История полонеза
В середине 16 века в Польше были распространены танцы. Но жители этой страны называли свои пляски венгерскими в честь Стефана Батория. Быстрые и грациозные движения покоряли всех — и крестьян, и монарших особ.
Среди всех вариантов выделялся «Танец Великий», который и считается прародителем полонеза. Исполняли его воины, одетые в доспехи. Движения символизировали уверенность и мужество, так рыцари пытались добиться расположения прекрасных дам.
Шляхта (привилегированное сословие в Польше) видела, как выступали танцоры. Торжественность их движений привлекла монархов, полонез проник в королевские дворцы. Но придворные добавили в него па из французских танцев, немного изменив изначальный стиль. Из Польши он распространился в другие страны благодаря Станиславу Лещинскому. Он первым продемонстрировал полонез при дворе в Стокгольме. Польский танец стал популярным в Германии, Франции, Швеции, Российской Империи.
Характеристика танца
В небольшом докладе на тему хореографии можно кратко охарактеризовать основные движения полонеза. Этот танец отличается сдержанностью, торжественностью. Пары собирались в богато украшенном бальном зале, медленно двигались. Весь ритм задавали партнеры, стоящие впереди.
Особенности полонеза:
- степенность движений;
- возможность импровизации;
- приверженность ритуалам;
- простая, но сдержанная хореография.
Хотя возникновением танец обязан народным пляскам, придворные почитали его не меньше вальса. Партнеры должны строго придерживаться установленных правил. Сначала играет ритурнель — музыкальное вступление, только после него первый кавалер может пригласить свою даму.
Ведущей паре разрешено импровизировать, но остальные танцоры должны подражать ей. Хореография кажется довольно простой. Но на самом деле партнерам нужно держать осанку во время всего танца, двигаться грациозно и спокойно, не делать резких жестов. Во время полонеза танцоры могут продемонстрировать свое величие и роскошь нарядов. Женщины обычно надевают бальные платья, а мужчины — фраки или смокинги.
Появление в России
Национальный польский танец был популярным и при российском императорском дворце. Впервые его стали исполнять во время правления Петра Первого. Он очень любил полонез за возможность продемонстрировать придворным все богатство залов. Партнеры во время исполнения обходили лестницы и столы сразу в нескольких комнатах.
Но полонез не открывал балы: Екатерина Великая отдала предпочтение менуэту. А польский танец стал вторым по исполнению. Порядок поменял Павел Петрович. Ему настолько понравился полонез, что им в годы его правления начинали все приемные вечера. А в первых парах обязательно стояли члены рыцарского ордена.
В России было 2 варианта полонеза — обычный и церемониальный. Первый использовался на любом балу, его танцевали все придворные. А второй вид предназначался только для свадебных торжеств. Его исполняли жених и невеста, а после них и приглашенные.
Полонез был популярным в России до самого ХХ века. С каждым правителем танец менялся, в него добавляли новые па, перемены были и в костюмах партнеров. Но одно оставалось прежним — хореография всегда была степенной и торжественной. Именно эти черты полонеза и сделали его таким популярным при императорских дворах. Танец словно подчеркивал величие и стиль членов императорской семьи.
Известные композиции
До начала 18 века танцоры выполняли свои движения под собственное пение, никакой музыки не было. Но на королевских торжествах хореографию сопровождала игра на разных инструментах. Многие композиторы прославились благодаря тому, что написали мелодии для полонеза. Самые известные варианты:
- Огинский «Прощание с родиной»;
- Глинка «Жизнь за царя»;
- Шопен «Полонез ля-бемоль мажор»;
- Чайковский «Евгений Онегин».
Польский композитор Михаил Огинский написал мелодию «Прощание с родиной», которая стала популярной в 1794 году. Поляки рассказывают интересную информацию, связанную с созданием этой мелодии. Уезжая из Речи Посполитой, где Огинский родился, в Беларусь, автор хотел оставить после себя особое впечатление. А в новом государстве его полонез хотели сделать национальным гимном. Но комиссия Беларуси посчитала эту композицию слишком сложной.
Опера Глинки «Жизнь за царя» впервые была представлена публике в 1836 году. Полонез настолько понравился представителям высшего сословия, что его использовали для танцев практически на каждом балу.
