О России петь – что стремиться в храм
«Святые земли русской»
- Что изображено на рисунках?
В Древней Руси в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.
- Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм?
- А какие виды колокольного звона различают люди?
- Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание?
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола.
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть смогла!
Икона всех святых
в земле русской просиявших
Святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.
В. Васнецов «Богатыри»
Илья Муромец
Илья родился в селе Карачарове под городом Муромом. От рождения он был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. Сила далась ему чудом, через святых старцев.
Они пришли к нему в дом, где он привычно сидел один, и повелели: «Поди и принеси нам напиться». Не желая ослушаться старцев, Илья вдруг встал и принес им целое ведро воды.
«Выпей сам», — велели старцы. Он выпил.
— «Что ты в себе слышишь?»
— «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли».
— «Принеси ещё ведро». Илья принёс.
«Выпей и это ведро, — сказали ему старцы. — Что в себе слышишь теперь?»
— «Если бы кольцо ввернуть в землю, — ответил Илья, — я бы повернул землю».
— «Это много. Принеси третье ведро».
Илья принёс третье ведро, выпил, и силы у него стало меньше.
«Будет с тебя и этого», — сказали старцы и ушли.
В родном селе всегда хранили память о любимом богатыре. Здешние предания рассказывают о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы. Местные жители особо почитали родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Таких родников насчитывалось множество.
Икона «Преподобный Илья Муромский Чудотворец»
Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра
Погиб святой, как воин, обороняя Лавру от ворвавшихся в стены города половцев. В ходе битвы святой потерял глаз и был пронзен копьем насквозь.
Исследуя мощи, эксперты насчитали невероятно количество ран от сабель и копий.
БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции.
Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина»).
Количество былинных сюжетов: их около 100.
Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену, борьба с чудовищами, борьба с иноземными захватчиками.
Александр Бородин
«Симфония №2»
«Богатырская» симфония – это вершина симфонического творчества Александра Бородина. Произведение воспевает патриотизм, могущество Родины и русского народа.
Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина имеет свои характерные особенности.
В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины.
Домашнее задание
Написать названия былин об Илье Муромце
- Энциклопедия
- История
- Святые на Руси
На Руси известно множество святых, чудеса которых и по сей день поражают умы современников.
Одним из самых известных святых на Руси можно назвать Сергия Радонежского. Он является основателем Троицкого монастыря (в настоящее время это Троице — Сергиева лавра).Сергий очень многое сделал для процветания духовной жизни. Он являлся человеком искренне любящим отчизну и верующем в душевную доброту. До наших дней сохранились рукописи его сподвижников, например «Житие Сергия Радонежского», написанного Епифанием Мудрым.
Серафим Саровский, старец, живший в середине 17 века. Еще в раннем детстве с мальчиком часто случались чудеса, один раз он не удержался и упал с колокольни храма, которая находилась высотой с трехэтажный дом, всех поразило то, что при таком падении на мальчике не осталось и царапины. После судьбоносной встречи юного Прохора со старцем Досифея, который указал юноше жизненный путь. Прохор совершил постриг и стал служителем Саровского монастыря, а так же у него сменилась имя с Прохора на Серафима. В одну из ночей старцу приснился образ Матери Божьей, она просила, что бы он стал принимать у себя людей. Серафим последовал своему сну, и вскоре чудодейственность молитв святого, стали замечать люди. Некоторые его советы людям по началу казались странными, но следуя им в последствии, они понимали, что слава монаха были праведными.
Блаженная Матрона Московская, наверное, каждый знает о чудотворности иконы с изображением Матроны Московской, прикоснувшись к мощам святой, даже бесплодный человек может родить дитя, смертельно больной получить исцеление. Еще с раннего детства Матронушка, мгла видеть образа бога и дьявола, но при этом с рождения была не зрячая. Когда девушке было 17 лет, в их семье случилась беда, у матушки отказали ноги, врачи говорили, что ходить она больше не сможет. Вскоре девушку настигло еще одно несчастье, стало негде жить. А после она и другие верующие попали под революцию над святыми, но от церкви она не отказалась. Верным спутником в трудном жизненном пути была молитва. После революции, больная, парализованная и слепая, она все равно продолжала принимать у себя людей и наставлять их на путь господа.
