Этапы развития общества
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 112.
Обновлено 12 Октября, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 112.
Обновлено 12 Октября, 2021
Человечество находится в непрерывном развитии. Совершаются научные открытия, развивается техника, меняется сознание людей. Общество при этом проходит определённые этапы развития. Разработано несколько их классификаций. Познакомимся с самыми распространёнными из них и рассмотрим основные этапы развития общества.
Формационный подход
Эта классификация ориентируется на способ производства продукции и формы собственности. По Карлу Марксу, автору этой теории, человеческое общество переходит от одной общественно-экономической формации к другой. Учёный выделил пять ступеней:
- первобытная (общинная форма собственности, отсутствие классового деления, присваивающее хозяйство);
- рабовладельческая (деление общества на рабов и их хозяев, наличие частной собственности);
- феодальная (существование феодалов — собственников земли и крестьян);
- капиталистическая (разделение общества на классы буржуа и пролетариев — рабочих, частная собственность в руках предпринимателей);
- коммунистическая (отсутствует деление на классы, общественная собственность).
Карл Маркс считал, что движущей силой развития общества является социальная революция как результат классовой борьбы.
Современная классификация
За основу современной классификации, принятой в обществознании, взяты исторические ступени развития общества. Они учитывают средства производства, характер экономической деятельности, формы правления. Согласно этой теории, выделяется три этапа развития общества.
Традиционное (аграрное)
Это общество сложилось в древности. Кратко перечислим его черты:
- тип общества — первобытное, рабовладельческое, феодальное;
- натуральное хозяйство;
- ручной труд;
- абсолютная монархия, деспотия, тирания;
- в основе развития лежат традиции;
- Ведущую роль играют церковь или армия;
- низкая социальная мобильность;
- большинство населения не имеет образования.
Трудно представить, но в современном мире существуют племена, сохранившие уклад каменного века. Так, в джунглях Амазонки обитает племя пираха, в котором сохранились традиции первобытного общества. Жители племени противятся всему новому, у них нет чисел, счёта времени, обозначений цветов.
Индустриальное
Окончательно индустриальное общество сложилось к середине прошлого века. Его признаками являются:
- капитализм или коммунизм;
- индустриализация, развитие промышленности;
- разделение труда;
- ограничение власти, формирование основ демократического общества;
- прогресс науки и техники;
- увеличение числа городского населения (урбанизация);
- деление общества на классы буржуазии (промышленники) и пролетариата (наёмные рабочие).
К индустриальному обществу можно отнести такие страны, как Францию XIX века, СССР.
Постиндустриальное (информационное)
Начало формирования информационного общества относится ко второй половине XX века. Оно имеет следующие черты:
- капиталистическое общество;
- главный фактор производства — информация;
- автоматизация и роботизация производства;
- развитое гражданское общество и правовое государство;
- политический плюрализм;
- научно-техническая революция;
- отсутствие классов.
К государствам, находящимся на стадии постиндустриального общества, можно отнести США, Японию, Великобританию.
Что мы узнали?
Существуют разные классификации этапов общественного развития. Теория Карла Маркса основана на выделении общественно-экономических формаций. Согласно современной концепции, изучаемой в 8 классе, основными стадиями развития общества являются традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 112.
А какая ваша оценка?
Историческое развитие общества
Общество – это чрезвычайно сложный организм, который не стоит на месте. Он изменяется, одни институты рождаются, другие – перестают существовать. Таким образом, общественный организм живет. Именно поэтому социологи, историки и философы во все времена обращали внимание на характер исторического развития общества.
Понятие развития общества
Историческое развитие – это сложный, многосторонний и многозначительный процесс, который длится достаточно долго и включает в себя компоненты из экономики, политики, права, а также элементы нравственного и интеллектуального развития. Эти части в результате составляют единую целостность, пронизывая многие общественные институты: правовые нормы отражаются на нравственности, экономические на ценностях и т.д.
Сложность исторического развития общества в том, что для его анализа следует учесть развитие других, более мелких компонентов: групп, классов, институтов, организация и т.д. Вместе с тем, эти элементы создают единую целостность, которую социологи и культурологи стремятся исследовать. Эти элементы обычны выделяют в две большие группы – «тип общества» и «цивилизация». Данные термины используются для характеристики отдельных качественных состояний общества на определенных стадиях его прогресса и регресса.
Тип общества – это система определенных структурных единиц – социальных общностей, групп, институтов и т.д., взаимосвязанных и взаимодействующих между собой на основе некоторых общих для них социальных норм, ценностей, идеалов.
Термин «цивилизация» дал социологам, историкам и культурологам возможность выделить разные виды социального и культурного устройства социумов. Однако стоит заметить, что «тип общества» – это в первую очередь, социальные структуры, отношения и характер связей, а вот «тип цивилизаций» – это отличия в духовной, социальной или культурной сферах общества.
Человеческий фактор в развитии
Сложность определения содержания истории, путей и проблем исторического познания заключается в том, что во всех его сферах присутствует человек – главное действующее лицо исторического процесса. Она выступает исторической личностью и творцом истории, а также как исследователь всего исторического рассвета.
