Одну и ту же историю можно рассказывать с разных точек зрения. Это вроде как на предмет смотреть с разных точек: изнутри или снаружи. Так и историю можно рассказать «изнутри» – от 1-го лица или снаружи – от 3-го лица. А еще есть интересное 2-е лицо.
Вспомним уроки языка: личные местоимения
Первое лицо: я, мы
В таком виде повествования рассказчик становится непосредственно персонажем своей истории.
Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы»…
А. Чехов, «Моя жизнь. Рассказ провинциала»
Второе лицо: ты, вы
Повествование для 2-го лица. В таком виде повествования рассказчик заставляет читателя почувствовать себя персонажем истории.уменьшает дистанцию между текстом и читателем. происходит смешение литературы и реальности
Открываешь глаза. Солнечный лучик пробирается сквозь приоткрытую занавеску – и зайчик запрыгивает на стену напротив окна. Какое-то время следишь за ним, а потом угол одеяла весело летит на сторону, и ты бежишь на кухню. Мама уже колдует у плиты, а шумный чайник сообщает, что вот-вот будет готов ароматный чай. За это время наскоро чистишь зубы, ополаскиваешь лицо холодной водой, проводишь мокрыми руками по непослушным вихрям. Готов к новому дню.
Как давно такое было. Три месяца назад…
Светлана Локтыш, «Доброе утро, солнышко»
Третье лицо: ты, вы
Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является. Иначе говоря, это когда кто-то, или сам автор, рассказывает о событиях, будто наблюдая за ними со стороны.
Которая беднота, может, и получила дворцы, а Иван Савичу дворца, между прочим, не досталось. Рылом не вышел. И жил Иван Савич в прежней своей квартирке, на Большой Пушкарской улице.
А уж и квартирка же, граждане! Одно заглавие, что квартира – в каждом углу притулившись фигура. Бабка Анисья– раз, бабка Фекла – два, Пашка Огурчик – три… Тьфу, ей-богу, считать грустно!В этакой квартирке да при такой профессии, как у Ивана Савича – маляр и живописец – нипочем невозможно было жить.
Давеча случай был: бабка Анисья подолом все контуры на вывеске смахнула. Вот до чего тесно. От этого, может, Иван Савич и из бедности никогда не вылезал…». Зощенко «Матрёнища».
У каждого вида повествования есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их.
От первого лица
Вести повествование от 1-го лица в рассказе или новелле просто: произведение небольшое, текста немного. Гораздо сложнее выдержать такой формат в более крупных текстах – повестях, романах. Есть риск, что читателя замучают бесконечные «я» (реже – «мы»). Поэтому с текст придется вычистить от многочисленных повторов этих местоимений.
Преимущества повествования от 1-го лица:
- читатель чувствует связь с человеком, который будто разговаривает с ним;
- повествование воспринимается как свидетельство очевидца и может выглядеть более правдоподобным;
- начинающий писатель часто чувствует себя уверенней;
- легче показать эволюцию героя;
- позволяет четко обозначить личное отношение персонажа к описываемым событиям.
Недостатки повествования от 1-го лица:
- часто неопытный автор ассоциирует себя со своим персонажем. Важно помнить: он – не вы. Он может быть вовсе на вас не похож, например, маньяком, дезертиром, а рассказ будет идти именно от его имени;
- у рассказчика ограничено поле зрения. Читатель может слышать и видеть только то, что видит и слышит рассказчик;
- автору сложнее описать, как выглядит сам рассказчик;
- рассказчик не может переместиться туда, где оказаться не в состоянии, и читатель не узнает о некоторых событиях, свидетелем которых рассказчик не был;
- читатель не узнает, как выглядит персонаж, который, например, ударил рассказчика по голове так, что тот потерял сознание. Разве что автор придумает ход, как рассказчик мог об этом узнать. Например, был свидетель, или сестра описала человека, который приходил и спрашивал о нём;
- когда речь зайдет о чувствах или поступках героя, бесконечные «я» могут быть восприняты как жалобы или хвастовство;
- автору придется раскрывать внутренний мир других персонажей только через их поступки, взгляды и слова.
От третьего лица
Повествование от 3-го лица похоже на повествование от 1-го – только нет множественных «я». Однако здесь важно соблюдать правило: в каждой сцене надо излагать мысли только одного персонажа.
Например, если в комнате главный герой и два персонажа, то мы следим за мыслями только главного героя. Потом героя оставляем в комнате, а два персонажа выходят на улицу, идут вместе по проспекту и обсуждают недавний разговор: здесь мы следим за мыслями персонажа, который кажется нам наиболее важным. Если проигнорировать это правило, то повествование получится запутанным и тяжелым.
Преимущества повествования от 3-го лица:
- придает произведению кинематографичность, возникает ощущение «движения камеры»;
- можно перемещать фокус от одного персонажа к другому, смешивать небольшие авторские наблюдения с описанием мыслей и чувств персонажей и их точек зрения;
- автор знает все, что происходит в головах его героев и персонажей, а значит, читатель получает более объемную, объективную картинку;
- написание от третьего лица дает больше простора для творчества и возможность развития нескольких сюжетных линий сразу. Третье лицо – наиболее «маневренное».
Недостатки повествования от 3-го лица:
- по сравнению с первым лицом, сложнее отразить эмоциональную глубину персонажа;
- с возрастанием числа персонажей возрастает риск того, что читателю будет трудно за ними следить. Поэтому автору важно создать четкие образы персонажей и их целей;
- автор должен осторожно «прыгать» от точки зрения одного персонажа к точке зрения другого в рамках одной сцены или главы, иначе читатель перестанет понимать, в чьей голове он сейчас находится.
Странное второе лицо…
Существует также повествование и от 2-го лица: когда сам читатель и есть наблюдатель. Такой стиль изложения материала используют редко: он тяжеловесен, скучен и быстро надоедает читателю.
Однако второе лицо может быть включено в повествование эпизодически. Также второе лицо с успехом используется в стихах:
Ты помнишь, плыли в вышине
И вдруг погасли две звезды.
Но лишь теперь понятно мне,
Что это были я и ты…Леонид Дербенев
Независимо от того, какое лицо избрано для повествования, можно не зацикливаться на недостатках, лучше максимально использовать преимущества. А какая форма ближе, станет понятнее с опытом. Также стоит учитывать требования жанра, например:
- в детективах чаще повествование идет от 1-го лица;
- в любовных романах – от 3-го лица.
