Рассказ о старинных предметах быта

Материалы по краеведению о предметах русского быта из фондов краеведческого музея

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.


Гребень для чесания шерсти. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера. Вообще для шерсти были чески – это не деревянной основе часто набитые гвозди не большого размера. Такими ческами удобно было работать с шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и лен, который также использовали в ткачестве.


Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.


Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

С помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое


В древности корыто было основой домашнего хозяйства, и служило для самых разных целей. Это сейчас каждое действие человека требует своей вещи, а в старину практически вся человеческая жизнь могла уместиться в одном корыте. С ним человек встречался, как только появлялся на свет, ведь оно выполняло роль детских ванн. Главным образом корыта использовались, конечно же, в домашнем хозяйстве.

В корыте можно стирать, засаливать овощи, месить тесто или готовить сусло для кваса. В специальных корытах готовили корм для домашней скотины и птицы. Они назывались водопойными или кормовыми. Как и в любую другую ёмкость, в него можно было сложить яблоки или капусту, в перевёрнутом виде корыто использовали как большую крышку, чтобы накрыть ей что-нибудь, лежащее на земле.

Нагреть воду в корыте можно было, опустив в него раскалённый камень, а в некоторых глухих районах Сибири и севера в деревянных корытах даже варили пищу при помощи раскалённых камней.


Кочерга́ (укр. кочерга́, коцюба́, польск. koczarga) — инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи


Кувшины (или крынки) предназначались для хранения молочных и других продуктов. Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.


Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил.


Рубель — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.


Садник— хлебная лопата. Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Самовар — появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.


Ступа — крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина 50 см, диаметр 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.


Ухват приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.


Цеп – ручное орудие для обмолота (отделения) зерна от колосьев. Обычно состоит из двух подвижных, связанных палок. Одна подлиннее — рукоятка, другая покороче – непосредственно рабочая часть, ударяющая по злакам.


Ча́пельник (сковоро́дник]) —кухонная принадлежность. Представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания чапéлы —сковороды, не имеющей ручки и потому пригодной для установки в печь или духовку. По Далю, слово образовано от диалектного чапать — «хватать, цапать».

 


Чугунный утюг. На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов,в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма,повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

предметы русского быта

Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой.

Русская изба

предметы быта в русской избе

Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар

самовар

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.


Сито

сито

Сито — практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого  сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.


Прялка

прялка

Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель.


Веретено

веретено

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена.


Горшок

горшок

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты.

В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью.


Ступа

ступа

Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева.


Метла

метла

Метла, или веник – собранные в пучок прутья, одеревеневшие стебли растений.  Полы в русской избе были неокрашенными, поэтому часто уборка их заключалась в подметании мусора. Интересно, что метла стала предметом многих русских поверий и сказок.


Хозяйский двор

хозяйский двор

Двор был обширен, с местом для выгула птицы, проходами к колодцу, сараям и хлеву, огороду. Практически всегда имелся палисад с цветником и скамейками.  Традиционно в хозяйстве русского подворья использовалось несколько десятков предметов быта и орудий труда. Вот некоторые, особенно характерные из них.


Коромысло

коромысло

Коромысло представляло собой особым образом изогнутый плоский шест с двух сторон заканчивающийся железными крюками. Носить ведра на нем удобно, поскольку центр тяжести не только равномерно распределен по обоим плечам коромысла, но и находится примерно на уровне поясницы.


Русский колодец

русский колодец

Сруб колодца в России изготавливался обычно из дуба. Верхняя часть представляла собой ворот с перекладиной и веревкой или «журавлем» — высокой перекладиной, за один конец которой прикреплялось на веревку ведро, а за другой надо было тянуть, чтобы его поднять.


Пашня

пашня

Практически каждый знойный день летних месяцев, да осенней жатвы не обходился крестьянину без работы в поле, где в труде на пашне использовались хозяйские предметы орудий труда для возделывания земли и сбора урожая.


Серп

серп

Серп – одно из древнейших орудий земледелия. Известен со времен Древнего Рима. В русском хозяйстве был просто незаменим для уборки небольших участков травы и зерновых. Серп был известен в советской России, как один из двух символов союза рабочих и крестьян.


Плуг

плуг

Плуг – сакральный образ земледелия. Его история начинается в III тыс. до н. э. Тогда он представлял собой выполненный из единого куска дерева лемех и дышло. Лемехом ворошился верхний слой почвы для улучшения условий произрастания культур, за дышло тянулся скотом или человеком.


Телега

телега

Телега – повозка на четырех, обычно деревянных колесах, которую тянет лошадь. Трудно представить русскую деревню еще в середине прошлого века без телеги.

В
детском отделении  районной библиотеки п.
Колышлей оформлен «Уголок народного
быта»
. Здесь все желающие могут познакомиться с историей возникновения
посёлка Колышлей, его достопримечательностями, предметами старины, обычаями и
обрядами наших предков, легендами родного края. Этот уникальный краеведческий
материал представлен на выставке-экспозиции «Преданья старины глубокой».

Дедушка — краеведушка поможет найти нужный
материал в книгах и брошюрах, познакомит всех желающих с предметами русского
народного быта, их назначением.

