Рассказ о старых играх 2 класс

Пятнашки

Эта подвижная старая игра отлично развивает скорость, выносливость и улучшает реакцию. Для нее обязательно должна быть выбрана площадка, границы которой обозначают флажками, ленточками и другими метками. Сначала выбирается водящий, или как его еще называют – пятнашка. Для отличия на него надевается цветная повязка или ленточка. Другие участники встают в разных местах площадки и после сигнала разбегаются в разные стороны. После условного сигнала, все разбегаются и задача пятнашки догнать и коснуться рукой другого игрока. После этого пойманный игрок отходит в сторону. Это продолжается пока водящий не поймает 3 или 4 человек. Затем игра начинается заново. Если никого не удается поймать за 30-40 секунд, то выбирается новый водящий.

Жмурки

Эта русская народная игра немного похожа на пятнашки. Также выбирается поле, только значительно меньше. Обычно это какая-либо комната или зал. Задача водящего поймать другого игрока и правильно назвать его имя. Если имя названо правильно – тот, кого поймали, становится водящим. Сложность заключается в том, что водящий все делает с завязанными глазами. Другие же игроки должны хлопать в ладоши, топать ногами, чтобы он мог ориентироваться по звукам. Также очень важно подсказывать водящему, где на его пути есть острые углы, ямы, пороги. Чтобы не упасть и не пораниться.

Горелки

В этой старой народной игре участники должны выстроиться в колонну, взявшись за руки. Перед колонной встает водящий, спиной к остальным ребятам. После этого участники хором начинают произносить слова:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

После команды «Беги!» последняя пара расцепляет руки, и бегут вдоль выстроенной колонны вперед с разных сторон. Им нужно встать перед водящим и успеть взяться за руки. Водящий должен поймать кого-то из них до того как они возьмутся за руки снова. Если поймает – то они образуют новую пару, а оставшийся человек становится водящим.

Ручеёк

Участники выстраиваются парами. Нужно поднять руки вверх таким образом, чтобы получился словно «домик». Пары становятся друг за другом и начинают движение. Оно может быть как прямым, так и по кругу. Водящий – отдельный человек, без пары. Он заходит в ручеек и проходит через него, под импровизированной «крышей». По пути он должен ухватить понравившуюся руку и с этим человеком они уходят в конец, где встают, образуя такую же «крышу». Человек, у которого нет пары, становится новым водящим. Эта старинная русская игра развивает внимательность, и улучшает умение работать в коллективе.

Салочки

Эта народная игра очень простая. Здесь не нужно объяснять организационные моменты и как-либо выстраиваться. Правила тоже небольшие: водящий должен коснуться рукой кого-то из игроков и  тогда тот игрок становится водящим. Это касание рукой, передающее право человеку водить, иначе называется «осалить». Оно должно быть легким, нельзя хватать за руку, тащить, удерживать на месте. Игра эта бесконечная, пока участникам не надоест бегать друг за другом. Обычно устанавливаются границы территории, чтобы игроки не разбегались сильно. Нарушивший границу становится новым «Водой».

Прятки

Старая русская игра призвана развивать у игроков честность, усидчивость, внимательность. Среди участников выбирается «Вода» (водящий). Обычно с помощью считалочек, но можно использовать, например, и жребий. Выбранный игрок отворачивается от остальных, закрывает глаза (а иногда и уши, чтобы не слышать) и начинает считать до условленной цифры. Она зависит от того, насколько большая территория игры. Для маленького помещения подойдет и 10-20, а для улицы и двора от 30. После отсчета он произносит «Я иду искать! Кто не спрятался – я не виноват!» И после этого он идет искать ребят.

Лапта

Русская лапта – это игра с мячом и битой. Для нее важно обладать меткостью, внимательностью, скоростью, твердостью удара. Для нее нужны: ровная площадка, резиновый мячик и сама бита. Игроки делятся на две команды: нападающие и водящие. Бьющий одной из команд отбивает мяч как можно дальше. Теперь его задача пробежать до противоположной стороны и вернуться за то время, пока летит мяч.  Главное остаться не «осаленным» противником. Если пробежка удалась, то команде начисляются очки. Если игрок не успеет вернуться и пересечь границу, то он остается в другой команде.

Чехарда

Старинная русская игра хорошо нам известна еще с давних времен. Для нее нужна площадка с относительно мягкой поверхностью. Подойдут: травянистая поляна, пляж, зимой – снег. Играть можно даже вдвоем, но чем больше игроков – тем веселее. Игроки служат опорами, они садятся на корточки на расстоянии друг от друга. Оставшийся или выбранный игрок должен перепрыгнуть всех их по цепочке. После этого он также становится в стойку, уже, будучи первым.  А последний участник начинает движение. И так по кругу.