Икона с изображением Ксении Петербургской помогла не одной 1000 людей, единственное, с чем можно сравнить чудодейственность иконы так это с Матроной Московской. Жизнь Ксении на первом этапе ничем не отличалась от остальных людей, все началось после смерти любимого супруга, молодая женщина впала в уныние, в какой — то степени она винила себя в гибели мужа, у нее даже возникали мысли проститься с жизнью. Однажды Ксения оставила свой дом бедным людям, а сама ушла жить в старой ветхой избушке, полностью отказавшись от мирских благ. Для людей, даже того времени, это был воистину странным поступком. Как именно Ксения пришла к служению церкви, до сих пор не известно, единственное, о чем сказано в рукописях, что дар предвидения открылся после пожара. Что в последствии привело женщину к служению Богу.
4 класс
Святые на Руси
Популярные темы сообщений
- Правила речевого этикета
Независимо от того, с какой ситуацией сталкивается человек в современном мире, он должен помнить о нормах, применимых в тот или иной момент. Правила могут касаться и внешней формы поведения человека, его мимики, жестикуляции и речи.
- Творчество Астафьева
Виктор Петрович Астафьев родился 1.05.1924 года в Красноярском крае в селе Овсянка, воспитанник крестьянской семьи, но к 1936 году осиротел. Участвовал в войне, куда ушёл добровольцем,
- Лермонтов
В то время, когда трагически погиб А. С. Пушкин, Россия узнала молодого поэта, который стал продолжателем творчества Александра Сергеевича. Это Михаил Юрьевич Лермонтов, создавший стихотворение «Смерть поэта»- обличающее придворных
- Плутон и Нептун (их открытие)
Самая отдаленная планета в Солнечной системе — Нептун, вращающийся на расстоянии 4,5 миллиарда километров от Солнца. Но ранее в Солнечной системе было 9 планет, включая Плутон.
- Город Ярославль
Ярославль — это город в России, который является административным центром Ярославской области. Ярославль основан в XI веке и является одним из старейших городов России, к слову в 2010 году Ярославль отметил своё тысячелетие.
Цель урока: Продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца.
Задачи урока: Изучение музыки религиозной традиции на основе культурологического подхода, как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.
Вид урока: Урок-открытие.
Наглядные пособия: Иконы святых, картины художников, дидактические материалы.
Технические средства: Аудикасеты со следующим материалом:
«Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с выставки» сюита «Богатырские ворота», Симфония №2 (Богатырская) А. Бородина, фонограмма песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина; Мультимидиа-проектор: трансляция презентации урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению разворота «О России петь, что стремиться в храм» (сл.1)
2. Повторение
Учитель: Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента.
/Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» — песнь – гимн./
Учитель: Как называется первый музыкальный фрагмент?
Ученики: Гимн РФ
Учитель: Чем является гимн для нашей Родины?
Ученики: Главной песней (сл.2)
Учитель: Где исполняется это музыкальное произведение?
Ученики: В торжественных случаях.
Учитель: Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно исполняется?
Ученики: В церкви.
Учитель: Кому посвящено это произведение?
Ученики: Оно посвящено всем святым.
Учитель: Как называется это духовное песнопение?
Ученики: Песнопение называется «Стихира»
Учитель: Почему это песнопение так называется?
Ученики: Оно написано в стихотворной форме.
Учитель: (сл.3) Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части. Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры?
Ученики: Третья
Учитель: Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»
(сл.4) /Демонстрация иконы/
3. Новый материал
Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (сл.5,6) Александр Невский, (сл.7,8) Сергий Радонежский, (сл.9) княгиня Ольга, (сл.10,11) князь Владимир.
/(сл.12) На экране икона Ильи Муромского Чудотворца/
Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?
Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.
Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (сл.13)
Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.
Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. (сл.14) Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.
Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.
Учитель: Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/
Учитель: О каком чуде идет речь?
/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/
Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.
Ребята, куда отправился Илья Муромец?
Ученики: Защищать Русскую землю.
Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?
/Ответы учеников/
Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?
Ученики: Гусли (сл.13)
/воспроизведение былинных наигрышей/
Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри» (сл.16). Попробуем дать описание его внешности.
/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./
Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это «Симфония №2» Александра Бородина (сл.18)
(сл.19) /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/
Учитель: (сл.17) Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины.
Внимание задание: Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать подходящую характеристику первой части, затем второй.
/Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/
Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению
Учитель: Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и Соловей разбойник» (сл.20) А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (сл.21) Исследование карты Брянской области, граничащей с Орловской областью/.
