Рассказ о судьбе героев их поступках приключениях род литературы

Роды художественной литературы

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

(греч.
— повествование)

рассказ
о событиях, судьбе героев, их поступках
и приключениях, изображение внешней
стороны происходящего (даже чувства
показаны со стороны их внешнего
проявления). Автор может прямо выразить
свое отношение к происходящему.

(греч.
— действие)

изображение
событий и отношений между героями на
сцене

(особый способ записи текста). Прямое
выражение авторской точки зрения в
тексте содержится в ремарках.

(от
названия муз. инструмента)

переживание
событий; изображение чувств, внутреннего
мира, эмоционального состояния;
чувство
становится главным событием
.

Деление
Литературы на роды не совпадает с её
членением на Поэзию и прозу. В обиходной
речи лирические Произведения нередко
отождествляются с Поэзией, а эпические
— с прозой. Подобное словоупотребление
неточно. Каждый из литературных родов
включает в себя как поэтические
(стихотворные), так и прозаические
(нестихотворные) Произведения. Эпос на
ранних этапах Искусства был чаще всего
стихотворным (эпопеи античности,
французские песни о подвигах, русские
былины и исторические песни и т.п)..
Эпические в своей родовой основе
Произведения, написанные стихами,
нередки и в Литературе Нового Времени
(«Дон Жуан» Дж. Н.Г. Байрона, «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина, «Кому на Руси
жить хорошо» Н.А. Некрасова). В
драматическом роде Литературы также
применяются как стихи, так и проза, порой
соединяемые в одном и том же Произведении
(многие пьесы У. Шекспира). Да и лирика,
по преимуществу стихотворная, иногда
бывает прозаической (вспомним тургеневские
«Стихотворения в прозе»).

Эпичность
как идейно-эмоциональная Настроенность
может иметь место во всех литературных
родах — не только в эпических
(повествовательных) Произведениях, но
и в драме («Борис Годунов» А.С.
Пушкина) и лирике (цикл «На поле
Куликовом» А.А. Блока). Драматизмом
принято называть умонастроение, связанное
с напряженным Переживанием каких-то
противоречий, с взволнованностью и
тревогой. И наконец, лиризм — это
Возвышенная эмоциональность, выраженная
в речи Автора, рассказчика, персонажей.

Драматизм
и лиризм тоже могут присутствовать во
всех литературных родах. Так, исполнены
драматизма роман Л.Н. Толстого «Анна
Каренина», стихотворение М.И. Цветаевой
«Тоска по родине». Лиризмом проникнуты
роман И.С. Тургенева «Дворянское
гнездо», пьесы А.П. Чехова «Три
сестры» и «Вишневый сад», рассказы
и повести И. А. Бунина.

Эпос,
лирика и драма, таким Образом, свободны
от однозначно-жесткой привязанности к
эпичности, лиризму и драматизму как
Типам эмоционально-смыслового «звучания»
Произведений.

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

Народный

Авторский

Народная

Авторская

Народная

Авторская

Миф

Поэма (эпос):

  Героическая
  Строговоинская

  Сказочно-
  легендарная

  Историческая…
Сказка

Былина
Дума
Легенда
Предание

Баллада
Притча
Малые жанры:

  пословицы
  поговорки

  загадки
  потешки…

Эпопея

Роман:

  Историческ.
  Фантастич.

  Авантюрный
  Психологич.

  Р.-притча
  Утопический

  Социальный…
Малые
жанры:

  Повесть
  Рассказ

  Новелла
  Басня

  Притча
  Баллада

  Лит. сказка…

Игра

Обряд
Народная драма
Раек

Вертеп

Трагедия

Комедия:

  положений,
  характеров,

  масок…
Драма:

  философская
  социальная

  историческая
  соц.-филос.

Водевиль

Фарс
Трагифарс

Песня

Ода

Гимн
Элегия
Сонет
Послание

Мадригал
Романс
Рондо

Эпиграмма

Эпос

В
эпическом роде Литературы (др. -гр. epos —
Слово, речь) организующим началом
Произведения является повествование
о персонажах (действующих лицах), их
судьбах, поступках, умонастроениях, о
событиях в их Жизни, составляющих Сюжет.
Это — цепь словесных сообщений или, проще
говоря, рассказ о происшедшем ранее.
Повествованию присуща временная
дистанция между ведением речи и предметом
словесных обозначений. Оно ведется со
стороны и, как правило, имеет грамматическую
Форму прошедшего Времени. Для повествующего
(рассказывающего) характерна позиция
человека, вспоминающего об имевшем
место ранее. Дистанция между Временем
изображаемого действия и Временем
повествования о нём составляет едва ли
не самую существенную черту эпической
Формы.

Слово
«повествование» в применении к
Литературе используется по-разному. В
узком Смысле — это развернутое обозначение
Словами того, что произошло однажды и
имело временную протяженность. В более
широком значении повествование включает
в себя также описания, т.е. воссоздание
посредством Слов чего-то устойчивого,
стабильного или вовсе неподвижного
(таковы большая часть пейзажей,
характеристики бытовой обстановки,
черт наружности персонажей, их душевных
состояний).

В
эпических Произведениях повествование
подключает к себе и как бы обволакивает
высказывания действующих лиц — их диалоги
и монологи, в том числе внутренние, с
ними активно взаимодействуя, их поясняя,
дополняя и корректируя. И художественный
Текст оказывается сплавом повествовательной
речи и высказываний персонажей.

