Обновлено: 10.01.2023
1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых — бог с головой шакала — Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.
2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.
В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.
Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.
3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.
4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним — четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.
Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.
Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе — высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.
Описание древнеегипетского рисунка «Суд Осириса» по плану:
Папирус, на котором изображен посмертный суд Осириса над умершим создан по древнеегипетской Книге Мертвых.
- На изображении бог Анубис с головой черного шакала и телом человека ведет за руку умершего в белых одеждах. Он провожает его на суд бога Осириса, царя и судьи загробного мира.
- В центре зала стоят весы, с помощью которых определяется праведность усопшего. Умерший клянется, что не делал зла: не убивал и не воровал, не совершал других плохих деяний. Анубис кладет сердце человека на одну чашу весов, а на другую перышко богини Маат, а показания записывает бог Тот. Если весы остались в равновесии, то умерший считался оправданным перед богами, наблюдающими за судом. Если сердце перевешивало, то умершего съедала Амат с телом льва и головой крокодила.
- Бог Гор с головой сокола встречает оправданного умершего и провожает его дальше к богу Осирису.
- Осирис, владыка загробного мира восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Позади него стоят две богини. Лицо Осириса зеленого цвета, этот цвет символизирует возражение. После встречи с Осирисом, оправданный мог отправятся в страну мертвых.
Подробное описание древнеегипетского рисунка суд Осириса
На рисунке изображен посмертный суд Осириса над усопшим.
Усопшего за руку ведет бог Анубис.
Бог с головой шакала или Анубис:
Перед судом усопший должен был произнести клятву отрицания, т.е перечислить все грехи и заверить богов, что ни в одном из них не виновен. Далее усопшего ждет взвешивание на весах Маат. На одну чашу весов кладут сердце усопшего, на другую страусовое перо, символ богини Маат.
Богиня Маат:
Вот интересная цитата по поводу этого взвешивания:
Если сердце перевесит, то душа усопшего достанется пожирательнице душ Амт. На рисунке она изображена с головой крокодила.
Пожирательница душ Амат:
В взвешивании также принимает участие и Анубис. Рядом с весами стоит бог Тот с головой птицы, он следит за взвешиванием.
Бог Тот:
Если усопший был оправдан, то он вступал в Великий Чертог, где восседал владыка мертвых Осирис. На рисунке Бог Гор как раз ведет к Осирису усопшего, которого оправдали.
Бог Гор:
Осирис нарисован в окружении богинь Исиды и Нефтиды и сыновей Хора.
Бог Осирис и описание его облика:
Краткое описание суда Осириса
Опишем древнегреческий рисунок Суд.
- Бог с головой шакала — Анубис ведет умершего в белых одеждах в зал суда. Там уже приготовлены весы, на которых будет взвешено сердце человека и на одну чашу весов уже положено перо богини Маат. Под весами сидит зверь, готовый сожрать грешного.
- Умерший клянется в том, что при жизни он не совершал порочащих его деяний, деяний, которые считаются древними египтянами преступными. Его показания записывает бог Тот с головой птицы и листом папируса в руках. Если весы оставались в равновесии умерший считался оправданным и чистым перед богами.
- Далее на рисунке мы видим бога Гора, который отводит оправданного к Осирису. У Гора также птичья голова, но на этот раз сокола.
- Сам Осирис восседает в стороне на богато убранном троне. Он в белых одеждах и позади него стоят две богини. Кожа Осириса зеленого цвета, ведь он бог возрождения. После того, как Осирису называли имя оправданного, тот мог отправляться в поля мертвых.
На папирусе нарисована процедура выявления грешности души умершего человека — этот ритуал, происходящий после смерти, представляли себе древние египтяне . Процедуру совершают египетские боги, которые выглядят иначе, чем человек. Один бог имеет голову шакала и его имя Анубис — он за руку ведёт умершего к весам для взвешивания его сердца и умерший рассказывает, что он сделал в жизни плохого и хорошего и перо богини Маат, положенное в другую чашу весов показывает, как отвечает умерший, справедливо или нет. Бог Тот, который стоит у весов имеет голову птицы с длинным клювом — он пишет показания умершего. Для устрашения умершего, чтобы он говорил правду, под весами сидит чудовище с зелёной головой крокодила, которое готово растерзать умершего за сказанную неправду. После взвешивания умершего другой бог по имени Гор, голова которого изображена соколиной, ведёт к богу Осирису, который восседает на троне весь облачённый в белые одежды, скрывающие его тело и только лицо и руки мы видим незакрытыми, а они у него зелёные, что говорит о том, что Осирис возродился из мёртвых после того, как был убит своим братом Сетом. Сзади трона стоят две богини, имеющие нормальный цвет лица.
Древние египтяне были очень набожными людьми, они верили в загробную жизнь и готовились к ней. У них была так называемая «Книга мертвых», это сборник текстов, который помогал умершему в царстве мертвых, ведь там его ждало много испытаний.
Одно из самых сложных испытаний и был суд Осириса, бога возрождения. На рисунке из этой книги изображен как раз этот суд. Три фрагмента слева направо:
- Бог с головой шакала Анубис приводит умершего на суд,
- Анубис взвешивает сердце умершего,
- Бог Гор подводит умершего к Осирису.
Опишем рисунок по плану.
- Бог с головой шакала — Анубис. Это покровитель умерших, бог бальзамирования. Религия Древнего Египта развивалась, поэтому сначала этого бога изображали в виде шакала, позже это был человек с головой шакала. Роль Анубиса на суде Осириса такова, что он следит за взвешиванием сердца умершего и он же приводит умершего на этот суд. Анубис бальзамирует тело, такие эпизоды можно видеть на других папирусах или росписях.
