Рассказ о справочной литературе

Справочная литература

Литература вспомогательного содержания,
используемая для получения наиболее
общей, не вызывающей сомнений информации
по тому или иному вопросу. Основные виды
справочной литературы:

  • Словари,
    упорядочивающие информацию по основным
    для данной сферы знаний (или для всего
    языка в целом) словам и выражениям, чаще
    всего — в алфавитном порядке;

  • Справочники,
    в которых информация упорядочена
    каким-то другим способом, в соответствии
    с собственной структурой данной сферы
    знаний (например, медицинский
    справочник — по локализации
    заболеваний или характеру симптомов);

  • Энциклопедии —
    наиболее комплексные и системные своды
    информации по данной сфере знания.

В идеале справочные издания должны
содержать только считающиеся объективно
установленными факты и адекватно
отражать существующий в данный момент
уровень человеческих знаний. Однако на
практике невозможно полностью отделить
факты от интерпретаций
и неявных, подразумеваемых допущений,
поэтому та или иная доля тенденциозности
в любом справочном издании присутствует.
В некоторых случаях эта доля довольно
велика и привносится в справочное
издание целенаправленно: таковы, в
частности, большинство справочных
изданий советской
эпохи, особенно в том, что касается
гуманитарного знания, — даже короткие
словарные статьи оказываются в них
идеологически
окрашены. Касается это и отбора материала:
так, в литературных энциклопедиях,
выпущенных в СССР, находилось место для
сугубо второстепенных писателей
социалистической
и коммунистической
ориентации, но отсутствовали весьма
значительные авторы, известные своим
негативным отношением к советскому
строю. Даже спустя короткое время
пользоваться такими изданиями как
справочными становится невозможно:
слишком много усилий приходится
затрачивать на то, чтобы отделить факты
от интерпретаций; однако именно эта
идеологическая окраска делает справочные
издания особенно интересными как
историческое свидетельство, памятник
своей эпохи

В свою очередь,
учебно-методическая литература
представлена следующими видами:
программно-методическая (программы,
методические указания к ним, методические
письма и руководства и т.д.), обучающая
(буквари, учебники  и т.д.), вспомогательная
(хрестоматии, практикумы, сборники
заданий, атласы, рабочие тетради и т.д.).
Из приведенной классификации видно,
что учебно-методическую литературу
можно разделить на: издания для тех, кто
проходит обучение (для обучающихся) и
издания для тех, кто проводит обучение
(для педагогов). Учебно-методическую
литературу можно классифицировать и
по другим характерным признакам: 1) по
периодичности издания; 2) по адресату;
3) по характеру информации; 4) по
функциональному назначению; 5) по
инновационному потенциалу и др.

(-Linfar)

Учебник:

Учебное пособие:


  1. Приведите
    примеры использования наглядных средств
    обучения.

Средства
обучения

материальный
или идеальный объект, который использован
учителем и учащимся для усвоения
содержания образования (П.И. Пидкасистый)
— учебные и наглядные пособия,
демонстрационные устройства, технические
средства и др

классификация
(цит. по Г.М. Коджаспировой):

  1. Средства
    наглядности
    :

  • Предметная
    наглядность

    – натуральные объекты или их заменители
    (минералы, гербарии растений, чучела
    животных и т.д.)

  • Объемная
    и плоскостная изобразительная наглядность

    – макеты, модели, муляжи, репродукции,
    картины, иллюстрации и т.д.

  • Символическая
    (условная) изобразительная наглядность

    – схемы, чертежи, карты, символы

  1. Технические
    средства обучения

    (совокупность технических устройств
    с дидактическим обеспечением, применяемых
    в учебно-воспитательном процессе с
    целью его оптимизации для предъявления
    и обработки информации):

  • Визуальные

    диафильмы,
    кодоскопы, фото, слайды и др.

  • Аудиовизуальные

  • Комбинированные
    телевизионные
    системы, лингафонные кабинеты, компьютеры.

Слайд-комплект

Тематический
набор из цветных слайдов (диапозитивов)
в комплекте с методическими рекомендациями,
содержащими описание иллюстраций,
изложение основного содержания темы,
разнообразные приемы работы с наглядностью.

Яркие
и цветные изображения притягивают
взгляд, создают эмоциональный фон
педагогического процесса.

Слайд-комплект
с электронным приложением

Слайд-комплект
нового поколения. Зрительный ряд пособия
размещен на 20 цветных слайдах (диапозитивах)
и на альтернативном носителе —
компакт-диске, который расширяет
наглядно-методические возможности
пособия.

Содержание
компакт-диска представлено в виде
электронной презентации, предназначенной
для демонстрации при помощи
мультимедиапроектора. Электронное
приложение не только позволяет расширить
изобразительный ряд пособия, но и во
многих случаях содержит звуковые файлы.

Слайд-альбом

Тематический
набор из цветных слайдов (диапозитивов)
в комплекте с методическими материалами,
охватывающий значительный объем учебного
материала (например, «Экология» или
«История России в XX веке»). Содержание
методической брошюры отобрано в
соответствии с Государственным стандартом
общего образования. В ней дан материал
для разных уровней усвоения, предложены
технологии работы с наглядным пособием,
примерные вопросы и задания.

Комплект
транспарантов

Тематический
набор из разного количества транспарантов
. Они предназначены для проецирования
на экран с помощью графопроектора
(оверхед-проектора, кодоскопа). Он
передает увеличенное изображение на
экран в условиях незатемненной аудитории.
Многие транспаранты при использовании
накладываются друг на друга. Применение
транспарантов позволяет наглядно
демонстрировать учащимся структуру
учебного материала, принципы работы
конструкций, поэтапное составление
схем, таблиц, графиков и т. п. и за счет
этого существенно сократить время на
освоение дисциплины и повысить
эффективность ее преподавания

Альбом
раздаточного изобразительного материала
(АРИМ) с электронным приложением

Дидактический
материал нового поколения. Альбом
раздаточного изобразительного материала
— набор карточек, содержащих иллюстрации
и учебные задания для организации
самостоятельной работы учащихся.

Набор
репродукций

Использование
репродукций является обязательным
элементом в системе художественного
образования и воспитания. Полноцветные
репродукции художественных произведений,
используемые в преподавании различных
предметов по школьной программе: история,
МХК, литература, музыка и др.

Комбинативное
пособие

Комбинативные
средства обучения — пособия, включающие
наглядный материал на разных видах
носителей (слайдах, транспарантах,
компакт-дисках, бумаге и др.), которые
используются в определенных комбинациях
для достижения комплексного подхода в
обучении. Комбинативный (взаимодополняющий)
характер комплекта позволяет показать
учебный материал, используя дидактические
возможности разных видов пособий.
Отметим, что входящие в состав пособия
средства (слайды, транспаранты и др.), с
точки зрения безопасности для здоровья
выгодно отличаются от своих излучающих
экранных собратьев. Примерами комбинативных
пособий являются «Промыслы народов
России», «Наглядный английский», «Детство
без алкоголя».

