Рассказ о суассонской чаше

Примерно так в VI веке историк Григорий Турский описывает инцидент, произошедший 1 марта 487 года, через несколько месяцев после победы короля франков Хлодвига над римским наместником Сиагрием. Тот оказался достойным противником, и привыкшие к легким успехам франки изрядно потрудились, чтобы взять Суассон, последний форпост Империи на галльской земле. Город и окрестности были тщательно и со вкусом разграблены, как и полагалось согласно не только варварским, но и позднеримским обычаям.

Противиться этому было невозможно, однако к Хлодвигу явилась делегация христианских священников во главе с епископом (по одной из основных версий рассказа — святым Ремигием). Делегаты смиренно просили вождя язычников-франков вернуть им из всего награбленного только одну вещь — серебряную чашу, нужную для совершения обрядов. Хлодвиг, уже почувствовавший себя хозяином Галлии и ответственным за благоденствие ее жителей, не хотел ссориться с местными жрецами. Он пообещал, что, если при разделе добычи чаша достанется ему, она тут же вернется христианам.

фото1.png

Король франков Хлодвиг и Суассонская чаша. Рисунок конца XIX века. (Pinterest)

Трудность состояла в том, что король не был всесилен в таком важном вопросе, как распределение награбленных ценностей. Он не мог выбрать что-нибудь конкретное ни для себя, ни для кого-либо иного. Размер доли определялся рангом и заслугами воина, а дальнейшее решал жребий. Но в случае с чашей Хлодвиг, не желая полагаться на случай, преступил обычай. Так что реакцию порывистого воина мы можем считать законной и вполне обоснованной. Потому король ничего ему и не ответил.

Но Хлодвиг ждал. Прошло некоторое время, и он устроил смотр своим воинам, уже изрядно притомившимся от безделья. Естественно, никакого труда ему не составило найти массу нарушений и придраться к каждому. Дойдя до погубителя чаши, король заметил, что оружие у него не блестит, на секире ржавчина и т. д. «Вон, смотри, какое пятно на лезвии!» Воин наклонился к лежавшему у его ног оружию и тут же получил смертельный удар топором по голове. Месть состоялась.

Мстит он не за непокорность, а за святотатство

Почему же этот заурядный случай так подробно был пересказан Григорием Турским, сохранился в веках и до недавнего времени входил во все французские учебники истории? Дело в том что это ключевой эпизод становления Хлодвига как христианского короля Франции и как оплота веры. После вмешательства святого языческий вождь уже невольно видел в чаше не кубок для питья, а потир, в котором вино преосуществляется в кровь Спасителя. И мстит он не за непокорность воле короля, а за святотатство.

С этого момента начинается христианизация Хлодвига. Тут, кстати, возникает препятствие психологического свойства. Король никак не мог понять, почему всесильный бог дал себя подвергнуть распятию — унизительной римской казни. Но тут помог заключенный по совету епископа Ремигия династический брак. Женой Хлодвига стала Клотильда, дочь одного из самых могущественных христианских властителей германского мира — короля бургундов Хильперика. Клотильда и стала для мужа лучшей проводницей христианской веры.

И вот Хлодвиг клянется, что «сожжет все, во что верил, и поверит в то, что сжигал», отправляется в город Реймс, голубка слетает с небес, держа в клюве Святую Стеклянницу с елеем, и епископ Ремигий совершает обряд крещения и помазания. С Хлодвигом крещены еще 3 тысячи воинов, и никто уже не горюет о боевом товарище, разрубившем Суассонскую чашу.

После падения Римской империи на её территории возникло множество варварских государств. Пожалуй, самым успешным среди них стало Франкское королевство, созданное германским племенем франков.

France Gall, «Sacré Charlemagne». Юных французов в свое время так пичкали Карлом Великим в школьные годы, что не могла не последовать столь ироническая отдача

Стереотипы и факты[править]