Произведения
эпического рода сполна используют
арсенал художественных средств, доступных
Литературе, непринужденно и свободно
осваивают Реальность во Времени и
пространстве. При этом они не знают
ограничений в объеме Текста. Эпос как
род Литературы включает в себя как
короткие рассказы (юмористика О’Генри),
так и Произведения, рассчитанные на
длительное слушание или чтение: эпопеи
и романы, охватывающие Жизнь с необычайной
широтой. Таковы древнегреческие «Илиада»
и «Одиссея» Гомера, «Война и мир»
Л.Н. Толстого.

Эпическое
Произведение может «вобрать» в
себя такое количество Характеров,
обстоятельств, событий, судеб, деталей,
которое недоступно ни другим родам
Литературы, ни какому-нибудь иному виду
Искусства. При этом повествовательная
Форма способствует глубочайшему
проникновению во внутренний мир человека.
Ей вполне доступны Характеры сложные,
обладающие множеством черт и свойств,
незавершенные и противоречивые,
находящиеся в движении, становлении,
развитии.

В
эпических Произведениях глубоко значимо
присутствие повествователя. Это-весьма
специфическая Форма художественного
воспроизведения человека. Повествователь
является посредником между изображенным
и читателем, нередко выступая в роли
свидетеля и истолкователя показанных
лиц и событий.

Текст
эпического Произведения обычно не
содержит сведений о судьбе повествующего,
об его взаимоотношениях с действующими
лицами, о том) когда, где и при каких
обстоятельствах ведет он свой рассказ,
об его мыслях и чувствах.

А
вместе с тем речь повествователя обладает
не только изобразительностью, но и
выразительной значимостью; она
характеризует не только объект
высказывания, но и самого говорящего.
В любом эпическом Произведении
запечатлевается манера воспринимать
действительность, присущая тому, кто
повествует, свойственные ему видение
мира и способ мышления. В этом Смысле
правомерно говорить об Образе
повествователя. «Повествователь —
это не только более или менее конкретный
Образ <«.> но и некая образная Идея,
принцип и облик носителя речи, или иначе
— непременно некая точка зрения на
излагаемое, точка зрения психологическая,
идеологическая и попросту географическая,
так как невозможно описывать ниоткуда
и не может быть описания без описателя».

Эпическая
Форма, говоря иначе, воспроизводит не
только рассказываемое, но и рассказывающего,
она художественно запечатлевает манеру
говорить и воспринимать мир, а в конечном
счете — склад ума и чувств повествователя.
Облик повествователя обнаруживается
не в действиях и не в прямых излияниях
Души, а в своеобразном повествовательном
монологе. Выразительные начала такого
монолога, являясь его вторичной функцией,
вместе с тем очень важны.

Не
может быть полноценного восприятия
народных сказок без пристального
внимания к их повествовательной манере,
в которой за наивностью и бесхитростностью
того, кто ведет рассказ, угадываются
веселость и лукавство, жизненный Опыт
и мудрость. Невозможно почувствовать
прелесть героических эпопей древности,
не уловив Возвышенного строя мыслей и
чувств рапсода и сказителя. И уж тем
более немыслимо понимание Произведений
А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Л.Н. Толстого
и Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и И. С.
Тургенева, А. П. Чехова и И. А. Бунина, М.
А. Булгакова и А. П. Платонова вне
постижения «голоса» повествователя.
Живое восприятие эпического Произведения
всегда связано с пристальным вниманием
к той манере, в которой ведется
повествование. Чуткий к словесному
Искусству читатель видит в рассказе,
повести или романе не только сообщение
о Жизни персонажей с её подробностями,
но и выразительно значимый монолог
повествователя.

Литературе
доступны разные способы повествования.
Наиболее глубоко укоренен и Представлен
Тип повествования, при котором между
персонажами и тем, кто сообщает о них,
имеет место, так сказать, абсолютная
дистанция. Повествователь рассказывает
о событиях с невозмутимым спокойствием.
Ему внятно все, присущ дар «всеведения».
И его Образ, Образ существа, вознесшегося
над миром, придает Произведению колорит
максимальной объективности.
Многозначительно, что Гомера нередко
уподобляли небожителям — олимпийцам и
называли «божественным».

Художественные
возможности такого повествования
рассмотрены в немецкой классической
Эстетике эпохи Романтизма. В эпосе
«нужен рассказчик, — читаем Мы у
Шеллинга, — который невозмутимостью
своего рассказа постоянно отвлекал бы
Нас от слишком большого участия к
действующим лицам и направлял внимание
слушателей на чистый результат». И
далее: «Рассказчик чужд действующим
лицам <…> он не только превосходит
слушателей своим уравновешенным
Созерцанием и Настраивает своим рассказом
на этот лад, но как бы заступает место
«необходимости».

Основываясь
на таких Формах повествования, восходящих
к Гомеру, классическая Эстетика XIX в.
утверждала, что эпический род Литературы
— это художественное воплощение особого,
«эпического» миросозерцания,
которое отмечено максимальной широтой
взгляда на Жизнь и её спокойным, радостным
приятием.

Дистанция
между повествователем и действующими
лицами актуализируется не всегда. Об
этом свидетельствует уже античная
проза: в романах «Метаморфозы»
(«Золотой осел») Апулея и «Сатирикон»
Петрония персонажи сами рассказывают
о виденном и испытанном. В таких
Произведениях выражается взгляд на
мир, не имеющий ничего общего с так
называемым «эпическим миросозерцанием».

