24 и 28 июля Святая Церковь празднует память Святых равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира.
Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство. Княгиня Ольга — первая русская святая. Жила она в IX–X вв. и происходила из тех мест, которые позже стали Псковщиной.
Удивительной была ее судьба! Простая девушка, она занималась перевозом через реку Великую. Однажды в северных лесах, где находилось селение Ольги, охотился Киевскийкнязь Игорь. Ему понадобилось перебраться на другой берег реки — и он был поражен прекрасным, благородным обликом перевозчицы.
И позже, когда Игорю пришла пора жениться, он отыскал Ольгу и взял в жены. Так Ольга стала русской княгиней.
Сын Игоря и Ольги Святослав был еще малолетним, когда Игорь был убит в сражении. Вместо него Русью стала управлять Ольга.
В то время славяне поклонялись языческим богам. Следуя языческим законам, Ольга жестоко отомстила врагам Игоря за его смерть.
Но совесть ей говорила, что месть та была делом недолжным.
От христиан, которые тогда уже появились в Киеве, Ольга слышала, что
Бог велит прощать врагов и делать им добро. Она почувствовала правду этих евангельских слов и решила принять христианство.
Для крещения княгиня отправилась в Византию. Здесь ее встретили с великим почетом. Крестил Ольгу сам патриарх, а император был крестным отцом.
Вернувшись в Киев, Ольга сразу стала строить христианские церкви. Предание говорит, что ею были построены храмы в Киеве, Витебске, Пскове. С постройкой церкви в Пскове было связано чудо. Собственно города Пскова тогда не было.
Будучи в своих родных местах, на реке Великой, Ольга однажды увидела, как три светлых луча освещают место на крутом берегу. Княгиня поставила там крест, заложила храм во имя Святой Троицы и предсказала, что здесь вырастет большой город. Так святой Ольгой было заложено основание Пскова.
Ольга была мудрой правительницей. О ней, провозвестнице христианства на Руси, в летописи сказано, что из русских она первой вошла в Царствие Небесное.
Внуку же Ольги, великому князю Владимиру, довелось крестить Русь.
Поначалу Владимир был язычником, как и отец его, Святослав, не пожелавший принять христианство.
Но детское воспитание и молитвы о нем святой Ольги не пропали даром. В душе князя шла напряженная работа, и со временем он все больше склонялся к христианской истине.
Решающей стала для Владимира беседа с греческим монахом, который говорил о жизни после смерти и о Божием суде над людьми.
Владимир отправил в разные страны послов, чтобы решить, какую веру принять взамен язычества.
Послы, поехавшие в Константинополь и побывавшие на богослужении в храме Софии Премудрости Божией, были поражены тем, что увидели. «Мы не знали, на небе ли мы или на земле»,— говорили они, будучи в восторге от божественной красоты и значительности службы.
И Владимир решил принять христианство от православных греков.
Крестился он, правда, не в Византии, а в греческом городе Корсуни —
нынешнем Херсонесе.
В 988 году Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра. Началось великое дело крещения Руси.
Люди, многие с детьми на руках, вошли в воду; священники на берегу читали крещальные молитвы, причем всем давались христианские имена.
В водах Днепра произошло духовное рождение нового русского человека.
После своего обращения Владимир стал совсем другим: за доброту народ прозвал его «Красным Солнышком».
Он всем благотворил, а Киев сделал центром христианской веры и культуры.
Здесь вы можете услышать Величание Равноапостольному Князю Владимиру путевого распева и отрывок из его жития. Хор под управлением Бориса Тевлина.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
24 и 28 июля Святая Церковь празднует память Святых равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира.
Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство. Княгиня Ольга — первая русская святая. Жила она в IX–X вв. и происходила из тех мест, которые позже стали Псковщиной.
Сын Игоря и Ольги Святослав был еще малолетним, когда Игорь был убит в сражении. Вместо него Русью стала управлять Ольга.
Но совесть ей говорила, что месть та была делом недолжным.
Бог велит прощать врагов и делать им добро. Она почувствовала правду этих евангельских слов и решила принять христианство.
Для крещения княгиня отправилась в Византию. Здесь ее встретили с великим почетом. Крестил Ольгу сам патриарх, а император был крестным отцом.
Ольга была мудрой правительницей. О ней, провозвестнице христианства на Руси, в летописи сказано, что из русских она первой вошла в Царствие Небесное.
Внуку же Ольги, великому князю Владимиру, довелось крестить Русь.
Поначалу Владимир был язычником, как и отец его, Святослав, не пожелавший принять христианство.
Решающей стала для Владимира беседа с греческим монахом, который говорил о жизни после смерти и о Божием суде над людьми.
Послы, поехавшие в Константинополь и побывавшие на богослужении в храме Софии Премудрости Божией, были поражены тем, что увидели. «Мы не знали, на небе ли мы или на земле»,— говорили они, будучи в восторге от божественной красоты и значительности службы.
И Владимир решил принять христианство от православных греков.
нынешнем Херсонесе.
В 988 году Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра. Началось великое дело крещения Руси.
Люди, многие с детьми на руках, вошли в воду; священники на берегу читали крещальные молитвы, причем всем давались христианские имена.
В водах Днепра произошло духовное рождение нового русского человека.
После своего обращения Владимир стал совсем другим: за доброту народ прозвал его «Красным Солнышком».
Здесь вы можете услышать Величание Равноапостольному Князю Владимиру путевого распева и отрывок из его жития. Хор под управлением Бориса Тевлина.
«Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир» план-конспект урока по музыке на тему
I. Организационный момент.
1. Музыкальное приветствие.
— Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей. .
2. Положительный настрой на урок.
— Для того, чтобы настроиться нам на общение с музыкой, предлагаю спеть песню
Й. Гайдна « Мы дружим с музыкой».
II.Сообщение темы и цели урока.
Слушание « Величания святому благоверному князю А. Невскому».
— Что это за произведение? Кто запомнил?
— Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
— Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство со святыми земли русской.
III. Повторение ранее изученного материала.
1. Систематизация знаний об А. Невском.
* Исполнение фрагмента « Величания А. Невскому».
— Давайте покажем движение мелодии рукой.
— Кто заметил, сегодня на уроке случайно не пели похожую мелодию?
Какое произведение написал С.С. Прокофьев об А. Невском?
— Что такое кантата?
— С каким другим словом схоже слово « кантата»?
— Что такое кант?
— Когда начали сочинять канты? При каком императоре?
— А мне вот интересно, что означает итальянское слово « кантаре»? ( пою).
— Давайте исполним кант. ( Виват!» — движение мелодии рукой).
— Что означает « Виват?»
— Значит, из какого языка к нам пришли эти понятия?
— Где исполняют кантату?
— А « Величание»? Что такое величание? ( Молитвенное торжественное песнопение)
— Ребята, как вы думаете, за что А. Невского называем святым благоверным князем?
* — Давайте исполним хор « Вставайте, люди русские!» из кантаты
« А. Невский». Как нам нужно петь? Для чего именно так?
* Просмотр видеофрагментов из фильма « Александр Невский».
— Как вы думаете, какие качества А. Невского помогли ему победить крестоносцев? Какие качества вы хотели бы у него перенять?
2. Систематизация знаний о Сергии Радонежском.
— Во втором классе мы с вами говорили еще об одном святом Руси. Это отрок Варфоломей. ( Фото) Что это за святой? Кому он покровительствует? Кто может обращаться к нему за помощью?
Народ также сложил о нем песнопение.
— Как звучит?
IV. Минутка внимания.
— Сейчас я предлагаю отдохнуть. Давайте послушаем тишину.
— Что вы услышали?
— А сейчас « просканируем» окружающее пространство. Итак, приготовили свои ушки. Слушаем по кругу. Расскажете, с какой стороны и что вы услышали.
V.Изучение нового материала.
— Сегодня мы поговорим об одном очень важном моменте истории нашего государства – Крещении Руси.
10 веков назад на Руси была языческая вера, у людей было много богов. Княгиня Ольга, которая правила в то время, отправилась в Византию и стала первой христианкой, т.е. крестилась. А её внук – Князь Владимир ( Красное солнышко) крестился тоже и в 988 году крестил русский народ в реке Днепр, на которой стоит город Киев. В те времена столицей России был город Киев. А сейчас какой город является столицей России?
Княгиня Ольга и её внук Князь Владимир также стали святыми земли русской. О них также сложены разные песнопения. Послушаем величание.
— Как звучит? ( спокойно, величаво, распевно).
Величать – значит, славить, восхвалять.
-В 4 классе вы познакомитесь с другими святыми и узнаете, что такое стихира.
* Разучивание фрагмента « Величания».
— За что князя Владимира и княгиню Ольгу почитает народ?
Кстати, Александр Невский – это пра-правнук Князя Владимира.
VI. Обобщение.
— Итак, ребята, мы сегодня немало говорили о разных людях, событиях. Сейчас я предлагаю вспомнить их. Посмотрите, кто это? Сейчас я вам раздам даты и события. Вам нужно найти пары так, чтобы дате соответствовало одно событие и встать парами у доски.
* 1242 год ( 13 век) — битва А. Невского с Крестоносцами –
(Ледовое побоище)
* 1721год ( 18 век) – заключение мира между Россией и Швецией
( Петр 1)
* 988 год ( 10 век) — Крещение Руси ( князь Владимир)
* 1938год (20 век) – создание С.С. Прокофьевым кантаты «А. Невский»
VII. Итог урока.
Сегодня на уроке все очень старались. Каждый постарался, чтобы наш урок был полезным и интересным. . На память о нашем уроке и о вашей успешной работе я дарю вам такие ордена. Я благодарю вас.
VIII. Домашнее задание: Узнать, какой праздник будет 4 ноября, как с этим праздником связаны Минин и Пожарский, а также опера М. И. Глинки « Иван Сусанин». Кстати, что такое опера? Где её можем посмотреть? Кто-нибудь знает, где стоит памятник Минину и Пожарскому? ( На Красной площади). Красная Площадь – сердце нашей Родины. Это значит, что Минин и Пожарский сделали что- то очень важное для нашей страны. Это и узнайте на каникулах. ДО СВИДАНЬЯ.
Святая равноапостольная княгиня Ольга презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Слайд 1
« Мудрая?! Хитрая?! Святая ?!» Подготовила: воспитатель МКДОУ ЦРР-детский сад №18 г. Россоши Каратаева Е. В. Святая равноапостольная Княгиня Ольга 945-969
Слайд 2
Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь — Святою, История — Мудрою. Кто же она на самом деле? Проблема
Слайд 3
Из «Повести Временных Лет»: Ольга родилась в Псковской области , рода она была не знатного, варяжского. Так же это подтверждается ее именем «Ольга». Так же болгарские историки выдвигали версию о болгарских корнях Ольги , опираясь на то, что древнеславянской транскрипции города Псков и болгарский город Плесков совпадали , но это уже вышло из употребления. Более поздний Пискаревский летописец передает слух о том, что она было дочерью Вещего Олега, куратора князя Игоря в последствие ставшим ее мужем. Происхождение (точки зрения):
Слайд 4
Ольга происходила родом из деревни Выбуты , которая раскинулась неподалеку от Пскова. В Выбутской веси, недалеко от Пскова, на берегу Великой жила в небогатой простой семье девушка. Была она умна и хороша собой. А чтобы заработать себе на приданое, перевозила через реку Великую купцов и окрестных жителей. Река изобиловала порогами, подводными камнями, но Прекрасна( Ольга) мужественно занималась опасным делом. Однажды пришлось ей перевозить на другой берег князя Игоря. Простая крестьянка
Слайд 5
Великая княгиня Ольга: Выбуты
Слайд 6
Прекрасна обладала и острым глубоким умом, унаследованным от прадеда Гостомысла – первого русского государственника. В сородичах Гостомысла был слишком силен дух древнерусской вольницы. Они не смогли ужиться с княжеским двором и ушли в весь Выбутскую – в глушь, в лесное раздолье. Здесь, в безвестности, и жила Прекрасна, не зная, что ей предначертано явиться на великокняжеском престоле, просиять всему своему Отечеству звездой премудрости и зарей Божественной благодати. Прекрасна- из рода Гостомысла…
Слайд 7
По преданию, святая княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь. Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. Из рода Гостомысла
Слайд 8
Дочь генерала викингов Будущая княжна предстает перед нами как дочь варяжского военачальника, ведающего определенным участком на реке. Известно, что по дошедшим до нас преданиям, отец и мать княгини Ольги были «от рода варяжского», то есть скандинавы, поселившиеся в здешних местах, о чем говорит ее варяжское имя Ольга (Хельга).