Человеческий фактор вносит в познавательный процесс много вопросов субъективного характера, основанные, в первую очередь, на духовности, соответствующем профессионализме каждого лица, на уровне и возможности интеллекта. Роль человека в истории определяющая уже только потому, что история, исторический процесс не могут быть без человека – его создателя. Человек и природа, человек и общество, человек и люди – такие связи, такое сочетание комплекса проблем трудно поддается осмыслению, изучению, исследованию.
Типы обществ и их развитие
Множество ученых вводили свою классификацию обществ, а с ней, определяли их движение на линии времени. Приведем несколько примеров.
Концепция Г. Спенсера: общества простые и сложные. Со временем в обществе растет вариативность социальных связей, появляются новые институты, одним словом, происходит дифференциация. Так по Спенсеру мировая история – это движение от простых обществ к сложным.
Концепция Ф. Тенниса: общины и общества. Ранняя стадия развития общества – это община. Количество участников небольшое, часто ими движет совместное проживание, отсутствует четкое право и закон. В обществе же главное – это рациональный обмен, взаимная выгода. Чтобы упростить социальную коммуникацию в обществе действует обязательный для всех закон.
Концепция К. Поппера: общества закрытые и открытые. Большинство древних обществ имели очень слабую социальную мобильность: если родился в определенной группе, то к ней будешь принадлежать и ты, и твои дети. Яркий пример – касты в древней Индии. Обычно такие общества статичны, закрыты от внешних контактов, слабо восприимчивы к достижениям науки. Со временем мобильность усиливается, появляются сословия, а затем классы. Образование, успешная карьера, знакомства дают возможность подниматься по социальной лестнице. Открытые общества более динамичны, в них развиваются институты демократии, гарантируется частная собственность и свобода самой личности.
Концепция И. Валлерстайна: исторические системы. Для этого ученого центральное место занимает то, какая система доминирует в мире. Каждая такая система имеет заданный набор экономических, политических, социальных институтов. Они, в свою очередь, через социализацию формируют соответствующих личностей. Когда система не справляется с новыми вызовами начинается ее трансформация и рождение новой системы. И. Валлерстайн приводит несколько таких систем: североамериканская (доевропейская), Римская империя, капиталистическая. По мнению ученого, сегодня наблюдается кризис капитализма, а значит, возможна новая серьезная трансформация.
Различные подходы к историческому развитию
Однако более сложные концепции были разработаны К. Марксом и А. Тойнби. Их концепции оказали намного большее влияние на научное и политическое развитие, чем вышеперечисленные. К. Маркс ввел формационную теорию развитие общества, а Тойнби – цивилизационную.
Этапы развития общества по К. Марксу
Для основателя марксизма ключевым было право собственности на средства производства и характер производственных отношений. Главная движущая сила изменений – классовые противоречия.
Именно поэтому он выделяет следующие стадии развития:
- Первобытнообщинная. Эта стадия длилась до формирования первых государств, появления власти, а с ней – эксплуатации отдельных категорий населения.
- Рабовладельческая. Самые известный пример – Античные государства Греции и Рима. Вместе с тем, Маркс также выделяет особую модель на этой стадии – «восточная деспотия» (азиатский способ производства), свойственная для народов и стран Азии, например, империи Персов.
- Феодальная. Это средневековый уклад, когда положение в общества зависело от владения «феодом» – земельным наделом. Больший феод – выше положение в обществе, возможность иметь своих вассалов.
- Капиталистическая. Промышленный переворот породил два новых класса: буржуазию и пролетариат, которые находятся в постоянном конфликте. Вся собственность на средства производства, а значит и основная прибыль – в руках буржуазии. Маркс предсказывал социальный взрыв, после которого произойдет переход на новую стадию.
- Коммунизм. Общество, в котором «каждому по потребностям, от каждого – по труду». Но как показали политические эксперименты ХХ века – коммунизма достичь не удалось.
Культурологический подход
Авторы этой концепции не считаются сторонниками европоцентристские однолинейной схемы общественного прогресса, а признавали существование большого количества культур и цивилизаций.
Представитель культурологического подхода английский историк Тойнби в своем труде «Исследование истории» рассматривает историю человечества как круговорот локальных цивилизаций, которые сменяют друг друга. Осуществляя сравнительное исследование цивилизаций, он делает вывод, что все варианты общества можно рассматривать как близкие в историческом времени и равноценные по своему значению. Каждая цивилизация проходит схожие стадии возникновения, развития, упадка и гибели.
Тойнби считает, что причиной упадка цивилизаций является потеря гармонии между частями, которые образуют целостное единство общества. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества. На этом этапе начинают доминировать представление об истории как совокупность локальных цивилизаций, основным понятием выступает понятие «цивилизации» – общности людей, объединенных на основе духовных ценностей.
Тойнби выделяет 21 цивилизацию, среди них египетская, эллинская, западная, православная христианская (в России) и другие.
Эволюционные типы обществ
Сегодня большинство социологов, футурологов и философов используют эволюционные типы обществ, которые, однако, возникли вследствие производственных революций.