Пустое место

Участники выстраиваются в круг, выбирается водящий. Он начинает бежать по кругу и задевает рукой случайного игрока. Последний начинает бежать в противоположную сторону, навстречу «Воде». Выигрывает тот, кто успеет добежать и занять освободившееся место. Оставшийся человек становится водящим. Остальные стоящие в кругу никак не должны мешать и задерживать бегущих игроков. Если они оба прибежали на место одновременно, то эти участники становятся в круг. А «Вода» выбирается новый по считалочке или посредством жеребьевки.

Кошки-мышки

Эта русская народная игра имеет довольно интересное название. Цель этой игры – защитить мышку от кошки. Игроки выбирают мышку и кошку соответственно. Если игроков много, то ключевые персонажи могут выбраться по двое. Выбранные игроки встают на разных концах площадки, мышку окружают остальные игроки по кругу, взявшись за руки. Кошка же должна попасть в «домик» к мышонку, расцепив руки. Можно перепрыгивать или проползать. Мышонка ограждают только сцепленными руками, их можно поднимать или опускать. Не допускаются подножки. Ненадолго мышка может выбегать из домика, дразнить кошку.

Жмурки

Жмурки — старинная русская народная игра. Сначала считалочкой выбирают водящего. Водящему завязывают глаза платком или шарфом и раскручивают. Потом все разбегаются  и начинают хлопать в ладоши или топать, а водящий по звуку должен с завязанными глазами поймать любого игрока. Когда ему это удаётся, он на ощупь пробует угадать кто это. Если угадал верно, то этот игрок становится водящим. А если не угадал, то должен ловить заново.

Содержание

  • 1 Малечина-калечина
  • 2 Бабки
  • 3 Веревочка
  • 4 Репка
  • 5 Забава «Вишенка»
  • 6 Горелки
  • 7 Ручеек
  • 8 Кубарь
  • 9 Чижик
  • 10 Заря
  • 11 Петушки
  • 12 Оплеухи
  • 13 Бой мешками
  • 14 Катание по шестам
  • 15 Люлька
  • 16 Бирюльки
  • 17 Жмурки
  • 18 Бубенцы
  • 19 Золотые ворота
  • 20 Гуси-лебеди
  • 21 Лапта
  • 22 Городки
  • 23 Прятки
  • 24 Ладушки
  • 25 Взятие снежного городка
  • 26 Поймай рыбку
  • 27 Горячее место
  • 28 Слон
  • 29 Краски
  • 30 Салки
  • 31 Удар по веревке
  • 32 Казаки-разбойники
  • 33 Тише едешь
  • 34 Медвежонок
  • 35 Бой петухов
  • 36 Петушки и курочки
  • 37 У медведя в бору
  • 38 Утки-Гуси
  • 39 Ловишка – козлик
  • 40 Цепочки
  • 41 Фанты
  • 42 Заключение

Яркая и самобытная культура славян ярче всего проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью повседневной жизни славян и обязательным элементом праздничных мероприятий. С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить подрастающее поколение ловкости, храбрости и благородству.

Малечина-калечина

Старинное развлечение, которой актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.

Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»

Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.

Бабки

Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.

Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.

На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.

В игре принимало участие от двух до десяти детей. Забава помогала развивать скорость, силу и внимание.

Веревочка

Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.

В середину получившейся фигуры становится сват или сваха. Обходя всех присутствующих, игрок должен каждому что-то сказать, спеть, чтобы поделиться знаниями о характере будущих родственников. На слова, причем порой обидные, нужно отвечать улыбкой и похвалой.

Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.

Репка

Развлечение по мотивам известной сказки. Участники встают «паровозиком», обхватив соседа, стоящего впереди за пояс. Первый игрок обнимает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» тянет последнего участника, пытаясь оторвать его от остальных.

Существует и иной вариант развлечения: игроки размещаются друг напротив друга, упираясь ногами в соперника. При этом руками держатся за палку. По команде каждый участник начинает тянуть «инструмент» на себя, не вставая с места.

Забава «Вишенка»

Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.

Доброволец он же вишенка, разбегается и прыгает на руки в начало оригинального «построения». Главная задача игроков, донести «ягодку» до конца «туннеля». При этом вишенка вытягивает вперед руки, ноги держит вместе.

Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.

