Правила рассказывания
о событии
Рассказ
о каких-либо событиях, последовательности
каких-либо поступков, действий называется
повествованием. Обычно это некоторый
рассказ, он имеет сюжет, в нем действуют
персонажи, он отвечает на вопросы — Что
произошло? Что было сначала, что потом,
чем все закончилось?
Для
того, чтобы подготовить рассказ-повествование,
надо соблюдать следующие правила.
1.
Сделать вступление, в котором рассказать
о месте и участниках события, о котором
вы будете рассказывать (Я расскажу вам
о случае, который произошел — где? когда?
с кем?)
2.
Рассказать об общей обстановке, в которой
начались события (Например, «Мы поехали
на электричке всей нашей компанией за
город. Погода была хорошая, было тепло,
хотя небо немного хмурилось»).
3.
Перейти к рассказу о событиях в их
последовательности (Вдруг…. Потом….
Я….. Мои товарищи…. После этого….).
Использовать описание предметов,
обстановки, участников событий.
4.
Рассказать об отношении участников
событий к этим событиям, об их настроении,
смене настроений о ходу событий ( Сначала
никто не обратил на это внимания… Потом
мы все очень заволновались… Девочки
испугались… Тогда мы успокоились…Потом
нам вдруг всем стало очень смешно…. и
т.д.).
5. Описать, чем
закончилось событие или происшествие,
какова развязка.
6.
После развязки рассказчик может сделать
вывод из всего повествования, а может
закончить фразой типа «Вот такая
(интересная, забавная, необычная,
неожиданная и т.д.) история произошла
….(тогда-то, там-то, с тем-то)».
Эти
правила лишь намечают основные элементы
рассказа-повествования. Четкую
последовательность перечисленных
пунктов соблюдать не обязательно. Для
увеличения интереса к рассказу отдельные
элементы рассказа можно менять местами,
пункты 3 и 4 можно совмещать в процессе
рассказа, вывод для некоторых типов
повествований может и не потребоваться.
Но основные компоненты, перечисленные
выше, обычно в рассказ-повествование
включают.
Если
вы повествуете о лично
увиденном,
то у такого рассказа есть некоторые
особенности.
Особенно
важно:
-
приводить больше
подробностей; -
описывать
внешние признаки предметов, действующих
лиц, используя эпитеты (художественные
определения); -
рассказывать
о своих переживаниях, эмоциях в разные
моменты происходившего; -
говорить достаточно
эмоционально.
Иногда
нам приходится рассказывать о вымышленных
событиях.
Вымышленные рассказы призваны в основном
развлечь слушателей, но они имеют большую
учебную ценность – на них можно хорошо
учиться риторике, отрабатывать самые
разные риторические приемы.
Когда мы рассказываем
о вымышленных событиях, для нас важнее
всего, чтобы это было интересно слушателям.
При этом важно передать не столько
хронологию событий, сколько свое
отношение к событию и его участникам.
В
рассказе о вымышленных событиях наиболее
важно:
-
говорить эмоционально;
-
говорить связно;
-
стараться,
чтобы рассказ походил на действительные
события — говорить уверенно, без больших
пауз.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация к уроку развития речи «Рассказ о событии».
Презентация к уроку развития речи «Рассказ о событии».
Скачать материал
Скачать материал
аудиоформат
- Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
- Сейчас обучается 105 человек из 44 регионов
- Сейчас обучается 95 человек из 32 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Двадцать второе апреля.
Онлайн-урок.
Урок развития речи.
Рассказ о событии. -
2 слайд
Орфографический практикум.
§81 стр.132
Настаивать (настаиваю — гл. 1 л.) на своём, ночевать (ночую — гл.1 л.) в палатке (словарное слово), исследовать (исследую — гл. 1 л.) дно, заведовать (заведую – гл.1 л.) отделом, запивать (запиваю – гл.1 л.) молоком, запевать (запеваю – гл. 1 л.) песню, разглядывать (разглядываю – гл. 1 л.) скульптуру, командовать (командую – гл.1 л.) полком, организовывать (организую – гл.1 л.) встречу, танцевать (танцую – гл. 1 л.) танго, развязывать (развязываю – гл.1 л.) узел. -
3 слайд
Читаем и наблюдаем
Какова цель автора?