  • По сути, Франкия — это Франглиспания в реальной жизни. Вся современная западноевропейская цивилизация строится на франкском наследии, что неудивительно: государство франков занимало существенную часть тогдашней Европы — собственно Францию (тогда эта территория называлась Галлией), Германию, Швейцарию, Австрию, страны Бенилюкса и Северную Италию[1]. Не просто так словом «франк» вплоть до позднего Средневековья называли любого западного европейца почти все прочие народы мира[2]. Сегодня наследниками франков себя считают одновременно и французы, и немцы — хотя казалось бы, что у этих двух народов может быть общего, кроме многовековой вражды? Однако самыми чистокровными потомками франков являются фламандцы и жители южных Нидерландов, которые тоже претендуют на свою долю наследия (то, что рейнские и гессенские немцы ничуть не меньшие франконцы, они стараются не вспоминать).
  • Франки эпохи завоевания Галлии очень отличались от восточных германцев — вандалов, остготов, вестготов, гепидов. Восточные германцы культурно скорее принадлежали к скифо-сарматскому миру и на стереотипных викинг-стайл в мехах и в рогатых шлемах не походили, предпочитали конный бой, украшения в римском провинциальном стиле (краденые) и в зверином стиле (свои), любили одеться в дорогие ткани ярких цветов (тоже нередко краденые), вместо бород носили усы (у скифов-сарматов воины брили бороды) и даже практиковали деформацию черепа по степным образцам, но были христианами-арианами. Франки долго оставались язычниками (при Хлодвиге же приняли христианство никейского образца, распространённое в Риме), следовали классической моде ещё кельтского континентального образца с примесью римской провинциальной — их воинский стиль сформировался под влиянием как раз вспомогательных ауксилляриев. В основном их войска состояли из пехоты, вооружённой копьями-ангонами, для ближнего боя предпочитали мечи или хотя бы большие ножи-скрамасаксы (тру-воины) или метательные топорики (основная масса голытьбы), конными были только вожди и их дружины.
  • От франков славяне позаимствовали титул «король» — искажённое имя Карла Великого.
  • Именно тут был Crusader Kings 2 в реале. При Меровингах вся территория королевства франков каждый раз заново делилась между всеми сыновьями короля на примерно равные части, потом начиналось собирание заново с выпиливанием лишних королей, и так — лет четыреста.
  • Именно от франков произошло название страны Франция. В течение V—VIII вв. франки массово расселялись за Рейн, в первую очередь на северный берег реки Сена, но частично и южнее. Начиная с VIII в., казалось бы, потухшая и забытая вульгарная латынь, запертая в пределах уцелевших римских городов и колоний, начала распространяться среди варваров, и к эпохе Карла Великого волна романизации накрыла почти всю бывшую Римскую Галлию. Франкский язык уцелел лишь в отдельных анклавах, самый большой был на Сене в районе Парижа (он ещё не был столицей). Первоначально этот анклав звался по-германски Luttila Frankona (Малая Франкония), позже — Liddle Franke, и уже после раздела империи Карла между его внуками это название в романизированном виде «Île de France» стало употребляться для удела Карла Лысого (наряду с «Западная Франкония»), так как он своей столицей избрал именно Париж.
    • Нумерация французских королей начинается именно с империи франков, то есть предшествует появлению Франции как таковой. Например, королём Карлом I считается Карл Великий, Людовиком I — его сын Людовик Благочестивый, и так далее.
  • Наследие франков осталось не только в названии страны. Литературный французский язык — самый «германизированный» из всех романских, коренным образом отличается даже от диалектов и языков южной же Франции. Самые важные отличия от прочих романских — говор «в нос» и каrтавое «р» — ведут происхождение именно от диалекта франков, число слов франкского происхождения во французском велико, отдельные черты грамматики тоже приписываются влиянию франкского. Самый древний текст на французском — «Страсбургская клятва» — даже несмотря на попытки писаря искусственно её латинизировать, де-факто является франко-романским суржиком, где романские слова употребляются по правилам грамматики франкского языка. Предполагается что в него даже проникли типично германские звуки (w и th).
    • Имя императора Лотаря в них пишется как Ludher и предположительно звучало бы для русского как Лузер — как нельзя подходяще для незадачливого правителя, отдавшего 2/3 территории своего государства.
  • Суассонская чаша была украдена из церкви вместе с прочим имуществом во время очередного набега франков под предводительством Хлодвига I. Епископ просил вернуть хотя бы её, и король предложил ему последовать в город Суассон, где предстояло разделить военную добычу, обещая вернуть, если она достанется королю. Там король попросил свою дружину уступить эту чашу ему. Согласились все, кроме одного придурка, который секирой разбил чашу[3]. В этот раз король ничего не сказал, но через год поступил с головой воина так же, как тот — с чашей (под предлогом ненадлежащего ухода за оружием).
  • Майордом — придворная должность, на наши деньги — сёгун премьер-министр. С сер. VII в. они стали фактическими правителями Франкского королевства, выдвигаясь из среды аристократии, а последние Меровинги, т. н. Ленивые короли, правили лишь номинально. Закончилась эта фигня тем, что майордом Пипин Короткий стал ТруЪ королём, создав новую династию — Каролинги.
    • При последних Каролингах короли снова перестали править. Началось все с Людовика II Заики, бездумно раздаривавшего наследственные владения — в итоге уже дети и внуки были королями чисто номинально, имея власть лишь в городе Лан и местности вокруг него. Чего уж говорить, если короля Франции Карла III Простоватого сумел заманить и продержать в заточении граф Гериберт Вермандуасский, чьи владения непосредственно граничили и смешивались с доменом короля. В итоге закономерно власть перешла к реальному владельцу большинства земель Франции герцогу Французскому Гуго Капету и династии Капетингов.
  • Не следует забывать и того, что Меровинги являлись «священными королями», возводившими свой род к легендарному Меровею, а реально являвшимися потомками родовых вождей. И, как подобает священным королям, представителям династии Меровингов приходилось соблюдать важные запреты. Так, они не имели права стричься и брить бороду, поскольку считалось, что их сакральная сила находится в волосах. Именно поэтому пострижение друг друга в монахи для Меровингов было самым сильным наказанием для врага — ведь тот навсегда терял права на престол. Также, именно от Меровингов пошла традиция, что прикосновение французского короля исцеляет от золотухи.

Известные личности[править]

  • Хлодвиг (466—511) — де-факто основатель франкского королевства путём отбирания у вестготов и римлян Галлии и Аквитании. От него пошла первая династия — Меровинги.
    • Почему французы называют своих королей «Луи», а мы «Людовиками»? Потому что французское произношение эволюционировало от исконного имени «Хлодвиг» (Hlodowig), которое с течением веков изменилось до Clovis и далее до Louis. Наше произношение взято от латинизированной версии имени, Clodovicus, изменившегося в Ludovicus.
  • Майордом Карл Мартелл (686/88-741) — больше всего известен за битву при Пуатье, в результате которой арабская экспансия в Европу была остановлена. А ещё благодаря его реформам появилось рыцарское сословие, каким мы его знаем.
    • Существует версия (её придерживался, в частности, Айзек Азимов), что «Карл» — это не имя, а прозвище, данное в насмешку. Слово «карл» в германских языках означало свободного крестьянина-общинника. Поскольку сабж был внебрачным сыном знатного вельможи Пипина Геристальского, ему могли дать прозвище «Карл» в значении «простолюдин». Если это так, то слово «король» имеет весьма забавное происхождение.
  • Его сын, майордом Пипин Короткий (714—768). Когда ему совершенно в стиле песни из «Не покидай…» «надоело быть вторым», он с полного одобрения папского престола устроил переворот и сам уселся на трон, основав династию Каролингов.
  • Карл I Великий (742/48-814), он же Шарлемагне, Каролус Магнус, Шарлемань. Объединил под своим командованием Францию, Германию, Бенилюкс и Северную Италию и был провозглашён императором Запада (то есть правителем воссозданной Западной Римской Империи, но в истории его империя осталась «Франкской»). Международную премию его имени вручают за вклад в объединение Европы.
    • Его вассал Хруодланд (д. р. неизв. −778). Погиб в бою с арабами христианами-басками, более известен как Роланд.
    • Другой его вассал, Ожье Датчанин (2-я пол. VIII — 1-я пол. XI веков н. э.). Спал под замком Кронборг и проснулся, когда Дании угрожала смертельная опасность — в виде Хольгер Данске, бесстрашной группы датского сопротивления в годы Второй мировой.
  • Фредегонда (545—597) — любовница и в последствии жена нейстрийского короля Хильперика и эталонная злая королева. Подговорила короля (тоже изрядного фрукта) прогнать свою первую жену Аудоверу, но все пошло слишком так, и разведенный Хильперик женился вторым браком не на безродной любовнице, а на кроткой и некрасивой висиготской принцессе Галесвинте, к которой быстро охладел. Поймав момент, Фредегонда приказала убить соперницу во сне, после чего через пару дней заняла её место и извела всех детей от первого брака, втравила свою страну в череду войн с сестрой Галесвинты Брунгильдой, правившей соседним королевством, причём после смерти мужа лично вела войска в бой и показала себя неплохим полководцем. Впоследствии пыталась убить свою дочь, такую же стерву, как и она сама. Вертела своим мужем-королём как хотела, заставляя его вводить неподъёмные налоги и устраивать ведовские процессы во Франкии. И да, смерть Хильперика потом многие приписывали его вдове (с чего бы?), хотя прямых доказательств этому нет.
  • Карл III Толстый — последний монарх Каролингской империи, после смещения которого в 887 она окончательно распалась на несколько королевств. Преемниками Каролингской империи считали себя императоры Священной Римской империи, основанной в 962 году Оттоном I Великим.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Песнь о Роланде» повествует о битве в Ронсевальском ущелье между армией Карла Великого и маврами (в отличие от реальности, где были баски).
  • А. Говоров, «Последние Каролинги».
    • И продолжение от Н. Резановой.
  • Жан-Луи Фетжен, дилогия «Пурпурные королевы» (романы «Вуали Фредегонды» и «Слёзы Брунхильды»).
  • М. Стюарт, «Принц и паломница» — половина действия крутится вокруг убийства наследников короля Хлодомера.
  • Владимир Свержин, «Семена огня», «Корни огня» и «Крона огня» — оперативник Лис и трое стажёров работают во Франкском королевстве во времена Пипина Геристальского, отца Карла Мартелла.