Слайд 9
Замужество Согласно « Повести временных лет » в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря. Брак был заключен, скорее всего, по расчету и версия о знатном северном происхождении Ольги является наиболее правдоподобной. От этого союза появился сын Святослав – князь, ставший впоследствии знаменитый своими военными походами.
Слайд 10
Замужество Предание рассказывает, что князь Игорь, будучи на охоте в псковских местах, увидел на противоположном берегу реки пригодное для охоты место, но не мог переправиться. Его взяла к себе в ладью некая девица, которая и переправила охотника на другой берег. Предание гласит, что по пути князь попытался приставать к перевозчице, получил суровую отповедь и потом просватал её к себе в жёны. Летопись сообщает, что сватом был князь Олег. Это и была будущая княгиня киевская Ольга.
Слайд 11
Замужество В « Повести временных лет » под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте.
Слайд 12
Отыскав Прекрасну , князь Олег оценил выбор своего племянника. Великий князь Олег (его имя чаще произносилось как Ольг) был настолько восхищен своей будущей невесткой, что настоял, чтобы она отныне в его честь назвалась Ольгой. Так впервые прозвучало на Руси это славное имя, – имя утренней зари благодати Божией над нашим Отечеством. Брак Ольги и князя Игоря был счастлив для них обоих, и еще более счастлив для Русской державы . Замужество
Слайд 13
Княгиня Ольга: Новгородские земли
Слайд 14
Игорь (912-945) Великий князь Киевский Летописи говорят об Игоре как о князе не слишком деятельном и полководце не слишком отважном. Самая, пожалуй, примечательная легенда рассказывает о смерти Игоря . В 945 году Игорь погиб от древлян при взятии у них дани. Святославу было всего три года и Ольга с этого времени стала признанным правителем Руси. Ольга правила государством с 945-957 гг. Замужество- муж
Слайд 15
Святослав (957-972) Великий князь Киевский По складу характера он был, скорее, полководцем, чем политиком и управителем государства. Большую часть жизни Святослав провел вдали от дома со своей отборной дружиной, совершая подвиги славные, но для Руси бесполезные. Замужество — сын
Слайд 16
Княгиня Ольга: крещение Ольга крестилась в Константинополе, в 955 году, крестным отцом ее был сам император Константин Багрянородный.
Слайд 17
Объединение Руси Реформа налогообложения Принятие христианства Дела государственные
Слайд 18
Вероятно, что Ольга вложила и в укрепление христианства ту же последовательную настойчивость, какую вложила в укрепление государства, и ту же организационную способность. До самой смерти после принятия христианства (14 лет) Ольга продолжает проповедовать христианство. Дела православные
Слайд 19
“ Невелико число святых жен в Русской Церкви ” , – писал историк Церкви Георгий Федотов. Одна из самых почитаемых, досточтимых – это равноапостольная святая Ольга, почитание которой началось ранее почитания ее внука – крестителя Руси святого Владимира. Русская Церковь называет ее равноапостольной и чтит в Ольге первую крестительницу Руси. Святая
Слайд 20
Дело бабки, как известно, завершил ее любимый внук Владимир, крестив Русь. Он же перенес мощи ее в Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В 1547 году равноапостольная Ольга была канонизирована. Святая
Слайд 21
Ольга – правительница Руси с 945 года. Государственные задачи: установление порядка в земле русской; укрепление княжеской власти. Итоги правления: установление « уроков » ; создание погостов и становищ; ослабление местной племенной знати, укрепление княжеской власти; принятие христианства; укрепление дипломатических связей с Византией, европейскими государствами. Первая правительница Руси
Слайд 22
Е сли верить легенде Ольга с особой жестокостью подавила древлянский мятеж, тем она восстановила единодержавие, усмирила страсти и спасла от смерти погибавшее молодое государство. Дела государственные
Слайд 23
Месть древлянам П осле смерти Игоря , Ольга мстила древлянам, по требованию языческих обычаев. 1-я месть княгини Ольги: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. 24.03.2017 23
Слайд 24
Месть древлянам 3-я месть : Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. 24.03.2017 24
Слайд 25
Месть древлянам 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Безуспешно пыталась осадить город в течение лета, и победила в бою при помощи птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. 24.03.2017 25
Слайд 26
Великая княгиня Ольга Жена — киевского князя Игоря, мать Святослава. Присоединила потерянные Игорем земли уличей и тиверцев . Учредила первые нормы налогового права на Руси. Совершив в 955 или в 957 дипломатический визит в Константинополь, приняла христианство под именем Елена. С 945 и до своей смерти правила за своего сына Святослава. Ольга скончалась в 969 , передав власть Святославу. Погребена по христианскому обряду.
Слайд 27
« Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь – Святою, История – Мудрою … Великие Князья до времён Ольгиных воевали, она правила Государством … При Ольге Россия стала известною в самых отдалённых уголках Европы » . Н.М. Карамзин о правлении княгини Ольги :
Слайд 28
Святая Ольга // Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Т.1. СПб.: НИЦ, 1993. Пашков Б.Г. Русь — Россия — Российская империя. Хроника событий 862 — 1917. М.:ЦентрКом, 1994. Пушкарева Н.Л. Ольга, жена князя Игоря // Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М. :Мысль, 1989. Литература
Прошло уже больше четверти столетия с начала второго тысячелетия христианской истории Руси-России (традиционный 988 год), неразрывно связанной с именами двух равноапостольных рюриковичей, Ольги и Владимира, бабушки и внука (их церковная память – 11/24 и 15/28 июля). Они определили судьбу молодой Руси, навсегда связав её с утончённой европейской христианской цивилизацией, и потому принадлежат не только национальной, но и мировой истории[1].
Мудрейшая из русских жен
князь Владимир и княгиня Ольга.
Мозаика Исаакиевского собора
по оригиналу Ф. Брюллова.
2-я половина XIX века
Вспомним события того времени и откроем древнерусскую летопись. Читаем: «Сказали же [князю Владимиру] бояре: „Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей“. – И спросил Владимир: „Где примем крещение?“ – Они же ответили: „Где тебе любо“».