-
4 слайд
Читаем и наблюдаем
Какова цель автора?
-
5 слайд
Читаем и наблюдаем
-
6 слайд
Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
(Н. Морозова)Какова цель автора?
Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
(Н. Морозова) -
-
8 слайд
Вступление
Завязка
Развязка
Заключение
Кульминация -
9 слайд
1.Вступление — автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло событие, о котором он хочет рассказать.
2.Завязка — момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
3.Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии события.
4.Развязка — результат развития события, его заключительный момент.
5.Заключение — автор делится своими раздумьями по поводу описанных событий, говорит о том, чему научил его этот случай, какой след оставил в памяти. -
-
11 слайд
§81 — закрепить материал,
выполнить словарную работу,
выполнить упр. 574 (на выбор).Домашняя работа
-
12 слайд
Вступление
Завязка
Развязка
Заключение
Кульминация
Краткое описание документа:
В учебнике Л.Н. Рыбченковой, во второй части, параграф 81 звучит тема «Рассказ о событии». Презентация предназначена для первого урока развития речи (на тему отводится два часа) и предполагает подготовку к написанию собственного рассказа, где кратко и наглядно даётся теоретический материал, рассматривается композиция и даётся чёткая инструкция к выполнению домашнего задания. презентация (что на мой взгляд наиболее ценно) снабжена анимацией.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 183 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
-
Скачать материал
-
22.04.2020
3397
-
PPTX
467.8 кбайт -
535
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Ваджипова Татьяна Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 6 месяцев
- Подписчики: 9
- Всего просмотров: 39406
-
Всего материалов:
25
Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.
Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.
«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»
Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».
Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.
Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.
Спецпроект
Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.
Мономиф
Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.
В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».
Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.
Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.
Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.
Примеры
Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.
Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.
Автор: Anna Vital
http://notes.fundersandfounders.com/post/82297315548/how-airbnb-started
Гора
Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.
Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.
Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.
Пример
Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.
http://goo.gl/YohE67
Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.
http://goo.gl/2GrBR7
Вложенные циклы
Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.
Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.
Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем — это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.
Пример
Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.
http://goo.gl/AEYjcM
Sparklines (Как было, как могло бы быть)
Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».
Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.
Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?
Пример
Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.
Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.
In medias res (начать с середины)
Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.
Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.
Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.
Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.
Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.
Пример
История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.
http://goo.gl/1aQgBZ
Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».
Сходящиеся идеи
Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.
Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.
Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.
Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.
Примеры
История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.
http://goo.gl/z5oEXl
А вспомните рекламную историю про двух братьев, которые делали Твикс: один делал левую палочку, второй – правую.
Автор: Twix
Фальстарт
Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.
Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.
Пример
Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.
Лепестки
Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.
Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.
Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.
Пример
Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.
Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.
Начните с истории
Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.
Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.
Адаптация и подбор примеров: компания «Протекст».
Оригинал статьи:
http://www.sparkol.com/blog/8-classic-storytelling-techniques-for-engaging-presentations/
Цель урока: научить школьников
отличать рассказ от сообщения и других
повествовательных текстов; выделять структурные
части композиции.
Учебные задачи:
- Образовательные:
- выработать умение учитывать адресата, выделять
структурные части рассказа: движение действия от
завязки через развитие действия к его
кульминации, затем через постепенный или резкий
спад действия – к развязке; - выявить знания учеников по теме.
- выработать умение учитывать адресата, выделять
- Воспитательные:
- воспитывать коммуникабельную личность;
- воспитывать любовь к родной речи;
- воспитывать уважение к собеседнику, самому себе
в процессе работы.
- Развивающие:
- развивать воображение, мышление, восприятие,
речи, дикции; - развивать коммуникативные способности детей,
стимулировать мыслительную и речевую
деятельность; - развивать интерес к предмету.
- развивать воображение, мышление, восприятие,
Оборудование: видеофрагмент,
компьютерная презентация. Книга без страниц.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент – 3 мин.
«Очень приятно видеть ваши заинтересованные
взгляды, одухотворенные лица» (комплимент
аудитории по Квинтилиану).