А теперь – задание.
Перестройте отрывки, представленные ниже, так, чтобы повествование зазвучало сначала от 3-го лица, а затем – от 2-го лица. (Ответы можно записать в комментариях).
- Макс смотрел на нее и не знал, что ответить. Согласиться – значит, признать свою вину. Все отрицать – будет похоже на оправдания. Он молча развернулся и пошел прочь: если Дана не верит, нет смысла продолжать с ней общение.
2. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.
– Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?
– Я, – говорит, – из седьмого.
– Пожалуйста, – говорю, – живите.
М. Зощенко «Аристократка»
Урок окончен. Легких вам перьев, дорогие авторы!
Если материал был интересен и полезен, помни, что таковым он может быть и для других людей. 🙂
Понравилась публикация?
Поделись ею с друзьями!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения — точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.
-
1
Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.[1]
- Третье лицо позволяет сосредоточиться на фактах и доказательствах, а не на личных мнениях.[2]
- Третье лицо позволяет сосредоточиться на фактах и доказательствах, а не на личных мнениях.[2]
-
2
Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.
- К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах — его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
- Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
- Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
-
3
Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное — скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).[3]
- К местоимениям первого лица относятся: я, мы, их формы во всех падежах — меня, мне, нас, нами, притяжательные местоимения — мой (моя, мои), наш (наша, наши).[4]
- Проблема первого лица заключается в том, что оно придает научной речи личный и субъективный характер. Иными словами, читателя будет сложно убедить, что взгляды и идеи изложены беспристрастно и не затронуты личными чувствами и воззрениям автора. Когда люди используют первое лицо в академических работах, они часто пишут «я думаю», «я считаю» или «на мой взгляд».
- Неправильно: «Хотя Орлов это утверждает, я считаю его аргументы ошибочными».
- Правильно: «Хотя Орлов это утверждает, другие с ним не согласны».
- К местоимениям первого лица относятся: я, мы, их формы во всех падежах — меня, мне, нас, нами, притяжательные местоимения — мой (моя, мои), наш (наша, наши).[4]
-
4
Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.[5]
- Местоимения второго лица: ты, вы, их формы во всех падежах — тебя, тебе, тобой, вас, вам, вами, притяжательные местоимения — твой (твоя, твои), ваш (ваша, ваши).[6]
- Главная проблема второго лица — ему часто присуща обвинительная интонация. Отсюда вытекает риск возложить излишнюю ответственность на плечи именно того человека, что читает вашу работу в настоящий момент.
- Неправильно: «Если в наши дни вы по-прежнему не согласны, вы, должно быть, не знаете фактов».
- Правильно: «Тот, кто в наши дни по-прежнему не согласен, должно быть, не знает фактов».
- Местоимения второго лица: ты, вы, их формы во всех падежах — тебя, тебе, тобой, вас, вам, вами, притяжательные местоимения — твой (твоя, твои), ваш (ваша, ваши).[6]
-
5
Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением — неопределенным, определительным или отрицательным.
- К существительным общего характера, часто используемым при научном письме в третьем лице, относятся: автор, читатель, студент, преподаватель, человек, мужчина, женщина, ребенок, люди, исследователи, ученые, эксперты, представители.
- Пример: «Несмотря на множество возражений, исследователи продолжают отстаивать свою позицию».
- К местоимениям, которые могут использоваться с той же целью, относятся: кое-кто, кто-то, некоторые (неопределенные); все, каждый, любой (определительные); никто (отрицательное).
- Неправильно: «Вы можете согласиться, не зная фактов».
- Правильно: «Кто-то может согласиться, не зная фактов».[7]
-
6
Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.
- Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
- Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
- Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».
Реклама
-
1
Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.[8]
- Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
- Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
- Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков — не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
-
2
Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.[9]
- В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
- Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
-
3
Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица — «я», «мы» и их формы — могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу — «ты» и «вы».
- Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
- Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
- Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»
Реклама
-
1
Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.[10]
- Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
- Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот — здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
-
2
Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.[11]
- Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
- Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
- Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
- Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
-
3
Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.[12]
- Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
- Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше — а то и хуже».
- Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
-
4
Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).
- Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
- Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».
Реклама
-
1
Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.[13]
- Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
- Например, в романтической истории с двумя главными героями — Кевином и Фелицией — автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
- Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.
-
2
Концентрируйтесь на мыслях и видении одного персонажа за раз. Хотя в произведении в целом используется прием множественного видения, в каждый его момент писателю следует смотреть на происходящее глазами только одного героя.
- Несколько точек зрения не должны сталкиваться в одном эпизоде. Когда заканчивается описание с позиции одного персонажа, может вступать другой, однако их точки зрения не должны смешиваться в пределах одной сцены или главы.[14]
- Неправильно: «Кевин был влюблен в Фелицию с самой первой их встречи. Фелиция же, со своей стороны, не до конца доверяла Кевину».
- Несколько точек зрения не должны сталкиваться в одном эпизоде. Когда заканчивается описание с позиции одного персонажа, может вступать другой, однако их точки зрения не должны смешиваться в пределах одной сцены или главы.[14]
-
3
Старайтесь делать плавные переходы. Хотя писатель и может переключаться с одного персонажа на другой и обратно, не следует делать этого произвольно, иначе рассказ станет запутанным.[15]
- В романе удачным моментом для переключения с персонажа на персонаж будет начало новой главы или сцены внутри главы.
- В начале сцены или главы, желательно в первом предложении, писателю следует обозначить, с чьей точки зрения он поведет рассказ, иначе читателю придется теряться в догадках.[16]
- Правильно: «Фелиции очень не хотелось этого признавать, но розы, которые Кевин оставил на пороге, были приятным сюрпризом».
- Неправильно: «Розы, оставленные на пороге, оказались приятным сюрпризом».
-
4
Различайте, кому что известно. Читатель получает информацию, известную разным персонажам, но каждый персонаж имеет доступ к разной информации. Проще говоря, одни герой может не знать того, что знает другой.
- Например, если Кевин поговорил о чувствах Фелиции к нему с ее лучшей подругой, сама Фелиция никак не может знать, о чем они беседовали, если только не присутствовала при разговоре, либо Кевин или подруга не рассказали ей о нем.