Так закончился совет, созванный князем Владимиром в 987 году после знаменитого «испытания вер» с целью выбора для Руси лучшей из них. Апелляция к авторитету княгини Ольги стала решающим аргументом для превращения могущественной, но ещё «варварской», державы россов в христианскую культурную Русь.
Что же нам известно о той, кого Русская Церковь называет «равноапостольной»? (Этот титул даруется святым, прославившимся обращением народов в христианство.) К сожалению, очень немного.
В только что процитированной летописи (Повести временных лет) под 903-м годом читаем: «Игорь вырос и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». В одном из летописных списков фигурирует город Пльсков (Плиска), что даёт возможность считать Ольгу болгарской княжной. Это предположение, хотя и объясняет многие факты нашей древней истории, остается всего лишь гипотезой.
По смерти Игоря Рюриковича (945 год) Ольга осталась регентшей при своём малолетнем сыне Святославе. По словам летописца, Ольга «с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в этом свете, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Поэтому в 955 году (или 957, как считают ученые) она совершила путешествие в Константинополь, где приняла крещение с именем Елена, в честь матери первого христианского императора Константина Великого. Причем, её восприемником от купели был сам византийский император Константин Багрянородный, безуспешно добивавшийся её руки. (Большинство историков считают, что Ольга крестилась дома и ещё до поездки в Византию; но это не столь уж важно.)
Возвратясь в Киев, Ольга безуспешно пыталась обратить в христианство своего сына – воинственного Святослава. Впрочем, замечает летописец, «если кто собирался креститься, то он не запрещал, но насмехался над ним». Любящей матери оставалось лишь молиться за своего неразумного и грубого сына-язычника: «Да будет воля Божья! Если захочет Бог помиловать род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне».
В 969 году Ольга умерла, «и плакали по ней великим плачем сын её и внуки и все люди. Она завещала не творить по ней тризны, так как имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле . Она ведь сияла, как луна в ночи, так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. Были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Она первая из русских вошла в царство небесное, её и восхваляют сыны русские – свою начинательницу».
Эти слова древнерусского летописца лучше всего выражают духовный подвиг и роль «мудрейшей жены» Ольги в нашей истории. (Вспомним, что первыми возвестили воскресшего Христа тоже женщины – жёны-мироносицы.) Её надежды вскоре исполнились, и Бог «помиловал народ русский». Но об этом мы будем говорить в день памяти её внука, святого князя Владимира.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
См. также: «Создатель русской культуры».
Примечание
[1] Предлагаемые очерки о свв. равноапостольных Ольге и Владимире в сокращенном варианте были опубликованы мной в газете «Вечерний Петербург» за 24 и 28 июля 1998 г. – Ю.Р.
Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек. Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни. И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.
Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.
Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.
Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.
Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.
Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.
По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.
Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.
24 и 28 июля Святая Православная Церковь празднует память Святых равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира. Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство. «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу и Великого князя Владимира люди.
В истории Церкви Христовой весьма знаменательно и поучительно то участие, какое некоторые святые жены, избранницы Божии, принимали в деле распространения истинной веры среди язычников. Достаточно упомянуть о святой равноапостольной Марии Магдалине и других святых женах-мироносицах, удостоившихся быть первыми провозвестницами преславного Христова Воскресения, — о равноапостольной царице Елене, в бывшем Греческом Царстве, равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, мученице Людмиле, у западных славян. И наша Русская земля имеет свою равноапостольную Елену — святую Ольгу, родную бабушку равноапостольного просветителя Руси великого князя Владимира.
Святая Ольга родилась в той стороне, где потом был основан Псков. Еще не познавшая истинного Бога Ольга отличалась уже светлым высоким умом и строгим целомудрием (такой добродетелью, о которой язычники не имели и понятия). Князь Российский Игорь, любивший звериные охоты, случайно встретился с ней в лесах Псковских и был до того поражен ее мудрыми ответами ему, и красотой лица, что взял ее себе в жены. Столица Русского государства уже была в то время в Киеве. Прожив в супружестве около сорока лет, Ольга, по смерти Игоря, управляла Русской землей самостоятельно. Она жестоко наказала древлян, предательски убивших мужа ее Игоря, была страшна и грозна врагам родной земли, а народ любил и почитал ее как мать за ее милосердие, мудрость и справедливость. Когда возмужал сын ее Святослав, оставшийся после отца четырехлетним младенцем, она передала ему управлению государством, чтобы свободнее заниматься делами благотворения нищим, престарелым, убогим.
Такая добродетельная жизнь княгини Ольги низвела на нее благоволение Божие: с каждым днем становилось ей все более ясным, что только люди безумные могут почитать богами бездушных идолов. В Киеве, во времена княжения Ольги, были уже христиане, хотя и в малом числе. Вероятно, она знала их; беседы с ними окончательно открыли ей святость и высоту Христова учения, и стала она в душе христианкой; но в Киеве, наполненном язычниками, она считала небезопасным для себя принять Святое Крещение. И вот, услышав от киевских христиан, что вера Христова пришла в Россию от греков, мудрая Ольга пожелала и сама побывать в их стране, дабы выслушать наставления в вере самые точные. Взяв с собой нескольких бояр и родственников своих, она прибыла в Царьград, явилась к патриарху Полиевкту и сказала ему о своем намерении. Живое, отеческое участие принял патриарх в русской княгине. Около трех месяцев пробыла Ольга в Царьграде, изучая веру христианскую под руководством самого патриарха. Ежедневно посещала она храмы Божии; красота церквей, стройное пение, торжественность Богослужений — все это сильно действовало на ее душу, на ее сердце, жаждавшее истины и спасения. Наконец исполнил Господь ее пламенное желание: Ольга была просвещена Святым Крещением и наречена Еленой, в память Елены, равноапостольной царицы. Крестным отцом ее был сам император Греческий Константин. Патриарх совершил Божественную литургию, за которой и причастил новопросвещенную русскую княгиню Пречистых Таин Христовых. Он обратился к ней со словами; «Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила Свет истинный и отвергла мрак! Ты избежала этим вечной смерти и обрела жизнь бессмертную. С этого времени станут ублажать тебя все сыны земли Русской!» Слова эти были пророческими. Вместе с праведной Ольгой крестились и многие из числа пришедших с ней, и была радость великая не только в Русской земле, но и во всем Царьграде. Перед возвращением в отечество патриарх дал ей в благословение святой крест с частицами древа Животворящего Креста Господня. Вместе с Ольгой, по распоряжению патриарха, отправились в Россию пресвитеры и клирики церковные для совершения службы Божией.