Прием «Сломанный компас» (по
Тимошенко Т.Е. Работаем над текстом. М.: Дрофа, 2008)
– показ книги, из которой вырваны почти все
страницы.
– Посмотрите, какую книгу я принесла вам на
урок. В этой книге есть только обложка, а
внутреннего содержания нет. На мой взгляд,
человек, который знает мало слов своего родного
языка, не может выразить словами свои мысли и
чувства, чья речь бедна и малограмотна,
напоминает такую книгу. Сегодня мы продолжим с
вами путешествие по риторике. Думаю, наш урок
поможет вам обрести знания, которые вы сможете
использовать в своей жизни: умение красиво,
грамотно выражать свои мысли, обогатит вашу речь.
– А чтобы, вы были активны и любознательны на
уроке, я буду давать за правильные и интересные
ответы вам портреты известных риторов древности.
(Приложение 3). У кого
в конце урока будет большее количество
портретов, получат наивысший балл.
II. Разминка – 5 мин.
Любой урок риторики начинается с разминки. Она
также важна, как и разминка спортсмена
легкоатлета перед забегом. Мы будем разминать
речевой аппарат.
1. «Подышим, подышим». Упражнения для
развития мышц речевого дыхания. Задачи: научить
различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох,
задержка, добор воздуха), а также разные типы
выдоха (непрерывный и прерывистый)
1. «Свеча». Погасить 1, 3 ,5, 7 свечей.
2. «Запуск межпланетного корабля».
2. «Разомнем язычок» – артикуляционные
– фонетические упражнения.
- «Проколю щеку»
- «Грустно, весело»
3. Мнемонические упражнения (для
расширения высотного и динамического диапазона
голоса).
«Маляр»
Краской крашу я карниз:
Вверх и вниз, вверх, вниз…
Вверх и вниз, вверх, вниз…
Вот и выкрашен карниз.
4. «Не запутайтесь в звуках!» – дифференцированное
произнесение близких по артикуляции сочетаний
слов (звуков).
Вас беречь – вас сберечь
Нам маяться – не намаяться
Почет чтецам
5. «Не сломайте язык!» – дикционные
упражнения – проговаривание скороговорок.
– Расскажите про покупки!
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Беседа с учащимися:
– Ребята, давайте еще раз посмотрим на запись
скороговорки.
– Как называется жанр речи, когда мы
рассказываем о чем-либо? (Рассказ).
–Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе как
речевом жанре.
Тема нашего урока «Как строится
рассказ».
Постановка учебных целей
– Вы должны будете понять, чем отличается
рассказ от сообщения или перечисления действий и
фактов; что лежит в основе рассказа, из каких
частей строится этот речевой жанр.
III. Объяснение нового материала – 12
мин.
1) Просмотр видеофрагмента «Опоздавший ученик»
– 2 мин. (Приложение 1)
2) Беседа по теме – 2 мин.
– Мы можем сказать, что это рассказ?
– Наш герой рассказывает, что с ним случилось?
Подберите синонимы к слову «случилось». (Случилось
– произошло, приключилось).
– Этот случай обычный? А какие бывают еще случаи? (Необыкновенные,
интересные, волнующие, забавные, смешные).
– Я думаю, у каждого из вас найдется в жизни
история или случай, из которого можно построить
рассказ. Приведите мне такие примеры.
3) Чтение стихотворения «Разве с вами никогда не
случалось ничего?» (на странице 86 учебника
«Школьная риторика» Ладыженской Т.А.)
– Давайте дадим определение речевому жанру
«рассказ». Это повествование о каком-нибудь
случае из жизни, о том, что с вами произошло.
3) Теория – слайд. Проблемный вопрос – 3 мин.
– А что объединяет рассказ и дом? (Их строят).
– Из чего строят дома? (Из кирпичей, блоков).
– Чтобы построить дом, надо знать, для чего и для
кого ты будешь его строить, из каких частей ты его
сложишь, как правильно их соединить. Точно также
и с рассказом. Нужно знать, для чего и кому ты
будешь его рассказывать, что именно скажешь, в
какой последовательности, как, каким тоном. (Приложение 4)
4) Работа с текстом – 5 мин.
– Возвращаемся с вами к рассказу опоздавшего
ученика. Вы уже прослушали этот рассказ в
исполнении ученика 5 класса. О каком случае
рассказывается в нем? Как можно озаглавить текст?
– Найдите в этом тексте композиционные части
рассказа и впишите их в правую колонку, объясните
свой выбор. (Приложение 2)
В класс входит опоздавший ученик: – Наталья Сергеевна, можно войти? Учитель: – Ну, Зябликов, что на сегодня тебя так задержало? – Вы не поверите! Я знаю, как вы не любите, когда ученики опаздывают, поэтому решил выйти раньше обычного на 10 минут, чтобы прийти вовремя. |
Вступление |
Не торопясь, подхожу к остановке, смотрю, а мой автобус закрывает двери и уезжает! Что делать? Я подумал: «Если ждать следующий автобус, то обязательно приду в школу после звонка!» И я решил добраться до школы своим ходом! |
Завязка С этого момента все началось. |
Завязал шнурки на новых кроссовках потуже, расправил лямки рюкзака на плечах и побежал вслед за автобусом с криком: «В погоню!» Сначала бежать было непривычно и тяжело, но мягкая удобная обувь легко пружинила о мокрый асфальт. Я развил такую скорость, что уже свободно обходил сонный автотранспорт. Всё вокруг меня как будто двигалось в замедленном ритме. Но, увлекшись погоней, я совсем не обращал на это внимания. Вскоре я заметил за поворотом свой автобус, мне показалось, что он слишком медленно двигался по городскому шоссе. Я легко обогнал его. Добежав до следующей остановки, я хотел было уже остановиться, но не тут-то было… Почему-то мои ноги продолжали двигаться, не реагируя на мои команды. Они отказались слушаться меня! |
Развитие действия – что конкретно произошло. Выделенные слова обозначают основные моменты этой истории. |
И тут я понял, виной всему мои новые кроссовки. Они как сапоги-скороходы, повиновались только одной команде. Но какой? «Остановись! Стой! Замри!» – кричал я им, но мой бег не прекращался. «Тормози! Стоп! Прекрати!» – перебирал я в памяти слова, наблюдая, как мимо меня проносятся знакомые здания и улицы. Вот и моя школа бешено промчалась, оставшись где-то далеко позади. «Перестань! Я не хочу!»– все еще кричал я. Но мои ноги мне не повиновались. |
Кульминация – самый острый момент в развитии действия |
Тогда мне пришлось на ходу разуваться… Закончил я свой бег почти за городом. Переобувшись в сменную обувь, я добрался до школы на маршрутном такси. |
Развязка – заключительное действие, к которому приводит развитие событий. |
– Вот вам доказательство! – с этими словами Зябликов достает из пакета кроссовки большого размера. – Кроссовки-самоходы! Надеюсь, вы мне поверите? |
Заключение |
IV. Закрепление, тренировка и отработка
умений – 5 мин.
Работа в парах. Сильный ветер разбросал
листочки, на которых был напечатан рассказ
В.Драгунского. Восстановите текст. Поставьте его
части на свои места. (Задание 80 учебника
«Школьная риторика» Ладыженской Т.А.)
– Объясните, как вы определяли порядок
следования частей рассказа. Как вы рассуждали,
какие слова и предложения помогли вам в решении
этой задачи?
V. Контроль первичных знаний – 3 мин.
Дифференцированное задание.
На столе у вас лежат листочки – 2 уровня заданий.
1) Впишите название элементов композиции
рассказа.
2) Готовый текст. Пропущена одна часть, найдите
какая и напишите ее.
VI. Подведение итогов – 2 мин.
Оцените свое собственное состояние сегодня на
уроке и выберите нужный смайлик, который
соответствует вашему пониманию темы, степени
активности на уроке. (1 – улыбка, 2 – нейтральный, 3
– грустный). Комментарий учителя по поводу
общего настроения.
Поощрение активных учеников. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Подготовьте рассказ на тему «Необычный
(смешной, грустный) случай из моего детства»
Озаглавьте свой рассказ. Не забудьте, чтобы все
элементы композиции присутствовали в вашем
рассказе.
Презентация