Рассказ о танце 2 класс музыка полька

Тема урока: Полька

Цель урока: Знакомство с полькой — бальным
танцем 19 века.

Задачи урока:

обучающие

      
закрепить навыки и умения, приобретенные в процессе
изучения экзерсиса;

      
выучить основной шаг польки, галоп;

      
выучить движения польки по  кругу, галоп в круг и
из круга;

      
отработать ритмичность и правильность исполнения с
музыкальным сопровождением.

развивающие:

      
развитие у учащихся артистизма и творческого
воображения;

      
понимание исторической культуры 19 столетия;

      
умение передать в танце стиль и культуру 19 века;

      
развитие уверенности и раскованности движений.

познавательные:

      
использовать специфические средства искусства танца
для гармонизации развития учащихся, расширение рамок культурного и
эстетического воспитания детей, расширение знаний в области истории, музыки,
литературы.

воспитательные:

      
использование этических особенностей танца для воспитания
нравственности, дисциплины, чувства долга, организованности;

      
обучение танцевальному этикету и формирование умения
переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в
повседневной жизни.

Тип урока: урок
изучения и первичного закрепления новых знаний
 
Оборудование: танцевальный зал с зеркалами, музыкальный центр с
фонограммами.

План урока:

1.   Организационный момент

2.   Актуализация опорных знаний

3.   Изучение нового материала

4.   Применение полученных знаний

5.   Подведение итогов занятия

Ход урока:

Дети входят под музыку в зал. Построение. Приветствие (поклон,
реверанс)

Педагог :

Сегодня
на уроке мы познакомимся с одним из популярнейших танцев, исполняемых на балах
— танцем «Полька». Полька -национальный чешский танец. Родина его – Богемия. Первое
упоминание о польке как о бальном танце относится к 1825году. Из Богемии полька
попадает в Вену, а затем в Париж. Известный танцмейстер Целлариус вводит ее в
танцевальные салоны. «Редкому танцу выпадала честь произвести такую
сенсацию и заставить о себе столько говорить, писать, печатать и фантазировать
чуть ли не по всему земному шару, как то случилось в 1844 году с полькой», — пишет
А.Цорн. Повсеместный успех польки объясняется тем, что она как и вальс имеет
живой ритм, состоит из незамысловатых вращательных движений. Аристократическое
общество не сразу признало польку. Ее танцевали в небольших собраниях и на
семейных вечерах. На привилегированных вечерах она появилась уже будучи очень
популярным танцем. Другое название польки — нимра, модера. Быстрая, веселая и
свободная, она вместе с вальсом и мазуркой составляет основу популярных бальных
танцев 19 века. Танец этот очень быстрый, музыка размером 4/4 (иногда 2/4). Существует
масса разновидностей исполняемых композиций польки. Вообще же говоря, полька представляет
из себя некий достаточно большой набор фигур, комбинируемый произвольно. Основные
позиции ног, используемые в польке- это вторая и шестая, позиция рук- вторая.
Вспомним эти позиции.

Дети вспоминают основные позиции экзерсиса.

Педагог:

Послушаем
музыкальное произведение Сергея Васильевича Рахманинова       «Итальянская
полька», музыкальный размер 4/4 и отхлопаем ритм.

Дети отхлопывают ритм.

Педагог:

Одно
из основных движений польки — галоп. Галоп исполняется из шестой позиции по
кругу, по и против часовой стрелке.

Дети исполняют галоп.

Педагог:

Галоп
исполняется не только по кругу, но и в круг и из круга с притопом на четвертую
долю в такте. Разделим  музыкальное сопровождение на такты и доли и отметим
четвертую долю притопом.

Дети исполняют упражнения под музыку.

Педагог:

Теперь
исполним галоп с притопом в круг и из круга.

Дети исполняют предлагаемые движения.

Педагог:

Молодцы!
Вы выучили галоп. А теперь давайте попробуем разучить основное движение польки
— движение по кругу с вращением через правое плечо. Для этого сначала выучим
повороты через правое плечо.

Дети выполняют повороты через правое плечо.

Педагог:

А
теперь выполним движения по кругу с одновременным вращением

через
правое плечо.

Дети учат основное движение польки.

Педагог:

Разделим
основное движение польки хлопками.

Дети учат основное движение польки с хлопками.

Педагог:

Все
движения польки должны быть непременно легкими и грациозными, четкими и изящными.
Давайте попытаемся станцевать основные па польки под музыкальное сопровождение.

Звучит пьеса С.В.Рахманинова «Итальянская полька».

Дети разучивают движения под музыку, соблюдая ритмичность и
правильность исполнения.

Педагог:

Полька
исполнялась на балу парами: кавалер мог танцевать в паре с дамой, держа ее то
одной. то двумя руками. Иногда дама и кавалер клали руки на бедра друг друга.
Мы будем танцевать польку в парах, держа руки во второй позиции (« Лодочка»).Выстроимся
по кругу в парах, встанем в шестую позицию, руки соединим во второй позиции. С
этого положения мы начнем основное движение в польке.

Дети учат основное движение польки в парах.

Педагог:

Сегодня
мы познакомились с элементами и основными движениями польки  — бального танца
19 века. На наших гимназических балах полька тоже очень популярна. На этом наш
урок  закончен, продолжим знакомство с историко-бытовыми танцами на следующем
уроке.

Дети прощаются (поклон, реверанс) и выходят из зала.

Полька – один из самых популярных и любимых национальных танцев.

Полька – это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька – неотъемлемая часть любого торжества: народного, светского, официального.

Темпераментный танец оценили и композиторы-классики: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие. Полька быстро вошла в моду в Чехии, затем во Франции, а затем и по всей Европе. В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один великосветский прием не обходился без польки. Томные дамы из высшего света наконец-то смогли проявить свой темперамент в веселом и озорном танце.

Сейчас полька распространена по всей территории Европы. В каждом уголке она вобрала в себя национальные особенности разных народностей, и каждый, кто танцует этот танец, по праву, считает его своим.

Полька – это парный танец. Музыкальный размер 2/4, темп – быстрый. Полька покорила всю Европу. Практически в каждой стране существует свой вариант этого танца. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская и даже бразильская. На основе польки, также построены большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы.

Польку можно танцевать с любым уровнем подготовки. Это один из самых первых танцев, которые дети изучают еще в детском саду. Полька оказала огромное влияние на формирование бального репертуара, а также заняла место в танцевальном творчестве многих народов.

Основные движения, используемые в танце «Полька»

Приставной шаг

Приставной шаг является подготовительным упражнением для освоения шагов галопа и польки.

Выполняется приставной шаг из 1-ой или 3-ей позиции ног.

На счёт «раз» — выполняется скользящий шаг одной с носка на всю стопу, на счёт «два» — другая нога приставляется в исходную позицию.

Приставной шаг может выполняться как с правой, так и с левой ноги вперёд, или в сторону, или назад.

Руки располагаются на поясе.  

Галоп

Галоп — приставные шаги, выполняемые прыжками. В момент безопорной фазы ноги вместе, носки оттянуты. В момент приземления на одну ногу другая делает скользящий шаг с носка в сторону движения.

Галоп выполняется в сторону, вперёд, назад.

Музыкальный размер 2/4. 

