-
Сжатое изложение
В доме жило много старых вещей.
Как-то на чердаке мы нашли деревянную черную шкатулку. На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон».
Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с нее пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.
Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.
осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял
маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не могли.-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
jaxsonnorman155
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
История изготовления шкатулок имеет многовековые корни.
Первые шкатулки появились в странах Ближнего Востока, в Египте, Японии и Китае. На территории Месопотамии и Египта археологи обнаружили фрагменты ларцов из дерева, богато украшенных инкрустацией и резьбой. Возраст этих находок составляет несколько тысячелетий.
Европу эти восточные красавицы – шкатулки покорили во времена средневековья, когда возрос интерес к культуре Востока.
А вот в России на смену большим ларцам, заимствованным из Византии, шкатулки пришли только при Петре 1.
До развития промышленного производства все шкатулки изготавливались исключительно вручную, часто по заказу покупателя и с учетом его пожеланий и состоятельности. Поэтому они были весьма дороги, и не каждый желающий мог позволить себе такую роскошь. Шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось.
Со времен Средневековья разнообразные шкатулки были символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Совершенствуясь, типология сундучка включала собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представлявшие дорогостоящие произведения искусства.
Сундуки, когда-то непременно стоявшие в доме каждой женщины – тоже разновидность шкатулки, правда, очень большой. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха и другие ценные вещи.
А для хранения украшений были созданы шкатулки.
Вначале шкатулки были простыми деревянными ящичками с крышкой. Для красоты их украшали рисунками, резьбой, оформляли драгоценными камнями, обивали внутри красивой тканью.
Позже шкатулки делали из различных материалов, не только из дерева, но и из камня, металла, керамики.
Японские и китайские мастера еще две тысячи лет тому назад изготавливали деревянные коробки различной величины и формы, и украшали их смолой дерева. Талантливые умельцы старались обойти друг друга в мастерстве, придумывая все новые и новые способы отделки. Так, одна за другой на свет появились такие технологии, как мелкое вырезание по древесине, декорирование футляров тканью и кожей, отделка металлом, костью и драгоценными камнями.
На самом деле, шкатулки изготавливали не только для красоты и всеобщего восхищения, внутри них делали потайные отделы, скрытые в дне, сбоку или в самой крышке. Их точно также раскрашивали, покрывали лаком, но можно было открыть только с помощью потайных клавиш.
Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель, сам владелец и ограниченное число людей.
Старинные шкатулки уже сами по себе представляют ценность, ведь помимо дорогостоящей отделки они могу быть обладателями редкостных ухищрений, созданных виртуозными мастерами — двойное или тройное дно, потайные отделения, хитроумные запоры, которые срабатывают только после определенной последовательности действий со шкатулкой и так далее.
В антикварных шкатулках особенно ценится секрет. Наиболее дорогими на антикварном рынке считаются шкатулки с двойным дном, с потайными ящичками и отделениями, с зеркальными обманками. Такие шкатулки в Европе достигали совершенства в эпоху Ренессанса, и уже тогда их качество и цены измерялись возможностями заказчиков.
Несмотря на то, что шкатулка появилась из глубокой древности, её концепция с тех пор практически не изменилась. Однако, стали использоваться современные материалы и немного была усовершенствована схема ее создания.
Качественно сработанная из дерева, выточенная из камня или вырезанная из слоновой или моржовой кости, — из чего бы ни была сделана шкатулочка, всегда хранит она внутри маленькую загадку.
Шкатулки зачастую могут являться предметами большой стоимости, так как для придания красивого вида их могут покрывать слоновой костью, эмалью, кожей, благородными металлами (золото, серебро), драгоценными (рубин, сапфир, изумруд) и полудрагоценными (сердолик, бирюза, кораллы) камнями.
Шкатулка из слоновой кости, 9 век, Испания
Ларец, Испания, кордова Куэнка, золото 1000-1025 гг.