Примерно до 10 тысячелетия до нашей эры существовали простейшие общества. Но из-за того, что часть народов перешла к земледелию, начинаются существенные сдвиги в развитии общества. Переход от собирательства к земледелию получил название «Неолитическая революция». Человечество переходит к оседлому способу жизни, строит города, благодаря чему возникает предпосылка создания государства, для фиксации урожая и его распределения возникает письменность, а с ней – письменные законы. Это общество просуществовало до 18-19 веков нашей эры и называлось аграрным (традиционным).
В 18 веке в Англии изобрели паровую машину, которую начали использовать на производстве и на транспорте. Начался промышленный переворот. Заводы и фабрики задавали тон жизни в стране и городе. Дневной уклад стал зависим от времени: появилось расписание, транспорт стал его соблюдать, на заводах начали работать женщины, а детей приходилось отдавать в государственные и частные школы и детские сады, начала сокращаться рождаемость.
Во второй половине 20 века началась еще одна революция – информационная. Изменился характер информации, все начало измеряться байтами. Появился интернет, возможность удаленной учебы и учебы, серверы стали хранить информацию, которой даже не накопилось за предыдущие эпохи. Это время стали называть «эпоха Big Data», а стадию – информационной или постиндустриальной.
Таким образом, сегодня выделяют 4 стадии развития общества:
- Простейшие общества.
- Аграрные общества.
- Индустриальные.
- Постиндустриальные.
Современные тенденции развития
Сегодня философы и социологи говорят о двух главных тенденциях: глобализации и сбору данных обо всем. Сегодня уже нет десятков цивилизаций, о которых писал Тойнби. Сегодня мир – это фактически одна цивилизация. Сегодня молодежь в Европе, России и США больше похоже между собой, чем на старшее поколение в своей стране. Создание огромных баз данных разгружает человеческую память, она становится кратковременной. Вместе с тем, чтобы находить нужную информацию, которой нет в памяти, нужны умения работы с базами данных.
Первая ступень – бродячие охотники,
занимавшиеся охотой и собирательством.
Вторая ступень – вождества, занимались
огородничеством. Вождество – иерархический
организованный строй людей, в котором
отсутствует разветвленный управленческий
аппарат, выступающий неотъемлемой
чертой зрелого государства. Они служат
переходным этапом от простого к сложному.
В вождествах появились первые признаки
имущественного неравенства и управленческий
аппарат.
Третья ступень – скотоводство и
земледелие. Обработка почвы началась
около 8 тысячелетия до н.э. на Ближнем
Востоке ( на территориях современных
Турции, Ирака, Ирана, Сирии, Иордана,
Израиля). Начало земледелию положило
окультуривание растений. Именно при
земледелии впервые появилась эксплуатация
человека человеком.
Четвертая ступень – неолитическая
революция. Этот термин ввел английский
археолог Гордон Чайлд. Когда удалось
приручить волов, то с их помощью обработка
земли поднялась на более высокий уровень.
Палочно-мотыжное огородничество
сменилось пашенным земледелием.
Пятая ступень – возникновение
ранних государств. Это случилось в
речных долинах Ближнего Востока 5500 лет
назад. Первыми городами-государствами
были Шумер (южный Ирак) и Элам (юго-западный
Иран).
С зарождением древневосточных государств
можно говорить о важном историческом
процессе – переходе от разрозненных
общин, часто воевавших между собой, к
сплоченному, политически организованному
обществу. Появилось централизованное
государство, называвшееся так потому,
оно управлялось из единого центра –
столицы, где находился дворец фараона
или короля.
Шестая ступень – аграрные общества.
Аграрные общества – это множество
городов и пригородных зон, объединенных
экономическим обменом и окруженных
значительным количеством сельских
поселков и деревень. Хотя в аграрном
обществе появилось множество городов,
основная масса населения проживала в
деревнях.
Экономическая и социальная сила аграрного
общества покоилась, прежде всего, на
земельной собственности. Зрелой формой
такого общества выступает феодализм.
Социальной организацией феодализма
является сословный строй, а политической
– монархия.
Аграрные общества относятся к сложным
обществам. В сложных обществах личные,
кровнородственные отношения заменяются
безличными, неродственными.
Седьмая ступень – современное
общество. Современное общество охватывает
два периода развития, соответствующие
двум типам общества – индустриальному
и постиндустриальному.
Современное понимание «общества»
сформировалось в европейской культуре
не ранее 17-18 веков. В конце 18 века возникло
понятие «гражданское общество». Оно
описывало нравы и обычаи всего народа,
самодеятельность и самоуправление
населения, наконец, участие в политической
жизни простых людей, не направляемое
государством, а возникшее стихийно.
С конца 18 века – а именно тогда произошла
Великая Французская революция (1789-1794),
изменившая политический облик Европы,
— слово «общество» начинает употребляться
в широком смысле. Оно отражает нарождавшееся
самосознание людей, тягу к участию в
политической жизни простолюдинов. Иначе
говоря, большинства населения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
План урока:
Общество: понятие, признаки
Общественные отношения
Развитие общества
Революционное развитие общества
Информационная революция
Реформы как источник преображения социума
Общества древности сильно отличаются от современного социума. Это говорит о том, что общество постоянно изменяется, принимает новые формы. Процесс развития общества может быть постепенным, при этом человечество медленно движется от простых форм общественной жизни к более сложным. Также возможно резкое преображение социума, при котором всего за год или несколько лет он меняется до неузнаваемости. Но прежде, чем выяснять законы развития общества, нужно вспомнить, что это такое.