Комиксы[править]

  • «Dicentim, le petit Franc» от Жака Камба — пародия на всевозможные учебники, а также на романы и фильмы, повествующие об этой эпохе. Точной датировки не ждите — одни реалии взяты из V века, другие из VII и VIII. Перед нами попытка (во многом удачная) сделать нечто вроде «Астерикса», только уже не в Галлии, находящейся под властью Рима, а в условном и угарном «Франкском королевстве». Ну, заодно и все до единого сказочные и мифологические сюжеты обыграть и обстебать. И всё-таки это не «вершина творчества» — хотя бы потому, что Камб (1933—2015) склонен был почём зря строить юмор на каламбурах, ещё чаще и гуще, чем это делал Госинни в «Астериксе» (тот хоть какую-то меру знал). Даже само имя протагониста и описание его этничности и внешности — каламбур! Соль которого фиг передашь в переводе[4].
    • Франкоязычные очень любят типаж «неунывающий герой» (вроде Микки Мауса, который ничуть не француз), и именно это — одна из причин огромной популярности и Астерикса, и Тинтина, и Смурфиков… и Дисантима. Только у Астерикса, Тинтина и Смурфиков популярность ещё и всемирная, а у Дисантима — исключительно в рамках франкоязычных культур.

Музыка[править]

  • Leaves’ Eyes, Galswintha.

Примечания[править]

  1. Более того, именно Верденский договор 843 года, разделивший после смерти Людовика Благочестивого его империю между тремя сыновьями Людовика, положил начало формированию будущих Франции, Германии и Италии.
  2. На Руси и в Болгарии их называли «фрязи», и почему-то этот термин закрепился преимущественно за романскими народами: французами и итальянцами (в Болгарии ещё и за испанцами и португальцами), в то время как германцы очень быстро стали немцами (от слова «немой» — изначально «немцем» или «немчином» называли вообще всякого иностранца, не умеющего говорить по славянски).
  3. Есть мнение, что на самом деле всё было немного сложнее. Хлодвиг не просто запросил чашу как свою долю добычи, а хотел получить чашу и сверх того — свой выигрыш по жребию. Безымянный же воин вложил в свой поступок смысл «Король, не наглей. Разыгрывать добычу жеребьёвкой — закон и традиция, и ты не выше них, чтобы требовать себе то, что захочется в обход положенных процедур».
  4. 10 сантимов, маленькая часть франка, состоящего из 100 сантимов»

[изменить]

Страны и народы

Европа Братушки-славяне • Горные орлы, фета и туристы • Гуляш и чардаш • Доннерветтер унд сосиски • Замки, вальсы и штрудели • Кельты в килтах • Круль, пся крев и краковяк • Лягушатники-капитулянты • Мамалыга и вампиры • Оливы, макароны и серенады • Партизаны-бульбоводы • Пиво, кнедлики и Швейк • Портвейн и мореходы • Пряничные домики и тюльпаны • Сало и горилка (Ханы, виноградники и курорты) • Сеньорес, амигос и чикос • Скандинавия (ABBA, блондины и селёдка • Гамлет, Андерсен и LEGO • Горячие парни и Нокия • Фьорды, драккары и биатлонисты) • Файв-о-клок в тумане • Часы, сыр и вечный нейтралитет • Ювелиры с браунингами • Янтарь и мызы

У нас плохо с государственностью: Борцы с кастильским гнётом • Кельты в килтах (не у всех кельтов есть своё государство) • Крохотное королевство (государство есть, но разве это государство?) • Пейсы, кашрут и день субботний • Развесёлые ромалэ • Папахи, шашки и ряженые

Евразийцы: Генацвале и цинандали • Коньяк и радио • Страна огней • Янычары, курорты и Великолепный век • СССР и Россия

WorldWide.jpg

Азия Аятоллы, икра и ковры • Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры • Индийские песни и пляски • Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты (короче, нужно придумать другое название для Гонконга • Азиатский Монако) • Пустыни, шейхи и мечети • Развесистая сакура • Рис, пряности и джунгли (Диснейленд со смертной казнью) • Степи и Чингисхан • Страна утренней свежести • Хумус, киббуцы и хайтек • Шамбала, яки и монастыри
Америка Боливарианские республики и пронунсиаменто (Карнавалы и футбол • Кока, альпака и Титикака • Остров Пасхи и Аугусто Пиночет • Пабло Эскобар и магический реализм • Сомбреро и текила • Танго, пампасы, Фолкленды • Тёплые моря и пиратские острова) • Индейцы • Кленовый лист, бобры и хоккеисты • США
Африка и Океания Кенгуру и каторжники • Мавр • Табу, тату и укулеле • Чёрный континент (Бушмены, банту и буры • Оазисы, бедуины и пустыня Сахара • Родина кофе и растаманов)
Народы и страны прошлого Европа: Герои и философы • Каменные бабы, курганы и амазонки • Императоры и гладиаторы → Базилевсы, порфира и еретики • Суассонская чаша и майордомы → Орлеанская дева и гугеноты/Не священная, не римская и не империя → Лоскутная империя/Орднунг и пикельхельмы → Веймарская республика → Третий рейх → Штази, DEFA и ГСВГ • Папская земля • Васко да Гама и путь в Индию • Шляхта, сеймы и фольварки • Империя, над которой не заходит солнце/Недобрая старая Англия…