Ларец из слоновой кости, 11-12 век, Сицилия
Задняя панель шкатулки из слоновой кости с арабскими влияниями, Сицилия, 13 век.
Шкатулка из Сен –Мора, 13 век
Французский ларчик, слоновая кость, серебро, 14 век.
Шкатулка из слоновой кости, 17 век
Шкатулка «Минерва». Серебро, аметисты, гранаты, оливины, одонтолит, бирюза, эмаль; чеканка, роспись. Германия. 1690 — 1700 гг.
Шкатулка для швейных принадлежностей с четырьмя ажурными коробочками внутри
Россия, Конец 18 в. Кость, дерево, бархат, шелк, фольга; резьба, гравировка.
Серебро, Венеция, 1768 год.
Шкатулка для швейных принадлежностей с вензелем «ЕА» под царской короной
Россия, Тула. Конец 18 в. Сталь, бронза, бархат; чеканка, полировка, насечка, золочение. 17х25х17.5 см. Императорская галерея драгоценностей (принадлежала Екатерине II).
Ларец с эротическими танцами, Византийское искусство
Шкатулка, дерево, кость, бронза; роспись, набор, чеканка. 1840-1860 годы.
Шкатулка, папье-маше, роспись, лак, Китай. Конец 19 века.
Шкатулка в форме веера. Золото, алмазы-розы, эмаль, горный хрусталь; чеканка, гравировка. Россия. Конец 19 в.
Античный фарфор и золоченая бронза. Шкатулка украшена Амурами. Париж.
Шкатулка «Сцены с путти». Эмаль на металле, роспись. Размер 8,5х6,5х4,5см. Китай.
Шкатулка, серебро 84-й пробы, стекло, Россия.
Шкатулка. Будапешт Hallmark. Серебро, позолота, драгоценные камни, жемчуг.
Шкатулка из серебра. Норвегия.
И конечно же, знаменитые шкатулки Фаберже.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Не возможно представить в одной публикации все, что создано в мире шкатулок.
Фотографии в данной публикации отражают лишь некоторые этапы развития этого ремесла
Продолжение следует ещё в двух частях.
Самое лучшее время года для детей – каникулы…Таня с младшей сестренкой Аней были отправлены на неделю к бабушке в деревню Фролово. Вот только своих бабушек внучки называли интересно: ЛюБа и СветаБа. Девчонки сидели в «средней комнате» — это помещение без окон, поэтому здесь было довольно прохладно в жаркий летний день. Есть все для удобства: диван и два кресла, вдоль одной из стен был встроен бельевой шкаф с телевизором. На стенах висели две картины карагайского художника Постаногова Михаила. На одной — был изображен родительский дом Любы «Деревня Подволошино осенью», на другой – четыре дома в деревне Шавшуки, в них жили родные дедушки Игоря. Родные называли картину «Дятлевский поселок». При выходе из темной комнаты находились фотографии внуков Игоря и Любы: Таня, Лиза, Елисей и Аня.
/data/files/n1545020973.jpg (0x0)
Аня и Таня любили находиться в этой комнате. Младшая сестра, сидя на полу, играла в кубики. Она неспешно доставала из сумочки кубики, внимательно рассматривала и складывала их в картинку. Таня читала вслух книгу по «Списку летнего чтения». Но это занятие быстро утомило старшую сестру. Она подошла к шкафу и стала беспорядочно открывать в нем дверцы.
– Таня, мама говорила, что нельзя рыться в чужом шкафу!
– Я чуть-чуть посмотрю. Мне надо планшет найти, его деда Игорь в шкаф убрал.
– Тебе сказали читать, а не играть. Я все маме расскажу, когда она приедет!
– Аня! Мне мама сказала английский повторять. Давай найдем планшет и посмотрим обучающий мультфильм, – усыпила бдительность сестры Таня.
– Что там у тебя такое красивое вверху? – спросила Аня.