В
Литературе последних двух-трех столетий
преобладает субъективное повествование.
Повествователь стал смотреть на мир
глазами одного из персонажей, проникаясь
его мыслями и впечатлениями. Яркий
пример тому подробная картина сражения
при Ватерлоо в «Пармской обители»
Стендаля. Эта битва воспроизведена
отнюдь не по-гомеровски: повествователь
как бы перевоплощается в героя, юного
Фабрицио, и смотрит на происходящее его
глазами. Дистанция между ним и персонажем
практически исчезает, точки зрения
обоих совмещаются. Такому способу
изображения порой отдавал дань Толстой.
Бородинская битва в одной из глав «Войны
и мира» показана в восприятии не
искушенного в военном деле Пьера
Безухова; военный совет в Филях подан
в виде впечатлений девочки Малаши.

В
«Анне Карениной» скачки, в которых
участвует Вронский, воспроизведены
дважды: один раз пережитые им самим,
другой увиденные глазами Анны. Нечто
подобное свойственно Произведениям
Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, Г. Флобера
и Т. Манна. Герой, к которому приблизился
повествователь, изображается как бы
изнутри. «Нужно перенестись в
действующее лицо», — замечал Флобер.
При сближении повествователя с кем-либо
из героев широко используется
несобственно-прямая речь, так что голоса
повествующего и действующего лица
сливаются воедино. Совмещение точек
зрения повествователя и персонажей в
Литературе XIX-XX вв. вызвано возросшим
художественным интересом к своеобразию
внутреннего мира людей, а главное —
пониманием Жизни как совокупности
непохожих одно на другое отношений к
Реальности, качественно различных
кругозоров и ценностных ориентаций.

Наиболее
распространенная Форма эпического
повествования — это рассказ от третьего
лица. Но повествующий вполне может
выступить в Произведении как некое «я».
Таких персонифицированных повествователей,
высказывающихся от собственного,
«первого» лица, естественно называть
рассказчиками. Рассказчик нередко
является одновременно и персонажем
Произведения (Гринев в «Капитанской
дочке» А.С. Пушкина, Иван Васильевич
в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»,
Аркадий Долгорукий в «Подростке»
Ф. М. Достоевского).

Фактами
своей Жизни и умонастроениями многие
из рассказчиков — персонажей близки
(хотя и не тождественны) Писателям. Это
имеет место в автобиографических
Произведениях (ранняя трилогия Л.Н.
Толстого, «Лето Господне»). Но чаще
судьба, жизненные позиции, Переживания
героя, ставшего рассказчиком, заметно
отличаются от того, что присуще Автору
(«Робинзон Крузо» Д. Дефо). При этом
в ряде Произведений (эпистолярная,
мемуарная, сказовая Формы) повествующие
высказываются в манере, которая не
тождественна авторской и порой с ней
расходится весьма резко. Способы
повествования, используемые в эпических
Произведениях, как видно, весьма
разнообразны.

Драма

Драматические
Произведения (др.-гр. drama— действие), как
и эпические, воссоздают событийные
ряды, поступки людей и их взаимоотношения.
Подобно Автору эпического Произведения,
драматург подчинен «закону развивающегося
действия». Но развернутое
повествовательно-описательное изображение
в драме отсутствует. Собственно авторская
речь здесь вспомогательна и эпизодична.
Таковы списки действующих лиц, иногда
сопровождаемые краткими характеристиками,
обозначение Времени и места действия;
описания сценической обстановки в
начале актов и эпизодов, а также
комментарии к отдельным репликам героев
и указания на их движения, жесты, мимику,
интонации (ремарки). Все это составляет
побочный Текст драматического
Произведения. Основной же его Текст это
цепь высказываний персонажей, их реплик
и монологов.

Отсюда
некоторая ограниченность художественных
возможностей драмы. Писатель — драматург
пользуется лишь частью предметно-изобразительных
средств, которые доступны создателю
романа или эпопеи, новеллы или повести.
И Характеры действующих лиц раскрываются
в драме с меньшей свободой и полнотой,
чем в эпосе.

При
этом драматурги, в отличие от Авторов
эпических Произведений, вынуждены
ограничиваться тем объемом словесного
Текста, который отвечает запросам
театрального Искусства. Время изображаемого
в драме действия должно уместиться в
строгие рамки Времени сценического. А
спектакль в привычных для новоевропейского
театра Формах продолжается, как известно,
не более 3-4 часов. И это требует
соответствующего размера драматургического
Текста.

Вместе
с тем у Автора пьесы есть существенные
преимущества перед создателями повестей
и романов. Один изображаемый в драме
момент плотно примыкает к другому,
соседнему. Время воспроизводимых
драматургом событий на протяжении
сценического эпизода не сжимается и не
растягивается; персонажи драмы
обмениваются репликами без сколько-нибудь
заметных временных интервалов, и их
высказывания составляют сплошную,
непрерывную линию. Если с помощью
повествования действие запечатлевается
как нечто прошедшее, то цепь диалогов
и монологов в драме создает иллюзию
Настоящего Времени. Жизнь здесь говорит
как бы от своего собственного лица:
между тем, что изображается, и читателем
нет посредника— повествователя. Действие
воссоздается в драме с максимальной
непосредственностью. Оно протекает
будто перед глазами читателя. «Все
повествовательные Формы, — писал Ф.
Шиллер, — переносят Настоящее в прошедшее;
все драматические делают прошедшее
Настоящим».

Драма
тяготеет к внешне эффектной подаче
изображаемого. Её образность оказывается
гиперболической, броской, театрально-яркой.
«Театр требует <…> преувеличенных
широких линий как в голосе, декламации,
так и в жестах», — писал Н. Буало. И это
свойство сценического Искусства
неизменно накладывает свою печать на
поведение героев драматических
Произведений.