Америка: Ягуары, чоколатль и Кецалькоатль + Каменные головы и загадочные письмена + Мачу-Пикчу и кипу • Конкистадоры в Новом Свете …
Азия: Ашока и веды • Земля тысячи династий/Троецарствие • Бянь-фа и тигры • Клинопись и зиккураты • Алфавит, мореходы и разрушенный Карфаген • Сёгуны, бусидо и ронины • Танах, пророки и Земля Обетованная • Шахи, бессмертные и огнепоклонники…

Африка: Фараоны и пирамиды

Клюква-лэнды Банановая республика (Испексика • Булунги) • Верхняя Вольта с ракетами • Древний Грим • Курак • Руритания (Тоталитарное захолустье)/Убервальд/Коммилэнд vs Франглиспания vs Финнорвегия • Утай (Красные кхмеры, злачные мегаполисы и адские джунгли)
Смотри также Религия: Буддизм • Зороастризм/Индуизм • Ислам • Иудаизм • Христианство (Католицизм • Православие/Старообрядчество/Русское сектантство • Протестантизм)

Шаблоны на связанные темы: Всемирная история (История Европы) • Города мира • Подробнее о Ближнем Востоке • Подробнее о Британской короне • Подробнее о Беларуси • Подробнее о Германии • Подробнее о Дальнем Востоке • Подробнее об Индии • Подробнее об Италии • Подробнее об Испании, Португалии и Латинской Америке • Подробнее о Польше • Подробнее о Скандинавии • Подробнее об Украине • Подробнее о евреях • Подробнее о Франции • Религиозные стереотипы

Этнологический клюквосправочник • Этнические стереотипы

[изменить]

Bonjour français

La géographie France: Bretagne • Corse • Côte d’Azur • Île-de-France (Paris • Versailles) • Les départements Pyrénées-Atlantiques et Pyrénées-Orientales

Les anciennes colonies: Afrique du Nord (Maroc, Algiers et Tunisie) • Afrique-Occidentale et Afrique-Équatoriale + Madagascar • Indochine • Liban et Syrie • Louisiane (Cadiens) • Pondichéry • Quebec
Les territoires et départements d’outre-mer en present: Guyane • Antilles français/Les îles Caraïbes) • Nouvelle-Calédonie et Polynésie
Les autres pays francophones: Belgique • Suisse

Les pays stéréotypés: Franglespagne

Tour Eiffel.jpg
L’histoire Royaume des Francs • Gaulois • Guerre de Cent Ans • Guerre de Sept Ans • Révolution française • Guerres napoléoniennes • Guerre de Crimée • Guerre franco-prussienne • Première Guerre mondiale • Seconde Guerre mondiale • Guerre d’Indochine
L’armée Légion étrangère
La littérature Arthur Rimbaud (Les Poètes maudits) • Alexandre Dumas (Les Trois Mousquetaires • Le Comte de Monte-Cristo) • Capitaine Casse-Cou • Charles Baudelaire • Jules Verne (Le tour du monde en quatre-vingts jours • Un capitaine de quinze ans • Vingt mille lieues sous les mers) • La Chanson de Roland • Le gambit des etoiles • Le Fantôme de l’Opéra • Le Maître chat ou le chat botté • Le Petit Chaperon Rouge • Le petit prince • Les Rois Maudits • Les Xipéhuz • Paul Verlaine • Roman de Renard • Terre en fuite • Victor Hugo (L’Homme qui rit • Les Misérables • Notre-Dame de Paris (le roman))
La cinéma, l’animation,
TV et bande dessinée
Arthur et les Minimoys • Astérix • Blood Machines • Chasseurs de dragons • Ernest et Célestine • Fantômas • La Reine Soleil • Le Cinquième élément • Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain • Leon • Les Intouchables • Les Revenants • Martyrs • Nirvana • Oggy et les Cafards • Peur(s) du noir • Renaissance • Taxi The Tofus • Wakfu • Zig et Sharko
La musique Carmen • Édith Piaf
Les jeux vidéos Quantic Dream (Beyond: Two Souls • Detroit: Become Human • Fahrenheit: Indigo Prophecy • Heavy Rain) • Microïds (Still Life • Syberia) • Vampyr • Amplitude Studios (Endless Space • Endless Space 2 • Endless Legend • Humankind)
Les persones Français evile • Tendre française

[изменить]

Deutschland, Deutsche und seine Kultur

Geographie Schweiz • Österreich • Berlin • Ostpreußen • Freie und Hansestadt Hamburg • Bayern • Sachsen • Köln • Elsaß-Lothringen • Rußlanddeutsche Germany.jpg
die Geschichte Frankenreich • Österreich-Ungarn • Weimarer Republik • DDR
Heiliges Römisches Reich … Dreißigjähriger Krieg
Kaiserreich … Als Preußen verkleidet
Reichs-Bundeswehrmacht Siebenjähriger Krieg • Napoleonische Kriege • Erster Weltkrieg • Der zweite Weltkrieg • Flaktürme
Nazionalsozialismus Faschismus ist lustig • Diese dummen Nazis • Hi-hi-Hitler! • Herr Doktor • Nazi-Untote • Nazi-Okkultismus • Nazi-Superwissenschaft • Nazi-Überbleibsel • Deutschland wird die Welt erobern • Als 3. Reich verkleidet • Blondes arisches Biest • Reductio ad Hitlerum
Literatur Das Nibelungenlied • Simplicius Simplicissimus • Krabat • Hieronymus Carl Friedrich Freiherr von Münchhausen • Faust • Nusknacker und Mausekönig • Die Söhne des Herrn Budiwoi • Venus im Pelz • Gustav Meyrink • Der Zauberberg • Die Verwandlung • Die Jugend des Königs Henri Quatre • Ernst Jünger (In Stahlgewittern) • Der Steppenwolf • Erich Maria Remarque (Im Westen nichts Neues • Drei Kameraden) • Die Blechtrommel • Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders • Bernhard Hennen (Elfenzyklus) • Martin Pumhut…
Kino, TV und das Theater Kino: Uwe Boll • Metropolis • M — Eine Stadt sucht einen Mörder • Dame, König, As, Spion • Das Boot • Das Cabinet des Dr. Caligari • Der Himmel über Berlin • Klopfe an den Himmel • Nosferatu, eine Symphonie des Grauens • Der Untergang • Das Leben der Anderer • Good Bye, Lenin! • Die Stille nach dem Schuss • Edelweißpiraten • Die Weiße Rose • Geheimaktion schwarze Kapelle…

TV: Babylon-Berlin • Berlin Alexanderplatz • Derrick • Die rote Kapelle • Dunkelheit • Deutschland 83 • Kommissar Rex

das Theater: Bertolt Brecht • Elisabeth • Rebecca…

Musik Bach • Haydn • Wolfgang Amadeus Mozart • Beethoven • Schubert • Wagner • Scorpions • Kraftwerk • Neue Deutsche Todeskunst • Blind Guardian • Rammstein • Powerwolf • …
Videospiele Crytek (Crysis • Far Cry • Ryse: Son of Rome) • Drakensang • Edna & Harvey • Enderal • Elex • Gothic • Legend of Kay • Might and Magic X: Legacy • Nehrim • Neighbours from Hell • Paraworld • Risen • Sacred (3) • Spec Ops: The Line • Two Worlds
Malerei Der Expressionismus • …

История о Суассонской чаше рассказана знаменитым средневековым хронистом Григорием Турским в «Истории франков».