С
интересом  дошкольники и учащиеся школ
посёлка знакомятся с выставкой  на
массовых мероприятиях. Здесь можно узнать много нового. Например, что такое
ухват и рубель, как работали за прялкой и для чего нужно веретено, как гладили
старыми утюгами раньше и как звучит музыкальный утюг. А разве можно в быту
обойтись без самовара! Ведь чай пили с удовольствием, угощали им гостей.
Самовар был главным украшением стола.

Давайте
вместе узнаем назначение предметов народного быта. Готовьтесь перенестись в
прошлое, окунуться в старину, узнать больше о жизни наших предков.

Крестьянская
изба

Изба — жилище
простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый
предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как
работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны
русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

На Руси избы строились на берегах рек или озер,
ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для
постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте
старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние
животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным
для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из
лиственницы или березы. Правильнее говорить не «построить избу», а
«срубить дом». Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы
чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было
ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской
избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений:
основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для
животных, сеновал и другие. В избе находились деревянные предметы народного
быта — стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На
полу могли лежать цветные половики или дорожки. 

Пословицы
русского народа:

— Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

— Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме
слушай!

— Чужая изба засидчива. На чужой лавке мягче
сидится.

— Изба красна углами, обед – пирогами.

— В избе светло, а на дворе светлее.

— Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Русская печь

Без этого предмета невозможно представить жизнь
наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные
холода только благодаря ей  многим людям
удавалось согреться. Русская печь была местом, где готовили пищу, также на ней
спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были
различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда. Еда, приготовленная
в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный
и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.

Но самое главное, что печь — это было то место в
доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках,
главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).

«Печка-матушка»

Ольга
Коршунова, г. Заречный

 Пензенской области

Печка русская – будто матушка:

Дарит всем тепло без остатушка.

Ладно сложена, крепкокаменна,

А внутри азарт пляски пламенной.

Затрещат дрова – искры в хоровод!

Разомлев в тепле, спит на лавке кот.

Леса запахи – липок да берёз.

Как всё дорого! Мило всё до слёз!

От печи в дому – хлебосольства дух:

Щи наваристы, пироги – как пух.

Не чугунными батареями –

Печкой издавна душу греем мы.

Жаром пышет печь – хвост прижми мороз!

Дым над крышею стелет путь до звёзд.

В ночь студёную глянешь на село –

От столбов-дымов на душе тепло.

Коли «дышит» дом, значит, жив очаг!

С печкой — греюшкой в зиму не зачах.

Печка – матушка… Не хочу иной.

И почёт тебе, и поклон земной!

Пословицы
русского народа:

— Дрова в печи развалились – к гостям.

— Уголь из печи упал – гости на двор.

— Огонь в печи погас – нечаянный гость.

— Будь, как у себя дома. Будь, что дома: полезай
на печь.

— Кто сидел на печи, то уже не гость, а свой.

— Что есть в печи, всё на стол мечи.

— Под полой хозяйской печи не унесёшь.

— Хлебом не корми, только с печи не гони!

— В печи тесно (как готовят), а в брюхе
просторно.

— Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

— Добро за готовым хлебом на печи лежать.

Стол

Стол занимал центральное место в доме, угол, где
он стоял, назывался «красным», то есть самым важным, почетным. Его
покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было
свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи — хозяин. В красном
углу отводилось место для икон.

Со столом связано большое количество народных
традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были
обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по
народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.

Пословицы
русского народа:


Бог на стене, хлеб на столе.


Хлеб-соль на столе, а руки свое (свои).


Что на столе – всё братское, а что в клети – то хозяйское.


Без пирога именинника под стол сажают.


Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают.


Тащи стол на кут (от печи в красный угол).


Жди череду: когда со стола понесут.


Хоть за нижним концом, да за тем же столом.


Стол поставят, так и работать заставят.


Стол – божья ладонь: кормит.

Вещевой
сундук

На
протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие
мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке.
Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки.
Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по
всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси. 

Сундуки
украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только
тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков,
считалась зажиточной.

У бабушки есть
сейф

Давно уже не
новый,

Он вовсе не
стальной,

А кованый,
дубовый.

Он скромно стоит
у нее в уголочке.

В нем бабушка
держит халаты, носочки,

Отрезы на
платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек
и пенсию даже .

Но только не
дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с
висячим замком.

Самовар

Чаепитие
за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не
просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют
и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он
красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе.

История
русского самовара уходит в далекое прошлое. Происхождению самовара мы
обязаны чаю, который в конце 16 века появился в России. Его популярность быстро
росла, к 19 веку на Руси чай считался самым популярным напитком.

Самовар стремительно завоевал сердца русских
любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте.
Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых
щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Хозяин-барин – самовар.

Парень дюжий он
и крепкий,

Без труда
глотает щепки.

Приглашает в
гости вас –

Угощения припас:

Вот баранки,
сахарок,

Ты отведай-ка
чуток

И послушай наш
рассказ…

Пословицы
русского народа:


Чайку покушать да органчика послушать.