Учитель: В настоящее время разработан проект памятника Ильи Муромца. Памятник будет расположен в городе Брянске на берегу реки Десна (сл.22).
4. Вокально-хоровая работа
Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах художников и композиторов?
Ученики: Понравился.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов (сл. 23)
/Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./
5. Подведение итогов урока
Учитель: Откройте учебники на странице 29.
(сл.23) Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (сл.24).
Учитель: Ребята, что вы знали об Илье Муромце?
Ученики: Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин.
Учитель: Что нового вы узнали на нашем уроке?
Ученики: Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января.
Учитель: С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы?
Ученики: «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.
Учитель: С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила»
6. Домашнее задание
Учитель: В песне «Богатырская сила», есть следующие строки
«Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же выучить наизусть слова песни «Богатырская сила»
Прощание
Учитель: Ребята, до свиданья!
Ученики: Учитель, до свиданья!
Золотухина Ирина Анатольевна
учитель музыки
школы №35 г. Томска
участник Всероссийского Конкурса
«Учитель года России в 2017 году »
В Оргкомитет муниципального
(регионального) этапа
Всероссийского Конкурса
«Учитель года России в 2017 году »
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска выдвигает Золотухину Ирину Анатольевну, учителя музыки МАОУ СОШ №35 на участие в муниципальном (региональном) этапе Всероссийского Конкурса «Учитель года России — в 2017».
Адрес Интернет-ресурса участника Конкурса: http://irinazolot.ucoz.com/.
Приложения:
-
Заявление участника финала Конкурса.
-
Информационная карта участника финала Конкурса.
-
Согласие на обработку персональных данных.
-
Выписка из протокола заседания Оргкомитета школьного (муниципального) этапа Конкурса.
-
Справка об итогах муниципального и (или) школьного этапов Конкурса.
Должность руководителя
Пьянзина Елена Анатольевна _____________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М. П.
В Оргкомитет школьного
(муниципального, регионального)
этапа Всероссийского Конкурса
«Учитель года России»
Золотухиной Ирины Анатольевны,
(фамилия, И.О в родительном падеже)
учителя музыки
(наименование учебного предмета)
МАОУ СОШ №35
(наименование образовательного учреждения)
города Томска
(наименование субъекта Томской области)
заявление.
Я, Золотухина Ирина Анатольевна, даю согласие на участие в муниципальном этапе Всероссийского Конкурса «Учитель года России» и внесение сведений, указанных в информационной карте участника Конкурса, представленной МАОУ СОШ №35 в базу данных об участниках Конкурса и использование, за исключением разделов 7-9 («Контакты», «Документы», «Личные банковские реквизиты»), в некоммерческих целях для размещения в Интернете, буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки.
«____» __________ 20____ г. _____________________
(подпись)
Информационная карта участника школьного (муниципального, регионального) этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» Золотухина Ирина Анатольевна (город Томск) |
1. Общие сведения |
|
Субъект Российской Федерации |
РСФСР |
Населенный пункт |
Г.Томск |
Дата рождения (день, месяц, год) |
22.12.1964 |
Место рождения |
Читинская область, г.Петровск-Забайкальский |
Адреса в Интернете (сайт, блог и т. д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами |
http://irinazolot.ucoz.com/. |
2. Работа |
|
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) |
МАОУ СОШ №35 |
Занимаемая должность |
Учитель музыки |
Преподаваемые предметы |
музыка |
Классное руководство в настоящее время, в каком классе |
нет |
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) |
30 лет 4 месяца |
Квалификационная категория |
1 категория |
Почетные звания и награды (наименования и даты получения) |
нет |
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) 1 |
МАОУ СОШ№1 г. Петровск-Забайкальский (10 лет), МАОУ СОШ №35 г. Томск (3 года4 месяца) |
Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность) |
нет |
3. Образование |
|
Название и год окончания учреждения профессионального образования |
Читинское музыкальное училище Министерства культуры РСФСР |
Специальность, квалификация по диплому |
Учитель музыки и пения в общеобразовательной школе ,дирижер хора, преподаватель сольфеджио в музыкальной школе. |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) |
Курсы повышения квалификации в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования ТГПУ «Совершенствование методики преподавания музыки в условиях ФГОС». 27 июня 2014 года. Итоговая работа :Создание сценария с использованием эвристической технологии по теме «Музыка вокруг нас». |