Горелки

Веселая и подвижная забава, которая развивает у участников внимание и скорость. Игроки делятся на пары и выстраиваются в шеренги. Выбирают водящего, который становится к остальным спиной. Перед ним на небольшом расстоянии рисуют линию, участники поют задорную песенку «Гори-гори ясно».

По завершении «композиции» на слове «беги» парочка размыкает руки и стремительно несется к линии. Задача водящего – поймать одного из «бегунов», пока они не встретились за чертой. Кого удалось захватить, с тем встаешь в пару. Партнер, оставшийся в одиночестве, становится новым водящим.
Вернуться к оглавлению 

Ручеек

У наших предков ни одно праздничное мероприятие не обходилось без мудрой и веселой забавы. В ней удивительным образом переплетались такие трепетные чувства, как любовь, ревность, нежные прикосновения.

Игроки становились в ряд парочками, брались за руки и поднимали их над головой, образуя длинный коридорчик. Участник, оставшийся в одиночестве, проходил через ручеек, и разбивая любую пару, выбирал себе «соратника». Игрок, у которого похитили девушку или парня, отправлялся в начало коридора и искал нового «компаньона».

Кубарь

Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.

Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке.

С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.

Чижик

Детская забава, которая может развеселить или опечалить. Самый старший из игроков чертит мелом квадрат в клеточку, в середине ставит камень, на котором размещает «чижика». Каждый участник по очереди подходит к клетке с длинной палкой и бьет по мишени. От удара «чижик» подлетает вверх.

В это время остальные игроки стукают по нему на лету, стараясь загнать назад. Забава длится до тех пор, пока не появится один из участников с побитым лицом, который начнет искать виновного. Но как правило, дети быстро забывают про синяки и ссадины, возобновляя прерванное развлечение.

Заря

Участники встают в круг, руки размещают за спиной. Один из игроков, которому досталась роль «воды», ходит позади них с ленточкой и приговаривает:

Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!

С последними словами водящий кладет ленточку на плечо одному из игроков. Тот должен быстро схватить «метку» и оба участника бегут по кругу в разные стороны. Оставшийся без места становится новой «зарей».

Петушки

Мальчишки еще те задиры. Им бы только потолкаться, подраться, попетушиться. Однако настоящие бои проводились не абы как, а с соблюдением строгих правил. На земле чертили большой круг, два игрока становились в центр. Руки отводили назад, одну ногу поджимали, на второй прыгали.

Парни толкались всеми частями телами, кроме рук и головы. Если соперник упал или наступил на землю второй ногой, то считался проигравшим.

Оплеухи

Еще одна старинная забава, предназначенная исключительно для юношей. На лавочке друг напротив друга усаживаются два молодца, ноги скрещивают под скамьей и начинают раздавать оплеухи сопернику. Удары получались не слишком сильными, поскольку скрещенные ноги и узкая лавка не позволяли размахнуться в полную силу.

Бой мешками

Два удалых молодца встают ли усаживаются на бревно, в руках держат мешок. По команде парни начинают лупить соперника, стараясь скинуть его. Для сложности некоторые участники одну руку плотно прижимают к пояснице, а борьбу ведут второй. В игре важно наличие умения двигаться и чувствовать соперника.
Вернуться к оглавлению 

Катание по шестам

Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.

Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.

Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи. Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость.

Люлька

Для игры потребуется веревка длиной от двух до трех метров. Ее держит пара человек либо один конец закрепляют на дереве. Веревку не раскручивают, а слегка раскачивают над землей на высоте от десяти сантиметров.

Участники по одному или в паре прыгают через резиночку разными способами до тех пор, пока не совершат ошибку. Тот, кто споткнулся или запутался сменяет игрока, качающего веревку.

Бирюльки

Одно из самых древних развлечений, которое в наши дни практически забыто. Суть игры заключается в том, что берется от шестидесяти до ста палочек длиной десять сантиметров. Их помещают в холщовый мешочек, а после рассыпают на ровной поверхности.

Палочки падают в хаотичном порядке. Задача игроков убрать по одной бирюльке, не затрагивая те, что расположены поблизости. Победителем считается тот, у кого после разбора всей кучки, окажется больше всего палочек.

Жмурки

Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком. Хорошенько раскручивают его и спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас.
— Лови мышей, а не нас.

Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если «вода» успешно справился с испытанием, то вместо него встает пойманный участник.

Игроки могут активно передвигаться или стоять неподвижно, дразнить «жмурку», чтобы привлечь внимание и спасти того, к кому ведущий подобрался слишком близко.

Бубенцы

Старинная русская забава. Участники встают в круг, в центр выходят два человека. Один держит бубенчики, второму закрывают глаза платком. Остальные игроки заводят веселую песенку:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами по звуку колокольчика должен отыскать человека, который убегает от него.