Знаменательны
(в качестве характеристики драматического
рода Литературы) упреки Толстого в адрес
У. Шекспира за обилие Гипербол, из-за
чего будто бы «нарушается возможность
художественного впечатления». «С
первых же Слов, — писал он о Трагедии
«Король Лир», — видно преувеличение:
преувеличение событий, преувеличение
чувств и преувеличение выражений».
В Оценке Творчества Шекспира Л. Толстой
был неправ, но мысль о приверженности
великого английского драматурга к
театрализующим Гиперболам совершенно
справедлива. Сказанное о «Короле
Лире» с не меньшим основанием можно
отнести к античным комедиям и Трагедиям,
драматическим Произведениям Классицизма.

В
XIX-XX вв., когда в Литературе возобладало
стремление к житейской достоверности,
присущие драме условности стали менее
явными, нередко они сводились к минимуму.
У истоков этого явления так называемая
«мещанская драма» XVIII в., создателями
и теоретиками которой были Д. Дидро и
Г.Э. Лессинг. Произведения крупнейших
русских драматургов XIX в. и начала XX
столетия — А.Н. Островского, А.П. Чехова
и М. Горького — отличаются достоверностью
воссоздаваемых жизненных Форм.

Но
и при установке Драматургов на
правдоподобие сюжетные, психологические
и собственно речевые Гиперболы
сохранялись. Театрализующие условности
дали о себе знать даже в драматургии
Чехова, явившей собой максимальный
предел «жизнеподобия». Всмотримся
в заключительную сцену «Трех сестер».
Одна молодая женщина десять— пятнадцать
минут назад рассталась с любимым
человеком, вероятно, навсегда. Другая
пять минут назад узнала о Смерти своего
жениха. И вот они, вместе со старшей,
третьей сестрой подводят
нравственно-философские итоги прошедшему,
размышляя под звуки военного марша об
участи своего поколения, о будущем
человечества. Вряд ли можно представить
себе это происшедшим в Реальности. Но
неправдоподобия финала «Трех сестер»
Мы не замечаем, так как привыкли, что
драма ощутимо видоизменяет Формы
жизнедеятельности людей.

Наиболее
ответственная роль в драматических
Произведениях принадлежит условности
речевого самораскрытия героев, диалоги
и монологи которых, нередко Насыщенные
афоризмами и сентенциями, оказываются
куда более пространными и эффектными,
нежели те реплики, которые могли бы быть
произнесены в аналогичном жизненном
положении. Условны реплики «в сторону»,
которые как бы не существуют для других
находящихся на сцене персонажей, но
хорошо слышны зрителям, а также монологи,
произносимые героями в одиночестве,
наедине с собой, являющиеся чисто
сценическим приемом вынесения наружу
речи внутренней (таких монологов немало
как в античных Трагедиях, так и в
драматургии Нового Времени). Драматург,
ставя своего рода эксперимент, показывает,
как высказался бы человек, если бы в
произносимых Словах он выражал свои
умонастроения с максимальной полнотой
и яркостью. И речь в драматическом
Произведении нередко обретает сходство
с речью художественно-лирической либо
ораторской: герои здесь склонны
изъясняться как импровизаторы— поэты
или мастера публичных выступлений.

Драма
имеет в Искусстве как бы две Жизни:
театральную и собственно литературную.
Составляя драматургическую основу
спектаклей, бытуя в их составе,
драматическое Произведение воспринимается
также публикой читающей.

Но
так обстояло дело далеко не всегда.
Эмансипация драмы от сцены осуществлялась
постепенно — на протяжении ряда столетий
и завершилась сравнительно недавно: в
XVIII-XIX вв. Всемирно-значимые образцы
драматургии в пору их создания практически
не осознавались как литературные
Произведения: они бытовали только в
составе сценического Искусства. Ни У.
Шекспир, ни Ж. Б. Мольер не воспринимались
их современниками в качестве Писателей.
Решающую роль в упрочении Представления
о драме как Произведении, предназначенном
не только для сценической постановки,
но и для чтения, сыграло «открытие»
во второй половине XVIII столетия Шекспира
как великого драматического поэта.
Отныне драмы стали интенсивно читаться.
Благодаря многочисленным печатным
изданиям в XIX — XX вв. драматические
Произведения оказались важной
разновидностью художественной Литературы.

В
XIX в. литературные достоинства драмы
нередко ставились выше сценических.
Так, Гёте полагал, будто «Произведения
Шекспира не для телесных очей», а
Грибоедов называл «ребяческим»
свое желание услышать стихи «Горя от
ума» со сцены.

Давняя
Истина остается в силе: важнейшее,
главное предназначение драмы это сцена.
«Только при сценическом исполнении,
драматургический вымысел Автора получает
вполне законченную Форму и производит
именно то моральное действие, достижение
которого Автор поставил себе целью».

При
этом для театра первостепенно значим
принцип верности прочтения Литературы.
Режиссер и актеры призваны донести
поставленное Произведение до зрителей
с максимально возможной полнотой.
Верность сценического прочтения имеет
место там, где режиссер и актеры глубоко
постигают драматическое Произведение
в его основных содержательных, жанровых,
стилевых особенностях. Сценические
постановки правомерны лишь в тех случаях,
когда имеется согласие (пусть относительное)
режиссера и актеров с кругом Идей
Писателя — драматурга, когда деятели
сцены бережно внимательны к Смыслу
поставленного Произведения, к особенностям
его Жанра, чертам его Стиля и к самому
Тексту.

Лирика

В
лирике (др.-гр. lyra -музыкальный инструмент,
под звуки которого исполнялись стихи)
на первом плане единичные состояния
человеческого сознания: эмоционально
окрашенные размышления, волевые импульсы,
впечатления, внерациональные ощущения
и устремления. Если в лирическом
Произведении и обозначается какой-либо
событийный ряд (что бывает далеко не
всегда), то весьма скупо, без сколько-нибудь
тщательной детализации (вспомним
пушкинское «Я помню чудное мгновенье…»).

«Лирика
всегда изображает лишь само по себе
определенное состояние, например, порыв
удивления, вспышку гнева, боли, радости
и т.д., — некое целое, собственно не
являющееся целым. Здесь необходимо
единство чувства».

Лирическое
Переживание предстает как принадлежащее
говорящему (носителю речи). Оно не столько
обозначается Словами (это случай
частный), сколько с максимальной энергией
выражается. В лирике (и только в ней)
Система художественных средств всецело
подчиняется раскрытию цельного движения
человеческой Души.

Лирически
запечатленное Переживание ощутимо
отличается от непосредственно жизненных
Эмоций, где имеют место, а нередко и
преобладают аморфность, невнятность,
хаотичность. Лирическая Эмоция — это
своего рода сгусток, квинтэссенция
душевного Опыта человека. «Самый
субъективный род Литературы, — писала
о лирике Л. Я. Гинзбург, — она, как никакой
другой, устремлена к общему, к изображению
душевной Жизни как всеобщей». Лежащее
в основе лирического Произведения
Переживание — это своего рода душевное
озарение. Оно являет собой результат
творческого достраивания и художественного
преобразования того, что испытано (или
может быть испытано) человеком в реальной
Жизни.

Лирика
отнюдь не замыкается в сфере внутренней
Жизни людей, их психологии как таковой.
Её неизменно привлекают душевные
состояния, знаменующие сосредоточенность
человека на внешней Реальности. Поэтому
лирическая Поэзия оказывается
художественным освоением состояний не
только сознания, но и Бытия. Таковы
философские, пейзажные и гражданские
стихотворения.

Лирическая
Поэзия способна непринужденно и широко
запечатлевать пространственно-временные
Представления, связывать выражаемые
чувства с фактами быта и природы, истории
и современности, с планетарной Жизнью,
вселенной, мирозданием. При этом
лирическое Творчество, одним из
предварений которого в европейской
Литературе являются библейские «Псалмы»,
может обретать в своих наиболее ярких
образцах религиозный Характер. Оно
оказывается (вспомним стихотворение
М.Ю. Лермонтова «Молитва») «соприродным
молитве» запечатлевает раздумья
поэтов о высшей силе Бытия (ода Г.Р.
Державина «Бог») и его общение с
Богом («Пророк» А.С. Пушкина).
Религиозные мотивы весьма Настойчивы
и в лирике: у Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой,
Б. Л. Пастернака.

Лирика
обретает себя главным Образом в малой
Форме. Хотя и существует Жанр лирической
поэмы, воссоздающей Переживания в их
симфонической многоплановости («Про
это» В.В. Маяковского, «Поэма горы»
и «Поэма конца» М.И. Цветаевой,
«Поэма без героя» А.А Ахматовой), в
лирике безусловно преобладают небольшие
по объему стихотворения. Принцип
лирического рода Литературы — «как
мотано короче и как можно полнее».
Устремленные к предельной компактности,
максимально «сжатые» лирические
Тексты порой подобны пословичным
формулам, афоризмам, сентенциям, с
которыми нередко соприкасаются и
соперничают.

Состояния
человеческого сознания воплощаются в
лирике по-разному: либо прямо и открыто,
в задушевных признаниях, исповедальных
монологах, исполненных рефлексии
(вспомним шедевр С.А. Есенина «Не
жалею, не зову, не плачу…»), либо по
преимуществу косвенно, опосредованно,
в Форме изображения внешней Реальности
(описательная лирика, прежде всего
пейзажная) или компактного рассказа о
каком-то событии (повествовательная
лирика). Но едва ли не в любом лирическом
Произведении присутствует медитативное
начало.

Медитацией
(лат. meditatio — обдумывание, размышление)
называют взволнованное и психологически
напряженное раздумье о чем-либо. Лирика
несовместима с нейтральностью и
беспристрастностью тона, широко бытующего
в эпических повествованиях.

Речь
лирического Произведения исполнена
экспрессии, которая здесь становится
организующим и доминирующим началом.
Лирическая экспрессия дает о себе знать
и в подборе Слов, и в синтаксических
конструкциях, и в иносказаниях, и,
главное, в фонетико-ритмическом построении
Текста. На первый план в лирике выдвигаются
«семантико-фонетические эффекты»
в их неразрывной Связи с ритмикой, как
правило, напряженно — динамичной. При
этом лирическое Произведение в подавляющем
большинстве случаев имеет стихотворную
Форму, тогда как эпос и драма (особенно
в близкие нам эпохи) обращаются
преимущественно к прозе.

Речевая
экспрессия в лирическом роде Поэзии
нередко доводится как бы до максимального
предела. Такого количества смелых и
неожиданных иносказаний, такого гибкого
и Насыщенного соединения интонаций и
ритмов, таких проникновенных и впечатляющих
звуковых повторов и подобий, к которым
охотно прибегают поэты-лирики, не знают
ни «обычная» речь, ни высказывания
героев в эпосе и драме, ни повествовательная
проза, ни даже стихотворный эпос.