Фредерик Шопен написал 16 мелодий, подходящих для торжественной хореографии. Но именно «Полонез ля-бемоль мажор» выделяется среди других композиций. Это торжественная, величественная музыка.
В опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» также прозвучал полонез — пышная, но нежная мелодия. После ее прослушивания сразу становится понятно, почему императорский двор так любил этот танец.
Происхождение мазурки
Легкий и изящный танец мазурка также происходит из Польши. Он зародился в провинции Мазовия, где жил особый народ — мазуры. Крестьяне очень любили свою землю и прославляли ее в песнях. А в праздники они проводили время в танцах. Легкие движения развлекали их и в будние дни, когда по вечерам после тяжелой работы хотелось отдохнуть и повеселиться.
В 18 столетии мазурка распространилась по всей Польше. А затем про нее узнали и в других странах Европы. И уже в следующем веке танец стал обязательным при королевских дворах и на балах в домах знатных семей. Аристократам, чей вкус был довольно сдержанным, понравились грациозные и простые движения.
Своей популярностью мазурка обязана Фредерику Шопену. Композитор настолько любил свою родину, что в мелодиях отобразил героизм, напористость и искренность соотечественников. Великий музыкант создал около 60 мазурок, которые можно разделить на 3 вида:
- сельские;
- городские;
- лирические или вальсовые.
В первых отражается простая крестьянская жизнь. Вторые подходят для молодежных танцев, а лирические предназначены для торжественных приемов и балов. Разные виды мазурки писали и другие композиторы — Глинка, Чайковский, Дебюсси, Огинский, Шимановский.
Описание движений
Мазуры создали довольно быстрый танец. Исполнять его нужно задорно и горделиво, но при этом требуется сохранять элегантность и изящество. Трехдольный музыкальный размер, четкий ритм и подвижный темп словно заставляют быстрее двигаться.
В танце есть 2 основных движения — подскок со скольжением и «голубец». Первое считается основным. Оба партнера по очереди подскакивают и скользят по полу вперед. А кавалеры исполняют «голубец». Так называется невысокий прыжок, при котором в воздухе ударяют ногами, пристукивая каблуками. Офицеры во время танца звенели шпорами.
Дамы переходили на плавный, скользящий бег. А кавалеры преклоняли перед ними одно колено и предлагали руку, чтобы партнерша могла грациозно оббежать вокруг мужчины. Во время любого движения танцоры сохраняют гордую осанку, отклоняя корпус назад. При этом они держат голову приподнятой. Руками нужно двигать смело, но изящно.
Мазурка чаще всего завершала первую часть бала, после нее подавали ужин. А также ее танцевали последней, перед отъездом гостей. Хореография довольно интересная, ведь пары могли составлять любые фигуры — линии, кресты, цепочки, круги. Танцоры расходились, менялись партнерами, даже разговаривали во время движений. Такая свобода была далеко не у каждой пляски при дворах.
Основные виды
Мазурка — это парный танец, в котором кавалер играет роль ведущего. Он обращается со своей дамой вежливо, во время движений немного выставляет ее впереди себя. Лидер в паре — мужчина, он и задает темп, первым выполняет па и меняет фигуры. Свою партнершу он гордо демонстрирует залу, возвеличивает ее красоту и изящность.
В основу танца легло 3 вида хореографии:
- мазур;
- куявяк;
- оберек.
Все эти варианты зародились в Польше, а мазурка взяла от каждого понемногу. В первом проявляются народные черты — гордость, честность, открытость. Они отражаются в каждом движении, фигурах, осанке танцоров. Куявяк больше похож на вальс. Это медленный танец, который исполняют под проникновенную лирическую музыку. В Польше его называют «воспоминанием» или «мечтой». А оберек — это быстрая хореография, передающая задорный характер и страсть партнеров.
Акцент в мазурке делается на вторую или третью долю такта, а двухчастная форма сохраняет признаки народных плясок. Пунктирность, мелодическая прихотливая структура — это особенности польского танца.
У мазурки контрастный характер, часто веселые ноты переходят в драматургию и наоборот. Исполнять ее могут партнеры с горячим и гордым нравом. Более нежным и романтичным натурам такая хореография тоже понравится, она поможет им раскрыть внутреннюю силу. Важно показать все детали танца — характер польского народа и его способность веселиться, сохраняя достоинство.
МАЗУРКА
История танца
Мазурка
– легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная –
отобразила в себе душу польского народа
Термин мазурка происходит от названия польской провинции Мазовия.
Жители этого региона называют себя мазурами, так же по-польски звучит и название танца, известного у нас как мазурка.
Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема.
В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а начиная с 19 века распространилась по Европе
и стала обязательным танцем на светских балах.
Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а вслед за ними
и аристократам Европы .
Польская знать 17-18 века
Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену.
Всего композитором было написано около 60-ти мазурок .
Все их можно разделить на три типа:
сельские мазурки-картинки, блистательные городские
и лирические вальсовые мазурки.
Народная музыка и танец вдохновили и других композиторов на создание своих мазурок.
Прекрасные мелодии написаны
М. Огинским, К. Шимановским, К. Дебюсси, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Скрябиным и другими.
К. Дебюсси А. Глазунов М. Глинка А. Скрябин
Мазурка – это парный танец.
Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее немного впереди себя.
Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера : он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп.
Гордо демонстрирует он свою даму всему залу.
Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее , проникнуты именно этими чувствами.
Темп мазурки бывает различным — от умеренного до очень быстрого; размер 3/4; ритм острый и четкий, характерные ритмические фигуры:
В мазурке сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность. Характерны эффектные пристукивания каблуками в пунктирных ритмических фигурах.
Темп мазурки бывает различным — от умеренного до очень быстрого; размер 3/4; ритм острый и четкий, характерные ритмические фигуры:
В мазурке сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность.
Характерны эффектные пристукивания каблуками в пунктирных ритмических фигурах, которые придают мазурке неповторимый шик.
Мазурка — это середина бала.
В Россию она «пришла» из Парижа в 1810 году.
Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно,
скользит и бегает по паркету.
В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее,
и не только потому, что от нее страдал паркет.
Об этом писал А. С. Пушкин:
Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы, Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам .
.
ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ
Мазурка
1-е занятие
Программное содержание. Дать детям представление о танце мазурка.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня я познакомлю вас с танцем мазуркой. Каждый танец имеет своё происхождение, свои особенности, проявляющиеся в характере музыки и в характере танцевальных движений. Например, вальс родом из Германии и Австрии, полька — чешский танец. Вальс имеет трёхдольный размер (исполняет фрагмент какою-нибудь вальса и считает до трёх), а полька — двухдольный, под неё можно считать до двух (играет фрагмент).
Вальс плавный, кружащий, а полька — отрывистая, подпрыгивающая. (Исполняет фрагменты.)
Сейчас вы услышите мазурку. Этот танец родом из Польши. Он возник как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный.
Послушайте «Мазурку» П. Чайковского из «Детского альбома». (Исполняет пьесу.) Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но в отличие от вальса, в котором основной акцент (ударение) приходится на счёт «раз» (играет фрагмент), в мазурке те звуки, что сильнее других, приходятся на счёт «два или «три». (Исполняет фрагмент.) Такие акценты придают танцу отчётливость, горделивость. (Играет 1-4-й такты «Мазурки» П. Чайковского, считая; играет отдельно аккомпанемент; напевает мелодию, делая на счёт «три» хлопки.)
В мелодии мазурок, в отличие от плавного, скользящего вальса, часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм (прохлопывает ритмический рисунок, играет фрагмент «Мазурки» П. Чайковского). Этот ритм придаёт мазурке волевой, энергичный характер. Как грациозна, красива, изящна эта музыка! (Играет «Мазурку» П. Чайковского.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать выразительность музыкальных интонаций, форму музыкальных произведений.
Ход занятия:
Педагог исполняет «Мазурку» П. Чайковского, дети вспоминают название танца, высказываются о ею характере.
П е д а г о г. Мазурка — это польский народный танец, горделивый и изящный, с чётким ритмом, акцентами. Мазурки бывают по характеру разными, и более нежными, и грустными, и шутливыми. В пьесе П. Чайковского выражен различный характер: она звучит то горделиво, подтянуто, то нежно, легко.