С чая лиха не бывает.


Кяхтинский чай да муромский калач,- полдничает богач.

Садник

Одним
из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он
имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для
отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из
сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Вырезав
нужный предмет, его тщательно зачищали.

                                                  Рогач,
кочерга, чапельник

С
появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно
они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Зачастую
такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы,
которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Кочерга была первой помощницей при работе. Когда
прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было
недогоревших поленьев.

Ухват — второй помощник при работе с печкой.
Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь
ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались
обращаться с ними очень аккуратно.

 У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты,

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Сито

Сито — практически незаменимый предмет утвари в
условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит,
выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для
просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с
одной стороны, закрытого  сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда
и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.

Серп
и жернова

Во
все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его
приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно
высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление,
имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке. 

По
мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому
процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было
обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух
кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное
отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю
часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или
песчаника.

Пословицы
русского народа:


На добрый жернов что ни засыпь, всё смелется.


Хлебушка калачу дедушка.


Хлеб всему голова.


От хлеба-соли не отказываются.


Хлеб спит в человеке (сытость сон даёт).


Хлеб за брюхом не ходит.


Не давай голодному хлеба резать (обделит).


Как хлеба кусок, так разинул роток.


Человек хлебом живёт, а не промыслом.


Хлеб батюшка, водица матушка.


Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.


Без хлеба, без соли никто не обедает.


Не будет хлеба, не будет и обеда.


Хлеб да вода – крестьянская еда.


В поле серпом да виллой, так и дома ножом и вилкой.


Кто толчёт, тот и хлеб печёт.


Не пиры пировать, коли хлеб засевать.


Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.


Горька работа, да хлеб сладок.

Коромысло

Как
и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот
или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было
коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились
специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы,
ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком,
однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел,
изготовленных в 11-14 столетиях. 

Корыто

В
древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели
служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве
кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова
«кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта.
Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах
углубления. 

Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была
такая, как и сейчас — вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение
которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых
больших, достигавших 2 м в длину при ширине около 40-50 см, до малых, имевших
длину 30-40 см и ширину 15-20 см.  Маленькие корытца применялись в кухне
для приготовления пищи, резки и рубки небольшого количества продуктов.

Рубель

По
завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид
прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на
скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась
и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Вот рубель – в названье чуден,

В примененье легок он.

Гладит с легкостью лен,

Из дерева рублён.

Чугунный
утюг

На
смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком.
Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К
тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом.
Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни
засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5
до 12 килограмм. 

 Перед вами утюг, 

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах.

Утюг по скатерти
пройдёт,

Опрятный вид он
ей вернёт.

Не стесняйтесь,
подходите,

На утюг вы
посмотрите.

На полках,
здесь, он не один –

Он – царь вещей,
он – Господин.

Духовой,
цельнолитой чугунный,

Газовый и
спиртовой,

Водяной и
музыкальный,

Электрический –
такой брутальный…

Видов всех не
перечесть,

О том у нас
работа есть.

Керосиновая
лампа

Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в
тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а
темнело рано.
Сначала у крестьян была лучина –
тонкая длинная щепка, которую зажигали для освещения крестьянской избы.
Использовали светец – подставку для лучины. На смену лучины пришла свеча –
палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая примитивным источником
освещения.
  Очень рано появились свечи, но пламя свечи было открыто,
что было не безопасно, да и свечу на улице мог задуть ветер. Эти проблемы
решились с появлением керосина, так появились керосиновые лампы.
Керосиновое освещение стало распространяться в русской де­ревне с
1860 года, со времени вхождения в быт бакинского ке­росина.
В нижней части лампы имелся сосуд, куда наливали керосин,
оттуда выходил фитиль, который и поджигали. Огонь закрывали стеклянным
«колпаком».
С керосиновой лампой можно было уже
смело передви­гаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

На смену керосиновой лампе пришло электрическое
освещение.  

Помело
и метла

Помело
имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки,
тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести,
и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее.
Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. 

Если
мусор на полу,

Вспоминаем
про метлу.

                                                             Прялка

Важной
составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли
«пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид
плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью.
Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. 

В
начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса,
расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной
рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ
скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Про житье-бытье
до нас

Жизнь людей была
трудна:

Не под силу нам
она.

Пряли пряжу вечерком,

Молились Богу
перед сном.

И, как в сказке
говорится,

Новый день
должен родиться.

Пословицы
русского народа:


Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!


Наши пряли, а ваши спали.


Рано встала, да мало напряла. Была игла, да спать легла.


В красный день прясть ленно.


Что напрядёшь, то и протрясёшь.


Что Машка напряла, то мышка скрала.


Эка прядева-то страсть, что некуда и класть!


Девушка Гагула села прясть, да и заснула.


У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.


Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

Веретено

Веретено́ —
приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств  производства. Широко использовалось в
крестьянском быте. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему
концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева, чаще из
берёзы. Длина веретена от 20 до 80 см. 

Пословицы
русского народа:


Без веретена пряжи не спрядёшь.