По прибытии в Киев, новая Елена, великая княгиня Ольга, стала со всем усердием распространять веру Христову в родной земле. Она обратила ко Христу многих киевлян и построила для них церковь во имя святителя Христова Николая, на Аскольдовой могиле. Церковь святой Софии, вначале деревянная, была построена также ею. Затем святая Ольга побывала в Великом Новгороде и в других областях своего государства. Поучениями и наставлениями своими она, при помощи Божией, приводила многих ко Христу и, сокрушая идолов, на их месте воздвигала честные кресты. От крестов этих потом происходили великие чудеса и знамения — во уверение неверных.
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.
Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Равноапостольного князя Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси.
Поначалу Владимир был язычником, как и отец его, Святослав, не пожелавший принять христианство. Но детское воспитание и молитвы о нем святой Ольги не пропали даром. В душе князя шла напряженная работа, и со временем он все больше склонялся к христианской истине. Решающей стала для Владимира беседа с греческим монахом, который говорил о жизни после смерти и о Божием суде над людьми.
Владимир отправил в разные страны послов, чтобы решить, какую веру принять взамен язычества. Послы, поехавшие в Константинополь и побывавшие на богослужении в храме Софии Премудрости Божией, были поражены тем, что увидели. «Мы не знали, на небе ли мы или на земле»,— говорили они, будучи в восторге от божественной красоты и значительности службы. И Владимир решил принять христианство от православных греков.
Крестился он, правда, не в Византии, а в греческом городе Корсуни — нынешнем Херсонесе.
В 988 году Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра. Началось великое дело крещения Руси. Люди, многие с детьми на руках, вошли в воду; священники на берегу читали молитвы, причем всем давались христианские имена. В водах Днепра произошло духовное рождение нового русского человека.
После своего обращения Владимир стал совсем другим: за доброту народ прозвал его «Красным Солнышком». Он всем благотворил, а Киев сделал центром христианской веры и культуры.
Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
Храм Святой Живоначальной Троицы г.п.Лоев в честь празднования 1050-летия блаженного преставления святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены, приглашает всех желающих принять участие в видеолектории на тему «Святые равноапостольные Великая Княгиня Ольга и Великий Князь Владимир – корни Православия земли русской»,
который пройдет 06 августа 2019 в 12.00 в Лоевской центральной районной библиотеке.
В рамках видеолектория будет рассказано о житие святых Равноапостольных князей, их трудах по распространению Христианской веры в тяжелые годы язычества.
Так же Лоевской центральной районной библиотекой будет организована выставка православной литературы.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
24 и 28 июля Святая Церковь празднует память Святых равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира.
Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство. Княгиня Ольга — первая русская святая. Жила она в IX–X вв. и происходила из тех мест, которые позже стали Псковщиной.
Сын Игоря и Ольги Святослав был еще малолетним, когда Игорь был убит в сражении. Вместо него Русью стала управлять Ольга.
Но совесть ей говорила, что месть та была делом недолжным.
Бог велит прощать врагов и делать им добро. Она почувствовала правду этих евангельских слов и решила принять христианство.
Для крещения княгиня отправилась в Византию. Здесь ее встретили с великим почетом. Крестил Ольгу сам патриарх, а император был крестным отцом.
Ольга была мудрой правительницей. О ней, провозвестнице христианства на Руси, в летописи сказано, что из русских она первой вошла в Царствие Небесное.
Внуку же Ольги, великому князю Владимиру, довелось крестить Русь.
Поначалу Владимир был язычником, как и отец его, Святослав, не пожелавший принять христианство.
Решающей стала для Владимира беседа с греческим монахом, который говорил о жизни после смерти и о Божием суде над людьми.
Послы, поехавшие в Константинополь и побывавшие на богослужении в храме Софии Премудрости Божией, были поражены тем, что увидели. «Мы не знали, на небе ли мы или на земле»,— говорили они, будучи в восторге от божественной красоты и значительности службы.
И Владимир решил принять христианство от православных греков.
нынешнем Херсонесе.
В 988 году Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра. Началось великое дело крещения Руси.
Люди, многие с детьми на руках, вошли в воду; священники на берегу читали крещальные молитвы, причем всем давались христианские имена.
В водах Днепра произошло духовное рождение нового русского человека.
После своего обращения Владимир стал совсем другим: за доброту народ прозвал его «Красным Солнышком».
Здесь вы можете услышать Величание Равноапостольному Князю Владимиру путевого распева и отрывок из его жития. Хор под управлением Бориса Тевлина.
Княгиня Ольга — биография
Княгиня Ольга — правительница Киевской Руси с 945 до 960 года. Пришла к власти после смерти своего супруга князя Игоря от рук племени древлян. По установленному порядку бразды правления должен был получить сын князя, Святослав. Однако тот был слишком юн для такого дела.
Широко известен эпизод мести правительницы убийцам своего мужа. Обстоятельства, однако, не понятны, само же деяние окутано легендами. Однако то, что оно имело место — подтвержденный факт.
Согласно летописным источникам княгиня Ольга отличалась незаурядным умом и хитростью. Будучи регентом (временным правителем) при малолетнем сыне, вела грамотную внутреннюю и внешнюю политику. В историю помимо прочего княгиня вошла как первая из русских правителей, принявшая христианство, что было невероятно для раннего времени. Это произошло немногим ранее того, как Владимир объявил православие общепринятой религией.
Годы правления Ольги (945-960 г.) ознаменовались созидательной деятельностью, активным развитием древнерусского государства. Сейчас ее почитают не только как умелого правителя, но и как святую в чине равноапостольной.
В ее честь названы улицы, в нескольких городах установлены памятники.
Содержание
Начало правления и месть древлянам
Повесть временных лет сообщает, что замуж Ольга вышла примерно в 903 году. А дальше вновь начинается череда загадок и предположений.
Если верить все тому же Нестору, автору крупной исторической хроники, союз Игоря Рюриковича, князя и прямого потомка основателя Руси, и женщины устроил Вещий Олег, который приходился тому родственником (не совсем понятно, насколько близким). Однако же ранние источники и хроники сообщают о случайном знакомстве правителя и простой девушки неблагородного происхождения.