- На суде Осириса взвешивали сердце умершего — на одну чашу клали сердце, на другую перышко богини Маат. Самый лучший исход, когда их вес был одинаков. В этом случае умерший попадал в царство мертвых. При плохом исходе, когда сердце перевешивало, то душу умершего сжирала Амат и теперь уже действительно наступала смерть. На рисунке мы видим, что бог Тот с головой Ибиса записывает показания взвешивания на дощечке. Умерший говорит, что не совершал плохих поступков, перечисляет каких именно, их около 40, обращается к каждому из 42 богов, которых мы видим наверху рисунка.
- На нашем рисунке сердце умершего не перевесило перышко Маат и бог Гор с головой сокола ведет умершего к Осирису. Гор сообщает Осирису о том, что умерший вел праведную жизнь.
- Бог Осирис восседает на троне, на нем белые одежды, а кожа зеленого цвета. Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Его изображали в виде мумии. Корона у Оириса из стеблей папируса. Осирис возродился из мертвых, но остался богом для в загробном мире. Исида и Нефтида стоят за Осирисом. Перед Осирисом мы видим цветок лотоса, на котором изображены сыновья Гора.
На рисунке изображены древние Микены. В эпоху, описанную Гомером, Микены были одним из центров греческого мира, а правителем в городе был царь Агамемнон. Из курса истории мы знаем, что только царь и его семья могли жить во дворце на вершине холма, следовательно, на заднем плане автор нарисовал дворец Агамемнона.
Сам город окружен высокими массивными стенами, построенными таким образом, чтобы дать возможность защитникам города расположиться на них так, чтобы метать копья и камни в любого, кто приближается к воротам цитадели. Но в данный момент на стенах расположились женщины, они с грустью и надеждой смотрят на уходящих в поход мужей, сыновей и братьев, понимая, что обратно возвратятся не все.
На переднем плане картины изображены микенские воины, одетые согласно традициям своего времени: в шлемы, наколенники и килты. Они хорошо вооружены: в руках держат копья и щиты. Щиты держатся на левом плече при помощи ремня, грудь воина защищает кольчуга. Мы знаем, что в качестве резервного (запасного) оружия каждый воин имел метательный нож или меч. Поскольку это оружие небольшое по размеру, на рисунке его не видно.
Возглавляет процессию колесница, в которой находятся два человека — возничий и хорошо вооруженный воин. Микенцы использовали в боях колесницы, управлявшие ими воины считались элитой греческой армии.
Штурм Карфагена римскими войсками подвел черту под Пуническими войнами. Осада Карфагена длилась больше года. Женщины города стриглись на голо, что бы из волос сплести веревки и канаты для катапульт, но враг все же ворвался на улицы города. Спрашиваешь кому больше сочувствуешь? Представь — ты давно голоден, ты ранен, и не спал одним богам ведомо сколько, но на улице, где ты еще ребенком играл — враг, безжалостный и беспощадный, а за твоей спиной мать, сестра, возможно уже и жена есть и дети, их удел грабеж, изнасилование и продажа в рабство (если выживут), кстати, рабство никак не обеспечивало выживание, а вот ежедневное унижение насилие, побои и пр. радости гарантировало, а теперь скажи мне на чей стороне должны быть симпатии? Нет, можно представить себя и римским легионером, который, собственно, и желает дорваться до всего перечисленного (грабеж, насилие и т.д.). Подобные веселые парни на нашу землю приходили, у них еще на ремнях было написано»С нами Бог», а до них были другие и нет им числа. Карфагеняне не были белыми и пушистыми. Взятие Карфагена — это 3-я Пуническая война, но когда враг у ворот у тебя есть только один выбор, только одна судьба и только один исход.
На рисунке изображены скрывающиеся христиане. Центральное место композиции — пастор, с посохом. Вокруг несколько христианских семей. Вообще первые христиане не часто скрывались, т. к. старались открыто выходить к своим противникам, часто собирались под открытым небом, но без центрального общинного костра и без архитектуры. Скрывались они в катакомбах и пещерах. Тут изображено что-то вроде городской катакомбы, вероятно, во время Неронских гонений 3-го века. Первые христиане были андеграундом, меньшинством, поэтому и жили обособленно. Так же у них не было как такового жречества, духовенства, и они избирали своих народных лидеров общин, как судей Израиля. их уклад был сильно похож на социал-демократический, но более воинственный, ревизионыый, отнюдь не жаждущий стабильности. Тексты они все хранили устно, бумаги тогда не было, ораторские речи толкали по памяти, если требовалось упоминать цитаты из писания. Рукоположение делали тоже достатчно фривольно, не было сформированных афтокефалий, не было пышных облачений расшитых золотом и имущество было все общее.
в то же время, пока горожане скрывались под городом, от пожаров, которые создавал Нерон,основной костяк христиан, не из мирян, а из монахов, жил в пустыне. Отцы-пустынники, основатели первых аскетических текстов, известные как анахореты, скрывались в египетской пустыне Вади-Аль-Нафрун, начиная с III века. Жили они полностью изолированно и верили что наступает конец света. Их радикальная форма аскетизма была вдохновлена книгой Апокалипсис, которая долго считалась апокрифом, без канонического статуса.
Церковь (собрание верующих), у иудеев (синедрион, синод, собрание) существует, согласно верованиям христиан, помимо реальных людей, еще на небесах, как церковь незримая, нерушимая.
так называемые церковные соборы, первые юридические заседания, где иерархи церкви решали доктринальные вопросы, начали проводить со времен принятия Римом христианства, с подачи Константина Великого. Первый собор прошел в городе Никеи в 325 году.
Попав в мир мертвых, египтянин должен был отчитаться перед Осирисом в том, что в течение жизни он не совершал никаких действий, противных богам. Перечень этих действий (не лгать, не воровать, не убивать, не завидовать, чтить родителей и т.д.) был очень схож с заповедями, данными Моисею.
В обоих случаях соблюдать правила и заповеди должны были все: от фараона до простолюдина, они были необходимым условием для попадания в царство блаженства (у египтян) или в рай (у иудеев).
Осирис у египтян воплощал моральный порядок вселенной, он судил каждого, бесстрастно и непредвзято, вознаграждая или наказывая его душу строго, но справедливо.