Горшок
или Чугунок

Горшок – один из
древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх
горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В
глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную
температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не
закисала.

Чугунки использовались
крестьянами для приготовления пищи в печи. В них хозяйки варили щи, каши,
тушили овощи. Простые крестьянские блюда получались в чугунках питательными и
вкусными.

Пословицы
русского народа:


Щи да каша – кормилицы наши.


Щи всему голова.

Деревянные
ложки

Самих
типов ложек огромное множество. Всякая ложка на Руси имела свое назначение
и название. Простая русская широкая ложка средней величины называлась
«межеумок». Бурлацкая ложка «бутырка» считалась самой крупной. Ложка
баская, или боская, была долговатой и тупоносой. А носатой называли всякую
остроносую ложку.

Многие
из этих предметов уже давно не используются в быту. В современном мире они
стали музейными экспонатами. С их помощью мы можем узнать о том, как жили наши
предки. 

Пословицы
русского народа:


Пара липовых лещей (ложек) да горшок пустых щей.


Запасливый гость без ложки не ходит.


Без ложки и добрый едок станет.

Самотканые
дорожки и коврики

Половики используются в
быту с достаточно давнего времени. Наверно, это один из самых древних тканых
изделий. Сначала в качестве уточной нити применяли растения: лыко, траву или
камыш. С 19 века появляется довольно много дешевых фабричных тканей, что позволило
больше покупать новых тканей и делать половики из вторичного тканого полотна.
Дешевизна и доступность материала, легкость изготовления позволила тканым
половикам стать неотъемлемой частью русского быта. Та же техника применялась не
только для изготовления половиков, но и для покрывал, накидок, безворсовых
ковров. Каждая мастерица старалась сделать свою работу уникальной, что породило
множество техник при создании домотканых половиков. Материалом для ткачества
половиков служат цветные нити и ткань. Ткань режется или рвется длинными
полосками, шириной 1.5- 2 см по основе. При необходимости ленты сшиваются или
скручиваются.

Отгадайте загадки:

То
назад, то вперёд

Ходит,
бродит пароход.

Остановишь
– горе!

Продырявит
море! 

 (утюг)

Летом
спит,

Зимой
горит,

Пасть
открывает,

Что
дают, глотает.  

(печь)

Сами
не едят,

А
людей кормят. 

 (жернова)

Согнута
в дугу,

Летом
– на лугу,

Зимой
– на крюку.   

(коса)

Ходит
полем

Из
края в край,

Режет
чёрный каравай.   

(плуг)

Не
бык, а бодает,

Не
ест, а еду хватает,

Что
схватит – отдаёт,

Сам
в угол идёт.    

(ухват)

Сами
не едим,

А
людей кормим. 

(ложки)

Старинная
утварь

Анатолий
Тимшин

Старинная утварь
домашняя –

Предметы
покинувших лет,

Страница из
жизни вчерашняя

Льёт тёплый из
прошлого свет.

Из дерева вещи
различные,

Металла
присутствие есть,

Знакомые нам и
привычные,

Хвала им,
конечно, и честь.

Бочонки,
кадушки, ушаты,

Горшки, кочерги,
чугуны,

Лопатки печные,
ухваты,

Немалых размеров
чаны.

Вот прялки
резные, лукошки,

Коромысла
удобный изгиб,

Самовары
настольные, плошки

И лапти –
продукт нежных лип.

Набор туесков
берестовых,

Корчаги, ладьи,
пестери,

Засов на воротах
тесовых,

Для ржи и
пшеницы лари.

Таганки, бадьи,
керогазы,

Ложки резные тех
пор,

Ковши
деревянные, вазы,

Корзинок
плетёных узор.

Дубовые сани,
лукошки,

Корыто и тяпка
при нём,

Трудяга – косарь
и мутовки

Историей пахнут
во всём.

Здесь, что не
предмет, то легенда.

Оставили в
памяти след

И пыли на полках
отведав,

Из прошлого шлют
нам привет.

Всё это исправно
когда-то

В быту применял
человек.

Ушли те денёчки
куда-то,

Другой на дворе
уже век.

Содержание

  1. Предметы древнерусского быта. Русская изба
    • Самовар
    • Сито
    • Прялка
    • Веретено
    • Горшок
    • Ступа
    • Метла
  2. Старинные предметы домашнего обихода. Древние предметы быта — 16 самых старых вещей
  3. Предметы быта древних славян. Быт и нравы восточных славян
  4. Предметы быта наших предков. Обережные символы на предметах быта

Предметы древнерусского быта. Русская изба

Предметы древнерусского быта. Русская изба

Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар

Предметы древнерусского быта. Русская изба 01

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Сито

Предметы древнерусского быта. Русская изба 02

Сито — практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.

Прялка

Предметы древнерусского быта. Русская изба 03

Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель.

Веретено

Предметы древнерусского быта. Русская изба 04

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена.

Горшок

Предметы древнерусского быта. Русская изба 05

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.

Ступа

Предметы древнерусского быта. Русская изба 06

Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева.

Метла

Метла, или веник – собранные в пучок прутья, одеревеневшие стебли растений. Полы в русской избе были неокрашенными, поэтому часто уборка их заключалась в подметании мусора. Интересно, что метла стала предметом многих русских поверий и сказок.