Общество: понятие, признаки
Общество — это совокупность лиц, связанных едиными интересами, целями, потребностями, которые заставляют их взаимодействовать друг с другом по определенным правилам. Взаимодействие может проходить в экономической, политической, религиозной, культурной среде.
Основными элементами общества являются:
- Большие и малые группы людей, объединенные по месту проживания, общей деятельностью, интересами;
- Общественные нормы (правила поведения) и ценности;
- Множество социальных ролей, которые отведены в социуме для каждого человека;
- Общественные организации, в которых осуществляется та или иная деятельность людей: предприятия, школы, министерства, больницы, банки, университеты.
Ученые называют общество динамической системой[1] из-за того, что оно постоянно меняется, никогда не останавливается в развитии. Признаки общества как динамической системы:
- Способность к самовоспроизводству. Общество обновляется за счет рождения и воспитания в нем новых членов социума;
- Возможность самостоятельно создавать все необходимые для людей условия жизни;
- Умение подстраиваться под изменения природных условий;
- Постоянное изменение социума и его структуры.
За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации[2]. Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.
Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.
Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:
- Сложная структура социума;
- Люди проживают в городах (в первобытном обществе проживали поселениями);
- Выделение в отдельные сферы социальной жизни экономики, науки, религии, культуры и политики;
- Наличие в обществе управляющих;
- Наличие законов;
- Создание специальных организаций для передачи знаний новым поколениям: школ, университетов, училищ.
Общественные отношения
В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:
- Политические — строго подчинены законам государства. Политические отношения строятся в процессе управления обществом, распределения власти и борьбы за власть;
- Экономические — обеспечивают удовлетворение потребностей социума;
- Духовные – представляют культурную, научную и религиозную деятельность человека;
- Социальные – строятся между группами людей, занимающими разное положение в обществе (классами, представителями разных профессий, бедными и богатыми).
Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:
- Национальные;
- Профессиональные;
- Гражданские;
- Семейные;
- Правовые.
В процессе взаимодействия больших групп людей между их отдельными участниками могут складываться межличностные отношения. Межличностные отношения — это личные взаимоотношения в небольшой социальной группе. В этом случае все участники отношений знают друг друга в лицо, объединены общими интересами.
Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.
Примеры:
- 50 лет назад в Индии существовал многовековой обычай, по которому гостю, пришедшему издалека, хозяева дома обязательно должны были омыть ноги. Если хозяева отказывались это делать, они наносили гостю оскорбление, и он уходил, не переступая порога дома. Сегодня такая традиция не обязательна, хотя некоторые семьи до сих пор ее придерживаются;
- В Японии до сих пор следуют традиционным правилам обращения к человеку не только по имени, но и общественному положению. При разговоре с уважаемыми людьми (политиками, учителями, врачами и прочими) принято добавлять к имени человека суффикс «сэнсей». Чтобы выразить максимальную степень уважения используют суффикс «сама». При обращении к младшему по возрасту или статусу к имени добавляют «кохай».
- Сегодня в Британии при использовании обращения к женщине слова Missus обязательно называют фамилию ее супруга. Без фамилии мужа такое обращение к замужней женщине считается оскорбительным.
Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.
Развитие общества
Существует три пути развития общества – эволюционный, революционный, реформистский. Социум может развиваться медленно, постепенно, от простых форм к более сложным, либо стремительно, благодаря революционным преобразованиям. Поэтапный, плавный прогресс — это эволюционный путь развития общества.
Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.
Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.
В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:
- Доиндустриальное общество (Аграрное). Занимает значительный промежуток времени в мировой истории. В этот период преобладало сельскохозяйственное производство, ориентированное на собственное потребление, а не на продажу. Простые технологии, применение ручного труда позволяли удовлетворять потребности лишь на минимальном уровне;
- Индустриальное общество — сформировалось в процессе перехода от ручного труда к машинному, научно-техническому прогрессу. На этом этапе товары производятся большими сериями не для личного пользования, а для продажи;
- Постиндустриальное (современное) общество. Решающую роль в развитии общества сыграла информация. Наука, информационные технологии значительно улучшили качество жизни людей.
В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.
Революционное развитие общества
Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием. В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.
Революционное развитие общества может происходить
- в технической сфере – появляются новые виды орудий труда, производственного оборудования, оружия;
- в социальной сфере — революция приводит к смене власти;
- в науке — возникают новые научные знания, отрасли науки (химия, физика, генетика, биология);
- культуре – происходит, благодаря коренным изменениям в духовной жизни социума.
Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.
Информационная революция
Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция – это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.
Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.
Реформы как источник общественного преображения
Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа – это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.
Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.
- Экономические реформы — это преобразования в хозяйственной деятельности человека, направленные на повышение производительности труда, увеличение благосостояния народа и государства.
