Рассказ о спп с придаточными определительными и изъяснительными

Основные типы придаточных предложений

Выделяются (по аналогии с второстепенными членами предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами) три основные типа придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние в свою очередь делятся на несколько видов.

Придаточное предложение может относиться к определённому слову в главном (присловные придаточные) или ко всему главному (неприсловные придаточные).

Для определения типа придаточного предложения необходимо учитывать три взаимосвязанных признака: 1) вопрос, который можно задать от главного предложения к придаточному; 2) присловный или неприсловный характер придаточного предложения; 3) средство связи придаточного с главным.

Придаточные определительные

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно — через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.

В связи с общим значением признака предмета определительные придаточные зависят от существительного (или от слова в значении существительного) в главном предложении и отвечают на вопрос какой? Они присоединяются к главному только союзными словами — относительными местоимениями (который, какой, чей, что) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда). В придаточном предложении союзные слова замещают то существительное из главного, от которого зависит придаточное.

Например: [Одно из противоречий, (какими живо творчество Мандельштама), касается собственной природы этого творчества] (С. Аверинцев) — [сущ., (какими (= противоречиями) ), ].

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда). Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок… (А. Пушкин) — [сущ., ( где ),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) — [сущ.], (что).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла… (Ф. Тютчев) — [ сущ.], (когда).

В главном предложении часто бывают указательные слова (указательные местоимения и наречия) тот, такой, например:

Это был тот знаменитый артист, которого она видела на сцене в прошлом году (Ю. Герман) — [ ук.сл. тот — сущ.], (которого).

Местоименно-определительные придаточные

По значению к придаточным определительным близки местоименно-определителъные придаточные. Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:

1) [Всего, (что знал еще Евгений), пересказать мне недосуг) (А. Пушкин) — [мест., (что ),]. 2) [Не то, (что мните вы), природа]… (Ф. Тютчев) — [мест., (что),].

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова — кто и что).

Ср.: [Тот человек, (который приходил вчера), сегодня не появлялся] — придаточное определительное. [ук.сл.+сущ., (который), ].

[Тот, (кто приходил вчера), сегодня не появлялся] — придаточное местоименно-определительное. [ мест., (кто ), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, например:

(Кто жил и мыслил), [тот не может в душе не презирать людей] … (А. Пушкин) — (кто ), [мест. ].

Придаточные изъяснительные

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение речи, мысли, чувства или восприятия. Чаще всего это глаголы (сказать, спросить, ответить и др.; думать, знать, вспомнить и др.; бояться, обрадоваться, гордиться и др.; увидеть, услышать, почувствовать и др.), но могут быть и другие части речи: прилагательные (рад, доволен), наречия (известно, жаль, нужно, ясно), существительные (известие, сообщение, слух, мысль, заявление, чувство, ощущение и др.)

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.; 2) с помощью любых союзных слов; 3) с помощью союза-частицы ли.

Например: 1) [Свет решил], (что т умён и очень мил) (А. Пушкин) — [ глаг.], (что ). [Я_ боялся], (чтоб в помысле смелом ты меня упрекнуть не могла) (А. Фет) — [ глаг.], (чтоб ). [Ей снится], (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин) — [ глаг.], (будто бы ).

2) [Ты знаешь сам], (какое время наступило) (Н. Некрасов) — [ глаг.], (какое ). [Затем она стала расспрашивать меня], (где я теперь работаю) (А. Чехов) — [глаг.], (где). (Когда он прибудет), [неизвестно] (А. Чехов) — (когда), [нар.]. [Я_ спросила у кукушки], (сколько лет я проживу)… (А. Ахматова) — [глаг.], (сколько).

3) [Обоим очень хотелось узнать, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль) — [глаг.], (ли).

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто, когда выражаются косвенные сообщения, с помощью союза чтобы — косвенные побуждения, с помощью союзных слов и союза-частицы ли — косвенные вопросы.

В главном предложении при поясняемом слове может быть указательное слово то (в разных падежах), которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Например: Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том], (что леса учат человека понимать прекрасное) (К. Паустовский) — [сущ.+ук.сл.], (что).

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному. Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами. Придаточные же изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное, присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что). Ср.: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило. 2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас в классе, изумило всю школу.

1) Первая группа — сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группа — сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).

Обстоятельственные придаточные

Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а следовательно, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.

Придаточные образа действия и степени

Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия или степени. К главному предложению эти придаточные присоединяются двумя способами: 1) с помощью союзных слов как, сколько, насколько; 2) с помощью союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.

Например: 1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) (К. Симонов) — [глаг.+ук.ел. так], (как) (придаточное образа действия).

2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать) (А. Герцен) -[глаг.+ук.ел.столько], (сколько) (придаточное степени).

Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными (если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько) (см. примеры выше) и двузначными (если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом). Например: 1) [Белые акации пахли так сильно], (что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту) (А. Куприн)

[ук.сл. так + нареч.], (что) (значение степени осложнено значением следствия, которое вносится в значение придаточного союзом что).

2) [Красивая девушка должна быть одета так], (чтобы выделяться из окружающей обстановки) (К. Паустовский) — [кр.прич. + ук.сл. так], (чтобы) (значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы).

3) [Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног], (будто оно было действительно сделано из хрусталя) (К. Паустовский) — [ук.сл. так + глаг.], (будто) (значение степени осложнено значением сравнения, которое вносится союзом будто).

Придаточные места

Придаточные места указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они зависят от всего главного предложения или от обстоятельства места в нём, выраженного наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др.), и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда. Например:

1) [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный цм)… (А. Пушкин) — [ ], (куда).

2) [Он писал всюду], (где заставала его жажда писать) (К. Паустовский) — [нар.], (где).

3) (Куда река пошла), [там и русло будет] (пословица) -(куда ), [ ук.сл. там ].

Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.

Ср.: 1) И [Таня входит в дом пустой], (где (в котором) жил недавно наш герой) (А. Пушкин) — [сущ.], (где) (придаточное определительное).

2) [Я_ стал припоминать], (куда ходил в течение дня) (И. Тургенев) — [глаг.], (куда) (придаточное изъяснительное).

Придаточные времени

Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др. Например:

1) [Когда граф вернулся], (Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать) (Л. Толстой) — (ког2) (Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон), [в заботах суетного света он малодушно погружён} (А. Пушкин) — (пока ), [ ].