Хронологически данный эпизод следует за поражением суассонского короля Сиагрия в битве с франками, состоявшейся в 486 году неподалеку от Суассона.

Описывая происходящие вслед за тем события, Григорий сообщает, что франки под предводительством Хлодвига, который в то время ещё был язычником, разграбили множество христианских церквей. В одной из них находилась «чаша удивительной красоты», которая была похищена франками наряду с другими церковными сокровищами. Епископ ограбленной церкви направил к Хлодвигу послов с просьбой вернуть чашу назад. В ответ франкский король повелел послам следовать за ним в Суассон, где должен был происходить дележ добычи, и обещал возвратить чашу в том случае, если она достанется ему: по древнегерманскому обычаю военные трофеи делились по жребию между всеми участниками похода, а предводитель считался лишь «первым среди равных».

И вот когда войско прибыло в Суассон, всю добычу сложили посередине, и Хлодвиг обратился к франкам с такими словами: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Наиболее благоразумные ответили на это: «Славный король! Все, что мы здесь видим,— твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Однако один вспыльчивый воин, недовольный желанием Хлодвига забрать больше того, что ему надлежало взять по обычаю, разрубил чашу своей секирой, воскликнув: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Все были поражены его дерзостью, но король, хотя и затаил в душе глубокую обиду, никак не отреагировал на это оскорбление. Взяв разрубленную чашу, он передал её послам епископа.

Год спустя во время Мартовских полей (ежегодного сбора франкских воинов, на котором они обязаны были продемонстрировать, насколько исправно содержат свое оружие) Хлодвиг обходил ряды франков. Подойдя к оскорбившему его воину, король сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». После этого он вырвал у воина секиру и бросил её на землю. Когда тот наклонился, чтобы поднять её, Хлодвиг разрубил ему голову надвое со словами: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». После этого, король приказал воинам расходиться, по словам хрониста «наведя на них этим поступком большой страх».

Эпизод с Суассонской чашей историки обычно используют в качестве яркой иллюстрации процесса трансформации франкской военной демократии в монархию, где король рассматривался как «наместник Бога на земле». Желание языческого вождя удовлетворить просьбу христианского епископа, наравне с жестокой местью за неповиновение, вполне оправданное с точки зрения древнегерманской традиции, показывает целенаправленное движение Хлодвига к прагматическому союзу с христианской церковью в целях упрочения своей власти. Впоследствии оно выразится в принятии Хлодвигом христианства, что принесет ему поддержку духовенства и галло-римского населения, и утвердит новую доктрину королевской власти, как власти, дарованной Богом.

Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/country-topics/2539/?q=524&it=2539&tdp=fshk

Суассонская чаша

«По смерти Хильдерика наследовать ему был призван Хлодвиг», — так начинается жизнеописание первого франкского короля, составленное Григорием Турским. Если на старофранкском языке Хильд-Рик означает «мощный воин», то Хлодвиг — «прославленный в боях». Не правда ли, имя сына достойно имени отца, кстати, участника знаменитой «Битвы народов». А вот Хлодвигу только предстояло прославить себя в боях и оправдать данное ему имя.

Для начала юный Хлодвиг напал на римского консула в Галлии Сиагрия. Впрочем, к тому времени Римская империя уже не обладала прежней мощью и славой. Поэтому Хлодвиг и решился на войну с римским наместником. Перед тем как отправиться в поход, Хлодвиг постарался заручиться поддержкой своих родичей, других франкских вождей. Кто-то согласился ему помочь, кто-то увильнул от похода — следует упомянуть об этом, потому что это важно для нашего рассказа.

Сиагрий принял вызов Хлодвига, вышел ему навстречу со своим войском из Парижа и сам определил место битвы — неподалеку от города Суассон. Он видел в этом свое преимущество, но даже удачное расположение место битвы не смогло ему помочь. Молниеносные удары топоров франков решили исход сражения. Правда, Сиагрию удалось бежать с поля боя. Он попросил защиты у вестготского короля Алариха.

Но не таков был Хлодвиг, чтобы не довершить начатого! Угрожая Алариху войной, он потребовал выдать ему Сиагрия и добился своего. Сиагрий был обезглавлен.

Тогда же в Суассоне произошла еще одна история, о которой следует рассказать, чтобы лучше понять характер первого франкского короля.

Когда франки после победы учинили в Суассоне традиционный грабеж, в христианском храме была захвачена драгоценная чаша. По обычаю, военную добычу собирали в одно место, а потом распределяли между воинами. По просьбе епископа Хлодвиг, нарушая обычай, решил вернуть вазу храму. Никто из воинов не решился ему перечить, кроме одного солдата. «Хоть ты и вождь, Хлодвиг, но никто не давал тебе право нарушать древние обычаи! Вот тебе твоя чаша!» — воскликнул он и с этими словами рассек секирой злополучную чашу.

Хлодвиг, по словам Григория Турского, перенес это оскорбление «с терпением и кротостью» , однако обиды не забыл и уже следующей весной, во время военного смотра, проходя по рядам выстроившихся перед ним воинов, вроде бы случайно остановился напротив того молодого франка, что разрубил суассонскую чашу. Он внимательно оглядел его вооружение и вдруг, вырвав из его рук секиру, бросил ее на землю: «Что это за секира! Она никуда не годится!»

Удивленный воин нагнулся, чтобы поднять секиру, которая была не хуже, чем у других, и в этот миг Хлодвиг мечом отрубил ему голову. «Ты разбил мою чашу», — усмехнувшись, пояснил он. Правда, воин этих слов уже не услышал…

Так утверждал Хлодвиг свою власть, свое право казнить и миловать. Впрочем, миловал он немногих…

Как только Хлодвиг почувствовал, что обрел достаточно сил, то вступил в борьбу с другими франкскими вождями. Если в начале правления он довольствовался тем, что заставлял их стричь длинные шевелюры — знак франкского достоинства, то теперь перешел к планомерному и расчетливому уничтожению всех, кто мог оспорить его верховную власть. И здесь в полной мере проявились его злопамятность и коварство.