  1. Приведите
    примеры использования педагогических
    программных средств.

СМОТРЕТЬ В ПАПКЕ, ТАМ ФОТО

  1. Приведите
    примеры использования метода мозгового
    штурма в профессиональном обучении.

Мозговая
атака

(от англ. Brain
storming
– мозговой штурм) – метод группового
обсуждения и поиска решения на основе
раскрытия случайных, непроизвольных
идей.

Мозговая
атака предложена американским морским
офицером А.
Осборном

во время второй мировой войны. Известно,
что подобный метод использовали викинги
при решении своих проблем.

Мозговая
атака рассматривается как методика
стимулирования творческой активности
и продуктивности
,
исходящая из предложения, что при обычных
приемах обсуждения и решения проблем
возникновению новаторских идей
препятствуют контрольные механизмы
сознания, которые сковывают поток этих
идей под давлением привычных, стереотипных
форм принятия решений. Тормозящее
влияние оказывают также боязнь неудачи,
страх оказаться смешным и др. Чтобы
снять действие этих факторов, проводится
групповое обсуждение, когда каждый из
участников высказывает на предложенную
тему любые мысли, не контролируя их
течение, не оценивая их, как истинные
или ложные, бессмысленные или странные
и т.п
.,
стремясь
при этом побуждать и других к подобным
свободным ассоциациям идей
.
После первого тура «атаки на мозг» общая
масса высказанных идей анализируется
в расчете на то, что среди них окажется
по меньшей
мере несколько, содержащих наиболее
удачные решения
.
Методика мозговой атаки широко применялась
в 50-х гг. в таких странах, как США, Франция,
преимущественно при обсуждении
технологических задач, а также проблем
планирования и прогнозирования.

Этапы
и правила мозгового штурма

1.
Постановка
проблемы.

Предварительный этап. В начале второго
этапа проблема должна быть чётко
сформулирована.

2.
Генерация идей.

Основной этап, от которого во многом
зависит успех всего мозгового штурма.
Поэтому очень важно соблюдать правила
для этого этапа:


Главное — количество идей. Не делайте
никаких ограничений.


Полный запрет на критику и любую (в том
числе положительную) оценку высказываемых
идей, так как оценка отвлекает от основной
задачи и сбивает творческий настрой.


Необычные и даже абсурдные идеи
приветствуются.


Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3.
Группировка,
отбор и оценка идей.

Этот этап часто забывают, но именно он
позволяет выделить наиболее ценные
идеи и дать окончательный результат
мозгового штурма. На этом этапе, в отличие
от второго, оценка не ограничивается,
а наоборот, приветствуется. Методы
анализа и оценки идей могут быть очень
разными.

Дисциплина
– литература (в школе), педагогика
(институт). Выносится на обсуждение тема
(напр.: «Как вы считаете можно ли наказывать
детей?» — педагогика) и идет обсуждение.
Вот и применяется метод мозгового
штурма!!! 

Постановка
задачи, например, (проф обучение — дизайн)
«Создание эмблемы факультета»,
агитационного плаката перед выборами
и подобное

обсуждения,
предложения, ассоциации
все в группе.

  1. Приведите
    примеры использования педагогических
    технологий в образовательном процессе
    (уровень начального и среднего
    профессионального образования).

Педагогическая
технология

— совокупность процедур и приемов по
достижению гарантированного результата.
Методика отличается от технологии:
технология подразумевает 100% результат
и строгую последовательность
действий.

Педагогический
процесс
как
динамическая педагогическая система.
Педагогический процесс — это специально
организованное взаимодействие педагогов
и воспитанников, направленное на решение
развивающих и образовательных задач.
(Сластенин)

Начальное
профессиональное образование

имеет целью подготовку работников
квалифицированного труда по всем
основным направлениям общественно
полезной деятельности на базе основного
общего образования. По отдельным
профессиям оно может основываться на
среднем (полном) общем образовании.
Начальное профессиональное образование
может быть получено в профессионально-технических
и иных училищах.

Среднее
профессиональное образование

имеет целью подготовку специалистов
среднего звена, удовлетворение
потребностей личности в углублении и
расширении образования на базе основного
общего, среднего (полного) общего или
начального профессионального образования.
Оно может быть получено в образовательных
учреждениях среднего профессионального
образования (средних специальных учебных
заведениях — техникумах, училищах,
колледжах) или на первой ступени
образовательных учреждений высшего
профессионального образования.

Начальное
профессиональное образование. В НПО
очень эффективно применение модульного
обучения
.
Туда попадают общеобразовательные
предметы, даётся время, объём учебной
информации, который ученики должны
выучить. В конце его они сдают и переходят
на следующий модуль. К концу обучения
надо сдать 3 модуля. За них они получают
какую-то отметку.

Модульное
обучение (как развитие блочного)

– такая организация учебного процесса,
при которой учащийся работает с учебной
программой, составленной из модулей.

Технология
модульного обучения является одним из
направлений индивидуализированного
обучения, позволяющим осуществлять
самообучение, регулировать не только
темп работы, но и содержание учебного
материала.

Сам
модуль может представлять содержание
курса в трех уровнях: полном, сокращенном
и углубленном.

Программный
материал подается одновременно на всех
возможных кодах: рисуночном, числовом,
символическом и словесном.

Обучающим
модулем называют автономную часть
учебного материала, состоящую из
следующих компонентов:


точно сформулированная учебная цель
(целевая программа);


банк информации: собственно учебный
материал в виде обучающих программ;


методическое руководство по достижению
целей;


практические занятия по формированию
необходимых умений;


контрольная работа, которая строго
соответствует целям, поставленным в
данном модуле.

Общая
система знаний и качеств личности
представляется как иерархия модулей.

Система
контроля знаний и оценки учебных
достижений- рейтинговая; накопление
рейтинга происходит в процессе текущего,
промежуточного и заключительного
контроля.

Объединение
идеи модулей с технологией проблемного
обучения дает гибку технологию
проблемно-модульного обучения (М.А.
Чошанов); она разрабатывается в основном
для высшей школы, но может быть применена
и в средней.

Дистанционное
обучение

— способ получения образования, при
котором обмен информацией и обратная
связь между обучающими и обучающимися
осуществляются с использованием
компьютерных сетей.

Среднее
профессиональное образование.

Технология дистанционного обучения.
Здесь учатся профессионалы-практики,
неплохо даётся и теория и практика по
профессии, в вузах теории больше. Но
практики меньше. Если в СПО учиться в
маленьком городе, более эффективно
учиться дистанционно, когда есть
преподаватель, который разрабатывает
курс, присылает его в учебное заведение,
ученики учатся, отсылает вопросы
преподавателю, тот на них отвечает.

Основу
образовательного процесса при
дистанционном обучениии составляет
целенаправленная и контролируемая
самостоятельная работа обучающихся.
При этом они могут обучаться в любом
удобном для себя месте (при условии, что
оно оборудовано соответствующими
техническими средствами), по индивидуальному
расписанию,
с возможностью контактов с обучающим
по электронной и обычной почте, телефону,
а также очно. Дистанционное обучение
создает условия свободного выбора
обучающимися образовательных программ
и предполагает наличие возможности
подтверждения ими определенного
образовательного ценза.

Технологии
дистанционного обучения:

Кейс-технология

В
начале обучения, после сдачи предварительных
тестов и составления индивидуального
плана, каждый учащийся получает так
называемый кейс, содержащий пакет
учебной литературы, набор
мультимедиа-энциклопедий и обучающих
программ на CD-ROM,
аудио- и видеокассетах, а также рабочую
тетрадь. Последняя представляет собой
своеобразный путеводитель по курсу и
содержит рекомендации по изучению
учебного материала, контрольные вопросы
для самопроверки, тесты, творческие и
практические задания.

Изучая
материал курса, обучающийся может
запрашивать помощь по телефону, факсу
или электронной почте. По этим же каналам
в учебный центр отправляются результаты
тестирования и выполнения практических
заданий. Два-три раза в неделю, обучающиеся
по однотипным программам, собира­ются
вместе для участия в семинарах, групповых
занятиях или рубежного кон­троля. По
окончании обучения лица, успешно сдавшие
выпускные экзамены и защитившие выпускные
квалификационные работы, получают
соответству­ющие документы об
образовании.

С давних времен передовые мыслители разных стран и народов стремились обобщить в едином труде знания, накопленные человечеством о всех науках и видах практической деятельности. Создание первого энциклопедического словаря (от греч. enkyklos paideia — обучение по всему кругу знаний) приписывается греку Спевсиппу, ученику Платона. У римлян аналогичную попытку предпринял Варрон, а написанная Плинием Старшим в I в. н. э.энциклопедия «Естественная история» оказалась столь популярной, что только в XV в. выдержала 39 изданий, в XVI в. — 89, не считая 17 изданий в переводах.

В эпоху, которую К. Маркс образно назвал «детством человеческого общества», когда наука делала лишь первые шаги, за составление энциклопедий брались авторы-одиночки, каждый при этом по‑своему решал поставленную нелегкую задачу. Еще в начале XVI в. итальянский ученый и поэт Ю. Скалигер указывал, что «работа лексикографа уступает по трудности лишь подвигам Геркулеса».

Делать лексики — значит создавать словарь (от греч. lexis — слово); человек, занятый этой работой, — лексикограф, иначе — энциклопедист. В своей знаменитой «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» (1751–1780) Д. Дидро писал: «Есть произведения, для редактирования которых больше требуется знаний, чем можно предполагать у одного человека. К числу таких произведений в особенности относится «Энциклопедия».

Подлинная история энциклопедий началась с середины XVIII в., с появлением во Франции упомянутой нами «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера, руководивших работой по её созданию. Ф. Энгельс писал, что «для восемнадцатого века характерной была идея энциклопедии», связи наук между собой. Науки, по словам Энгельса, «сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой — с практикой». Французская энциклопедия — яркий пример этой тенденции. Пронизанная идеями Просвещения, она фактически излагала идейно-политическую программу буржуазии, тогда еще молодого прогрессивного класса.

Обосновывая задачи своего издания, Д. Дидро писал, что «цель Энциклопедии состоит в том, чтобы собрать рассеянные по всей земле знания, чтобы сделать эти знания в их совокупности понятными нашим современникам и передать их тем, кто будет жить после нас, дабы не пропали труды ушедших веков для веков последующих, и наши потомки, будучи более осведомленными, были бы потому и более добродетельными и счастливыми, а мы не умерли бы, не оставив по себе благодарную память человечества». К составлению этой энциклопедии был впервые привлечен широкий круг авторов.

Многовековую историю имеет развитие энциклопедий в России. Особенно заметен их качественный рост в конце XIX — начале XX в. В 1873–1879 гг. вышел «Русский энциклопедический словарь» (16 т.) под редакцией ученого-востоковеда И. И. Березина, содержащий немало ценных сведений по истории, географии, востоковедению. Вслед за объемным русским «Энциклопедическим словарем» (1890–1970) издательство «Брокгауз и Ефрон» подготовило 29 томов «Нового энциклопедического словаря» (1911–1916), который остался незавершенным из‑за трудностей военного времени. Большим авторитетом пользовался «Энциклопедический словарь» издательства братьев Гранат. Наиболее крупное, седьмое издание этого словаря (1910–1918) осталось незаконченным. Известны также и отраслевые энциклопедии дореволюционного времени: военная, техническая, сельскохозяйственная, медицинская и ряд других.

Русские энциклопедии заняли видное место среди мировых энциклопедических изданий, получили немало лестных отзывов в зарубежной литературе.

Вместе с тем еще много лет назад пламенный революционный трибун Жан Жорес говорил: «На мой взгляд, приближается час, когда революционно-социалистический пролетариат должен овладеть организованной доктриной вселенной и жизни. Революционная буржуазия создала свою энциклопедию. Нам нужна новая энциклопедия, бесконечно более широкая, пролетарская. Надо взять все научное движение и дать главнейшие его достижения в руки пролетариату…»

После Октябрьской революции в нашей стране уже в 20‑е гг. развернулась подготовка Большой советской энциклопедии (БСЭ). В предисловии к первому тому, появившемуся в 1926 г., указывалось, что с коренным изменением общественных отношений и идеологии изменились и задачи энциклопедии, которая призвана на основе марксистско-ленинского мировоззрения изложить круг современных знаний. Выпуск 66 томов БСЭ завершился в 1947 г. Второе издание вышло в 1950–1958 гг. (51 т.), а в 1978 г. было завершено тридцатитомное третье издание БСЭ. Кроме создания универсальных энциклопедий (в них собраны сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности) шло развитие энциклопедий отраслевых, посвященных отдельным отраслям знания и практики: «Педагогическая энциклопедия», «Медицинская энциклопедия» и др., которые в свою очередь подразделяются на подотраслевые (освещают вопросы какой‑либо отдельной части крупной отрасли, например «Ветеринарная энциклопедия») и межотраслевые (включают информацию для работников нескольких отраслей, например «Политехнический словарь»).

Энциклопедии бывают также специализированные и региональные. В специализированных — более узкий профиль представленных знаний. Они разделяются на тематические и персональные энциклопедии, например: «Великая Октябрьская социалистическая революция», «А. С. Пушкин». В региональных рассказывается о какой‑либо части света, стране, её административном или географическом районе (например, «Советская энциклопедия истории Украины»).

Наш век, который нередко называют веком информационного взрыва, веком ускорения научно-технического прогресса, наложил свой отпечаток на энциклопедические издания, потребовал многообразия их форм и содержания. Выпускаются энциклопедии полные (большие) и краткие (малые). Если энциклопедия издана в 1–2 т., её называют энциклопедическим словарем. В зависимости от формата бывают энциклопедии настольные, карманные, портативные.