Реклама
-
1
Описывайте действия разных персонажей. Ведя объективное повествование от третьего лица, автор может описать слова и действия любого персонажа истории в любой момент и в любом месте.[17]
- Здесь автору необязательно сосредоточиваться на единственном главном герое. Он может переключаться между разными персонажами по ходу рассказа так часто, как ему нужно.
- Однако первого лица («я») и второго лица («ты») нужно все так же избегать. Их место — только в диалогах.
-
2
Не пытайтесь проникнуть в мысли персонажа. В отличие от точки зрения всезнающего автора, где рассказчику доступны мысли каждого, при объективном повествовании он не может заглянуть ни в чью голову.[18]
- Представьте, что вы — это невидимый свидетель, наблюдающий за поступками и диалогами персонажей. Вы не всеведущи, поэтому вам неизвестны их чувства и мотивы. Вы лишь можете описать их действия со стороны.
- Правильно: «После урока Грэхем в спешке покинул класс и помчался к себе».
- Неправильно: «Грэхем выбежал из класса и помчался к себе. Лекция настолько его взбесила, что он чувствовал себя готовым наброситься на первого встречного».
-
3
Показывайте, а не рассказывайте. Хотя при объективном повествовании от третьего лица писатель не может поведать о мыслях и внутреннем мире персонажей, он, тем не менее, может делать наблюдения, позволяющие предположить, что думал или испытывал герой. Описывайте происходящее. К примеру, не сообщайте читателю, что персонаж был в гневе, а опишите его жесты, выражение лица, тон голоса, чтобы читатель увидел этот гнев.[19]
- Правильно: «Когда вокруг никого не осталось, Изабелла расплакалась».
- Неправильно: «Изабелла была слишком гордой, чтобы плакать в присутствии других, но она чувствовала, что сердце ее разбито, и потому расплакалась, как только осталась одна».
-
4
Не вставляйте в рассказ собственные умозаключения. При объективном повествовании от третьего лица автор выступает в роли репортера, а не комментатора.[20]
- Позвольте читателю самому делать выводы. Описывайте действия персонажей, но не анализируйте их и не объясняйте, что они значат и как их следует оценивать.
- Правильно: «Прежде чем сесть, Иоланда трижды оглянулась через плечо».
- Неправильно: «Это могло показаться странным, но Иоланда трижды оглянулась через плечо, прежде чем сесть. Такая навязчивая привычка свидетельствовала о параноидальном мышлении».
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 293 914 раз.
Была ли эта статья полезной?
Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.
[ Шаг первый ]: Изучаем теорию
Прочитайте теоритический материал. После прочтения переходите к следующему шагу.
[ Шаг второй ]: Примеры в мировой литературе — учимся у известных писателей
Прочитайте текст приведенный нашей редакцией для примера.
Ги де Мопассан «Милый друг»
Статный от природы и к тому же сохранивший унтер-офицерскую выправку, он приосанился и, привычным молодцеватым жестом закрутив усы, охватил запоздавших посетителей тем зорким взглядом, каким красавец мужчина, точно ястреб, высматривает добычу.
Женщины подняли на него глаза; это были три молоденькие работницы, учительница музыки, средних лет, небрежно причесанная, неряшливо одетая, в запыленной шляпке, в криво сидевшем на ней платье, и две мещанки с мужьями – завсегдатаи этой дешевой харчевни.
Он постоял с минуту на тротуаре, размышляя о том, как быть дальше. Сегодня двадцать восьмое июня; до первого числа у него остается всего-навсего три франка сорок сантимов. Это значит: два обеда, но никаких завтраков или два завтрака, но никаких обедов – на выбор. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед – полтора франка, то, отказавшись от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть, рассчитал он, можно будет еще два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре . А это его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам. Он двинулся по улице Нотр-Дам-де-Лорет.
Евгений Водолазкин «Брисбен»
Несмотря на очевидную трезвость в начале прогулки, к концу ее Федор непостижимым образом оказывался навеселе. Сидя на руках у отца, Глеб различал запах дешевого вина. С этим запахом в памяти мальчика прочно соединились отцовские слёзы. Может быть, они и в самом деле так пахли – кто изучал запах слез? Когда без пяти минут первоклассник Глеб заявил о своем желании учиться играть на гитаре, Ирина сама привела его к Федору. Сидела в углу и молча следила за тем, как, повторяя напетое отцом, Глеб не попадал в тональность.
[ Шаг третий ]: Анализируем тексты других авторов
Прочитайте приведенные ниже тексты. Оцените, насколько они соответствуют заданию. Напишите под каждым текстом, что вам нравится в нём, а что вы написали бы по-другому и почему.
Задание:
Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.
При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.
Текст для анализа:
Спустилась по ступенькам осторожно ступая. При первых же шагах по колено погрузилась в снег. Снег был настолько глубоким и воздушным, чуть не набрала его в сапоги. В этот раз не пошла на остановку. Решила идти домой пешком. Переходя, дорогу заметила, то, что даже здесь снежный покров посмела нарушить, только одна машина. Шла медленно то и дело оглядываясь все никак не могла налюбоваться зимним утром — ее красотой и первозданностью. То просто останавливалась, то в полную грудь вдохнуть эту свежесть воздуха, то поднимала голову посмотреть на ветку, которая низко склонилась над ней. Когда с веток взлетела птица и особенно ворона, то на нее сыпалась снежная пудра. Тогда весело по – детски смеялась съёжившись, когда снежок попадал за ее меховой воротник из чернобурки. Была горда тем, что эта красота открылась ей одной – вокруг никого не было видно. Все отсыпались, еще долго никто не будет нарушать красоту первого новогоднего утра 1988г.
Задание:
Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.
При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.
Текст для анализа:
«Она должна, она обязательно должна прийти снова!» – почти убедил он себя. Суета дня на время вытеснила из головы эти навязчивые мысли, но они вернулись вновь, когда воздух наполнился тем бархатным предзакатным жёлтым светом, который в первый вечерний час осветил всю округу, создавая невероятный уют и умиротворение. Сердце его опять усиленно забилось. Желание увидеть её заполнило все клеточки организма.