Десять заповедей составляют основу иудаизма, это правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни, правила, которыми и сегодня живет весь иудейский и христианский мир.
На суде Осириса душа умершего должна была дать клятву, что в течение жизни человек не совершал определенных грехов. Однако единого установленного списка грехов, который был бы применим ко всем, не существовало. Так, например, список грехов военачальника отличался от списка грехов, скажем, судьи или пекаря. Тем не менее, некоторые «вечные» грехи встречались почти у всех.
Вот, например, неполный список грехов из папируса Ани (книга Мертвых). Душа клялась, что человек при жизни:
- не совершал грехов;
- не воровал, не совершал мошеннических действий, не грабил, в т.ч. с применением насилия;
- не убивал;
- не похищал собственность Бога;
- не лгал и не произносил проклятий;
- не совершал прелюбодеяний и не занимался развратом;
- не гневался;
- был открыт словам правды и не богохульствовал;
- не повышал голос и не относился с высокомерием к другим людям и т.д.
Человек, который мог после смерти сказать применительно к себе все перечисленные «не», считался хорошим человеком и мог рассчитывать на загробную жизнь.
Доп.инф-ю на тему Что общего между клятвой на суде Осириса и заповедями Моисея можно найти в этом вопросе.
Бог Оси́рис был царём Египта. Он научил египтян земледелию, лечить болезни, строить, читать и писать, заниматься науками. Это было счастливое время.
Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет изготовил драгоценный саркофаг, принёс его на пир богов и предложил всем по очереди лечь в него — кому придётся впору, тому и достанется.
Осирис тоже подошёл к саркофагу и лёг в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, залили свинцом и бросили в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом его срубили и сделали колонну для царского дворца.
Исида , преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Нашла она колонну, разрубила её, достала саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила.
Египтяне верили, что каждый год Осирис снова умирает, и тогда в стране начинается засуха. Но вот оживает Осирис, разливается Нил и расцветает вся природа.
Произведения древнеегипетской литературы — излюбленные легенды многих детей, подростков и взрослых, которые с помощью образов великих богов и бесстрашных смертных демонстрировали важность доброго сердца в жизни человека, учили нравственности и моральному спокойствию. Миф об Осирисе кратко, представленный ниже, можно назвать сказанием, способным научить благородству и честности, открыть важность справедливости и беззлобия.
Кто такие Осирис и Исида?
Осирис — царь Древнего Египта, который открыл народу искусство лечить и создавать. В годы царствования великого правителя египтяне научились земледелию, исцелению, строительству, чтению, письму и другим немаловажным наукам.
Исида — дочь бога земли, своим существованием олицетворяющая женственность и материнство. Была почитаема египтянами, ценилась каждым родом за доброе сердце, мудрость и неподдельной искренностью.
Краткий пересказ мифа об Осирисе
Узнав о том, что произошло, Исида отстригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать тело Осириса, заточенное в своеобразной клетке.
Спустя множество дней, пройдя через труднейшие испытания, богине удалось отыскать его. По возращении в Египет она спрятала саркофаг в Дельте Нила, в зарослях камыша, в надежде, что его не отыщут неприятели.
Однако Исида не оставила бедного Осириса в столь плачевном состоянии — благодаря Анубису она отыскала все части молодого, но мертвого царя, собрала воедино и оживила. Осирис, разумеется, не воскрес окончательно — в новом воплощении он начал царствовать в мире мертвых.
Что такое Иару? Аналог христианского Рая…
Вот последовательность Суда Осириса в Великих Чертогах 2-х истин:
1. Умершего сопровождает Анубис — бог бальзамирования, он изображался как черный шакал или собака с человеческим телом, а также боги Гор и Тот, богиня Исида, и павиан (священное животное, посвящается Тоту)
3. Ритуал психостасии (в переводе: душа + неподвижный): взвешивают сердце умершего, его вынимает Анубис: на второй чаше весов лежит перо богини истины Маат (страусовое)
4. Если равновесие нарушено — значит, сердце отягощено грехами
5. Грешника пожирает Ампт– чудовище, которое охраняет весы: с головой крокодила и туловищем бегемота
6. Тот записывает результат.
Религия Древнего Египта включала в себя множество богов.
Что такое Иару? Аналог христианского Рая…
Вот последовательность Суда Осириса в Великих Чертогах 2-х истин:
1. Умершего сопровождает Анубис — бог бальзамирования, он изображался как черный шакал или собака с человеческим телом, а также боги Гор и Тот, богиня Исида, и павиан (священное животное, посвящается Тоту)
3. Ритуал психостасии (в переводе: душа + неподвижный): взвешивают сердце умершего, его вынимает Анубис: на второй чаше весов лежит перо богини истины Маат (страусовое)
4. Если равновесие нарушено — значит, сердце отягощено грехами
5. Грешника пожирает Ампт– чудовище, которое охраняет весы: с головой крокодила и туловищем бегемота
Читайте также:
- Оперативная память кратко и понятно
- Марпол приложение 4 кратко
- Миссия тату салона кратко
- Концептуализм пьера абеляра кратко
- Место экологии среди биологических наук кратко
Суд Осириса
Суд Осириса
Глава 125 «Книги мертвых» посвящена суду Осириса. Во вступительной части усопший, стоящий перед входом в зал суда, который охраняет бог мертвых Анубис, описывает богу путь, который он проделал, и святилища, которые посетил. После того как он называет имена богов в зале Двойной Маати — богини истины и порядка, створки дверей, запоры и даже пазы для петель позволяют ему войти.