Экономические реформы Петра I:
- Принятие таможенных тарифов – позволило сократить ввоз в Россию иностранной продукции, что способствовало развитию отечественного производителя;
- Подушная подать – введение нового единого налога для пополнения государственной казны[3]. Налоговая реформа Петра I увеличила доходы государства за 10 лет с 3 до 8 миллионов рублей;
- Денежная реформа – заключалась во введении в обращение медных денег, уменьшении веса серебряной монеты. Она привела к негативным последствиям: цены на товары выросли в несколько раз, а ценность российской монеты упала вдвое.
- Политические реформы — перемены в структурах органов государственного управления, политической сферы социума. Политические реформы Петра I:
- Реформа местного управления — разделила страну на отдельные территориальные области – губернии;
- Указ о единонаследии – запрещал отцу делить свою землю между сыновьями, теперь он должен был завещать участок земли целиком одному из наследников. Эта реформа помогла предотвратить измельчение имений, которые было принято делить между множеством сыновей.
- Социальные реформы – переустройство, затрагивающее социальную сферу жизни общества. Социальные реформы Петра I:
- Реформы образования – создание специализированных школ, введение обязательного начального образования для дворян;
- Основание Московского госпиталя;
- Учреждение Академии Наук и художеств.
Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.
Словарь
1. Динамическая система — это система, которая меняется под влиянием внутренних или внешних факторов.
2. Цивилизация – определенный этап, ступень развития социума.
3. Казна — все денежные накопления государства.
- Традиционное (Аграрное)
- Основано на сельском хозяйстве
- Господство в экономике натурального хозяйства
- Стремление человека приспособиться к окружающей среде
- Господство коллективной формы собственности
- Социальная группа определяет нормы поведения личности, не поощряется ее самостоятельность
- Ограниченное число образованных людей
- Устная информация преобладает над письменной
- В политической сфере господствуют государство, жрецы или церковь и армия
- Человек почти полностью отчужден от политики
- Власть представляется большей ценностью, чем закон и право
- Общество мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям, изменения происходят медленно
- Индустриальное (промышленное)
1.Экономической основой является промышленность, основанная на машинной технике и разделении труда
2. Человек освобождается от прямого воздействия природы и частично подчиняет ее себе
3. Происходят изменения в социальной структуре общества: уменьшается доля населения, занятого в сельском хозяйстве
4. Урбанизация, рост городов
5. Появляются новые классы- промышленный пролетариат и буржуазия
6. Человек стремиться к саморазвитию
7. Человек перестает зависеть от социальной группы, осознает себя как личность
8. Распространяется массовая грамотность и образование
9. Возрастает роль государства
10. Общество стремиться установить господство права и закона
11.Человек становиться участником властных отношений
12.Природа рассматривается как «склад сырья», из которого можно брать бесконечно
- Постиндустриальное (информационное)
1.Возникает под влиянием развития информационных технологий, науки.
2. Производство товаров и услуг зависит от сбора, обработки и передачи информации
3. В экономике на первый план выходит сфера и услуг
4.Возрастает роль мелкосерийного производства
5. Значительное влияние на жизнь общества оказывает наука, знание и информация
6. В социальной структуре общества наблюдается стирание классовых различий
7. Положение человека в обществе определяется его способностью к овладению знаниями, к творческой деятельности
8. Производство ориентировано не на увеличение объемов продукции, а на улучшение ее качества
9. Особое значение имеет квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве
10. Широкое распространение получает компьютерная обработка инфрмации, ее передача в кратчайшие сроки на дальние расстояния
11. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров
Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 6 класс>> Исторические ступени развития общества
3. Исторические ступени развития общества
Ступени развития общества
Человеческое общество прошло несколько стадий, ступеней в своем развитии, прежде чем приобрело современный вид.
Ученые выделяют ступени развития общества прежде всего по способу добывания средств существования и формам хозяйствования. С древнейших времен и до наших дней в развитии общества можно выделить такие
ступени: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное) общество.
Общество охотников и собирателей
Самым древним способом пропитания были охота и собирательство. Поэтому первой ступенью в человеческой истории ученые называют общество охотников и собирателей.
Оно состояло из небольших групп численностью от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих кочевой образ жизни. У них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные пристанища, где мужчины возводили стоянки, на которых, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков.
Для пропитания всей первобытной группе требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам приходилось передвигаться на очень большие расстояния.
Женщины занимались собирательством. Оно было связано не только с собиранием съедобных растений. Так, в прибрежных районах люди собирали моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок
в Северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Когда истощалась местная колония улиток, жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянок. Они также питались некоторыми видами растений, включая разные травы, плоды, орехи, желуди.
В древности люди не могли сами производить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Они брали то, что в готовом виде давала природа. Когда запасы пищи исчерпывались, группы людей перекочевывали
на другие места. Их маршруты зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы и направлений передвижения животных.
Это был самый продолжительный период жизни человечества. Ученые называют его «детством» человеческого общества.
Несмотря на то что этот период остался далеко позади, до сих пор в различных частях необъятной планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории — примитивные племена кочующих охотников
и собирателей. Их можно встретить на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана.
Общество огородничества
Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Затем человечество перешло к следующей ступени — огородничеству. Люди выкорчевывали часть леса, сжигали пни, деревянными мотыгами выкапывали ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные.
На смену бродячему образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он еще не стал главной чертой жизни людей. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет.
