Рассказ о смешанных лесах по плану 4 класс окружающий мир

  • Энциклопедия
  • Растения
  • Смешанные леса

Особенности и население смешанных лесов.

На нашей планете существует примерно с десяток различных природных зон. Сухие и жаркие пустыни, влажные и благоприятные тропики, безжизненные степи – все это заполняет наш дом по имени Земля. Одна из самых известных и распространенных зон (в России, по крайней мере) – это леса. Главная черта лесов – это множество деревьев и абсолютно дикая природа. Да, человек может вмешаться в лесную деятельность. И, к сожалению, это оставляет свой след в виде мусора и спиливания деревьев, из – за чего площадь территорий лесов значительно урезалась. Итак, есть несколько видов лесов. Сегодня речь зайдет про смешанные леса. Что они представляют собой? Чем отличаются от остальных природных зон? И какие живые существа населяют данные леса?

Основная характеристика смешанных лесов.

И что же собой представляют смешанные леса? Уже по названию можно понять, что на данной территории что – то смешано. Это легко понять. Так вот, смешаны 2 вида деревьев – хвойные и лиственные. Отталкиваясь от данного факта, можно уже догадываться о том, кто из представителей флоры населяет эти леса. Но к этому мы еще вернемся. В летнее время в лесах достаточно тепло, а зима средняя по меркам мерзлоты и продолжительности. Здесь чаще всего встречаются дерново – подзолистые почвы, но в Южной Америке или Новой Зеландии находят и бурые лесные. Количество атмосферных осадков за год составляет от 60 до 700 мм. ртутного столба. Увлажнение в данной зоне колеблется около единицы, однако в некоторых случаях может и сильно измениться. Смешанные леса расположены в умеренном поясе Земли. Распространены в таких материках и странах, как Евразия, Северная и Южная Америка, а также Новая Зеландия.

Какие растения и животные обитают в смешанных лесах?

Начать стоит с растений, так как с ними будет попроще. Как правило, могут прорастать следующие деревья: ель, сосна, дуб, клен, липа, ясень и вяз. Но есть небольшой момент. В разных регионах растут разные деревья. Например, в Восточной Европе можно часто видеть яблоню, вяз или жимолость. На Кавказе же присутствуют ель, пихта, дуб или бук. Главные обитатели смешанных лесов среди фауны – это млекопитающие. Если быть точнее, то это лоси, кабаны, лисы, волки, медведи, бобры, белки и хорьки.

Доклад №2

Территория Земли делиться на природные зоны. Назвать природной зоной, можно определённую площадь географической оболочки Земли, которая имеет характерные особенности.  Определённый тип климата, свойственная структура флоры и фауны, почва – все это в совокупности образует природную зону. Благодаря своему разнообразию видов, такие леса более приспособлены к выживанию.

Смешанные леса – это природная зона, главная особенность которой заключается в наличии хвойных и лиственных деревьев. Все живые организмы, растения создают уникальный баланс для нормального развития. На этой местности образовалось нормальное сочетание разнообразных видов растений. 

Распространения

Стоит отметить, что природная зона смешанных лесов разделяется на несколько видов. Хвойно-мелколистные леса распространены преимущественно в районах таёжной Евразии.  Хвойно-широколистные леса преобладают в северных районах Соединённых Штатов Америки, Канаде, западных районах Южной Америке, Европе, России и Великобритании.

Растения

Существуют определённые яруса лесов:

• Высокие деревья (хвойные деревья (ели, сосны), дубы)

• Средние деревья (берёза, клён)

• Низкие деревья

• Кустарники

• Полукустарники

• Нижний ярус (травяные растения, мхи, лишайники)

Животные

На этой местности большое количество укрытий и много пищи. Поэтому территория является богатой на фауну. Разнообразие животного мира удивляет. В частности, дикие животные пробираются в плотную к людской цивилизации. В основном самым «смелым» является ёж, лиса, дикий кабан. На территории населённых пунктов можно увидеть белок, диких птиц, ужей, кротов. С основных представителей фауны хвойно-лиственных лесов можно выделить таких парнокопытных: зубры, лоси, косули. Обитают также и хищники: волки, медведи, куницы, хорьки. Возле больших и маленьких водоёмов можно выделить отдельные виды фауны: бобры, выхухоль, водные крысы. Если говорить о птицах, то их разнообразие в несколько десятков раз шире.