В
исполненной экспрессии лирической речи
привычная логическая упорядоченность
высказываний нередко оттесняется на
периферию, а то и устраняется вовсе.

Экспрессивность
речи роднит лирическое Творчество с
музыкой. На ранних этапах развития
Искусства лирические Произведения
пелись, словесный Текст сопровождался
мелодией, ею обогащался и с ней
взаимодействовал. Многочисленные песни
и романсы поныне свидетельствуют, что
лирика близка музыке своей сутью.

Носителя
Переживания, выраженного в лирике,
принято называть лирическим героем
(наряду с синонимичными ему словосочетаниями
«лирическое я», «лирический
субъект»). О лирическом герое говорят,
имея в виду не только отдельные
стихотворения, но и их циклы, а также
Творчество поэта в целом. Это-весьма
специфичный Образ человека, принципиально
отличный от Образов повествователей-рассказчиков,
о внутреннем мире которых Мы, как правило,
ничего не знаем, и персонажей эпических
и драматических Произведений, которые
неизменно дистанцированы от Писателя.

Лирический
герой не просто связан тесными узами с
Автором, с его мироотношением,
духовно-биографическим Опытом, душевным
Настроем, манерой речевого поведения,
но оказывается (едва ли не в большинстве
случаев) от него неотличимым. Лирика в
основном её «массиве» автопсихологична.

Вместе
с тем лирическое Переживание не
тождественно тому, что было испытано
поэтом как биографической Личностью.
Лирика не просто воспроизводит чувства
Автора, она их трансформирует, обогащает,
создает заново, возвышает и облагораживает.
Именно об этом — стихотворение А.С.
Пушкина «Поэт» («.. .лишь божественный
глагол /До слуха чуткого коснется, /Душа
поэта встрепенется, / Как пробудившийся
орел»).

При
этом Автор в процессе Творчества нередко
создает силой воображения те психологические
ситуации, которых в реальной действительности
не было вовсе. Литературоведы неоднократно
убеждались, что мотивы и Темы лирических
стихотворений А.С. Пушкина не всегда
согласуются с фактами его личной судьбы.
Знаменательна и надпись, которую сделал
А.А. Блок на полях рукописи одного своего
стихотворения: «Ничего такого не
было». В своих стихах поэт запечатлевал
свою Личность то в Образе юноши-монаха,
поклонника мистически таинственной
Прекрасной Дамы, то в «маске»
шекспировского Гамлета, то в роли
завсегдатая петербургских ресторанов.

Лирически
выражаемые Переживания могут принадлежать
как самому поэту, так и иным, не похожим
на него лицам. Лирический поэт вполне
может изменить свое лицо и воспроизвести
Переживание, принадлежащее кому-то
другому.

Но
магистралью лирического Творчества
является Поэзия не ролевая, а
автопсихологическая: стихотворения,
являющие собой акт прямого самовыражения
поэта. Читателям дороги человеческая
подлинность лирического Переживания,
прямое присутствие в стихотворении
«живой Души поэта»: «Личность
Автора, не скрытая стилизацией, становится
нам более близкой»; достоинство поэта
состоит «в том, что он пишет, повинуясь
действительной Потребности выразить
свои Переживания».

Именно
полнотой выражения авторской субъективности
определяется своеобразие восприятия
лирики читателем, который оказывается
активно вовлеченным в эмоциональную
атмосферу Произведения. Лирическое
Творчество (и это опять-таки роднит его
с музыкой, а также с хореографией)
обладает максимальной внушающей,
заражающей силой (суггестивностью).
Знакомясь с новеллой, романом или драмой,
Мы воспринимаем изображенное с
определенной психологической дистанции,
в известной мере отстраненно. По воле
Авторов (а иногда и по своей собственной)
Мы принимаем либо, напротив, не разделяем
их умонастроений, одобряем или не
одобряем их поступки, иронизируем над
ними или же им сочувствуем. Другое дело
лирика. Полно воспринять лирическое
Произведение — это значит проникнуться
умонастроениями поэта, ощутить и ещё
раз пережить их как нечто свое собственное,
личное, задушевное. С помощью сгущенных
поэтических формул лирического
Произведения между Автором и читателем,
по точным Словам Л.Я. Гинзбург,
«устанавливается молниеносный и
безошибочный контакт»3. Чувства поэта
становятся одновременно и Нашими
чувствами. Автор и его читатель образуют
некое единое, нераздельное «Мы». И
в этом состоит особое обаяние лирики.

Роды литературы.

Словесно-художественные произведения издавна было принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма.

Понятие литературного рода разработали ещё в Античности сначала Сократ, а потом и Аристотель. Затем, спустя века, в европейском литературоведении учёные продолжали изучать деление литературы на роды. В школьной программе (а значит и в ЕГЭ) принято опираться на то, как поделил роды В.Г. Белинский в своём труде «Деление поэзии на роды и виды» (1841 год).

Эпос: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т.д.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей. Эпос объективен, главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет повествование.

Лирика: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали. Лирика субъективна. Изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно внутреннее переживание становится главным событием лирики.

Драма: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений. Такой род литературы является драматическим. В драме непосредственно голос автора будет звучать реже, чем в эпосе и лирике – в драме он появляется только в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Часто литературоведы включают и четвёртый род литературы, находящийся на пересечении лирики и эпоса – это лироэпос. Этому роду одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности: художественный мир строится как сюжетное повествование, где происходит ряд событий (эпос), но также автор даёт свою эмоциональную оценку происходящего, и написаны произведения лироэпоса в поэтической форме (лирика). То есть, лироэпосу одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности. Лироэпосом считаются поэмы и баллады (например, поэма «12» Александра Блока и баллада «Светлана» В.А. Жуковского).