Современные историки считают, что вероятнее всего Нестор использовал элементы вымысла. Летописец сочинил часть обстоятельств, чтобы увязать события и поставить их в хронологической последовательности.
Как бы то ни было, крупной вехой в биографии княжны Ольги стал 945 год. В древнерусский период государственные отношения были в зачаточном состоянии. Ежегодно князья объезжали принадлежавшие им земли, чтобы собирать дань с подчиненных племен. Этот процесс назывался «полюдье».
В 945-м Игорь получил подати с древлянского люда. После отбытия из их земель дружинники стали подначивать князя. Под давлением своих сторонников он отправился обратно, чтобы потребовать сверх причитающегося.
На совете древляне рассудили, что Игоря следует покарать за жадность. Известна фраза из летописи:
«Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, пока не убьют его»
Действительно ли представители племени так говорили — сказать трудно. Вскоре древляне жестоко расправились с Рюриковичем, фактически заявив о нежелании дальше платить дань.
После кончины киевского князя, его место заняла сама Ольга. Их сын, который по праву должен наследовал престол, был слишком мал для правления. На тот момент ему едва исполнилось несколько лет от роду.
Дальше летопись рассказывает об обстоятельствах мести княгини Ольги убийцам своего мужа. Хроника свидетельствует о четырех эпизодах.
После кончины Игоря, древляне отправили в Киев посольство с лучшими мужами, чтобы сватать за Ольгу своего князя Мала, инициатора жестокой расправы. Киевляне тепло встретили древлянских людей. По приказу правительницы, к дворцу их несли в деревянных лодках.
Однако торжественная церемония закончилась неожиданностью. Поблизости была выкопана глубокая яма, куда и бросили лодки с древлянами. Ольга велела закопать убийц живьем.
На этом месть княгини не закончилась. После расправы над первым посольством, княжна настойчиво попросила вновь прислать к ней лучших людей. Древляне отправили купцов и бояр. Когда те прибыли на место, Ольга предложила им попариться. Это посольство постигла не менее жестокая участь: княжна велела закрыть баню и поджечь ее. Просители сгорели.
После второй мести киевская правительница с небольшой дружиной поехала в древлянские земли под тем предлогом, чтобы совершить погребальный обряд над супругом. На тризне присутствовали и древляне. Когда они напились, княжна приказала своим людям вырезать убийц супруга.
Вскоре состоялся последний эпизод мести. В 946 году дружина Ольги осаждала столицу древлянских земель, Искоростень. Жители оборонялись яростно, поскольку понимали — милости ждать не стоит.
Осада затянулась надолго и большого успеха не принесла. Тогда вдова князя пошла на хитрость. Она заверила древлян, что не желает больше мести, а хочет лишь покорности. После чего просила скромную дань в виде трех голубей и такого же количества воробьев с каждого двора.
Ольга отошла от города. По ее приказу к лапам птиц привязали трут (сухие ветки и траву), с наступлением темноты его подожгли, а пернатых отправили обратно. Голуби и воробьи под влиянием инстинкта вернулись в свои дворы, город запылал.
Часть древлян убили, другую же продали в рабство или обложили огромной данью.
Благодаря решительности Ольги непокорное племя удалось усмирить и подчинить. Дружина, восхищенная жесткими действиями княжны, присягнула ей на верность. Так супруга Игоря укрепила свое положение.
Насколько достоверны слова хроники сказать невозможно. Исследователи до сих пор спорят, имеют они под собой историческую основу или же полностью выдуманы.
Мужья и дети
Достоверно известно только об одном супруге святой Ольги. Его звали Игорем Рюриковичем. Он был прямым потомком основателя Руси (который, к слову, и сам считается фигурой полулегендарной). Как бы то ни было, он стал киевским князем.
В браке на свет появился сын Святослав. На момент гибели отца, мальчику было всего несколько лет от роду. Для самостоятельного правления он не годился. Мать стала регентом при малолетнем сыне, занималась государственными вопросами до его совершеннолетия.
В будущем Святослав Игоревич прославился как крупный политический деятель, но в первую очередь — как военачальник, который возглавлял целый ряд успешных походов против внешних врагов.
Популярные темы сообщений
- Исследование Африки
Благодаря развитию технического и информационного прогресса, на сегодняшний день практически нет неосвоенных участков земного шара, за исключением маленьких островов в океане. В древний же период, любое открытие требовало колоссальной - Расы человека
Расой называют совокупность популяционных групп людей, обладающие похожими характеристиками, которые проявляются внешне. Преимущественно внешние черты являются результатом приспособления к окружающим условиям, - Творчество Агаты Кристи
Английская писательница Агата Кристи родилась в 1890 году в городке Торки, Великобритания. В скромной, молчаливой девочке никто бы не смог угадать будущую королеву детектива, которая побила три главных
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
24 июля Святая Церковь празднует память святой равноапостольной княгини Ольги, 28 июля – святого равноапостольного князя Владимира и день Крещения Руси. Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство.
В истории Церкви Христовой весьма знаменательно то участие, какое некоторые святые избранницы Божии принимали в деле распространения истинной веры среди язычников. И наша Русская земля имеет свою равноапостольную святую Ольгу, родную бабушку равноапостольного просветителя Руси великого князя Владимира. Святая Ольга родилась в той стороне, где потом был основан Псков. Князь Игорь, любивший звериные охоты, случайно встретился с ней в лесах Псковских и был до того поражен ее мудрыми ответами ему и красотой лица, что взял себе в жены. После смерти Игоря Ольга управляла Русской землей самостоятельно. Народ любил и почитал ее как мать за ее милосердие, мудрость и справедливость. Когда возмужал ее сын Святослав, она передала ему управление государством, чтобы свободнее заниматься делами благотворения нищим, престарелым, убогим.
С каждым днем становилось ей все более ясным, что только люди безумные могут почитать богами бездушных идолов. Узнав, что вера Христова пришла в Россию от греков, мудрая Ольга пожелала и сама побывать в их стране, дабы выслушать наставления в вере самые точные. Она прибыла в Царьград (Константинополь), явилась к патриарху Полиевкту и сказала ему о своем намерении. Около трех месяцев пробыла Ольга в Царьграде, изучая веру христианскую под руководством самого патриарха. Наконец исполнил Господь ее пламенное желание: Ольга была просвещена Святым Крещением и наречена Еленой, в память равноапостольной царицы Елены. Крестным отцом ее был сам греческий император Константин. Патриарх совершил Божественную литургию, за которой и причастил новопросвещенную русскую княгиню Пречистых Таин Христовых. Причем он обратился к ней с такими словами: «Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила Свет истинный и отвергла мрак! Ты избежала этим вечной смерти и обрела жизнь бессмертную». Перед возвращением в отечество патриарх дал ей в благословение святой крест с частицами древа Животворящего Креста Господня. По прибытии в Киев новая Елена, великая княгиня Ольга, стала со всем усердием распространять веру Христову в родной земле.