Старинные предметы домашнего обихода. Древние предметы быта — 16 самых старых вещей

Предметы древнерусского быта. Русская изба 07

Мы наслаждаемся беспрецедентными современными технологиями, но гораздо больше используемых нами вещей существуют целую вечность. Древние люди тысячелетия назад пользовались такими повседневными объектами, как туалеты со смывом, жевательная резинка, хорошие кошельки.

Мы представляем вам список примеров из старейших предметов быта и обратите внимание, что это лишь самые старые сохранившиеся образцы — многие из подобных предметов существовали гораздо раньше.

Предметы древнерусского быта. Русская изба 08

Предметы быта древних славян. Быт и нравы восточных славян

Предметы быта древних славян. Быт и нравы восточных славян

hkar.ru

Древние славяне не были варварами. Они никогда не отличались кровожадностью и особой жестокостью. Чего не скажешь о древних римлянах, греках и византийцах. Стоит только заглянуть в историю этих народов и убедиться в этом. Славяне были вынуждены вести многочисленные войны и захваты, чтобы сохранить государственность, но варварами, в отличие от народов Европы того времени, они не были.

Чистота и вода всегда играла огромную роль в  жизни и быту древних славян . В то же время Европа утопала в грязи и в нечистотах, которые выливали на прямо улицу. Европейцы не мылись годами, а то и всю жизнь, потому что считали, что грязь защищает их организм от болезней. Чума косила целые города. Славяне, не зависимо от материального положения, имели бани. Во всех семьях имели традицию устраивать банные дни. Если человек заболевал, то первое, что делали, это парили его в бане с добавлением различных трав. Чтобы родить ребенка женщины уходили в баню, где устраивали особый ритуал. Многие религиозные праздники, обычаи были построены на очищении водой.

Свои поселения, а позднее города, древние славяне строили на берегу реки. Река защищала их поселения и города от врагов. В реке ловили много разной рыбы, которая непременно входила в рацион славян. В лесах, которые находились на берегу рек, древние славяне охотились на различных животных и птиц. Собирали урожаи лекарственных трав, растений и ягод. Быт жителей Древней Руси  был тесно связан с земледелием. Потому что земледелие было основным занятием. С древних времен славяне выращивали в большом количестве пшеницу, рожь, просо, овес. Это был очень тяжкий труд, так как землю обрабатывали вручную с помощью сохи, мотыги, а земли приходилось отвоевывать у леса с помощью огня (пепел служил своего рода удобрением).

У славян было развито бортничество. Мед и воск играли важную роль в их жизни. Мед заменял сахар и из него готовили хмельные напитки, но с очень низким процентом алкоголя. Несмотря на ошибочное мнение, что на Руси всегда много пили, алкоголь вообще был под запретом в Древней Руси.  Быт и нравы древних славян  позволяли им пить только хмельной мед, и то, только по большим праздникам. Женщинам запрещалось употреблять алкоголь вообще, а мужчины первый раз пробовали хмельной мед только после рождения первого ребенка. В это же время в Европе, употребление алкоголя не было под запретом и, не секрет, что даже монахи злоупотребляли им, не говоря уже об остальных европейцах.

Предметы быта наших предков. Обережные символы на предметах быта

Говоря современным языком, функциональное назначение обережных символов на предметах быта праславян совпадает с назначением орнаментов на внешней стороне жилища. Предназначены эти символы для охраны жильцов дома от негативной энергетики. Но если внешние обережные знаки охраняли дом и его жильцов от нечистой силы за пределами дома, то росписи на утвари предохраняли домочадцев от тех, кто пересекал порог жилища.

В русской избе испокон веков матица была важным рубежным элементом, поэтому даже в христианские времена на ней всегда присутствовал солярный знак, шестиконечного или восьмиконечного креста, с ромбами, символами поля, по бокам. Эти изображения схожи с той картиной неба, которая располагались на верхней части наличника. Но, в отличие от него, на матице не изображались водные знаки «хлябей небесных», поскольку для жилища они были неприемлемы и заменялись символами вспаханной земли. Изображая солнце на матице, наши предки хотели, чтобы оно всегда светило домочадцам.

Предметы быта наших предков. Обережные символы на предметах быта

В дохристианские времена красный кут был алтарем для «кутного бога», впоследствии на его место наши предки стали помещать домашнюю икону. Боги поменялись, а вот рушники, украшавшие алтарное место остались с языческих времен и символы на них до сей поры вполне языческие – Макоша, Лада, Леля.

Доски кутного угла тоже покрывались символикой языческой магии. В поселениях русского Севера сохранились доски киота сплошь покрытые резными символами, относящимися к культу «белого (дневного) света» и солнца. Они содержат в себе солярные знаки движущегося солнца, «белого света», ромбы вспаханной земли, волнистые и капельные водные знаки.

Предметы быта древних славян служили не только хозяйственным целям, но и часто бывали атрибутами магических обрядов. Поэтому почти все, что находилось в доме наших предков – ушаты, квашни, ведра, прялки — все было орнаментировано.