Положение рук при выполнении галопа: руки на поясе, руки в стороны, одна рука вперёд, другая в сторону

Переменный шаг

Исходное положение –  3-я позиция.

Переменный шаг  состоит из двух шагов: приставного и шага с той же ноги. Следующий шаг выполняется с другой ноги. Через каждые два шага нога меняется, поэтому шаг называется переменным.

Один переменный шаг закончился, начинается следующий с другой ноги. Переменный шаг назад выполняется так же из 3-ей позиции. Начинает движение нога, стоящая сзади.

Шаг польки

Шаг польки — переменные шаги, выполняемые лёгкими прыжками.

И.п. — 3-я позиция; 

Начинается движение из затакта на счёт «и» небольшим подскоком на левой ноге, правую ногу вперёд на носок; 1- лёгкий, скользящий шаг галопа с правой; 2- шаг правой, левую ногу назад на носок; далее подскок на правой ноге, шаг польки с левой ноги.

Шаги выполняются легко и изящно. Движения можно украсит поворотами головы и туловища. 

Песня, танец, марш

Пётр Ильич Чайковский. Полька
Самуил Майкапар. Полька

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с танцем полька.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знакомы с разной танцевальной музыкой. Сегодня вы услышите две польки — П. Чайковского и С. Майкапара. Послушайте сначала польку П. Чайковского. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлая, лёгкая, отрывистая.

П е д а г о г. Да, музыка задорная, отрывистая, подпрыгивающая, остренькая, лёгкая. Полька — это чешский народный танец, весёлый, живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками — маленькими, лёгкими прыжками. Название этого танца происходит от чешского слова pulka — «полшага». Полька была распространена и как бальный танец. (Исполняет пьесу повторно.)

А полька С. Майкапара какая по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Тоже весёлая, задорная.

П е д а г о г. Да, но эта полька более плавная, в ней есть и отрывистые звуки, короткие плавные интонации, и более длинные музыкальные фразы — взлёты и спуски мелодии (исполняет фрагмент, 1-10-й такты). Мелодия звучит то плавно, то отрывисто (играет 1-2-й такты).

Обе польки очень близки по характеру, они изящные, лёгкие, весёлые. Пожалуй, пьеса С. Майкапара начинается с большим блеском, ярко, с озорством (исполняет фрагмент), а полька П. Чайковского в начале звучит легко, грациозно, воздушно, остро (исполняет фрагмент). Местами и в польке С. Майкапара звучность затихает (играет 10-20-й такты), но потом вновь в ней появляется задор, блеск, озорство. (Играет 20-23-й такты.)

Эти повторяющиеся высокие отрывистые звуки похожи на шутливое взвизгивание скрипок в оркестре. (Играет фрагмент повторно.)

Давайте движениями рук передадим характер этих пьес. В польке П. Чайковского движения будут лёгкими и более отрывистыми, а в польке С. Майкапара более плавными. (Играет обе пьесы.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки.

Ход занятия:

Педагог исполняет польку П. Чайковского, дети высказываются о характере музыки.

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент средней части), а в начале и в конце — легко, отрывисто, высоко. (Играет фрагмент.)

Полька начинается изящно, легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. (Исполняет фрагмент.) А в средней части, быть может, её подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнёр — большой, смешной и неповоротливый. (Исполняет фрагмент.) Потом мелодия поднимается из низкого регистра всё выше и выше — снова танцует девочка. (Исполняет фрагмент и всю пьесу целиком.)

В польке С. Майкапара тоже две части. Они похожи между собой и разделяются задорной, озорной мелодией на повторяющихся звуках, похожей на игру скрипочек. В середине пьесы эта мелодия звучит звонко, празднично (играет 20-23-й такты), а в самом конце — тихо, поддразнивая, очень высоко (играет последние четыре такта).

Вторая часть пьесы лёгкая, воздушная, полётная, нежная, в ней много коротких, летящих мелодий (играет фрагмент второй части, затем всю пьесу).

Давайте потанцуем под музыку полек П. Чайковского и С. Майкапара. (Исполняет обе пьесы. На последующих занятиях можно сравнить и другие польки с уже знакомыми, например, польку-галоп «Трик-трак» И. Штрауса, польку С. Рахманинова и др.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Майкапар. Полька из альбома «Бирюльки», mp3;
    Чайковский. Полька из «Детского альбома» (3 варианта исполнения: фортепиано, симф. оркетр, вокал), mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Как полька стала популярным европейским танцем и при чем здесь чехи

Полька

В XIX веке практически все европейское сообщество было охвачено страстью под названием «полька». Не обошла эта одержимость и российскую публику: все разговоры барышень и джентльменов сводились лишь к польке. Ни один другой танец до этого не удостаивался такого внимания. В чем его секрет?

История польки: легенда о веселой служанке

Для начала развенчаем главный миф, который связан с этим танцем. Полька не имеет никакого отношения к Польше. Ведь зародился жанр в середине XIX века на территории современной Чехии. Тогда эта земля называлась красивым словом Богемия. Получается, что полька — это чешских национальный танец. Но останемся на мгновение в прошлой эпохе, чтобы проследить рождение этого жанра.

Однажды молодая служанка, которую звали Анной Хадимовой, поливала цветы в саду своего хозяина и наслаждалась теплым летним вечером. Несмотря на свое социальное положение, девушка в тот день была в прекрасном настроении. Ее душу переполняли приятные эмоции, которые заставляли Анну петь и танцевать прямо во время исполнения своих прямых обязанностей.

Девушка настолько была увлечена своим танцем, что не заметила наблюдавшего за ней молодого мужчину. Ее легкие, энергичные движения произвели огромное впечатление на него. Шаг, подскок, еще шаг — танцевала Анна, а таинственный наблюдатель запоминал каждое ее движение, чтобы переложить танец на язык музыки. Мужчину звали Йозефом Нерудой. Он руководил небольшим оркестром, с которым и представил новую мелодию на мещанском балу в Брандисе-над-Лабем. Это, конечно же, была полька. Случилось столь знаменательное событие в мире музыки и танцев в 1831 году.

Говорят, что история про служанку Анну и музыканта Йозефа Неруду, всего лишь красивая легенда. Существует и другая версия происхождения польки. Согласно ей, танец придумал преподаватель Франтишек Гилмар. Именно ему чаще всего приписывают авторство этого жанра.

Как Франтишеку удалось создать танец, которым бредила вся европейская богема? Может его музой и была та самая Анна Хадимова? На самом деле, история жанра выглядит весьма прозаично. В те времена появлялось много танцев, схожих с полькой. Они зарождались среди простого народа и в аристократических кругах и нередко смешивались — слияние двух танцев и стало началом польки.

По утверждению Франтишека, он объединил быстрый «квапик» и медленную «нимру». Этого было достаточно, чтобы произвести фурор на танцевальных вечерах. За счет чего? Близости партнеров во время танца. Полька вызвала такие же жаркие споры среди консерваторов, как и вальс. Ведь и там, и там танцорам разрешалось касаться друг друга.

Сплетни, разговоры в кулуарах и огромный интерес к новому танцевальному направлению охватил Богемию. Особый восторг полька вызвала среди девушек и юношей, сердца которых были наполнены страстью и романтикой.

Богемия, вслед за ней Австрия и другие ближайшие страны — «полькомания» охватила практически всю центральную Европу. Но особый фурор танец произвел на парижан. Стоило пражскому танцмейстеру исполнить польку на сцене парижского театра Odeon, как молва о новом танце охватила все общество. Его начинают преподавать во всех салонах, чтобы каждый смог проникнуться живым и веселым нравом этого танцевального стиля. Французская любовь к польке позже создаст ложное представление о том, что танец придумали французы.

Позже польку начинают танцевать за океаном. Правда, хореография американцев отличается от чешского, традиционного варианта, но энергетика танца осталась прежней.

О развитии польки в России

В 1845 году петербургский Александринский театр стал центром притяжения всей великосветской публики. Сюда приезжали со всего города, чтобы посмотреть на исполнение… польки. До ее появления театр не мог похвастаться аншлагами и переполненными залами. Но энергичный танец, подсмотренный у парижского бомонда изменил ситуацию в корне.

На самом деле первая попытка «привезти» польку в Россию была предпринята пятью годами ранее. Но общество с сомнением отнеслось к вольной хореографии. Поэтому в следующий раз ее слегка адаптировали, чтобы никто во время постановки не почувствовал себя оскорбленным и сконфуженным.

Появление польки в Петербурге неизменно связывают с именем артиста балета Николаем Осиповичем Гольцем. Именно он, очарованный французским искусством танца, решил сделать этот стиль частью российской культуры. И у него это получилось. Никогда еще врачи так не радовались за петербуржцев, которые с лихвой отплясывали на балах и в салонах, поддерживая свое здоровье!

Предлагаем отправиться на бал и полюбоваться исполнением польки в лучших традициях XIX века. Вот большой зал начинают заполнять пары. Они двигаются вольно и непринужденно, стараясь не задевать других танцоров. Вперед, назад, в сторону, обратно — их движения хаотичны и одновременно веселы. Что будет если вставить отдельные фигуры польки в другие известные танцы? Эффектный и оригинальный танцевальный рисунок. Так развлекалось петербургское общество длинными вечерами.

Стоит сказать, что наибольшее распространение полька получила среди мелкого чиновничества, купцов и мещан. К концу века ее вытеснил танец галоп.

Полька глазами современного человека

Широкое распространение этого направления привело к появлению десятков видов полек. Венгерская, немецкая, шведская, финская, бразильская — практически в каждой стране исполняют этот танец на свой лад. Истинный, чешский вариант стал забываться. Поэтому возникают мифы, связанные со страной, где зародился танец.

Несмотря на количество полек, неизменными остаются следующие моменты:

  • жанр привлекает внимание своим живым, веселым и зажигательным характером;

  • полька принадлежит к числу двудольных танцев, как галоп и канкан;

  • ее исполняют парами;

  • чтобы научиться танцевать польку, достаточно выучить несколько движений: приставной и переменный шаги, озорные подскоки. Главное — не терять ритм.

Первоначально танец состоял из 10 фигур. Но позже их количество стало увеличиваться и видоизменяться: смягчались прыжки, появлялись новые обороты. Не избежала полька и объединения с различными бальными танцами. Так свет увидел польку-вальс, польку-мазурку, польку-галоп и т.д.

Интересные факты

  • В городе Брно (Чехия) польку используют в танцевальной терапии для лечения болезни альцгеймера. Регулярный ритм этого танца благотворно воздействует на интеллектуальные способности пациентов и улучшает их настроение.

  • В названии танца заложена его главная особенность — полушаги, которые и совершают танцоры. «Pulka» на чешском означает «полшага». Хотя существует теория, что к названию танца «приложили» руки поляки. В 30-е года XIX века, когда возник этот жанр, произошло польское восстание. Чехи настолько прониклись судьбой поляков, что назвали в их честь танец.

  • Происхождение стиля до сих пор вызывает споры среди специалистов. Одни придерживаются «чешской» версии, другие считают, что жанр появился гораздо раньше — в XVI веке, и его прародителем был танец бурре.

  • Англичане оказались единственными, кто не проникся энергией польки, когда по ней сходила с ума почти вся Европа.

  • Насколько полька была популярна в европейском обществе? Судите сами: в честь этого танца назвали мужскую прическу и пирожное. Ради обучения живым и смелым па откладывались свадьбы — лишь бы успеть отточить хореографию. Врачи неустанно принимали пациентов с «полечной болезнью», когда ступни опухают, а связки болят от растяжений.

  • Во время Второй мировой войны полька стала символом освобождения от нацистов. Ее исполняли представители многих стран. Не обошлось и без курьезных случаев. Так, американцы были удивлены тем, что чехи знают их польку, а чехи, в свою очередь, никак не ожидали увидеть американцев, танцующих польку.

  • Немало пришлось пережить во время Второй мировой и Джону Вилфарту, который играл в музыкальной группе польку. Его записали в шпионы за то, что в его игре услышали зашифрованные послания фашистам. Якобы Джон таким образом передавал сведения о движении антигитлеровских войск.

  • Финская полька Сяккиярви — еще один «фигурант» в военном деле. На этот раз речь идет о вражде между Финляндией и СССР. Благодаря быстрому музыкальному ритму этой польки удалось избежать разрушения многих зданий в Выборге. Дело обстояло так. Перед сдачей финам Выборга, советские военные заминировали город. Приводить мины в действие предполагалось дистанционно с помощью радиосигнала определенной частоты. Для глушения финские саперы как раз и использовали польку Сяккиярви. Хотя существует мнение, что это всего лишь легенда.

  • В российских пансионатах и различных учебных заведениях начала XX века танцам обучали платно. Чтобы освоить польку девушкам приходилось платить.

 

Популярные польки

Полька — это не только танец, но и музыкальный стиль. Множество композиций, написанных в духе зажигательной хореографии было написано за время существования жанра. Предлагаем послушать лучшие из них.

Полька «Трик-трак» Иоганна Штрауса-младшего. Это одно из поздних сочинений композитора. Он написал его в 1858 году, когда гастролировал по Петербургу. Впервые композиция была исполнена в Вене и сразу же завоевала любовь публики. Особый интерес вызывает происхождение названия мелодии. Одна версия гласит, что основой послужило венское слово «трич-трач» (в переводе «болтовня»). Согласно другой, полька была названа в честь пуделя знакомой Штрауса. Собачку так и звали Трик-трак.

«Трик-трак» (слушать)

«Детская полька» М.И. Глинки узнаваема с первых нот. Ее великий русский композитор написал в 1854 года и посвятил племяннице.

«Детская полька» (слушать)

«Полька Евы» — финская полька, истоки мелодии которой теряются в глубине веков. Существует мнение, что она имеет русское происхождение. Слова для «Евиной польки» сочинил Эйно Кеттунен в 1937 году, но особую популярность песня приобрела в 2006 благодаря финской фолк-группе «Loituma», хотя альбом с записью был выпущен в 1995 году. Что сделало простую мелодию известной? Диалект, который звучит как скороговорка. «Як-цуп-цоп» — вот что расслышала и запомнила публика. С тех пор «Полька Евы» больше известна как «Як-цуп-цоп».