И вот он, распираемый изнутри этой жаждой встречи, не дожидаясь темноты, пошёл по знакомой парковой дорожке. Все чувства напряглись, как тетива лука. «Сегодня он её не упустит». Ночь уже подкралась к окружающим предметы, но их очертания ещё были различимы. Вот вдали раздался какой-то шорох, и в кустах мелькнула большая тень. «Соперник? Он не потерпит никаких конкурентов!» – мысль об этом пулей вонзилась в мозг. Натянутая внутри тетива тут же превратилась в стальной стержень, и вожделённое желание сменилось желанием биться до конца. Тело напряглось, и он решительно двинулся в сторону мелькнувшей тени. Однако предполагаемый недруг уже скрылся в чернеющей глубине парка, и необходимость битвы отпала. Азарт от предвкушения поединка только добавил силы его вожделению. Воодушевившись, он продолжил свой путь.
Задание:
Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.
При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.
Текст для анализа:
Он долго читал одну и туже сточку, словно пытался что-то понять, а может запомнить. У него не получалось заполнить свое воображение этим смыслом из книги. Ему хотелось уехать к морю. Бросить все, и просто уехать к морю. Он был там не впервые, знает крик чаек, шум людей на пляже вокруг.
Ванбург вспоминал свою поездку к морю не так давно, а сейчас он представляет, что смотрит в море, сидя на пляжных камнях.
— Я разрешаю себе ехать к морю, — твердил он себе, как мантру.
Ему помогало что-то другое, но не мантра. Прекрасные воспоминания были тем рычагом, которые включали его словно лампочку.
[ Шаг четвертый ]: Приступаем к практике
Пришёл ваш черёд выполнять практическое задание. Вспомните теоритические материалы, ещё раз перечитайте пример (автор: Ги де Мопассан «Милый друг»), посмотрите на ваши комментарии в блоке «Анализ текстов» и приступайте. Удачи и вдохновения!
Выполните задание
Написать повествование от третьего лица (он, она, оно, они) в прошедшем совершенном времени (сделал, сделала). Именно эти лицо и время используются для большинства русско- и англоязычных романов, поскольку такой повествовательный ракурс считается более удобным: он позволяет автору вести несколько сюжетных линий, заглядывать в головы других персонажей, свободно уводить читателя в сторону от главного героя.
При выполнении этого задания события особого значения не имеют, важно суметь рассказать о них убедительно, так, чтобы читатель понял, что происходит в тексте. Можно потренироваться в передаче мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний разных персонажей, поскольку повествование от третьего лица подобную роскошь допускает.
Максимальный объем: 5000 знаков с пробелами.
Еще задания в школе писателя
Внешность
Задание #4
Создать описание внешности героя — портрет. Либо характеристику персонажа, описание его характера, особенностей его внутренней жизни. Приветствуется использование такого литературного приема как психологизм.
Перейти к заданию
Диалог-конфликт
Задание #4
Написать диалог, участники которого конфликтуют друг с другом. Это может быть ссора, возникшая спонтанно (например, перепалка в общественном транспорте), это может быть давнее идеологическое противостояние героев или обычный горячий спор о том, что первично – курица или яйцо. Тема и повод для противостояния — любые.
Перейти к заданию
Для атмосферы
Задание #4
Задача автора — изобразить состояние природы. Пейзаж может быть статичным или наоборот — отражать жизнь природы в динамике, например, смену времен года. Пейзаж может быть реалистичным или наоборот — отражать реалии выдуманного мира.
Перейти к заданию
Задания выполненные другими авторами:
# | Дата и время создания | Автор | Ссылка / Заголовок | Голоса авторов | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|
1 | 03 ноября 2022, 15:56 | Алмаз |
Выполненное задание-56594 / Повествование |
0 | 0 |
2 | 10 сентября 2022, 17:54 | Котильда |
Выполненное задание-55443 / Повествование |
+2 | 1 |
3 | 06 мая 2022, 18:30 | Станислав |
Выполненное задание-52825 / Повествование |
0 | 1 |
4 | 08 февраля 2022, 15:54 | Дмитрий |
Выполненное задание-50925 / Повествование |
+1 | 0 |
5 | 04 декабря 2021, 14:45 | oroblanco |
Выполненное задание-49618 / Повествование |
+2 | 0 |
6 | 01 марта 2021, 21:25 | Лиаса |
Выполненное задание (11502)-42599 / Повествование |
+1 | 1 |
7 | 12 января 2021, 14:30 | oroblanco |
Выполненное задание (10952)-40517 / Повествование |
0 | 2 |
8 | 27 декабря 2020, 10:02 | Ledi Di |
Выполненное задание (10556)-40084 / Повествование |
0 | 6 |
9 | 24 сентября 2020, 06:04 | Ольга Алексеевна Щербакова |
Выполненное задание (9898)-37354 / Повествование |
+2 | 4 |
10 | 03 июня 2020, 21:44 | NikaGart |
Выполненное задание (9840)-34301 / Повествование |
+1 | 3 |
От третьего лица
От третьего лица
Обладает теми же техническими достоинствами и недостатками, что и перспектива «интенсивная», отличается прежде всего наличием тире. Рассказ от третьего лица есть, как мне кажется, менее интимным, он не имеет характера откровения. Это плюс, если не хочешь, чтобы твой протагонист себя чересчур жалел или был слишком к себе снисходителен. Если рассказываешь какую-то грустную историю с точки зрения человека, с которым она случилась, читатель, которому чуждо сочувствие, воспримет ее, как слезливые завывания жертвы. Та же самая история, рассказанная от третьего лица, может быть полна пафоса. Исключением являются работы, в которых рассказчик — герой не чувствует себя обиженным. Свою другую повесть, Billy Bayswater, я начал от третьего лица. Версия эта звучала так:
«С разумом Билли что-то было не так. Он прикоснулся к отражению своего лица в зеркале, и улыбнулся:
— Разум Билли Байсвотера
Однако, хотя шло все достаточно неплохо, где-то через неделю я почувствовал запах горелой резины. Ручной тормоз был явно отпущен не до конца — я чувствовал сопротивление.»
И сообразил, что держу Билли на слишком большой дистанции, что не позволяю ему чересчур приблизиться, отчасти потому, что хотел избежать слезливости в рассказывании трагической истории. (Второй повод был связан с тем, что интенсивная точка зрения — это обоюдоострое оружие, если бы я слишком увлекся, то это могло бы стать болезненным для меня самого). Поэтому я решил попробовать перспективу от первого лица:
«Говорят, что с разумом Билли Байсвотера что-то не так. Я прикоснулся к отражению своего лица в зеркале, и улыбнулся. Разум Билли Байсвотера.»