«Почти король»

Судя по тем энергичным действиям, которые Карл Мартелл предпринял после разгрома арабского войска, победа франкам далась нелегко. Карл воочию увидел, какая опасность надвигается с востока. Чтобы предотвратить ее, необходимо было готовиться к отражению. Однако сил у франков после долгого и беспутного правления Меровингов было немного. А если они имелись, то их следовало собрать в единый…

От Пипина Короткого к Карлу Великому

Пипин Короткий (ум. в 768 г.), сын Карла Мартелла, был знаменит не менее, чем его отец. У него были и успешные военные походы, и мудрое правление… Но главная заслуга Пипина в том, что он стал первым королем в династии Каролингов, которых иногда называют Пипинидами. У Карла Мартелла осталось три сына — двое от законной жены…

Карл воин

Перед смертью (в 768 г.) Пипин Короткий разделил наследство между сыновьями: Карлом (742-814 гг.) и Карломаном. Но братья не ладили между собой. Когда в Аквитании, завоеванной Пипином, вспыхнуло восстание гасконских басков, Карломан отказался поддержать Карла, и тот вынужден был один усмирять басков. Конфликт между братьями разгорелся нешуточный, и еще неизвестно, стал бы Карл истинно великим…

Последний бой Роланда

«Король наш Карл, великий император,Провоевал семь лет в стране испанской.Весь этот край до моря занял,Взял приступом все города и замки,Поверг их стены и разрушил башни.Не сдали только Сарагосу мавры.Марсилий-нехристь там царит всевластно,Чтит Магомета, Аполлона славит,Но не уйдет он от Господней кары.Аой!..» Так начинается «Песнь о Роланде», написанная примерно три века спустя после злополучного боя в…

Карл император

Территория государства франков все увеличивалась. Сам Карл именовал себя «королем Галлии, Германии, Италии и сопредельных провинций». Под его скипетром находились многочисленные народности, объединенные одной христианской верой. И неудивительно, что у Карла возникла идея создания новой христианской империи. Конечно, такая идея могла родиться только у Карла, о котором еще при жизни слагались легенды. К его имени…

Триумф и крах Каролингов

Расширение франкского королевства и воссоздание империи — таковы наиболее заметные итоги деятельности Карла. Но он знаменит не только завоеваниями. Не случайно время правления Карла называют Каролингским возрождением. Именно он первым попытался соединить порванные звенья «золотой цепи» мировой культуры прошлого и настоящего. Карл не только стремился к возрождению былого величия Римской империи, но и возрождению античной…

Франки и их «косматые короли»

Франки — древнегерманское племя, жившее между Рейном и Эльбой, было воинственным и грозным. Воины этого племени искусно владели боевыми топорами — они точно поражали цель сильными и метками бросками. Франки во многом отличались от других варваров (может быть, потому, что жили по соседству с римской Галлией). Во-первых, они носили одежду не из звериных шкур, а…

Хитрый Хлодвиг, или самое популярное королевское имя

Помните, мы говорили о том, что перед походом на Сиагрия Хлодвиг попросил помощи у других франкских вождей? Так вот, скорее всего, он не просто заранее искал повод, чтобы их уничтожить… Сначала он убил Алариха, отказавшего ему в поддержке. Потом его сына — потому что это был сын Алариха, и от него можно было ждать мести….

«Правда» Хлодвига

То, что мы узнали о первом короле франков, характеризует его вполне определенно и четко: властолюбивый, безжалостный, вероломный человек, ради достижения своих целей готовый на любое преступление, вплоть до убийства. Впрочем, вероятно, в то время только так и можно было возвыситься. В конце концов, у Хлодвига не было выбора, он понимал: если не убьет он, то…

Кровавые наследники Хлодвига

Хлодвиг-законодатель стремился разорвать порочный круг кровной мести, то, что сейчас мы называем вендеттой. После убийств, совершенных им самим, он мог опасаться, что дети или внуки убитых им франкских вождей начнут мстить его детям. Но вряд ли он мог представить, что его собственные дети и внуки в борьбе за власть будут хладнокровно уничтожать друг друга. Это…

Суассонская чаша была военным трофеем короля Хлодвига I. Но не всегда события развиваются так, как хочется победителю.

Король (а если быть точным, то вождь) франков Хлодвиг I вступил на престол в 481 году в возрасте 15 лет. Тогда Франция не была единым государством, и прославился Хлодвиг в первую очередь не историей с Суассонской чашей, а в качестве собирателя земель. В воспоминаниях современников он даже прослыл демократом, хоть и злопамятным.

Вообще все описание той эпохи густо переплетено с мифологией, и уже невозможно понять, что здесь правда, а что – вымысел. Принято ссылаться на труд Григория Турского (епископа города Тура) «История франков», который старательно все записал со слов людей, лично знавших короля. В том числе что-то вспомнила и рассказала жена Хлодвига, королева Клотильда, пережившая супруга на 33 года.

И вот, собирая окрестные земли в единое государство, случилось Хлодвигу, двигаясь со своим войском с северо-востока на юго-запад, дойти до города Суассон. Надо заметить, что тогда франки занимали незначительную территорию современной Франции. А пространство от Амьена-Суассона-Реймса до Анже-Тура, включая Париж, принадлежало галло-римлянам под руководством римского наместника Сиагрия.

Франки вторглись в 486 году на эту территорию и дошли до Суассона, где состоялось первое сражение. Про саму битву известно немного, но, вроде бы, по имеющимся данным, двадцатилетний Хлодвиг сам предложил Сиагрию выбрать место для выяснения отношений. Франки победили, римляне, соответственно, проиграли, а римский наместник вообще сбежал. Хлодвиг этого ему не спустил: Сиагрия нашли (свои же и выдали), и правосудие было совершено быстро и по законам военного времени. Ну а дальше, в строгом соответствии с теми же законами, город подвергся разграблению.

Тащили все подряд, не разбирая, и из одной церкви вместе с прочей утварью взяли какую-то вазу необыкновенной, можно сказать, небесной, красоты.


   Продолжение статьи доступно только подписчикам!