Огородничество было переходной формой хозяйствования, от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянным, а позже — железным сохе или плугу.
С усложнением орудий возросла производительность труда. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Общины объединялись и создавали племена.
Общество земледельцев и скотоводов
В конце каменного века начался первый глобальный продовольственный кризис. Людям пришлось освоить новый производительный способ ведения хозяйства, при котором больше продуктов получают с той же территории благодаря совершенствованию орудий труда и его организации. Таким способом хозяйствования было земледелие — вспашка, засеивание земли и сбор урожая с одного и того же участка на протяжении многих лет.
Жители Среднего Востока стали первыми земледельцами и пастухами. Они начали засевать и обрабатывать землю, из дикой пшеницы вырастили культурные злаки.
У людей появился запас пищи. Охотники перестали убивать пойманных ягнят и козлят, приносили их с собой в поселения. Так постепенно люди приручили диких животных и от охоты перешли к скотоводству, от присвоения того, что давала им сама природа, к производству необходимых продуктов.
Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни. Возникали большие земледельческие
поселки, которые со временем превращались в города.
Все большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремесленничеством. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Города становились сосредоточением торговой, ремесленной, культурной жизни. Человечество перешло к новой стадии управления — государству.
С развитием земледелия, скотоводства и разделением труда происходит расслоение общества по имущественному признаку, появляются города, государства, письменность, осуществляется переход к цивилизации.
От аграрного общества к индустриальному
Общества охотников и собирателей, огородников, скотоводов и земледельцев многие ученые объединяют в одну ступень развития, которую называют аграрным обществом. В аграрном обществе преобладало сельское хозяйство. Это общество называют еще традиционным, потому что жизнь людей в нем была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям.
Более 200 лет назад аграрное общество сменило индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность — индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников.
Советуем запомнить
Аграрное общество — ступень в развитии общества, в котором преобладает сельское хозяйство.
Индустриальное общество — ступень в развитии общества, в котором преобладает промышленность.
Информационное (постиндустриальное) общество — общество, в котором главную роль играют знания и информация.
Многие страны современного мира относят к индустриальному обществу, в том числе и Россию. Наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, храненрхя, контроля и передачи информации). К ним относятся такие страны, как США, Канада, Япония и развитые страны Западной Европы.
Изучая историю, мы видим, как с течением времени изменяется человеческое общество, разные стороны общественной жизни. Ученые отмечают, что чем ближе к нашему времени, тем с большей скоростью идет развитие общества, возрастает темп социальных изменений. Развитие самого общества, его экономики, культуры, государства, сферы труда и быта называют социальным прогрессом. Основой развития общества является совершенствование орудий труда и техники — технический прогресс — и развитие самого человека, разумно использующего его достижения.
Дополнительное чтение
Современные охотники и собиратели
Аборигены Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет, до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады — охотники. Совсем недавно они начали пользоваться винтовками и пересели на снегоходы. Коренное население штатов Калифорния,Орегон, Вашингтон и округа Колумбия (США) занимается собирательством, так же как индейцы на Великих озерах Канады. Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования. Они продают дичь и рыбу и живут на вырученные средства. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели. В мире существует около пяти тысяч таких групп народов, общей численностью около 300 млн человек. Помимо того что они принадлежат к наименее развитой части населения планеты, эти народы проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города.
Подведем итоги
Человеческое общество прошло несколько ступеней в своем развитии: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное)общество.
Каждая из них характеризуется определенными способами добывания средств существования, формами хозяйствования.
Проверьте свои знания
1. Какие ступени в развитии человеческого общества выделяет наука?
2. Проследите, как изменялись занятия и способы хозяйственной деятельности людей от одной ступени развития к другой. К каким переменам в жизни людей они привели?
3. Объясните значение понятий: «аграрное общество», «индустриальное общество».
Практикум
1. Прочитайте текст «Современные охотники и собиратели» и ответьте на вопросы: на каких континентах и в каких странах обитают современные охотники и собиратели? Каковы причины их существования в современном мире?
2. Какие проблемы существуют у людей, живущих по законам традиционного общества в XXI веке?
3. Подготовьтесь к обсуждению в классе темы «Какие черты характеризуют Россию как индустриальное общество?».
Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.
Разработка — Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Представление о том, что наблюдаемая
человеком действительность постоянно меняется, сформировалось у наших далёких
предков. Мы можем только предполагать, что думали те из них, кто ещё не
научился писать. Но уже в 6 веке до нашей эры античный философ Гераклит
создал учение о диалектике — всеобщей связи и развитии. Он не просто заявлял:
«Нельзя дважды войти в одну реку». Имея в виду, что в каждый следующий миг
вода в реке будет совсем другой. Он пытался объяснить, почему всё вокруг
меняется. Внутренние противоречия — вот источник развития. Гераклит
считал, что всё в жизни возникает из противоположностей. И познаём мир мы тоже
через них. «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость,
усталость — отдых». В смысле, если бы мы никогда не болели, то и не смогли бы
понять и оценить, каково это — быть здоровым.