Мы наслаждаемся беспрецедентными современными технологиями, но гораздо больше используемых нами вещей существуют целую вечность. Древние люди тысячелетия назад пользовались такими повседневными объектами, как туалеты со смывом, жевательная резинка, хорошие кошельки.

Мы представляем вам список примеров из старейших предметов быта и обратите внимание, что это лишь самые старые сохранившиеся образцы — многие из подобных предметов существовали гораздо раньше.

Самые старые носки (2500 лет)

Самые старые носки (2500 лет)Эти египетские шерстяные носки, предназначенные для ношения с сандалиями, изготовили между 300 и 499 г. н.э., а обнаружили в 19 веке. (Фото: wikipedia.org)

Первый написанный рецепт (5000 лет)

Первый написанный рецепт (5000 лет)«Рецепт шумерского пива с 3000 года до нашей эры. Пиво получается очень крепкое и содержит куски плавающего в нём хлеба». (Фото: imgur.com)

Самые старые солнцезащитные очки (800 лет)

Самые старые солнцезащитные очки (800 лет)Самые старые очки в мире обнаружили на Баффиновой Земле в Канаде. Они предназначались для защиты от бликов солнечных лучей, отражающихся от снега. (Фото: canadacool.com)

Самая древняя скульптура в форме человека (35000 — 40000 лет)

Самая древняя скульптура в форме человека (35000 - 40000 лет)Наиболее вероятный возраст статуи, изображающей человеческую фигуру — 40000 лет. Это Венера из пещеры Холе-Фельс, Германия, вырезанная из мамонтовой кости. (Фото: wikipedia.org)

Самая старая обувь (5500 лет)

Самая старая обувь (5500 лет)Этот 5500-летний правый мокасин из воловьей кожи нашли в пещере в Армении, он сохранился в травах и сухом овечьем навозе. (Фото: news.nationalgeographic.com)

Самый старый музыкальный инструмент (40000 лет)

Самый старый музыкальный инструмент (40000 лет)Это 40000-летняя костяная флейта из юга Германии. (Фото: nytimes.com)

Самые старые брюки (3300 лет)

Самые старые брюки (3300 лет)Старейшие штаны в мире нашли в Западном Китае, их возраст 3300 лет. (Фото: М. Вагнер / Немецкий археологический институт)

Самые древние туалеты со смывом (2000 лет)

Самые древние туалеты со смывом (2000 лет)В древнем городе Эфес, Турция, были смывающиеся общественные туалеты. Проточная вода под сиденьями уносилась в близлежащую реку. (Фото: chroniclesoflindsay.blogspot.com)

Старейший бюстгальтер (500 лет)

Старейший бюстгальтер (500 лет)
Этот бюстгальтер носили в период между 1390 г. и 1485 г. в Австрии. Существуют более ранние исторические описания этого предмета, но другие экземпляры не сохранились. (Фото: theatlantic.com)

Самый старый протез (3000 лет)

Самый старый протез (3000 лет)Этот протез 3000 лет тому назад помогал кому-то в Египте снова ходить. (Фото: bbc.com)

Самый старый кошелёк (4500 лет)

Самый старый кошелёк (4500 лет)Собачьи зубья это всё, что осталось из распавшегося 4500-летнего кошелька, который нашли в Германии. Они, вероятно, были частью наружной створки. (Фото: Klaus Bentele, LDA Halle)

Самый старый презерватив (370 лет)

Самый старый презерватив (370 лет)Этот многоразовый презерватив из овчины использовали в 1640 году в Швеции. Он поставлялся с инструкцией на латыни, в которой изделие рекомендовали очищать тёплым молоком во избежание венерических заболеваний. (Фото: genreauthor.blogspot.com)

Старая жевательная резинка (5000 лет)

Старая жевательная резинка (5000 лет)Эту жевательную резинку из Финляндии жевали как минимум 5000 лет назад. Она состоит из бересты и, скорее всего, использовалась для излечивания ротовой полости от инфекций или использовалась в качестве клея. (Фото: metro.co.uk)

Самая старая записанная мелодия (3400 лет)

Самая старая записанная мелодия (3400 лет)
Старейшая записанная мелодия нашлась в древнем городе-государстве Угарит, на территории современной южной Сирии. Музыку написали для лиры. (Фото: ancientlyre.com)

Древняя монета (2700 лет)

Древняя монета (2700 лет)Самая старая из известных монет нашлась в пределах античного эллинского города Эфесос (Эфес) в Турции. Одну её сторону украшает изображение головы льва. (Фото: fleur-de-coin.com)

Самый старый глобус (510 лет)

Самый старый глобус (510 лет)

Самый старый глобус (510 лет)Этот старый глобус кропотливо выгравировали на поверхности страусиного яйца в Италии. Нынешний владелец приобрёл его на ярмарке карт в Лондоне в 2012 году. (Фото: Washington Map Society)

 Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь.

Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь.

Мебели в крестьянской избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Привычные для нас шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в 19 веке.

