- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Главные герои Бородино Лермонтова
Русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов много и искренне писал о своём народе, о проблемах людей того времени. В его творчестве большую роль играют размышления о прошлом и настоящем России и ее жителей, о влиянии определенных событий в истории на жизнь людей. Благодаря искренности и открытости Лермонтов получил признание ещё при жизни, а его стихотворения печатались в популярном политическом издании «Современник».
Именно в «Современнике» и было напечатано «Бородино» – одно из самых величайших произведений Лермонтова, получившее небывалую популярность. Поэт вложил в стихотворение всю душу, открыто и искренне сочувствуя погибшим русским солдатам на сражении против наполеоновской армии. Самые высокие слои общества России с интересом относились к событиям Бородинской битвы. Не остался в стороне и Лермонтов, которого также активно увлекала эта тематика. Однако поэта все больше интересовала судьба народа, то, как отразилась Бородинская битва на простых людях. Главная тема этого стихотворения так затронула Лермонтова, что во многих произведениях она постоянно проявлялась в той или иной мере.
Главным героем стихотворения является простой военный солдат, прошедший Бородинскую битву. Произведение представляет собой диалог молодого человека и солдата, который искренне и ярко рассказывает о военных действиях битвы. Ветеран войны трезво оценивает силы русской армии, признавая все превосходство французов. Ветеран войны с гордостью рассказывает о боевых действиях, об убитых товарищей, которые защищали свою землю. Большую роль он выделяет своему полковнику, который также погиб близ Москвы. Словами солдата Лермонтов очень ярко живописал его – «слуга царю, отец солдатам…». Даже по этому краткому описанию можно восхититься полковником. Он всем сердцем служил своей Родине, своему царю и простому народу. Несмотря на высокий статус, полковник был наравне со своими солдатами, всячески им помогал, поддерживал и воевал вместе с ними. Хотя и в стихотворении про полковника повествуется лишь моментом, следует отметить, что он является одним из главных героев произведения.
Ветеран войны в то же время жалуется своему собеседнику на нынешнее поколение – слишком слабое и нерешительное, без огня в глазах. Воспоминания о войне наводит солдата на мысли, что их поколение, сражавшееся за свою страну, разительно отличается от нынешнего – «могучее, лихое племя: богатыри – не вы».
Молодой человек, который как раз спросил старого русского солдата о войне, также является одним из героев этого произведения. В нем и отражается Лермонтов – человек, который интересовался военными действиями, народом и простыми солдатами. Он восхищается мощью русской армии, смелостью солдат, сумевших защитить Родину в неравном по силе бою. Молодой человек знает о войне, он признает, что об этом «помнит вся Россия». С него и стоит брать пример, не забывая об успехах своей армии, сражавшиеся за мир над головой. В пример ставит и русских солдат, погибших на войне.
Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к героизму русской армии. Они сражались за жизнь простого народа, за мир и спокойствие родной земли. Лермонтов во всей красе показал подвиг простой российской армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат.
Вариант 2
Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества, среди обычных людей и среди знати того времени. Данное стихотворение несет много ответов на разные вопросы, которые так же актуальны и ныне. Стихотворение пронизано энергией и чувствами людей, которые переживали войну, они еще молодые и им хочется быть героями, совершать подвиги. В те времена многие мальчишки хотели совершить какой-то подвиг в своей жизни, запомниться чем-то.
Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.
Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.
К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.
Композиция лирического произведения
Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:
«Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!
»
Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.
Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.
Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.
В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.
Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.
На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.
Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.
Художественно-выразительные средства стихотворения
Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.
Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:
«Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».
При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:
«Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. »
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
Вариант 4
Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.
Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.
Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.
Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.
Анализ стихотворения «Бородино»
В 1837 году Россия отмечала юбилей — 25 лет победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. В церквях шли молебны в память о погибших, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве. К этой знаменательной дате Лермонтов написал стихотворение «Бородино ». Впервые к этой теме поэт обратился ещё в раннем юношеском произведении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки и выросло знаменитое « Бородино » .
В этом стихотворении Лермонтов использует нетипичную для того времени манеру изложения: о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает простой солдат. Рассказ рядового участника Бородинской битвы можно назвать автобиографией народного подвига, потому что солдат говорит не только от своего имени, но и от имени всей армии, всей страны. Это закреплено в рассказе солдата еле уловимыми переходами от «я» к «мы». В этих переходах ощущается единство армии — полное взаимное доверие и ручательство одного за всех и всех за одного. И самое главное: солдат видит историю не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей боевой батареи.
Если сравнивать юношеское стихотворение Лермонтова «Поле Бородина» и «Вородино. то различий можно найти немало. Первое было написано в эффектной манере романтических поэм, второе изображает подлинно реалистическую картину. « Поле Бородина» создано 16-летним поэтом-романтиком и написано приподнято-возвышенным, эмоциональным языком. А в стихотворении «Вородино. звучит простая народно-разговорная речь, присущая русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии.
Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.
Третья-тринадцатая строфы — это описание битвы. Последняя, четырнадцатая строфа почти точно повторяет вторую строфу. Стихотворение построено в форме своеобразного диалога поколения Лермонтова с поколением героев войны 1812 года. Интересно раскрывать содержание этого произведения, оценивая при этом использованные поэтом художественные средства языка. Лермонтов часто употребляет восклицательные предложения, которые помогают ему передать чувство гордости и восхищения русской богатырской силой и удалью ( « Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»; «Вам не видать таких сражений!»), Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, а также ужасающее количество жертв: «звучал булат»; «картечь визжала»; «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»; «гора кровавых тел ». Образные выражения «< Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?») сменяются гиперболой «И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»).
Использованные сравнения помогают нам увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность и тяжесть сражения (французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась — как наши груди). А вот эпитеты автор выбирает самые обычные, это приближает повествование к народному говору (зимние квартиры; схватки боевые; большое поле; синие верхушки; избитый кивер). Стихотворный размер произведения — разносложный ямб (четырёхстопный ямб чередуется с трёхстопным) — тоже вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.
Автор включил в рассказ солдата просторечные высказывания и фразеологические обороты: «ушки на макушке»; «полковник наш рождён был хватом»; «что толку в этакой безделке?». Но они прекрасно сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «молвил он, сверкнув очами»; «носились знамена, как тени»; «сражён булатом»; «поле грозной сечи».
Так, в стихотворении «Бородино ». с одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, а с другой стороны, присутствуют высокий стиль и яркая образность, призванные подчеркнуть особую значимость изображаемых событий. Некоторые строчки из стихотворения стали крылатыми выражениями. Например: «Да, были люди в наше время … ». А слова: «Ребята! не Москва ль за нами? » — приобрели особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. В «Бородинот поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения и все его краски, целое и детали. В стихотворении много раз повторяется слово русский: русские штыки, русский бой удалый и т. д.
Стихотворение завершается перекличкой второй и четырнадцатой строф, в которых сопоставляются два поколения русских людей: прежних «богатырей », одержавших великую победу на Бородинеком поле, и современников Лермонтова, ничем на них не похожих. «Бородино » Лермонтова — подлинный шедевр русской поэзии. Оно не только отразило патриотические чувства Михаила Лермонтова, но и стало настоящим гимном русскому народу.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Гениальное стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.
Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определенностью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.
У Лермонтова о подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает рядовой участник боя, простой солдат. И — главное — его рассказ, простой и непосредственный, всегда на высоте происшедшего. В рассказе солдата подвиг народа не только не снижен в своем значении, не только не распался на «случаи» и частности, а, наоборот, обрел удивительную цельность. В нем отдельное, частное объединено общей идеей.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему.
Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.
В этом и состоит философское значение поэмы Лермонтова как поэмы о народном самосознании.
Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.
Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии: простое «я» рассказчика перерастает в «мы», не теряя себя и не растворяясь в нем. Лермонтов это делает с максимальным психологическим тактом и абсолютным чувством происходящего:
Забил снаряд я в пушку туго,
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою.
И в эту же секунду произошло чудесное перевоплощение: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.
В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привыкшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом «ликовал» уже чувствуется, как поведет себя наполеоновский солдат в Москве.
Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Поэт из чисто внешних деталей создал картину психологического перенапряжения солдата перед смертным, неотвратимым боем.
Это — уже чисто толстовская черта художественного изображения. И когда мы читаем о том, что Лев Толстой сказал: «Бородино» Лермонтова — зерно «Войны и мира», то это надо понимать и в идейном, и в художественном смысле.
Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В «Бородине» поэт рисует пойму справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения, краски, целое и детали. В поэме не раз повторено слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.
Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Истинная дружба
Что такое истинная дружба? Каждый человек скорее всего задумывался на этим хотя бы раз в жизни, ведь каждый из нас хочет так сказать, овладеть и получить, ну а точнее найти того друга - Сочинение Репортаж (5, 7, 8 класс)
Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. В школу привезли компьютеры! Итак, прямая трансляция. Подъехала и теперь паркуется к входу машина типа «Газель», которую уже поджидал наш учитель информатики. - Сочинение по картине Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского
Перед нами одна из картин великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Первое впечатление от вида Константинополя при лунном освещении остается самое приятное
Категория лиц — особая, имеющая свои, неповторимые черты, которые практически не проявляются у обычных людей в мирное время. Образ солдата можно проследить по многим произведениям. В частности, одним из таких является произведение авторства Михаила Лермонтова под названием «Бородино».
В данном стихотворении описываются события Бородинской битвы, состоявшейся в 1812 году, и в которой принимали участие русские солдаты. Естественно, что в этом произведении большая часть посвящена именно русскому солдату и тому, как он сражался за родину против врагов. Анализировать образ русского солдата достаточно интересно, впрочем, стоит отметить, что он наделен преимущественно положительными чертами и характеристиками.
Практически не называя имен и не давая информации о военных званиях солдат, автор дает общую характеристику русскому солдату. Что же характерно для него в первую очередь? Думается, что основной характеристикой русского солдата является патриотизм. Подавляющее большинство из солдат, описанных в этом стихотворном произведении, чрезвычайно сильно любили свою родину и были готовы отчаянно за нее бороться, чего бы это им ни стоило. Да, война — это время, когда люди погибают, и автор дает понять это достаточно отчетливо. Тем не менее, данный факт никоим образом не сказывается на русском солдате, ведь он смел, отважен, бесстрашен и готов умереть за интересы своей страны, если это будет надобно.
Русский солдат не воспринимает себя в отрыве от всего общества, а потому ни при каких обстоятельствах не может поставить себя и собственные интересы выше интересов своей страны. Именно поэтому, говоря о себе лично, русский солдат всегда говорит не «я», а «мы». И это дает ему очень отчетливую характеристику. Кроме того, стоит также отметить, что автор показывает разницу между поколением людей, сражавшихся у Бородино, и поколением, которое пришло за ним. Пришедшее поколение существенно отличалось. Оно не выстрадало, не пережило все то же, что было пережито солдатами времен битвы у Бородино. Поэтому оно отличалось, и на этом резком контрасте автор тоже показывает образ русского солдата.
Важность великих битв в истории России велика, и множество соответствующих произведений, дающих образ русских солдат, было написано. Образ русского солдата в данном произведении Лермонтова интересен и вызывает гордость во всех русских людях.
Главные герои «Бородино» характеристика персонажей стихотворения Лермонтова для читательского дневника
Великий русский поэт Михаил Лермонтов был не равнодушен к судьбе своего народа, он знал и любил историю России, что нашло отображение во многих его произведениях. Замысел стихотворения Лермонтова «Бородино», относится к юбилею Отечественной войны 1812 года. Лермонтову хорошо известно героическое прошлое страны, и также хорошо известна слабость современников, что поэт и вложил в слова лирического героя «Бородина». Анализ лермонтовского героического стиха позволяет увидеть силу и мощь русского народа.
Содержание
- Характеристика героев «Бородино»
- Главные герои
- Участник бородинского сражения
- Второстепенные персонажи
- Молодой человек
Характеристика героев «Бородино»
Главные герои
Участник бородинского сражения |
Главный герой «Бородино» – старый солдат, участник войны, который рассказывает о событиях того бородинского сражения. Ветеран, принимавший непосредственное участие в сражении, правильно оценивает происходящие события, дает свою оценку участникам битвы, своим и врагам, а также и их командирам. С великой гордостью русского человека за свою Родину, старый вояка говорит о своих однополчанах, о погибших товарищах, по сравнению с которыми, нынешнее племя, в его глазах, слишком слабое и нерешительное. |
Второстепенные персонажи
Молодой человек |
Юноша, которому интересна история своей страны, ему хочется знать подробности бородинского сражения. В «Бородино» герой, участник тех событий, его дядя, и молодому человеку не безразлично отношение ветеранов к прошлому и настоящему своей Родины. Ему известна бородинская битва, он признает, что ее «помнит вся Россия», значит, все молодое поколение стремится брать пример со своих старших товарищей, все готовы защищать и оборонять свою Родину. |
Патриотическое стихотворение Лермонтова описывает мысли поэта о боевой мощи России. Это краткая характеристика персонажей стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», для читательского дневника.
Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Тимур и его команда» характеристика персонажей рассказа Гайдара
Следующая
СочиненияГлавные герои «Три толстяка» характеристика персонажей сказки Олеша для читательского дневника