Вступив в зал, умерший заявляет, что знает имя Осириса и имена сорока двух богов египетских номов (земель), помогающих Осирису в проверке душ, и что он не совершил грехи, которые подробно перечисляет по статьям:
1) не совершал дурных поступков; 2) не обижал членов своей семьи; 3) не совершал дурного в святом месте; 4) не имел порочных друзей; 5) не творил зла; 6) не перегружал своих людей работой; 7) не стремился к почестям; не обращался жестоко со своими слугами; 9) не презирал бога; 10) не покушался на чью-либо собственность; 11) не делал неугодное богам; 12) не чернил слугу перед его господином; 13) не причинял никому страданий; 14) не прогнал голодного; 15) не заставил никого плакать; 16) на совершал убийства; 17) не приказывал никому убивать; 18) не причинял страданий; 19) не крал подношений в храме; 20) не крал хлеба, пожертвованного богам; 21) не крал хлеба, пожертвованного духам; 22) не прелюбодействовал; 23) не осквернял себя в святилище бога своего города; 24) не обманывал при расчетах; 25) не отнимал ничью землю; 26) не покушался на чужую землю; 27) не обманывал торговца; 28) сам не жульничал при торговле; 29) не крал молоко у детей; 30) не угонял чужой скот; 31) не ставил силки на священных птиц; 32) не ловил рыбу на наживку из того же вида рыбы; 33) не перегораживал путь воде; 34) не обрушивал берег канала; 35) не гасил огонь, которому следовало гореть; 36) не лишал богов принесенного им мяса; 37) не угонял священный скот; 38) не препятствовал богу в его выходе.
«Я чист. Я чист. Я чист. Я чист», — повторял умерший. После того как умерший произносит эту «исповедь», он обращается к каждому из сорока двух божеств, утверждая, что он не совершал такого-то греха. Знанием имен этих божеств «подсудимый» обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Кроме этого, в главе 30 «Книги мертвых» умерший магическим заклинанием заставляет свое сердце не свидетельствовать против него: «Не выдумывай против меня клеветы перед великим богом, владыкой Запада! Ведь от твоего благородства зависит признание меня праведным».
Перед лицом Осириса в присутствии Великой Эннеады (Девятка) богов (в другом варианте — Большого и Малого Совета богов) происходит психостасия — взвешивание сердца умершего. Сердце в данном случае выступает как символ совести покойного, причем противовесом сердцу на весах богини Маат служит страусовое перо — символ Маат, олицетворяющее истину (иногда на иллюстрирующих суд виньетках перо заменяет фигура самой богини). Сердце должно весить столько же, сколько перо Маат. На одних виньетках на опоре весов изображена обезьяна писца богов Тота, на других — голова Маат, или голова Анубиса, или голова Тота. Иногда взвешивание сердца производит Анубис, иногда Маат либо Гор. За результатами взвешивания следит Тот и записывает их на дощечке. Рядом с весами находится пожирательница душ Амт.
В зал суда умерший входит один или в сопровождении жены, но на некоторых виньетках его приводит туда Анубис, либо бог с головой собаки, держащий в левой руке нож, либо Гор — сын Исиды. Довольно часто Осирис изображен не один, а в сопровождении Исиды, Нефтиды и четверых сыновей Гора, которые стоят на цветке лотоса. Стебель этого цветка растет из вод озера, которое питается водами небесного Нила и служит источником воды для душ блаженных и богов.
Тот, обращаясь к Эннеаде, говорит, что покойный признан праведным. Тогда суд выносит оправдательный приговор: «Нет позволения, чтобы чудовище Амт Пожирательница овладело им; пусть дадут ему хлеб, кладущийся перед Осирисом, земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Иару». Уже будучи оправданным, умерший еще раз настаивает на своей праведности при выходе из зала и ведет диалоги магического характера с привратниками, дверями, докладчиками.
Гарантами вечной жизни были магия и ритуальная чистота — очистительные церемонии, соблюдение пищевых табу. Все это должно было устранить опасности, подстерегающие умершего в его загробной жизни.
Специальный бог Шексему, покровитель виноделия, был ответствен также за изготовление масел для притирания и бальзамирования; он призван был охранять мумию от повреждения и наказывать тех, кто пытался осквернить останки.
Уже в «Текстах саркофагов» возникает идея загробного суда, то есть вечную жизнь определяет в том числе и этический принцип. Суд и психостасия происходят либо в барке бога Солнца, либо на острове Огня, либо в Гелиополе или Абидосе; судья, обычно, — Ра или Осирис.
Со становлением идеи справедливого загробного суда преисподняя оказывается разделенной на сферы — светлое пространство близ богов и ад для грешников (сказка о Са-Осирисе). Описание наказаний содержится в «Книге амдуат», «Книге врат» и «Книге пещер». Грешники лишаются погребения — боги срывают погребальные пелены с «врагов, приговоренных к наказанию в Дуате»; они лишены общения с богами, тепла и света, их удел лишь темный хаос. Распространенное наказание — связывание и заключение. В «Книге врат» Гор объявляет: «Вы связаны сзади, злодеи, чтобы быть обезглавленными и перестать существовать». В «Книге пещер» преисподняя описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти.
Самым грозным наказанием считалось окончательное уничтожение всей сущности грешника: и тела и души. Души грешников существовали независимо от тела в перевернутом положении — вниз головой, они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью, а потому им предстояло полное и окончательное уни-чтожение. Такое уничтожение достигалось обезглавливанием или сожжением. В «Книге амдуат» грешников сжигают в котлованах, в «Книге пещер» казнь огнем совершается в специальных котлах, куда бросают головы, сердца, тела, души и тени грешников (что напоминает средневековые христианские поверья об аде).