СТОЛ занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы. К столу относились с уважением, называли «Божьей ладонью», дарующей хлеб насущный. Поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. В будничные дни стол стоял без скатерти, на нем могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. В праздники его ставили посреди избы, накрывали скатертью, украшали нарядной посудой. Стол считался местом, за которым происходило единение людей. Человек, которого хозяева приглашали за стол, считался в семье «своим».

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Стол.

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Стол.

ЛАВКИ из дерева традиционно выполняли две роли. Прежде всего, они были подспорьем в хозяйственных делах, помогали выполнять свое ремесло. Вторая роль – эстетическая. Украшенные разнообразными узорами лавочки ставились вдоль стен обширных помещений. В русской избе лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сиденья, спанья, хранения хозяйственных мелочей. Каждая лавка имела свое название.

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Лавка, кудель.

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Долгая лавка.

Лавка около печки называлась кутной, так как располагалась в бабьем куте. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугуны, укладывали испеченный хлеб.
Судная лавка шла от печи до передней стены дома. Эта лавка была выше остальных. Под ней были раздвижные дверцы или занавеска, за которыми располагались полки с посудой.
Долгая лавка – лавка, отличающаяся от других своей длиной. Она тянулась либо от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома, либо от красного угла вдоль стены фасада. По традиции она считалась женским местом, где занимались прядением, вязанием, шитьем. Мужскую лавку называли коником, как и рабочее место крестьянина. Она была короткая и широкая, имела форму ящика с откидной плоской крышкой или задвижными дверцами, где хранился рабочий инструмент.

В русском быту для сидения или спанья использовали также СКАМЬИ. В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья была переносной. Ее можно было в случае нехватки спального места поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для постели, или поставить к столу.

Под потолком шли ПОЛАВОШНИКИ, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – ПОЛАТИ. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.

Посуду хранили в ПОСТАВЦАХ: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние, более узкие, ставили мелкую посуду. Для хранения отдельной посуды служил ПОСУДНИК – деревянная полка или открытый шкафчик. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшали резьбой или имели фигурные формы. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой хозяйки.

Редко в какой крестьянской избе не было ТКАЦКОГО СТАНКА, каждая крестьянская девушка и женщина умела ткать не только простой холст, но и бранные скатерти, полотенца, клетчатые понёвы, заклады для шушпанов, насундучники, постилки.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы на железный крюк нарядную ЛЮЛЬКУ. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости — была ПРЯЛКА. Нарядную прялку мастерил добрый молодей своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Поэтому в ее украшение вкладывалось много душевного тепла. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Скамья, прялка, сундук, ларь

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Скамья, прялка, сундук, ларь.


СУНДУК
в избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданое, и одежда, и простые бытовые мелочи. Поскольку в нем хранили самое ценное, в нескольких местах его оковывали для прочности железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки. Сундук изготавливался из дерева – из дуба, реже из березы.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ЛАРЬ. По форме он был похож на сундук, но сделанный более просто, грубо, не имел украшений. В нем хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

Крестьянская утварь

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Кухня.

Домик няни Арины Родионовны в Михайловском. Кухня.

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. Утварь — это все предметы, необходимых человеку в его обиходе: посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось КОРОМЫСЛО – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Предназначалось для носки ведер с водой на плечах. Считалось, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле.

Ношение воды на коромысле – целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, коромысло – в правой. Коромысло имело форму дуги. Оно ложилось удобно на плечи, а ведра, одетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

ВАЛЁК – массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой рукояткой – служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста. Изготавливали вальки чаще всего из липы или березы и украшали трехгранно — выемчатой резьбой и росписью. Самыми нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполнялись в виде стилизованной женской фигуры, другие украшались сквозными отверстиями с бусинами, камешками или горошинами, которые при работе издавали своеобразный «журчащий» звук.

Валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову ребенку во время обряда первой стрижки волос.

РУБЕЛЬ – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Он представлял собой пластину из дерева твердых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне нарезались поперечные скругленные рубцы, вторая оставалась гладкой и иногда украшалась затейливой резьбой. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катанием». Изготавливался рубель из древесины твердых лиственных пород: дуба, клена, бука, березы, рябины. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема.

БОЧКИ в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались КАДКИ. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

 УШАТ – деревянная емкость с двумя ручками. Применялся для наполнения и ношения жидкости. Ушат использовался для разных целей. В древности во время праздника в них подавали вино. В повседневной жизни в ушатах держали воду, запаривали веники для бани.

ЛОХАНЬ — круглая или продолговатая деревянная посудина с невысокими краями, предназначенная для различных хозяйственных надобностей: для стирки белья, мытья посуды, сливания воды.

ШАЙКА – тот же ушат, но предназначенный для мытья в бане.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был ГОРШОК. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко украшались орнаментом. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как БЛЮДО. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней, украшались росписью. На них изображались растительные побеги, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы, рыбы и коньки. Блюдо использовалось как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В будни на блюде подавалась рыба, мясо, каша, капуста, огурцы и другие «густые» кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. В праздничные дни помимо мяса и рыбы на блюде подавались блины, пироги, булочки, ватрушки, пряники, орехи, конфеты и прочие сладости. Кроме того, существовал обычай подносить на блюде гостям чарку с вином, медовухой, бражкой, водкой или пивом.