Климат

Погодные условия в этих районах земной поверхности довольно мягкие. Зима относительно тёплая (0-16°C), а лето продолжительное по сравнению с таёжными лесами. В среднем за один год выпадает около 900 мм осадков. Существует недостаток испарения, поэтому часто встречается болотистая местность.

Грунты

Исходя из того что эта территория занимает большую площадь земной поверхности, она имеет разнообразную почву. Такое разнообразие связанно с различными условиями климата, воздействия внешних факторов. В некоторых местах занимают преимущество дерново-подзолистые почвы. Также в районах смешанных лесов можно встретить серые лесные грунты, бурые лесные.

Деятельность человека

Человек довольно глубоко обустроился в природной зоне мешаных лесов. Добывается большое количество природных ископаемых, заготавливается древесина. Стоит отметить, что в результате человеческой деятельности, осталось всего лишь 30 % нетронутого и первозданного леса. 

Большие территории на различных континентах Земли. Богаты на разнообразность флоры и фауны. Человек освоил эти территории. На сегодняшний день практически не осталось стопроцентного леса. Зачастую эта территория разрезанная автомагистралями, застроена людскими поселениями.

2, 4, 5, 6, 7 класс, окружающий мир

Смешанные леса

Смешанные леса

Популярные темы сообщений

  • Открытие Антарктиды (Беллинсгаузеном и Лазаревым)

    Самым первым, кто предположил о существовании еще одного континента на морозном юге, был Джеймс Кук. Но в то время, сложная, холодная, морозная обстановка не дала ему подтвердить на практике свои предположения.

  • Цветок Ирис

    Матушка природа еще с давних времен была щедра к человеку. Многие даже не задумывались о том, сколько всего прекрасного нас окружает в этом мире. Благодаря природе мы можем любоваться прекрасными пейзажами,

  • Растения Арктики

    По своим характеристикам Арктика, является очень суровым природным поясом. Немногие животные и растения могут приспособиться и выжить в её морозном климате. Вечная мерзлота, нехватка воды, бедность почвы,

  • Лыжный спорт

    Приспособление лыжи придумали люди много лет назад. Их они использовали для передвижений на большие дистанции. Изначально лыжи назывались снегоступы, они были популярны среди древних охотников, которые используя снегоступы, отправлялись за добычей

  • Теорема Пифагора

    С малых лет Пифагор Самосский был одаренным ребенком. Еще до рождения самого великого ученого, Пифия предсказала отцу Пифагора, рождение ребенка, который принесет миру огромную, несоизмеримую пользу. Согласно сведениям историков,

1. Географическое положение зоны лесов
2. Тайга
3. Смешанный лес
4. Широколиственный лес
5. Животный мир лесной зоны
6. Традиционные занятия населения
7. Экологические проблемы

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена темно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Но между зоной «Тундры» и зоной «Лесов» есть ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЗОНА – это ЛЕСОТУНДРА. Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, тем природные условия становятся мягче.

Располагаются леса южнее тундры.   Начинают они расти  постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Поэтому после тундры еще идет, как бы прослойка, лесотундра. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России. Эти леса называют тайгой. Если мы поднимемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

2. Тайга

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

  • Ель — всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
  • Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
  • Пихта — отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
  • Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
  • Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны

.

3. Смешанный лес

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

  • Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
  • Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
  • Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.
4. Широколиственный лес

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

  • Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
  • Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
  • Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
  • Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

5. Животный мир лесной зоны

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.


6. Традиционные занятия населения

Традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, (строительство домов), скотоводство.

7. Экологические проблемы

Чтобы сохранить лес,  необходимо:

  • лесовосстановительные работы;
  • создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий,
  • рациональное использование древесины

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий.

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.). также много ценной древесины

Объемы лесовосстановительных работ в результате экономического кризиса сократились.

Не решена проблема с рациональным использованием древесины. В России используется всего 50-70% биомассы деревьев.