Подпишитесь, чтобы продолжить чтение и получить доступ ко всем премиум-статьям
✓ Весь контент журнала без ограничений и рекламы 24/7

ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
всего от 0,90€ за неделю доступа
ко всем материалам сайта

Подписаться

Уже подписаны?
Войдите на сайт
под своим логином и паролем

Опубликовано в журнале «5Республика» №6 — купить/скачать

  ← Следите за нами в соцсетях

Легендарный король франков Хлодвиг I из династии Меровингов создал Франкское королевство и за время своего правления значительно расширил его пределы. Мечом и религией он покорял народы и объединял их под своим началом.

Для усиления своего влияния он принял христианство и отрекся от язычества, однако это не помешало ему позднее хладнокровно и расчетливо разделаться со своими противниками. К концу своих дней он правил могущественным государством, которое распалось с его смертью.

Суассонская чаша

Одной из самых известных легенд, связанных с Хлодвигом, является рассказ о Суассонской чаше. После того, как франки захватили богатую область римской Галлии, одержав победу у Суассона, настало время делить добычу. По франкской традиции у вождя не было особых преимуществ перед своими воинами, и все завоеванное должно было делиться поровну между всеми. Но среди добычи оказалась невероятной красоты чаша из какой-то церкви, которая была очень ценной. Тогда, по преданию, Реймский архиепископ Ремигий попросил у Хлодвига отдать эту чашу ему. Хлодвиг и франки были язычниками, но население Галлии преимущественно было христианским. Франкский король, как мудрый правитель, старался наладить добрые отношения с владыками городов — епископами. Хлодвиг согласился на просьбу Ремигия, однако должен был получить согласие от своих воинов на то, чтобы взять чашу сверх своей доли. Войско не стало перечить королю, но внезапно один из воинов, возмущенный такой просьбой, нарушающей нормы военной демократии, да еще и ради христиан, схватил чашу и разрубил ее со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвиг передал епископу обломки реликвии.


Воин разрубает чашу на глазах у Хлодвига

Король проявил терпение, поскольку понимал формальную правоту и пыл своего воина, но случай не забыл. Через год он проводил смотр своего войска и увидел этого воина. Король придрался к плохому состоянию оружия и секирой пополам разрубил голову бедолаге, воскликнув: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!». Подобный шаг дал понять всему войску, что король не потерпит пререканий, и Хлодвига стали бояться. Духовенство, в свою очередь, оценило добрую волю короля франков, а Ремигий признал его в качестве администратора римской провинции.

Военные победы

Хлодвиг стал королем западных (салических) франков в 15-летнем возрасте. Тогда его народ владел небольшой территорией, на которая включала в себя современную Бельгию и части соседних Германии и Голландии. Центр современной Франции он присоединил после победы над римским наместником Сиагрием в бою в 486 году. Правда присоединение земель Сиагрия затянулось, поскольку многие города держали франкскую осаду. Но в итоге Хлодвиг покорил их все. После этого область франков постепенно стала превращаться в сильное германское королевство. Хлодвиг заключил династический союз с бургундским королем, что усилило его позиции. Он начал войну с алеманнами и сумел одержать победу. Около 500 года король франков вмешался в дела Бургундии и даже обязал короля Гундобальда платить дань.

Через шесть лет он пошел на вестготов и вторгся в Южную Галлию. Он преподносил это как религиозный поход против еретиков-ариан. Православные жители Галлии встали на сторону Хлодвига, тот же в свою очередь запретил солдатам грабить их. Хлодвиг в единоборстве убил короля вестготов Алариха II и присоединил себе почти всю Аквитанию к Франкскому королевству. Он едва не начал войну с остготами за Прованс, но спор разрешился мирно. Византийский император и враг остготов заключил с Хлодвигом союз и назначил его консулом. Хлодвиг был очень горд и польщен. Кроме того, для христианского населения Франкского государства это было еще одним подтверждением легитимности власти короля. После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж и сделала его своей резиденцией. Франкское государство достигло огромных размеров и силы. Хлодвиг стал объединять вокруг себя другие ветви франков и постепенно собрал и сплотил весь соплеменный ему народ.

Христианская жена

К 30 годам Хлодвиг уже имел большой авторитет среди германских королей. Король остготов даже взял сестру Хлодвига в жены. Сам же Хлодвиг жил с какой-то женщиной, которая даже родила ему сына, но женат не был. В жены он взял себе дочь бургундского короля Хильперика Клотильду. Тогда в Бургундии правили четыре брата, один из них, Гундобад, убил Хильперика и его жену, а их двух дочерей изгнал. Хлодвиг же часто направлял в Бургундию послов, где те и встретили молодую Клотильду. Хлодвиг отметил ее красоту и ум, а узнав, что она королевской крови, попросил у Гундобада ее руки. Тот не смел отказать.


Статуя Святой Клотильды

Королевский дом Бургундии исповедовал арианство, однако Клотильда под влиянием матери успела перейти в ортодоксально-никейскую веру. Хлодвиг же был язычником, хоть жена после свадьбы всячески и пыталась его склонить к принятию христианства. После рождения первенца Ингомера Клотильда решила крестить сына. Однако вскоре после обряда младенец умер прямо в крестильных одеждах. Хлодвиг был в ярости, он обвинял во всем веру своей супруги. Королева родила второго сына и вновь упросила мужа его крестить. После этого мальчик заболел, и Хлодвиг сказал, что его ожидает судьба брата: «крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда стала усердно молиться и постепенно мальчик поправился. Однако, несмотря на исцеление и постоянные просьбы жены, Хлодвиг каждый раз отказывался отречься от язычества, утверждая, что «ее бог никак не явил своей силы».

Крещение

Хлодвиг хоть и был язычником, но прекрасно понимал, что религия может быть отличным политическим инструментом. Большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной Римской империи, тогда исповедовали арианство. Однако жители-римляне предпочитали православие в противовес «арианской ереси». Религиозная рознь особенно росла среди покоренных жителей Италии, Южной Галлии и Испании. Принятие православия помогло бы устранить различие между франками и подвластным им населением. Религиозное единство укрепляло власть и делало Хлодвига легитимным в их глазах. Кроме того, такой шаг помог бы расширению территории франков и усилению их влияния, особенно в войне с вестготами. Хлодвиг принял крещение по православному обряду. Это событие стало одним из важнейших в годы его правления.


Крещение Хлодвига

Крещение Хлодвига окутано легендами и ореолом таинственности. До сих пор нельзя точно установить его дату. Согласно легенде, в войне Хлодвига с алеманнами положение франков постоянно колебалось. Когда противники стали побеждать, Хлодвиг обратился к Иисусу Христу: «Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в это же мгновение король алеманнов был сражен, а его войско бежало. Вернувшись домой, король франков все рассказал жене. Клотильда вызвала к себе епископа Ремигия, и вместе они смогли убедить Хлодвига в необходимости принятия христианства. Король заявил, что должен получить согласие у своего народа на отречение от старых богов, франки по преданию ответили, что готовы следовать за королем и «за бессмертным богом».