«Полька Евы» (слушать)

«Škoda lásky» — самая известная чешская полька. На русском она звучит как «Жаль любви». Мелодию написал композитор Яромир Вейвода, а слова — Вацлав Земан. Задорная, веселая и живая — буквально так можно описать эту песню, которая была написана в 1927 году. В начале 2000-х «Škoda lásky» была признана хитом XX века по результатам чешского голосования.

«Škoda lásky» (слушать)

Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Карел Коваржовиц — вот еще несколько известных имен, чье творчество навсегда будет ассоциироваться с полькой.

Ни интернета, ни телевидения, ни радио — ничего из этого списка не понадобилось для распространения польки по всему миру. И это вызывает восторг и удивление! Так в чем же заключается секрет этого танца? Он появился в нужное время и в нужном месте, когда буржуазная Европа была готова к легкой, раскрепощенной, веселой хореографии. Полька стала воплощением нового времени, что и заставляет до сих пор восхищаться этим жанром.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полька

Цель урока: Формирование
музыкальной культуры школьников как важной
части духовной культуры.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с музыкальными жанрами,
    расширить представление о музыкальном жанре –
    танец.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальному
    искусству;
  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Используемый материал:

  • Рахманинов С. “Полька”
  • Шопен “Полонез ля мажор”
  • Шопен “Мазурка”
  • Чайковский П. “Вальс” из балета “Спящая
    красавица”
  • Чайковский П. “Вальс”
  • Адлер “Песенка менуэта”

Презентация.

  1. Организационный момент. Построение
    учащихся перед классом. Вход в класс под музыку.
  2. Работа по теме урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! (учитель
играет нисходящее ре минорное трезвучие, по два
раза каждый звук)

Ученики: Здравствуйте! (при ответе
учащихся учитель играет нисходящее ре минорное
трезвучие).

Учитель: Мы начинаем урок! Сегодня на уроке
мы продолжаем знакомиться с музыкальным жанром —
танец. Скажите, когда люди танцуют?

Ученики: Когда праздник, когда весело, на
утренниках …

Учитель: А какие танцы вы знаете?

Ученики: вальс, полька…

Учитель: Да! И первый танец, с которым мы
сегодня познакомимся – это полонез. (Звучит
“Полонез” Шопена)
/ В переводе на русский язык
название танца звучит просто как слово
“польский”. Как вы думаете, в какой стране
появился этот танец?

Ученики: в Польше!

Учитель: Действительно, этот танец пришёл
к нам из Польши. Старинный польский танец
торжественного характера, в котором раньше
участвовали одни воины-рыцари. С 16 века полонез
известен как придворный танец в странах Европы.
Полонез — совсем простой танец, представляет он
собой что-то вроде парадного шага. Поэтому он
имеет второе название – танец-шествие.

Учитель: И следующий танец тоже пришел из
Польши.

Ученик:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.

Учитель: Это — мазурка. Думаю, что
мало кто знает, откуда возникло название этого
танца. Мазурка – танец, который пришёл из Польши.
Там есть область Мазовия, а люди, проживающие в
этой области, назывались мазурами. Танец получил
своё название по наименованию местных жителей –
мазурка. Какой характер у мазурки? (Звучит
“Мазурка” Шопена).

Ответы учащихся.

Учитель: А следующий танец часто считают
польским танцем, хотя это неправда, так как полька
появился в Чехии. Слово “Полька” по-чешски
означает “полшага”. Танцуют его парами по кругу,
передвигаясь мелкими и быстрыми прыжками. Итак, я
приглашаю всех любителей польки на танец! Дети
выполняют движения по показу учителя. (Звучит
“Полька” Рахманинова).

Учитель: Когда-то очень давно любили
танцевать старинный танец менуэт. А в
какой стране появился менуэт, вы сейчас сами
узнаете. (Учитель исполняет песню Адлера
“Менуэт”).

Учитель: В какой стране появился менуэт?

Ученики: во Франции.

Учитель: Совершенно правильно. Менуэт –
это французский танец, характеризующийся
большим количеством поклонов и реверансов. (Разучивание
песни. 1 этап работы над пеней.)

Ученик:

Об этом танце сказано не мало.
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев не бывало.
А лучше и красивей вальса нет!

Учитель: Слово “Вальс” в переводе с
немецкого значит “вертящийся”, “кружащийся”.
Действительно, когда мы слушаем вальс, то в нашем
воображении возникает какое-то кружение. Вальс
появился давным-давно – более 200 лет назад. Но и
по сей день он не уступает в популярности новым
модным танцам. Кто же придумал вальс? Мы не можем
ответить на этот вопрос, потому что вальс
придумал не один человек, а тысячи. А жили эти
люди в маленьких городках Германии и Австрии —
“ландаль”, что означает провинция. Именно там и
родился танец, который назвали лендлер. Попав в
музыкальную столицу мира – Вену, танец получил
название вальс. (Звучит вальс из балета
“Спящая красавица”)
. Этот вальс написал
известный вам русский композитор П.И.Чайковский.
П.Чайковский написал много красивых вальсов, и
один из вальсов мы сейчас прослушали. Какой
характер у вальса?

Ответы учащихся.

Учитель: я предлагаю поиграть вам в
игру-соревнавание “Кто лучше изобразит вальс?” (Дети
участвуют по желанию. Звучит “Вальс”
П.Чайковского)

Учитель: Молодцы! Ребята, какой “кит” у
нас сегодня в гостях?

Ученики: Танец.

Учитель: С какими танцами мы сегодня
познакомились?

Ученики: Полонез, мазурка, полька, менуэт,
вальс.

Учитель: Танец открывает двери в любую
музыку. С помощью танца мы войдём в двери любой
симфонии, балета. И закончить этот урок хочу
следующими словами:

О, танец! Ты – великое творенье,
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!
Мазурка, полонез и полька,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре нас!

Выход под “Итальянскую польку”.

Приложение. 

Методическая разработка открытого занятия

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДТ -Шамсутдинова Л.М.,

г. Новый Уренгой, 2019г.

Краткое описание: методическая разработка занятия направлена на формирование у учащихся навыков работы с музыкальным произведением в хореографической постановке «Полька», умение воспроизвести музыкальный фрагмент в танце, путём хореографических движений, использовать средства слухового  восприятия  музыкального  произведения.

Данное пособие является методической помощью педагогам, работающим в детских учреждениях дополнительного образования, школах, ведущим практическую деятельность по реализации образовательных программ в области вокального искусства на территории г. Новый Уренгой.

Тема занятия: Изучение танца » Полька»

Цель занятия:   формирование  музыкальной  культуры  путём  активизации  слухового  восприятия  музыкальных  произведений.  Знакомство  с  закономерностями  музыкальных  процессов,  развитие  устойчивого  интереса  к  классической  музыке.

Задачи:

Обучающие:

разучить движения польки;

познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;

подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм;

Развивающие:

1. развивать координацию движений, музыкальный слух, память, внимание;

2. вырабатывать легкость движений, осанку;

3. воспитывать вежливое отношение;

развивать физические данные обучающихся.

Тип занятия: Занятие- практикум.

Методы обучения: Метод словесного объяснения, методы практического обучения, наглядный показ, учебно — тренировочные упражнения.

Оборудование: телевизор, видеозапись выступления хореографических коллективов, исполняющих танец «Полька».

Организационный момент. Приветствие.

Ход занятия:

Педагог: Танец— это искусство выразительных движений в определенном ритме. Танцу столько же лет, сколько всему человечеству. Издавна люди выражали свои чувства через слаженные движения. Музыка и танец неразлучные друзья.

    Танцевальная музыка-это музыка для сопровождения танца. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Ритм танца имеет огромное эмоциональное влияние на людей.

   Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на эстраде, ее слушают.

  Музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Народная музыка живет в народе. Как и в старину, ее играют на народных инструментах, под нее танцуют.

  Танцевальная музыка, которую сочиняют композиторы, называется профессиональной

  В мире существует огромное количество танцев. Условно их можно разделить на культовые, сценические и бытовые. Культовые и сценические танцы. Для их исполнения необходимо особое место (сцена) и специальная подготовка.

Бытовые танцы делятся на народные и бальные. Они существуют для всех, кто любит танцевать.

И сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька» — родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать парами!

Педагог: Полька— чешский народный танец. Танцующие пары быстро движутся по кругу, делая легкие полушаги и повороты с подскоком. Слово так и переводится-,. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в быстром темпе. Размер 2/4. В середине 19 века полька становится популярным бальным танцем. Композиторы сочиняют польки и как инструментальные пьесы для домашнего музицирования.

Послушайте 3 танца Полька в различном звучании: Фортепиано-соло, ансамбль для фортепиано в четыре руки, соло скрипка в сопровождении фортепиано.

Педагог: В Париже в 1661 году по указу французского короля Людовика 14 была открыта Академия танца. 13 опытных танцмейстеров должны были создавать и совершенствовать бальные танцы. Почти все бальные танцы имеют народные корни. Став частью придворных праздников, балов и маскарадов они сильно изменились по сравнению с народными танцами. Музыку для бальных танцев сочиняют композиторы, а исполняют ее оркестр или ансамбль инструментов. Меняется мода, появляются новые танцы, уходят и забываются старые. Но иногда танцы получают новую жизнь как инструментальные пьесы, части сонат, сюит, симфоний. Таким образом, танцевальная музыка оказывает огромное влияние на другие музыкальные жанры.

  Примером такого творческого долголетия могут служить старинные французские танцы: менуэт и гавот.

  До эпохи Петра 1 в России мало что знали о танцевальном искусстве западной Европы. Во времена царствования Петра 1 в Россию проникают менуэт, гавот, контрданс и другие танцы, популярные в Европе. Они становятся непременным атрибутом светских балов, театрализованных представлений, входят в обязательную программу обучения в различных учебных заведениях.

Педагог: теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька».

(Прослушивание музыкального материала).

Настроить детей, разогреть мышцы ног и корпуса для усвоения основных движений танца на середине зала.

Педагог: Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наши мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в зеркале.

Педагог:

И так друзья начнем,

Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!

Голова, шея и плечи.

Тренируем мысли и тело,

Приступаем к разминке смело!!

(Е.Гуляев)

Разминка: на середине зала

маршировка на месте;

упражнения для улучшения гибкости шеи;

упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Изучение основных движений танца «Полька»:

прыжок «соте»;

приставные шаги;

ритмические похлопывания — хлопки.

подскоки;

Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись).

Постановка детей в пары.

Разметка мест остановки пар цветным мелом.

Разучивание танца «Полька» по частям:

Педагог:

Теперь наберемся терпения,

Перейдем к изучению движений,

Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог: Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку.

Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте». Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом к друг другу. Отработка движения под музыку.

Далее: приставные шаги; и добавляем хлопки. исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки.

Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки. Отработка движения под музыку.

Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад. Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки .

Педагог: Молодцы!

Педагог ставит детей в пары. Отмечает место остановки пары цветным мелом.

Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – подскоки;

2 часть – прыжок «соте»;

3 часть – приставные шаги, хлопки;

4 часть – подскоки;

5 часть – прыжок «соте».

Педагог:

Если танца будет мало,

Есть у танца поворот:

Мы станцуем всё сначала,

А потом – наоборот!

Заключительная часть занятия

А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Исполнение танцевальной композиции «Полька»

Педагог: Молодцы!

Подведение итогов занятия.

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца «Полька»? Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Конспект открытого занятия по хореографии

Педагог дополнительного образования Щепина К.С

Тема: танец «Полька» И.Штраус

Цель: Научить исполнять (танцевать) польку.

Задачи:

  • разучить движения польки;

  • познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;

  • подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм;

  • развивать координацию движений, музыкальный слух;

  • вырабатывать легкость движений, осанку;

  • воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше);

  • развивать физические данные ребенка, память, внимание.

План занятия.

Вводная часть занятия

  • приглашение детей в зал;

  • знакомство с педагогом, концертмейстером, между собой ( посмотри кто рядом);

  • знакомство с танцевальным залом;

  • танец и его виды: классический, народный, бальный, современный. 
    (видеоряд);

  • танец «Полька» его родина;

  • прослушивание музыкального материала (фонограмма целиком), обращается внимание на музыкальный размер произведения 2/4, 4/4 три музыкальные фразы (части).

  • расстановка по линиям в шахматном порядке.

Основная часть занятия

Разминка : на середине зала

  • маршировка на месте;

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

  • упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

  • упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

  • упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

  • упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Игра «Найди своё место»;

  • педагог раздает резинки двух цветов, одеть на правые руки (белый – внешний круг, красный – внутренний круг);

Изучение основных движений танца «Полька»:

  • прыжок «соте»;

  • приставные шаги;

  • ритмические похлопывания — хлопки.

  • подскоки;

  • Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись).

  • Постановка детей в пары.

  • Разметка мест остановки пар цветным мелом.

Разучивание танца «Полька» по частям:

  • 1 часть — подскоки;

  • 2 часть — прыжок «соте»;

  • 3 часть — приставные шаги, хлопки;

Заключительная часть занятия

  • исполнение танцевальной композиции «Полька»;

  • подведение итогов;

  • поклон (благодарим друг друга — аплодисменты )

для занятия

  • мелок белый;

  • резинки двух цветов;

  • фонограмма частями (с паузами);

  • фонограмма целая.

  • бейджик с Ф.И.О педагога;

  • бейджик с именем ребенка;

  • музыкальный инструмент;

  • хореографический зал.

Описание занятия

Приглашаются обучающиеся в зал.

Педагог:

Танцы в 21 век,
Любит каждый человек.
Танцевальная наука!
Это что еще за штука?
Где её преподают?
Тут !!!
в Доме творчества!!

Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Алла Геннадьевна. Я – педагог Дома детского творчества. Учу детей танцевать. А помогает мне в этом концертмейстер Дома детского творчества Ирина Михайловна Невзорова.

Педагог: Хочу познакомиться с вами, каждый громко назовите свое имя.

Дети: ответы.

Педагог: Вот и познакомились.

Педагог: Как вы думаете, для чего предназначен зал, в котороммы с вами находимся?

Дети: ответы.

Педагог: Здесь танцуют, зал для танцев.

Педагог: Посмотрите внимательно и скажите какие предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?

Дети: ответы.

Педагог: Зеркала — помогают нам следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.

Станок – помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют различные движения. (показ: например батман тандю жете, и т.д.)

Музыкальный инструмент баян помогает нам ритмично исполнять движения. (показ : например полька)

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое танец?

Дети: ответы.

Педагог: Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.

Педагог: А какие виды танца вы знаете?

Дети: ответы.

Педагог: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.

Видеоряд:

«Классический» танец — самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф.

«Народный» танец — выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец который сочиняет сам народ.

«Бальный» танец — танец который танцевали на балах.

«Современный» танец- танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.

Педагог: Сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька» — родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать парами!

Прослушайте музыкальный размере танца «Полька» 4/4 (иногда 2/4). (прохлопывает педагог)

Давайте прохлопаем вместе. Приготовьте ваши ручки.

(Прохлопывают дети с педагогом музыкальный размер)

А теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька», композитор И.Штраус.

Прослушивание музыкального материала.

Педагог:  Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в зеркале.

Педагог:

И так друзья начнем,
Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!!
(Е.Гуляев)

Разминка

  1. марш на месте;

  2. повороты, наклоны головы;

  3. поднимание плечей;

  4. локти, кисть ;

  5. наклоны в сторону;

  6. деми плие приседания прямо, с поворотом;

  7. релеве полупальцы 2 ноги, попеременно.

Педагог: Молодцы!

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Найди своё место».

Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите кто стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жуки, а ваши места цветы. Бабочки, жуки летают по полю и тут появляется туча. Каждая(ый) летит на свой цветок. Молодцы!!!!!

Педагог раздает детям резинки двух цветов, одеть на правые руки. Внимание — резинки (белый – внешний круг (девочки), красный – внутренний круг(мальчики)).

Педагог:

Теперь наберемся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог: Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1).

Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте»Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом к друг другу. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №2).

Далее: приставные шаги; и добавляем хлопки. исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки.

Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки.Отработка движения под музыку (музыкальная фраза№3)

Педагог: Запомнили?

Дети: ответы.

Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад. Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки .

Педагог: Молодцы!

Педагог ставит детей в пары. Отмечаетместо остановки пары цветным мелом.

Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».

Педагог:

Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!

А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Педагог: Молодцы!

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца «Полька»? Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Спасибо.

КОНЕЦ

Приложение №1

Возникновение танца.

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой. Танец получил свое развитие в Греции как источник развлечения. Его стали использовать в театре. Появились народные танцы, позднее – современные.

Вопрос 1. Что такое танец?

Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при  помощи ритмичных шагов и движений тела. Танец сопровождал все события в жизни человека. Древний человек танцевал, выражая свои эмоции. Танец вызывал приятные чувства. Это придавало танцам магическую силу. Древние племена танцевали, чтобы привлечь волшебную силу. Это были обрядовые танцы: охотничьи, боевые, свадебные и другие.

Виды танца.

 «Классический» танец  — это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства, самый трудный танец,

обратите   внимание на костюмы  исполнителей, их обувь. Танец  который сочиняет   хореограф. «Народный»  танец — выражает характер, отличительные черты   каждого народа. Танец который сочиняет сам   народ. «Бальный» танец  —   танец который танцевали на балах.  «Современный» танец — танец который родился в 20 веке,  изменилась музыка, изменился   и  танец.

Вопрос 2. Почему в танце дама с правой стороны от кавалера?

До XVIII века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.

Вопрос 3.  Кто сочинил польку?

Чешский учитель музыки Йозеф Неруда назвал новый танец «полька». Обрел подлинный успех и стал чешским национальным танцем. Из Праги полька распространилась в другие европейские города. В Париже началась настоящая  «полькомания». Музыка этого нового танца была по достоинству оценена многими композиторами. Первым, кто сочинил польку, был, скорее всего, Франц Гильмар, композитор из Богемии. А.Б Сметана, тоже родившийся в Богемии, придал польке классический оттенок. Иоганн Штраус — сын после «короля вальсов» стал «королем полек».

Приложение №2

«ПОЛЬКА»

Полька – Чешский народный танец, живой по характеру, простотой в исполнения.

Музыкальный материал: И.Штраус «Полька»

Музыкальный размер: 44

Описание танца

Музыкальное вступление 2 такта.

Часть

Движения девочек

Движения мальчиков

Рисунок

1

Движение №1

«Подскоки»

Движение №1

«Подскоки»

2

Движение №2

          «Прыжок соте»

Движение №2

          «Прыжок соте»

3

Движение №3

         «Приставной шаг

           + хлопки»

Движение №3

        «Приставной шаг

           + хлопки»

4

Движение №1

«Подскоки»

Движение №1

«Подскоки»

5

Движение №2

          «Прыжок соте»

Движение №2

          «Прыжок соте»

Описание движений

Движение №1 «Подскоки»

Исходное положение: боком друг к другу. Д с ПР стороны от М. Лицом по ЛТ. ЛР Д в ПР М. ПР Д придерживает край платья. ЛР М на поясе.

Такт

Счет

Движение ног

Движение рук и корпуса

Голова

1

1

Шаг ПН вперед с носка на всю ступню с переносом веса на ПН

В исходном положении

Прямо

«и»

ЛН поднимается согнутым коленом  вперед

В исходном положении

Прямо

2

Шаг ЛН вперед с носка на всю ступню с переносом веса на ЛН

В исходном положении

Прямо

«и» 3, «и» 4

Повтор движений на счет «и» 1, «и» 2

Прямо

Движение №2 Прыжок «соте» ( 6 п.н.)                                                                                                                                            

Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг  Д  внешний.   РМ на поясе Р Д  придерживают край платья.

Такт

Счет

Движение ног

Движение рук и корпуса

Голова

1

1

Прыжок «соте» по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

«и»

Прыжок «соте» по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

2

Прыжок «соте» по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

«и»

Прыжок «соте» по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

 3 «и»

4 «и»

Повтор движений на счет  1 «и» 2 «и»

Движение №3  «Приставной шаг»

Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг  Д  внешний.   РМ на поясе Р Д  придерживают край платья.

Такт

Счет

Движение ног

Движение рук и корпуса

Голова

1

1

Приставной шаг назад

В исходном положении

Друг на друга

«и»

Приставной шаг назад

В исходном положении

Друг на друга

2

Приставной шаг назад

В исходном положении

Друг на друга

«и»

Пауза стоят по 6 п.н.

В исходном положении

Друг на друга

3«и»

4«и»

Повтор движений на счет 1 «и» 2 «и» вперед

Движение №3  «Хлопки»

Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг  Д  внешний.   РМ на поясе Р Д  придерживают край платья.

Счет

Движение ног

Движение рук и корпуса

Голова

1

Хлопок

Перед собой

Друг на друга

«и»

Пауза

Перед собой

Друг на друга

2

Хлопок

Перед собой

Друг на друга

«и»

Пауза

Перед собой

Друг на друга

Краткое описание: 

Тема: танец «Полька» И.Штраус Цель: Научить исполнять (танцевать) польку. Задачи: • разучить движения польки; • познакомить с музыкальным размером танца «Полька»; • подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм; • развивать координацию движений, музыкальный слух; • вырабатывать легкость движений, осанку; • воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше); • развивать физические данные ребенка, память, внимание.

План-конспект занятия по хореографии «Путешествие в страну танца»

Цель занятия: Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства.