Вместе с неуверенностью в том, что ритуал обеспечит загробное блаженство, рождается религиозный скептицизм. На одной египетской стеле умершая жена обращается к пережившему ее мужу с призывом наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях:
«…Следуй своим желаниям день и ночь. Не давай заботе места в твоем сердце. Ибо Западная страна — это страна сна и мрака, обиталище, где остаются те, кто здесь пребывает. Они спят в своем обличье мумий, они никогда не просыпаются, чтобы увидеть своих друзей, они не узнают ни своих отцов, ни своих матерей, их сердце больше не заботится об их женах и детях. На земле всякий наслаждается водою жизни, но я страдаю от жажды. Вода приходит к тому, кто пребывает на земле, а я жажду и не могу испить воды, которая есть здесь у меня. С тех пор как я пришла в эту долину, я не знаю, где я нахожусь. Я томлюсь по воде, которая течет здесь. Я тоскую по ветерку на берегу реки, который освежил бы мое сердце в его печали. Ибо имя бога, царящего здесь, звучит: совершенная смерть. Когда он зовет, все люди, трепеща от страха, приходят к нему. Для него нет разницы между богами и людьми, великие и малые равны перед ним. Он не оказывает никакой милости тому, кто его любит; он одинаково забирает и ребенка, отрывая его от матери, и старика. Никто не приходит поклониться ему, ибо он не проявляет милости к тем, кто ему поклоняется, он не ценит тех, кто приносит ему жертвы».
Вместе с тем диалог умершего Ани с богом Атумом (Новое царство, XVI–XI вв. до н. э.) пытается внушить оптимизм, предвкушение идеального блаженства на том свете:
Ани: «О Атум, что это, что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!»
Атум: «Ты будешь в ней жить с удовлетворенным сердцем».
Ани: «Но в ней нет радостей любви!»
Атум: «Я дал просветление вместо воды и воздуха и радостей любви, умиротворение сердца вместо хлеба и пива».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Суд бога Осириса…
Осирис – владыка загробного мира и бог плодородия в древнеегипетской мифологии, судья душ усопших. Сын бога Геба и богини Нут, брат Сэта и Нефтиды. Супруга — Исида. Дети — Гор, Анубис.
Изображали Осириса как человека с зеленой кожей (по некоторым данным с черной) и длинной фараоновской бородкой, его ноги и грудь были обернуты льняными полотнами, подобно мумии, в руках его были атрибуты власти (цеп и посох), на голове он носил высокую корону по бокам с двумя страусиными перьями.
Справедливый Суд
Перед тем как начать получать посмертные дары, усопшему с помощью Осириса надлежало обрести саму возможность посмертного существования. Для чего, оказавшись в загробном мире, он представал перед судом Осириса и 42-х содействовавших ему богов египетских номов (земель), оценивавших всю совокупность прижизненных поступков усопшего с точки зрения их соответствия маат: в соответствии с этим сердце человека (согласно представлению египтян, средоточие человеческих помыслов) помещали на весы, на другой чашке которых ложилось перо, которое символизировало маат.
Чтобы дела усопшего соответствовали маат, среди них не должно было быть осознанного причинения вреда другим людям или пренебрежения точным исполнением религиозных ритуалов, которое тоже могло причинить людям вред, нарушая их нормальные отношения с богами и вызвав их гнев.
В случае если во время взвешивания сердце точно уравновешивало перо, усопшего считали оправданным от подозрений в нарушении маат («правым голосом») после чего он занимал отведенное ему место в царстве Осириса. В том случае если чашка весов с сердцем перевешивала перо, считали, что человеческое сердце свидетельствует против него: во время земной жизни его злые поступки преобладали над добрыми, он не заслуживал посмертного существования, и сердце усопшего пожирало находящееся рядом с весами чудовище Амамат.
Существенно, что после «Суд Осириса» и взвешивания сердца перед лицом Осириса усопший не мог попасть ни в «рай», ни в «ад» по аналогии с представлениями о загробной жизни (см. Загробный мир реален) монотеистических религий. Благая посмертная судьба в царстве Осириса представляла из себя не вечное блаженство и наслаждение близостью к божеству, а продолжение жизни на Земле, включая и работу на владыку загробного мира (подобно работе под властью царя земного) на так называемых «полях тростника».
В связи с чем во II тыс. до н. э. в погребения помещались ушебти (егип. «ответчик»), т. е. небольшие фигурки, которые, отзываясь на призыв усопшего, оживают и исполняют за него назначенную ему работу. А воздаянием за неправедную жизнь были не вечные муки, а лишение человека возможности посмертного существования, его абсолютное уничтожение.
Следует отметить, что политические наставления, которые содержались в «Поучении царю Мерикара», рассчитывались на обеспечение ему не только благополучного правления при жизни, но и служили оправданием на Суде Осириса в воздаяние за исполнение им своего долга перед богами и людьми. Судя по этому, в I Переходный период адаптация ритуала погребения царя к заупокойному ритуалу обычного человека привела к тому, что на какое-то время загробная участь людей воспринималась (в том числе и самими царями!) как абсолютно одинаковая.
В последствии, после нового объединения Египта и стабилизации положения в государстве, царя начали снова считать способным к обретению бессмертия путем вознесения на небо и слияния со своим отцом Ра, в близкой аналогии с представлениями III тыс. до н. э., намеченными в «Текстах пирамид»; несмотря на это, отождествление умершего царя с Осирисом тоже сохранило свое значение.
Таким образом Осирис все также оставался справедливым и честным владыкой, а суд Осириса мог дать надежду каждому египтянину на загробную жизнь, в независимости от происхождения и положения в обществе.
ред. shtorm777.ru
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
3
Как описать древнеегипетский рисунок на папирусе Суд Осириса по плану (см)?
1) Бог-шакал и умерший
2) запись показаний умершего и взвешивание сердца
3) бог Гор с оправданным на суде
4) облик Осириса — владыки страны мертвых
6 ответов:
8
0
1) Согласно верованиям египтян, после смерти человека по загробному миру (Дуату) его сопровождает Хранитель мертвых — бог с головой шакала — Анубис. На рисунке мы видим, как он за руку ведет умершего.
2) Пройдя через ворота Дуата умерший попадает в Зал Суда, где произносит отрицательные признания, делая множество заявлений о своей невиновности в грехах. Он говорит о том, что он не убивал, не воровал, не лгал и т.д. После этого начинается церемония взвешивания сердца. Анубис кладет сердце на весы, Бог Тот (с головой ибиса) записывает результат.
