказ о Сибири, «золотой стороне»;
Y рассказ о случае под тобольском-городом;
Y рассказ о «праведной земле»;
Y рассказ о том, «для чего люди живут».
Š Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам лука? Представьте, что лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства актёра. Как его встретят «бывшие люди»?
Задание для 3-й группы. Вероятно, вы уже заметили, что один из главных (если не самый главный) пунктов, в котором сходятся, пожалуй, все рассуждения героев пьесы,— это вопрос о цели жизни человека (или человечества). Характерно, что точку зрения луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?
3. Презентация результатов работы представителями групп
4. обобщение учителя (показ фото-презентаций или обращение к записи на доске) — Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой