Святогор
Илья Муромец и Святогор. И. Я. Билибин. 1900 г.
Святогор — богатырь-великан, один из основных персонажей русского былинного эпоса. Упоминается в некоторых произведениях отдельно от новгородского и киевского циклов. Отдаленную взаимосвязь с последним можно уловить во встрече могучего воина с Ильёй Муромцем.
Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» — так описывают этого богатыря предания. Когда едет он, сотрясается Мать Сыра Земля, выливаются реки из берегов, колышутся кроны деревьев. Живет Святогор на Святых горах, отсюда походит и имя его. На Русь святую не ездит, потому что тяжести его Земля не выносит.
По одной из версий, Святогор — сын самого общеславянского бога Рода, вездесущего и изначального. Сотворен богатырь для того, чтобы охранять границу между Светом и Тьмой. Возможно, поэтому и рост Святогора огромен. Былины о нем неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам. Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.
Прототип былинного Святогора достоверно неизвестен. И. Н. Жданов считает, что им мог быть библейский Самсон.
СМЕРТЬ ГЕРОЯ
Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.
Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.
Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.
В эпосе других народов есть похожие сюжеты. Мотив подымания сумы имеет параллели с северным сказанием о споре бога Тора с великаном. Кстати, у фильма «Тор», вышедшего в 2011 г., можно обнаружить мифологические корни.
БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ
Святогор и «тягость земная». Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой — узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.
Святогор и каменный гроб. Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.
Святогор и его жена. По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую — а вдруг она не так уж и страшна?
Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)
Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла — сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.
Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.
Поделиться ссылкой
История персонажа
Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет Илья Муромец.
Мифология
Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.
Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.
В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.
Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.
История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.
Образ и предания
Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.
Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.
Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.
Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.
Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.
Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.
В культуре
Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений Александра Пушкина, главенствующий богатырь получает в дар меч великана.
Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его Иван Краско.
Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.
В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.
В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.
Кто такой богатырь Святогор? Святогор – это один из героев былин у древних восточных славян. Он является великаном, сильным и смелым. История про него не входит ни в киевский, ни в новгородский циклы былин.
Былина о Святогоре-богатыре гласит: он настолько тяжел, что даже Земля не выдерживает его. Он проваливается с ногами в глубь Земли.
В мифах и былинах о русских богатырях, Святогор предстает перед нами человеком, рост которого превышает деревья (десять саженей – примерно 216 метров). Живет он на высокой Святой Горе (отсюда и его имя). Стоит ему покинуть ее пределы и поехать куда-нибудь, Земля начинает трястись, леса колыхаться, а реки выходить из берегов. Русский богатырь Святогор обладал такой огромной силой, которая прибывала с каждым днем. Как ни странно, но она была проклятьем для Святогора. Он очень мало передвигался, потому что приносил неудобства своей небывалой массой.
Есть еще одна причина «неподвижности» Святогора. Якобы он находился на границе подземного мира и земного. Но решил Святогор покинуть свой пост. Проложил он лестницу к небу, к Богу. Последний разрешил Святогору придумать желание, которое будет исполнено. И задумал богатырь силы да мудрости, чем и бы награжден сполна.
Появление богатыря Святогора в древнеславянском фольклоре относится еще к дохристианской эпохе.
Про Святогора сложено несколько былин, каждая из которых имеет различный исход:
- Похвалился однажды Святогор, что смог бы перевернуть небо и землю, если бы было за что взяться. Тогда Микула Селянович бросает суму на землю, содержащую «всю земную тяжесть». Все попытки Святогора хоть немного сдвинуть ее оказываются тщетны. Но вот взял богатырь ее двумя руками и погряз в землю русскую. Так Святогор и умирает.