В верхней части рисунка нарисованы боги и богини, которые контролируют, что процесс взвешивания происходил по установленным правилам.
Мы видим, что сердце умершего не тяжелее перышка богини Маат, помещенного на противоположную часть весов. Это говорит о том, что он вел достойный образ жизни.
3) Теперь бог Гор с головой сокола ведет умершего его к Осирису.
4) Осирис сидит на троне, за его спиной стоят богини Исида и Нефтида. Перед ним — четыре сына Гора на вершине цветка лотоса.
Гор обращается к Осирису, рассказывает ему, что умерший успешно прошел процедуру взвешивания сердца.
Облик Осириса: лицо бога (согласно египетской традиции) окрашено в зеленый цвет не случайно: этот цвет египтяне связывали связывали с возрождением. На Осирисе — высокая белая корона с перьями с обеих сторон, Осирис облачен в белые одежды, в такие же одежды обычно завертывали мумии.
6
0
Описание древнеегипетского рисунка «Суд Осириса» по плану:
Папирус, на котором изображен посмертный суд Осириса над умершим создан по древнеегипетской Книге Мертвых.
- На изображении бог Анубис с головой черного шакала и телом человека ведет за руку умершего в белых одеждах. Он провожает его на суд бога Осириса, царя и судьи загробного мира.
- В центре зала стоят весы, с помощью которых определяется праведность усопшего. Умерший клянется, что не делал зла: не убивал и не воровал, не совершал других плохих деяний. Анубис кладет сердце человека на одну чашу весов, а на другую перышко богини Маат, а показания записывает бог Тот. Если весы остались в равновесии, то умерший считался оправданным перед богами, наблюдающими за судом. Если сердце перевешивало, то умершего съедала Амат с телом льва и головой крокодила.
- Бог Гор с головой сокола встречает оправданного умершего и провожает его дальше к богу Осирису.
- Осирис, владыка загробного мира восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Позади него стоят две богини. Лицо Осириса зеленого цвета, этот цвет символизирует возражение. После встречи с Осирисом, оправданный мог отправятся в страну мертвых.
<hr />
5
0
Подробное описание древнеегипетского рисунка суд Осириса
———————<wbr />———————<wbr />—————
<hr />
На рисунке изображен посмертный суд Осириса над усопшим.
Усопшего за руку ведет бог Анубис.
Бог с головой шакала или Анубис:
<hr />
<hr />
Перед судом усопший должен был произнести клятву отрицания, т.е перечислить все грехи и заверить богов, что ни в одном из них не виновен. Далее усопшего ждет взвешивание на весах Маат. На одну чашу весов кладут сердце усопшего, на другую страусовое перо, символ богини Маат.
Богиня Маат:
<hr />
<hr />
Вот интересная цитата по поводу этого взвешивания:
Если сердце перевесит, то душа усопшего достанется пожирательнице душ Амт. На рисунке она изображена с головой крокодила.
Пожирательница душ Амат:
<hr />
<hr />
В взвешивании также принимает участие и Анубис. Рядом с весами стоит бог Тот с головой птицы, он следит за взвешиванием.
Бог Тот:
<hr />
<hr />
Если усопший был оправдан, то он вступал в Великий Чертог, где восседал владыка мертвых Осирис. На рисунке Бог Гор как раз ведет к Осирису усопшего, которого оправдали.
Бог Гор:
<hr />
<hr />
Осирис нарисован в окружении богинь Исиды и Нефтиды и сыновей Хора.
Бог Осирис и описание его облика:
<hr />
<hr />
Краткое описание суда Осириса
———————<wbr />———
<hr />
<hr />
4
0
Опишем древнегреческий рисунок Суд.
- Бог с головой шакала — Анубис ведет умершего в белых одеждах в зал суда. Там уже приготовлены весы, на которых будет взвешено сердце человека и на одну чашу весов уже положено перо богини Маат. Под весами сидит зверь, готовый сожрать грешного.
- Умерший клянется в том, что при жизни он не совершал порочащих его деяний, деяний, которые считаются древними египтянами преступными. Его показания записывает бог Тот с головой птицы и листом папируса в руках. Если весы оставались в равновесии умерший считался оправданным и чистым перед богами.
- Далее на рисунке мы видим бога Гора, который отводит оправданного к Осирису. У Гора также птичья голова, но на этот раз сокола.
- Сам Осирис восседает в стороне на богато убранном троне. Он в белых одеждах и позади него стоят две богини. Кожа Осириса зеленого цвета, ведь он бог возрождения. После того, как Осирису называли имя оправданного, тот мог отправляться в поля мертвых.
2
0
На папирусе нарисована процедура выявления грешности души умершего человека — этот ритуал, происходящий после смерти, представляли себе древние египтяне . Процедуру совершают египетские боги, которые выглядят иначе, чем человек. Один бог имеет голову шакала и его имя Анубис — он за руку ведёт умершего к весам для взвешивания его сердца и умерший рассказывает, что он сделал в жизни плохого и хорошего и перо богини Маат, положенное в другую чашу весов показывает, как отвечает умерший, справедливо или нет. Бог Тот, который стоит у весов имеет голову птицы с длинным клювом — он пишет показания умершего. Для устрашения умершего, чтобы он говорил правду, под весами сидит чудовище с зелёной головой крокодила, которое готово растерзать умершего за сказанную неправду. После взвешивания умершего другой бог по имени Гор, голова которого изображена соколиной, ведёт к богу Осирису, который восседает на троне весь облачённый в белые одежды, скрывающие его тело и только лицо и руки мы видим незакрытыми, а они у него зелёные, что говорит о том, что Осирис возродился из мёртвых после того, как был убит своим братом Сетом. Сзади трона стоят две богини, имеющие нормальный цвет лица.
2
0
Древние египтяне были очень набожными людьми, они верили в загробную жизнь и готовились к ней. У них была так называемая «Книга мертвых», это сборник текстов, который помогал умершему в царстве мертвых, ведь там его ждало много испытаний.