Зона лесов


Зона лесов

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1651.

Обновлено 28 Июля, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1651.

Обновлено 28 Июля, 2021

Природная зона лесов располагается южнее зоны тундры и севернее степной зоны, и на карте обозначается зеленым цветом. Находится она в умеренном поясе, благодаря чему ярко выражены все времена года, зимы снежные и холодные, а лето – теплое. Это самая обширная природная зона на планете, и состоит она из тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Тайга

Тайга – это настоящее царство хвойных деревьев, расположенное к югу от тундры. Значительная часть хвойных массивов находится в умеренном климатическом поясе.

Зима в тайге Сибири очень холодная, суровая, и температура воздуха может опускаться до -60С. Далеко не все растения способны стойко переносить такие холода. Именно поэтому в тайге подавляющая часть флоры представлена хвойными деревьями. Они отличаются неприхотливостью, выносливостью, зимостойкостью. К хвойным деревьям относится ель, сосна, кедр, лиственница, пихта.

Тайга

Рис. 1. Тайга.

Главное отличие хвойных деревьев – видоизмененные листовые пластинки, которые выглядят как тонкие иголочки. Это хвоя, благодаря которой деревья могут без ущерба для себя переносить сильные морозы. В любое время года хвоя остается неизменно зеленой и с наступлением заморозков не опадает. Единственное хвойное дерево, которое сбрасывает на зиму иголки – это лиственница. Она распространена в тайге Сибири, где наиболее низкие зимние температуры.

Тайга занимает большую площадь зоны лесов и простирается на многие сотни километров. Она является поставщиком ценной древесины и потому в настоящее время находится в большой опасности из-за бесконтрольной вырубки деревьев.

Соболь

Рис. 2. Соболь.

В тайге обитают такие животные как росомаха, лось, белка, соболь, норка, песец, бурый медведь.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Смешанные и широколиственные леса

С продвижением на юг меняется климат, а вместе с ним и растительность лесов. В зоне смешанных и широколиственных лесов лето продолжительное и теплое, а зима мягкая и снежная. Более теплый и влажный климат благоприятно сказывается на росте разнообразной растительности.

  • Зона смешанных лесов. На смену тайге приходит зона смешанных лесов, в которой наряду с хвойными породами деревьев растут лиственные деревья: береза, ольха, осина. У таких деревьев листовая пластина небольшая, и они сбрасывают листву с приходом холодов. Помимо деревьев, в этой зоне широко распространены кустарники: бузина, малина, лещина.
  • Зона широколиственных лесов. Располагается к югу от зоны смешанных лесов на Русской равнине до Урала и на юге Дальнего Востока. Климат в этой зоне теплее и наиболее влажный. Здесь преобладают теплолюбивые лиственные породы деревьев, которые на зиму сбрасывают свои крупные листья. Здесь также в изобилии растут кустарники, травы и грибы.

Широколиственные леса

Рис. 3. Широколиственные леса.

Благодаря большому видовому разнообразию в лесной зоне четко прослеживается ярусность. Самый первый ярус занимают наиболее высокие крупные деревья (ель, клен, сосна), второй ярус принадлежит деревьям пониже (ольха, осина, береза), третий ярус представлен кустарниками (малина, калина, шиповник), четвертый – травами, ну а на самом нижнем, пятом ярусе, произрастают мхи и лишайники.

Животный мир смешанных и широколиственных лесов отличается большим разнообразием. Этому способствует комфортный климат и обилие кормовой базы. В лесной зоне обитают олени, кабаны, лисы, волки, белки, куницы. Невероятно богат и мир пернатых.

Заключение

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Зона лесов» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, где располагается лесная зона, из каких частей она состоит. Мы выяснили, какой климат характерен для каждой из них, какой тип растительности преобладает.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Екатерина Мирошниченко

    5/5

  • Иван Шумаков

    5/5

  • Елена Гривко

    4/5

  • Артем Антоничев

    5/5

  • Василий Кудренко

    5/5

  • Владислав Сунегин

    5/5

  • Наталия Терехова

    5/5

  • Надежда Емельянова

    5/5

  • Александр Белокуров

    4/5

  • Ангелина Железнова

    4/5

Оценка доклада

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1651.