Считается, что обряд прошел на Рождество, 25 декабря 496 года в Реймсе и был проведен Ремигием. Вслед за королем крестилась и его 6-тысячная дружина и его сестра. Во время крещения, согласно легенде, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой. Позднее почти все короли Франции были помазаны на царство миррой из этого флакона, а сосуд получил название Святой Стеклянницы и стал важнейшей французской реликвией. Считается, что Стеклянницу разбили во время Французской Революции, как символ монархии. Также по преданию, Хлодвиг после крещения выбрал своим символом очищения лилию, после этого цветок стал геральдическим символом французских королей.

Коварство и расчет

Примечательно, что Хлодвиг, несмотря на то, какую роль он сыграл в крещении франков, так и не был канонизирован, в отличие от своей жены. Считается, что это связано с личными качествами правителя. Хлодвиг был прагматичен до цинизма, поэтому его крещение вряд ли было связано с нравственным переворотом. Принятие христианства не помешало королю продолжать расправляться со своими оппонентами. Так, он натравил на короля рипуарских франков Сигиберта Хромого собственного сына. Когда Хлодерих избавился от отца, Хлодвиг послал своих людей убить наследника. Земли Сигиберта он присоединил к Франкскому королевству и заявил о своей полной непричастности к произошедшим смертям.

Жестоко Хлодвиг обошелся и с вождем салических франков в низовьях Рейна — Харарихом. Он захватил его и его наследника в плен и остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его наследник лишались права королевского наследования. Тогда в сердцах сын Харариха заявил, что их семейное древо еще не засохло и пожелал быстрой гибели Хлодвигу. Король франков узнал об этом и приказал обезглавить пленников.


Хлодвиг и его семья

Также Хлодвиг замыслил отнять земли у своего родственника Рагнахара. Он подкупил дружинников своего союзника, послав им золотые запястья и перевязи. После этого он выступил против Рагнахара. Воины изменили своему вождю, схватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». Секирой он рассек Рагнахару голову, а затем и его брату, обвинив того, что он не спас вождя от плена. После казни вождя и его брата дружинники узнали, что золото Хлодвига было искусной подделкой. Хлодвиг сказал им: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти». Спустя время в Ле-Мане был убит еще один брат Рагнахара — Ригномер. Хлодвиг избавился от всех вождей и присоединил к своим землям область салических франков с центром в Камбре.

СУАССОНСКАЯ ЧАША

«По смерти Хильдерика наследовать ему был призван Хлодвиг», — так начинается
жизнеописание первого франкского короля, составленное Григорием Турским. Если на
старофранкском языке Хильд-Рик означает «мощный воин», то Хлодвиг —
«прославленный в боях». Не правда ли, имя сына достойно имени отца, кстати,
участника знаменитой «Битвы народов». А вот Хлодвигу только предстояло прославить себя в боях и
оправдать данное ему имя.

Для начала юный Хлодвиг напал на римского консула в Галлии Сиагрия. Впрочем,
к тому времени Римская империя уже не обладала прежней мощью и славой. Поэтому
Хлодвиг и решился на войну с римским наместником. Перед тем как отправиться в
поход, Хлодвиг постарался заручиться поддержкой своих родичей, других франкских
вождей. Кто-то согласился ему помочь, кто-то увильнул от похода — следует
упомянуть об этом, потому что это важно для нашего рассказа.

Сиагрий принял вызов Хлодвига, вышел ему навстречу со своим войском из Парижа
и сам определил место битвы — неподалеку от города Суассон. Он видел в этом свое
преимущество, но даже удачное расположение место битвы не смогло ему помочь.
Молниеносные удары топоров франков решили исход сражения. Правда, Сиагрию
удалось бежать с поля боя. Он попросил защиты у вестготского короля Алариха.

Но не таков был Хлодвиг, чтобы не довершить начатого! Угрожая Алариху войной,
он потребовал выдать ему Сиагрия и добился своего. Сиагрий был обезглавлен.

Тогда же в Суассоне произошла еще одна история, о которой следует рассказать,
чтобы лучше понять характер первого франкского короля.

Когда франки после победы учинили в Суассоне традиционный грабеж, в
христианском храме была захвачена драгоценная чаша. По обычаю, военную добычу
собирали в одно место, а потом распределяли между воинами. По просьбе епископа
Хлодвиг, нарушая обычай, решил вернуть вазу храму. Никто из воинов не решился ему перечить, кроме
одного солдата. «Хоть ты и вождь, Хлодвиг, но никто не давал тебе право нарушать
древние обычаи! Вот тебе твоя чаша!» — воскликнул он и с этими словами рассек
секирой злополучную чашу.

Хлодвиг, по словам Григория Турского, перенес это оскорбление «с терпением и
кротостью» , однако обиды не забыл и уже следующей весной, во время военного
смотра, проходя по рядам выстроившихся перед ним воинов, вроде бы случайно
остановился напротив того молодого франка, что разрубил суассонскую чашу. Он
внимательно оглядел его вооружение и вдруг, вырвав из его рук секиру, бросил ее
на землю: «Что это за секира! Она никуда не годится!»

Удивленный воин нагнулся, чтобы поднять секиру, которая была не хуже, чем у
других, и в этот миг Хлодвиг мечом отрубил ему голову. «Ты разбил мою чашу», —
усмехнувшись, пояснил он. Правда, воин этих слов уже не услышал…

Так утверждал Хлодвиг свою власть, свое право казнить и миловать. Впрочем,
миловал он немногих…

Как только Хлодвиг почувствовал, что обрел достаточно сил, то вступил в
борьбу с другими франкскими вождями. Если в начале правления он довольствовался
тем, что заставлял их стричь длинные шевелюры — знак франкского достоинства, то
теперь перешел к планомерному и расчетливому уничтожению всех, кто мог оспорить его верховную
власть. И здесь в полной мере проявились его злопамятность и коварство.

Поделитесь этой записью или добавьте в закладки

   

  • Рассказ о строительстве чебоксарской крепости кратко
  • Рассказ о строительстве пирамиды хеопса 5 класс
  • Рассказ о строительстве пирамид в древнем египте 5 класс
  • Рассказ о строительстве пирамид 5 класс история
  • Рассказ о строении вселенной на основе учений коперника бруно и галилея