И неожиданно история набрала цветов. Я не только вошел в шкуру Билли, но мог пользоваться так же его способом говорить, а так как интеллект его был ограничен, отсутствовала опасность, что он начнет себя жалеть. Такого рода близость иногда оказывается ключевым элементом для силы влияния повести; стоит только представить себе «Поющих во ржи», написанных от третьего лица — без сомнения, они много на этом потеряли бы.
Решаясь на перспективу одного человека — не важно, от первого лица или от третьего, — очень важным элементом есть выбор героя, в которого легко вселиться. Желая сделать его реальным, придать авторитета, надо иметь непосредственный взгляд в его мысли, надо видеть реальность его глазами. Писатель должен хорошо знать всех главных героев своей повести, но персонажа, с точки зрения которого идет повествование, он должен знать «со всеми потрохами». Это не означает, конечно, что они должны быть одного пола, или иметь одинаковую биографию. Первую повесть я писал с точки зрения женщины, другую — глазами малолетнего эпилептика. Важно уметь представить себя в их шкуре.
Читайте также
Оракулы Третьего рейха
Оракулы Третьего рейха
Гитлер и большинство его приближённых свято верили в оккультные науки. Ещё со времён фараонов власти и спецслужбы внимательно следили за различными экстрасенсами и людьми, обладающими в той или иной мере сенситивными сложностями, — они
Стиляги Третьего рейха
Стиляги Третьего рейха
При упоминании Третьего рейха обычно представляются вооруженные до зубов солдаты вермахта или СС. Кажется, ничто не могло ускользнуть от нацистского государства, все сферы жизни были под контролем. Однако это не совсем так.В последнее время в
Специально для третьего
Специально для третьего
Присмотритесь внимательно, вдруг Вам подарили не «мыльницу», а что-то другое. Для этого необходимо прочитать вторую часть книги. Там Вы и определите ценность подарка. С точки зрения фотографии, конечно. Дареному коню в зубы не смотрят.В данную
От всезнающего третьего лица
От всезнающего третьего лица
Другая возможность – писать от третьего лица, т. е. как будто кто-то рассказывает о происходящих событиях, но не принимает в них участия. В этом случае предыдущий фрагмент выглядел бы так:
«Джордж огляделся. Он понятия не имел, где находится. То
Ограниченный рассказ от третьего лица
Ограниченный рассказ от третьего лица
Альтернативным способом, который намного лучше и используется многими романистами, является рассказ от третьего лица, но с некоторыми ограничениями. При этом способе повествования в каждой сцене вы показываете, что происходит в
ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Попалась нам недавно на глаза любопытная рукопись. Ее автор работал долгое время за границей. В Монтевидео, в Парагвае, довелось ему познакомиться с бывшим узником лагеря КП-А4, располагавшегося под Пенемюнде, в северной Германии, где, как ныне
Договор в пользу третьего лица
Договор в пользу третьего лица
ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА — договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения
Третьего не дано
Третьего не дано
С латинского: Tertium поп datur [тэрциум нон датур]. Поговорка, известная со времен Древнего
Как писать: от первого лица или от третьего?
Как писать: от первого лица или от третьего?
Сразу вспоминаются шутеры а-ля из глаз и ларокрофтовские. Проще говоря, первые идут от первого Wolfstein, а вторые вообще от самых первых диггеров и шамусов. Написал и подумал, что, когда начинал писать этот труд, такое сравнение не
Как правильно писать текст, от третьего лица, от первого или можно выбрать свою манеру подачи информации и считать, что это авторский стиль. Копирайтерам часто приходится решать такие задачи, мало кто из молодых авторов может похвастаться доскональным знанием русской грамматики и изложения. Вспомним, что такое первое, второе и третье лицо и как написать текст от третьего лица.
Оглавление
- 1 Изложение от первого лица
- 1.1 Как составить список от первого лица
- 2 Что значит писать от второго лица
- 3 Как писать от третьего лица
Изложение от первого лица
Чтобы быстро вспомнить школьную программу запомните простую таблицу.
Падежи | 1 лицо (единственное и множественное число) | 2 лицо | 3 лицо |
Именительный
Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный |
Я Мы
Меня Нас Мне Нам Меня Нас Мной Нами Обо мне О нас |
Ты Вы
Тебя Вас Тебе Вам Тебя Вас Тобой Вами О тебе О вас |
Он Она Оно Они
Его Ее Его Их Ему Ей Ему Им Его Ее Его Их Им Ею Им Ими О Нем О ней О нем О них |
Итак, изложение от первого лица это когда автор является главным действующим лицом рассказа. «Я пошел, Со мной поздоровались, Меня внимательно выслушали». Такая подача материала часто наблюдается в блогах, посты соцсетей в основном пишутся от своего имени, личные письма и пр.
Заказчики на биржах копирайтинга отдельно указывают, что НЕ писать от первого лица. На бирже Адвего в описании к статье, если Вы продаете свою работу необходимо указывать, «текст написан (или частично написан) от первого лица». Иначе биржа отправит статью на доработку с соответствующей пометкой.
Как составить список от первого лица
Если с местоимениями все понятно, выучил пять слов и порядок, то, как быть с глаголами, когда необходимо составить список действий. Привожу пример НЕПРАВИЛЬНОГО списка, автор написал пошаговое руководство, в тексте рассказывал без присутствия автора, но вот со списком явно, что то не то. Посмотрите внимательно. Я отметил цветом отдельные формы глагола, которые перемешаны в списке «на усмотрение автора».
Если составлять список строго от лица автора, то выглядеть он будет так:
- При помощи ножа с фары я снял стекло.
- Отверткой открутил болты отражателя.
- Сзади фары вынул все имеющиеся провода и пружину гидрокорректора.
- Потянул на себя, извлек модуль из фары.
При всей грамотности с точки зрения языка, такие списки не очень привлекательны, здесь необходимо использовать неопределенную форму глагола или повелительное наклонение.
Что значит писать от второго лица
Второе лицо подразумевает, что автор не является вовлеченным в процесс, а наблюдает и рассказывает со стороны. Вы редко найдете в интернете статью, написанную четко по этим правилам, часто автор мешает повествование и переходит с себя на слушателя. «Если бы Вы захотели, Вы смогли бы…», «О Вас написано так много плохого, что Я сразу понял – Вы прекрасный человек».