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) |
Английский язык( чтение , перевод при помощи словаря) |
Ученая степень |
нет |
Название диссертационной работы (работ) |
нет |
Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги) |
«Проектная задача по внеурочной деятельности»,» Всероссийский интернет портал «Симфонический оркестр», Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная фантазия », «Рабочая программа по музыке 5-7 класс», « Роль музыки в жизни человека», Творческая работа «Вокальное и музыкальное искусство», Доклад –исследование статья «Чудеса музыки. Музыкотерапия» |
4. Общественная деятельность |
|
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) |
Опыт реализации урока по теме: «Симфонический оркестр « на курсах повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования .Совершенствование методики преподавания музыки в условиях ФГОС. (апрель 2014 год ,г.Томск ) Занятие по внеурочной деятельности по теме «Оркестр русских народных инструментов»( проектная задача) в рамках семинара – практикума для заместителей директоров «Внеурочная деятельность как ресурс развития проектных умений обучающихся»(16 марта 2016 год, г Томск) |
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета |
|
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) |
|
5. Семья |
|
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга) |
Золотухин Сергей Александрович (художник) |
Дети (имена и возраст) |
Золотухин Александр Сергеевич (28 лет) Золотухин Денис Сергеевич (18 лет) |
6. Досуг |
|
Хобби |
Вязание, вышивание, огород. |
Спортивные увлечения |
Спортивная ходьба |
Сценические таланты |
Пение, танцы, театрализация |
Материалы для размещения на сайте Конкурса |
|
Ваше педагогическое кредо |
В стремлении дать знания ,всегда помнить ,что каждый ребенок –человек, требующий любви, заботы и внимания. |
Почему вам нравится работать в школе? |
|
Профессиональные и личностные ценности, наиболее вам близкие |
Любовь, долготерпение, милосердие |
Готовясь к уроку, я думаю: «А чем сегодня я смогу удивить своих учеников? Что нового я смогу им предложить?» И каждый раз я стараюсь создать что-то новое, чтобы ученики, входя в класс, спрашивали: «Что же сегодня будет на уроке?», а уходя, запоминали этот урок навсегда. Я хочу, чтобы музыка, которую я преподаю, оставалась у них не только до ближайшего урока, но, чтобы она проникала им глубоко в сердце, касаясь лично каждого. И чтобы эти знания помогали им в их будущей жизни. |
Подборка фотографий |
|
1. Портрет 913 см; 2. Жанровая (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т. п.); 3. Дополнительные жанровые фотографии (не более 5).
|
Фотографии загружаются на сайт Конкурса в формате *.jpg с разрешением 300 точек на дюйм без уменьшения исходного размера. |
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
заседания оргкомитета школьного (муниципального) этапа
Всероссийского Конкурса «Учитель года России»
в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школы № 35 г. Томска
№ 1 от 21 декабря 2016 года
СЛУШАЛИ: О выдвижении кандидатуры на участие в муниципальном этапе Всероссийского Конкурса «Учитель года России» в 2017 году.
РЕШИЛИ: Выдвинуть на участие в муниципальном этапе Всероссийского Конкурса «Учитель года России» в 2017 г. Золотухину Ирину Анатольевну, занявшую 1 место на школьном этапе Всероссийского Конкурса «Учитель года России» в МАОУ СОШ №35 г. Томска в 2016 году.
«ЗА»: 6 чел. «ПРОТИВ»: 0 чел. «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ»: 0 чел.
Председатель оргкомитета – Пьянзина Елена Анатольевна _____________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М. П.
СПРАВКА
об итогах школьного этапа Всероссийского этапа Конкурса «Учитель года России» в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 35 г. Томска в 2016 году
В 2016 году состоялся школьный этап Всероссийского Конкурса «Учитель года России» в МАОУ СОШ №35 г. Томска.
Участие в школьном этапе Конкурса приняли 11 чел.
Таким образом, общее количество участников Всероссийского Конкурса «Учитель года России» составило в МАОУ СОШ №35 11 чел.
Руководитель (указать должность) Пьянзина Елена Анатлльевна _____________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
М. П.
ЗАЯВКА
на урок
участника школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»
Фамилия, имя, отчество конкурсанта: Золотухина Ирина Анатольевна
Учреждение: муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 35 г. Томска
Название предмета, класс: музыка, 1 класс
Тема занятия: музыкальные инструменты
Заявка на оборудование: компьютер, интерактивная доска, фортепиано.
1 Поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения.