Рассказ о спряжении глаголов 5 класс

Цели: Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; углубить эти знания; ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Распределительный диктант

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Определить вид глаголов.

Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.

Е

И

Замереть от страха

Расстилаться на лугу

Постелить скатерть

Заблистать на солнце

Блеснул луч

Умираешь от скуки

Соберёшь рюкзак

Собираться в дорогу

Растереть краски

Отпирать дверь

Подпереть дверь

Вытирать пол

Блестеть серебром

Выжигать рисунок

3. Синтаксический разбор предложения

Работает ученик у доски.

Бледная тень набегает на рощу и тает.

Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).

(Набегает).

Слово какой части речи? (Глагол).

Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают
материал 4 класса.)

4. Объяснение нового материала

В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму,
кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.

Например:

  • глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.
  • глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют — 1 спряжения.

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).

Например:

  • читать – 1 спряжения.
  • варить – 2 спряжения.

Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения (4 на -АТЬ. 7 на -ЕТЬ).

Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)

Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на -ЫТЬ, -УТЬ, -ОТЬ, -АТЬ, — ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

Вид глагола сохраняется.

Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.

5. Объяснение алгоритма-инструкции

Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, если окончание ударное, то

  1. -ЕШЬ, -ЕТ; -УТ, -ЮТ – 1 спряжение;
  2. — ИШЬ, -ИТ; -АТ, -ЯТ – 2 спряжение.

2. Если окончание безударное, определи вид глагола.

3. Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).

4. Посмотри на суффиксы: если глагол на -ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

6. Распределительный диктант

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).

Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убрать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

7. Устная минутка

Найдите конец пословиц. (Пословицы записаны на доске).

1) Кто умеет веселиться,

1) тот должен много трудиться.

2) Не плюй в колодец —

2) который ничего не боится.

3) Не надо хвалиться,

3) коли не знаешь, как рожь родится.

4) Кто любит трудиться,

4) тому без дела не сидится.

5) Кто хочет от жизни толку добиться,

5) того горе боится.

6) Нечего тому страшиться,

6) пригодится воды напиться.

Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.

8. Работаем письменно

Учитель читает стихотворение, в котором ребятам самим нужно будет подобрать глаголы.

Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.

Например, Маша – машет.

Ребятам записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля (колет),
Поля (полет),
Паша (пашет),
Варя (варит),
Валя (валит),
Света (светит),
Катя (катит),
Тоня (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.

9. Устная минутка

Выберите правильный ответ.

Задание записано на доске.

  • Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.
  • Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.
  • Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.
  • Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.

10. Физминутка. Упражнения для рук

Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

11. Работа по группам

1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина.

Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение.

Листы со стихотворением находятся на партах.

Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.

2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.

3 группа работает по карточкам.

12. Самостоятельная работа

Учитель читает глаголы, ребята определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.

1. Читаешь
2. Борется
3. Стирает
4. Терпишь
5. Строит
6. Стелется
7. Клеит
8. Растает
9. Услышит
10. Ударит

Задание выполняется на листочках.

13. Вывод, итоги

  • Что повторили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Как правильно написать личное окончание глаголов?
  • Назовите глаголы-исключения.

Оценки.

Домашнее задание.

14. Рефлексия

Сегодня на уроке…

  • я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…

Определить спряжение глагола в русском языке можно по неопределенной форме, в которой суффикс обозначается буквами «а», «о», «у», «е», «и», «я», «ну» и находится перед окончанием -ть. Выясним, как можно определить первое и второе спряжение глагола с безударными личными окончаниями. Укажем глаголы-исключения, запомнить которые помогут стихи.

Что такое спряжение?

Спряжение является одним из постоянных признаков глагола. Чтобы правильно написать безударные личные окончания, необходимо определить спряжение глагола.

Определение

Изменение глаголов по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени называется спряжением.

Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения:

  • гулять — я (что делаю?) гуляю, ты гуляешь, он гуляет;
  • сказать — я (что сделаю?) скажу, ты скажешь, он скажет.

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола, которая является начальной, на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе, например:

глагол «мурлыкать»

  • 1 лицо  я мурлы́чу — мы мурлы́чем
  • 2 лицо  ты мурлы́чешь — вы мурлы́чете
  • 3 лицо  он мурлы́чет — они мурлы́чут

Изменим глагол «славить» по лицам и числам:

  • 1 лицо  я сла́влю — мы сла́вим
  • 2 лицо  ты сла́вишь — вы сла́вите
  • 3 лицо  он сла́вит — они сла́вят.

Видеоурок «Что такое спряжение? Для чего нужно спряжение глаголов?»

Как определить глагол первого спряжения

У глагола «мурлыкать», как видим, личные окончания безударные, что доставит сложность в их написании. Но по неопределенной форме глагола, которая заканчивается на -а-ть, отнесем его к первому спряжению и напишем личные окончания:

  • , -ешь (-ёшь), -ет (-ёт) — в формах единственного числа;
  • -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в формах множественного числа.

К первому спряжению отнесем все глаголы, в составе которых перед окончанием -ть имеются суффиксы, обозначенные буквами а, о, у (ну), ея, например:

  • а-ть — плавать, бросать,  думать, рисовать;
  • о-ть — прополоть, смолоть, заколоть, пороть;
  • у (ну) -ть — тонуть, сохнуть, перепрыгнуть, капнуть;
  • е-ть — осмелеть, зачерстветь, опротиветь, выздороветь,
  • я-ть — веять, залаять, маяться, учуять, надеяться, лелеять, блеять, затеять, таять.
Число Лицо І спряжение ІІ спряжение
Окончания Примеры Окончания Примеры
Ед. 1 – я
2 – ты
3 – он, она, оно
-у, -ю
-ешь
-ет
хлопочу
хлопочешь
хлопочет
-у, -ю
-ишь
-ит
медлю
медлишь
медлит
Мн. 1 – мы
2 – вы
3 – они
-ем
-ете
-ут, -ют
хлопочем
хлопочете
хлопочут
-им
-ите
-ат, -ят
медлим
медлите
медлят

В этот список добавим глагол-исключение «брить»

  • 1 лицо  я брею — мы бреем
  • 2 лицо  ты бреешь — вы бреете
  • 3 лицо  он бреет — они бреют.

и глагол «стелить»

  • 1 лицо  я стелю — мы стелем
  • 2 лицо  ты стелешь — вы стелете
  • 3 лицо  он стелет — они стелют.

Как определить глагол второго спряжения

Чтобы определить глагол второго спряжения, поставим его в начальную форму и посмотрим, есть ли суффикс -и- перед окончанием -ть, например:

  • строю — строить
  • сохраним — сохранить
  • отправите — отправить.

Все глаголы, заканчивающиеся на -и-ть, кроме «брить» и «стелить», отнесем ко второму спряжению.

Посмотрим личные окончания глагола второго спряжения «переносить»:

  • 1 лицо  я переношу  — мы переносим
  • 2 лицо  ты переносишь — вы переносите
  • 3 лицо  он переносит — они переносят.

Сделаем вывод, что глаголы второго спряжения имеют личные окончания:

  • -у, -ишь, -ит в формах единственного числа;
  • -им, -ите, -ат/-ят в формах множественного числа.

Сюда же присоединим список глаголов-исключений, которые заканчиваются на -а-ть:

  • гна́ть
  • держа́ть
  • слы́шать
  • дыша́ть;

семь глаголов на -е-ть:

  • смотре́ть
  • ви́деть
  • ненавиде́ть
  • верте́ть
  • зави́сеть
  • терпе́ть
  • оби́деть.

Для того чтобы быстро и легко их запомнить, придумали стихи.

Глаголы исключения в стихах

Видеоурок «Как правильно определить спряжение глаголов? Как пишутся окончания глаголов?»

Разноспрягаемые глаголы

Ряд глаголов русского языка (чтить, бежать, хотеть и пр.) не относим ни к первому, ни ко второму спряжению. В их парадигме имеются окончания как первого, так и второго спряжения. Рассмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «бежать»:

  • 1 лицо  я бегу́ — мы бежи́м
  • 2 лицо  ты бежи́шь — вы бежи́те
  • 3 лицо  он бежи́т — они бегу́т.

Все личные формы слова имеют окончания второго спряжения. Форма 3 лица множественного числа отличается ударным окончанием, как у глагола первого спряжения.

Такие глаголы называют разноспрягаемыми.

Упомянем также глаголы «есть» и «дать», которые сохранили древнюю парадигму спряжения.

  • 1 лицо  я ем — мы едим
  • 2 лицо  ты ешь — вы едите
  • 3 лицо  он ест — они едят

Вывод

Спряжение глагола можно определить по его личным окончаниям, если они ударные, например как у слова «гореть»:

  • 1 лицо  я горю́ — мы гори́м
  • 2 лицо  ты гори́шь — вы гори́те
  • 3 лицо  он гори́т — они горя́т

Хотя неопределенная форма этого глагола заканчивается на -е-ть, все же он является глаголом второго спряжения в соответствии с его ударными личными окончаниями.

Если же личные окончания глагола безударные, то спряжение глагола выясним по неопределенной форме.

Для этого предпримем следующие шаги:

  • поставим исследуемый глагол в неопределенную форму;
  • выясним, какая гласная (суффикс) стоит перед окончанием -ть (выкро-и-ть, залат-а-ть);
  • определим первое или второе спряжение.

Видеоурок «Спряжение глаголов в русском языке. Глаголы исключения 1 и 2 спряжения»

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 210

Русский язык

5 класс

Урок № 83

Спряжение глаголов

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Спряжение глаголов.
  2. Глаголы 1 и 2 спряжения.
  3. Правописание личных окончаний глаголов.

Тезаурус

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?».

Спряжение глагола – изменение по лицам и числам.

Разноспрягаемые глаголы – глаголы, которые имеют окончания частично 1 и частично 2 спряжения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016 – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Продолжая разговор о глаголе, вспомним вступление к поэме «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!

Здесь очень много глаголов.

Выделим их.

Ходит, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несёт, тужит, служит, идёт, бредёт, чахнет, пахнет.

Мы видим, что у глаголов разные окончания. Почему?

Чтобы разобраться в этом, мы должны с вами вспомнить, что такое спряжение глаголов. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке два спряжения: первое и второе.

К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют личные окончания -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

Например, прихлынут. Глагол имеет окончание -ут, Значит относится к 1 спряжению.

Ко второму спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Ходит, заводит, говорит, бродит. Глаголы имеют окончание -ит, значит, относятся ко 2 спряжению.

Очень важно уметь определять спряжение, так как от этого зависит правильное написание личных окончаний глаголов.

Давайте разберёмся, как определить спряжение глагола.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно действовать по алгоритму.

1. Поставить ударение. Если окончание ударное, то глаголы с окончанием -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ут(-ют) – 1 спряжения; глаголы с окончанием -ишь, -ит; -ат(-ят) – 2 спряжения.

2. Если окончание безударное, определяем вид глагола.

3. Ставим глагол в неопределённую форму (не меняя вид).

4. Если глагол на -ить, кроме брить и стелить, то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на -ить, вспомним 11 глаголов-исключений.

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то глагол 1 спряжения.

Вернёмся к глаголам из стихотворения.

Поставим ударение.

Хо́дит, заво́дит, говори́т, бро́дит, сиди́т, стои́т, прихлы́нут, выхо́дят, пленя́ет, несёт, ту́жит, слу́жит, идёт, бредёт, ча́хнет, па́хнет.

Слова: говорит, сидит, стоит имеют ударное окончание -ит. Значит, это глаголы 2 спряжения.

Слова: несёт, идёт, бредёт имеют ударное окончание -ет. Значит, это глаголы 1 спряжения.

Окончание безударное:

Ходит (что делает?) – (что делать?) ходить. Заканчивается на -ить, глагол 2 спряжения.

Заводит (что делает?) – (что делать?) заводить. Заканчивается на -ить, значит, 2 спряжение.

Выходят (что делают?) – (что делать?) выходить – 2 спряжение.

Пленяет (что делает?) – (что делать?) пленять. Заканчивается не на -ить. Не относится к 11 глаголам, значит, 1 спряжение.

Чахнет (что делает?) – (что делать?) чахнуть. Не на -ить. К 11 глаголам не относится, значит, 1 спряжение.

Пахнет (что делает?) – (что делать?) пахнуть. Не на -ить, не глагол- исключение, значит, 1 спряжение.

В русском языке есть два глагола хотеть и бежать. Они называются разноспрягаемыми. Эти глаголы названы так, потому что они имеют окончания частично 1-го и частично 2-го спряжения.

ед. ч.

мн. ч.

1 лицо

хоч-у, бег-у

хот-им, беж-им

2 лицо

хоч-ешь, беж-ишь

хот-ите, беж-ите

3 лицо

хоч-ет, беж-ит

хот-ят, бег-ут

Мы видим, что глагол хотеть в единственном числе имеет окончания 1-го спряжения, а во множественном числе – 2-го спряжения.

Глагол бежать во всех формах, кроме 3 лица мн. ч. имеет окончания 2-го спряжения, а в 3 лице мн. ч. – окончание 1-го спряжения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте примеры:

Смотр…т, дыш…т, тревож…тся, та…т, ла…т, се…т, чита…м, кле…шь, вид…т, пиш…т, завис…т, держ…тся, грохоч…те, круж…м, во…т, сверка…т.

Разбор задания:

Чтобы определить спряжение глагола, нужно действовать по алгоритму:

1. Поставить ударение. Если окончание ударное, то глаголы с окончанием –ешь(-ёшь), -ёт; -ут(-ют) – это глаголы первого спряжения; глаголы с окончанием -ишь, -ит; -ат(-ят) – второго спряжения.

2. Если окончание безударное, определяем вид глагола.

3. Ставим глагол в неопределённую форму (не меняя вид).

4. Если глагол на —ить (кроме брить и стелить), то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на —ить, вспоминаем 11 глаголов-исключений.

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то глагол 1 спряжения.

Правильный ответ:

I спряжение

II спряжение

тает

лают

сеет

читаем

пишут

грохочете

воет

сверкает

смотрит

дышит

тревожится

клеишь

видит

зависят

держится

кружим

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соедините попарно глаголы с начальной формой

Спишем –

Рисуем –

Прополем –

Танцуем –

Чертим –

Спилим –

Просим –

Оценим –

писать

списать

рисовать

нарисовать

полоть

прополоть

станцевать

танцевать

чертить

начертить

пилить

спилить

просить

спросить

оценивать

оценить

Разбор задания: при образовании начальной формы глагола нельзя менять вид глагола!

Правильный ответ:

Спишем – списать

Рисуем – рисовать

Прополем – прополоть

Танцуем – танцевать

Чертим – чертить

Спилим – спилить

Просим – просить

Оценим – оценить

  • Рассказ о справочной литературе
  • Рассказ о спп с придаточными определительными и изъяснительными
  • Рассказ о спортсмене на английском языке с переводом 10 предложений
  • Рассказ о спорте окружающий мир 2 класс
  • Рассказ о спорте в школе на английском