Равноапостольный князь Владимир
Родился будущий князь Владимир в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери, язычник Добрыня. В 980 году в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему вспомнили, что и Ольга выбрала именно веру греческую.
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.
В таком состоянии он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились в определенный день на реку для принятия крещения.
В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь, взрослые держали на руках младенцев, священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.
В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
24 и 28 июля Святая Церковь празднует память Святых равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира.
Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство. Княгиня Ольга — первая русская святая. Жила она в IX–X вв. и происходила из тех мест, которые позже стали Псковщиной.
Сын Игоря и Ольги Святослав был еще малолетним, когда Игорь был убит в сражении. Вместо него Русью стала управлять Ольга.
Но совесть ей говорила, что месть та была делом недолжным.
Бог велит прощать врагов и делать им добро. Она почувствовала правду этих евангельских слов и решила принять христианство.
Для крещения княгиня отправилась в Византию. Здесь ее встретили с великим почетом. Крестил Ольгу сам патриарх, а император был крестным отцом.
Ольга была мудрой правительницей. О ней, провозвестнице христианства на Руси, в летописи сказано, что из русских она первой вошла в Царствие Небесное.
Внуку же Ольги, великому князю Владимиру, довелось крестить Русь.
Поначалу Владимир был язычником, как и отец его, Святослав, не пожелавший принять христианство.
Решающей стала для Владимира беседа с греческим монахом, который говорил о жизни после смерти и о Божием суде над людьми.
Послы, поехавшие в Константинополь и побывавшие на богослужении в храме Софии Премудрости Божией, были поражены тем, что увидели. «Мы не знали, на небе ли мы или на земле»,— говорили они, будучи в восторге от божественной красоты и значительности службы.
И Владимир решил принять христианство от православных греков.
нынешнем Херсонесе.
В 988 году Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра. Началось великое дело крещения Руси.
Люди, многие с детьми на руках, вошли в воду; священники на берегу читали крещальные молитвы, причем всем давались христианские имена.
В водах Днепра произошло духовное рождение нового русского человека.
После своего обращения Владимир стал совсем другим: за доброту народ прозвал его «Красным Солнышком».
Здесь вы можете услышать Величание Равноапостольному Князю Владимиру путевого распева и отрывок из его жития. Хор под управлением Бориса Тевлина.
Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга
24 июля Святая Церковь празднует память святой равноапостольной княгини Ольги, 28 июля – святого равноапостольного князя Владимира и день Крещения Руси. Этим двум святым Русская земля обязана своим обращением в христианство.
В истории Церкви Христовой весьма знаменательно то участие, какое некоторые святые избранницы Божии принимали в деле распространения истинной веры среди язычников. И наша Русская земля имеет свою равноапостольную святую Ольгу, родную бабушку равноапостольного просветителя Руси великого князя Владимира. Святая Ольга родилась в той стороне, где потом был основан Псков. Князь Игорь, любивший звериные охоты, случайно встретился с ней в лесах Псковских и был до того поражен ее мудрыми ответами ему и красотой лица, что взял себе в жены. После смерти Игоря Ольга управляла Русской землей самостоятельно. Народ любил и почитал ее как мать за ее милосердие, мудрость и справедливость. Когда возмужал ее сын Святослав, она передала ему управление государством, чтобы свободнее заниматься делами благотворения нищим, престарелым, убогим.
С каждым днем становилось ей все более ясным, что только люди безумные могут почитать богами бездушных идолов. Узнав, что вера Христова пришла в Россию от греков, мудрая Ольга пожелала и сама побывать в их стране, дабы выслушать наставления в вере самые точные. Она прибыла в Царьград (Константинополь), явилась к патриарху Полиевкту и сказала ему о своем намерении. Около трех месяцев пробыла Ольга в Царьграде, изучая веру христианскую под руководством самого патриарха. Наконец исполнил Господь ее пламенное желание: Ольга была просвещена Святым Крещением и наречена Еленой, в память равноапостольной царицы Елены. Крестным отцом ее был сам греческий император Константин. Патриарх совершил Божественную литургию, за которой и причастил новопросвещенную русскую княгиню Пречистых Таин Христовых. Причем он обратился к ней с такими словами: «Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила Свет истинный и отвергла мрак! Ты избежала этим вечной смерти и обрела жизнь бессмертную». Перед возвращением в отечество патриарх дал ей в благословение святой крест с частицами древа Животворящего Креста Господня. По прибытии в Киев новая Елена, великая княгиня Ольга, стала со всем усердием распространять веру Христову в родной земле.
Равноапостольный князь Владимир
Родился будущий князь Владимир в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери, язычник Добрыня. В 980 году в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему вспомнили, что и Ольга выбрала именно веру греческую.
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.
В таком состоянии он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились в определенный день на реку для принятия крещения.
В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь, взрослые держали на руках младенцев, священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.
В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.