Задачи:

  1. Заинтересовать детей, осуществив их знакомство со спецификой хореографического искусства

  2. Способствовать развитию творческого воображения.

  3. Создать атмосферу творческого единения педагога с детьми.

Возраст детей: 7-8 лет.

Оборудование

  • для педагога: фортепиано, магнитофон, диск с музыкальным материалом, лошадка из воздушных шариков и повозка, наполненная воздушными шарами;

  • для детей: коврики, воздушные шары.

Продолжительность занятия: 45 минут

План занятия

1. Организационный момент ( 5 мин.)

2. Основная часть (35 мин.)

3. Подведение итогов занятия (5 мин.)

Ход занятия

1. Оргмомент

Вход детей в зал под музыку, построение в шеренгу, перестроение в линии.

Педагог: Здравствуйте, дети!

Педагог делает поклон.

Педагог: Вы знаете, что это за движение? Это поклон. Вот таким образом, вместо привычного «Здравствуйте!», принято приветствовать друг друга в мире танца.

Говорит » Лошарик» (звучит аудиозапись):

На Лошарика взгляните,
Здравствуйте, мои друзья!

Педагог: Приветствуем тебя, уважаемый Лошарик. Но у нас есть своё традиционное приветствие. Это поклон. И сейчас мы поприветствуем Лошарика .

Итак, все подтянулись. Пятки вместе, носки врозь.

1-и 2-и-музыкальное вступление;

3-и-голову наклонить;

4-и-голову поднять в исходное положение.

Дети исполняют поклон.

Путешествовать хотите?

С приглашеньем прибыл я.

Педагог: О каком приглашении говорит Лошарик?

Педагог достаёт из повозки конверт с посланием и зачитывает его:

Всех девчонок и мальчишек
Приглашаю в сказку.
В страну танцев собирайтесь,
Слушайте подсказку:
Не ходите просто так
По лесной опушке,
А с вниманьем отнеситесь
К зайчику, лягушке.
Повторять вам предстоит
Каждое движение,
Ведь и жителям лесным
Нужно уважение!
Гибкость, ловкость проявите,
В страну танцев вы войдите.

Ну что же, ребята, давайте исполнимся решимости и смело отправимся в путь.

^ 2. Основная часть

Педагог:

Отправляемся в поход.
Много нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:

Дальше по лесу шагаем.
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:

Это чей же видим дом?
Кто же, кто хозяин в нём?
Здесь живёт лесной народ.
Он танцует и поёт.

Педагог:

А сейчас мы пойдём по дорожке.
Перестраиваемся в 2 диагонали.

Педагог обращается к 1 диагонали:

Зайчик быстрый скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы, ребятишки.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог обращается ко 2 диагонали:

В этом домике на ёлке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И всё с танцами дружили.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог — к 1 диагонали:

Видим: скачут по опушке
Две зелёные лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок —
Прыгать весело, дружок!

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог — ко 2 диагонали:

Мышка — серая норушка —
Быстро навостряет ушки.
Будет прыгать и плясать —
Просто глаз не оторвать.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:

Дружно за руки возьмёмся.
В круг, ребята, соберёмся!

Педагог:

Мы пойдём сначала вправо — раз, два, три.
А потом пойдём мы влево — раз, два, три.
А потом мы разойдёмся — раз, два, три.
А потом мы соберёмся — раз, два, три.
Посидим, отдохнём, в руки коврики возьмём.

Дети расходятся на свои места и раскладывают коврики.

Педагог:

Мордочкой кручу, верчу,
Быть красивой я хочу.
Ну а хвостик мой пушистый
Убегает быстро, быстро.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:

Я колючий — ну и что же.
Должен быть колючим ёжик.
А в комочек я свернусь
И клубочком покачусь.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Ребята! Долго мы с вами шли.
К избушке подошли.
Сейчас отдохнём
И чайку попьём.

Педагог: Вот и чайник закипел.

Педагог просит детей изобразить чайник.

Педагог: Пар пошёл ( набираем воздух и выдыхаем).

Запел (дети издают звуки).

Разлили мы чай по чашечкам, но мы такие с вами неосторожные, выпал чайник у нас из рук и разбился. Дети через прыжок опускаются на пол, показывая, как чайник разбивается.

Педагог: А после обеда надо отдохнуть.

Я на солнышке лежу.
Я на солнышко гляжу.
Всё лежу и лежу.
И на солнышко гляжу.

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог:

А теперь все дружно встали,
Коврики свои собрали.

Дети сложили коврики и убрали их на свои места.

Педагог: Мы с вами отдохнули и отправляемся в путь.

Упражнение: топ-топ-топ-3 раза топаем.
Хлоп-хлоп-хлоп-3 раза хлопаем.
Скок-скок-скок-3 раза прыгаем.
Поворот — повернулись вокруг себя.
Чем дальше мы идём, тем ближе к стране танцев.
Слышу: музыка звучит, танцевать нам всем велит.

Вдали раздаётся музыка.

Педагог: Ребята! Что это мы слышим? Какая-то незнакомая музыка. Давайте попробуем под неё станцевать.

Педагог показывает упражнения с элементами русского танца, дети повторяют.

Вдали раздаётся мелодия классической музыки.

Педагог показывает упражнения: деревья, море, птицы, снежинки, дети повторяют.

Вдали раздаётся эстрадная музыка.

Педагог показывает упражнения с элементами эстрадного танца, дети повторяют.

Говорит «Лошарик»:

Что ж, весёлых испытаний
Вами с честью пройден круг!
Нам пришла пора прощаться-
До свиданья, милый друг!
Чтоб хранить воспоминанья
О чудесном этом дне,
Вам Лошарик дарит шарик:
Подходите все ко мне!

Дети берут по два шарика и с помощью педагога исполняют танец «Шарики — лошарики».

^ 3. Итоги занятия

Педагог обращается к ребятам:

Вы молодцы! Мы сумели преодолеть все препятствия.

Наше путешествие закончилось.

А теперь, мои дорогие, ответьте: что вам запомнилось?

Что вам не понравилось? (Ответы детей).

Педагог подводит итог:

На следующем занятии мы с вами познакомимся с другими жителями страны танцев.

Нам пора прощаться, домой возвращаться. Но перед тем, как мы исполним поклон, я хочу вам вручить приглашения на наше следующее занятие. Жду вас снова!

Педагог раздаёт детям приглашения.

А сейчас поклон. Исходное положение — пятки вместе, носки врозь.

1-и, 2-и-музыкальное вступление.

3-и- голову наклонить

4-и- исходное положение.

Педагог: Урок закончен.

Дети: Спасибо, до свидания!

Дети перестраиваются в колонну и под музыку покидают танцевальный зал.

Барабаш Елена Владимировна

учитель музыки МБОУ МО «НОШ №11 » г. Нягань

урок музыки во 2 классе по программе

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Тема: «Эти разные танцы”

Тема: «Эти разные танцы”

Цели: Познакомить с разными видами танца: чешская полька, русский хоровод.

Задачи:

1.Научить различать характерные особенности танца: чешская полька, русский хоровод.

2.Развивать художественный вкус, вокально–хоровые и ритмические навыки.

3.Воспитывать интерес, любовь к танцевальной музыке.

Слайд №3

Тип урока: комбинированный

Форма урока: нетрадиционный (урок — путешествие)

Методы преподавания: словесный, наглядно — слуховой, игры, сравнения.