Одно из самых сложных испытаний и был суд Осириса, бога возрождения. На рисунке из этой книги изображен как раз этот суд. Три фрагмента слева направо:
- Бог с головой шакала Анубис приводит умершего на суд,
- Анубис взвешивает сердце умершего,
- Бог Гор подводит умершего к Осирису.
Опишем рисунок по плану.
- Бог с головой шакала — Анубис. Это покровитель умерших, бог бальзамирования. Религия Древнего Египта развивалась, поэтому сначала этого бога изображали в виде шакала, позже это был человек с головой шакала. Роль Анубиса на суде Осириса такова, что он следит за взвешиванием сердца умершего и он же приводит умершего на этот суд. Анубис бальзамирует тело, такие эпизоды можно видеть на других папирусах или росписях.
- На суде Осириса взвешивали сердце умершего — на одну чашу клали сердце, на другую перышко богини Маат. Самый лучший исход, когда их вес был одинаков. В этом случае умерший попадал в царство мертвых. При плохом исходе, когда сердце перевешивало, то душу умершего сжирала Амат и теперь уже действительно наступала смерть. На рисунке мы видим, что бог Тот с головой Ибиса записывает показания взвешивания на дощечке. Умерший говорит, что не совершал плохих поступков, перечисляет каких именно, их около 40, обращается к каждому из 42 богов, которых мы видим наверху рисунка.
- На нашем рисунке сердце умершего не перевесило перышко Маат и бог Гор с головой сокола ведет умершего к Осирису. Гор сообщает Осирису о том, что умерший вел праведную жизнь.
- Бог Осирис восседает на троне, на нем белые одежды, а кожа зеленого цвета. Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Его изображали в виде мумии. Корона у Оириса из стеблей папируса. Осирис возродился из мертвых, но остался богом для в загробном мире. Исида и Нефтида стоят за Осирисом. Перед Осирисом мы видим цветок лотоса, на котором изображены сыновья Гора.
Читайте также
На рисунке изображены древние Микены. В эпоху, описанную Гомером, Микены были одним из центров греческого мира, а правителем в городе был царь Агамемнон. Из курса истории мы знаем, что только царь и его семья могли жить во дворце на вершине холма, следовательно, на заднем плане автор нарисовал дворец Агамемнона.
Сам город окружен высокими массивными стенами, построенными таким образом, чтобы дать возможность защитникам города расположиться на них так, чтобы метать копья и камни в любого, кто приближается к воротам цитадели. Но в данный момент на стенах расположились женщины, они с грустью и надеждой смотрят на уходящих в поход мужей, сыновей и братьев, понимая, что обратно возвратятся не все.
__
На переднем плане картины изображены микенские воины, одетые согласно традициям своего времени: в шлемы, наколенники и килты. Они хорошо вооружены: в руках держат копья и щиты. Щиты держатся на левом плече при помощи ремня, грудь воина защищает кольчуга. Мы знаем, что в качестве резервного (запасного) оружия каждый воин имел метательный нож или меч. Поскольку это оружие небольшое по размеру, на рисунке его не видно.
Возглавляет процессию колесница, в которой находятся два человека — возничий и хорошо вооруженный воин. Микенцы использовали в боях колесницы, управлявшие ими воины считались элитой греческой армии.
Штурм Карфагена римскими войсками подвел черту под Пуническими войнами. Осада Карфагена длилась больше года. Женщины города стриглись на голо, что бы из волос сплести веревки и канаты для катапульт, но враг все же ворвался на улицы города. Спрашиваешь кому больше сочувствуешь? Представь — ты давно голоден, ты ранен, и не спал одним богам ведомо сколько, но на улице, где ты еще ребенком играл — враг, безжалостный и беспощадный, а за твоей спиной мать, сестра, возможно уже и жена есть и дети, их удел грабеж, изнасилование и продажа в рабство (если выживут), кстати, рабство никак не обеспечивало выживание, а вот ежедневное унижение насилие, побои и пр. радости гарантировало, а теперь скажи мне на чей стороне должны быть симпатии? Нет, можно представить себя и римским легионером, который, собственно, и желает дорваться до всего перечисленного (грабеж, насилие и т.д.). Подобные веселые парни на нашу землю приходили, у них еще на ремнях было написано»С нами Бог», а до них были другие и нет им числа. Карфагеняне не были белыми и пушистыми. Взятие Карфагена — это 3-я Пуническая война, но когда враг у ворот у тебя есть только один выбор, только одна судьба и только один исход.
На рисунке изображены скрывающиеся христиане. Центральное место композиции — пастор, с посохом. Вокруг несколько христианских семей. Вообще первые христиане не часто скрывались, т. к. старались открыто выходить к своим противникам, часто собирались под открытым небом, но без центрального общинного костра и без архитектуры. Скрывались они в катакомбах и пещерах. Тут изображено что-то вроде городской катакомбы, вероятно, во время Неронских гонений 3-го века. Первые христиане были андеграундом, меньшинством, поэтому и жили обособленно. Так же у них не было как такового жречества, духовенства, и они избирали своих народных лидеров общин, как судей Израиля. их уклад был сильно похож на социал-демократический, но более воинственный, ревизионыый, отнюдь не жаждущий стабильности. Тексты они все хранили устно, бумаги тогда не было, ораторские речи толкали по памяти, если требовалось упоминать цитаты из писания. Рукоположение делали тоже достатчно фривольно, не было сформированных афтокефалий, не было пышных облачений расшитых золотом и имущество было все общее.
в то же время, пока горожане скрывались под городом, от пожаров, которые создавал Нерон,основной костяк христиан, не из мирян, а из монахов, жил в пустыне. Отцы-пустынники, основатели первых аскетических текстов, известные как анахореты, скрывались в египетской пустыне Вади-Аль-Нафрун, начиная с III века. Жили они полностью изолированно и верили что наступает конец света. Их радикальная форма аскетизма была вдохновлена книгой Апокалипсис, которая долго считалась апокрифом, без канонического статуса.