Волевому, мужественному характеру (исполняет 1-4-й такты) противопоставляется мягкий, нежный, женственный (исполняет 5-8-й такты). Как звучит музыка в начале мазурки? (Играет 1-4-й такты.)
Д е т и. Громко, чётко.
П е д а г о г. Да, в движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин — удары каблуком о каблук, изящные и чёткие. Можно представить, что в начале мазурки изображаются галантные движения кавалеров. (Исполняет фрагмент повторно.)
А нежная и тихая мелодия изображает лёгкие движения их партнёрш. (Играет 5-8-й такты.) В средней части мазурки первенство в танце принадлежит дамам — музыка воздушная, полётная, капризная, узорчатая. (Исполняет среднюю часть.) Но вот звучит третья часть мазурки, которая повторяет первую: знакомые горделивые, волевые интонации сменяются нежными, лёгкими. (Звучит третья часть, потом вся пьеса целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения одного жанра, разные по характеру.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали «Мазурку» П. Чайковского. Давайте сравним её с другой мазуркой — композитора А. Гречанинова. (Исполняет обе пьесы.) Как отличаются эти пьесы по характеру?
Д е т и. Первая мазурка чёткая, гордая, а вторая — нежная и грустная.
П е д а г о г. Да, «Мазурка» А. Гречанинова задумчивая, печальная, мечтательная. Акценты на третью долю (на счёт «три») не слышны так отчётливо, как в пьесе П. Чайковского, они не такие яркие. Танец звучит мягче, лиричнее. В середине пьесы А. Гречанинова музыка звучит громче, становится более волевой (играет 9-12-й такты), а потом опять тихой и нежной (играет 13-16-й такты). В этой мазурке, как и в пьесе П. Чайковского, тоже встречается пунктирный ритм (играет 3-й такт, прохлопывает ритмический рисунок), который придаёт ей активный, устремлённый характер. Но в целом эта мазурка нежная и мягкая. Давайте движениями рук передадим разный характер мазурок П. Чайковского и А. Гречанинова, а потом потанцуем под музыку (исполняет обе пьесы).
На последующих занятиях можно предложить детям послушать мазурки Ф. Шопена, например, грустную, задумчивую, медленную мазурку Фа минор (оp. 63 № 2), решительную, воинственную, сельскую мазурку До мажор (оp. 24 № 2), печальную, сожалеющую — До диез минор (оp. 63 № 3).
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гречанинов. Мазурка, mp3;
Майкапар. Вальс из альбома «Бирюльки», mp3;
Майкапар. Полька из альбома «Бирюльки», mp3;
Чайковский. Мазурка (три варианта исполнения) из «Детского альбома», mp3;
Шопен. Мазурка До диез минор (оp. 63 № 3), mp3;
Шопен. Мазурка До мажор (оp. 24 № 2), mp3;
Шопен. Мазурка Фа минор (оp. 63 № 2), mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект занятий, docx.
В презентации дана Мазурка П. Чайковского из «Детского альбома» в трёх вариантах:
1) в фортепианном исполнении;
2) в исполнении симфонического оркестра;
3) в вокальном исполнении (слова смотрите ниже).
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Мазурка — польский салонный танец.
-
2 слайд
Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец. Исполняют его парами. Этот народный танец горделивый и изящный, с чётким ритмом, акцентами.
Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. -
3 слайд
В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше как крестьянский танец, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам всей Европы.
-
4 слайд
1.Музыкальный размер мазурки составляет три четвертых или три восьмых.
2. Темп быстрый.
3. Частые резкие акценты, которые могут смещаться на вторую, а периодически и на третью долю такта.(пришпоривание)Этот ритм придаёт мазурке волевой, энергичный характер.
Особенности мазурки. -
5 слайд
Кавалер, получивший согласие дамы танцевать с ним, гордится этим, как завоеванием, а соперникам своим представляет любоваться ею, на его лице — выражение гордости победителя.
Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя.
После окончания мазурки кавалер становится перед дамой на колено, целует подол её платья, благодарит за честь и доставленное удовольствие. -
6 слайд
В классической музыке мазурка тесно связана с именем польского композитора Ф. Шопена, который написал более 60 мазурок. Мазурка Шопена всегда имела камерный характер.