В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то). Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. Например:

1) [Я_ сижу до тех пор], (пока не начинаю чувствовать голод) (Д. Хармс) — [ ук.сл. до тех пор ], (пока).

2) (Когда зимой ешь свежие огурцы), [то во рту пахнет весной] (А. Чехов) — (когда), [то].

3) [Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда], (когда даёт его в переносном значении) (С. Маршак) — [ ук.сл. тогда], (когда).

Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда. Например:

1) [Я_ видел Ялту в том году], (когда (- в котором) её покинул Чехов) (С. Маршак) — [ук.сл.+сущ.], (когда) (придаточное определительное).

2) [Корчагин неоднократно спрашивал меня], (когда он может выписаться) (Н. Островский) — [глаг.], (когда) (придаточное изъяснительное).

Придаточные условия

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов если, если … то, когда (= если), когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Например:

1) (Если я заболею), [к врачам обращаться не стану]…(Я. Смеляков) — (если ), [ ].

2) (Раз мы начали говорить), [то лучше договорить все до конца] (А. Куприн) — (раз ), [то].

Если придаточные условные стоят перед главным, то в последнем может быть вторая часть союза — то (см. 2-ой пример).

Придаточные цели

Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) и др. Например:

1) [Я_ разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог) (А. Чехов) — [ ], (чтобы);

2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Акулину от её намерения) (А. Пушкин) — [ ], (дабы);

3)(Для того чтобы быть счастливым), [надо не только любить, но и быть любимым] (К. Паустовский) — (для того чтобы), [ ];

При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения, например: [Я_ упоминаю об этом исключительно для того], (чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна) (К. Паустовский) — [ук.сл. для того], (чтобы).

Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы. Например:

1) [Я хочу], (чтоб к штыку приравняли перо) (В. Маяковский) — [глаг.], (чтоб) (придаточное изъяснительное).

2) [Время посадки было рассчитано так], (чтобы к месту высадки попасть на рассвете) (Д. Фурманов) — [кр.прич.+ук.сл. так], (чтобы) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).

Придаточные причины

Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:

1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) — [ ], (потому что)

2) [Всякий труд важен], (ибо облагораживает человека) (Л. Толстой) — [ ], (ибо).

3) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался] (А. Куприн) — (благодаря тому что ), [ ].

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:

[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) — [ ук.сл. оттого], (что).

Придаточные уступительные

В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему 1) союзами хотя, хотя … но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. и 2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни. Например:

I . 1) И (хоть он был повеса пылкой), [но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец] (А. Пушкин) — (хоть), [но].

Примечание . В главном предложении, при котором находится уступительное придаточное, может находиться союз но.

2) (Пусть роза сорвана), [она ещё цветёт] (С. Надсон) — (пусть), [ ].

3) [В степи было тихо, пасмурно], (несмотря на то что солнце поднялось) (А. Чехов) — [ ], (несмотря на то что).

П. 1) (Как ни оберегал себя Пантелей Прокофъевич от всяких тяжёлых переживаний), [но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение] (М. Шолохов) -(как ни), [но].

2) [Я_, (сколько ни любил бы вас), привыкнув, разлюблю тотчас) (А. Пушкин) — [, (сколько ни), ].

Придаточные сравнительные

Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные, следствия и присоединительные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных — невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.

В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, буто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем … тем, чем и др. Например:

1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), [‘].

2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют], (словно кто их вымыл и лак на них навёл) (И. Тургенев) — [ ], (словно).

3) [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы) (А. Пушкин) — [ ], (как будто).

Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем … тем. Придаточные с двойным союзом чем … тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

1) (Чем меньше женщину мы любим), [тем легче нравимся мы ей] (А. Пушкин) — (чем), [тем].

2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) — [сравн.степ.нар.], (чем).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения. Например:

[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) — [ ], (как).

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого — в скорлупу.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.

Придаточные следствия

Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения.

Придаточные следствия относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и присоединяются к нему союзом так что.

Например: [Зной всё увеличивался], (так что становилось тяжело дышать) (Д. Мамин-Сибиряк); [Снег всё становился белее и ярче], (так что ломило глаза) (М. Лермонтов) — [ ], (так что).

Придаточные присоединительные

Придаточные присоединительные содержат добавочные сведения, замечания к тому, о чём сообщается в главном предложении. Присоединительные придаточные относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и прикрепляются к нему союзными словами что, чем, о чём, отчего, зачем, почему и др.

Например: 1) [Ей нужно было не опоздать в театр],(отчего она очень торопилась) (А. Чехов) — [ ], (отчего).

2) [Пала роса], (что предвещало завтра хорошую погоду) (Д. Мамин-Сибиряк) — [ ], (что).

3) [А старик Кукушкин быстро надел очки, позабыв протереть их], (чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось) (И. Ильф и Е. Петров) — [ ], (чего).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным

Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы.

Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным

1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую стару сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов).

[ ], (отчего).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.

2) (Чтоб быть современнику ясным), [весь настежь распахнут поэт] (А. Ахматова). (чтоб), [ ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб.

3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет) (И.Анненский). [мест.], (чему).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.

                               СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8

               Открытый урок

          на тему:

Придаточные определительные и

придаточные изъяснительные в

сложноподчиненном предложении

            Учитель:

                Дашина Ю. В.

                                          г. Елабуга

ТЕМА: Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении

ЦЕЛИ:  

  1. повторить синтаксические понятия (сложноподчиненное предложение, придаточное изъяснительное, придаточное определительное, средства связи главного предложения и придаточного); повторить правила пунктуации в сложноподчиненном предложении.
  2. стимулировать развитие умения находить главное и придаточное предложения в СПП; определить вид придаточного, его место, средства связи с главным, задавать вопрос от главного предложения к придаточному; правильно расставлять знаки препинания в СПП; составлять схемы СПП с указанными придаточными; продолжить работу по развитию монологической терминологической речи; обогащению словарного запаса учащихся.
  3. воспитывать любовь к русскому языку, прививать культуру умственного труда, общения; развивать волю учащихся, интеллект, самостоятельность мышления, творческие способности.

ТИП УРОКА:  урок – закрепление пройденного материала.

ВИД УРОКА:    урок практикум.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорная система, карточки, таблицы.