И человек, как неотъемлемая часть
окружающего мира, тоже включён в этот процесс постоянного изменения. Меняется
не только его физический облик по мере взросления и старения. Взгляды,
убеждения, отношение к другим — вещи тоже не раз и навсегда данные. «Tempora
mutantur et nos mutamur
in illis. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними» —
так выразил эту идею древнеримский поэт Овидий, автор знаменитой поэмы «Метаморфозы».
Но каков характер и направленность этих
изменений? Все когда-либо данные на этот вопрос ответы можно разделить на 4
основные группы: 4 типа социальной динамики.
Самый древний из них — циклический.
Всё возвращается на круги своя! Солнце проделывает свой дневной путь по
небосклону и заходит. А на следующее утро оно вновь взойдёт, и так будет
продолжаться вечно. В бесконечном круговороте повторяются лунные фазы, сменяют
друг друга сезоны.
И в социальной жизни тоже всё повторяется.
Одно поколение сменяет другое, чтобы уступить место третьему. Но все они живут
по одним и тем же законам. Для первобытного человека было практически невозможно
увидеть те сдвиги, которые выбивались из этого замкнутого круга вечно повторяющихся
циклов.
На протяжении слишком большого
исторического периода они происходили. И тем, кто их уже осознавал, казалось,
что так было всегда.
В Средневековье стали широко
распространяться теории линейного развития общества. Возьмём, например,
христианское учение о мире. Было прошлое, которое уже никогда не повториться.
Бог создал Землю, всё, что её окружает, и всех, кто её населяет. Было грехопадение
первых людей. Вкусив плод познания добра и зла, они нарушили прямой запрет
своего Творца. И были изгнаны из рая.
В прошлом осталась и искупительная
жертва Христа. Его страдания на кресте избавили людей от необходимости нести на
себе тяжесть ответственности за первородный грех. И это определило будущее.
Которого ещё нет. Будет Второе пришествие и Страшный суд. После чего установится
царство Божье на Земле. Для праведников и спасших свою душу грешников. История
приобрела смысл. Появилась цель, к которой необходимо идти: и каждому
отдельному человеку, и человечеству в целом.
В начале 19 века немецкий философ Георг
Гегель предложил спиралеобразную модель развития общества. Да, в истории
всё повторяется. Но каждый раз — на ином, более высоком, более совершенном
уровне.
В своей формационной теории эту идею
развил Карл Маркс. Меняется фундамент общества — способ производства
материальных благ — меняется и всё остальное, включая общественное сознание. Главными
производственными отношениями являются отношения собственности на средства
производства. Когда собственность была общественной, не было социального
неравенства и эксплуатации. Но переход к обособленной, частной собственности
давал мощный стимул для роста производства, более полного удовлетворения потребностей
людей. Правда, не всех. Одной, меньшей, части, за счёт труда другой, большей.
Социальные противоречия, связанные с этим, наибольшей остроты достигли при капиталистическом
способе производства. И решены они могут быть лишь возвращением к общественной собственности.
Чтобы плодами своего труда могли равно воспользоваться все, кто участвует в
процессе их создания. Возвращение к прежней точке. Но на совсем другом уровне
развития производительных сил. Когда этих самых плодов хватит, чтобы
удовлетворить потребности всех. Причём на достаточно высоком уровне.
Четвёртый тип социальной динамики
получил название ризомообразного. Это слово, пожалуй, нуждается в
дополнительном толковании. В переводе с французского «ризома» —
«корневище». Имеется в виду мочковатая корневая система, у которой не выделяется
главный корень. Отростки разветвляются, переплетаются, растут в абсолютно
непредсказуемом направлении. Одни из них отмирают, другие отрастают.
Если эти свойства ризомы
перенести на социальное развитие, то мы получим следующее. Да, общество
развивается. Но никакого смысла в этом развитии нет. Оно хаотично. Поэтому
выделить какие-то ступени, ведущие к цели, пусть и окольными путями, с поворотами
и отступлениями, невозможно.
Ваши знания по отечественной и всемирной
истории помогут вам подобрать аргументы в обоснование ризомообразной
концепции общественного развития. Если вы её разделяете, разумеется. А мы
вернёмся к ступеням, по которым человечество движется к цели. Правда, вопрос о
том, что это за цель, остаётся дискуссионным. Что это будет? Идеальное
государство? Социальная справедливость? Воплощение принципа: «От каждого по способностям,
каждому по потребностям»? Установление Царства Божьего на Земле? Слияние
индивидуальных сознаний в единое целое, способное управлять Вселенной? Поживём —
увидим!
Одна из самых элементарных классификаций
типов обществ была предложена английским философом и социологом 19 века Гербертом
Спенсером. Вначале общества были простыми. То есть социально однородными. В
них не было богатых и бедных, руководителей и подчинённых. Не было разделения
труда, если не считать, естественного: по половозрастному признаку, по степени
выраженности способностей к тому или иному виду деятельности. В сложных
обществах разделение труда носит уже общественный характер. Специализация на
занятии земледелием, животноводством, ремеслом приводит к росту эффективности
производства, развитию обособленной собственности (семейной, частной).
Углубляется социальная дифференциация
— разделение людей на группы с отличающимся социальным статусом, уровнем материального
благополучия. Управление становится иерархическим. Те, кто управляет, опираются
уже не только на силу авторитета, но и просто на силу.