! Существует распространённое заблуждение, что понять, какой перед нами род и жанр литературы, можно по тому, поэзия это или проза, однако почти все роды и жанры могут быть представлены как в форме поэзии, так и в форме прозы (например, роман «Евгений Онегин», поэма «Мёртвые души»).

Жанры литературы.

Литературные жанры (от фр. genre – род, вид) – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, то есть это лирика, эпос и драма, представленные в их разновидности. Жанр литературы относится к определённому роду, например, жанр «Отцов и детей» — роман, а род – эпос.

Эпические жанры:

  • Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающаяисторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова).
  • Роман – в таких произведениях всегда много проблем, роман изображает человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева).
  • Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»).
  • Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В рассказе чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие (рассказы А.П. Чехова)
  • Очерк – это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Вымысел здесь почти отсутствует, играет маловажную роль. Главное – зафиксировать так, как произошло на самом деле. К очерку относится «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
  • Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».

Лирические жанры:

  • Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лирического героя, его чувств, эмоций (М.Ю. Лермонтов «Нищий»)
  • Песня – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения, имеет чаще всего фольклорное происхождение
  • Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь (А.С. Пушкин «Элегия»)
  • Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание может быть адресовано одному лицу или группе лиц (А.С. Пушкин «К Чаадаеву»).
  • Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость (эпиграммы А.С. Пушкина, В.А. Жуковского).
  • Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания. Прославление в стихах (Оды Г.Р. Державина, М. Ломоносова).
  • Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета, в русской поэзии стандартный размер сонета – пятистопный ямб, но встречаются и отклонения (А.С. Пушкин «Сонет»)

Драматические жанры:

  • Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические (Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор»), высокие (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и лирические (А.П. Чехов «Вишневый сад»).
  • Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев (Пьеса А.Н. Островского «Гроза»)
  • Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств (А.П. Чехов «Три сестры»)

Лироэпические жанры:

  • Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений (Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Реквием» Анны Ахматовой).
  • Баллада – средняя лироэпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского.
РОД ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА Лироэпос

(греч. ἔπος —повествование)

(греч. Δρᾶμα — действие)

(греч. Λυρικός — чувствительный, лирный)

   

ХАРАКТЕРИСТИКА

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Рассказ о событиях, судьбе героев их поступках и т.д. — проявляет себя как эпос; раскрывает при этом перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю — в данном аспекте проявляет себя как лирика.

ЖАНРЫ

роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча

комедия, трагедия, драма

лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет

поэма, баллада

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Можно ли выделить сюжет?

 

Да

Нет

Можно показать на сцене?

 

Нет

Да

Обращается ли внимание на чувства героя, его внутренний мир?

 

Да

Нет

ЛИРО-ЭПОС ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА

Какие особенности?

Какие особенности?

Какие особенности?

Какие особенности?

Наличие развернутого сюжета – ПОЭМА

Обращение к фольклору – БАЛЛАДА

Охватывает исторические события, судьбы народа – РОМАН-ЭПОПЕЯ

Охватывает много проблем, имеет много персонажей – РОМАН

Средняя форма, немного персонажей и мало проблем – ПОВЕСТЬ

Малая форма, мало персонажей, чаще одна проблема – РАССКАЗ

Полудокументально – ОЧЕРК

Нравственное поучение, аллегорическая форма — ПРИТЧА

Комизм, смех – КОМЕДИЯ

Неразрешимый трагичный конфликт, гибель персонажей – ТРАГЕДИЯ

Приземленный, разрешимый конфликт — ДРАМА

Выражение чувств лирического героя – ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Фольклорное происхождение, музыкально-словесное построение – ПЕСНЯ

Обращение к кому-либо – ПОСЛАНИЕ

Философские размышления, печаль – ЭЛЕГИЯ

Высмеивание конкретного лица – ЭПИГРАММА

Торжественный стиль и содержание — ОДА

Твердая поэтическая форма — СОНЕТ

Литературные жанры и родыЛитературные роды и литературные жанры — мощнейшее средство, позволяющее обеспечить единство и преемственность литературного процесса. Они касаются характерных черт ведения повествования, сюжета, авторской позиции и отношений рассказчика с читателем.

Основные литературоведческие определения

Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос,
  • Лирика,
  • Драма.

Какие бывают роды литературыЭпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте — само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия.

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках — кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр.

Эпос (с греческого — «повествование») Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) Драма (с греческого — «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие — чувство и то, как оно повлияло на героя. Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

Литературные жанры

Литературные родыЖанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.

Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица.

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:

  • Героическая,
  • Воинская,
  • Сказочно-легендарная,
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы,
  • поговорки,
  • загадки и потешки.
Эпический роман:

  • исторический,
  • фантастический,
  • авантюрный,
  • роман-притча,
  • утопический,
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть,
  • рассказ,
  • новелла,
  • басня,
  • притча,
  • баллада,
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:

  • положений,
  • характеров,
  • масок,

Драма:

  • философская,
  • социальная,
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.

Эпос и его особенности

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

Литературный род В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Характеристика лирики

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Особенности драматических произведений

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме — его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир.

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс жанры драмы.