- Согласно другой былине, Илья Муромец как-то нашел постель в поле, под большим дубом. Решил он прилечь-отдохнуть. Спал он три дня. Разбудил богатыря его конь, который подсказал, что нужно спрятаться. В это время пришел Святогор, в руках у него был ларец из хрусталя. В нем лежала его жена. Она соблазнила Илью, пока муж спал, и посадила его в карман к Святогору. Последний с женой после сна двинулся в путь. И жалуется его конь, мол тяжело двух богатырей везти. Тогда Святогор обнаружил в кармане своем Илью, убил жену. Решили богатыри ехать вместе. Ехали-ехали, пока не нашли на пути своем гроб. Они решаются «примерить» его. И, когда Святогор ложится в него, то уже не может открыть крышку изнутри. Он передает свою силу Илье перед смертью. Пытался Илья мечом разрубить крышку, но гроб от этого лишь покрывался железом.
- Как Святогор женился? Пришел он однажды к Микуле спросить о судьбе своей. Тот пророчил Святогору свадьбу с женщиной, которая тридцать лет живет на гноище. Нашел богатырь вместо невесты там ужасную, изуродованную девку. И ранил ее в грудь Святогор да уехал прочь. И после этого превратилась та девка в красавицу. Через какое-то время молва о красоте ее пронеслась по всей Земле русской. И Святогор услышал да решил посмотреть на нее. Приехав, он увидел у нее шрам на груди и все понял. Так Святогор и обрел свою жену.
Каждый год, 3 декабря отмечается День памяти Святогора-богатыря. В этот день вспоминают былины о нем, прославляют его силу.
Святогор богатырь.
Когда речь заходит о богатырях, то мы часто вспоминаем легендарную троицу, что когда-то была увековечена на полотне Васнецова. Однако есть не менее выдающийся богатырь, что считался сильнее самого Ильи Муромца. Имя его – Святогор. Познакомившись с преданиями о нём, меня немало поразил один факт: нигде нет описание битвы великого богатыря с врагами.
Святогор уже сам по себе представляет неодолимое могущество, а вот в былинах появляется как поучительный персонаж. Несмотря на то, что Святогор имел родство с богами, а никто из людей не мог сравниться с ним, о его гибели сложено немало легенд, в каждой из которой скрыт глубокий смысл. Как сложилась жизнь богатыря, и что смогло погубить этого великана?
Святогор – хранитель порядка
Одни предания говорят, что отцом Святогора является сам Род, другие указывают на то, что богатырь приходится сыном Сварогу. Впрочем, даже внешность Святогора указывает на особенное происхождение. Как говорится в былинах, он «выше леса стоячего», то есть исполинского роста. Восседая на своём могучем коне, Святогор поддерживает собою небо, а потому чаще всего находится в горах (я уверена, вы уже обратили на «горную» деталь его имени).
Интересно, что отношение к Святогору несколько отличалось в разных регионах Руси. Если восточные и западные славяне считали его богатырём, однако не поклонялись Святогору как богу, то северные их соседи причисляли богатыря к священному пантеону.
В святых горах, где несёт свою службу Святогор, располагалось Мировое Древо. Наши предки верили, что именно оно является связующим ходом между двумя совершенно разными мирами – Явью и Навью. Задачей богатыря было поддержание порядка на данной территории – ни одно из тёмных существ Нави не должно было покинуть своей обители и перейти в Явь. Случись такое, мир превратился бы в хаотическое противоборство светлых и тёмных сил, но Святогор знал своё дело.
Невеста-чудовище для богатыря
Интригующее предание рассказывает о невесте Святогора. Когда богатырь был назначен правителем Царьграда, пророк рассказал ему о будущем. Согласно его словам, будущей супругой богатыря станет чудовище змеиного облика, что обитало в морской бездне. Как думаете, сильно обрадовался Святогор такому предсказанию?
Тем не менее, богатырь с тоской вздохнул и отправился искать свою кошмарную невесту. На одном из безлюдных островов увидел Святогор огромную змею. Ожидая нападения, ударил он чудовище мечом, а после бросил горсть золотых монет у разрубленного тела и ушёл восвояси.
Оказалось, что в облике змеи была заколдованная морская царевна Пленка, что вернула себе прежний прекрасный облик после гибели змеиной оболочки. На оставленные богатырём деньги она отстроила свой заброшенный остров, превратив его в процветающий край. Во время одного из походов купцы предложили царевне посетить Царьград.
Именно там Пленка и встретила своего избавителя, за которого и вышла замуж. Славяне считали, что каждый из многочисленных детей этой пары дал начало новому народу, живущему на земле.
Что сильнее силы?
Довелось Святогору и побывать в мире богов. Былины говорят, что однажды открылся вход на небо, и богатырь поставил несколько гор одну на другую, после чего, будто по ступеням, взошёл по ним.
Встретился он с самим Вышенем, могущественным божеством и покровителем людей. Мне кажется, Святогор попросил о том, что было мечтой любого богатыря. Он мечтал получить силу, которую не одолеет ни один неприятель. Вышень исполнил пожелание богатыря, однако отметил, что даже самая великая сила не может устоять перед хитростью и могуществом камня.
К сожалению, опасения Вышеня не оказались напрасными. Богатыря коварно обманул смертный Ван, который получил в жёны дочь Святогора. Причиной гибели богатыря стал камень Велеса, подобранный на дороге. Чёрный минерал обратил Святогора в одну из самых высоких гор – Арарат.
Однако есть и иное предание о гибели богатыря. Согласно ему, выехал однажды в поле Илья Муромец и заметил вдалеке могучего, словно скала, богатыря Он спросил дважды его имя, однако тот не ответил ему – крепко спал Святогор. Когда же великан открыл глаза, то схватил Илью в правую руку и бросил в свой карман вместе с конём богатырским. Так и ехали они к Араратским горам.
После первого привала примирились Илья и Святогор, а потом вдруг заметили красивый резной гроб, который решили примерить. Для Ильи оказался он слишком велик, а вот Святогору пришёлся в самую пору. Потребовал великан, чтобы Илья закрыл его каменной крышкой, да только снова раскрыть гроб оказалось невозможно. Отчаянно пытался Илья спасти своего товарища, но в тех местах, где разбивал он гроб, появлялись стальные обручи, что охватывали Святогора.
Понял богатырь, что недолго ему осталось жить, а потому попросил Илью склониться к нему. С выдохом передал Святогор богатырю часть своей силы немыслимой, однако отшатнулся Илья, сказав, что ему хватит своих умений, не хочет он, чтобы от каждого его шага содрогалась земля и шумели леса. Не принял в дар богатырь и коня Святогора, так свой собственный был для него и другом, и соратником.
Эти истории – только часть преданий о легендарном Святогоре. И пусть в былинах о нём нет привычного нам призыва к борьбе за родную землю, они не менее ценны, чем героический эпос. Святогор стал символом величайшей силы, что оказалась погублена чарами и человеческой хитростью. Сказания об этом богатыре призывают нас быть осмотрительнее и честнее, ведь далеко не всегда сила решает всё.
Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.
Какова судьба героя
Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.
Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.
Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.
Что означает символ Святогора
Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние. Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае. Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.
Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто — Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.
Сообщение по теме «Богатыри Земли Русской. Великий Святогор»
Великий
Святогор
Работу выполнила ученица
4 а класса Яппарова Карина.
Учитель:
Цыркова Мария Александровна
В своей работе я хочу рассказать о
БОГАТЫРЕ
ВЕЛИКОМ
СВЯТОГОРЕ
Великан приходится сыном богу-творцу,
а мать Святогора – святая русская Земля.
СВЯТО
гор
СВЯТЫЕ ГОРЫ
Святогор жил только в горах. Не могла вынести земля его силы: он огромен, «выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее», когда идёт,
земля содрогается, леса расступаются,
а реки выходят из берегов.
Задача героя – охранять мир Яви (мир людей и живых существ) от вторжения злых чудищ из Нави
(мира бесов).
вход в Явь
Хочет Святогор, как другие богатыри, с врагами сражаться, да не выдерживает его земля русская, рассыпается. Стал он деревья, как травинки, выдёргивать, начал горы разрушать, но это никому не нужно.
Святогор – самый сильный герой древнерусских былин. Но сила его бесполезна.