А какая ваша оценка?

Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, как протекает жизнь леса, почему его нужно беречь и охранять.

1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.

В гербарии растений могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травы.

Типичными деревьями являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.

Обычными травянистыми растениями являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.
Гербарий растений смешанного леса

2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

В лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.

3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса

Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.

Есть здесь и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например, ласка, которая охотится на мышей и полёвок.

Органические остатки жизнедеятельности попадают в почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.

4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Лес – это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.

5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.

В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов здесь можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.

Здесь много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся здесь и змеи.

А также под деревьями много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.

6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса

Любая цепь питания начинается с организмов-производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами-разрушителями.

Например:

  • Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
  • Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
  • Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.
  • Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.

Модель цепи питания лесного сообщества

7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.

Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса

Все объекты живой и неживой природы, составляющие сообщество леса, связаны между собой.

Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.

Невозможна жизнь сообщества и без почвы. На ней растут растения, из неё получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.

8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса

  1. Название сообщества: лес.
  2. Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.
  3. Связи экологические: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются травоядные животные. Ими питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.
  4. Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, также как мясо животных. Древесина применяется в промышленности. Лес — место отдыха.
  5. Влияние негативное: вырубка, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
  6. Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Главным нарушением таких связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.

А также, нарушением этих связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения связаны между собой. А значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к уничтожению других видов животных и растений.

Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологию.

Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения.

Проверь себя по теме «Жизнь леса»

1. Что такое лес?

Это природное сообщество, единство живой и неживой природы.

2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Лес не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.

3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Растения, животные, грибы.

4. Как обитатели леса связаны между собой?

Они связаны пищевыми цепочками и разнообразными связями, которые называются экологическими.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: природное сообщество.

Это совокупность живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.

Я никогда не ломаю ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.

Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.

Я считаю, что правильно веду себя в лесу.

3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.

Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.

Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.

На следующем уроке

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Луг отличается почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то он становится разноцветным и очень красивым.

Полезные ссылки:

  • Википедия про лес
  • Следующая тема учебника «Жизнь луга»

_______



Скачать материал

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс «Природные зоны России. Смешанны...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов

  • Сейчас обучается 69 человек из 39 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Презентация к уроку окружающего мира 4 класс «Природные зоны России. Смешанны...

    1 слайд

    Презентация к уроку окружающего мира 4 класс «Природные зоны России. Смешанные и широколиственные леса»
    Презентация составлена
    учителем начальных классов
    МОУ «СОШ № 1»
    города Магнитогорска
    Кубасовой Л.В.

  • Зона смешанных и широколиственных лесов

    2 слайд

    Зона смешанных
    и широколиственных лесов

  • КлиматКлимат умеренно тёплый, довольно влажный; продолжительное, лето д...

    4 слайд

    Климат
    Климат умеренно тёплый, довольно влажный; продолжительное, лето долгое и теплое (не менее четырех месяцев имеют среднемесячную температуру выше 10°С), именно это благоприятствует произрастанию широколиственных деревьев. Годовая сумма осадков достигает 500—800 мм. Это примерно равно испарению. Коэффициент увлажнения чуть больше единицы. Поэтому заболоченность здесь значительно ниже, чем в тайге. Максимум осадков приходится на теплый период, баланс влаги близок к нейтральному. Поверхностный сток больше, чем в тайге, речная сеть развита хорошо, и реки многоводны.

  • Смешанные и широколиственные леса произрастают  в центральных районах европе...

    5 слайд

    Смешанные и широколиственные леса произрастают в центральных районах европейской части нашей страны , в южных районах Сибири и на Дальнем Востоке.
    Смешанные леса состоят из хвойных и мелколиственных пород(ель, сосна, береза, осина).Широколиственные леса состоят из дуба, липы, клена, вяза, ясеня, бука.

  • Эти леса многоярусны:
      -1 ярус- хвойные ,дуб, ясень, липа.
      -...

    6 слайд

    Эти леса многоярусны:
    -1 ярус- хвойные ,дуб, ясень, липа.
    -2 ярус- менее высокие деревья(яблони, рябина)
    -3-4 ярус- подлесок из кустарников , черемухи, орешника, бересклета.
    -5 ярус- травы(медуница, копытень), грибы.