Золотые ворота

Динамичное развлечение рассчитано на везение участников и их ловкость. Два игрока располагаются друг напротив друга и соединяют руки, создавая символические ворота. Остальные участники парой проходят через них. При этом игроки, сотворившие коридор, должны напевать песенку.

После того как она закончится, они опускают руки. Пойманные игроки также становятся частью ворот. Постепенно цепочка участников уменьшается, а длина «арки» увеличивается.

Гуси-лебеди

Из игроков выбирают одного или двух волков. Также потребуется определиться с вожаком, которая «запустит» игру. Он встает на одном конце площадки, гуси перемещаются на другой. Волки прячутся в сторонке. Вожак обходит свои «владения», осматривает местность, и заметив серых хищников, возвращается на место и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!
— Зачем?
— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
— А чего волкам надо?
— Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этого «птички» должны добраться до вожака, пока их не съели волки. Пойманные гуси покидают игру, оставшиеся повторяют забаву.

Лапта

Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.

Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой». Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники.

Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость.

Городки

Иное название потехи «свинки» или «рюхи». На предварительно расчерченной площадке размещали «городки» — это разнообразные фигурки, созданные из деревянных чурок. Задача участника сбить с помощью специальной биты пятнадцать основных фигур. «Строения» имели разное название. Желательно использовать минимальное количество бросков, чтобы набрать больше очков.

Соревнования могут быть индивидуальные или командные. Развлечение требует от участников наличия ловкости, меткости и хорошей координации.
Вернуться к оглавлению 

Прятки

Популярная детская забава. Веселая и подвижная игра помогает развивать смекалку, выдержку и находчивость. Количество участников не ограничено, чем больше, тем веселей. Водящий становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные игроки разбегаются и прячутся по укромным местам. Цель развлечения – отыскать всех участников и назвать их по имени.

Ладушки

Потешная игра, предназначенная для самых маленьких. Ладушки помогали развеселить кроху, привлечь его внимание интересными стишками. Слова сопровождаются движениями рук и головы, увлекательной мимикой и хлопками.

Игра помогает развивать мелкую моторику, обучает детей навыкам общения и приносит массу позитивных эмоций.

Взятие снежного городка

Народные забавы для зимнего времени года. Различие является частью массовых гуляний на празднование Масленицы. Городок – это две стены с воротами, декорированный фигуркой петуха, бутылки и рюмки.

Возводили его из снега в поле или на открытой площадке. Чтобы добиться максимальной неприступности, крепость поливали водой.

В игре принимало участие две команды, чаще всего это были молодые и крепкие юноши. Одна сторона представляла собой «осажденных», т.е. находилась внутри городка. Задача противников – захватить строение и разнести его. Причем атакующим разрешалось оседлать коней, а оборонительные редуты были пешими.

Для защиты игроки применяли ветки, метелки, снежки. Первый, кто проникнет в крепость считался победителем.

Поймай рыбку

Для победы от игроков требуется скорость и хорошая реакция. Участники формируют круг, в центре которого размещается водящий с веревкой в руках. Он вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача игроков – подпрыгивать над верёвкой, тот, кто зацепится – выбывает.

Горячее место

Прекрасное развлечение для любителей догонялок. В центре площадки обозначают место, которое именуется «горячим». Водящий старается поймать игроков, желающих туда проникнуть. Тот, кто попадется в его плен, становится помощником.

Если участнику удается попасть на горячее место, он может там отдыхать неограниченное количество времени. Но стоит покинуть его, как снова придется убегать от водящего.

Слон

Традиционные игры помогают проверить силу и выносливость участников. Суть забавы под названием «слон» заключается в том, что игроки делятся на две команды. Одна из них становится мощным животным, вторая теми, кто будет на него взбираться.

Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.

Противники по очереди разбегаются и стараются запрыгнуть на животное таким образом, чтобы на «спине» уместились все члены команды. Чтобы победить соперники в полном составе должны удержаться на слоне на протяжении десяти секунд.

Краски

Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:

Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.

Вернуться к оглавлению 

Салки

Одна из самых популярных игр, которая не потеряла актуальности в наши дни. Участники расходятся по площадке, закрывают глаза, руки прячут за спину. Ведущий дает одному из игроков в ладошки предмет. На счёт «раз, два, три» все открывают глаза, при этом руки по-прежнему спрятаны.

Участник, которому достался предмет, говорит: «Я салка». Остальные игроки должны удирать от него, прыгая на ноге. Тот, кого салка поймает, становится ведущим. Кстати, «вода» также перемещается на одной «прыгучей» ноге.