СВЯТЫЕ ВЛАДИМИР И ОЛЬГА
О великой русской княгине Ольге говорили, что у нее мужской ум. Это было комплиментом в устах современников и потомков. Оставшись вдовой, Ольга расправилась с врагами своего мужа древлянами с поразительной выдумкой и жестокостью. Чего стоит только ее «милостивый» отказ от дани с древлян! Она запросила с них всего-то по паре голубей от каждого двора. А получив, велела привязать к ним паклю, поджечь и отпустить. Птицы, понятно, полетели по домам. И город сгорел дотла! Но потом наступило время размышлений и переоценок. Великая княгиня поехала в Константинополь — и крестилась с именем Елена, в честь равноапостольной царицы. Ольга и сама стала равноапостольной. Она не смогла привести ко Христу сына Святослава. Зато посеяла семена веры в сердце внука Владимира. Подобные ситуации переживают многие из нас теперь. Мы в зрелом возрасте нашли веру. А дети наши — не хотят слушать о ней. Красным Солнышком именовали великого князя Владимира уже при жизни. Но далеко не сразу засияло это солнышко — сквозь языческий мрак. Владимир был воином, достойным внуком Ольги и сыном своего отца. Древняя летопись рассказывает о том, как князь завоевал древний город Полоцк. Правитель города не захотел отдать свою дочь замуж за Владимира. Да и сама Рогнеда не хотела идти за «сына рабыни». Князь велел вбить на площади два кола, привязал к ним отца и мать девицы — и на глазах у них «совершил над нею непотребство». Такой вот нрав! Но оставаться язычником Владимир не хотел и не мог. Это было против его ищущей, искренней натуры. И, конечно, он уже выбрал христианство, когда отправил в разные страны послов и велел познакомиться с верованиями иных народов. Князь ждал, что послы сами убедятся в истинности и красоте Православия. Так и случилось. А дальше он стал просить греческих царей (тогда на престоле было два брата), чтобы они отдали за него свою сестру Анну. Братья поставили одно условие: -Негоже христианке идти за варвара. Примешь нашу веру — и отдадим за тебя сестру. Владимира это устраивало. Он ждал невесту в Корсуни (развалины города находятся возле Севастополя). А она плыла туда на корабле — с молитвой, со слезами, в сопровождении священства и сановников. Единственное утешало царевну: через нее Бог приведет к Себе непросвещенных русичей. А князь тяжело заболел, ослеп. Анна посоветовала ему: -Крестись скорее! Он вышел из крещальной купели прозревшим и полностью исцеленным. Это чудо так подействовало на него, что семена веры дали мощный рост. С молодой супругой, попами, дьяками прибыл Владимир в Киев и обратился к народу: -Пусть заутра окажутся на Почайне-реке и богат, и убог, свободный и раб, пол мужской и женский, старые с юными, девы и юноши, старцы с детьми, но также и нищие — и если кого там не встречу, тот будет мой личный враг. Казалось бы, жуткое насилие! Креститься, чтобы не стать личным врагом великого князя? Но люди шли на Почайну-реку с радостью, приговаривая: -Если б это не было добрым делом, князь бы его не принял! Владимир строил храмы, открывал школы, где учились будущие священники. Кормил бедных, больных. Даже смертную казнь пробовал отменить, но потом понял: этого делать нельзя. И продолжал защищать подданных от лихих людей. 28 лет правил Владимир христианской Русью. После смерти великого князя его сыновья Борис и Глеб стали первыми канонизированными русскими святыми-страстотерпцами. Это главное подтверждение искренности их отца. Но и нам великий князь Владимир стал отцом на все времена. Он сделал для нас главное — открыл смысл и истину жизни. За это мы благодарны ему и его великой бабке равноапостольной княгине Ольге. 24 июля — память святой равноапостольной княгини Ольги 28 июля — память святого равноапостольного князя Владимира 14 августа — день Крещения Руси
LiveInternetLiveInternet
Равноапостольная княгиня Ольга
День памяти: 24 июля
«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли.
Равноапостольный князь Владимир
День памяти: 28 июля
Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры. По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей». Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино-поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» />
Тропарь равноапостольного великого князя Владимира глас 4
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер — Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.
Кондак равноапостольного великого князя Владимира глас 8
Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.
Величание
Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.
Историческую роль святого Великом крестителе Руси равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги невозможно переоценить. Память этих святых церковь чтит 24 и 28 июля. Их мудрость и жизненный опыт, как в те далекие времена, так и сегодня, востребованы обществом. Но чем же они особо любимы для нас?
Вот уже на протяжении более тысячи лет, два имени в отечественной истории, названные вместе не требуют дальнейшего пояснения, о ком идёт речь — Ольга и Владимир, святые равноапостольные. Даже в безбожные времена, советские историки никак не могли затереть эти личности, и никуда они не могли деться от того факта, что из диких кровожадных племён, резавших друг друга в своем язычестве, возникла Киевская Русь. И краеугольными камнями в основании великого государства стали два великих христианина — премудрая княгиня Ольга и её родной внук князь Владимир, прозванный в народе «Красное Солнышко». Уж конечно не за свою жестокость, убийство брата, гонения на христиан Владимир получил такое любовное прозвище. Как ночь отличается от дня, а лед от пламени, так и Владимир до и после святого крещения. Из жестокого язычника он стал Красным Солнышком, просветившим свой народ светом Христовым.
После Крещения Руси в 988 году, Владимир будет княжить целых 27 лет и у него будет время, чтобы глубоко открыть для себя Бога и так потрясающе измениться. О его помощи бедным, больным и обездоленным слагались былины. Он начал дело книжного просвещения на Руси, законом запретил смертную казнь, говоря, что боится греха. О принудительности массовых крещений киевлян на Днепре, совершенных по указу князя Владимира, до сих пор многие судят по атеистическим шаблонам. Скажем лишь, что в те времена свободолюбивых русичей княжескими указами особо было не запугать, а киевляне, уже хорошо знакомые с христианством, по сообщению летописца, и не думали противиться, а рассуждали так: «Если бы дело не было добрым, не приняли бы того князь и бояре».
Ярким восходом для могущества Киевской Руси стало ее крещение князем Владимиром. Но этому восходу предшествовала дивная заря — святая равноапостольная княгиня Ольга. К христианству святая Ольга шла через поиск пытливым умом Истины, она не побоялась в высоких княжеских палатах, среди язычников, исповедать распятого Христа Богом. Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Недаром Церковь прославила Ольгу и Владимира в лике святых, равных апостолам, видевших при жизни Христа.
Они хоть и жили 10 веков спустя, но подобно апостолам стали евангельской закваской для народа, в исторической значимости которого не сомневается ныне никто на нашей планете. Но не величием отечества, силой и доблестью, не культурными достижениями следовало бы нам гордиться более всего. И другие народы, возможно, имеют не менее славную историю. Но на нашем поле есть сокровище, увы, нами сегодня практически не замечаемое, но которое когда-то выкупило дикие племена из лап языческого вырождения и создало великую Державу, которую до сих пор помнят и называют — Святая Русь. Название этому сокровищу — Православие, а удачными купцами, пустившими его в оборот, святые равноапостольные Ольга и Владимир.
Диакон Георгий Скубак