Виды деятельности учеников: слушание, хоровое пение, музыкально — ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование.

Средства обучения: ИКТ, видео, аудиозаписи, баян, элементарные музыкальные инструменты.

Музыкальный материал: русская народная хороводная песня “Во поле берёза стояла”, чешский народный танец “Полька”, “Марш деревянных солдатиков”, из “Детского альбома” П.И. Чайковского, “Вальс” из альбома “Детская музыка” С.С.Прокофьева.

Ход урока

1этап урока “Организационный момент” (2мин.)

Дети входят под танцевальную музыку в класс. Звучит чешский народный танец “Полька”.

Учитель:

Снова музыка встречает нас,
Очень рада вновь увидеть вас,
Добрый, добрый день друзья!
Сейчас, забавно, легко прозвучал
Этот легкий, выразительный мотив.
С ним приветствую я вас!

Звучит музыкальное приветствие в форме диалога “Здравствуйте”.

2 этап урока “Проверка домашнего задания. Актуализация”(6мин)

Учитель: На прошлом уроке ребята мы с вами учились различать три кита в музыке, три жанра. Песня танец марш. Вам было задано домашнее задание: маршировать, танцевать, исполнить любимую песню дома.

Сейчас прозвучат по очереди три кита, а вы характерными движениями покажите, какой звучит кит. На марш – шагаем, песня — поём, танец — выполняем танцевальные движения кистями рук.

Звучит “ Марш деревянных солдатиков” П.Ч. Чайковского, “Вальс” С.С.Прокофьева, русская народная песня ” Во поле берёза стояла”.

Молодцы!

3этап урока “Постановка темы и цели”

Беседа

У.-А как вы думаете, о каком ките мы будем сегодня говорить?

Дети предлагают варианты( песня, танец, марш).

У.-К какому киту определите музыку, под которую заходили в класс?

Дети: танец.

У: А как вы определили, что это танец?

Д: Хочется танцевать, делать движения.

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Почти все важные события в жизни человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, и исполняемые с музыкальным сопровождением.

— Все танцы одинаковы?

Д: Нет.

Сегодня у нас необычный урок – урок путешествия в страну под названием

«Эти разные танцы»

Часть №1 Полька

4 этап урока “Введение нового материала”(5мин.)

Вспомните танец, под который вы вошли в класс?

Отгадайте загадку.

Загадка:
Я – не польская дивчина,
Я по-чешски – “половина”.
Мое имя, между прочим,
Говорит вам – шаг короче.

Д: полька.

Полька (с чеш. — половина, половинка) — весёлый, подвижный танец в размере 2хдольнам. Польку танцевали маленькими, короткими, «половинчатыми» шажками.
Этот танец возник как народный в Чехии, а со временем стал известным во всём мире. Музыка польки лёгкая и грациозная.

Характерные особенности польки –

-Легкость, острый ритм, а музыка задорная, весёлая,

двухдольный размер

5этап урока ”Первичное закрепление нового материала”(6мин.)

У: Чтобы танец получился легкий, весёлый, задорный разделимся на две группы, каждая группа сочиняет своё движение.

На 1 часть — дети выполняют легкие подскоки.

На 2часть – дети выполняют хлопки.

Исполняем «Польку» вместе.

У: Молодцы ребята! Вы так задорно и легко исполнили чешскую польку. Мне даже захотелось с вами танцевать.

Часть №2 “Русский хоровод”

6 этап урока “Проверка знаний, прочности изученного на предыдущих уроках. Актуализация знаний”(10мин.)

У: Вас встречает русский хоровод. Послушав его, вы узнаете русскую народную песню.

Дети слушают хоровод “ Во поле берёза стояла”

Д: Эта русская народная песня “Во поле берёза стояла”

Слайд№7

У: Хоровод — это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Участники хоровода поют, движутся по кругу, приплясывают и разыгрывают действие. Хоровод объединяет и собирает большое число участников.

Вокально-хоровая работа

У: Вы знаете ребята, что танец можно не только танцевать, но и петь.

Артистам приходится много тренироваться, потому что при движении сильно сбивается дыхание. Именно поэтому многие певцы перед пением делают гимнастику для дыхания. Сделаем ее и мы.

Дыхательная гимнастика 1мин

Упражнение №1.

Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Упражнение №2.

Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 — 3 раза.

Упражнение №3.

Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 — 3 раза.

Упражнение №4.

Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки, как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 — 3 раза.

Учитель – Артисту необходимо, чтобы зритель не только наслаждался красивым голосом, но и понимал, о чем он поет. Чтобы решить это проблему нередко выполняют гимнастику для органов речи: языка, губ, щек.

Артикуляционная гимнастика-2мин.

Упражнение №1.

«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.

Упражнение №2.

Натягиваем верхнюю губу на зубы, затем нижнюю, и по очереди.

Упражнение №3

Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.

Распевание:

“Дон-дон”, “Уж как шла лиса”, “Вот иду я вверх”.

Учитель – После такой разминки мы готовы к пению.

Работа над песней “Во поле берёза стояла”

  • Пропеть мелодию: каждой фразы. Обращать внимание на правильную постановку корпуса детей, следить за дыханием, звукообразованием, отображать в пении характер произведения, динамику.

  • развитие чувства ритма. Отстукивание ритма мелодии без пения.

  • Проговаривание текста по фразам, выполняя движения по содержанию текста.

  • Проговаривая (пропевая) текст шепотом, но чтобы каждое слово «услышал учитель» — при таком приеме активизируется произношение согласных звуков.

7 этап урока “Введение нового материала, осмысление и усвоение”(3 мин)

У: Для хоровода характерно: плавность, напевность, мелодичность, движения – мелкие шаги.

8 этап урока “Первичное закрепление и применение ”(5 мин)

У: Давайте, передавая характер, исполним русскую хороводную песню “Во поле берёза стояла”.

Мальчики играют на музыкальных инструментах, а девочки водят хоровод.

9 этап “Подведение итогов”(2мин.)

У: Наше путешествие подошло к концу.

-Как зовут нашего музыкального кита, с которым мы путешествовали?

Д: Танец.

-С какими танцами нас познакомил?

Д: Чешская полька, русский хоровод.

— Назови, чем отличаются эти танцы?

Д: характером ( полька — весёлая, задорная, русский хоровод- плавный мелодичный, медленный).

Музыкальная загадка

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют: на праздниках, дискотеках, или просто в свободное время. У всех народов, где бы они ни жили, — танцу всегда отводилось почетное место.

Домашнее задание.

Сочини свой танец или нарисуй иллюстрацию к народным танцам.

У: Откройте дневники и запишите в них домашнее задание.

Самооценка (с помощью цветных карточек)

Оценка (по количеству набранных жетонов, за активную работу на уроке)

Рефлексия

Какой танец вам понравилось исполнять?

Дети называют танец, который им понравилось исполнять.

До свидания! (под выбранную музыку танца дети выходят из класса).

9

  • Рассказ о танцах сочинение
  • Рассказ о таманском полуострове
  • Рассказ о талантливом человеке 6 класс по обществознанию
  • Рассказ о таймырском заповеднике
  • Рассказ о тайге для 4 класса окружающий мир