Как писать от третьего лица
Это самый востребованный вид текста, когда позиция автора совершенно не видна. Многие заказчики, мастера и учителя акцентируют внимание новичков. «Запомните, Ваше личное мнение НИКОГО не интересует. Читатель пришел на сайт с целью решить СВОЮ проблему и ему необходимо предоставить максимум информации без субъективной оценки».
Информационная и экспертная статья строится на отказе употреблять какие-либо местоимения вообще, само изложение подразумевает, что если заменить главное существительное местоимением «ОН» или «ОНА», смысл не поменяется. Пример.
Информационная и экспертная статья строится на отказе употреблять какие-либо местоимения.
Завод «ЕвроКар» выпустил 150-тысячный автомобиль марки Шкода.
В 2019 году продажи Самсунг снизились на 13 %.
Для себя я составил три правила, чтобы никогда не путаться и всегда для работы использовать повествование от третьего лица.
- Если главное существительное можно заменить местоимением «Он», текст соответствует правилу.
- Всегда убирать местоимение «Я» или «Он». Например, « Я пришел, увидел, победил». Без «Я» звучит нейтрально и сильно, а с «Я» хочется спросить, — «А кто ты такой вообще?..»
- Писать список, каждый параграф которого отвечает на вопрос «Что делать?». Повернуть направо, вместо «поверните направо». Остановиться. Перекусить. Вздремнуть.
Даже если в тексте от третьего лица подается не намного больше объективной информации, читатели воспринимают ее по-другому.
Проверьте, если Вы читаете авторское мнение, всегда хочется высказать свое…
В статье от второго лица слишком много поучений, Вам захочется возразить и иногда поспорить…
А вот текст от третьего лица, нейтральная информация воспринимается легко, Вы не смотрите на форму, а ищете суть, ответ на свой вопрос.
Пишите, комментируйте, возражайте и делитесь опытом, до встречи.
Download Article
Download Article
Third person omniscient is a point of view in which the writer masterfully switches from 1 character’s point of view to another’s. Using this technique allows you to provide information to your readers that they wouldn’t get if you used another point of view technique, because your narrator knows and sees everything and can move from character to character. With this in mind, there are some rules you’ll want to follow when you write in third person omniscient to ensure your readers are not confused or thrown off by this point of view.
-
1
Be aware of how point of view works. Any point of view, or POV, whether its first person or third person should provide the reader with insight into that character’s thoughts, feelings, emotions and knowledge.
- Point of view should let the reader know how your character feels and thinks, as well as what they see around them, within a certain setting.
-
2
Familiarize yourself with third person perspective. When writing in the third person, use the person’s name and pronouns, such as he, she, it, and they. This perspective gives the narrator freedom to tell the story from a single character’s perspective. The narrator may describe the thoughts and feelings going through the character’s head as they tell the story.[1]
- For example, a passage written in third person might read, “Karen switched on the light in her bedroom. Immediately after she did so, a cold chill ran down her back. She stood only a few feet away from an unexpected visitor. Karen wondered if she should run or stay and fight, but it didn’t really matter because she was paralyzed by fear.”
- Notice how this passage not only describes what Karen is doing, but also what she is thinking and feeling.
Advertisement
-
3
Recognize the benefits of using third person omniscient. In this POV, the narrator has access to all the thoughts and feelings of the characters in the story and is not limited to only 1 character’s point of view. So as the author, you can shift from 1 character’s POV to another character’s POV, and the same events can be interpreted by several different character voices.[2]
- Because the POV is omniscient, it has a “god like” distance from the characters and can have a bird’s eye view of the events, actions, and thoughts of the characters.
- As the author, this POV gives you a lot of freedom to inhabit many character voices and perspectives.[3]
-
4
Be aware of the cons of the third person omniscient. Unfortunately, being god like has its downsides. Because you are viewing your characters from above, you are also presenting them to your readers at a distance and this can lead to more telling than showing in the story. This may not allow your reader to connect as deeply with the characters and can lead to a dull or stiff narrative. Readers may feel like they are learning about characters rather than being immersed in their stories.[4]
- If you are writing a more character driven story, the third person omniscient POV may not be ideal, as it does not allow you to embody 1 character’s perspective in detail, including their thoughts and emotions.
- If your story is more plot driven and wide in scope, the third person omniscient POV may work better for you, as it allows you to move through scenes with multiple characters, as well as through time and space fairly easily, when done right.
- Regardless of which POV you use, you want to always ensure the reader can relate to the characters and is never lost or confused.[5]
-
5
Keep in mind this point of view can address the reader directly. Another advantage this POV has over other POV is that as the author, you can talk directly to your reader, creating a more intimate, direct relationship with them.[6]
- This could be as simple as stating, “Dear reader, it was a hard decision to kill off Alice. Let me tell you why.”
- Or a less direct address to the reader, such as, “Don’t worry about Alice. She’ll have some hard times but eventually, she’ll recover and live happily ever after.”
-
6
Be aware of the 2 types of third person omniscient. This point of view can be categorized into 2 types: objective and subjective.[7]
- The objective version is the “fly on the wall” POV, where the narrator is present but invisible in the story. They will relate the events as they happen, but do not offer any opinions on the events. This POV is like a camera that follows the characters around, showing their actions and dialogue, and not entering into the internal thoughts of the characters.
- The subjective version has a strong narrative voice that discusses the characters’ internal thoughts within a scene. So all the emotions and thoughts of the characters are filtered through the narrator’s voice, in their own words.
Advertisement
-
1
Decide which type of third person omniscient POV will benefit your story. If you are trying to explore an idea through multiple narrators, but want to show their emotions through action and dialogue, rather than internal thoughts, the objective third person omniscient POV may be right for you.
- If you want to write a story with a strong narrator who frames the characters with their narrative voice, the subjective third person omniscient may be a better fit for your story.
-
2
Practice writing in your chosen POV. Rather than using “I”, which is first person POV, or addressing the reader as “you”, which is second person POV, address the characters by their names or by the applicable pronoun, such as: he, she, his, hers, him and her.
- For example, instead of writing: “I arrived in town on a cold, windy morning,” you would write, “She arrived in town on a cold, windy morning” or “Alice arrived in town on a cold, windy morning.”
-
3
Avoid identifying the narrator with objective third person omniscient. When you write in this point of view, remember that the narrator is usually an unknown entity as it is acting as an all seeing eye. So you do not need to give the narrator a name or provide any information about them to the reader.