Удар по веревке

Простая забава, помогающая развить реакцию и заодно повеселиться. Понадобится плотная веревка, которую скручивают в кольцо и завязывают. Участники располагаются снаружи и держат его одной рукой. В центр кольца становится ведущий. Его задача – осалить игрока, который займет его место.

Казаки-разбойники

Русские народные игры и забавы для детей сложно представить без этого развлечения. Все участники делятся на две команды: казаки и разбойники. Первые выбирают место, где обустраивают темницу и ставят там «охранника». В это время разбойники прячутся, оставляя на пути разные подсказки и стрелки.

Задача казаков – отыскать всех «бандитов» и доставить в темницу. С пойманным игроком остается сторож. Однако разбойники могут попытаться спасти товарища, захватив «охранника». Забава завершается после поимки всех «хулиганов».

Тише едешь

Шумные и веселые древнерусские игры помогали развивать ловкость и смекалку. На земле рисуют две линии, расположенные на расстоянии пяти метров друг от друга. Перед одной чертой находится водящий, около другой встают участники.

Задача игроков первым добежать до «воды» и занять его почетное место. Сложность забавы заключается в том, что водящий периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После данной фразы игроки замирают.

Ведущий всеми доступными способами старается их рассмешить, при этом прикасаться к участникам запрещено. Тот, кто засмеется, возвращается к стартовой линии.

Медвежонок

Подвижное и веселое развлечение. На земле рисуют два круга. В одном из них располагается берлога с медвежатами, в другом – остальные участники. Игроки покидают символический домик и поют песенку: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит».

После этого из своего укрытия выбегает медвежонок, который старается догнать участников. Тот, кто станет первой жертвой косолапого, перемещается из «избушки» в «берлогу».

Бой петухов

Участники поджимали ногу и подпрыгивая, пытались победить соперника, подталкивая его. Главная задача игроков – удержать равновесие. Тот, кто первым вставал на обе ноги или вовсе падал на землю, считался проигравшим.

Петушки и курочки

Парная забава, которая учит ребенка нести ответственность за напарника. Объединившись по два человека, команды начинают собирать крупные семена, рассыпанные по земле. На это отводится определенное количество времени. Победителем считаются те, кто соберет больше зерен.

У медведя в бору

Для проведения потехи площадку делят на две части. У одной черты размещается водящий, который выполняет роль медведя. Возле второй линии собираются остальные игроки. После сигнала они отправляются в «лес» за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к логову косолапого. Пока не будут произнесены все слова, разбегаться нельзя.

Действия игроков сопровождаются простым четверостишием: «У медведя во бору грибы, ягоды я рву. А он не спит, все на нас глядит!».

После последних слов, «мишка» бежит ловить ребятню. Он гонится за ними, пока дети не спрячутся в «домик». Роль водящего переходит тому, кого поймает косолапый.
Вернуться к оглавлению 

Утки-Гуси

Игра тренирует выдержку и ловкость. Участники формируют круг, руки за спиной. Держа в руках мячик, водящий обходит всех игроков и несколько раз произносит «утка», затем резко меняет слово и говорит «гусь».

После этого быстро отдает мяч другому участнику. Затем водящий и ребенок с игрушкой ходят влево – вправо, двигаясь по кругу навстречу. Каждый старается первым дойти до пустого места, откуда стартовало движение. Кто опередит соперника – победит.

Ловишка – козлик

Для проведения игры можно выбрать образы любых животных. Например, в роли ловишки будет волк. Затем из участников выбирают козлика и произносят потешку: «Козлик серенький, Хвостик беленький, мы тебя напоим и накормим, ты нас не бодай, а в ловишку поиграй».

После этих слов игроки разбегаются в разные стороны, а «козленочек» старается их забодать и поймать.

Цепочки

Участвуют две команды. С помощью считалки выбирают человека, который будет разбивать цепочки. Игроки располагаются в две шеренги друг напротив друга и крепко держатся за руки. Водящий разбегается и бежит к «звеньям» соперников, стараясь «порвать» их.

Если попытка удачна, он имеет право забрать одного из участников противоположной команды. Не получилось прорвать оборону? Придется сдаваться в «плен». Та команда, где соберётся больше человек, становится победителем.

Фанты

Увлекательная забава для детей дошкольного возраста. Помогает тренировать память, воображение и речь. Ведущий говорит: «Вам передали двести рублей, что хотите, то купите, черный, белый не берите, да и нет не говорите!».