Церковь (собрание верующих), у иудеев (синедрион, синод, собрание) существует, согласно верованиям христиан, помимо реальных людей, еще на небесах, как церковь незримая, нерушимая.
так называемые церковные соборы, первые юридические заседания, где иерархи церкви решали доктринальные вопросы, начали проводить со времен принятия Римом христианства, с подачи Константина Великого. Первый собор прошел в городе Никеи в 325 году.
Попав в мир мертвых, египтянин должен был отчитаться перед Осирисом в том, что в течение жизни он не совершал никаких действий, противных богам. Перечень этих действий (не лгать, не воровать, не убивать, не завидовать, чтить родителей и т.д.) был очень схож с заповедями, данными Моисею.
В обоих случаях соблюдать правила и заповеди должны были все: от фараона до простолюдина, они были необходимым условием для попадания в царство блаженства (у египтян) или в рай (у иудеев).
**
Осирис у египтян воплощал моральный порядок вселенной, он судил каждого, бесстрастно и непредвзято, вознаграждая или наказывая его душу строго, но справедливо.
Десять заповедей составляют основу иудаизма, это правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни, правила, которыми и сегодня живет весь иудейский и христианский мир.
На суде Осириса душа умершего должна была дать клятву, что в течение жизни человек не совершал определенных грехов. Однако единого установленного списка грехов, который был бы применим ко всем, не существовало. Так, например, список грехов военачальника отличался от списка грехов, скажем, судьи или пекаря. Тем не менее, некоторые «вечные» грехи встречались почти у всех.
Вот, например, неполный список грехов из папируса Ани (книга Мертвых). Душа клялась, что человек при жизни:
- не совершал грехов;
- не воровал, не совершал мошеннических действий, не грабил, в т.ч. с применением насилия;
- не убивал;
- не похищал собственность Бога;
- не лгал и не произносил проклятий;
- не совершал прелюбодеяний и не занимался развратом;
- не гневался;
- был открыт словам правды и не богохульствовал;
- не повышал голос и не относился с высокомерием к другим людям и т.д.
__
Человек, который мог после смерти сказать применительно к себе все перечисленные «не», считался хорошим человеком и мог рассчитывать на загробную жизнь.
__
Доп.инф-ю на тему Что общего между клятвой на суде Осириса и заповедями Моисея можно найти в этом вопросе.
-
-
Предмет:
История
-
Автор:
justinlucero767
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия1 минута назад
Решите пж задачу
-
Математика5 минут назад
Математика 6 класс
-
Русский язык5 минут назад
Помогите срочно пожалуйста рассказ на заре туманной юности
-
Литература5 минут назад
Срочно задание по литературе
-
Алгебра6 минут назад
Помогите с алгеброй… Пожалуйста
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Русский язык8 минут назад
срочно!
-
Математика8 минут назад
82453+28х82-6919:17-14009
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Жизнь после смерти? Существование или небытие?
Одним из способов этического и религиозного воздействия на людей было и есть формирование представлений продолжении существования после смерти. Идея о том, что после смерти еще что-то будет, а также страх того, что там может быть еще хуже, чем сейчас, может помочь в управлении обществом.
Обещая после смерти прекрасное будущее или избежание чего-то ужасного, можно дать человеку понять, что цена этому не просто жизнь. Проживи свою жизнь определенным способом и тогда будет тебе бонус.
В Древнем Египте эта религиозная технология строилась на противопоставлении ужаса и счастья. Если ты был не достоин, то твою душу пожирала Амат — богиня воздаяния за грехи. Если вел себя при жизни правильно, то тебя пускали в страну благодатных полей Иалу Верховного бога Ра.
Кстати, считается, что прообразом Элизиума (Елисейских полей) как части загробного мира Древней Греции были эти самые поля Иалу.
По верованиям древних египтян поля Иалу – это та часть Загробного мира (Дуата), куда душа умершего могла пройти после суда Осириса. Об этом нам повествует древнеегипетского религиозно-этический источник — «Книге мертвы».
После смерти душа умершего двигалась на Запад от Нила, в страну Аменти, часть Дуата. Пройдя через Аменти вместе с одним из сыновей Осириса богом Анубисом, душа попадала в «Зал двух истин». В этом зале проходил суд Осириса.
На суде Осирис, бог возрождения, повелитель Аменти, сидел в окружении 42 богов номов (административных единиц Египта в период XVI—XI вв. до н. э.).
Центр зала суда занимали огромные весы. Фемида была не первой, кто начал использовать их в отправлении правосудия.
На одну чашу часов клалось сердце умершего. Сердце по воззрениям того времени было вместилищем души. Именно поэтом у мумий сердце всегда оставалось.
На другую чашу клалось страусовое перо Маат. В прошлый раз я рассказывал о богине справедливости Маат, носившей это перо у себя на голове.
Взвешивание души осуществляли Анубис, бог мудрости Тот и бог неба и солнца (он же царь живых) Гор.
Во время взвешивания произносилась «исповедь праведности». Душа обращалась к 42 богам, сообщая, что при жизни этот человек не допускал (не делал) тех или иных поступков. Строго по списку.
Если он перечислял все пункты из списка, то Перо Маат и душа приходили в равновесие. Если же назывался не весь список, то душа оставалась тяжелее и душу ждала Амат.
Перо Маат являлось по сути мерилом праведности человека при его жизни. Весы на суде Осириса– способ отыскания правды и справедливости.
Что же касается «Исповеди праведности», то она была источником норм поведения, основной регулирования общественных отношений Древнего Египта.
Более важно на мой взгляд здесь беспристрастность участников суда. Боги не вмешивались. Только твои поступки и инструменты оценки в виде пера Маат и весов определяли твою праведность. Всё зависит от тебя самого. Перо и весы не будут хитрить.