- This is different than the first and second person perspectives, where the narrator plays a starring role in the work and dominates the point of view.
-
4
Create a strong narrator to use subjective third person omniscient. The most well known example of this type of narrator is the “Lemony Snicket” character in “A Series of Unfortunate Events.” The “Lemony Snicket” narrator identifies himself as “I”, but also addresses the reader directly and shifts into different character perspectives throughout the novel.[8]
Advertisement
-
1
Stay in the POV of 1 character until you transition to another character. Not doing this can lead to a point of view breach.[9]
- A POV breach occurs when a character knows something that he or she couldn’t possibly know from his or her point of view. For example, even though the narrator may know that Paul hit John from behind, John won’t know Paul hit him, unless he discovers this information from outside sources or by process of elimination.
- A POV breach can also take away from the believability of the story as a whole, and undermine the character voices you have worked so hard to create. So watch out for any breaches of point of view.
- Another issue that can arise is head hopping, where you hop around from 1 character’s thoughts to another character’s thoughts within 1 scene. Though technically a correct way to do third person omniscient POV, this technique can be confusing for the reader and lead to too many thoughts crowding up the scene.[10]
- Be consistent with dialogue tags to avoid confusion. You may also need to use the characters’ names if you have multiple characters of the same gender.
-
2
Use transitions to move smoothly between multiple characters. To avoid confusing your reader and head hopping around, focus on creating a bridge or smooth switch to another character in the scene.
-
3
Signal a transition before shifting to another character’s perspective. Do this by drawing the reader’s attention to the character and describing the actions or movements of the character in the scene.
- For example, if you are shifting from Paul’s perspective to John’s perspective, you could note: “John rubbed his lower back, where he had been hit. He noticed Paul standing beside him. Could Paul have bumped into him? John thought.”
-
4
Have a character take the lead in the action. This is a good way to transition to a new viewpoint. Once the new character takes the lead in the action, continue into his or her thoughts or feelings.
- For example: “John slammed his drink down hard on the bar. Who is the jerk who hit me? he yelled. John noticed Paul, standing beside him. Who is that guy? John thought.”
-
5
Experiment with the third person omniscient POV in shorter work. Before trying the third person omniscient perspective in longer work, try it in some shorter writing pieces first. The third person omniscient can be difficult to master on your initial attempts, especially if you are not used to writing in the heads of many different characters and are still learning how to transition from 1 character to another.[11]
- Sit down and write out several scenes in this POV to get a feel for it. Reread and edit your work to see where you are head hopping or where there are POV breaches and correct them.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do I know when to create a new paragraph when writing in third person omniscient?
Create a new paragraph when starting a new thought or when a new person is speaking in a dialogue.
-
Question
Should a subject, omniscient narrator introduce himself? How, when and why?
You could announce who you are at the beginning of the adventure, or you might wait until the end and drop a bombshell that the narrator was the main character a few years after the events passed.
-
Question
How can I write a news report in 3rd person?
Write the facts in a logical and coherent way, and leave out your own opinions.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
One of the best ways to get better at third person omniscient point of view is to read work by other writers that is written well in this POV. Look closely as the transitions the writer uses to move seamlessly from 1 character to another and try to mimic or imitate their approach in a scene you are working on.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
Third person omniscient is a God-like point of view where the narrator has access to the entire story world, including all of the characters’ thoughts and back stories and the future events of the story. Because the point of view is in third person, you’ll need to use the character’s name and pronouns, like “He,” or “She.” Choose between objective and subjective omniscience. Objective makes the narrator invisible and just tells the story, while subjective allows you to address the reader directly, comment on the story, and make prophetic statements, like, “He thought the worst was over. He was wrong.” A good example of this is Lemony Snicket’s A Series of Unfortunate Events. To keep things simple, only show one character’s thoughts and feelings at a time, so you don’t overwhelm or confuse your readers. For more tips from our Educational co-author, including how to smoothly shift between character’s points of view, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 255,883 times.
Reader Success Stories
-
» Very helpful article, especially the example of Lemony Snicket being written in omniscient third person POV…» more
Did this article help you?
Download Article
Download Article
Third person omniscient is a point of view in which the writer masterfully switches from 1 character’s point of view to another’s. Using this technique allows you to provide information to your readers that they wouldn’t get if you used another point of view technique, because your narrator knows and sees everything and can move from character to character. With this in mind, there are some rules you’ll want to follow when you write in third person omniscient to ensure your readers are not confused or thrown off by this point of view.
-
1
Be aware of how point of view works. Any point of view, or POV, whether its first person or third person should provide the reader with insight into that character’s thoughts, feelings, emotions and knowledge.
- Point of view should let the reader know how your character feels and thinks, as well as what they see around them, within a certain setting.
-
2
Familiarize yourself with third person perspective. When writing in the third person, use the person’s name and pronouns, such as he, she, it, and they. This perspective gives the narrator freedom to tell the story from a single character’s perspective. The narrator may describe the thoughts and feelings going through the character’s head as they tell the story.[1]
- For example, a passage written in third person might read, “Karen switched on the light in her bedroom. Immediately after she did so, a cold chill ran down her back. She stood only a few feet away from an unexpected visitor. Karen wondered if she should run or stay and fight, but it didn’t really matter because she was paralyzed by fear.”
- Notice how this passage not only describes what Karen is doing, but also what she is thinking and feeling.
Advertisement
-
3
Recognize the benefits of using third person omniscient. In this POV, the narrator has access to all the thoughts and feelings of the characters in the story and is not limited to only 1 character’s point of view. So as the author, you can shift from 1 character’s POV to another character’s POV, and the same events can be interpreted by several different character voices.[2]
- Because the POV is omniscient, it has a “god like” distance from the characters and can have a bird’s eye view of the events, actions, and thoughts of the characters.
- As the author, this POV gives you a lot of freedom to inhabit many character voices and perspectives.[3]
-
4
Be aware of the cons of the third person omniscient. Unfortunately, being god like has its downsides. Because you are viewing your characters from above, you are also presenting them to your readers at a distance and this can lead to more telling than showing in the story. This may not allow your reader to connect as deeply with the characters and can lead to a dull or stiff narrative. Readers may feel like they are learning about characters rather than being immersed in their stories.[4]
- If you are writing a more character driven story, the third person omniscient POV may not be ideal, as it does not allow you to embody 1 character’s perspective in detail, including their thoughts and emotions.
- If your story is more plot driven and wide in scope, the third person omniscient POV may work better for you, as it allows you to move through scenes with multiple characters, as well as through time and space fairly easily, when done right.
- Regardless of which POV you use, you want to always ensure the reader can relate to the characters and is never lost or confused.[5]
-
5
Keep in mind this point of view can address the reader directly. Another advantage this POV has over other POV is that as the author, you can talk directly to your reader, creating a more intimate, direct relationship with them.[6]
- This could be as simple as stating, “Dear reader, it was a hard decision to kill off Alice. Let me tell you why.”
- Or a less direct address to the reader, such as, “Don’t worry about Alice. She’ll have some hard times but eventually, she’ll recover and live happily ever after.”
-
6
Be aware of the 2 types of third person omniscient. This point of view can be categorized into 2 types: objective and subjective.[7]
- The objective version is the “fly on the wall” POV, where the narrator is present but invisible in the story. They will relate the events as they happen, but do not offer any opinions on the events. This POV is like a camera that follows the characters around, showing their actions and dialogue, and not entering into the internal thoughts of the characters.
- The subjective version has a strong narrative voice that discusses the characters’ internal thoughts within a scene. So all the emotions and thoughts of the characters are filtered through the narrator’s voice, in their own words.
Advertisement
-
1
Decide which type of third person omniscient POV will benefit your story. If you are trying to explore an idea through multiple narrators, but want to show their emotions through action and dialogue, rather than internal thoughts, the objective third person omniscient POV may be right for you.
- If you want to write a story with a strong narrator who frames the characters with their narrative voice, the subjective third person omniscient may be a better fit for your story.
-
2
Practice writing in your chosen POV. Rather than using “I”, which is first person POV, or addressing the reader as “you”, which is second person POV, address the characters by their names or by the applicable pronoun, such as: he, she, his, hers, him and her.
- For example, instead of writing: “I arrived in town on a cold, windy morning,” you would write, “She arrived in town on a cold, windy morning” or “Alice arrived in town on a cold, windy morning.”
-
3
Avoid identifying the narrator with objective third person omniscient. When you write in this point of view, remember that the narrator is usually an unknown entity as it is acting as an all seeing eye. So you do not need to give the narrator a name or provide any information about them to the reader.
- This is different than the first and second person perspectives, where the narrator plays a starring role in the work and dominates the point of view.
-
4
Create a strong narrator to use subjective third person omniscient. The most well known example of this type of narrator is the “Lemony Snicket” character in “A Series of Unfortunate Events.” The “Lemony Snicket” narrator identifies himself as “I”, but also addresses the reader directly and shifts into different character perspectives throughout the novel.[8]
Advertisement
-
1
Stay in the POV of 1 character until you transition to another character. Not doing this can lead to a point of view breach.[9]
- A POV breach occurs when a character knows something that he or she couldn’t possibly know from his or her point of view. For example, even though the narrator may know that Paul hit John from behind, John won’t know Paul hit him, unless he discovers this information from outside sources or by process of elimination.
- A POV breach can also take away from the believability of the story as a whole, and undermine the character voices you have worked so hard to create. So watch out for any breaches of point of view.
- Another issue that can arise is head hopping, where you hop around from 1 character’s thoughts to another character’s thoughts within 1 scene. Though technically a correct way to do third person omniscient POV, this technique can be confusing for the reader and lead to too many thoughts crowding up the scene.[10]
- Be consistent with dialogue tags to avoid confusion. You may also need to use the characters’ names if you have multiple characters of the same gender.
-
2
Use transitions to move smoothly between multiple characters. To avoid confusing your reader and head hopping around, focus on creating a bridge or smooth switch to another character in the scene.
-
3
Signal a transition before shifting to another character’s perspective. Do this by drawing the reader’s attention to the character and describing the actions or movements of the character in the scene.
- For example, if you are shifting from Paul’s perspective to John’s perspective, you could note: “John rubbed his lower back, where he had been hit. He noticed Paul standing beside him. Could Paul have bumped into him? John thought.”
-
4
Have a character take the lead in the action. This is a good way to transition to a new viewpoint. Once the new character takes the lead in the action, continue into his or her thoughts or feelings.
- For example: “John slammed his drink down hard on the bar. Who is the jerk who hit me? he yelled. John noticed Paul, standing beside him. Who is that guy? John thought.”
-
5
Experiment with the third person omniscient POV in shorter work. Before trying the third person omniscient perspective in longer work, try it in some shorter writing pieces first. The third person omniscient can be difficult to master on your initial attempts, especially if you are not used to writing in the heads of many different characters and are still learning how to transition from 1 character to another.[11]
- Sit down and write out several scenes in this POV to get a feel for it. Reread and edit your work to see where you are head hopping or where there are POV breaches and correct them.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do I know when to create a new paragraph when writing in third person omniscient?
Create a new paragraph when starting a new thought or when a new person is speaking in a dialogue.
-
Question
Should a subject, omniscient narrator introduce himself? How, when and why?
You could announce who you are at the beginning of the adventure, or you might wait until the end and drop a bombshell that the narrator was the main character a few years after the events passed.
-
Question
How can I write a news report in 3rd person?
Write the facts in a logical and coherent way, and leave out your own opinions.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
One of the best ways to get better at third person omniscient point of view is to read work by other writers that is written well in this POV. Look closely as the transitions the writer uses to move seamlessly from 1 character to another and try to mimic or imitate their approach in a scene you are working on.
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
Third person omniscient is a God-like point of view where the narrator has access to the entire story world, including all of the characters’ thoughts and back stories and the future events of the story. Because the point of view is in third person, you’ll need to use the character’s name and pronouns, like “He,” or “She.” Choose between objective and subjective omniscience. Objective makes the narrator invisible and just tells the story, while subjective allows you to address the reader directly, comment on the story, and make prophetic statements, like, “He thought the worst was over. He was wrong.” A good example of this is Lemony Snicket’s A Series of Unfortunate Events. To keep things simple, only show one character’s thoughts and feelings at a time, so you don’t overwhelm or confuse your readers. For more tips from our Educational co-author, including how to smoothly shift between character’s points of view, read on!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 255,883 times.
Reader Success Stories
-
» Very helpful article, especially the example of Lemony Snicket being written in omniscient third person POV…» more