Для питья хмельных напитков пользовались ЧАРКОЙ. Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее — вина и водки в праздничные дни.

Чарку чаще всего использовали в свадебном обряде. Чарку с вином предлагал новобрачным священник после венчания. По очереди они отпивали из этой чарки по три глотка. Допив вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее одновременно с женой, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь». Считалось, что кто из супругов первым наступит на нее, тот и будет главенствовать в семье. Первую чарку с водкой хозяин подносил на свадебном пиру колдуну, которого приглашали на свадьбу в качестве почетного гостя, чтобы избавить молодых от порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь после этого начинал защищать новобрачных от недобрых сил.

ЕНДОВА – деревянная или металлическая чаша в виде ладьи с носиком для слива. Использовалась для разлива напитков на пирах. Ендова была разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, медовухи или вина до совершенно маленьких. Металлические ендовы украшались редко, так как они не ставились на стол. Хозяйка лишь подносила их к столу, разливая напитки по чаркам и кубкам, и сразу уносила. Деревянные же были очень нарядные. Любимыми узорами были розетки, веточки с листиками и завитками, ромбики, птицы. Ручку делали в виде головы коня. Сама форма ендовы напоминала птицу. Так в украшении использовалась традиционную символику. Деревянную ендову ставили на середину праздничного стола. Она считалась застольной посудой.

КУВШИН – сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Похож на чайник, но обычно выше. Делался из глины.

КРИНКА – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое и широкое горлышко, диаметр коорого рассчитан на обхват его рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло свежесть, а при прокисании давало толстый слой сметаны.

КАШНИК – горшок с ручкой для приготовления и подачи на стол каши.

КОРЧАГА – это глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: использовался для нагревания воды, варки пива и кваса, браги, кипячения белья. В корчагу пиво, квас, воду вливали через отверстие в тулове, расположенном около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага, как правило, не имела крышки.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело — это предметы, связанные с очагом и печью.

КОЧЕРГА — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

УХВАТ ИЛИ РОГАЧ – длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Обычно ухватов в избе было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи было женским делом. Иногда ухват использовали и как орудие нападения и обороны. Также ухват использовали в обрядах. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи. Выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе из дома хозяина не ушел из дома домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Когда выносили из дома покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. На святках из ухвата и надетого на него горшка делалась голова быка или лошади, туловище изображал человек. Придя на святочное гуляние, быка «продавали», то есть ударяли по его голове топором, чтобы горшок разбился.

Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. ПОМЕЛО представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка.

При помощи ХЛЕБНОЙ ЛОПАТЫ в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Дом Пушкина А.С. в Михайловском. Кухня.

СТУПА – сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи песта, деревянного или металлического стержня с круглой рабочей частью. Также в ступах растирали и смешивали вещества. Ступы имели разную форму: от небольшой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна. Название произошло от слова ступать – переставлять ногу с места на место. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовали в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах и в богатых семьях крестьян Русского Севера.

Домик станционного смотрителя в Выре, Гатчинский район. Кухонная утварь: в углу стоит ступа с пестом.

РЕШЕТО И СИТО – утварь для просеивания муки, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны сетки. Решето отличалось от сита более крупными отверстиями в сетке. Его использовали для сортировки муки, привезенной с деревенской мельницы. Через него отсеивалась мука более крупного помола, через сито — более мелкая. В крестьянском доме сито использовалось и как тара для хранения ягод и фруктов.

Решето использовали в ритуалах как вместилище даров и чудес, в народной медицине в роли оберега, в гаданиях в роли оракула. Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами, омывали ею ребенка, домашних животных в лечебных целях.

КОРЫТО – открытая продолговатая емкость. Изготавливалось из половинки целого бревна, выдалбливалось с плоской стороны. Корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение: для сбора урожая яблок, капусты и других плодов, для заготовки солений, для стирки, купания, остуживания пива, для замеса теста и кормления скота. В перевернутом виде использовали как большую крышку. Зимой дети катались на нем с горок, как в санках.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

ТУЕС (УРАК) – короб цилиндрической формы с крышкой и ручкой-дужкой, изготовленный из бересты или луба. Туеса различались по своему назначению: для жидкости и для сыпучих предметов. Для изготовления туеса для жидкости брали сколотень, то есть бересту, снятую с дерева целиком, без разреза. Под сыпучие продукты туес делали из пластовой бересты. Различались они и по форме: круглые, квадратные, треугольные, овальные. Туеса разной формы и размера были у каждой хозяйки, и у каждого было свое предназначение. В одних хорошо сохранялась и защищалась от влаги соль. В других держали молоко, масло, сметану, творог. В них наливали мед, подсолнечное, конопляное и льняное масло; воду и квас. В туесах продукты долго сохранялись свежие. С берестяными туесами ходили за ягодами в лес.

Источник

e-max.it, posizionamento sui motori

  • Рассказ о старинных вещах
  • Рассказ о старинном русском городе
  • Рассказ о старинном блюде
  • Рассказ о старинной профессии 3 класс
  • Рассказ о старинной посуде 2 класс