ХОД УРОКА:

1.Орг. Момент. Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по стране синтаксис. Поедем в знакомый райцентр Сложноподчиненное предложение. Но чтобы попасть туда, мы будем останавливаться на станциях:                                                                                              — Две грамматические основы;                                                                                                                          — Подчинительный союз или союзное слово;                                                                              — Главное предложение и станция Придаточное предложение, между ними остановка по требованию – Вопрос.                                                                 Благополучно добравшись до райцентра СПП, мы отправимся в деревни:                   — Придаточное определительное; — Придаточное изъяснительное, где мы уже побывали на прошлых уроках.                                                                                        А в деревню Придаточное обстоятельственное мы поедем на следующем уроке. Вперед!

2. а) А в начале было слово…                                                                                       Словарно-орфографическая работа.                                                                                        – Два лаборанта, которые подготовились заранее, объяснят нам лексическое значение. А вы, ребята, запишите их в тетради.

Оптимист – человек с бодрым, жизнерадостным мироощущением, склонный видеть во всем хорошее (от латинского оптимус – «наилучший»)                     

Запишите однокоренные слова: оптимизм, оптимистичный, оптимистичность.

Пессимист – человек, который исполнен уныния, безнадежности, видит во всем дурное, неприятное (от латинского пессимус – «наихудший»)

Запишите, пожалуйста, однокоренные слова ко второму слову: пессимизм, пессимистичный, пессимистичность.

б) Орфографическая работа.

— Сейчас, ребята, вспомните орфограммы. Посмотрите на доску, вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы, выделите корни слов с чередующимися             о – а; объясните написание букв н и нн в суффиксах слов. (Записано на доске).

Ясно изл…гать, к…снуться привилегий, заг…рать на пляже, к…саться стекля…ой поверхности, исти…ая правда, выр…сли сами по себе, глина смеша…а, искусстве…ый цветок.

в) На доске запишем предложение и в рабочей тетради. Проанализируйте его.

Природу надо беречь, потому что она не вечна. (Повеств., невосклиц., СПП       1) односост., безличн., распр.; 2) двусост., нераспр.)

— На какой станции сначала остановимся?                                                                          — (Грамматические основы)- Есть подчинительный союз потому что                        — От главного предложения можно задать вопрос к придаточному почему?             — Итак, мы добрались до райцентра СПП.

 г) Поедем в деревню Придаточное определительное.

-Ребята, возьмите карточку №1, прочитайте задание.

Карточка №1

Замените обособленное определение придаточным определительным и запишите его, расставьте знаки препинания, определите способ связи придаточного с главным, составьте схему предложения.

Над головой охотника бесшумно пронеслась ночная птица, вылетевшая из кустов.

— Прочитай обособленное определение и замени его, полученное предложение запиши.

Над головой охотника бесшумно пронеслась ночная птица, которая вылетела из кустов.

Составьте схему предложения:

[       ], (       )

— По каким признакам мы определяем придаточное определительное? Отвечает на вопросы: Какая? Какой?                                                                          Относится к члену главного предложения, который выражен существительным.                                                                                         Присоединяется к определительным словам с помощью союзных слов.

— Ребята! Прочитайте задание к карточке №2.

Карточка №2

Исправьте ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным и запишите верное предложение. Сделайте вывод о месте придаточного определительного.

1)Которые пойдут на экскурсию, должны сдать деньги.                                              2)Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.

Прочитайте 1 предложение:                                                                            1)Дети, которые пойдут на экскурсию, должны сдать деньги.

Прочитайте 2 предложение и запишите его на доске:                                                     2)Человек, который не умеет жить, постоянно ссорится с соседями. Сделайте вывод о месте придаточного определительного:                                                 — Оно стоит после слова, к которому относится

д) Остановка по требованию. Состав слова.

— В каком из этих русских слов приставка стоит после корня?

  1. Двустишие
  2. Водопровод
  3. Камнепад
  4. Антинародный
  5. В русском языке нет и не может быть таких слов.

е) Дорога привела нас в деревню Придаточное изъяснительное.

Графический диктант.

Карточка №3

Определите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. В тетради проставьте цифры. Если предложение с придаточным изъяснительным, то поставьте +, если нет – . Сделайте вывод, по каким признакам вы определили придаточные изъяснительные.

  1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
  2. Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
  3. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
  4. Затем она стала расспрашивать, где я работаю.
  5. Солнце еще не успело подняться, и всюду было холодно.
  6. Я спросил, есть ли у него учебник.
  7. Я полюбил эту маленькую окрашенную улицу и был уверен, что она самая живописная в мире.
  8. Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.
  9. Вода была холодная, и сразу с меня согнало усталость.

10)Снова стало слышно, как ручей гремит на дне пропасти.

— Назови, пожалуйста, номера предложений с придаточными изъяснительными.

— Расскажи, пожалуйста, как мы определяли придаточные изъяснительные.

Отвечают на вопросы падежей.                                                                             Относятся к членам предложения, которые имеют значение речи, мыли, чувства – это чаще глаголы, реже существительные, прилагательные, наречия.  Придаточное присоединяется к главному предложению с помощью подчинительных союзов (что, чтобы), союзных слов (где, который) и частицы (в значении союза).

Молодцы! Хорошо!

ж) Посмотрите на доску. Продолжите предложения, используя придаточные изъяснительные:

1) Нам сказали, (о чем?)…

2) Не забывай о том, (о чем?)…

-Лучшее предложение запишем на доске, проанализируем его.                                Не забывай о том, что вокруг тебя есть люди, нуждающиеся в помощи.

Хорошо! Молодцы! Спасибо!

з) Подведение итогов урока.

Д/з п. 6, 7 упр. 56. Оценки.

Сложноподчинённое предложение складывается из главной части и зависимого от неё придаточного предложения.

Приведем примеры сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных частей.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — придаточным. Эти предложения синтаксически неравноправны. Зависимость придаточного предложения от главного выражается подчинительными союзами и союзными словами.

Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью.


Определение

Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и синтаксически подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым.

Сложноподчиненные предложения, спп

Синтаксически и по смыслу зависимая часть сложноподчиненного предложения называется придаточным предложением.

Связь между главным и придаточным предложением более тесная, чем в сложносочиненном предложении, где его части сохраняют относительную самостоятельность. Например, рассмотрим предложение:

Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома.