Ребенок слушает вопрос и старается не применять в ответах запрещенные слова. Например, «Вы отправитесь на бал?» можно сказать «Поеду». Если игрок совершает ошибку, он передает ведущему фант (вещь), а затем старается выкупить его с помощью песенки или стиха.

Заключение

Русский народ придумал великое множество игр и забав, заботясь о своих детях. Ведь простые, на первый взгляд, развлечения не только помогали весело провести время, но и тренировали ловкость, силу. Дети учились общаться со сверстниками и ценить дружбу.

Посмотрите познавательный видеоролик о русских народных играх и забавах.

Вернуться к оглавлению 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

ПРОЕКТ

на тему: «Игры наших бабушек и дедушек»

                                                      Автор: ученица  2 «Б» класса,

                                                          Семернина Алиса Юрьевна.

                                                                 Научный руководитель:

                                                         Демченко Ирина Фёдоровна,

                                                           учитель начальных классов

                                                        МОУ «Яснозоренская СОШ».

С. Ясные Зори

2019

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Основная часть……………………………………………………………..4
  3. Заключение…………………………………………………………………7
  4. Список используемой литературы ……………………………………….8
  5. Приложения…………………………………………………………………8

Введение

Я решила провести расследование и расспросить своих взрослых родственников: родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, а затем  рассказать о них Вам.

Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

Цель  проекта:  Изучение и пропаганда национальной культуры.

Задачи проекта:

  • Узнать, в какие игры играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки;
  • Изучить литературу по данной теме, найти необходимую информацию  в сети Интернет;
  • Выпустить сборник, в которые войдут все изученные нами игры;
  • Разучить с одноклассниками новые игры.

 Предмет исследования: русские народные игры.

 Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек и дедушек отличались от современных.

Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.

Со слов взрослых всего 30-40 лет назад дворы наших городов были совершенно не похожи на современные. Сейчас на них можно увидеть лишь молодых мам, присматривающих за малышами, а тогда дети всех возрастов с весны до осени и в солнечные зимние дни проводили свободное время вне дома. Что они там делали без телефонов, планшетов и специально оборудованных игровых площадок? Общались, играли в догонялки, в прятки, в футбол. Дети прошлых поколений умели себя развлечь при помощи простых предметов: мела, мяча, бельевой резинки, деревянных палочек. Улица была настоящей школой жизни, и в своих простых играх дети готовились к миру взрослых: учились дружить, действовать в команде, проявлять самостоятельность, отвечать за свои поступки, находить выходы из сложных ситуаций.

Они же помнят, как было весело играть в классики, в резиночку, в городки. Бабушки и дедушки часто играли в штандер или хали-хало.

Эти игры необычные и увлекающие, так как они были придуманы во времена, когда не было ни компьютеров, ни игровых приставок, и даже телевизоры были далеко не во всех семьях. Обидно, если эти игры забудутся и исчезнут. Давайте вспоминать их вместе.

2. Основная часть

2.1. Хали-хало

Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит «Хали-хало», подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.

Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит «Стоп». Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.

Виды шагов в игре хали-хало:

•        Гигантские — самые большие шаги, на всю ширину.

•        Нормальные — обычный детский шаг.

•        Лилипутские — очень маленькие шажочки.

•        Лягушачьи — в прыжках на корточках.

•        Зонтики — ребенок кружиться в сторону водящего.

•        Кирпичи — шаг пятку к носку.

•        Верблюжьи — шаг и плевок (главное в водящего не попасть).

Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо — то игрок становится водящим и игра продолжается.

2.2. Казаки-разбойники

Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).

Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).

По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».

По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).

Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.

Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».

«Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.

«Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.

Цель игры: переловить всех «разбойников».

2.3. Лапта

На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.

Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.

Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мячём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.

Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

2.4. Фанты

Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет, должен выполнить задание, написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание.

2.5. Море волнуется раз …

1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.

2.6. Краски

Один из игроков назначался   «монахом», еще один – «продавцом», все остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу».  «Краски» и «продавец» садились на длинную скамейку.  «Монах» подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» –   «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» «Монах» называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала.  «Монах» пытался поймать краску. Пойманная «краска» становилась «Монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась.  

2.7. Я знаю…

Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар:

«Я знаю пять имен девочек:

Маша – раз, Ира – два…» 

И так до пяти.

 Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

2.8. Калека

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем.

2.9. Путаница

Играют несколько детей. Выбирается один или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих:

«Путаница, путаница, распутай нас!»

Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг), не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать — победили, если нет — победили «путаники».

2.10. Общипанная курочка

Играют несколько детей. Выбирается один или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих:

«Путаница, путаница, распутай нас!»

Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг), не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать — победили, если нет — победили «путаники».

3. Заключение

В ходе проекта я узнала, что есть интересные игры, которые мы не знаем, и в которые играли наши бабушки и дедушки, например, хали-хало,  казаки – разбойники, лапта, фанты, море волнуется раз… В такие игры как, догонялки (салки), резиночка, ручеёк, играли наши бабушки и дедушки, играем и мы сейчас.

Игры, бег, прыжки, бросание мяча, да и просто целые дни, проведённые на свежем воздухе и под солнцем, делали наших родителей, бабушек и дедушек более выносливыми, здоровыми, готовыми к любым испытаниям. Мы уже не так стремимся во двор, ведь с друзьями можно пообщаться виртуально, а экраны телефонов и планшетов гораздо интереснее песочниц, горок и турников. Мне кажется, что исправить ситуацию, научить нас с удовольствием проводить время за подвижными играми могут только наши родители, своим примером вовлекая нас в игры прошлого.

Если наши дедушки и бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают спортивные игры, компьютерные игры. Безусловно, что в современных спортивных играх присутствует элемент состязательности, что позволяет соревноваться и развиваться, что очень полезно.

Однако, игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.

Чтобы возродить игры, в которые играли наши бабушки и дедушки, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь начать в них играть. И тогда позже мы сможем научить этим играм своих детей, а затем и внуков, что позволит сохранить эти занимательные игры не только для себя, но и для будущих поколений.

5. Список литературы

1. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

2. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.

3. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – Просвещение, 1986.

Приложение 1

Русские считалки.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «эс».

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу —

Он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет

Он украл кулек конфет.

Привезли его домой —

Оказался он живой.

***

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Приложение 2

1. Хали-хало

1. Хали-хало СССР, веселье, двор, дети, игры, любимых

2. Казаки-разбойники

4.Казаки-разбойники  СССР, веселье, двор, дети, игры, любимых

3. Лапта

5. Лапта  СССР, веселье, двор, дети, игры, любимых

4. Фанты

8. Фанты СССР, веселье, двор, дети, игры, любимых

5. Море волнуется раз…

13. Море волнуется раз .. СССР, веселье, двор, дети, игры, любимых13. Море волнуется раз .. СССР, веселье, двор, дети, игры, любимых

Старинные русские народные игрыРусский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать свой живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Узнав нехитрые правила русских народных игр, можно погрузиться не только в захватывающий мир детства, но и понять, как жили и отдыхали наши предки.

Русские народные игры и их правила

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков. 

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Поймай рыбку

Чтобы победить в этой игре нужно обладать хорошей реакцией и скоростью. Смысл этой забавы в том, что участники образуют круг, в центре которого стоит «вода» с веревкой и вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача участников — подпрыгивать над веревкой. Тот игрой, который зацепится за нее, выбывает из игры.

Горячее место

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Слон

Эта игра позволяет проверить силу и выносливость, поэтому ее больше всего любят мальчишки. Смысл игра заключается в том, что участники делятся на две равные команды. После этого, одна из них будет «слон», а другая станет на него запрыгивать. Участник первой команды подходит к стене и нагибается, упираясь в нее руками. Следующий подходит сзади и обхватывает его за талию руками, наклонив голову. Остальные игроки делают также. Получается «слон». Первый участник другой команды разбегается и старается запрыгнуть на «слона» таким образом, чтобы осталось место для других членов команды. После того, как вся команда оказалась на спине «слона», чтобы выиграть, она должна продержаться так в течение 10 секунд. После этого, команды могут поменяться местами.

Краски

Это очень подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам, нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого, происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Пять рублей 

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз). Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

Удар по веревке

Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия. 

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы — современные взрослые, в своем детстве. Это «Колечко», «Море волнуется», «Вышибалы», «Классики», «Резиночка» и другие.

Старинные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игрыСтаринные русские народные игры

русские народные игры

На протяжении многих столетий русские народные игры были частью, как повседневной жизни, так и главным весельем в праздниках и гуляньях.

В жизни русского народа игры, отражали особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и открытом пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни.

русские народные забавы

Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности.

Русские народные игры можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).

Игры и забавы русского народа:

Бабки

бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.


Лапта

лапта

«Лапта» — русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.


Городки

городки

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки»). В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» — фигурки из нескольких деревянных чушек, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.


Ручеёк

ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.


Горелки

горелки

«Горелки» — веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.


Прятки

прятки

Игра в «Прятки» — популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.