Литературные жанры и родыВ центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором — сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс — это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль — лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения — отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

( 1 оценка, среднее 1 из 5 )

Рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему

Подобный материал:

  • Масиянская Евгения Александровна, учитель начальных классов нош №279 г. Гаджиево Мурманской, 85.26kb.
  • Авторский договор № о передаче неисключительных имущественных авторских прав, 39.58kb.
  • «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди», 155.09kb.
  • Договор № о совместной деятельности c целью извлечения прибыли по созданию мультимедийного, 97.85kb.
  • -, 177.18kb.
  • Фамилия, имя, отчество автора именуемый в дальнейшем «Автор», с другой стороны, вместе, 45.09kb.
  • Планирования и мониторинга деятельности в организации с матричной структурой управления, 194.18kb.
  • Авторский договор  о передаче исключительных прав на использование произведения, 122.25kb.
  • Документ, 28.77kb.
  • Авторский договор №, 168.45kb.

Словесность

устная письменная

устное народное творчество нумизматика сфрагистика художественная литература

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. — повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. (греч. — действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР — это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами — различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

  Героическая
  Строговоинская
  Сказочно-
  легендарная
  Историческая…
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

  пословицы
  поговорки
  загадки
  потешки…
Эпопея

Роман:
  Исторический
  Фантастический
  Авантюрный
  Психологический
  Роман-притча
  Утопический
  Социальный…
Малые жанры:
  Повесть
  Рассказ
  Новелла
  Басня
  Притча
  Баллада
  Лит. сказка…

Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
Трагедия
Комедия:

  положений,
  характеров,
  масок…
Драма:
  философская
  социальная
  историческая
  соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма

Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

В таблице вам встретилось выражение «малые жанры». Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым — повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Роды литературы – это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому. В литературе определяют три рода: драма, эпос, лирика.

Эпос – (в переводе с древне-греческого – слово, повествование) — объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Роды и жанры литературы. Определения

Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Источник: https://litera.su/learner/training/literature-ways-and-genres

Эпос и его особенности

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.
События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.
Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Литературные роды. Жанры литературы

Эпос

– рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством.

В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.

Лирика

объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс.

Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы — по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр.

Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).

Драма

– главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц.

Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций).

Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.

Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

  • Эпос – о событии рассказывается
  • Лирика – событие переживается
  • Драма – событие изображается

Жанры литературы

Роман

– относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»).

В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы.

Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика Структурные разновидности
автобиографический притча
исторический фельетон
авантюрный памфлет
сатирический роман в стихах
философский эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман — эпопея

описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.

Повесть

– прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.

Рассказ

представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

  • кратковременность событий,
  • малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),
  • одна проблема,
  • одно событие.

Очерк

– литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.

Притча

– небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.

Поэзия

Поэма

– объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.

Характеристика лирики

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Роды и жанры литературы

Роды литературы – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.

В литературе определяют три рода: эпос, лирика, драма

Эпос – (в переводе с древнегреческого – слово, повествование) — объективное изображение действительности, повествование о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Лирика (от древнегреческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») — род литературы, служащий для изображения чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Драма — (от древнегреческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Каждый род литературы в свою очередь включает набор жанров.

Жанр — (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры

1. Малые:

  • рассказ — малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя, обычно имеет одну сюжетную линию.
  • новелла — (от от итал. novella — новость) — один из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, в новелле большее внимание уделяется фабуле, которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.
  • очерк — эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.
  • притча — жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной идеи.

Лирический субъект и автор произведения

Следует отметить, что лирический субъект необязательно совпадает с автором произведения. Отличия могут затрагивать как внешнюю биографию, так и внутренние качества. Если являются очевидными различия между лирическим субъектом и поэтом, можно говорить о так называемом лирическом герое произведения. В случае если субъект в основном совпадает с самим автором, правильнее называть его поэтом или употреблять при анализе имя автора. Подобная лирика отражает внутренний мир ее создателя, и поэтому называется она автопсихологической.

Жанры, входящие в этот род литературы, — мадригал, элегия, эпиграмма, сатира, дружеское стихотворное послание, ода, сонет.

Роды литературы

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

  • Эпос – это повествование, проза.
  • Лирика – это стихи.
  • Драма – это пьесы.
  • Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

Литературный род

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос

объективно изображает человека;
лирика
субъективно;
драма изображает частную человека в переломные моменты.

Проза Повествование Эпические жанры:

  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк
Поэззия Лирические жанры:

  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс
Пьесы Драматические жанры:

  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • трагикомедия
  • водевиль

Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/89-rody-literatury.html

Разновидности эпоса

Как уже было сказано выше, существует несколько видов эпических жанров, которые можно объединить по признаку их объема. Это крупные, средние и малые. В каждый из этих типов входят следующие разновидности:

  • К крупным относят эпопею, роман, эпическую поэму (поэму-эпопею).
  • К средним принадлежит такой вид, как повесть.
  • Среди малых называют рассказ, новеллу и очерк.

Несколько подробнее о разновидностях произведений, которые относятся к эпическим жанрам, будет рассказано ниже.

Что еще нужно отметить? Существуют также фольклорные, народно-эпические жанры, такие как былина, сказка и историческая песня.

Что такое жанр художественного произведения?

Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.

Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.

Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.

Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.

Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.

  • Рассказ о суде осириса кратко
  • Рассказ о суворове и русских солдатах читать
  • Рассказ о суворове и русских солдатах медаль
  • Рассказ о суворове и русских солдатах алексеев
  • Рассказ о суворове алексеев читать