Сообщение, которое несет в себе главная часть (было ясно), неполно без пояснения его второй частью, поэтому связь между главным и зависимым предложениями более тесная, чем в сложносочиненном предложении.

Подчинительные союзы и союзные слова выражают различные смысловые отношения между главной и придаточной частями. В зависимости от этого различают следующие виды сложноподчиненных предложений:

  • с придаточными определительными;
  • с придаточные изъяснительными;
  • с придаточными обстоятельственными.

Сложноподчиненные предложения также можно разделить на две большие группы в зависимости от того, относится ли придаточная часть к одному слову в главной части или поясняет её всю. В главной части одно слово поясняют следующие придаточные части:

  • определительные
  • изъяснительные
  • образа действия
  • меры и степени
  • места.

Поясняют все главное предложение придаточные части:

  • времени
  • цели
  • причины
  • уступки
  • следствия
  • условные
  • сравнительные.

Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей

Придаточная изъяснительная часть относится в главном предложении к словам со значением речи (говорить, рассказать, спросить, отвечать), мысли (думать, решать), чувства (радоваться, обижаться, сердиться). Она «изъясняет» (истолковывает, раскрывает их смысл) и отвечает на падежные вопросы что? о чём? чем? чему?

К главной части придаточное изъяснительное присоединяется с помощью союзов (ли, будто, как, чтобы) и союзных слов (кто, что, где, когда, зачем, как).

Предложения с придаточными изъяснительными

Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встает (И. Никитин).

Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. И. Тютчев)

Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни (К. Паустовский).

Этот тип сложноподчиненных предложений подробно с примерами рассматривается в статье «Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным».

Предложения с придаточными определительными

Придаточное определительное предложение поясняет слово с предметным значением в составе главного предложения и отвечает на вопросы какой? каков? чей?

Милы мне не жаркие страны, где крылатые пальмы видны, а вот эти седые туман и мохнатые лапы сосны (Кежун).

Дайте дело такое, которое было бы мне по душе.

К главной части придаточное определительное присоединяется союзными словами (какой, который, чей, где, куда, откуда).


Дополнительный материал

См. еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из художественной литературы.


Предложения с придаточными образа действия

Этот тип придаточных относится к указательному слову «так» в главной части и обозначает, каким образом совершается действие.

Следует прожить свою жизнь так, чтобы потом не  было за что краснеть.

Она говорила так, как будто держала что-то  за щекой.



Предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и степени относятся к указательным словам «так», «такой», «столько», «настолько», «до того», обозначают степень проявления признака, качества, действия и отвечают на вопросы в какой степени? сколько? насколько?

Биатлонистка Дарья Домрачева прошла дистанцию быстрее, чем предполагали журналисты.

Время шло медленнее, чем капала в бочку дождевая вода с крыши.

Дождь прошел так быстро, что земля в саду под яблонями не успела как следует намокнуть.



Предложения с придаточными места

Придаточные места относятся к наречиям «там», «туда», «оттуда», «везде», «всюду», «отовсюду» или обстоятельствам места и отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Там, где люди борются с пургой, встанет над тайгой наш город юный (М. Исаковский).

Куда ведёт путь прямой, туда не ездят на кривой.

Где нет знаний, там нет и смелости.

Куда дерево подрублено, туда оно и валится.

Предложения с придаточными времени

Придаточные времени поясняют все главное предложение и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор?

Когда зашло солнце, мы вернулись на бивак.

Как только наступил рассвет, туристы двинулись в путь.

Пока я дышать умею,  я буду идти вперед (Лев Ошанин).


Дополнительный материал

Еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточной частью времени из художественной литературы.


Предложения с придаточными цели

Придаточное предложение цели называет цель, а главное — предпосылку, которая обеспечивает достижение указанной цели. От главного предложения зададим к нему вопросы с какой целью? зачем? для чего?

Ребята остались в школе после уроков, чтобы поиграть в волейбол.

Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.

Мне нужен мир, чтоб всей земле моей вовек не знать военного пожара (А. Безыменский).

Предложения с придаточными причины

Придаточная часть причины указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

Может, Блок искал эту тишину и близость моря, потому что она возвращает смятенному человеческому сердцу спокойствие (К. Паустовский).

Он владел одинаково плохо всеми европейскими языками и в разговоре постоянно перемешивал их, коверкал слова, может быть, несколько умышленно, поскольку в каждом акробате всегда сидит немного клоуна (Александр Куприн).

Предложения с придаточными уступительными

Действие в главном предложении разворачивается вопреки тому, о чем говорится в придаточной уступительной части. Придаточная уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).

Хотя утро было прекрасное, но выехали в поле не так рано (С. Аксаков).

Пускай шумит волна морей, утёс гранитный не повалит (М. Лермонтов).

Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо (В. Гаршин).

Предложения с придаточными условными

В придаточной условной части содержится условие, в рамках которого развивается событие, обозначенное в главной части.

Ты должен  посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек (Фонвизин).

Если по-русски скроен, и один в поле воин (Пословица).

Когда я зря минуту потерял, мне жаль себя (С. Островой).

Предложения с придаточными следствия

Придаточные следствия указывают на итог, результат, вытекающий из того, о чем идет речь в главной части. От главной части к придаточной задается вопрос что явилось следствием?

Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции видны были только колокольня и трубы ситценабивной фабрики… (А. Чехов).

Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (А. Чехов).

Тихий звук снаружи не доходил в комнату, так что в этой тишине постукивание маятника казалось сильным звуком (Л. Толстой).

Предложения с придаточными сравнения

В сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнения два события сравниваются, уподобляются друг другу.

На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С. Сергеев-Ценский).

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду (С. Есенин).

Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).

Тест

Цели урока:

  • Повторить и обобщить изученное по теме.
  • Определение уровня  усвоения знаний, сформированности умений и
    навыков, комплексного их применения.
  • Формирование целостной системы ведущих знаний по теме; выделение  мировоззренческих идей.

Задачи:

  • образовательная —  формировать  умение  правильно расставлять знаки препинания в СПП, производить их синонимическую замену, составлять схемы предложений с указанными  придаточными;
  • воспитательная — способствовать  гражданскому воспитанию учащихся, формированию  нравственных убеждений.
  • развивающая – развитие орфографических навыков, расширение словарного запаса учащихся.

Тип урока: обобщение изученного материала с использованием ИКТ.