Святогор запечатлён в пяти легендах. В двух легендах он вместе с Ильёй Муромцем.
Былинный герой появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ непобедимой силы.
Встречу двух богатырей – Святогора и
Ильи Муромца,
описывает поэт
Иван Алексеевич Бунин
в стихотворении «Святогор и Илья».
Иван Алексеевич
Бунин
Святогор захотел перед смертью передать свою силу Илье Муромцу, но отказался Илья от
«этой силы нечеловеческой».
Не понимает Святогор, как применить свою силу.
В одной из легенд Святогор встречается с путником – землепашцем Микулой Селяниновичем
и начинает хвастаться перед ним силой богатырской.
Землепащец просит Святогора поднять его котомку, но богатырь не смог оторвать её даже от земли. Микула Селянинович объясняет Святогору, что в котомке – тяга земная, Микула пашет землю и потому, в отличие от Святогора, очень к ней привязан.
И всё же совершил Святогор один подвиг.
Во время правления Царьградом богатырь узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но отправился на поиски невесты. Попал Святогор на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею.
От испуга ударил Святогор её мечом и скрылся. В образе змеи была заколдованная морским царём красавица по имени Поленница. Заклинание спало.
Так Поленница встретилась со Святогором и вышла за него замуж .
Святогор был упомянут в анимационном фильме «Алёша Попович и Тугарин Змей»
Памятник Святогору в Ялте
День памяти богатыря Святогора отмечается в России ежегодно 3 декабря. Былины о богатыре Святогоре (он же Вышегор в других источниках) — одни из самых противоречивых, а потому привлекательных для читателя. Многое непонятно в судьбе могучего русича, но он прославился своей фантастической физической силой.
- Кто такой Святогор-богатырь?
- Былина о великане Святогоре не имеет четкого сюжета
Былина «Илья Муромец и Святогор» обычно выпячивает подвиги Ильи, а Святогор остается на заднем плане. Сюжета как такого в этом сказании нет: это просто описание путешествия, совершенных мужчинами в самом расцвете сил и энергии. И если о Муромце знают все, то личность богатыря Святогора начали прояснять лишь недавно.
Кто такой Святогор-богатырь?
Былина о Святогоре гласит, что удивительный мальчик появился в семье слепого великана. И когда юноша подрос, оказалось, что «не носила его мать сыра земля» — настолько тяжел был богатырь. На планете было одно лишь место, где Святогору жилось хорошо — Святые горы. Там-то Илья и повстречал гиганта, который шутя закинул в себе карман Илюшу и его коня. Еще после пары стычек Илья и «предивный богатырь» братаются.
Народный сказ о совместном путешествии богатырей разнится в некоторых местах, но суть остается прежней — идет интенсивный обмен опытом, причем ментором выступает Святогор. Он не только крупнее и сильнее, но и мудрее, чем Илья. Муромец вряд ли обладал внушительным багажом знаний после 33-летней ссылки на печи.
Курс молодого бойца и путешествие по Святым горам приводят к дружбе, проверенной неприятностями и неожиданностями, столь частыми в пути. По дороге богатыри наведываются к слепому отцу Святогора, тот тоже богатырь. Кстати, переводчики склоняются к мысли, что слепым отца Святогора назвали ошибочно: слово «темный» перевели как слепой, но род этот богатырский был вездесущ и всевидящ.
Но странная встреча с дубовым гробом, который стоял посреди дороги, путает все карты. Илья почему-то решает улечься в этот гроб, но он оказывается очень велик. Зато Святогору гроб как раз впору. Более того, слепой великан настолько комфортно чувствует себя в этом деревянном прибежище, что просит Илюшу накрыть его крышкой (или же крышка наваливается сама собой). Снять крышку у Ильи не получается — гроб запечатывает Святогора навеки.
Осознав неотвратимость смерти в гробу, Святогор завещает Илье свой меч, а также предлагает воспринять часть его огромной силы и мудрости через последний его выдох.