Однако при всем многообразии энциклопедии не являются единственным подвидом справочной литературы, хотя и представляют наиболее значительный из них. Существуют еще словари и справочники. У этих изданий есть немало общих черт с энциклопедиями, присущих всей справочной литературе.

Что же такое справочная литература? Это литература, имеющая целью предоставить читателю возможность быстрого наведения справки по интересующему его в данный момент вопросу в области науки, техники, политико-организационной, хозяйственной, культурной, практической деятельности. От смежных видов литературы, специальной, производственной, учебной, научно-популярной, отличается тем, что предназначена не для сплошного чтения, а для пользования время от времени по мере возникновения потребности в наведении соответствующей справки для получения ответа на конкретно возникший у читателя вопрос.

Все словари (за исключением энциклопедических) делятся на лингвистические и терминологические. Словари содержат упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, знаков) с краткими их характеристиками или переводом на другой язык. Лингвистические словари бывают научные (с материалами о лингвистических исследованиях, интересующих специалистов), нормативные (служат для упорядочения толкования, произношения, правописания и т. д. в современном литературном языке), учебные (имеют методическую направленность и ориентацию на тот или иной этап обучения языку — для школьников, студентов и всех, кто изучает русский язык), популярные (выполняют общеобразовательные функции для широкого круга читателей).

Кроме того, выделяются словари общие и частные. К общим относятся словари орфографические (содержат лексику современного литературного языка и устанавливают нормативное правописание), толковые (всесторонне описывают языковую единицу), орфоэпические (указывают правильное произношение слов) и ряд других. К словарям частным — диалектные (отражают лексические и орфоэпические особенности речи жителей региона), лингвострановедческие (раскрывают значения слов одного языка, не имеющих эквивалентов в других языках, с помощью разъяснения обозначаемых ими понятий) и др.

Словари второй группы — терминологические — ставят целью разъяснение понятий, обозначаемых терминами Они возникли в России в XVIII в. и первоначально издавались как расширенные толковые словари специальной лексики. Ныне различают словари нормативные (наиболее значительная часть терминологических словарей включает свод терминов одной или нескольких отраслей), учебные (содержат термины, необходимые в учебном процессе), популярные (призваны помочь неподготовленному читателю освоить термины какой‑либо области науки).

Справочники представляют собой одну из древнейших разновидностей изданий. «Табличные» справочники, например календари, появились намного раньше книг. Справочник сегодня — это издание, которое содержит комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания, деятельности, тему и т. п., и носит прикладной, практический характер. Календари, книги по ремеслам и домоводству начали появляться в России в XVIII в. Постепенно, по мере роста читательского спроса, появляются общетехнические и отраслевые руководства. Издаются отечественные и переводные производственно-технические справочники специалиста и другие фундаментальные справочники. Современные справочники бывают настольные, портативные, карманные, настенные. Они снабжены чертежами, рисунками, схемами, таблицами, фотографиями и другими иллюстрациями. По объему информации подразделяются на комплексные (широкий круг научных и прикладных вопросов) и специализированные (тематика ограниченна). Каталоги, определители, статистические справочники, таблицы, путеводители, биографические словари, справочники специалиста, календари — разнообразные типы справочников. Различают справочники массово-политические, научные, производственные, учебные, популярные, бытовые, а также систематические, алфавитные, номерные, хронологические, однотомные и многотомные.

Справочную литературу чаще всего называют «аккумулятором знаний», «резервуаром знаний», «скорой помощью». Почему? За способность облегчить читателям быстрое ознакомление с колоссальной суммой знаний. Без справочной литературы, как утверждают многие ученые, иногда легче открыть новый факт или создать новую гипотезу, чем удостовериться в том, что они не были еще открыты. Ведь только по естественным и техническим наукам выпускается ежегодно несколько миллионов статей, десятки тысяч книг! А сколько всего уже накоплено человечеством за свою историю! Не случайно поэтому справочной литературе принадлежит особая роль в нашей жизни, а по количеству и качеству справочной литературы, выпускаемой в стране, нередко судят о том, насколько развиты в ней наука и культура.

        произведения печати, предназначенные для получения сведений разнообразного характера (научного; прикладного и др.), что определяет форму изложения и построения. Издания С. л. не рассчитаны на сплошное и систематическое чтение, а лишь на выборочное. Для содержания С. л. характерны широта тематических рамок, стремление к максимальной полноте сведений по данному конкретному вопросу, сочетающиеся с предельно лаконичной формой изложения и таким расположением материала, которое способствует прежде всего быстрому нахождению необходимой информации. Во многих видах С. л. их основу составляет такой жанр, как справочная статья, содержание, объём, форма которой определяется типом справочника и его строения — словарного или систематического. В сфере научно-информационной деятельности, осуществляющей сбор, переработку, хранение, поиск и распространение закрепленной в документах научной информации, С. л. выполняет важные функции как авторитетный и традиционный вид информационных источников, ряд которых условно можно отнести к вторичным источникам.

         Среди многообразных по содержанию и формам изданий С. л. различают отраслевые справочники и издания универсального типа, а также освещающие комплексные проблемы или циклы проблем. Виды С. л. весьма различны по содержанию и объёму — от многотомных энциклопедий (См. Энциклопедия), представляющих собой систематизированные своды знания, до небольших памяток чисто информационного характера. Большинство справочников принадлежит к разовым или непериодическим изданиям; в числе периодически издаваемых — различные ежегодники (например, Ежегодники энциклопедические, статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР в 19 … г.»). При всей условности классификации С. л. можно выделить некоторые основные её виды. Так, в СССР С. л. включает энциклопедии (универсальные и отраслевые), энциклопедические словари, лингвистические и терминологические словари, справочники общего характера (политические, географические, статистические. и пр.), разнообразную справочно-информационную литературу (издательские каталоги, путеводители и др.). К С. л. примыкают производственные справочники для работников различных специальностей. Большой удельный вес в С. л. по названиям приходится на издания разнообразной справочно-информационной литературы, а по тиражам и по объёму выпуска — на энциклопедические издания (так, тираж каждого тома 3-го издания БСЭ составляет 630 тыс. экз.), справочники общего характера, словари. В 1974 в СССР было издано 111 справочников общего характера и энциклопедий (тираж 22,2 млн. экз., 538,6 млн. печатных листов-оттисков), 150 словарей (тираж 6,2 млн. экз., 119,2 млн. печатных листов-оттисков): тираж энциклопедий по сравнению с 1913 возрос в 15,3 раза, а словарей — в 26,8 раза. Удельный вес выпуска С. л. в общем выпуске литературы сравнительно невелик (в 1974 в СССР, например, на её долю приходилось 6,1% от всего числа изданий, 4,1% тиража и 5,3% объёма книжной продукции; было издано 5,3 тыс. книг и брошюр тиражом 70,3 млн. экз., 924,4 млн. печатных листов-оттисков). Однако С. л. — один из наиболее перспективных видов литературы. Для неё характерны высокие темпы роста, обусловленные необходимостью закрепления научных открытий в специальных справочных изданиях, аккумулирующей ролью этих изданий, тенденции развития которых связаны с увеличением объёма информации в ходе научно-технической революции (См. Научно-техническая революция), а также повышением избирательности специалистов и др. читателей к потребляемой информации, ростом культурного и образовательного уровня. Демографический фактор (рост народонаселения) заметно влияет на увеличение выпуска массовых справочных изданий (энциклопедии, словари, политико-экономические и географические справочники и др.). Совершенствуется техника изготовления специальных справочников (применение разъёмных креплений для периодические дополнения изданий, новых видов приложений — пластинок, плёнок, магнитофонных записей, стереоскопических устройств), появляются новые виды справочников (картотеки микрофильмов, микрокарт, оснащенных специальными читающими устройствами, и др.). Развитие С. л. тесно связано с развитием всей системы научной информации, которой уделяется большое внимание во всём мире.