Ладушки

ладушки

Любимой игрой-потешкой для совсем маленьких деток были всем хорошо известные «Ладушки», призванные развеселить ребенка, заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и, конечно, приносит малышу массу позитивных эмоций.


Взятие снежного городка

снежный городок

«Взятие снежного городка» — традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.


Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.

Конспект на интерактивный видео-урок

по предмету «Физическая культура» для «2» класса

Урок № 51. Итоговый урок по разделу «Старинные народные игры»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

В теоретической части представлены:

  • Старинные народные подвижные игры.

Урок посвящен знакомству со старинными русскими играми.

Глоссарий

«Рыбаки» – древняя игра, похожая на современные салочки

«Ручеек» – игра, в основе которой лежит выбор человека из игроков и прохождения парой между другими игроками.

«Пустое место» – игра, в основе которой лежит тренировка реакции и бега.

Хоровод – русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской.

Древность далёкое прошлое.

Водящий («Во́да») тот, кто водит. Главный в игре.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения: 16.07.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Самые простые из игр зародились ещё в глубокой древности и внешне напоминают   игры животных. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других, честность, справедливость. Также в играх вырабатывались физические качества: выносливость, сила, ловкость, быстрота. Подвижные игры способствовали развитию большого количества разнообразных движений.

Русские народные игры сохранились до наших дней со времён глубокой старины, передавались из поколения в поколение, в них включали лучшие национальные традиции. В старые времена на Руси существовало около трёх тысяч игр! На этом уроке давайте вспомним русские игры, для которых характерны простота, общедоступность, широкая распространённость.

Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.).

Подвижная игра «Салки».

Считается подвижной и физически развивающей игрой. Все участники расходятся по площадке, руки держат за спиной и закрывают глаза. Ведущий кладет любому игроку в руку предмет, после чего на счёт «раз, два, три» все дружно открывают глаза, но руки всё так же остаются за спиной. Игрок, у которого оказался предмет в руке, говорит: «Я — салка». Другие ребята должны от него убежать, прыгая на одной ноге. «Салка» тоже прыгает на одной ноге. Тот, кого коснется «Салка», становится «во́дой».

Подвижная игра «Пустое место».

Все участники встают в широкий круг лицом к середине на расстоянии полушага друг от друга. А водящий идёт с внешней стороны круга. Как только водящий дотрагивается до кого-либо из круга по спине, бросается бежать вдоль круга в своем первоначальном направлении. Выбранный игрок бежит в обратную сторону. Цель каждого – первым занять образовавшееся место. Кто не успел – становится водящим.

Подвижная игра «Горячее место».

В центре площадки обозначается место, которое называется «горячим». Оно является местом отдыха, где «во́да» не может трогать игроков. «Во́да» стремится поймать тех, кто пытается забежать в «горячее место». Игрок может находиться там сколько угодно. Но выйдя из круга, ему опять придется убегать от «во́ды». Игра заканчивается, когда «во́да» поймает всех.

Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи».

Ученики встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чьё-то место. Если это ему удается, то он встаёт орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, встаёт на место ведущего.

Подвижная игра «Ручеек».

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берёт понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идёт в конец «ручейка» и встаёт там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идёт в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Подвижная игра «Рыбаки».

По сигналу тренера, водящий догоняет любого игрока и задевает его рукой (осаливает). Водящий и осаленный игрок берутся за руки одной рукой (образуют «рыбацкую сеть») и начинают догонять остальных «рыбок», бегая парой, не разъединяя рук. Догнав и осалив следующего игрока, они присоединяют его к «рыбацкой сети» и «рыбачат» уже втроем, перемещаясь по залу, держась втроём за руки. Таким образом, с каждым осаленным игроком, «сеть» становится на одного человека длиннее, а «рыбок» на одну меньше.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Слова, относящиеся к теме урока

Решите кроссворд.

По горизонтали:

3. Быстро двигаться в игре сможет только ____ (подвижный) игрок;

4. Сегодня познакомились с игрой «Рыбаки и ___» (Рыбки);

5. Вид деятельности, поднимающий настроение и развивающий физические качества ____ (игра).

По вертикали:

1. Всем вместе играть в игры очень _____ (весело);

2. На каком урок мы можем играть в подвижные игры? (физкультура);

4. Игра, в которой играющие стоят парами _____ (ручеек);

Решение.

2. Старинные игры

Найдите 5 слов, относящихся к теме урока.

Решение.

  • Рассказ о старшем брате
  • Рассказ о старухе из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс по плану
  • Рассказ о старосте класса на английском
  • Рассказ о старом солдате из стиха бородино 5 класс
  • Рассказ о старой шкатулки