Читайте также: «Чужая» водка: когда крепкие напитки появились на Руси
Былина о великане Святогоре не имеет четкого сюжета
Былина как литературное произведение не отличается выписанным сюжетом. Современные каноны критики тут неприменима, зато вспоминается пушкинское «Сказка — ложь, да в ней намек». Намеков в сказании о Святогоре полно.
На ранних этапах изучения былинного эпоса Святогор казался критикам воплощением природной стихии. Однако непонятны его странствия и возможность жить лишь в одном географическом месте — Святых горах. На Руси ли эти горы? Если нет, то получается «богатырь-стихия» не может появляться «на Святой Руси» и помирает где-то на задворках в рукотворном гробу.
Историографы робко попытались провести параллель между смертью великана Святогора и египетским Осирисом. Дескать, оба божества умерли, чтобы потом воскреснуть. Но если в северной Африке такой подход прокатил, на Руси с воскрешением было туго. Да и не был Святогор божеством, даже несмотря на тогдашние языческие нравы.
Скорее всего, Святогор в былинном эпосе был «отцом» всех богатырей — именно он открыл серию сказаний о небывало мужественных и сильных русичах, до последней капли крови отстаивавших интересы Руси-матушки.
Читайте также: Странности этикета на Руси: почему в 19 веке ходить в гости нужно было со своей вилкой
Наши богатыри разделяются на старших и младших. Старшие богатыри относятся к очень древней эпохе, и потому песен о них дошло до нас немного; немного сохранилось и образов самих богатырей. О некоторых встречаются лишь упоминания в былинах (например, Самсон-богатырь).
Старшие богатыри отличаются от младших: они мало похожи на людей и напоминают скорее полубогов. Они обладают страшной силой, которую можно назвать стихийной (как сила воды, ветра, огня); сила эта тяготит их самих, и они не знают, куда применить её, она, обыкновенно, пропадает даром, без всякой пользы. Сама земля с трудом сдерживает старших богатырей. Они кочуют по матушке-земле.
Главные из наших старших богатырей – Святогор и Вольга. Переходной личностью от старших богатырей к младшим может быть назван богатырь-земледелец, важное лицо в нашем эпосе – Микула Селянинович.
Образ Святогора, богатыря могучего, дюжего, обладающего громадной силой, создан самим русским народом. Этот образ вошел в сокровищницу образов мирового художественного наследия.
О Святогоре сохранилась побывальщина (разложившаяся в прозу былина), повествующая, что он нашел гору, которая в состоянии сдержать его и лежит на ней неподвижно. Здесь увидал его младший богатырь Илья Муромец и вонзил ему в ногу меч. Святогор, подумавший, что за сучок зацепился, увидал Илью и дал ему совет – не сражаться никогда со старшими богатырями, ни с родом Микуловым, который любит матушка сыра-земля.
В другой былине рассказывается, что Святогор и Илья побратались, ездили вместе по полю и приехали в горах ко гробу; гроб этот, оказавшийся великим для Ильи, пришелся как раз по Святогору. Святогор, легши в него, не мог выйти и передал через щелочку часть своей силы названному брату, а сам умер.
Есть ещё былина о Святогоре и «тяге земной». Ехал Святого по полю, чувствовал, как сила у него по жилочкам переливается, и думал, что если он бы нашел тягу земную, то поднял бы всю землю. Навстречу шел ему мужик и нес на плечах «сумочку переметную», он сложил сумочку на землю, — в этой сумочке и оказалась тяга земная. Святогор попробовал поднять её – и не смог.
Былина о тяге земной важна и существенна по содержанию. Святогор, он не связан с землей, и не смог поднять ее тяги, но с ней легко справляется тот, кто знает о земле не понаслышке, крестьянин Микула Селянинович.
Образ Святогора – важнейший, значительный, оказал большое влияние на русскую литературу.
Былины, в том числе и былины про Святогора-богатыря, – это наша история. Для молодого поколения они являются историей в лицах, школой нравственного воспитания и источником художественных наслаждений.