Спенсер
писал, что при дальнейшем развитии общества приобретают двойную и тройную
сложность. Правительство становится более стабильным и более развитым: с разветвлённой
системой государственных должностей. Право отделяется от традиций и религии,
выражается в форме поддерживаемых силой государства законов. Отдельными сферами
профессиональной деятельности людей становятся наука и искусство. Причём
значение их постоянно возрастает. Обществом тройной сложности Спенсер
называл то, в котором люди, граждане получают всё больше возможностей самим
управлять своей жизнью, организовывать её. А государство лишь создаёт те
правовые рамки, которые не дают возможности отдельным индивидам причинять вред
друг другу. Среди сложных обществ английский социолог выделял также военные и
промышленные. Информацию о том, чем они отличались, вы, при желании, можете
найти самостоятельно. Индустриальные общества Спенсер считал более
прогрессивными и справедливо устроенными. Более высокой ступенькой социальной
эволюции. Но не исключал возможности регресса, возвращения назад: к тотальному
контролю над гражданами и жёсткой социальной иерархии.
Принято также выделять дописьменные и
письменные общества. Особый вклад в развитие этой концепции внёс канадский
социолог Герберт Маршалл Маклюэн. Он выдвинул следующую идею: сознание
людей и их образ жизни определяют преобладающие средства общения. Смена
способов общения меняет не только мировоззрение людей, но и формы их
деятельности.
В дописьменном обществе главную
роль в передаче информации играла устная речь.
Мышление человека было основано на
мифах, передаваемых из поколения в поколение. Он не отделял себя от других
членов общины, к которой принадлежал. Коллективный социальный опыт
трансформировался в традиции, ритуалы, выражался в пророчествах. Пророчество
— это сообщение, содержащее информацию, которая считается полученной в
результате откровения или под воздействием особого вдохновения.
Первые письменные культуры,
насколько нам известно, сформировались около 4 тысячелетия до нашей эры: в
Древнем Египте и Шумере. Письменность — гораздо более эффективная форма
коллективной памяти. Её возникновение стимулирует развитие и распространение
рационального знания. Письмо основывалось на разных языках, разных культурных
традициях.
Усвоение письменности своего
народа способствовало формированию национального сознания и национального
государства. После изобретения книгопечатания всё больше людей могли
приобщаться к знаниям. При этом они гораздо меньше зависели от коллективного
опыта своего непосредственного социального окружения. Человек становился всё
более самостоятельным в своих суждениях, взглядах на мир. Возрастала ценность отдельной
личности. Более широкое распространение знаний стало одной из причин ускорения
развития науки. В итоге это привело к промышленной революции.
В условиях господства электроники рождается
информационная, или экранная культура. В какой-то степени она возвращает
современных людей к начальной ступени развития. Осязание и слух, разумеется, не
заменяют зрение в общении с другими людьми, в усвоении новой информации. Но их
роль значительно возрастает. Только происходит это не в условиях общинной
изоляции.
Создана глобальная сеть коммуникации.
Человек может получить любую информацию из любого уголка мира, не выходя из
дома. Разумеется, если у него есть компьютер или иной гаджет с доступом в Интернет.
Контакты между людьми настолько упростились, что национальные, культурные,
государственные границы уже перестают играть прежнюю роль. На основе глобальных
технологий формируется единая мировая культура. Человек всё больше ощущает себя
частичкой единого целого — деревни, где все про всех всё знают. Только это уже
«глобальная деревня». В стремительном потоке информации всё меньше времени
остаётся на её рациональное осмысление.
Принимая решение, люди всё больше
полагаются на интуицию. Маклюэн считал, что в итоге человечество придёт
к такому состоянию, когда индивидуальное сознание растворится в коллективном.
То, в свою очередь, сольётся с реальностью, и разум станет излишним.
Ещё одним критерием выделения типов
общества является степень его открытости. Австрийский социолог Карл Поппер
закрытыми называл авторитарные общества с очень низким уровнем социальной
мобильности. Силы, которые осуществляют управление ими, консервативны, не
желают никаких перемен. А оппозиция, которая могла бы стать их инициатором, не
допускается. Открытые общества динамичны, быстро приспосабливаются к
изменяющимся обстоятельствам. Они основаны на свободной конкуренции политических
элит, идей. Они более развиты и демократичны. Это более высокая ступень социального
развития. Но линейного движения от закрытого к открытому обществу не происходит.
Они существуют параллельно. Откат к авторитаризму возможен в любом демократическом
обществе.
Широкое распространение, в первую
очередь, в марксистской социологии, получил формационный подход к объяснению
направления развития общества. Вспомним, что основой формации является способ
производства материальных благ: первобытнообщинный, рабовладельческий,
феодальный, капиталистический. Некоторые исследователи выделяют ещё особый
азиатский способ производства. Каждому из них присуща собственная система
производственных отношений. Они последовательно и закономерно сменяют друг
друга. Итогом этого процесса должен стать переход к коммунистической формации.
Наиболее распространённым в современной
социологии является выделение традиционного, индустриального и
постиндустриального (или информационного) общества.