         С расширением международного экономического сотрудничества, научных и культурных связей большое распространение получили международные справочные издания: универсальные («Statistical yearbook», «Demographic yearbook», «Statesman’s yearbook»), отраслевые (статистический ежегодник с.-х. и продовольственные организации ООН «Production yearbook», ежегодное справочное издание по учреждениям науки, высшего образования и культуры «The world of learning» и др.), а также справочные издания экономических комиссий ООН по крупным регионам мира (Европа, Азия и Дальний Восток, Африка, Лат. Америка).

Лит.: Печать СССР в 1974 г., М., 1975; Ревин А. И.. Шмушкис К). Е., Гальминас В. А., Справочная литература, в кн.: 400 лет русского книгопечатания. 1564—1964, М., 1964; Якимович Ю. К., Типология словарных изданий, в сборнике: Книга. Исследования и материалы, сб. 25, М., 1972.

Ю. Е. Шмушкис.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Справочная литература — это совокупность произведений, аккумулирующих и систематизирующих разнообразные фактические данные. В отличие от других видов литературы она не предназначена для сплошного чтения, её основное назначение связано с быстрым наведением справки по тому или иному вопросу, получением своеобразной консультации.

В отечественной и зарубежной печати нередко можно встретить сообщения о том, что справочная литература как таковая появилась немногим более 400 лет назад. В доказательство этого ссылаются на вышедшую в свет в Базеле печатную книгу 1541 г., которой было дано название «энциклопедия», или же на алфавитно-предметный указатель книги Ивана Фёдорова «Новый завет с Псалтирью» (1580 г.), составленный одним из участников Острожского кружка Тимофеем Михайловичем. Такие утверждения весьма условны. Необходимость получения справки для понимания текстов (их фрагментов) на чужом языке или на собственном языке ушедших эпох вызвала рождение словарей и других справочных пособий ещё на ранних этапах развития письменности. Уже с V в. до н.э. у древних греков составлялись глоссарии — толковые словари малопонятных слов. В Китае с конца III в. до н.э. создавались различные словари (древнейший из них — толковый словарь «Эр — Я»), построенные по фонетическому принципу — диалектные, рифмические и др. В древне­русской письменности в качестве приложений к рукописным книгам с XIII в. стали появляться небольшие толкования иноязычных или непонятных церковно-книжных слов, наиболее известные из которых — азбуковники — составлялись до XVII в.

Возрастающие культурные и экономические потребности общества вызвали к жизни разнообразные типы и виды справочных пособий, специфика которых обусловлена их задачами и назначением. Многие из них имеют долгую историю и представляют собой новейшие издания всемирно известных работ, некоторые типы возникли недавно.

За годы Советской власти в СССР создана разветвлённая система справочной литературы. Много внимания уделял подготовке советских энциклопедий и словарей В.И. Ленин, который сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции выдвинул задачу создания небольшой общедоступной энциклопедии, толкового словаря русского языка и других справочников. Значение справочной литературы отмечено и в партийно-правительственных документах о выпуске первого, второго и третьего изданий Большой Советской Энциклопедии и её «младших сестёр» в союзных республиках.

9.1. Типология справочных изданий и основные требования к справочной литературе

Основной советской схемой систематизации справочных из­даний в предвоенные и послевоенные годы была типология, принятая в начале 30-х гг. для практических целей отделом статистики Всесоюзной книжной палаты1{Пронина К.И., Терновская А.А. Практика составления классификации книжной продукции по социальному назначению//Сов. библиогр. 1934. № 2. С. 5—23.}. По этой схеме все справочные издания подразделялись на пять групп: а) энциклопедии и энциклопедические словари, б) лингвистические и терминологические словари, в) политические, экономические, географические, статистические и другие справочники общего характера, г) производственные справочники, д) разнородная справочно-информационная литература (в том числе библиографические пособия).

Читать дальше…

9.2. Энциклопедии

Энциклопедия — однотомное или многотомное справочное издание, содержащее в обобщённом виде основные сведения по одной или всем отраслям знания и практической деятельности (или по внеотраслевой тематике), изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Читать дальше…

9.3. Языковые (лингвистические) словари

Словарь определяется в ГОСТ 16447—78 как «справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, знаков) с краткими их характеристиками или переводом на другой язык»4{ГОСТ 16447—78 Издания. Термины и определения основных видов. С. 10.}. Словарные издания пользуются наибольшим спросом из всего ассорти­мента справочной литературы.

Читать дальше…

9.4. Справочники

Справочник — это пособие комплексного характера, материал которого расположен в порядке, удобном для быстрого наведения справки. Сам порядок определяется не словником, а системой представления знания, принятой в науке или практической деятельности.

Читать дальше…

«Ставь вопросы, как паруса, - и пусть эта книга станет твоим кораблём в безбрежном океане знаний»  Л. А. Кассиль

«Ставь вопросы, как паруса, — и пусть эта книга станет твоим кораблём в безбрежном океане знаний» Л. А. Кассиль

Тема библиотечного урока.  Справочная литература

Тема библиотечного урока. Справочная литература

« Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах»  (В.Брюсов)

« Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах» (В.Брюсов)

Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного»  (А.Франс).

Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного» (А.Франс).

Цель урока научиться искать нужную информацию, используя справочную литературу

Цель урока

научиться искать нужную информацию, используя справочную литературу

СПРАВОЧНАЯ  ЛИТЕРАТУРА СПРАВОЧНИКИ СЛОВАРИ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СПРАВОЧНИКИ

СЛОВАРИ

ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Справочная литература- э то книги, которые можно начинать читать с любого места, даже с конца, в них можно только заглянуть, чтобы узнать значение того или иного слова, или узнать, как оно звучит и пишется на иностранном языке, а можно прочитать и небольшой рассказ о каком-то историческом событии, городе или знаменитом человеке. Справочные издания отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке, удобном для быстрого поиска (по принципу «вопрос – ответ»).