  • ОсинаБерезаЛипаКленДубЯсеньЕль,  сосна,   вяз

    7 слайд

    Осина
    Береза
    Липа
    Клен
    Дуб
    Ясень
    Ель, сосна, вяз

  • Ель         В смешанных лесах растут лиственные деревья  и хвой...

    8 слайд

    Ель
    В смешанных лесах растут лиственные деревья и хвойные(ель, сосна).

  • ЯсеньЯсень  - это красивое дерево, которое растёт в широколистве...

    9 слайд

    Ясень

    Ясень — это красивое дерево, которое растёт в широколиственных лесах, вместе с другими высокими деревьями образует верхний ярус.

  • Клён   Клён, также как и...

    10 слайд

    Клён

    Клён, также как и ясень, относится к широколиственным деревьям и составляет первый, верхний ярус.

  • Берёза     Берёза –это красивое
дерево ,которое растёт в 
смешанных л...

    11 слайд

    Берёза
    Берёза –это красивое
    дерево ,которое растёт в
    смешанных лесах.
    Берёзу можно узнать по
    её очень красивой бело-чёрной коре
    А листики у
    неё похожи на
    сердечко.

  • Почва широколиственных и смешанных лесов плодородная, поэтому здесь растёт...

    12 слайд

    Почва широколиственных и смешанных лесов плодородная, поэтому здесь растёт много разных видов кустарников(орешник, бересклет, жимолость, черемуха), которые в основном составляют 3-й ярус леса.

    калина
    Бересклет

  • Самый  нижний ярус составляют  разные травы:  сныть, медуница, зеленчук, коп...

    13 слайд

    Самый нижний ярус составляют разные травы: сныть, медуница, зеленчук, копытень, а также грибы:лисички, опята, мухоморы, свинушки.

    мыльница мухомор красный

  • ЛенРожьПшеницаКартофельКормовые 
травы

    14 слайд

    Лен
    Рожь
    Пшеница
    Картофель
    Кормовые
    травы

  • Животный мир смешанных и широколиственных лесов богатый и разнообразный....

    15 слайд

    Животный мир смешанных и широколиственных лесов богатый и разнообразный.
    Это заяц, лось, белка, глухарь, олень, кабан, косуля, кукушка, чёрный хорь, норка, ласка, благородный олень.

    ласка белка

  • БобрЛаскаБелкаКуница

    16 слайд

    Бобр
    Ласка
    Белка
    Куница

  • ЗубрЛосьГлухарьЛисица

    17 слайд

    Зубр
    Лось
    Глухарь
    Лисица

  • В этих лесах благоприятные условия для жизни многих видов животных. 
  -З...

    18 слайд

    В этих лесах благоприятные условия для жизни многих видов животных.
    -Здесь много корма.
    -Нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору.
    -У многих животных густой подшёрсток, оперение, которое согревает в сильные морозы.

    заяц

  • На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают нап...

    19 слайд

    На время зимы некоторые животные впадают в спячку. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за лето, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение тёплого времени года, который позволяет им пережить долгою зиму. Другие животные отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега.

    косуля

  • Деятельность человекаВырубка лесовСельское хозяйство

    20 слайд

    Деятельность человека
    Вырубка лесов
    Сельское хозяйство

  • В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения...

    21 слайд

    В наше время животный мир широколиственных лесов претерпел большие изменения под влиянием деятельности человека. Численность многих животных уменьшилось, некоторые из них почти исчезли, другие, напротив, стали более многочисленными.
    В нашей стране ведётся работа по восстановлению и охране природных ресурсов. Это касается и зоны смешанных и широколиственных лесов.

    рысь

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 183 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Окружающий мир (в 2 частях)», Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Нормирование качества окружающей среды»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами производства и потребления»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Рассказ о смелом человеке
  • Рассказ о слове хорошо 3 класс
  • Рассказ о слове футбол 3 класс проект по русскому языку
  • Рассказ о слове уши
  • Рассказ о слове учитель 3 класс проект