Средства обучения: 

  • дидактический раздаточный материал;
  • компьютер, обучающая программа – тренажёр по русскому языку «Фраза».
  • учебник

Ход урока.

I. Организация начала занятия.

    Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

 II. Подготовка к основному этапу урока.

 Задача: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной  деятельности.
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы повторим  и обобщим  изученное о СПП с придаточными определительными придаточными  изъяснительными.

III. Повторение и активизация знаний, умений и навыков учащихся.

1. Индивидуальная работа  учащихся (3 ученика) за компьютером  по обучающей  программе – тренажёру «Фраза»:
варианты  515,  516,  517. Даны предложения, нужно расставить знаки препинания. По окончании работы компьютер  выводит на экране следующую запись: сколько было заданий предложено, сколько допущено ошибок, какую оценку получил ученик ( работа учителем не проверяется).

2.  Орфоэпическая разминка.
Работаем с карточкой  № 1 . Задание: поставьте в словах ударения, проверьте выполненное задание  
Карточка № 1
Агент,  дефис,  документ,  диспансер,  баловать,  балую, коклюш, звонит, звонишь, позвонит, цемент,  средства, кашлянуть, инструмент, ворота,  верба, добыча, договор, дремота, издавна, каучук, обеспечение.

 — Кто не допустил ни одной ошибки? Чтение слов вслух.

3. Лексико – орфографическая работа.
— Определите слово по его лексическому значению и запишите.
1) реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя
2) система взглядов, воззрений на природу, общество
3) письменный разбор, содержащий критическую оценку
4) напряжённый, усиленный
5) статуя, сооружение громадных размеров
6) очень большой, огромный
7) разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту
8) общедоступный, вполне понятный, известный
9) проникнутый уважением и любовью к человеку.

— Давайте ещё раз повторим лексическое значение этих слов, для этого подберём синонимы к этим словам.

1.  Прототип — прообраз  
2. Мировоззрение — миропонимание,  идеология
3.  Рецензия – отзыв
4.  Интенсивный — усиленный
5.  Колосс — гигант
6.  Колоссальный — гигантский
7.  Комментарий — пояснение
8.  Популярный — известный
9.  Гуманный — человечный

— С последним словом составьте словосочетание со способом связи согласование.

Гуманный поступок
Гуманные цели
Гуманное поведение
Гуманный человек
Гуманное отношение
Гуманное решение

— Правильно, ребята, гуманный — значит проникнутый уважением к человеку, ибо
лучше человека ничего нет на земле.
Я процитировала слова Максима Горького.    Прочитаем эти слова ещё раз.
— Запишите это высказывание по правилам косвенной речи.
 Максим Горький утверждал, что лучше человека ничего нет на земле.
— Какое предложение у нас получилось. Охарактеризуйте.

IV.Устный опрос.

 Задача: проверка восприятия, осмысления знаний.
— Расскажите о придаточных  изъяснительных.
Придаточные изъяснительные
— отвечают на падежные вопросы
— относятся к словам, которые имеют значение речи, мысли, чувства  (реже сущ., прил.)
— прикрепляются:
  1)союзами что, как, будто, чтобы
  2)союзными словами кто, что
  3) частицей  ли   в значении союза

— в главном предложении может быть указательное слово ТО
— стоят после главного.
— Расскажите о придаточных определительных.

Придаточные определительные
— отвечают на вопрос КАКОЙ?
— относятся к определяемым существительным
— прикрепляются к определяемым словам союзными словами  КОТОРЫЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ,    ОТКУДА
— в главном предложении могут быть указательные слова  ТОТ, ТАКОЙ.
— стоят после определяемого существительного.

V.  Работа с карточкой № 2

 Задача: установление правильности и осознанности усвоения материала.
— Знания о видах придаточных нам сейчас очень пригодятся.

Карточка №2
1.  Человек который не умеет понять другого   обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
2.   Мы должны относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное создание в мире — это человек.
3.  Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что ей  нужно дать волю развиться  и  расцвести.
4.   Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться    выше.
5.  Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным.
6.   При мысли о том, что я человек, возвышаюсь душою.
Задания.

  1. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным  изъяснительным. (2, 3,4,6)
  2. Какое предложение соответствует схеме?
    [… деепричастие ], ( что …) и (что …).( 3 )
  3. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. (1,5)
  4. Запишите первое предложение, расставляя знаки препинания. Составьте его схему.
  5. Замените придаточное определительное причастным оборотом. Запишите полученное  предложение,  расставляя знаки препинания.
  6. Укажите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. (3 )
  7. Какое сочетание слов является грамматической основой в третьем предложении.
    1) уважайте друг друга
    2) скрыта сила
    3) нужно дать
    4) не забывая  

VI. Работа с учебником.

— Сложноподчинённые предложения широко используются в текстах научного и публицистического стиля.
Давайте рассмотрим текст публицистического стиля, который дан в учебнике.
Упражнение № 118.
Прочитаем этот текст.
— Спишите первое и третье предложения, расставляя знаки препинания и объясняя орфограммы. Назовите средства связи главного и придаточного предложений. Это союзные слова.  Почему?  Какими членами предложения они являются?

VII. Подведение итогов.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Мы повторили изученное о СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Работали хорошо, может, кто и ошибался, но это не страшно. Ведь мы все люди, а человек может ошибиться, главное, чтобы вы не совершали серьёзных, непоправимых ошибок, чтобы каждый из вас оставался человеком, ведь лучше человека ничего нет на земле. Вы согласны с этим утверждением? Почему лучше человека ничего нет на земле? Попробуйте порассуждать на эту тему.

VIII. Информация о домашнем задании.

 Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Дома напишите небольшое сочинение — рассуждение    на тему  «Лучше человека ничего нет на земле».  По возможности используйте сложноподчинённые предложения. Приведите   доказательства вашего мнения ( 2 аргумента).

Русский язык (9 класс)

Тема: Виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные

Цели:

познавательные: дать общее представление о видах придаточных предложений, ознакомить со сложноподчиненными предложениями с разными видами придаточных (определительными, изъяснительными, обстоятельственными, присоединительными), выработать умение учащихся распознавать придаточные разных видов в составе сложноподчиненных предложений; учить учащихся осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, понимать её; выполнять учебно-познавательные задания; делать обобщения, выводы;

коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: работать над учебной задачей урока; коллективно планировать (в работе учебной группы) необходимые действия, контролировать процесс выполнения заданий и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения;

личностные: развивать грамотность, совершенствовать пунктуационные навыки; воспитывать внимательность учащихся, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; учиться осознавать себя индивидуальностью и одновременно частью коллектива, развивать способности учащихся к самооценке своей учебной работы.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения» /Г. А. Михайловская и др./- К.: Освіта, 2009; опорный конспект «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению» (по методике Ю.С.Меженко); мини-таблицы «Сложноподчиненные предложения с разными придаточными частями», задания для работы по творческим группам, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Прогнозируемые результаты: учащиеся умеют распознавать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, находить их в тексте, понимать особенности каждого вида придаточных; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно оценивать свои достижения;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

  • Какой тип сложного предложения стали изучать на предыдущих уроках?

  • Какие предложения называются сложноподчиненными? Дайте определение этому типу предложения.

/Ответы учащихся/

  • Откройте материалы «Сложное предложение», данные вам для работы на уроке. Найдите сложноподчиненное предложение из данных. Зачитайте. Все согласны?

Укажите сложноподчиненное предложение

  1. О матерях можно рассказывать бесконечно.

  2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.

  3. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.

  4. Мы в вечном долгу пред матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей:

1 — …………………………….……… и 2 — ……………………………… . Мы задаём вопрос от ………………………… части к …………………………….. . Союз стоит в ………………………… части предложения.

  • А теперь заполните нижний блок задания. Что получилось?

  • Приведите свой пример сложноподчиненного предложения. Запишите его в тетрадь.

/Запись учащимися составленных примеров в тетради/

  • Кто готов предложить свой пример к иллюстрации урока? Зачитайте его.

/ответы учащихся/

  • Скажите, все ли записаны, прочитанные примеры предложений однотипны, похожи по строению, содержанию?

/ответы учащихся/

  • Нет! Вот и поговорим об этом сегодня на уроке.

III. Сообщение темы, целей урока.

Тема урока – «Виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные и присоединительные». Пока вы делаете записи в тетради, прокомментирую начало нашего урока. Вы работаете по группам: знатоки и начинающие, достаточно разбирающиеся в предмете и середнячки. Почему такие группы? Это уровень вашей компетенции в предмете, которую вы будете реализовывать в ходе урока. Хочется увидеть, как вы поняли и выучили материал, что узнали о разных видах придаточных, как сумеете их распознать в тексте, использовать в собственной речи, как проявите себя в ходе урока. И о самом уроке, его форме: применим элементы перевернутого обучения и попробуем в такой форме и темпе продержаться до звонка.

Итак, начнем погружаться в тему.

IV. Работа над темой урока (теоретический блок).

  • Вы знаете, что сложноподчиненные предложения имеют градацию по видам придаточных, их значению. Какие виды придаточных вы нашли и изучили? Для ответа воспользуйтесь мини-таблицей.

  • Выберите в группе, о каком виде придаточных вы сможете рассказать и научить нас распознавать его среди других видов.

/Распределение материала для ответа:

4 группа – придаточные определительные:

3 группа – придаточные изъяснительные;

2группа – придаточные обстоятельственные;

1 группа – придаточные присоединительные/

  • Из предложенного материала мини-таблиц выберите нужный для ответа и воспользуйтесь им. У вас есть несколько минут для составления ответа и выступления. Приступайте к работе.

/Обсуждение в группах, выступление каждой группы/

V. Закрепление изученного.

  1. Заглянем в учебник и выполним задания упр. 158. Поработаем дифференцированно:

4 группа – спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания;

3 группа — спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите главную и придаточную части сложноподчиненных предложений;

2 группа — спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите главную и придаточную части сложноподчиненных предложений, а также подчинительные союзы и союзные слова, с помощью которых связаны части сложноподчиненных предложений;

1 группа — спишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите главную и придаточную части сложноподчиненных предложений, а также подчинительные союзы и союзные слова, с помощью которых связаны части сложноподчиненных предложений. Объясните постановку знаков препинания.

  1. Работа с текстом упр. 159.

  • Чтение текста вслух;

  • Выписать из текста (1, 2 абзацы) сложноподчиненные предложения;

  • Определить вид придаточных предложений (после знакомства с алгоритмом определения вида придаточного)

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

  • найти грамматические основы;

  • установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения;

  • поставить вопрос от главной части к придаточной;

  • найти союз или союзное слово в придаточном предложении;

  • по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

  • Объяснить постановку знаков препинания в выписанных сложноподчиненных предложениях.

  1. Работа с карточками (работа в группах).

  • Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Аргументируйте свой выбор.

1-2 группы:

  1. Письмо, написанное тобой, меня ничуть не испугало, так как его содержание было мне известно.

  2. Недаром говорится, что дело мастера боится.

  3. Когда на душе горе, тяжело без людей.

  4. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

3-4 группы:

  1. В лесу надо действовать так, чтобы растерянность не приходила к тебе.

(М. Пришвин)

  1. А надо бы заснуть, чтобы рука завтра не дрожала. (М. Лермонтов)

  2. А ещё не было такого зеркала, чтобы мир полностью отразился в нем.

(Л. Леонов)

  • Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Аргументируйте свой выбор.

1-2 группы:

  1. Мы вышли на поляну, где рос дуб.

  2. Я привык к мысли, что лучшее впереди.

  3. Молодость привлекает тем, что имеет будущее.

  4. Он пошел туда, где узкой полосой чернел лес.

3-4 группы:

  1. Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору.

  2. Вы знаете, что облака – точные предсказатели погоды.

  3. Куда ни оглянись, всюду рожь.

  • Определите и выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным. Аргументируйте свой выбор.

  1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

  2. Нет истины, где нет любви.

  3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

  • Выпишите одно из сложноподчиненных предложений с придаточным присоединительным.

  • Определите «третье лишнее» (устно). Мотивируйте свой выбор.

1-2 группы:

  1. Власть безграничная природы нам потому не тяжела, что чувство видимой свободы она живущему дала.

  2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась ароматом цветов.

  3. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.

3-4 группы:

  1. Расскажи ту сказку, которую мама любила.

  2. Мы любим дом, где любят нас.

  3. Она так похудела, что стала похожа на шестнадцатилетнюю девочку.

VI. Обобщение изученного.

  • Что узнали на уроке, отработали?

  • Представьте изученный материал в комментариях к ОК «Виды сложноподчиненных предложений»

VII. Рефлексия.

  • Как поработали на уроке? Выберите свой вариант ответа, используя материал упр. 162:

Мою умственную активность стимулируют:

  • возможность узнать что-то интересное;

  • новая, необычная форма получения знаний;

  • возможность поделиться интересной информацией с одноклассниками;

  • боязнь оказаться глупее одноклассников…

VIII. Итоги урока. Оценка знаний учащихся. Комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание: §40 – доучить правило. Упр. 160 или 161 (письменно) — по выбору учащихся.

Материал для работы в группах «Сложноподчиненный предложения с разными придаточными частями»:

Придаточные определительные:

Придаточные изъяснительные:

Придаточные обстоятельственные:

Придаточные присоединительные:

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными

В русском языке представлен ещё один тип придаточных предложений, не нашедший отражения ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу.

Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного — союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем , вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это:

И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово что , являющееся подлежащим.

Я здоров, чего (= этого) и вам желаю — средство связи — союзное слово чего, являющееся дополнением.

Он опаздывал, отчего (= от этого) мы не могли начать представление вовремя — средство связи — союзное слово отчего , являющееся обстоятельством.

Тема: «Сложноподчинённое предложение. Строение СПП. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные и  изъяснительные»
Цель:
?  Систематизировать  и  обобщить  знания  учащихся  о  значении  и  структуре сложноподчиненных предложений;
?  совершенствовать  умения  устанавливать  смысловые  отношения  между  простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;
?  совершенствовать умения находить СПП в тексте;
?  определять  место  придаточных  в  сложноподчиненном  предложении,  средства  их связи с главным, их виды; 
?  развивать  навык  правильной  постановки  знаков  препинания  в  СПП, орфографическую зоркость, творческие способности учащихся; 
?  проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП; 
?  воспитывать  бережное  отношение  к  слову,  интерес  к  изучению  русского  языка, любовь к прекрасному.
Тип урока: обобщение и систематизация выученной информации.
Методы и приёмы: беседа, инсценировка отрывка, индивидуальная работа, работа в группах, работа с текстом, тестирование. 
Оборудование: таблица  «Сложноподчиненное  предложение.  Основные  группы  придаточных предложений»,  презентация «Сложноподчиненные  предложения»,  портрет Леонардо да Винчи, репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»,  текст о Леонардо-художнике, музыкальное сопровождение. 
Ход урока
I. Мотивация обучения учащихся.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и цели урока.
II. Активизация опорных знаний учащихся.
1.Беседа с учащимися.
На прошлом уроке мы повторили сложносочиненные предложения. Давайте вспомним, что мы знаем об этих предложениях и проверим домашнее задание. 
— Какие предложения мы называем сложносочиненными?
—  Закончите  предложение:  «Сочинительные  союзы  делятся  на  три  группы: (соединительные:  и,  да(в  значении  и),  ни…ни,  тоже,  также;  разделительные:  или,  либо, то…то, не то…не то; противительные: а, но, да, зато, однако, же).
—  Когда  простые  предложения,  входящие  в  состав  сложносочиненного,  не  разделяются запятыми?
— Когда в сложносочиненных предложениях ставится точка с запятой? Тире?
2. Проверка домашнего задания (синтаксический разбор сложносочиненных предложений)
III. Обобщение и систематизация полученных знаний. 
1. Слово учителя. 
Начнем наш урок сегодня немножко необычно. И помогут нам в этом такие учащиеся ________________________________________________
1.1  Два ученика инсценируют диалог из рассказа Рея Дугласа Брэдбери «Улыбка».
— Говорят, она улыбается?
— Ага, улыбается.
— Говорят, она сделана из краски и холста.
— Точно. Потому-то и сдается мне, что она не подлинная. Та, настоящая, я слышал, была на доске нарисована, в незапамятные времена.
— Говорят, ей четыреста лет.
Если не больше. Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год.
— Две тысячи шестьдесят первый.
— Верно, так говорят, парень, говорят. Брешут. А может, трёхтысячный! Или пятитысячный! Почём мы можем знать! Сколько времени одна сплошная катавасия была…
— Скоро мы её увидим?
— Ещё несколько минут, не больше…
1.2. Ответьте на вопрос:
—  О какой картине идёт речь? (Леонардо да Винчи «Мона Лиза»)
2. Знакомство с репродукцией Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Я предлагаю вам одну минутку просто посмотреть на эту репродукцию. (Дети рассматривают картину под тихую мелодию).
3. Знакомство с текстом о Леонардо-художнике. (Приложение 1)
Итак,  на  прошлом  уроке  мы  познакомились  с  Леонардо-инженером,  а  сегодня познакомимся  с  Леонардо-художником.  Прослушайте  текст,  с  которым  нам  предстоит сегодня работать. (Чтение текста учителем)
3.1. Мини-аудирование по тексту со взаимопроверкой.
1. Картин Леонардо да Винчи до нас дошло:
А) 24; Б) 14; В) 12; Г) 10.
2. Картина «Мона Лиза» — это:
А) портрет возлюбленной Л. Да Винчи; 
Б) портрет знатной дамы, написанный под заказ;
В) воплощение идеала женской красоты.
3. Самое привлекательное и таинственное в картине:
А) глаза; Б) ясное лицо; В) фон картины; Г) улыбка.
4. На картине «Битва при Ангьяри» Л. Да Винчи запечатлел:
А) «зверское безумие войны»;
Б) иступляющую схватку конных воинов;
В) поражение воинов.
5. Текст о Леонардо-художнике написан в стиле:
А) художественном;
Б) публицистическом;
В) официально-деловом;
Г) научном.
6. Тип текста:
А) рассуждение; Б) повествование; В) описание.
Правильные ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, В.
     Итак, первое знакомство с текстом состоялось. Теперь вы самостоятельно ещё раз знакомитесь с текстом, который поможет нам сегодня вспомнить всё, что мы знаем о сложноподчиненном предложении.
Физкультминутка.
(Учащиеся читают текст самостоятельно).
4. Анализ текста.
— Какова тема данного текста?
— В чём заключается основная идея текста?
— Есть ли в тексте сложные предложения? Какие?
5. Работа с таблицей.
Прежде,  чем  мы  начнем  делать  следующее  задание,  давайте  обратимся  к  таблице, которая поможет вам вспомнить всё о сложноподчиненном предложении. (Приложение 2) 
— Какие предложения мы называем сложноподчиненными?
— Сколько простых предложений может входить в состав СПП?
— Равноправны ли простые предложения в составе СПП?
— Какова роль придаточных предложений?
— Сколько основных групп придаточных предложений? Назовите их.
Сегодня мы вспомним придаточные определительные и придаточные изъяснительные. 