Справочная литература- э то книги, которые можно начинать читать с любого места, даже с конца, в них можно только заглянуть, чтобы узнать значение того или иного слова, или узнать, как оно звучит и пишется на иностранном языке, а можно прочитать и небольшой рассказ о каком-то историческом событии, городе или знаменитом человеке.

Справочные издания отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке, удобном для быстрого поиска (по принципу «вопрос – ответ»).

СПРАВОЧНАЯ  ЛИТЕРАТУРА СПРАВОЧНИКИ СЛОВАРИ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СПРАВОЧНИКИ

СЛОВАРИ

ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Групповая работа

1.Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слов: авантюра, магнат, тоталитарный

2. В « Энциклопедическом словаре юного земледельца» найдите ответ на следующие вопросы:

1.Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слов: идиллия, куратор, фешенебельный.

  • К какому семейству относится дыня? Где находится её родина? Чем она полезна человеку?
  • К какому семейству относится дыня?
  • Где находится её родина?
  • Чем она полезна человеку?

1.Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слов: дрезина, обелиск, экспансивный.

2. В «Энциклопедическом словаре юного астронома» найдите ответ на следующие вопросы:

3. выбери словарь и расшифруй выражение

2.В « Энциклопедическом словаре юного физика» найдите ответ на следующие вопросы:

  • Что такое служба времени? Когда и где в нашей стране она была создана? В каком году были введены атомные часы?
  • Что такое служба времени?
  • Когда и где в нашей стране она была создана?
  • В каком году были введены атомные часы?
  • Что такое астрофизика? Что составляет основу астрофизики? В каком году российский ученый, физик Капица Петр Леонидович был удостоен Нобелевской премии и за какое открытие?
  • Что такое астрофизика?
  • Что составляет основу астрофизики?
  • В каком году российский ученый, физик Капица Петр Леонидович был удостоен Нобелевской премии и за какое открытие?

3. выбери словарь и расшифруй выражение

  • Вавилонское столпотворение
  • До мозга костей
  • Ни мал ни много
  • Краем уха

4. прик…снуться

3. выбери словарь и расшифруй выражение

4.пред..дущий

К…лендарь

  • Ждать у моря погоды
  • Несолоно хлебавши

крыж..вник

4.брош..ра

ц..ркуль

Вторая группа

Третья группа

Первая группа

БЛИЦ ОПРОС

БЛИЦ ОПРОС

БЛИЦ ОПРОС Древнейший словарь, сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова. 1. Что такое азбуковники? Он создал первую научную грамматику русского языка («Российская грамматика», 1757). 2.Какой словарь создал М.В.Ломоносов?

БЛИЦ ОПРОС

Древнейший словарь, сохранившийся

до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.

1. Что такое азбуковники?

Он создал первую научную грамматику русского языка («Российская грамматика», 1757).

2.Какой словарь создал М.В.Ломоносов?

БЛИЦ ОПРОС Автор «Толкового словаря живого великорусского языка», русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач 3.Кто такой В.И. Даль? Толковый словарь 4.Какой словарь создал С.И.Ожегов ? 5.Чтотакое энциклопедия в переводе с греческого? Дословно энциклопедия переводится как «обучение по всему кругу знаний».

БЛИЦ ОПРОС

Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»,

русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач

3.Кто такой В.И. Даль?

Толковый словарь

4.Какой словарь создал С.И.Ожегов ?

5.Чтотакое энциклопедия в переводе с греческого?

Дословно энциклопедия переводится как «обучение по всему кругу знаний».

БЛИЦ ОПРОС 6.Какие энциклопедии вы знаете? Универсальные, специальные или отраслевые, электронные 7.Как назывались печатные словари на Руси? Лексиконы 8. Какие словари вы знаете? Лингвистические (орфографический , словарь ударений, словарь иностранных слов, Словари синонимов, антонимов, эпитетов,  словари-переводчики, толковые словари, фразеологические словари, специальные словари) Энциклопедические словари

БЛИЦ ОПРОС

6.Какие энциклопедии вы знаете?

Универсальные, специальные или отраслевые, электронные

7.Как назывались печатные словари на Руси?

Лексиконы

8. Какие словари вы знаете?

Лингвистические (орфографический ,

словарь ударений, словарь иностранных слов,

Словари синонимов, антонимов, эпитетов,

словари-переводчики, толковые словари,

фразеологические словари, специальные словари)

Энциклопедические словари

Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Рефлексия

Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Рефлексия

Домашнее задание Сделать презентацию какой- либо справочной литературы.

Домашнее задание

Сделать презентацию какой- либо справочной литературы.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».  К. Г. Паустовский

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

К. Г. Паустовский

СЛОВАРИ Словарь   – это собрание слов, расположенных в определённом порядке, с пояснениями, призванными разъяснить читателю, как то или иное слово пишется или, что оно означает. На сегодняшний день существует множество словарей, одно только перечисление всех их разновидностей может занять несколько страничек.

СЛОВАРИ

Словарь   – это собрание слов, расположенных в определённом порядке, с пояснениями, призванными разъяснить читателю, как то или иное слово пишется или, что оно означает. На сегодняшний день существует множество словарей, одно только перечисление всех их разновидностей может занять несколько страничек.

История словаря Древнейший словарь сохранившийся  до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова. АЗБУКОВНИКИ

История словаря

Древнейший словарь сохранившийся

до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова.

АЗБУКОВНИКИ

История словаря  В разное время на Руси выходили в свет печатные словари.  Они назывались лексиконами.  Самый последний из них – словарь Петра Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов. Лексикон

История словаря

В разное время на Руси выходили в свет печатные словари.

Они назывались лексиконами.

Самый последний из них – словарь Петра Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.

Лексикон

История словаря В 1783 году была создана Российская Академия наук.  Появился «Словарь Академии Российской», который содержал более 43 тысяч слов, четырехтомный «Словарь церковно-славянского и русского языка» (114 тысяч слов).

История словаря

В 1783 году была создана Российская Академия наук.

Появился «Словарь Академии Российской», который содержал более 43 тысяч слов, четырехтомный «Словарь церковно-славянского и русского языка»

(114 тысяч слов).

История словаря  В 1863-1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет.

История словаря

В 1863-1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет.

Лингвистические словари  Чаще всего, разъясняющие статьи в лингвистических словарях расположены в алфавитном порядке и содержат исключительно лингвистическую информацию.  Лингвистика (языкознание)  – наука, изучающая языки . Энциклопедические словари  В энциклопедических словарях статьи располагаются в алфавитном порядке, но они более подробные, в них рассказывается о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п

  • Лингвистические словари

Чаще всего, разъясняющие статьи в лингвистических словарях расположены в алфавитном порядке и содержат исключительно лингвистическую информацию.

Лингвистика (языкознание) – наука, изучающая языки .

  • Энциклопедические словари

В энциклопедических словарях статьи располагаются в алфавитном порядке, но они более подробные, в них рассказывается о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п

Орфографические словари Орфографические словари показывают как пишется то или иное слово; М. В. Ломоносов был не только великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, но и замечательным филологом. Он создал первую научную грамматику русского языка («Российская грамматика», 1757).

Орфографические словари

  • Орфографические словари показывают как пишется то или иное слово;

М. В. Ломоносов был не только великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, но и замечательным филологом. Он создал первую научную грамматику русского языка («Российская грамматика», 1757).

Орфографические словари

Орфографические словари

Орфографические словари На прошлогодние ошибки Смотреть мне трудно без улыбки, Вновь потеплело в декабре, Запахло сеном во дворе, Пишу я лучше многих в классе, Мне подарил подарок Вася. Я изучала весь январь Орфографический словарь.   Михаил Яснов

Орфографические словари

На прошлогодние ошибки

Смотреть мне трудно без улыбки,

Вновь потеплело в декабре,

Запахло сеном во дворе,

Пишу я лучше многих в классе,

Мне подарил подарок Вася.

Я изучала весь январь

Орфографический словарь.

Михаил Яснов

Словари ударений словари ударений помогают произнести то или иное слово правильно; Задание: правильно прочитайте слова позвонишь позвонИшь;  каталог  каталОг; пальцами  пАльцами

Словари ударений

  • словари ударений помогают произнести то или иное слово правильно;

Задание: правильно прочитайте слова

позвонишь

позвонИшь;

каталог

каталОг;

пальцами

пАльцами

Словари иностранных слов словари иностранных слов, объясняющие нам значение  заимствованных слов; Задание: найдите значение слов Библиография – Букинист – Каллиграфия- Корректура -

Словари иностранных слов

  • словари иностранных слов, объясняющие нам значение  заимствованных слов;

Задание: найдите значение слов

Библиография

Букинист –

Каллиграфия-

Корректура

Словари иностранных слов Задание: найдите значения слов Библиография  1.научное описание книг, статей и составление их перечней, указателей. 2. Перечень-подборка названий книг, статей по специально оформленными выходными данными по какому-либо вопросу.

Словари иностранных слов

Задание: найдите значения слов

Библиография

1.научное описание книг, статей и составление их перечней, указателей.

2. Перечень-подборка названий книг, статей по специально оформленными выходными данными по какому-либо вопросу.

Словари иностранных слов Задание: найдите значения слов Букинист 1.старая книга. 2.торговец подержанными и старинными книгами; 3.продавец букинистического магазина

Словари иностранных слов

Задание: найдите значения слов

Букинист

1.старая книга.

2.торговец подержанными и старинными книгами;

3.продавец букинистического магазина

Словари иностранных слов Задание: найдите значения слов Каллиграфия 1.Красивый ( kalos) + пишу (grapho); 2.Искусство писать ровным красивым почерком

Словари иностранных слов

Задание: найдите значения слов

Каллиграфия

1.Красивый ( kalos) + пишу (grapho);

2.Искусство писать ровным красивым почерком

Словари иностранных слов Задание: найдите значения слов Корректура  1.вносить исправления, поправки во что-либо; 2.исправлять ошибки типографского набора (корректура).

Словари иностранных слов

Задание: найдите значения слов

Корректура

1.вносить исправления, поправки во что-либо;

2.исправлять ошибки типографского набора (корректура).

Словари - переводчики словари-переводчики: русско-английский и англо-русский, русско-французский, русско-китайский и т.д.

Словари — переводчики

словари-переводчики: русско-английский и англо-русский, русско-французский, русско-китайский и т.д.

Словари – синонимов, антонимов, эпитетов Задание: используя словарь антонимов найдите антонимы для слов: Образованный- Бережливость- Сознательность Культурный-  

Словари – синонимов,

антонимов, эпитетов

Задание: используя словарь антонимов

найдите антонимы для слов:

Образованный-

Бережливость-

Сознательность

Культурный-

Словари – синонимов, антонимов, эпитетов Образованный необразованный, невежественный расточительность бессознательность бескультурный, некультурный Бережливость   Сознательность Культурный  

Словари – синонимов, антонимов, эпитетов

Образованный

  • необразованный, невежественный
  • расточительность
  • бессознательность
  • бескультурный, некультурный

Бережливость

Сознательность

Культурный

Толковые словари Толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова содержат новые слова, уточняют толкования  многих слов Д.Н. Ушаков

Толковые словари

Толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова содержат новые слова, уточняют толкования

многих слов

Д.Н. Ушаков

Толковые словари Толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова содержат новые слова, уточняют толкования  многих слов С.И.Ожегов

Толковые словари

Толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова содержат новые слова, уточняют толкования

многих слов

С.И.Ожегов

Толковые словари Используя толковый словарь С. И. Ожегова уточните толкование слов: редакция, редактор, шифр, верстка С.И.Ожегов

Толковые словари

Используя толковый словарь С. И. Ожегова уточните толкование

слов: редакция, редактор, шифр, верстка

С.И.Ожегов

Толковые словари Редакция Редактировать Разновидность текста какого-либо произведения Та или иная формулировка, выражение мысли Группа работников, редактирующих какое-либо издание, а также отдел издательства, готовящий рукописи к печати Помещение, где редактируют какое-либо издание.

Толковые словари

Редакция

  • Редактировать
  • Разновидность текста какого-либо произведения
  • Та или иная формулировка, выражение мысли
  • Группа работников, редактирующих какое-либо издание, а также отдел издательства, готовящий рукописи к печати
  • Помещение, где редактируют какое-либо издание.

Толковые словари Редактор  Лицо, которое редактирует что-нибудь (журнал, газету и т.д.)

Толковые словари

Редактор

  • Лицо, которое редактирует что-нибудь (журнал, газету и т.д.)

Толковые словари Шифр  Вензель, составленный из инициалов (устар.) Условная азбука для секретного письма. Регистрационный условный знак на книгах, рукописях, документах.

Толковые словари

Шифр

  • Вензель, составленный из инициалов (устар.)
  • Условная азбука для секретного письма.
  • Регистрационный условный знак на книгах, рукописях, документах.