– Ах! Какая прекрасная старинная вещица! — сказала Таня, ставя перед сестрой на пол резную деревянную шкатулку, покрытую темным лаком. На крышке шкатулки изображена голова льва, с лицевой стороны вырезан лось с большими ветвистыми рогами, с боков девочки увидели белок с орехами. Сестры так увлеклись, рассматривая шкатулку, что не заметили, как в комнату вошла ЛюБа.
– Танюша! Не надо шкатулку на пол ставить, ведь для меня она память о моем отце. Его звали Демидов Михаил Иванович. Он сам делал эту шкатулку и вырезал на ней полуобъемные фигуры животных, — рассказала о своем отце ЛюБа.
– А кто его научил вырезать? – спросила Таня.
– Не знаю. Может быть, в детском доме или когда он отбывал срок в тюрьме.
– Он что злодей?
– Почему сразу злодей. Я думаю, что он был добрым и честным человеком, – защитила отца ЛюБа.
– Вот смотрите, а в шкатулке лежат фотографии, — сказала Аня, доставая пожелтевшие от времени снимки.
–Это фотографии моего папы, а вот и его снимок. – Люба показала девочкам, как выглядел ее папа.
– ЛюБа, да ведь твой папа на дядю Мишу походит, — удивилась Таня.
– Да, как дядя Миша, — потвердела Аня.
– Нет, это дядя Миша на дедушку Мишу походит, — поправила внучек ЛюБа. Они стали внимательно рассматривать фотографию, и время унесло их на восемьдесят лет в прошлое.
/data/files/z1545020814.docx (Старинная шкатулка)
Маленькая девочка лет трех-четырех в ситцевом платьице прижимала к груди куколку, которую сшила ей мама из двух лоскутков. Она поглядывала на брата, который суетливо искал в толпе прохожих маму.
– Миша, я замерзла! Когда мама прейдет? – спросила Лия.
– Сейчас прейдет. Вот только молоко и хлеб купит. Не плачь, – попросил Миша. Он был старше Лии лет на семь. Взял сестру на руки и крепко прижал к себе. Девочка еще сильнее вцепилась в свою тряпичную куклу. У Миши закралось сомнение, а вдруг мать на самом деле не прейдет. Ведь они сегодня очень долго сидят одни на скамейке вокзала. Они, как самые маленькие дети в семье, часто ходили с мамой на этот железнодорожный вокзал в Ленинграде. Мама продавала и обменивала здесь какие-то вещички, а они ждали ее с сестрой. И она всегда приходила.
На детей обратили внимания люди в форме. Вскоре вокруг Лии и Миши собралась толпа зевак.
– Да, не прейдет она! У нас в последнее время в городе много таких подкидышей! – сказал мужчина.
– Я сказал, прейдет! – утверждал мальчик. Спор этот мог продолжаться до бесконечности, но к полицейскому подошли еще двое. Они решили забирать детей в отделение. Худощавый мужчина подошел к Мише и стал оттаскивать от него сестру. Лия начала сильно плакать. Миша вцепился руками в скамейку и начал кричать:
– Отдайте Лию, не забирайте! Нам нельзя уходить! А если мама прейдет. Она задержалась в очереди за молоком и хлебом. Мама, мама… — он кричал из последних сил. Миша не смог долго сопротивляться двум взрослым мужчинам, руки окончательно ослабели и он отцепился от поручней. В глазах все поплыли: поезда, перрон, Лия, люди в форме, прохожие, мама. Миша потерял сознание…
Очнулся он уже в больнице. С сестрой их не разлучили, даже когда началась война. Мишу, Лию вместе с куклой успели эвакуировать до блокады. Поезд с детдомовцами прибыл в Чердынь. Здесь Миша и Лия провели все детство. Старший брат, как многие детдомовцы во время войны, стал работать на заводе, посещал занятия в школе. И даже научился играть на многих музыкальных инструментах: гитаре, мандолине и балалайке. Сестра во время войны часто болела.
– ЛюБа, а что стало с мамой Миши? – спросила Таня
– Михаил Иванович, рассказывал «мама нашла меня Лию после войны, но я ее не простил…»