6. Закрепление материала. (Работа в группах)
А  теперь  возвращаемся  к  тексту  и  выписываем  из  него  сложноподчиненные предложения:  1  и  3  группа  –  с  придаточными  определительными,  2  и  4  группа  –  с придаточными  изъяснительными.  Анализируем  эти  предложения:  указываем  главное, 
придаточное (определяем его тип), строим схему. В этом вам поможет таблица.
1. Но даже среди его непревзойденных произведений есть такие, которые поднимаются как вершины над горами.
                                   Какие?
[… сущ.+ указ. сл. такие], (которые …). — определительное
2. Вряд ли существует на свете картина, которая была бы столь же популярной и известной.
          Какая?
[…сущ.], (которая …). — определительное 
3. Строгая осанка, ясное лицо, глаза, которые невозможно забыть.
           Какие?
[… сущ.], (которые …). — определительное
4. Создавая портрет красавицы Лизы, Леонардо позаботился о том, чтобы у неё было хорошее настроение: ей пели певцы, её забавляли острословы.
             О чём?
[… глагол], (чтобы …): […], […]. — изъяснительное
5.  Наверное,  ни  одна  картина  в  мире  не  имела  столько  подделок,  не  знала  столько покушений  маньяков  и  вандалов,  как  «Джоконда»:  её  заливали  краской,  пытались изрезать, старательно  зарисовывали  уголки  губ,  чтобы  убить  непостижимую  улыбку, 
тайну которой уже несколько столетий безуспешно пытаются разгадать искусствоведы.
         С какой целью?                          Какую?
[…]: […], (чтобы… сущ.), (тайну которой…). – обстоятельственное цели и определительное 
6. Леонардо сказал, что запечатлел «зверское безумие войны».
               Что?
[… глагол], (что …). — изъяснительное
7. Он жаждал мира и ненавидел распри и стычки князей и вельмож, которые разоряли цветущую землю Италии.
          Какие?
[… сущ.], (которые…). — определительное
8. Скончался Леонардо да Винчи в 1519 году во Франции, куда вынужден был уехать из родной Италии, охваченной войной. 
         Какой?
[… сущ.], (куда…). – определительное
(Каждая группа презентует свои предложения)
7. Творческое задание. (Приложение 3)
Давайте  поиграем.  Соедините  половинки  сложных  предложений.  Назовите  вид  этих предложений. Какое предложение здесь лишнее?
1. И нищий наездник таится в ущелье,                   1. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступила минута,                                              2. что слоны в диковинку у нас.
3. В ясный день вы увидите в лесу,                        3. где Терек играет в свирепом веселье. 
4. Известно,                                                            4.и в саду было холодно
5.Солнце ещё не успело подняться,                       5. когда я почувствовал страшную усталость.
Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (лишнее, т.к. это ССП)
IV. Домашнее задание. 
1.  Сделать  полный  синтаксический  разбор  одного  СПП,  выписанного  из текста.
2.  Написать письмо, в котором выразить своё удивление, восхищение, похвалу Леонардо-художнику и его картинам, используя СПП.
V. Итог урока.
Беседа с учащимися.
— Какие предложения называются сложноподчиненными?
— Назовите основные группы сложноподчиненных предложений.
— Охарактеризуйте придаточное определительное предложение (что
поясняют, вопрос, чем присоединяются, место придаточного).
— Охарактеризуйте придаточное изъяснительное предложение (по той же схеме).
Приложение 1
Текст
Более  счастливая  судьба  у  произведений  Леонардо-художника.  Его картинами и бесчисленными рисунками восхищались и его современники, и их далёкие потомки.  И сейчас люди простаивают в очереди, чтобы увидеть хотя бы одно из созданий художника.
До  нас  дошло  всего  14  картин  Леонардо  да  Винчи.  Но  даже  среди  его непревзойденных  произведений  есть  такие,  которые  поднимаются  как вершины над горами.Такой  вершиной  в  творчестве  Леонардо  стала  картина  «Мона  Лиза  дель Джоконда»  —  портрет  молодой  женщины,  жившей  почти  500  лет  до  нас, — несравнимое воплощение идеала женской красоты.Вряд  ли  существует  на  свете  картина,  которая  была  бы  столь  же популярной и известной.Мона Лиза спокойно и прямо сидит в кресле. Строгая осанка, ясное лицо, 
глаза, которые невозможно забыть.И улыбка. Знаменитая улыбка Джоконды.Создавая портрет красавицы Лизы, Леонардо позаботился о том, чтобы у неё было хорошее настроение: ей пели певцы, её забавляли острословы.Наверное,  ни  одна  картина  в  мире  не  имела  столько  подделок,  не  знала столько  покушений  маньяков  и  вандалов,  как  «Джоконда»:  её  заливали краской,  пытались  изрезать,  старательно  зарисовывали  уголки  губ,  чтобы убить  непостижимую  улыбку,  тайну  которой  уже  несколько  столетий безуспешно пытаются разгадать искусствоведы.Не  менее  замечательной  является  картина  «Битва  при  Агьяри».  На  ней изображена  исступленная  схватка  конных  воинов.  Леонардо  сказал,  что запечатлел «зверское безумие войны».Он жаждал мира и ненавидел распри и стычки князей и вельмож,  которые разоряли цветущую землю Италии. Всю жизнь он вынужден был скитаться. Скончался Леонардо да Винчи в 1519 году во Франции, куда вынужден был уехать из родной Италии, охваченной войной.Гениальные творения великого художника эпохи Возрождения вызывают 
восхищение всё новых и новых поколений.
 

  • Рассказ о спортсмене на английском языке с переводом 10 предложений
  • Рассказ о спорте окружающий мир 2 класс
  • Рассказ о спорте в школе на английском
  • Рассказ о спорте в россии на английском
  • Рассказ о сплоченности класса