Толковые словари Верстка 1.Верстать 2.Сверстанный набор, а также его оттиск

Толковые словари

Верстка

1.Верстать

2.Сверстанный набор, а также его оттиск

Фразеологические словари Задание: используя фразеологический словарь объясните подчеркнутые словосочетания

Фразеологические словари

Задание: используя

фразеологический словарь

объясните подчеркнутые

словосочетания

Фразеологические словари Повесил нос – впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться( стр.41) Краснеет до корней волос - очень сильно краснеть (стр. 110) – готов скрыться, исчезнуть куда-либо  (от стыда, страха) стр.354 Сквозь землю провалиться - бездельничать, заниматься пустяками (стр.9) Баклуши бил

Фразеологические словари

Повесил нос

– впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться( стр.41)

Краснеет до корней волос

— очень сильно краснеть (стр. 110)

– готов скрыться, исчезнуть куда-либо

(от стыда, страха) стр.354

Сквозь землю провалиться

— бездельничать, заниматься пустяками (стр.9)

Баклуши бил

Специальные словари Специальные словари для профессионалов – инженеров, геологов, биологов, химиков и др

Специальные словари

Специальные словари для профессионалов – инженеров, геологов, биологов, химиков и др

Энциклопедии Энциклопедия  – Слово «Энциклопедия» - греческое и дословно переводится как «обучение по всему кругу знаний». Первые энциклопедии появились в Древнем Египте, но ни одна из них до нашего времени не дошла. Энциклопедия это книга, из которой можно узнать про всё на свете! Она призвана объяснить нам то, чего мы не знаем, и уточнить то, о чём имеем весьма смутное представление. Цель любой энциклопедии  – собрать знания, разбросанные по свету, содержащиеся в разных книгах, исследованиях, систематизировать их, проверить сообщаемые сведения, указать источник получения информации.

Энциклопедии

Энциклопедия  – Слово «Энциклопедия» — греческое и дословно переводится как «обучение по всему кругу знаний». Первые энциклопедии появились в Древнем Египте, но ни одна из них до нашего времени не дошла. Энциклопедия это книга, из которой можно узнать про всё на свете! Она призвана объяснить нам то, чего мы не знаем, и уточнить то, о чём имеем весьма смутное представление.

Цель любой энциклопедии – собрать знания, разбросанные по свету, содержащиеся в разных книгах, исследованиях, систематизировать их, проверить сообщаемые сведения, указать источник получения информации.

Энциклопедии Универсальные энциклопедии – знатоки во всех отраслях человеческой жизни и деятельности. Такими являются знаменитые на весь мир «Энциклопедия Брокгауза», энциклопедия «Британника», «Большая советская (российская)

Энциклопедии

Универсальные энциклопедии – знатоки во всех отраслях человеческой жизни и деятельности. Такими являются знаменитые на весь мир «Энциклопедия Брокгауза», энциклопедия «Британника», «Большая советская (российская)

Энциклопедии Специальные или отраслевые энциклопедии В них даётся более подробная информация по отдельным отраслям знаний. Есть «Музыкальная энциклопедия», «Военная энциклопедия», «Российская педагогическая энциклопедия», «Историческая энциклопедия Сибири» и многие другие.

Энциклопедии

Специальные или отраслевые энциклопедии

В них даётся более подробная информация по отдельным отраслям знаний. Есть «Музыкальная энциклопедия», «Военная энциклопедия», «Российская педагогическая энциклопедия», «Историческая энциклопедия Сибири» и многие другие.

Электронные энциклопедии Сегодня многие энциклопедии существуют в  виде компакт-дисков и в виртуальном пространстве Интернета. Одной из самых известных русскоязычных энциклопедий этого времени стала электронная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» , появившаяся в 1996 году. Она содержит огромное количество сведений из самых разных областей знаний.

Электронные энциклопедии

Сегодня многие энциклопедии существуют в  виде компакт-дисков и в виртуальном пространстве Интернета. Одной из самых известных русскоязычных энциклопедий этого времени стала электронная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» , появившаяся в 1996 году. Она содержит огромное количество сведений из самых разных областей знаний.

Электронные энциклопедии Популярной виртуальной энциклопедией является Википедия . Статью для неё может написать любой человек, но он должен придерживаться определённых принципов написания такой статьи, структуры и обязательно указать источники, откуда взяты те или иные сведения. Все статьи проверяются, могут дополняться и изменяться. Кроме Википедии есть в Интернете и другие «свободные» энциклопедии, но уровень их популярности не так высок.

Электронные энциклопедии

Популярной виртуальной энциклопедией является Википедия . Статью для неё может написать любой человек, но он должен придерживаться определённых принципов написания такой статьи, структуры и обязательно указать источники, откуда взяты те или иные сведения. Все статьи проверяются, могут дополняться и изменяться. Кроме Википедии есть в Интернете и другие «свободные» энциклопедии, но уровень их популярности не так высок.

Справочники Справочник   – это издание, которое содержит комплекс сведений, охватывающих определённую отрасль знания, деятельности, тему и т. п., и носит прикладной, практический характер. Современные справочники бывают:  настольные,  портативные,  карманные,  настенные.

Справочники

Справочник   – это издание, которое содержит комплекс сведений, охватывающих определённую отрасль знания, деятельности, тему и т. п., и носит прикладной, практический характер.

Современные справочники бывают:

  • настольные,
  • портативные,
  • карманные,
  • настенные.

Справочники Справочники снабжены чертежами, рисунками, схемами, таблицами, фотографиями и другими иллюстрациями. По объёму информации подразделяются:  комплексные (широкий круг научных и прикладных вопросов)  специализированные (тематика ограниченна). Различают справочники:  научные, производственные,  учебные, популярные,  бытовые систематические, алфавитные, номерные, хронологические,  однотомные и многотомные

Справочники

Справочники снабжены чертежами, рисунками, схемами, таблицами, фотографиями и другими иллюстрациями.

По объёму информации подразделяются:

  • комплексные (широкий круг научных и прикладных вопросов)
  • специализированные (тематика ограниченна).

Различают справочники:

  • научные,
  • производственные,
  • учебные,
  • популярные,
  • бытовые
  • систематические,
  • алфавитные, номерные,
  • хронологические,
  • однотомные и многотомные

Запомни! Особенности справочной литературы: краткость информации; читается вразброс; чтение по заданию или интересу; наличие алфавита. Правила пользования справочной литературой: определить, к какой теме относится твой вопрос; знать ключевое слово, то, что ты ищешь; не забывать, что алфавит – главный в справочной литературе, то есть вся информация располагается по алфавиту; пользоваться содержанием и указателями – это твои верные помощники. Если уметь пользоваться справочной литературой для подготовки сообщения, доклада или реферата, легко получить хорошую оценку. Успехов тебе в учёбе!  

Запомни!

Особенности справочной литературы:

  • краткость информации;
  • читается вразброс;
  • чтение по заданию или интересу;
  • наличие алфавита.

Правила пользования справочной литературой:

  • определить, к какой теме относится твой вопрос;
  • знать ключевое слово, то, что ты ищешь;
  • не забывать, что алфавит – главный в справочной литературе, то есть вся информация располагается по алфавиту;
  • пользоваться содержанием и указателями – это твои верные помощники.

Если уметь пользоваться справочной литературой для подготовки сообщения, доклада или реферата, легко получить хорошую оценку.

Успехов тебе в учёбе!

  • Рассказ о спортсмене на английском языке с переводом 10 предложений
  • Рассказ о спорте окружающий мир 2 класс
  • Рассказ о спорте в школе на английском
  • Рассказ о спорте в россии на английском
  • Рассказ о сплоченности класса